Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Литовские поляки

Самая интригующая и при том единственная нераскрытая до сих пор ветка в моём роду. Имение близ Вилкомира, арест отца семейства и имения. Приёмные семьи, брак обманом, убийство доносчика, потерянные братья...

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 ... 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модератор: manager_mix
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
Итого. Нет повода считать, что Олимпиада вышла замуж ранее 17 лет. Есть подозрение, что брак состоялся летом. Т.е. первый ребёнок мог родиться в следующем календарном году. У нас есть примерное понимание, когда родилась первая выжившая дочь Олимпиады - Анна. Исходя из её брачного обыска, на февраль 1898 ей 17 лет. А значит она родилась в 1881 году, но т.к. тут февраль, т.е. самое начало года, то я подозреваю, что родилась она в 1880-м всё-таки.

Теперь. Из 1881 вычтем 17 (хотя, понятно, что после брака тут всё-таки ещё почти год нужен прежде, чем кто-то родится, но с запасом лучше взять, и так всё везде плюс-минус год). Самый поздний возможный год рождения Олимпиады 1864.

Мы имеем диапазон между 1857 и 1864. Многовато.

Прикрепленный файл: 1898 - БРАЧНЫЙ ОБЫСК АННЫ ХОЛИНОЙ_мал.jpg
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
Можно сказать, что брак был не позже 1880, но это мало что нам даёт пока. Если верить поэме, то Алексею 20 лет на момент свадьбы, а значит это примерно 1877 год. И эта дата мне кажется очень подходящей. Потому что полностью укладывается в логику событий и хронологию поэмы. Мне кажется, что поздние года рождения Олимпиады, после 1860 маловероятны. Как минимум, следует помнить, что у неё 2 младших братьев и сестра. Ну, не верится мне, что в 63-64 Казимир участвует в восстании, и затем успевают родится 4 детей, и только потом его арестовывают, типа в 70-м году.

А вот рождение её в 57-м, это мне видится вполне возможным. Т.е. я бы упирал на диапазон 1857-1861 в сплошных просмотрах метрических записей. Смущает только промежуток между браком и первым ребёнком, но мы точно знаем, что было две неудачные беременности, может быть таковой как раз была первая, типа в 1878-79, а потом Анна уже родилась в 80-81. В поэме утрата первенца не упоминается, мне кажется, это могло бы быть упомянуто, про сестру Франю-то написано. Но там много чего не упомянуто.

По итогу ничего не прояснилось, скорее ещё сложнее стало. 101.gif
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
Появился удобный просмотрщик доступных метрических Литовского архива. Там выложен Вилкомирский деканат и есть нужные годы, я сплошняком просмотрел все 20 с чем-то костёлов за 1857-1860 годы по рождениям. Ничего. Браки посмотрел за 56, 57, 58 - нуль. Зацепился было за одну пару, но они родили в 63 Константина, а это не подходит.

Из наблюдений. Я не встретил ни единого упоминания имени Олимпиада или Олимпия. Генрихов тоже если и был, то один. Людвиков и Францишек, Казимиров и Марьян - сколько угодно. Подозрительно. Первое, что приходит на ум, что имена не приняты в данном церковном кластере, что намекает на то, что надо искать в другом месте.

Боялся, что будет проблемно выискивать Казимиров и Марий-Марьян, но нет, таких пар, если не считать крестьян, за четыре года было штуки 4. Да и у крестьян там не так чтоб неподъёмно, но их я всё-таки не рассматривал подробно. Интересно так же, что как раз сочетание имён наиболее удобны для поисков, а не фамилия. Фамилию в католических записях пока разглядишь - глаза сломаешь, даже когда она слева отдельно выписана, она всё равно вертикально торчит. Неожиданно, сам сплошной поиск оказался куда проще, чем я опасался. Не знаю, чего местные исследователи так пугались отсутствия фамилии. После поиска какого-нибудь крестьянина Ивана Алексеева сына в русских метриках - это вообще не страшно.

Вилькомир был единственной зацепкой. Теперь с вероятностью 8/10 можно сказать, что в Вилькомирском деканате моих нет. Пока моя рабочая гипотеза в том, что они жили южнее Вилькомира, но на территории уже Виленской губернии, там, я пока не очень понимаю, но похоже, это Виленский уезд что ли, и деканат тоже какой-то тамошний, Гедройцкий, например, но там надо по каждому костёлу отдельно, видимо, смотреть. Т.е. Вилькомир находится не в географическом центре своих административных территорий, а на юге, и вполне вероятно, что живя на севере Виленской губернии ближайшим крупным городом мог оставаться Вилькомир.

Ух. Найду ли я их когда-нибудь? Пока надежда не потеряна.
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
Сунулся посмотреть, какие есть фонды по опеке в Литовском архиве, ничего путного не увидел, но зато в 708 фонде оказалось много дел и даже сами дела кое-какие повыложили с дворянскими родословными, есть алфавиты на русском, но опять старая беда - фамилии-то я так и не выяснил. Но это в очередной раз мотивировало меня провести мозговой штурм, чтобы попытаться выявить хоть что-нибудь ещё из имеющихся данных. И, надо сказать, у меня-таки появилась новая идея. В поэме я чуть лучше обратил внимание на времена года, они там в первой части постоянно присутствуют. Я не очень обращал внимание раньше, я решил как следует примерить их на польское восстание и обнаружил, что оно шло полтора года, уж не знаю, с чего я думал, что оно только зимой с 63 на 64 было. Вот в который раз убеждаюсь, что в нашем деле нужно раз в какой-то период перепроверять и перечитывать, всё что накопал - потому что мозг порой непредвиденно сбоит.

Я обратил внимание на последовательность времён года в моменте про донос и смерть Франи. И вообще, впервые по сути "приложил" восстание к поэме. И получилось, что донос случился осенью 1863 года, к тому моменту уже почти год идёт борьба. Потом, видимо, умирает Франя, затем весной Казимир появляется в имении, а летом восстание было подавлено. Таким образом, Франя умирает где-то на рубеже 63-64 годов. Значит родилась она примерно в 60-м. А значит, старшая её сестра должна была родиться раньше.

Меня смущал возраст Олимпиады, указанный в роддоме. Но я упорно считал, что Олимпиада была младше Алексея. И вот, перечитав поэму, я вдруг понял, что я так в этом мнении утвердился, потому что так говорила бабушка моя, а не потому что я до этого сам дошёл. Читаю текст и понимаю, да, Олимпиаде 17 лет, но не во время замужества, а скорее на момент смерти её приёмной матери. Это объясняет, что потом ещё какое-то время в семье траур соблюдался, ну правильно, вот ещё года три они жили без Фэли. И нет никакого противоречия, Олимпиада могла выйти замуж в 20, и быть ровесницей Алексея, который, как известно, точно родился в 1857.

Т.е. в Минск она попадает "лет семи". Если родилась в 57, то в 64 году - вполне подходит.

Таким образом, буду пытаться искать рождение чётко по 57 году, а брак Казимира и Марии (как я понял из уже виденных метрик, она там Марьяна скорее всего) где-то в 55-56. До этого я всё-таки обращал внимание на более поздние годы.

Теперь, кажется, всё более или менее сходится, нет противоречий каких-то серьёзных.
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
Ну что ж. Попробую зайти на второй круг просмотра метрических книг. Первая попытка была довольно спонтанная и почти бессистемная. Теперь постараюсь подойти к делу более обстоятельно.

Как показала первая попытка - сначала стоит попытаться найти брак Казимира и Марии просто потому что вторая часть МК короткая и все костёлы деканата за один год занимают листов 140 всего, что вполне подъёмно. Как я понял, Вилкомирский деканат выложен за нужный мне период и т.к. у меня других географических привязок нет, то начать лучше всего с него. И дальше расширять охват вокруг. К сожалению, Вилкомир находится на самом краю уезда и, чувствую я, искать придётся южнее, в Виленском уезде. Как уже писал выше, вторая географическая привязка - это упоминание монастыря в Вильно. Ну, наверное, будь дело в Ковенской губернии, Мария оказалась бы где-то там. За неимением ничего другого, буду двигаться в ту сторону. И, если я правильно понимаю, меня ждёт Гедройтский деканат, а затем что-то Виленское видимо. Гедройтский я уже тоже первично просмотрел, что доступно, там, увы, только по отдельным костёлам получается, и не все я нашёл, но я смотрел, получается, более поздние годы, теперь надо обратить внимание на новые датировки.

Просмотрено (буду обновлять):

По Вилкомирскому деканату

Браки: 1854, 55, 56, 57 годы. Ни одного брака некрестьянского Казимира и Марии.
Рождения: 1857, 58.

По Утенскому

Рождения: 1857, 58

По Паневежскому

Рождения: 1857, 58

По Ковенскому

Рождения: 1857

По Новоалександровскому (Зарасай)

Рождения: 1857

По Абельскому

Рождения: 1857
Лайк (1)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
Ну, кажется, я худо-бедно разобрался в этой их системе с деканатами и епархиями. По идее, я отсмотрел всё, что было возможно по Тельшевской епархии, там выложены консисторские экземпляры, есть нужные мне годы и, по сути, я охватил запад, юг, восток и центр. Результат - нуль. Интересно, что я так ни разу и не увидел имени Олимпия или Олимпиада. Зато 3-4 Генриха в том или ином виде всё-таки показались.

Теперь остался тот самый Гедройтский деканат, он относится уже к Виленской епархии, а по ней консисторских экземпляров нет выложенных вроде бы, хотя я нашёл шифры дел в архиве, сами дела существуют: ф. 604, оп. 22, дд. 17 и 18.

Я отсмотрел приходские экземпляры, тоже ничего не нашёл, НО. Не хватает там двух - Корвинского костёла (думаю, пёс бы с ним, он прям уже там возле Вильны) и Шешольского. А вот этот Шашоуляй (Šašuoliai), если смотреть на карту - ну прям возле Вилькомира. Очень подозрительно. Этот приход просто необходимо отработать. Плюс, мне кажется, консисторских экземпляр может содержать какие-нибудь филиальные ошмётки, не углублялся, но мало ли.

Какой пока напрашивается вывод? Сохранность метрик вроде бы чуть ли не 100%, не заметил каких-то лакун. По идее, если люди были - должны найтись.
Лайк (1)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
Пересмотренная хронология.

Литва, предположительно Виленская губерния, Виленский уезд, но где-то ближе к городу Вилькомиру (Укмерге) (возможно, в приходе Шешольского костёла). Малятская волость? Возможно, какой-то фольварк (Кевкле, который почему-то (выяснить!) указывается при костёле, кажется, как раз был где-то на реке, например).

1857 - вероятный год рождения Олимпиады, месяц, возможно - декабрь. (Вроде я и в прошлый раз смотрел католический святцы, но тогда откуда-то всплыл март, сейчас - везде декабрь вижу).
1863 - в январе начинается польское восстание.
1863 - осенью случается "донос", Казимир уходит из имения, затем умирает дочь Франя в возрасте 4-х лет.
1864 - ранней весной Казимир тайно приходит повидаться домой.
1864 - в июне подавляется восстание. Вероятно, летом, или ранней осенью происходит арест? Казимира, а затем и Марии, опись имения.


1864 - осень, начало жизни в Минске, в приёмной семье.
1864 - возможно, тут накладывается отъезд Петруся в корпус, т.е. он уезжает, а как бы "на его место" капитан Раймунд берёт под опеку Олимпиаду. И это всё происходит как раз осенью 1864 года. Но, возможно, Петрусь уедет позже.
1874 - умирает Фэля, приёмная мать, примерно 17 лет Олимпиаде в этот момент. Проходит 2-3 года с момента её смерти и
1877 - лето, брак с Алексеем и переезд в Москву. Алексею 20 лет, а родился он в 1857 году точно.


1880-81 - вероятно, зима с 80 на 81, рождение первого (во всяком случае, из выживших) ребёнка - Анны.
Лайк (1)
Karel_Bel

Санкт-Петербург
Сообщений: 1448
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 3153

manager_mix написал:
[q]
Интересно, что я так ни разу и не увидел имени Олимпия или Олимпиада.
[/q]

Здравствуйте!
Возможно причина этому - в имени. Вероятно, католическое имя было близкое по звучанию, но не Олимпия.
С уважением, Елена.
Лайк (1)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189

Karel_Bel написал:
[q]
Вероятно, католическое имя было близкое по звучанию, но не Олимпия.
[/q]


Так и похожих не видно. И я как-то не могу представить, а какое похожее-то? Могу сделать предположение, что раз в поеме она Олеся, то, может быть, Александра. Но вот в какой момент она тогда сменила имя и зачем - загадка, в русских метриках она Олимпиада или Олимпия. Внук знал её под именем Олимпиада. Святые католические подходящие есть. В русских именах тоже есть Олимпиада\Лампиада. Они тоже редкие, но штук 5 на древо у меня имеется.

Тут, конечно, проблема в том, что женские имена я глазом зацеплял значительно реже. Потому что имя новорожденного в католической метрике запрятано чёрте где, а просмотру подвергаются имена родителей, где первым идёт отец, плюс там сначала написано сословие, а следовательно крестьян я просто пропускал. Но, всё равно, объём большой просмотрел, ничего похожего. Казимеры\Казимежи есть, Марьян завались, Францишек - море, Людвиков - прилично, Генрих\Хенрик - мало, но нашлись.

На примере Генриха могу предположить, что имя редкое. Ещё есть у меня, как и в русских метриках, ощущение моды на имена по местности (например, в одном из регионов было аномальное количество Михаилов) и поколению. Если бы были видны имена новорожденных - может, там бы встретилось. Потому что в те разы, когда я всматривался - там отличались имена от родительских.
Лайк (1)
Karel_Bel

Санкт-Петербург
Сообщений: 1448
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 3153

manager_mix написал:
[q]
Но вот в какой момент она тогда сменила имя и зачем - загадка
[/q]

Возможно, приемная семья в Минске была не римско-католического вероисповедания, а, к примеру, была прихожанами униатской церкви, которая в середине 19 века перешла автоматически в православие, и при удочерении, скажем, Оливию, присоединили к православию с наречением Олимпиадой.
Я только предполагаю, так как точно сама не знаю, как осуществлялся переход униатской церкви в православную, то есть, если человек был Сигизмундом, обязательно ли ему меняли имя на православное?

manager_mix написал:
[q]
Потому что имя новорожденного в католической метрике запрятано чёрте где, а просмотру подвергаются имена родителей
[/q]
Ничего не поделаешь, надо внимательно вычитывать и то, и другое.

Ещё. Надо выяснить, каков был порядок удочерения в Минске. Какая организация была уполномочена узаконить эту процедуру? На девочку, взятую под опеку государства, выделялись финансовые средства, поэтому должен был быть учёт детей. Конечно, это не совсем показательный для Вас пример, но всё же, посмотрите, каким был учёт:
https://forum.vgd.ru/post/1215/136011/p4260726.htm#pp4260726
А ещё посмотрите на форуме тему: https://forum.vgd.ru/1471/63686/0.htm?a=stdforum_view&o=
Здесь информация по столичному региону, но это может сориентировать с названиями подобных учреждений в Минске или Вильно, чтобы искать документы в архивных фондах.
С уважением, Елена.
Лайк (1)
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 ... 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модератор: manager_mix
Вверх ⇈