Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Литовские поляки

Самая интригующая и при том единственная нераскрытая до сих пор ветка в моём роду. Имение близ Вилкомира, арест отца семейства и имения. Приёмные семьи, брак обманом, убийство доносчика, потерянные братья...

    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модератор: manager_mix
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
Важный момент, о котором не стоит забывать - это время написания поэмы. 1965 год. 28 лет прошло с тех пор, как умерла мать Лидии, были ли какие-то черновики или записи более раннего времени? Увы, её домашний архив не сохранил ничего такого. Такой большой временной промежуток, думаю, вполне мог повлиять на точность изображения в худшую сторону, учитывая ещё и то, что это и так повествование на основе рассказов.

Несмотря на корявые стихи - поэма, конечно, вызывает массу интереса. Она выгодно отличается от всего, что Лидия написала, потому что в ней есть лихо закрученный сюжет. Сама она придумать такое, на мой взгляд, не имела способностей, если только не взяла за основу какое-то другое произведение, но я пока чего-то похожего не обнаружил (справедливости ради, не особенно искал). Но вот незадача! Генеалогическая информация в поэме есть, но нет очень важных элементов. Прежде всего, самое печальное - нет той самой польской фамилии. Надо сказать, там вообще нет фамилий.

Мы узнаём, что отца и мать Олеси звали Казимир и Мария. Что у них было своё родовое имение, размеры его не уточняются. И что единственная упомянутая географическая привязка - Вилькомир. Но туда именно лежал путь, значит это явно было не в самом городе. Возможно неподалёку протекала река, но размеры её тоже не уточняются. Так-то через Вилькомир протекает река, но у неё там уйма мелких притоков. Видимо, Вилькомир должен был быть ближайшим крупным населённым пунктом. Скорее всего, в качестве уездного центра, хотя и не обязательно. Но робко можем предположить, что дело в Вилькомирском уезде Ковенской губернии.

В семье было 4 детей. Две девочки и два мальчика. Казимир вёл какую-то антигосударственную деятельность. И в какой-то момент на него написали донос. Как он об этом узнал, правда, не сообщается. Но пустился в бега. Как всегда, увы, для этой поэмы всё очень туманно. Если следовать словам, которые употребляет автор, то можно подумать, что Казимир принадлежал к какой-то организации типа "Земли и воли". Крестьяне, ненавистный закон, терроризм. Но ключевым событием для этого периода времени всё-таки было польское восстание 1863-64 годов, там аграрные реформы тоже были включены в повестку. И в целом, конечно, последующие события скорее приводят меня к мысли, что Казимир, вероятно, каким-то образом был причастен к польскому восстанию. Смущает ремарка о том, что он злил магнатов. Но этих тонкостей в тамошних отношениях я, увы, не знаю. Так же есть основания полагать, что события поэмы происходят заметно позже 64 года, лет на 10. При этом я видел документы как раз по аресту имений в связи с участием в польском восстании и за более поздние года. Ещё вопрос вызывает показной атеизм - дело в том, что сама Лидия была очень негативно настроена по отношению к религии, состояла в партии и в целом могла до некоторой степени как раз выписать себе образ такого героического революционного деда. Именно в описании Казимира я бы менее всего доверял автору.

Можно обратить внимание на времена года, присутствующие в повествовании. Что это? Художественный вымысел, или всё-таки следование реальной хронологии? Экспозиция разворачивается летом, осенью случается донос, затем умирает одна из дочерей - Франя 4-х лет (под такое имя вроде бы лучше всего подходит Франчишка), зима не упоминается, а ранней весной Казимир навещает семью. Затем проходит какое-то неизвестное количество времени (на основании данных поэмы можно примерно предположить возраст детей, и у меня получилось так, что младшему на момент событий года два, а значит времени в этом эпизоде проходит едва ли больше года) в течение которого местный ксёндз пытается проводить воспитательно-дознавательную работу, но в итоге происходит арест имения, оно отписано в казну, Мария отправляется в монастырь, Казимира "ждёт Сибирь" (поймали ли его?). С детьми ситуация для меня самая непонятная. Куда и по какому принципу они распределяются - решительно неясно. На этом заканчивается первая часть поэмы.
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
Вторая часть описывает жизнь Олеси в приёмной семье. Сначала следует экспозиция домика на окраине Минска, где живёт пан капитан Раймонд с женой Фэлей (Фелиция?) и сыном Петрусем. Рассказывается о том, что Петрусь хотел стать художником, но отец определил его в кадетский корпус. На дальнейшие события этот персонаж никак не влияет. И о его будущей судьбе из поэмы мы ничего не узнаем. Конечно же фамилии тут тоже нет. И вот Олеся попадает в эту семью. И её приёмная мать, на счастье, находит с Олесей общий язык, вероятно оставляя по себе добрую память.

Тут же мы узнаём важные детали, связанные с возрастом и социальным положением. Чётко прописано, что Олеся - дворянка. Хотя признанные они были герольдией или нет - неизвестно, но тем не менее. В приёмную семью она попадает примерно в 7 лет. А оба брата названы младшими. Проходит время. Дальше есть некоторая странность. С одной стороны сначала отмечается, что Олесе уже 17, и в этот момент умирает её приёмная мать Фэля, жена капитана. Но затем описывается традиция траурных дней, и выглядит это так, словно проходит ещё 2-3 года. Упоминается портрет Фэли, что, возможно, важная деталь для будущего анализа фото из семейного архива. Итого, Олеся минимум 10 лет прожила в Минске.

А затем капитан с одной стороны задумывает Олесю женить, а с другой подворачивается настойчивый жених - Алексей из Москвы 20-ти лет. Алексей сообщает, что он - купеческий сын. Социальный статус (да и религиозная принадлежность) не в его пользу, а потому он упирает на богатство, чем убеждает Раймонда, который, в свою очередь, убеждает-таки Олесю выйти замуж за нелюбимого, но богатого.
IrenaWaw

Сообщений: 1687
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 1098
Олеся может быть Александрой.
Феля - Фелиция или Феликса.
Лайк (1)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189

IrenaWaw написал:
[q]
Олеся может быть Александрой.
Феля - Фелиция или Феликса.
[/q]


Олимпия она. Олимпиада. Об этом чуть позже.

Про Феликсу - спасибо, это имя не попадало в поле моего зрения.
Лайк (1)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
Кусок под названием "Новогодний сон Олеси" не был включён в поэму, был где-то отдельно немного записан, я не совсем понял этот момент, но он ничего нового не даёт, а нужен для художественного эффекта, а т.к. в 3-й части сон упоминается, я его вставил как раз перед ней.

3-я часть повествует о жизни Олеси после свадьбы. Ситуация оказывается крайне плачевной. Алексей оказался никаким не купцом. Привёз молодую жену в Москву, в какой-то подвал с прачками и сапожником дядей Ваней (а в Минск он ездил тоже к какому-то дяде Сергею - меднику). И, судя по всему, положение молодой семьи трудно было назвать блестящим. Тут Олеся решает написать матери (сюрприз-сюрприз, биологическая мама Мария всё это время сидит себе в монастыре в Вильно), но та, видимо, выдаёт дочери жёсткую отповедь, что нечего было за иноверца выходить.

Меня, конечно, сильно поражает вся эта ситуация. Особенно со связью. Неужели настолько затруднительно было обменяться парой-тройкой писем? Почему брак так скоро организовали без каких-либо вообще подтверждений хоть чего-нибудь? Но, видимо, был какой-то комплекс причин, как всё так вышло.

Алексей работал на ж/д. Спустя время, имея уже трёх детей, он с семейством перебрался в Бахмач, там был, видимо, небольшой огород и более приемлемый для жизни дом. И тут происходит невероятное событие. Октябрьским вечером (снова фигурирует время года, во второй части так же были прямые указания на них), в сарае с дровами Олесю поджидает её брат - Людвиг. Он рассказывает, что так и не нашёл самого младшего из братьев - Генриха. И говорит, что отец Казимир по слухам был террористом. Сам Людвиг пошёл по стопам отца, а заодно убил ксёндза из первой части, который, по словам Людвига, и сделал тот злополучный донос, а теперь хочет бежать во Францию, т.к. за его ловят жандармы. Больше о брате Олеся до конца жизни не слышала.

Детей стало шестеро, а семья продолжала кочевать - где именно не сказано. Как-то обтекаемо сообщается о том, что Олесе приходилось "чужим людям служить". А ближе к революции осели в Касторном. После революции "намечали посты в комитет бедноты", куда были приглашены Алексей и некий Семён. Кто такой Семён? Можно только предполагать, что для автора - это было какое-то очень очевидное лицо, про которое она забыла написать - кто это вообще такой. А затем в феврале неизвестно какого года Алексей умер. К этому времени дети (непонятно все или как) жили уже в Москве, и Олеся отправилась доживать свой век с ними. Дети, однако, обзавелись своими семьями и рассорились между собой. В декабре 1937 года Олеся умерла от чахотки и была похоронена на Преображенском кладбище в Москве.
Лайк (1)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
Кроме поэмы, мне был доступен небольшой архив, оставшийся от этой семьи. В ближайшее время я собираюсь в очередной раз его пересмотреть, но вроде бы я и так достаточно его проработал на данный момент. Да и фотографии у меня есть всех его единиц хранения. Ну и были некоторые сведения уже о детях Олеси. А вернее было сказать, о трёх из них. Это моя прабабушка - Лидия Алексеевна, сестра - Елена и брат Николай. Ни имён, ни чего бы то ни было другого о трёх других детях Олеси известно не было. Никаких следов.

Елена, кажется, так и не выходила замуж и провела жизнь в основном вместе с Лидией, её видела уже моя бабушка, а с Николаем сёстры явно общались, т.к. сохранилась пара открыток, но вот куда он исчез, когда умер - мы не знали, в т.ч. и бабушка, которая вышла замуж за деда в 1953 году, и соответственно слабо представляет, что в семье происходило до этого.

Архив сообщал наконец-то хотя бы фамилию Олеси после замужества. Сохранилась её фотография, которая явно была удостоверением личности, фото со штампом инженера тяги и подписью О. Холина. Елена Алексеевна тоже носила фамилию Холина, и Николай Алексеевич фигурировал с ней. А значит совершенно твёрдо можно было сказать, что фамилия Алексея была Холин. Фото по фотографу неплохо датируется около 1914-го года.

Было известно, где семья жила как минимум с 1928 года, когда родился мой дед Владислав. Это был дом №7 на Русаковской улице. Кажется, первый или один из первых проектов известного архитектора Иофана. В более поздних документах указывалась квартира №1. Дом был построен около 1925-26 гг. Так что очевидно, что раньше все жили где-то в другом месте.

Прикрепленный файл: Холина Олимпиада Казимировна.jpg
Лайк (3)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
Чуть забегая вперёд, нужно сказать, что первым местом, куда я отправился на поиски было для меня самое очевидное - указанное в поэме Преображенское кладбище, благо живу я не особенно далеко. Там мне удалось застать "архивиста", уж не знаю, как там это у них называется, но он нашёл запись о погребении в декабре 1937 года Холиной Олимпиады К. Которая скончалась в возрасте 67 лет. А смерть была зарегистрирована Сокольническим ЗАГСом. Это можно было бы предположить, но уж тут сразу выяснилось наверняка.

Вот так оказалось, что Олеся была Олимпиадой. Я рассказал бабушке - она тут же вспомнила, что дед действительно говорил "моя бабка Олимпиада", но бабушка посчитала, что он шутил, и не придала этому значения, а теперь вспомнила.

Кроме того, стал известен примерный возраст. Опытные исследователи конечно понимают, что доверять ему следовало с осторожностью, но за неимением другого именно от него я постарался высчитать датировки в поэме. Впрочем, ещё забегая вперёд, это ничего особенного не дало, а вопрос возраста Олимпии (вероятно в польском варианте имя звучит скорее именно так) я вынесу в отдельный пост.
Лайк (1)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
До самого архива ЗАГСа я дошёл только в прошлом году, но по Олимпиаде он мне сильно сведений не добавил, только появилась точная дата смерти 13 декабря 1937, а так же полное написание ФИО, как Олимпиада Казимировна Холина. При этом в графе национальность стоит русская (или великорос - я сам не видел, мне с монитора прочитали, но суть такая). Ну да - русская, Казимировна, ага.
Лайк (2)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
В архиве Холиных сохранилась салфетка из ресторана А.Т. Гладышева с вензелем - то ли "Х", то ли "К". Я склоняюсь к "Х". Похоже на фрактуру. Х - Холина? Зачем в ресторане могла быть такая именная салфетка? Сохранились обломки серебряных ложек, хранимые, то ли как сувенир, то ли как ценность. На двух помимо клейм есть гравировки. На одной, похоже, готическим шрифтом, но кириллицей написано А.Г. И клеймо там дореволюционное ещё. На другой фрактурой A.S., хотя, может быть, что-то вроде ошибки - и это тоже A.G. Третья ложка без гравировки. Клейма на них вроде бы более поздние, чуть ли не 1927 и далее годов. Похоже, что от ложек тут толку мало, они только запутывают.

Есть ещё единственная фотокарточка в рамке, на ней изображена прилично, но довольно скромно одетая женщина. Достав фото из рамки - снизу мне удалось прочитать, что это фотоателье Эмериха Адамовича в Минске (годы деятельности 1864 - 1882). Т.е. это фото очевидным образом отсылает нас ко второй части поэмы и жизни Олимпиады в приёмной семье. Поначалу я подумал, что это сама Олимпиада, даже находил какие-то схожие черты, но позже, поразмыслив, пришёл к выводу, что более вероятно и логично, что это её приёмная мать - Фэля. Если верить поэме, то не считая раннего детства - именно Фэля была наиболее светлым и тем немногим отрадным в жизни Олимпиады. Кажется мне, что и имена на белорусский манер (Олеся, Петрусь) выбраны неслучайно, именно как штрих к наиболее дорогому её сердцу периоду жизни.

Прикрепленный файл: 2016-12-05 13.37.50.jpg2016-12-05 13.38.38.jpg, 799073 байтФэля, возможно.JPG, 2434442 байт
Лайк (2)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
Итак, если оставить в стороне историю уже детей Олимпиады и семью её незадачливого мужа Алексея - то можно сказать, что на этом данные почти заканчиваются. Долгое время эта польская линия оставалась тупиком. Остаётся она им и до сих пор, но с появлением новых данных надежд становится чуть больше.

За последний год появились важные сведения о как раз семье Алексея, ведь раньше о нём мы знали только то, что сообщено в поэме и ни строчкой более. А появились они благодаря как раз детям Олимпиады. Но до того расскажу об одном предположении, которое основывается, к сожалению, только на уникальности сочетания имени и отчества, а потому не может считаться серьёзным фактором в исследовании, но держать его в уме на всякий случай мне кажется не лишним.

В базе по ПМВ мне попалась карточка некоего Петра Раймундовича Оленикова-Романовского. И вот тут: https://ria1914.info/index.php...0%B8%D1%87 на него имеется профайл.

Из профайла следует, что этот Пётр 1866 года рождения закончил Симбирский кадетский корпус, был, что немаловажно, католического вероисповедания (хотя с отцом Раймундом это кажется естественным). Погиб затем в 1915 году, но это уже другая история. Уж не наш ли это Петрусь?

К сожалению, есть несколько обстоятельств, которые выступают против соотнесения Петруся из поэмы и Петра из Симбирского корпуса. В тех же карточках ПМВ обнаруживается ещё и Станислав Раймундович Олеников-Романовский. Впрямую нигде не говорится, что это брат Петра, но уж больно велик соблазн думать, что он-таки брат. В поэме ни слова не говорится ни о каком Станиславе. На это можно возразить, что там много о чём не говорится, и это тоже будет правдой. Симбирский корпус уж больно далеко от Минска, наверное, это не препятствие, но вот съездить в Москву, например, с родичами жениха познакомиться почему-то сложно было, а мотаться из Симбирска в Минск нет. Кроме того, по году рождения (1866) видно, что поступил Пётр, похоже ещё в гимназию, которая только в ходе его обучения стала именоваться кадетским корпусом. Тут мне сложно судить, как это и на что влияет. Но в любом случае, даже появление в Симбирске интерната только в 1878 уже как-то смущает, ведь поступить туда Пётр должен был в 1877 исходя их возраста. Кадетским корпусом гимназия вообще стала называться только с 1882 года. Ну, хорошо - год туда, год сюда. Мало ли. Ещё этот Пётр довольно неплохо продвигается по службе, а наш Петрусь служить как-то не стремился, как мы помним.
    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модератор: manager_mix
Вверх ⇈