Засечные (засецкие) сторожа
Служилое сословие в Московском государстве XVI - XVII вв.
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25142 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21021 | Наверх ##
15 февраля 2015 19:36 15 февраля 2015 19:36 Лебедев В. И. Легенда или быль: По следам засечных сторожей. — Саратов - Пенза: Приволж. кн. изд-во, Пенз. отд-ние, 1986. — 136 с. Солодкин Я. Г. Засечный приказ // Вопросы истории. — 1999. — № 11-12. — С. 169-170. Укрепленные пункты юго-западного порубежья Московского государства в XVI - середине XVII векаРГАДА. - Ф.210. - Разрядный приказ. - Столбцы Белгородского, Севского, Приказного столов. Первая географическая карта на русском языке, нарисованная в 1604-1605 годах Федором Годуновым, сопровождает четко прорисованные засечные леса близ Тулы надписью: «Засека, состоящая из вырубленных рощей и валами огражденная для удержания набегов крымских ханов». Большая засечная черта шла от Переяславля Рязанского на Тулу, дальше на Белев и Козельск.
Для охраны засек в Московском государстве существовали засечные воеводы и головы, которым подчинялись засечные сторожа. Кроме того, за отдельными звеньями засек смотрели местные крестьяне – «окольные люди». Числились засеки в Пушкарском приказе. В случае порубки с засечных сторожей взыскивался штраф. При смене сторожей старые ручались за новых; поручители подвергались пене по государеву усмотрению. Ввиду истребления засечных лесов «будными» (поташными) заводами в 1659 году было запрещено основывать вблизи засек новые заводы без особого государева повеления. Не разрешалось рубить там деревья и дрова даже военнослужащим (ратным людям), имевшим по уложению царя Алексея Михайловича право без позволения владельцев повсюду рубить леса на собственные нужды, но не для продажи.
Во время русско-шведской войны леса засекали в последний раз. С постепенным распространением границ государства на юг засеки утратили свою специальную стратегическую цель. Вообще, при Петре Первом эти леса, уже потерявшие оборонительное значение, стали первым природным заповедником на Руси. В них запрещалась всякая хозяйственная деятельность, даже сбор ягод и грибов, а за прокладку лесных тропинок предусматривалась смертная казнь. В Тульских засеках впервые в России была учреждена лесная стража, состоящая из офицеров, капралов и рядовых, впервые назначены лесничие для правильного ведения лесного хозяйства, с учетом рубок леса для нужд тульских оружейных заводов.ЗАСЕЧНЫЙ ПРИПИСНОЙ СТОРОЖ С 1521/1566 - по начало XVIII в. Военная должность, возникшая в ходе сооружения Большой засечной черты в 1521-1566 гг. В ведении таких сторожей, назначавшихся из местных зажиточных крестьян, находились отдельные прясла (звенья) участков, на которые делились засеки. Каждому приписному сторожу поручалось для наблюдения 1 прясло (звено) засечного участка, т.е. пограничная полоса длиной в несколько сотен метров. В мирное время приписной сторож следил за степью, чтобы вовремя узнать о появлении врагов, и препятствовал местным жителям растаскивать из засечных укреплений срубленные деревья на хозяйственные нужды. При нападении же кочевников Засечный приписной сторож выполнял функции десятника (1) или ефрейтора, собирая под своей командой небольшую группу местных крестьян для защиты вверенного прясла пограничной черты. Подчинялись Засечные приписные сторожа тому засечному поместному сторожу, в чей участок входили их прясла. В начале XVIII в. в связи с затиханием набегов степняков и перенесением границы далеко на юг засеки утратили свое значение и постепенно упразднились, а вместе с ними исчезла и должность Засечного приписного сторожа. Источники: ПСЗ I. Т. 1. № 1; Сторожев В.Н. Рязанские засечные книги XVII в. М., 1890; Яковлев А. Засечная черта Моск. гос-ва в XVII в. М., 1916; Новосельский А.А. Борьба Моск. гос-ва с татарами в 1-й пол. XVII в. М.; Л., 1948; Заборовский В.П. Белгородская черта. Воронеж, 1969. Е.В. Мезенцев ЗАСЕЧНЫЙ ПОМЕСТНЫЙ СТОРОЖ С 1521/1566 - по начало XVIII в. Военная должность, возникшая в ходе сооружения Большой засечной черты в 1521-1566 гг. В ведении таких сторожей, назначавшихся из местных городовых дворян и детей боярских, поручались отдельные участки тех или иных засек, обычно полосы длиной в несколько километров. Поместные сторожа подчинялись засечному голове и засечному приказчику той засеки, в которую входили их участки, а сами руководили засечными приписными сторожами, ведавшими отдельными звеньями их участков. В мирное время Засечные поместные сторожа регулярно объезжали свой участок (полосу), ведя наблюдение за границей и охраняя заповедную черту и леса от потрав и разрушений со стороны местного населения. При угрозе же нападения кочевников каждый Засечный поместный сторож возглавлял оборону своего участка, собирая под своей командой до сотни и более бойцов, в основном мобилизованных по разнарядке местных крестьян. По служебному старшинству должность Засечного поместного сторожа примерно соответствовала IX-XII кл. позднейшей петровской "Табели о рангах", т.е. ее занимали лица, имевшие позднее чины от поручика до капитана. В начале XVIII столетия в связи с затиханием набегов кочевников и перенесением границы далеко на юг засечные черты утратили свое значение и постепенно упразднились, а вместе с ними исчезла и должность Засечного поместного сторожа. Синоним: Ездовой сторож Источники: ПСЗ I. Т. 1. № 1; Сторожев В.Н. Рязанские засечные книги XVII в. М., 1890; Яковлев А. Засечная черта Моск. гос-ва в XVII в. М., 1916; Сташевский Е. Смоленская война 1632-1634 гг.: Орг-ция и состояние Моск. армии. Киев, 1919; Новосельский А.А. Борьба Моск. гос-ва с татарами в 1-й пол. XVII в. М.; Л., 1948; Заборовский В.П. Белгородская черта. Воронеж, 1969. Е.В. Мезенцев ЗАСЕЧНЫЙ ПРИКАЗЧИК С 1521/1566 – по начало XVIII в. Военная должность, возникшая в ходе сооружения Большой засечной черты в 1521-1566 гг, введенная затем и на других засеках. Засечный приказчик являлся ближайшим помощником и заместителем засечного головы, а иногда самостоятельным начальником небольшой засеки - участка укрепленной пограничной линии длиной в несколько десятков км. Назначался из местных городовых дворян и городовых детей боярских и имел под своим началом до несколько сотен бойцов. В подчинении у Засечного приказчика находилось несколько засечных поместных сторожей, охранявших со своими отрядами отдельные участки данной засеки. При нападении кочевников обычно руководил обороной засечных ворот. По служебной иерархии должность Засечного приказчика примерно соответствовала VIII кл. позднейшей петровской "Табели о рангах", т.е. ее обычно занимали лица, имевшие позднее чин майора. В начале XVIII в. в связи с затиханием набегов кочевников и перенесением границы далеко на юг засеки утратили свое значение и постепенно упразднились, а вместе с ними исчезла и должность Засечного приказчика. Источники: ПСЗ I. Т. 1. № 1; Сторожев В.Н. Рязанские засечные книги. М., 1890; Яковлев А. Засечная черта Моск. гос-ва в XVIII в. М., 1916; Сташевский Е. Смоленская война 1632-1634 гг.: Орг-ция и состояние Моск. армии. Киев, 1919; Новосельский А.А. Борьба Моск. гос-ва с татарами в 1-й пол. XVII в. М.; Л., 1948; Загоровский В.П. Белгородская черта. Воронеж, 1969. Е.В. Мезенцев ЗАСЕЧНЫЙ ГОЛОВА С начала XVI– по начало XVIII в. Военная должность на Засечных чертах Русского государства. Засечный голова командовали отрядами пограничной засечной стражи, охранявшими от набегов татар и др. кочевников определенные участки засечной черты - засеки. В подчинении у каждого Засечного головы находились засечные приказчики и несколько сотен рядовых - засечных сторожей, набиравшихся из местных крестьян. Сами же Засечные головы подчинялись Засечным воеводам. В случае опасности они собирали окрестных людей, дрались с неприятелем и даже ходили в поход. По рангу Засечный голова примерно соответствовали IX кл. позднейшей петровской "Табели о рангах». В начале XVIII в., когда впереди засечных черт были построены укрепленные пограничные линии, а набеги кочевников стихли, оказавшиеся в тылу засеки потеряли свое значение и постепенно пришли в упадок, а должность Засечного головы исчезла за ненадобностью, упразднены в 1679 г. Здесь полная история Тульских засек. См: .Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года. Том XXIX. 1806-1807 гг. --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
Виктор Зайцев Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей Сообщений: 597 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 849 | Наверх ##
16 февраля 2015 3:51 Интересная статья... Привожу полностью
«На реке Сердобе и в иных урочищах…». Сердобск и Сердобский район в XVIII веке.
Саратов, Изд-во Саратовской государственной академии права, 1999. 114 с. В авторской редакции. © М.С. Полубояров, 1999.
Корабельных лесов сторожа. Для чего Петру Первому понадобился сердобский лес? Из засечных сторожей – в сторожа корабельных лесов. Основание Сердобска. «Кубанский погром». Сердобский острог на Лысой горе. Первая перепись податного населения.
I
Таковы события и факты, предшествующие заселению Сердобского края русскими служилыми людьми и помещиками. Из них видно, как неправы краеведы, отмечавшие обезлюженность Прихопровья перед его новой колонизацией. Будто бы на территории района до 1723 года имелось только одно селение – Сердобинская слобода, а к 1744 прибавился лишь один населенный пункт.[12] Правда, те же авторы сами себя опровергают, показывая в пределах Сердобского уезда целый ряд населенных пунктов, основанных в первые годы 18 века, – Старое Мещерское, Рождественское, Камзола тож, и другие. По утверждению этого же источника, будущий Сердобск якобы входил в состав Петровского уезда. В то же время не прав саратовский краевед прошлого века Н.Ф. Хованский, полагавший, будто «Сердобский уезд был населен уже в 1680 году как район, менее других подвергавшийся набегам ордынцев».[13]
Прежде всего, стоит взять на заметку, что почти до конца 18 века населенные пункты нынешнего Сердобского района входили в состав Завальных станов двух уездов – Пензенского и Нижнеломовского. Границ уездов как таковых не существовало. Административное подчинение строилось на основании того, какая приказная изба осуществляла отвод земли ее владельцам и в какие города население платило налоги. В итоге Камзолка (Никольское), Дубасово, Жадовка (ныне Яблочково), Соколка, Бабарыкино, Репьевка оказались в пределах Нижнеломовского, а Сердобинская слобода, Долгоруково, Куракино, Мещерское, Камзола (Рождественское) – Пензенского уездов. Эта неразбериха устранена лишь с учреждением в царствование Екатерины II нового уездного деления и с появлением крупномасштабных карт, с помощью которых оказалось возможным прочертить границы территориальных образований.
Первым, кто получил права на пользование сердобскими угодьями, стал родственник царя, боярин Лев Кириллович Нарышкин (1691 год). Он долго не заселял пожалованные ему обширные пространства, простиравшиеся от Цны до Медведицы. В 1694/95 году боярин жаловался Петру, что на его нарышкинских землях самовольно селятся люди разного звания.[14] В процессе колонизации Сердобского района Лев Кириллович не сыграл заметной роли, значительная часть жалованных ему земель оказалась у других помещиков.
Мощный толчок переселенческому движению на реку Сердобу из центральных областей России был дан решением правительства, а не мечтами дворян о новых землях. Причина, побудившая Москву обратить взоры на просторы Прихопровья, связана с завоеванием Азова. Как известно, царь Петр предпринял два похода, чтобы отобрать у турок эту мощную крепость, построенную в устье Дона, закрывавшую России выход в Черное море. В 1695 году город взять не удалось. На следующий год Петр предпринял вторую экспедицию, оказавшуюся успешной. Но Азов в результате бомбардировок был сильно разрушен и требовал восстановления. К тому же неподалеку оборудовалась Таганрогская гавань, прибывали в Азов переведенцы из России, которым требовалось жилье. Быстро ветшали построенные на воронежских верфях корабли, то и дело нуждавшиеся в ремонте. Для всего этого требовалось огромное количество леса. В окрестностях Азова он не рос, и царь Петр, вероятнее всего, по совету бывшего пензенского воеводы Ивана Ивановича Щепина, назначенного азовским комендантом, заинтересовался богатыми дубом, сосной и липой лесами Верхнего Прихопровья. До прокладки железных дорог древесина на дальние расстояния доставлялась вязками плотов по течению рек. Сердоба впадает в Хопер, Хопер – в Дон, а в устье Дона расположены Азов и Таганрог. Туда и плыть плотам сердобским!
Но прежде предстояло решить непростую задачу. В Азове почти не было русских войск. Победители вернулись в Москву, а город на берегу моря остался под охраной небольшого гарнизона. Поэтому осенью 1697 года Петр подписал указ о переводе 3000 семей служилых людей из Пензенского, Мокшанского, Саранского, Симбирского и Инсарского уездов на вечное поселение в Азов.[15] Подлинник указа не обнаружен, но в делах Азовской приказной палаты удалось отыскать сразу две выдержки из него.[16] В первой, касающейся симбирских переведенцев (в том числе казаков, взятых с Юловского городища, ныне г. Городище), говорится: «В прошлом в 205-м году, по указу великого государя и царя и великого князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, стольнику Федору Репьеву, Миките Анненкову, Миките Чирикову, из Синбирска и с Синбирские черты из отъезжих слобод казаков и засечных сторожей и станичников 2023 человека, з женами и з детьми, и з братьями, и с племянники, и з зятьи, которые с ними жили в одних дворех, велено перевесть в Азов на вечное житье».
А вот другая выдержка из того же дела: «В прошлом 205-м году, по ево, великого государя, указу переведено в Азов на вечное житье ис Синбирска и Саранска, с Пензы служилые люди з братьями, и с племянники, и з зятьи, и з женами, и з детьми, а дворовое строение и хлеб велено им продавать вольною ценою. И саранские и пензенские служилые люди дворовое свое строение и хлеб молоченой и в земле весь роспродали сами, а синбирские служилые люди озимой и яровой хлеб, который у них сеян, не продали, и по ево, великого государя, указу тот хлеб зжать уездными людьми».
К этому указу мы еще вернемся, а пока примем к сведению следующее обстоятельство. Для переброски на такое громадное расстояние нескольких тысяч человек требовалась большая организаторская работа. Пешим ходом переведенцы со всем своим скарбом туда не дойдут. Ехать на подводах – потребовались бы тысячи лошадей и подвод, люди были бы принуждены бросить домашний скот. Поэтому реальный путь на Азов пролегал единственный – по воде. Вместе с лошадьми, коровами, овцами, курами, мешками с зерном и мукой, корчагами, ухватами...
Что предпримет руководитель, видя такое положение? Он распорядится об устройстве пристани, где заранее приготовит плоты и плоскодонные лодки, направит на будущую пристань известное количество людей готовить средства передвижения по воде. Доказательство того, что обычно переведенцев из Центральной России доставляли до Черного моря не пешим ходом, а водой, содержится в указе Анны Иоанновны от 25 ноября 1736 года. Императрица распорядилась людей для починки азовской крепости «отправить водою в Азов без всякого замедления, не упуская нынешнего водяного хода».[17] Нет никакого сомнения, что ее дядя Петр I в свое время требовал того же. Нам скажут: река Сердоба мелкая, не годится для судоходства. Но это сегодня. Во времена Петра река была значительно полноводнее. По ней путешествовали на лодках даже спустя сто лет. Князь Куракин в конце 18 века не раз пускался ради развлечения в путешествия по Сердобе и Хопру «с целой флотилией судов».[18] Ясно, что на реке имелись перекаты и мели, но это обычно для речной навигации (вспомните-ка старую комедию «Волга-Волга»); суда и плоты выталкивались на полноводье вручную.
Впрочем, какая-то часть пензенских солдат двинулась к далекому морю по первому снегу и даже с семьями. Увы, их ожидала жестокая участь. Как видно из челобитной Ивана Чернышева, его отец, по указу от 7 октября 205 (1696) года, попал в Азов вместе с семьей, двинувшись в путь из Пензы, по-видимому, по дополнительному, «разъясняющему» указу 19 ноября 206 (1697) года.[19] Прибыв на место, они, свидетельствует челобитчик, разместились на берегу моря в шалашах, и один за другим стали умирать от «морового поветрия»: мать, за ней дети. Тогда отец, взяв его, Ивана-челобитчика, бежал из Азова в Пензу. Какое-то время отец и сын скитались по разным селам Пензенского уезда, питаясь подаянием, пока, наконец, в 1703-м отец ни умер в Пензе. Похоронив родителя, 17-летний Иван в 1704 году «пришел на плотах» в Азов проситься на службу в полк Степана Верховского, где у него служили родственники. Челобитная Чернышева – достаточно убедительное доказательство того, что в ту весну пензенцы ходили в Азов на плотах.
Первые заготовители плавсредств для переведенцев могли прибыть на Сердобу уже зимой 1697/98 года. Государевы указы исполнялись немедленно, «нимало ни замотчав», со сверхзвуковой скоростью, под страхом лишения жизни. Как в знаменитой «Левше» Николая Лескова: исполняя указание государя, кучер нахлестывал кнутом лошадей, его лупили ногайками два казака, а казаков подгонял пинками атаман Платов, «чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала». Поэтому нетрудно вообразить действия пензенского воеводы Гаврилы Яковлевича Тухачевского, прочитавшего указ о переведенцах. Оторвав глаза от бумаги, он, конечно, тут же отрядил на старую Казачью дорожку, что проходила в устье Сердобы, подведомственных ему служилых людей. Кое-кто из них места эти хорошо знал – сурские казаки топтали упомянутую дорожку со времени основания Нижнего Ломова и Пензы. Явившись сюда, служилые люди должны были рубить деревья, строить для себя жилища, заготовлять тес для постройки плоскодонок.
Справившись с этим делом и проводив первых переведенцев в Азов по вешней воде в 1698 году, заготовители стали рубить лес уже непосредственно для восстановления Азова. Какая-то часть сторожей, по распоряжению воеводы, отплыла вместе со всеми к морю. Сохранились документы, определенно указывающие, что некоторые первожители Сердобинской слободы оказались в Азове. В 1702 году в Пензенском и Мокшанском уездах производился сыск беглецов, в ходе которого выявлен 31 человек из числа живших в Сердобинской слободе, отправленных в Азов, но сбежавших.[20] Скольким удалось улизнуть от сыска, история умалчивает. В Азове переведенцев приписали к пяти полкам, называвшимся по именам командиров: Ивана Старкова, Венедикта Янгрека, Владимира Жаворонкова, Александра Блудова и Степана Верховского.[21] Пензенцы, как явствует из челобитной Ивана Чернышева, служили в последнем.
Наши выводы о первоначальном предназначении Сердобинской слободы как естественной лесной кладовой для Азова косвенно подтверждает также переписка азовских властей с царем. Вот что докладывал азовский губернатор Иван Андреевич Толстой Петру I.
«В прошлом 705-м году и в нынешнем 706-м годех с Хоперских пристаней по наряду многих лесов к Азову и к Троицкому[22] не приправлено, за тем: присланные ис Канцелярии ясачного збору приписных к Азову городов дворцовых крестьян и мордвы, а ис Казани присланные ж для сплавки тех лесов служилых людей тех городов воеводам по наряду сполна выслать не дали, и по многим посылкам и писмам выслали малое число, испустя к тому удобное время; и о том из Азова в Розряд и в Концелярию[23] писано. И из Розряду в Азов писано: велено те городы к Азову ведать по-прежнему, чтоб в Азове и в Троицком во всяких делах никакие остановки не было. А ис Казани Никита Кудрявцов[24] в Азов писал: ясачных и тяглых дворцовых крестьян, которые к Азову приписаны, без имянного великого государя указу в работу высылать не смеют. А в Азове и в Троицком за тем во многих делах чинитца остановка. А буде и ныне тех людей сполна по наряду в той работе не будет и по просителным писмам на переделку караблей и галер, и к городовому, и к гавонному и магазейному и к докову строениям лесов сполна изготовить, и к тем Азову и к Троицкому приправить будет некем, и за тем в Азове и в Троицком карабелная и галерная переделка, и доковое дело, и городовые, и гаванные, и магазейные, и все дела остановятца, для того кирпичей и извести обжигать и уголья жечь будет нечем».[25]
На докладе резолюция Петра: «Послать указ именной в Казань и во Дворец, велено конечьно по-старому высылать и ведать в Азове».
Документ ясно указывает, откуда поступал лес и для чего он был необходим: для ремонта и переделки кораблей, постройки городов Азова и Троицкого (Таганрога), магазейнов (складов), гавани и ремонтных доков, обжига кирпича и извести. Доставлялся же он с «Хоперских пристаней», в том числе, очевидно, от Сердобской. Кроме того, ясачные люди и дворцовые крестьяне занимались еще «приправкой» сплавляемых лесов, т.е. были плотогонами, а служилые люди, судя по всему, сопровождали сплав до самого устья, чтобы плотогоны, люди подневольные, не разбежались и чтобы прихопровские и придонские жители не растащили бревна. В конце лета, под охраной сторожей корабельных лесов и казаков, то на подводах, то пешком, плотогоны вереницей брели обратно. Труд тяжелейший и немыслимый для современного человека, но не следует забывать, что еще в 17 веке русские дошли до берегов Тихого океана. Да, были люди!.. --- Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом) | | |
Виктор Зайцев Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей Сообщений: 597 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 849 | Наверх ##
16 февраля 2015 3:52 II
Все ранние документы называют первожителями Сердобска сторожей корабельных лесов. Зададимся вопросом, почему именно они стали основателями города, а не казаки, стрельцы или драгуны, как в случае с поселениями-ровесниками – Малосердобинской, Аткарской и Бурасской слободами? Ответ надо искать в функциях служилых людей новых поселений. Если вышеназванные слободы строились как аванпосты г. Петровска-на-Медведице с целью разведки намерений противника, поиска сакм, по которым проследовал неприятель, определения его численности и прочих чисто пограничных функций, то Сердобская слобода (будем иногда называть ее так для отличия от Малой Сердобы) поселена как для охраны стоящего на корню, так и готового леса. А то крестьянишки вырубят его на свои дворы, либо пожгут по нечаянности, резонно рассуждали московские дьяки. Охрану естественнее всего было возложить на засечных сторожей. Кто же лучше них знает лес? Вот почему на берегах Сердобы оказалась категория служилых людей, переведенная из разряда засечных в сторожа корабельных лесов. Под рукой пензенского воеводы имелись две слободы засечных сторожей. Одна под пригородом Мокшаном именовалась Саранской Мокшанской слободой (ныне с. Засечное Мокшанского района), другая под Пензой на озере Ёве – Ёвская слобода (ныне на ее месте находится тоже с. Засечное, но Пензенского района). Из этих двух мест, а главным образом, как видно из документов, из Мокшанской слободы и были посланы засечные сторожа беречь строевой лес на Сердобе и Хопре.
О старых местах жительства первопоселенцев даже сегодня напоминают названия улиц в Сердобске. Это Весёловская (ныне Максима Горького), Лебедёвка (горная часть улицы Ленина) и Большая Лебедёвка, тянущаяся от реки Сердобы до электролампового завода. Их названия, конечно, не случайно перекликаются с именами селений, откуда прибыли засечные сторожа. Служа в Пензе и охраняя засеку на Западной Поляне, они пахали поля под д. Весёловкой. Под Пензой же лежали поля сторожей Ёвской слободы, распахивавшиеся до д. Лебедёвки. Отсюда названия сердобских улиц Весёловки, Лебедёвки и Большой Лебедёвки. Их основали выходцы из-под Пензы.
Важные сведения о содержании службы сердобских сторожей опубликовал известный историк-краевед Виталий Иванович Лебедев.[26] Предварительно мы должны сделать оговорку. Сообщив о том, что на реку Сердобу первых засечных сторожей отправил пензенский воевода Г.Я. Тухачевский в 1699 году, автор книги допустил ошибку. На самом деле, как явствует из документа, Гаврила Яковлевич в этом году отмежевал корабельным сторожам землю – о времени их перевода на Сердобу в документе не сообщается. И вот этот 1699 год краеведы, в том числе автор данной книги,[27] неправомерно объявили датой рождения Сердобинской слободы.
Но перевод населения и межевание – совершенно разные вещи. Как правило, при заселении помещичьих вотчин сначала отводилась земля, потом плотники строили дворы, а уже в них привозили крестьян. У служилых людей наоборот: получив указ о переводе на новые места, они немедленно выезжали туда (на старом месте оставалась только часть служилых людей, распродававшая имущество), строили избы и укрепления, несли военную службу и лишь через год-два производилось наделение землей. Так, город Пенза основан в 1663 году, а межевание осуществлено в 1665-м, о чем повествует «строельная книга» города.[28] Сердобск, безусловно, также построен раньше, чем переведенцы официально обзавелись землями. Во-вторых, попробовал бы Тухачевский затянуть с исполнением царского указа на два года! С него слетела бы голова. А между тем предок будущего маршала продолжал благополучно воеводствовать в Пензе. Значит, он управился с исполнением царского указа в срок.
Теперь вернемся к документу, опубликованному В.И. Лебедевым. «Ноября в ... день нынешнего 208 года,[29] – говорится в нем, – по указу великого государя, по грамоте ис приказу Казанского дворца для сторожи по реке Хопру описанных корабельных лесов переведены пензенские черты сельца Еввы да Мокшанской Саранской слободы засечные сторожа Сенька Беляев с товарыщи 30 служб и их свойственников 57 человек... И тем засечным сторожем карабельной заповедной лес по реке Хопру оберегать и осматривать тот лес непрестанно с переменою, чтоб проезжия всяких чинов люди, ездя чрез тот карабельной лес и возле того лесу огнев не клали, чтоб корабельной лес от того не погорел... А вотчинником в тот лес входить для звериной ловли и бортев[30] им в том лесу делать не велено. И смотреть им, сторожам, накрепко, чтоб порухи никакой над теми лесами не учинили... Да в прошлом же 1700-м году марта в 24 день послана наша, великого государя, грамота по челобитью Пензенского уезду Сердобинской слободы карабельных лесов сторожей десятников[31] и рядовых Тимошки Гущина с товарыщи на Пензу к воеводе Гаврилу Тухачевскому: велено в том месте быть тем засечным сторожем и тот лес им оберегать и самим не рубать, а землею и всякими угодьями им, засечным сторожам, владеть по отводным книгам».
Книги по отводу земель сердобским засечным сторожам не отысканы. Они хранились в архиве приказа Казанского дворца, почти до последнего документа сгоревшего в огне многочисленных московских пожаров. Датированы были бумаги не позднее 1699 года, ибо в документах об отводе земли князю Куракину (12 января 1700 г.) уже упоминаются в качестве межевых ориентиров «грани корабельных лесов сторожей». Кроме того, наделение служилых людей поместьями, по-видимому, производилось неоднократно.
27 января 1703 года нижнеломовцы Федор Иванович Озеров, Осип Иванович Малахов и солдат Кузьма Кузьмич Шишкин с товарищами били челом великому государю о том, что в 208 (1699/1700) году керенский подьячий Алексей Меньшов отвел им землю на Чембаре, Хопре и Сердобе, «и разные признаки чинили, и огранили», но они в это время были на службе и поэтому получить причитающееся им земельное жалование не успели. Когда они вернулись, подьячий Меньшов уже умер, а отказные книги затерялись, удалось обнаружить лишь книги о сыске земель. Челобитчики два года несли службу в Тетюшах (на Волге к северу от Ульяновска, на старой засечной черте), а с 1702 года – на Хопре у лесных припасов.
Просьбу челобитчиков удовлетворили, в частности, четырем братьям Шишкиным и другим солдатам (всего 144 человека) пожалованы и отведены угодья на «усть речки Арцады, где впала в реку Хопер, и от того арцадинского устья вниз по реке Хопру по обе стороны и по реке Сердабе по обе ж стороны и до речки Рузановки», а также в урочищах по Чембару.[32] По-видимому, на их землях основаны д. Дубовка, с. Гранки и с. Трескино Бековского района. Потомки Шишкина «с товарыщи» известны по переписным книгам как однодворцы в Никольском, Камзола тож, Рождественской Камзоле, Дубасово, Жадовке (Яблочково), Засекино, в самой Сердобинской слободе и в других селениях района. Они отличались от прочих служилых людей тем, что земля отмежевывалась им каждому отдельно, а не «вопче», как прочим сторожам корабельных лесов. Площадь пашни у большинства оставалась практически такой же, как у «общинников» – 25 четвертей в поле, а в дву по тому ж. Кроме того, некоторые однодворцы владели крепостными крестьянами.
Итак, одними из первых жителей Сердобинской слободы стали люди, набранные в Ёвской и Саранской (Мокшанской) слободах, а судя по народному названию улицы Веселовки, в числе первопоселенцев были и сторожа с пензенской засеки, что на Западной Поляне. Пятидесятниками у них показаны Семен Беляев и Тимофей Гущин. Позднее к ним присоединились нижнеломовцы. Есть документ, подтверждающий, что именно из Мокшанской и Евской слобод набиралось население для будущего Сердобска. В 1702 году описывались дворы, оставшиеся в Пензенском уезде после азовских переведенцев. О Ёвинской слободе сказано, что из нее переведено всего 8 сторожей, столько же осталось на месте. По Саранской слободе число переведенцев не указано («а сколько человек числом, того на Пензе в приказе не ведомо»), зато говорится: оставшиеся после них 77 дворов заселены крестьянами Петра Лопухина, получившего после засечных сторожей землю, а 50 дворов пусты.[33] Значит, в Саранской слободе до перевода служилых людей насчитывалось (50+77) 127 дворов засечных сторожей и, следовательно, именно из нее, как наиболее крупного населенного пункта, проследовал на реку Сердобу самый длинный переселенческий обоз.
Чрезвычайно важным документом о дате основания Сердобинской слободы является запись об открытии в ней церкви:[34] «208 года сентября в 20 день по указу св. патриарха, а по челобитью Пензенского уезда новопоселенныя слободы, что на реке на Сердобе, сторожей пятидесятника Тимошки Гущина, положено дани с новопостроенные церкви Архангела Михаила, которую они построили в той новопоселенной слободе, что на реке на Сердобе, на попа с причетники, по скаске его пятидесятниковой, с дворов: с попова, дьячкова, пономарева, просвирницына, с 30 дворов сторожевых, да с церковные земли, по памяти из приказу Казанского дворца за приписью дьяка Макара Полянского, нынешнего 1700 года августа в 4 день».[35] Дань с церкви, гласит указ, следует взимать деньгами с 60-ти четвертей церковной земли 1 рубль 7 алтын 5 денег [около 1,5 рубля], начиная с 1701 года.
Здесь важно несколько моментов. Первый – слобода названа новопоселенной. Второй – можно судить о ее величине: 30 дворов служилых людей плюс 4 – церковников. Но были еще дворы работных людей, о которых челобитчик Тимофей Гущин не писал, поскольку ими не распоряжался. Совершенно ясно: таких дворов не могло быть меньше, чем у сторожей, а пожалуй, побольше. Следовательно, без большого риска ошибиться, можно прикинуть, что в слободе в 1700 году насчитывалось не менее сотни дворов и 600–700 душ обоего пола.
Наконец, на основании документа есть шанс достаточно точно определить время постройки слободы. Церковь вряд ли возможно завершить за одно лето. К примеру, в Пензе первая церковь во имя Всемилостивейшего Спаса построена спустя год после основания города.[36] По православной традиции храм называли в честь того святого, в чей день он закладывался, или, наоборот, дата закладки приурочивалась к этой дате. Престол в первом сердобском храме, как видно из книги Патриаршего приказа, посвящен Михаилу Архангелу. Ближайший предшествующий Михайлов день был 8 ноября (по старому стилю) 1698 года. На наш взгляд, эту дату и следует принять за точку отсчета в истории города Сердобска. По нынешнему григорианскому календарю дата рождения города приходится на 18 ноября.[37] Следовательно, в этот день 1998 года Сердобску исполняется 300 лет. Закладка церкви 8 ноября 1697 года еще не могла состояться, слишком мало времени прошло после царского указа (три дня) об азовских переведенцах. Молебен на Лысой горе в ознаменование строительства храма в честь Архистратига Михаила отец Тимофей Иванов (первый сердобский батюшка, упомянутый в книге Патриаршего приказа) должен был служить 8/18 ноября 1698 года. Не раньше и не позже.
Подведем итог. Цепочка событий, положивших начало будущему городу в низовьях Сердобы, выстраивается следующая. В 205 году (то есть между 1 сентября 1696 и 31 августа 1697 года) царь Петр подписал указ о направлении в завоеванный город Азов служилых людей (указ не найден, на него имеются лишь ссылки в более поздних документах). 5 ноября 1697 года царь Петр подписал еще один указ о переводе в Азов 3000 семей служилых людей из Пензенского и других соседних уездов. В ту же осень или зимой на берега Сердобы явились заготовители плавсредств для переведенцев. Зимой они строили для них плоты и лодки. Отправив азовцев весной 1698 года, засечные сторожа и крестьяне начали обустраиваться, делать острог, жилье, сплавляя одновременно лес для азовцев. В 1698-м, в Михайлов день 8 ноября (по старому юлианскому календарю), сторожа заложили на горе церковь, а осенью 99-го освятили ее. --- Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом) | | |
Виктор Зайцев Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей Сообщений: 597 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 849 | Наверх ##
16 февраля 2015 3:53 III
Служба засечных сторожей была опасная, отмечал В.И. Лебедев. В подтверждение историк приводил такой документ. 19 февраля 1701 года сердобинский пятидесятник Щетинин с товарищами информировал царя, что «приходы-де к ним от воинских людей бывают частые, и с теми воинскими людьми бьются смертными побоями», а служат они «сторожевую службу одною слободою; и объезжают тот карабельный описной лес на 100 верст и больши на своих лошадях»; и им же приходится работать на реке Хопре у лесных припасов, разъезжать «с Пензы до Вороны и назад с Вороны до Пензы... И от тех разных служб и от приходу воинских людей разо[ри]лись без остатку», – горько жаловались сторожа.[38]
Заслуживают внимания сведения в документах о наделении земельным жалованием солдата Кузьмы Шишкина с товарищами. Два года они служили на Тетюшской засечной черте на Волге, с 1702 года (в документе ошибочно написано: 172) «с марта месяца на реке Хопре у лесных припасов по отписке [по распоряжению] из Азова от думного дворенина и воеводы Степана Богдановича Ловчикова с товарыщи, а товарыщи де ево и салдаты у тех же лесных припасов у ронки [рубки деревьев] и у гонки плотов, а иные в Озове годовали».[39] Из чего следует: служилые люди, караулившие корабельные леса, находились в оперативном подчинении у азовского воеводы, охраняя рабочую силу во время «ронки» деревьев и гонки плотов до самого Азова. Иногда они запаздывали вернуться назад, или этого сделать было невозможно (кубанцы расшалились в степи; по болезни – в Азове одна эпидемия сменяла другую), тогда солдаты «годовали» у моря, т. е. жили до нового года, возвращаясь домой санным путем, чтобы поспеть к очередному сплаву плотов.
Помимо обеспечения Азова лесными припасами, сторожам случалось отражать наскоки «кубанских татар»: ногайцев, адыгов, черкесов и других горских народов Кубани и Приазовья. Главная цель их экспедиций в Россию заключалась в захвате пленных. Русские, мордва, татары – кто попадется, – оказавшись полоняниками, продавались на невольничьих рынках Анапы, Кафы, Константинополя, или использовались в домашнем хозяйстве захватчиков.[40] Особенно трагичен по последствиям «кубанский погром» в первых числах августа 1717 года. Сердобинская слобода, как и многие другие селения Пензенского, Верхне- и Нижнеломовского, а также Петровского и Саранского уездов, оказалась в полосе этого набега. Краеведы утверждают, будто местным пахотным солдатам удалось отстоять слободу.[41] Но это не так. Как и соседние населенные пункты, Сердобск подвергся разгрому. В хранящимся в фонде Сената деле «О приходе к городу Петровску кубанцев и о разорении от них слобод и о взятых слобод людей и о побитых» на этот счет имеются точные сведения, составленные примерно в ноябре того же года. В перечневой ведомости о пострадавших селениях Пензенского уезда упоминаются четыре населенных пункта на территории нынешнего Сердобского района: Сердобинская слобода, села Знаменское (Долгоруково), Архангельское (Мещерское) и сельцо Борисоглебское (Куракино). «Сердобинской слободы салдат побито 2, в полон взято 82, женска полу 55, итого 139 человек», – сообщает документ. В селе Долгоруково убито 6, взят в плен 191 человек, «село вызжено»; в Мещерском убит один, пленено 85, «церковь и помещичий двор вызжены»; в Куракино убит один, 18 крестьян угнано в плен, «вызжено 10 дворов».[42] Но это не полные данные. Отсутствуют сведения о селах и деревнях Нижнеломовского уезда, в состав которого входила часть сердобской территории, – три или четыре села: Репьевка, Никольская Камзола, Рождественская Камзола (состояла из нескольких населенных пунктов). Вместе с ними численность погибших и уведенных в плен сердобчан оценочно достигает без малого тысячи человек. Для начавшего заселяться округа это ощутимый урон. Ведомость умалчивает о сожжении острога Сердобской слободы. Возможно, его удалось отстоять, отсюда предание о героизме защитников края.
Еще один надежный источник, позволяющий установить факт нападения кубанцев на сердобские села, – ревизские сказки. К сожалению, они сохранились не полностью. Напомню, название этого вида документа восходит к слову сказывать, сообщать сведения (о себе) перед государственным чиновником или другим должностным лицом, которому поручена проверка правильности проведения переписи. За умышленную ложь полагалась смертная казнь (впрочем, фактически такая строгая мера не применялась).
Ревизские сказки 1719 года называют ряд жителей Сердобской слободы, изведавших горечь неволи, или убитых. Это Мария Кожевникова, Степанида Аверина, Ульяна Колесникова, Авдотья Никифорова, Катерина Карпова с сыном, жена Дмитрия Муромцева, Марья Огурешникова с детьми, жена и двое детей Семена Мокрого, дети Анны Сысоевой, Марии Степановой, муж Татьяны Федоровой; засечный сторож Игнатий Захаров «убит от кубанских татар, а мать ево Матрена Карпова з детьми с Тихоном и Матреною взята в полон»; взят в полон засечный сторож Емельян Стринов (или Струков?).[43] Вдова Авдотья Микулина показала: только она «пришла в тою слободу пожить, как разорили кубанские татары».[44] В другой сказке говорится: «В нынешнем 717 году муж ея взят в полон кубанскими татары».[45]
Приведенные фамилии не исчерпывают список полоняников. В документ не попали имена людей, чьи семьи взяты в плен поголовно, так что некому сказку сказать переписчикам, или сумевших бежать из плена и вернуться в слободу до окончания ревизии. Обращает на себя внимание факт пленения преимущественно женщин. Скорее всего, кубанцы настигли одних в поле во время жатвы, других в лесу, где бабы, жалея коров, решили отсидеться до ухода «басурман», да буренушки мычанием выдали... Солдатам же удалось укрыться в остроге и отстоять его. Судя по событиям, налетчики, предав огню жилые дома, острога взять не смогли. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на противоречие: в перечневой ведомости среди пленных количественно преобладают солдаты, которые могли попасть в лапы неприятеля при исполнении службы вне острога: на дальних караулах, на перевозке и сплаве леса, во время сопровождения караванов и т.д.
История «кубанского погрома» не изучена, хотя эта одна из самых драматичных страниц царствования Петра Первого, увы, «не укладывается» в рамки панегирического отношения к нему отечественных историков от Голикова до Павленко. Ответ на вопрос, как могло плохо организованное «азиатское» войско увести из срединной России десятки тысяч жителей, остается открытым.
В прошлом столетии И. Людмилов напечатал примечательное предание. «В 1717 году вторгнулись в здешние пределы большие скопища татар крымских и кубанских и проникли даже до Пензы и Симбирска, – писал автор публикации. – Один из отрядов подступил к Большой Сердобе. Село, как водилось тогда, было ограждено большим валом, а жители его, уже привычные к нападениям, вооружившись кто чем мог, решили защищаться. Татары вообще не охотники были ходить на приступ, да, вероятно, и не считали себя сильными для такого дела, а стали держать село в осаде. Тогда поселяне сделались еще сильнее и затеяли сами напасть на татар. Попытка сопровождалась полной удачею. Предание утверждает, что весь успех дела зависел от отчаянной храбрости одного крестьянина, который на коне, вооруженный только кистенем или нагайкою с заплетенным на конце ее медным шаром, бросился в толпу татар и, как древний богатырь, пошел косить направо и налево».[46]
В общем, как сказал поэт, «русской ложкой деревянной восемь фрицев уложил»: выехал из села некий богатырь, выпорол кубанцев ногайкой, и те умчались восвояси. Справедливости ради отметим: предания никогда не возникают произвольно, каждое из них имеет реальную подоплеку. В данном случае прототипом события мог стать не обязательно самый памятный набег кубанцев, а какой-то еще – мало ли их было? В сознании же людей произошло смещение времени и конкретного факта, обычное для устного народного творчества. И все же подвиг кого-то из местных жителей, вступившего в бой летом 1717 года почти что с голыми руками и вдохновившего своей дерзостью товарищей, тоже вероятен. На Руси не было недостатка в удальцах. Но Людмилов неправ, изображая сердобчан в виде простых крестьян, вооружившихся «кто чем мог». Засечные сторожа, как и казаки, имели ружья, пистолеты, сабли, копья, в остроге наверняка было несколько пушечек с сотней ядер. Не исключено, в качестве нештатного оружия оставались луки со стрелами. Потому что в дождливую погоду бывает трудно, а подчас невозможно пальнуть из ружья или пистолета, порох намокнет. В общем, это было сообщество храбрых военных людей, вроде тех, какими показал запорожцев Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Слабые люди не годились для жизни в Диком поле. Степные сражения отличались особым ожесточением: в поле отсутствовали укрытия, и уклониться от боя грудь в грудь практически невозможно. Одно это обстоятельство делало храбрыми даже робких от природы людей.
Как выглядел, где располагался острог, в котором сердобчане встретили врага? --- Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом) | | |
Виктор Зайцев Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей Сообщений: 597 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 849 | Наверх ##
16 февраля 2015 3:53 IV
У нас нет документов, указывающих на его местонахождение, либо говорящих о том, что такой острог существовал. Только предания! Но на этот раз они утверждают сущую истину. Ибо все поселения служилых людей, граничащие с Диким полем, имели если не крепость, то острог. Его общий вид, вооружение и систему службы можно представить на основе описаний острогов ближайших засечных черт, в частности, Урывского, Сапожковского, Талицкого, Мосальского, Белоколоцкого и других.[47] «Украинные» остроги в Диком поле создавались по определенному шаблону, поэтому Сердобский, надо полагать, выглядел примерно так же.
По преданию, он стоял на правом высоком берегу Сердобы, на Лысой горе. Она весьма обширна. Где именно находился острог? На наш взгляд, на пересечении улицы Набережной и Набережного переулка. Здесь решающее значение для выбора точки постройки имел рельеф. С юга это место надежно прикрывала почти отвесная крутизна сердобинского берега высотою, на глаз, метров в тридцать, с востока – короткий, но глубокий безымянный овраг, что тянется вдоль Набережного переулка. Малосердобинский, Старобурасский, Аткарский остроги также стояли на крутых берегах рек и впадающих в них оврагов. С севера и востока Лысую гору прикрывал лес, позднее вырубленный. О нем в подписи к рисунку Нагорной площади (Лысой горы) в середине 19 века говорится: «В памяти старожилов, на этом месте был лес».[48] Относительно уязвимыми казались лишь западные подступы к острогу. Но их нетрудно укрепить. По-видимому, вдоль левого берега Шишковки, где и сегодня довольно крутой подъем, он подкапывался с целью создания большей крутизны. Для проезда оставлялась узкая дорога, при необходимости перегораживавшаяся сваленными деревьями. Так что подобраться к острогу противнику было сложно и с этой стороны.
Имелся ли вокруг острога вал, о котором упоминает Людмилов? Когда он записывал предание, за оборонительный могли принять старый городской (не острожный) вал, насыпанный в конце 18 века, чтобы в Сердобск не проезжали беспошлинно торговцы. Упоминание о городском рве, учиненном для этой цели, содержится, например, в «Экономических примечаниях» к Генеральному межеванию. В начале же 18 столетия оборонительного вала, скорее всего, не было, местность в смысле обороны и так более чем хороша. Наверняка, в дополнение к естественным препятствиям, на опасных направлениях ставили надолбы – закопанные наискосок глубоко в землю обрубки деревьев, расставленные таким образом, чтобы через них не проехал даже одиночный всадник.
Принимая за образцы описания других острогов (Урывского, Сапожковского и пр.), сердобский выглядел приблизительно так. Четырехугольная площадка, окруженная врытым в землю стоячим деревом с заостренными вершинками, тремя-пятью квадратными в сечении башнями, из которых одна проезжая, остальные глухие. В периметре острог имел, по-видимому, около 200 саженей, не более того. Башни несколько выступали из линии стен, чтобы из боковых бойниц – стрельниц – можно было вести огонь по противнику, подобравшемуся вплотную к стенам. Пушки стояли в башнях: нижнего боя – в нижних бойницах, верхнего – в верхних. На территории острога обязателен колодец с журавлем, караульная и колодная избы, зелейный (пороховой) погреб, житница со страховым запасом ржи, овса и сухарей. Продовольствие хранилось не только на случай осадного сидения, но и для выдачи сторожам, отправлявшимся на дальние караулы на неделю или на две. Над стеной острога (или над одной из башен) под небольшим четырехугольным грибком висел многопудовый вестовой колокол. В него ударяли при военной опасности или в метель, чтобы те, кто в пути, не замерзли, добираясь до дома. Не исключено, что в остроге для «угощения» неприятеля имелся раскат – наклонная площадка по верху стены, с которой во время штурма скатывались на головы противника толстые бревна. В караульной избе у осадного головы или старшего пятидесятника всегда под рукой был подьячий, читавший ему письменные распоряжения начальства и писавший ответы (сами пятидесятники были в основном неграмотными). В колодной избе (или погребе) держали до решения пензенского воеводы арестованных и вообще подозрительных личностей, задержанных в окрестностях.
Выбирая место для острога, руководствовались не только интересами его неприступности. Обязательным условием была близость к поверхности водоносных слоев. Лысая гора в этом отношении безукоризненна: с верху ее бил мощный ключ – верный симптом наличия воды уже в одном-двух метрах от земли.
Первая Архангельская церковь, вероятно, стояла внутри острога. В стороне от него строить храм было рискованно: заняв колокольню, противник мог расстреливать безнаказанно сверху защитников острога, а по нему стрелять нельзя – храм Божий, грех.
На одной из башен постоянно дежурил караульный, держа в поле зрения ближайший степной наблюдательный пункт, где стоял казак соседней слободы. Тот в свою очередь наблюдал за сигналами следующего выдвинутого в степь поста и так далее. Как только являлся противник, самый дальний караул (несколько человек, живших на посту по неделе) зажигал на длинном шесте густо чадящий факел. Покачивание дымом вправо-влево означало, например, «противник идет в сторону Сердобска»; вверх-вниз – «идет в сторону Петровска», большими кругами – «особая опасность! Противника очень много!» и т.д. Сигнал принимал промежуточный пост, повторяя движение факела дальнего караула. Так работал «степной телеграф», принимая который, сердобинский приказной начальник решал, какие действия предпринять. Караульные, убедившись, что сигнал принят, скакали в слободу доложить устно об увиденном. Это были смелые, мужественные люди, им всегда противостоял неприятель, в десятки и сотни раз превосходивший по численности. Враг тоже видел сигналы факельщика и уж наверняка отряжал в погоню десяток молодцов – тут уж спасай, верный конь, будет тебе ужо овса вволю!
Живое описание тревоги и действий, вызываемых появлением кубанцев, запечатлел саратовский краевед Леопольдов в 1830-х годах. Один старик из города Петровска, помнивший будто бы Петра I, рассказывал ему: «Бывало, поедем в поле на работу, вдруг сторожевые на башнях выставляют знак на длинных шестах или бьют в набат, извещая, что едут кубанцы. Мы с поля опрометью – домой, запираем ворота крепости, засыпаем их землей, стреляем с башен из пушек, ружей и луков. Враги не отваживались на штурм: поездят вокруг крепости и удалятся. Так часто мы отсиживались в крепости от этого поганого народа». Историк Гераклитов, процитировавший это повествование, сомневается, что старик сам мог наблюдать это (в эпоху Петра рассказчик еще не был рожден), «но все же в рассказе чувствуется правда действительного переживания».[49] По-видимому, старик передавал Леопольдову то, о чем слышал от отца или деда.
Острог не служил жильем, а только для нужд обороны: в него в минуту опасности сбегались сторожа и их семьи. В обычное время люди обретались вблизи острога в собственных дворах. Линий улиц как таковых не просматривалось, но определенный порядок существовал, обнаруживая тяготение к р. Сердобе, оврагу Шишковке и роднику на Лысой горе, как это видно на плане города 1801 года. Избы рубили из дерева, леса хватало. В таком виде Сердобинская слобода встретила нашествие кубанцев в первых числах августа 1717 года. Отзвуки памятного события слышны в мордовской песне, записанной в селе Мачкасы Шемышейского района. Вот ее отрывок:
На краю леса эрзянский парень рубит дрова.
[...] В поле посмотрел эрзянский парень – губаны идут.
[...] Под мостом эрзянский парень спрятался.
[...] Губаны прошли – эрзянского парня не увидели.
[...] Позади всех старый ногаец шел,
На коне-верблюде старый губан ехал,
Четырехглазая собака с ним бежала.
Под мостом эрзянского парня он увидел,
За хвост лаптя... молодца вытащил,
Сырым ремнем старый губан его связал,
На коня своего старый ногаец бросил,
В страну губанскую... молодца доставил.[50]
Если сердобчанам удалось отстоять острог, то успех обусловлен, конечно, не только стойкостью и мужеством сторожей. Большое значение имело то обстоятельство, что под Сердобском объявилось не основное войско кубанцев, а относительно небольшой отряд. Как показывают архивные источники, главные полки кубанцев двигались по пензенско-саратовской большой дороге. Петровчане и пензенцы делали вылазки и имели сражения с неприятелем в степи, хотя без особого успеха – слишком неравны силы.[51]
По аналогии с событиями, отраженными в документах, часть которых опубликована в «Трудах Пензенской ученой архивной комиссии», умозрительно можно составить представление о том, что происходило в Сердобске в конце июля, начале августа. Караулы обнаружили приближение к слободе неприятеля. Слобода приготовилась к отражению нападения, послав весть пензенскому воеводе. Кубанцы сосредоточились на Песках, рыская по округе и хватая в плен замешкавшихся обывателей. В пешем порядке они попытались взять острог, взбираясь по лестницам со стороны Шишковки на кручу Лысой горы, но были встречены огнем из мушкетов и нескольких пушек, стрелявших из башен. Налетчикам не хватило сил на мощный штурм. Блокировав острог с запада и постояв несколько дней, они ушли в степь, уводя с собой полон, собранный по окрестным деревням и в слободе. В эти дни, возможно, имела место запечатленная в предании успешная боевая вылазка пахотных солдат. --- Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом) | | |
Виктор Зайцев Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей Сообщений: 597 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 849 | Наверх ##
16 февраля 2015 3:55 V
Переписные книги 1717 г. зафиксировали в Сердобинской слободе 250 дворов, в которых проживало 904 чел.[52] В основном это солдаты (440), дворцовые (181) и помещичьи (102) крестьяне, остальные категории крестьян (монастырские, церковные и ясачные), а также посадские люди представлены в незначительном количестве. Меж первопоселенцев превалировали лица служилого чина (пахотные солдаты) и царские (дворцовые) крестьяне – то есть «государевы люди» (около 70 процентов), остальные 30 приходились на помещичьих, монастырских, церковных крестьян и лиц прочих сословий. Привлечение в массовом количестве «государственного» элемента говорит о крайней спешке, сопутствовавшей строительству Сердобска: Петр отдавал для этого прежде всего людей, принадлежавших царскому дому. В противном случае дело могло затянуться: нужно было бы давать разверстки по помещикам и монастырям, потом долго собирать по одному-двум человекам с каждой деревни... А тут переселил пару государевых слобод поголовно да пару-тройку дворцовых сел, и проблема решена.
Спецификой слободы в этот период стало очень значительное число бобыльских семей – 46, треть всех бобылей Пензенского уезда.[53] Причем сердобские бобыли почти поголовно состояли из детей и подростков. Это бывшие малолетки, солдатские дети, не взятые в 1697–98 годах на службу в Азов, оставшиеся на попечении родственников, знакомых и прочих «добрых людей». Из 208 бобылей, выявленных в уезде, лиц в возрасте от 10 до 20 лет насчитывалось 192, то есть почти сто процентов, причем треть жила по дворам в Сердобинской слободе. Частично юные бобыли становились батраками, но многие устраивались на службу, снимая у засечных сторожей четверть, треть, половину, а иногда целую службу вместо выбывшего из строя сторожа. За соучастие в службе бобыль получал от нанимателя соответствующую часть его земельного жалования и переводился, путем поручительства пятидесятника, в сословие сторожей корабельных лесов.
Почему именно Сердобская слобода изобиловала «бесхозной» молодежью? Можно выдвинуть следующее предположение. Когда переведенцы, направляясь в Азов, явились из Пензы и других мест на реку Сердобу, они встретили людей, знавших, что представляет собой Азов: развалины, эпидемии, налеты татар, отсутствие жилья и прочие неприятности. Естественно, родители задумались, брать ли с собою малых детей. Многие сочли благоразумным оставить их до лучших времен в Сердобске «у добрых людей». Сторожей, соглашавшихся принять малолеток, по-видимому, одаривали коровой, лошадью, овцами... Трудно придумать иное объяснение причин подросткового бобыльства именно в Сердобинской слободе. Между прочим, по той же переписи, у малосердобинских станичников бобылей не было вовсе. Так же в Иткаринской, Бурасской и Вершаутской солдатских слободах Петровского уезда. А не было их потому, что оттуда не отправляли людей в Азов!
Убедительное подтверждение того, что в Азове жизнь была невыносимо тяжелой, содержится в итоговых материалах смотра симбирских переведенцев в 1702 году.[54] В списках числилось подлежащих переводу в Азов 2023 строевых солдата Симбирского уезда. Прибыли на место и занесены в списки в октябре 1699 года 1198 человек (не добралась до места почти треть). Через три года переведенцев в строю осталось всего 439 человек, остальные умерли или бежали. Такая же картина по членам семей. В 1699 году их было в Азове 6137, а в 1702 г. – 667. Уменьшение почти десятикратное по сравнению с 1699 годом! Среди них матерей солдат осталось 10, жен солдат – 69, их вдов – 66, недорослей – 47, дочерей – 82. Сравнительно большая цифра показана лишь по сыновьям, зачисленным за эти три года в службу, – 220. Сведениями о пензенцах-переведенцах, что с ними сталось в Азове, мы не располагаем. Но, очевидно, их положение было ничуть не лучше, чем у симбирян, среди которых, между прочим, находились казаки Юловской слободы (г. Городище Пензенской области). Горе горькое поселилось на берегах Сердобы в годы азовской эпопеи царя Петра. Днями и ночами черная печаль сжигала сердца подростков, чей родной дом остался где-то под Пензой, родители у далекого чужого моря, а сами они на незнакомой для них реке Сердобе, среди суровых, неласковых людей, и некому защитить от обиды.
Напротив, для беглых крепостных, дворцовых и монастырских крестьян река Сердоба казалась в те дни если не земным раем, то вратами в оный. Слобода буквально кишела беглецами, несмотря на формальный запрет принимать их под угрозой каторжных работ, наказания кнутом и немыслимых для простых людей штрафов в 20 рублей за голову. За такие деньги в 1702 году можно было купить две-три лошади, или 20 четей (более 120 пудов, две тонны) ржи. Бюрократические строгости почему-то не слишком печаловали местное начальство, а высшее смотрело на нарушение указа сквозь пальцы. Любопытно, чиновник, производивший ревизию населения Сердобинской слободы, деликатно именовал крестьян не беглыми, а пришлыми людьми. Откровеннее были сами беглецы, заявлявшие, что они живут в слободе, «збежав» от прежних владельцев.
Вот типичный образец ревизской сказки: «Во дворе Самсон – 30, Сафрон – 16 лет Акимовы дети; у Самсона жена Арина Андреева – 26 лет, сын Алексей – (одного) году, сказались дворцовые крестьяне города Скопина. Збежав, живут в Сердобинской слободе десять лет по приему пятидесятника Матвея Балаболина. И снял в той Сердобинской слободе у засечного сторожа у Ивана Суруда (Сурова?) полторы четверти службы и с того служит сторожевую службу. А подати за них в Скапине кто платит, или лежат впусте, того-де они не знают. А оный приимщик Балаболин, по скаске пятидесятниковой Михайлы Токмовцова, умре».[55]
Или еще сказки: «Двор вдова Саранцова Акимова дочь [имя не указано], Иванова жена, у нее дети [перечисляются], а муж ея, Иван Саранцов, взят кубанскими татары в полон. Сказалась, что муж был салдацкий сын города Саранска; збежав, живет в Сердобинской слободе пять лет по приему пятидесятника Федора Грохова [или Грохонова], а службы же муж ея не служил и податей [...] не платил, а оной приимщик Грохов, по скаске [...] пятидесятников, умре»;[56]
«Двор Егор Федоров – 36 [лет], у него жена [...], дочь [...], сказался крестьянин[ом] Александра и Ивана Львовичев Нарышкиных Шацкого уезду села Новоселок. Збежав, живет в Сердобинской слободе пять лет по приему пятидесятника Василия Пузакова, а службы он не служит и податей не платит, и оной приимщик П[у]заков, по скаске [...] пятидесятников, умре».[57]
«Двор Иван Савельев сын Козлов – 45 [лет], у него жена [...], дети [...], сказался салдацкий сын Красной Слободы. Збежав, живет в Сердобинской слободе 14 лет по приему пятидесятника Матвея Балаболина, имея де в той слободе у Исая Балашева четь службы, и с того служит сторожевую службу, а оной приимщик Матвей Балаболин, по скаске [...] пятидесятников, умре».[58]
Не может не удивлять почти поголовная смертность пятидесятников, приимщиков беглых. Из проанализированных 98 взятых подряд сказок лишь в одном случае «приимщик» на момент переписи оказался жив (во всяком случае, не сказано, что он умер), остальные «умре». Впрочем, иногда делалась ссылка на пензенского воеводу, разрешившего принять беглеца. Необычность ситуации нельзя объяснить ничем иным, как желанием пятидесятников уйти от ответственности за прием беглецов. Ее на всякий случай предусмотрительно сваливали на тех, с кого нельзя учинить спрос, – на мертвых.
Выдавать беглых было невыгодно ни рядовым сторожам, ни пятидесятникам, ни более высокому начальству. Сторожа, как мы убедились, охотно сдавали прибылым людям ту или иную часть своей службы. Например, если сторож имел земельное жалование 20 четей в поле, а в дву по тому ж (30 гектаров пашни) да плюс сенокосов 40 копен (4 гектара), а взрослых работников в семье человека три, ясно: такими силами, тем более, без отрыва от службы, обработать столь обширную ниву невозможно. Тут на тракторе «Беларусь» хватило бы работы на все лето. Вспахать сохой 10 гектаров под озимую рожь, сдвоить (вторая вспашка поперек прежней) да посеять – задача более чем сложная. К тому же приспела вывозка снопов с поля, их обмолот, наступила очередь ехать «по вестям» в Пензу или Петровск... Правда, мы не знаем точно, какое жалование полагалось сердобинским засечным сторожам, полагая, что оно было таким же, как на прежнем месте до переселения на Сердобу. Например, в с. Еве засечному сторожу Матюшке Шишкину с товарищами, по указу великого государя, было отведено по 20 четвертей в поле, а в дву по тому ж, и по 40 копен сена[59] (на одной десятине сенокоса считалось 10 копен). Надо полагать, такое же жалование полагалось его сыну в Сердобинской слободе, сторожу корабельных лесов Артемию Матвеевичу Шишкину. Казакам, в связи с повышенной опасностью службы в ходе далеких выездов в степь, давали по 25, пятидесятникам – по 30 четвертей.
Приняв беглого крестьянина или бобыля на часть службы и сдав ему соответствующее количество пашни, засечный сторож негласно за «доброту свою» мог потребовать от беглеца и его семьи дополнительных услуг по домашнему хозяйству. А тому отказаться нельзя. Так что выгода несомненная. Поэтому к вышеприведенной жалобе сторожей о том, что они «разорились без остатка», следует отнестись критически. В челобитных это обычная форма выклянчивания у великого государя каких-либо послаблений.
Пензенский воевода отвечал прежде всего за состояние службы. Если он не управится с отправкой леса в Азов, царь Петр Алексеевич в лучшем случае обломает дубину о его бока. Но где взять рабочую силу в безлюдном краю? Спасибо, беглые выручают. Вот и приходилось закрывать глаза на беззаконие, ибо творилось оно в «государственных интересах». Разумеется, об этом в ревизских сказках ни слова, но, зная русскую жизнь, нетрудно разглядеть нехитрую подоплеку укрывательства беглых. Нельзя исключать и того, что первыми агитаторами за нелегальный переход на Сердобу новых лиц являлись сами же сторожа, разъезжавшие дозорами до Пензы и до верховьев Вороны в районе Пачелмы.
Из 98 сказок в 42 случаях явившиеся в Сердобинскую слободу лица назвали себя солдатскими детьми, в 34 – дворцовыми крестьянами, в 13 – помещичьими, в 5 – монастырскими и церковными, остальные четверо происходили из ясачных, купеческих, посадских и «польской породы». Большинство солдатских детей явилось из Нижнеломовского (чаще всего из сел Семаевского, Мумарье, Сурино), Тамбовского, Пензенского и Козловского уездов. Дворцовые крестьяне прибыли из 21 населенного пункта, причем большинство из Красной Слободы – 12 семей (ныне город Краснослободск, Мордовия), сел Куликово, Рыбное, Пеньки и Матусово Тамбовского уезда и других мест. Помещичьи крестьяне почти исключительно из Шацкого уезда: 5 семей из Новоселок, по 2 – из Раковского Усада и Кусни, а также из Аламасова, Конобеева, Темяшова. Все они крепостные Александра и Ивана Львовичей Нарышкиных, ближайших родственников царя по матери. Стоит ли удивляться, почему беглые чувствовали себя в Сердобинской слободе в полной безопасности, преспокойно поживая здесь, как Иван Козлов, по 14 лет. Они осознавали себя людьми, находящимися на государевой службе. Даже всемогущие Нарышкины помалкивали, хотя по закону имели право требовать возвращения своих крепостных.
Либеральное отношение к беглецам в Сердобске тем более нетипично, что в те же годы (1707-й) правительство пошло на драконовские меры по отношению к донским казакам, не выдавшим беглецов князю Долгорукому. Полыхнуло знаменитое Булавинское восстание, очередное после Разинщины расказачивание Дона, физическое истребление 40 тысяч казаков,[60] бегство некрасовцев на Кубань. Дон почти обезлюдел, вот почему кубанские татары в 1717 году беспрепятственно дошли до Пензы и Саранска. До самого Петровска никто с ними не вступил в бой. Некому было с ними драться. --- Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом) | | |
Виктор Зайцев Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей Сообщений: 597 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 849 | Наверх ##
16 февраля 2015 3:56 VI
Для удовлетворения любопытства коренных сердобчан, интересующихся корнями своих родов, приведу список первожителей Сердобинской слободы, взятый из ревизских сказок, отбросив фамилии, образованные от имен отцов, поскольку в то время они не являлись фамилиями, меняясь в каждом поколении.
Солдатскими детьми сказались и несли в том или ином объеме сторожевую службу (по алфавиту) Арзамасцев Петр, Балашевы Герасим и Иван, Баляев Иван, Баранин Елистрат, Безверхов Никита, Бирюковы (много), Бортников Игнатий, Бочкаревы (много), Вершинин Михайла, Вилков Антон, Волковы (много), Воротов Иван, Гагин Василий, Гладышев Назар, Гнилоухов Степан, Горшков Иван, Готин Степан, Гущин Семен, Дехтерев Федот, Жарков Сергей, Зайцовы Никита и Семен, Закандыкин Семен, Зеленин Иван, Зеленовы Ермолай и Фадей, Игумнов Иван, Икрянников Прокофий, Каленовы Александр и Трифон, Карабанов Андрей, Карнаухов Борис, Карякин Ермила, Кашин Никита, Китаевы Михайла и Степан, Кобяков Ефим, Козлов Иван, Комарев Дмитрий, Комов Алексей, Корабельщиков Василий, Кузнецовы (много), Курепов Иван, Кучин Иван, Левашов Никита, Лесуновы Семен и Дмитрий, Лопаткин Алексей и Андрей, Лушниковы (много), Мальцовы Петр и Никита, Маринцкой Максим, Маталкин Федор, Мешков Андрей, Мещеряковы (много), Мокрый Семен, Мошков Парамон, Муратов Иван, Муромцов Дмитрий, Нагорной Панфил, Некорыстнов Игнатий, Нечаев Еремей, Носов Прокофий, Овчинниковы Василий и Феоктист, Огурешников Алексей, Пакидышев Павел, Панов Василий, Пичюгины Абрам и Авдей, Плеханов Афанасий, Плешаков Петр, Плотников Иван, Позняков Семен, Полуехтов Федор, Полухин Анисим, Поляков Яков («польской породы» из г. Вильно), Пономарев Иван, Поповы Карп, Василий и Денис, Попугаевы (много), Пчелинец Герасим, Репкин Яков, Решетников Алексей, Рубцов Иван, Садомцев Гаврила, Саранцев Иван, Самаевский Василий, Серебряковы Федот и Семен, Слюняев Степан, Сотник Константин, Стриновы (или Струковы) Емельян и Василий, Строков Яков, Ступников Семен, Сударов Иван, Сычовы Емельян и Яков, Трусов Роман, Тюрины Петр и Михайла, Усков Тимофей, Филякин Михайла, Хлыстов Леонтий, Храмов Василий, Чижиков Петр, Чугаев Иван, Чухановский Василий, Шешутин Иван, Шуварцовы Андрей, Афанасий и Никита, Шупкин (т. е. Шубкин) Григорий, Щербаковы (много), Ядринцов Федор.
Пятидесятниками в разное время были Балаболин Матвей, Беляев Семен, Горбунов Григорий, Грохонов Кирилл, Губанов Василий, Гущин Тимофей, Дериглазов Ермолай, Икрянников Максим, Коблов Яков, Козлов Анисим, Комарев Вавила, Копылов Иван, Корабельщиков Матвей, Косолапов Сидор, Котельников Борис, Манышев Карп, Маторкин Павел, Натахин Кирилл, Овчинников Леонтий, Палачев Федор, Плотников Павел, Попугаев Иван, Постнов Федот, Потапов Павел, Потемкин Карп, Потехин Максим, Пузаковы Василий и Федор, Пустобояров Иван, Саранцов Иван, Смоленов Яков, Солдатов Иван, Токмовцов Михайла, Худобин Александр, Шевров Федор, Шляпин Василий, Щетинин Гаврила; приказной человек Яров Ларион.
К сожалению, объем книги не позволяет перечислить места, откуда и когда явились все эти люди в Сердобинскую слободу.
Внимательное прочтение вновь выявленных и уже известных архивных документов позволяет устранить ошибки, кочующие из одной краеведческой работы в другую. Например, подвергнуть сомнению версию, будто бы Петр после второго Азовского похода побывал на Медведице и заложил город своего имени, распорядившись о постройке слобод в пензенскую сторону, результатом чего стало основание Сердобска.[61] На самом деле есть лишь предание о пребывании Петра в Петровске (возможно, сочиненное краеведами). Что касается строительства слобод, о чем говорится в доезжей записи дворянина Кондратия Булгака на реку Сердобу, то речь идет совсем о другой Сердобинской слободе (нынешней Малой Сердобе), а не о Сердобске.[62] Сердобск, как уже отмечалось, находился в административном ведении Пензенской воеводской канцелярии и никогда не подчинялся Петровску. Малая Сердоба, с которой постоянно путают ранний Сердобск, со времени своего основания и до районирования в 1928 г. входила в состав Петровского уезда. Истоки путаницы в одинаковости названий: та и другая именовались Архангельскими, Сердобинскими слободами тож. Лишь начиная с 1720-х одну из них официально стали именовать Большой, другую Малой Сердобой.
И все же в заключение раздела стоит пофантазировать на тему, мог ли побывать в сердобских местах Петр I. Он дважды заезжал в Саратов: первый раз во время Азовского похода 2 июня 1695 года,[63] вторично – в начале июля 1722 года, направляясь в Персидский поход. Оба раза он проплывал вниз по Волге с караваном судов. Официально Пензенский край царь не посещал. Но он мог заскочить в Пензу, Петровск и даже в Сердобскую слободу инкогнито по пути в Воронеж, куда наезжал из Москвы неоднократно, либо возвращаясь из Персидского и двух Азовских походов. Почему не допустить, что однажды Петр вознамерился посмотреть качество и ход сплава корабельного леса на Хопре и Сердобе и вместе с князем Борисом Куракиным (ведь он был одним из его ближайших соратников!) сделал по дороге небольшой крюк в куракинскую деревню и в Сердобскую слободу?
Возражения относительно того, что визит столь высокого гостя не мог не запечатлеться в памяти пензенцев, лишены оснований. Петр нередко ездил как простой офицер, правда, в сопровождении охраны, что для тех лет считалось делом обычным для лиц, выполняющих важные государственные поручения. Одну из таких поездок в Воронеж живо описал Андрей Нартов, личный механик Петра.[64] Беседуя о житье-бытье с «корабельным офицером Петром Михайловым», даже дворяне не догадывались, что перед ними сам великий государь. Между прочим, одна из дорог на Воронеж («что ездят х корабельному строению») проходила где-то в районе села Куракино.[65] Так что Петр мог без всяких церемоний, вместе с князем Борисом Куракиным, заглянуть в Сердобинскую слободу и даже отколотить дубиной какого-нибудь нерадивого подрядчика, а сторожа корабельных лесов пожаловать рублем.
Еще раз прошу читателя не придавать значения научно установленного факта сей версии о «пребывании» Петра в Сердобске или в сельце Борисоглебском, Куракино тож. Это фантазии. Но историк не должен относиться к ним свысока, памятуя о том, что из фантазии полета на ковре-самолете родился сам самолет. --- Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом) | | |
a-KaDeMi-k Сообщений: 1984 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2743 | Наверх ##
1 марта 2015 23:31 Виктор Зайцев написал: [q] ... Каленовы Александр и Трифон ...[/q]
Ух ты ж! Моя фамилия!  Жаль, от Орловщины далековато! А по своим я так далеко ещё на забрался | | |
Виктор Зайцев Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей Сообщений: 597 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 849 | Наверх ##
2 марта 2015 6:28 С упразднением засечных лесов и засек засечная стража также была упразднена, причем часть ее была приписана к удельным крестьянам, а другая вошла в особое сословие однодворцев, которое впоследствии вошло в состав государственных крестьян.
В России указом Петра I в 1722 году была образована лесная стража, выполнявшая в казённых и корабельных лесах функции, аналогичные функциям современных лесников. Ее состав был в основном сформирован из «служилых людей» упраздненной засечной стражи.
Часть однодворцев из бывших засечных сторожей была впоследствии передана в состав Украинской и Закамской ландмилиций. --- Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом) | | |
von_nachtigallPh.D. (Chem.)  Москва => не Москва Сообщений: 1926 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 2014 | Наверх ##
2 марта 2015 15:53 Спасибо, весьма интересно... | | |
|