На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на истину в последней инстанции, и т.д. Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки. Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. "старая" элита должна была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной. В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к "служилым людям" слов "по отечеству", в противовес тем, что "по прибору". Тех, что по прибору, делят на стрельцов, солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но реально ли тогда было такое разделение? Имхо, нет. Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие "должность, чин, уряд" ещё до петра значило больше чем "происхождение". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты или рейтары, то кем он становился в этой иерархии "по прибору/по отечеству"? Непонятно. Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только. И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь. Это поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать, у "живших хорошо" с происхождением почти всегда всё было в порядке.
А на окраинах государства разницы между "по прибору/по отечеству" было мало, если была вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с грамотами дворянскими... В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е. исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то "по отечеству" или "по прибору". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич? Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев "позиционировалось" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив однодворцев всё-таки "знать своё место", их начали приближать к остальным гос.крестьянам. И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий. Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и крестьянам могло быть только то, что все "настоящие" дворяне уже как минимум признаны. Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём потомки тех, что "по прибору". Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не удосужилось снабдить их предков документами. Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и поглубже копнуть.
Из выступления депутата от однодворцев А. Маслова в законодательной комиссии о положении крестьян в Белгородской провинции.
27 мая 1768 г.
...Есть уж ныне и такие, во владение крестьянами вступили только будучи при статских дел приказными: купил, или через приметки (произвол) сильно отнял, или вольного по приметкам без всяких резонов, будучи при делах, фальшиво укрепил... Почему почтеннейшее собрание уверяю, что неволя существенная находится в разных обстоятельствах: 1) бывает, что у его владельца мало имеется земли и довольствоваться крестьянину к его пропитанию нечем, а помещичьими поборами свыше его сил обременен; 2) а хотя бы у некоторых владельцев и достаточное число находится земель, кои, не рассуждая о пропитании в жизни его крестьян и о распоряжении дней между крестьянами урочных работ, но всегда каждый день беспосредственно на его работе находятся, а хотя и отпустит, и то разве редко бывает на день или на два; так как же им пропитание иметь или родившихся от них детей воспитать, что они всегда всеми семьями бессходно на господина работают, еще ж сверх того и подушные деньги платят? Многие дворяне, говорят, крестьянские побеги почитают за самовольство, а в то рассуждение не войдут, от радости ли иной крестьянин покинул свои малые детища, чего ни единый зверь в коше своих щенят, ни птица в гнезде своих птенцов, без пристрастия от находящих, не покидает; тако несчастливому в свете человеку сие приключается по нужде, почему уже и закону перемена бывает. И еще ж оные крестьяне, через некоторых дворян неустройство, не только в их домах, но и в судебных местах неповинно страждут, потому, когда в случаях начинаемых его, помещика, в противность государевым законам поступков крестьянин не послушает, - господин бьет, а послушает, - так в судебных местах бьют.
На сие ответствую. Вот отчего, почтеннейшее собрание, оное происходит неустройство, от которого многое причиняется и смертное убийство: многие владельцы, умышляя к отнятию у других владельцев недвижимого имения, посылают своих крестьян к запаханию чужих земель, к выкошению сенных покосов, к вырубке лесных угодьев, а иные усильно в чужих дачах селят деревни и слободы, и от того бывают драки, бойни, смертное убийство; оное же происходит к исследованию и до судебного правительства, которое в силе законов посылает за теми производящими драку, забирает тех крестьян ко ответу, будто бы крестьяне сделали самовольством, а крестьяне, как то безгласные люди, и не имея о себе никакого защищения, кроме того, как в судебном месте, так и перед своим помещиком подобострастны, хотя бы и ясное на то имели, что помещики на ту драку посылали, доказательство, только не смеют, да и боятся, которых в тех судебных местах при распросах бьют, морят в тюрьмах. Кто же таковых, почтеннейшее собрание, от невинных побоев избавит и кто таковых от напрасных бед освободит? Не бедно ли смотреть на погибающих, кои уже к тому не имеют о себе законной защиты? Токмо сей грех к богу на небо вопиет.
В отделении 266 (раздел наказа Екатерины II Уложенной комиссии) напечатано: "Мужики, большею частию, имеют по 12, по 15 и до 20 детей из одного супружества, однако редко и четвертая часть оных приходит в совершенный возраст. Чего для непременно должен тут быть какой-нибудь порок или в пище, или в образе их жизни, или в воспитании, который причиняет гибель сей надежде государства. Какое цветущее состояние было бы сей державы, если бы могли благоразумными учреждениями отвратить или предупредить сию пагубу". Вот отчего, почтеннейшее собрание, оное происходило. Как возможно будет бедному человеку детей своих воспитать, что их владельцы, хотя который и мало имея у себя имущества, не рассуждая о том, чтоб в таком вести себя состоянии противу своей возможности, но сверх того, взирая на полномоченных, свыше своих сил убранством против прочих. тщится себя вести и тем своих людей безмерно отягощает. Есть такие владельцы: людей у него находится, примерно сказать, только 20 человек, и то будет половина на пашне, а другая при нем в лакействе, и по своей роскоши приумножает псовую охоту и думает, неусыпно старается и мужиков денно и нощно работою понуждает, как бы оное прокормить, а того не думает, что через его отягощение в крестьянских домах дети с голоду зле помирают; он же веселится, смотря на псовую охоту, а крестьяне горько плачут, взирая на своих бедных, голых и голодных малых детей...
Сегодня мая 2 дня Казанской провинции господин депутат Василий Кипенский утверждал своим мнением их труды на 3 части: первая - для государственных податей, вторая - послушание господина, третья - для собственного их пропитания... Хотя бы и надлежало так, только между тем мню я, чтоб быть не без погрешностей. Первое, потому как то в неделе 6 дней, итого будет на работе господину 2 дня; есть мужик слабый, он не может в те 2 дня за 1 день сработать и тому станет владельцу под обидою; второе, есть же, напротив того, я такие владельцы: истребовавши на ту крестьян работу, он может двумя днями наверстать на всю неделю и в два дни может неустроенною без умеренности тяжкою работою всех крестьян поделать пеших, без лошадей, и привести их в самое изневожение и самих, принуждая их, не оставит при том без побоев. К тому же, хотя б и те средства сыскивать для оных и такое положение сделать и на таком основании учредить, урочно им положить, сколько посеять бы господину десятин; - и потому умерить, кажется, невозможно в таком случае, когда б была везде пашня добрая и ординарно мягкая, а то будет такой случай: владелец велит для себя пахать целину или крепкую-залогу, чего крестьянин никак своим способом оного по воле своего господина исполнить и распахать не может.
И то, почтеннейшее собрание, как то в рассуждении будет по вашему благоразумию: не лучше ли бы было, чтоб не обратить таковое нижнего рода обществу во вред, о коем всемилостивейшая государыня соизволит высочайшего своего милостыню изъяснять в начертании: "оный род составлен из полезных сынов отечества"; и подлинно, почтеннейшее собрание, не они ли обще с дворянством и с прочими российскими людьми знатную государству оборону подают и немалую на армию денежную сумму приносят?..
Я... на рассуждение почтеннейшему собранию нижеследующее предлагаю. Кажется, почтеннейшее собрание, противу означенных резонов, не лучше ли бы было сие средство: по тому их особливому нижнего рода праву учредить особую коллегию или контору, которая бы их содержала под своею апелляциею, а в провинциях учреждены бы были от оной коллегии для того по их закону правления канцелярии в том порядке: когда требоваться будет в армию к защищению государства в пополнение военных людей, почему определенная к тому коллегия имеет требовать от своих подчиненных по провинциям канцелярий, кроме однодворцев, кои содержат ландмилицкий корпус *, со всего государства, со сколько душ положено будет, рекрут; в тех же канцеляриях иметь с них подушный сбор, и что положено на них будет, господские доходы; который подушный сбор от тех канцелярий к отсылке отправлять, куда указом требоваться будет; а господские доходы, что с крестьян его в ту канцелярию сбору возили, отдать тому господину, или от него поверенному, с распискою. В случае, когда крестьяне причиняют кому обиду в запашке других владельцев земель, в скошении сенных покосов, в рубке чужих лесных угодьев, на таковых крестьян просить в тех канцеляриях тем обиженным владельцам, где они в ведомстве состоять будут. Также кто крестьянина посторонний во всяких случаях обидит, потому ж на оного обидчика просить где тот обидчик своим правом судим будет. Отчего уже от помещиков, как ныне находится, никто обижен не будет, и крестьянина никто винного не заступит, и крестьяне от невинных бед все избавиться могут законом...
Сборник Русского исторического общества, т 32, Санкт-Петербург, 1881 г., с. 514-517.
*Ландмилицкий корпус существовал в 1713-1775 гг. Объединял 20 конных и пеших полков, в которых служили однодворцы. Размещался в слободской Украине и на юге Белгородской губернии, нес пограничную и гарнизонную службу.
Белгородская губерния 1727-1779 гг. Сборник документов и материалов. Составитель А.П.Чиченков. Белгород 1997
самые смешные однодворческие фамилии мне больше всего попадались по Данковскому уезду
итак смешные и непристойные фамилии однодворцев по Данковскому уезду
БЛЕДИЩЕВ
ДУРАКОВ
МЕРЗЛИКИН
МОНДРИКИН
ЧЕРНОМОРДИН ( они же ЧЕРНОМЫРДИНЫ кстати это предки Виктора Степановича Черномырдина переселившиеся потом в Оренбургскую губернию и записавшиеся в казаки )
раньше коллекционировал смешные фамилии . но к сожалению записи были утеряны - по памяти сейчас вспомнил что встречались среди однодворцев фамилии ОБЕРНИБЕСОВ , СПАСИБОГОВ , ОБЕЗЬЯНИНОВ , ОБОЛДУЕВ и так далее
давно ....при давно смотрел это архивное дело РГАДА фонд 350 опись 2 кн. 1039 ( Изюмский уезд - 1748 год )
в этом архивном деле указаны пришлые однодворцы Изюмского уезда записанные в казачью службу " ..По силе Сенатского указу включены в казаки после 1731 года ....."
в этом деле указаны однодворцы деревень и сел Каменка , Печенеги , Гороховона , Малиновое , Казачье , слобода тополи , и других сел
среди пришлых однодворцев записаных в казаки например указаны :
прапорщик елецкого Ландмилицкого полка Захар Иванов сын Вилков
сержант лейб гвардии Преображенского полка алексей семенов сын Мячков
Дмитрий Иванов сын Щиглов отставной ландмилиц ( родом однодворец Ливенского уезда села Малиновое
капрал выборгского Драгунского полка Федор Наумов сын Протопопов
нашел пока самое раннее упоминание протеза в Мценской десятне 1622 года ( возможно у кого то есть еще раннее )
по Мценскому уезду за 1622 год упоминается сын боярский , инвалид без ноги Тараско Кузмин сын Маслиховъ как сказано в документе " ... по смотру увечен без ноги леве ходит на деревенице
т.е " ..деревеница.." видимо и есть в современном понимании протез