На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на истину в последней инстанции, и т.д. Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки. Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. "старая" элита должна была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной. В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к "служилым людям" слов "по отечеству", в противовес тем, что "по прибору". Тех, что по прибору, делят на стрельцов, солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но реально ли тогда было такое разделение? Имхо, нет. Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие "должность, чин, уряд" ещё до петра значило больше чем "происхождение". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты или рейтары, то кем он становился в этой иерархии "по прибору/по отечеству"? Непонятно. Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только. И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь. Это поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать, у "живших хорошо" с происхождением почти всегда всё было в порядке.
А на окраинах государства разницы между "по прибору/по отечеству" было мало, если была вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с грамотами дворянскими... В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е. исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то "по отечеству" или "по прибору". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич? Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев "позиционировалось" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив однодворцев всё-таки "знать своё место", их начали приближать к остальным гос.крестьянам. И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий. Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и крестьянам могло быть только то, что все "настоящие" дворяне уже как минимум признаны. Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём потомки тех, что "по прибору". Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не удосужилось снабдить их предков документами. Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и поглубже копнуть.
P.S. Об однодворцах на присоединённых землях разговор иной. Хоть там всё примерно аналогично, но ещё наглее...
если учесть, что однодворцев было в начале XIX века более одного миллиона, а также принять во внимание их мобильность (ведь во многом это они и их потомки переселялись в конце XVIII - начале XIX веков на Кубань и Кавказ, где затем превратились в казаков, на Урал, позже в Сибирь), то сами понимаете, что их ныне живущих потомков уже десятки миллионов.
[/q]
Я от Вас впервые услыхал, что однодворцев уже в начале XIX века было более одного миллиона. Простите, но не сообщите мне откуда у Вас такие сведения? И узнал по ходу, что Вы серьезно занимаетесь вопросами миграции. Только миграции однодворцев? Или вообще миграцией жителей Российской империи. Случайно нет ли у Вас информации о миграции поляков и белоруссов на правобережье Днепра, в частности в Киевскую губернию, особенно в начале именно XIX века. Их тогда здесь всех назвали однодворцами, а некоторых даже дворянами. Я очень интересуюсь этим вопросом, так как среди них был мой предок по фамилии Вонсович. А вот чего его понесло сюда в забытое богом и людьми село - никак не определюсь. Удивительно, но практически одновременно с ним в этом селе и в ближайших селах появилось большое число поляков, хотя никаких промышленных предприятий я в истории этих сел не нашел. С чего бы это им - шляхтичам, да еще католического вероисповедования, захотелось вдруг перебраться так далеко, чтобы ... пахать землю. Я понимаю, если бы какой-нибудь конезавод построили помещики графья Броневицкие в этом селе или ткацкую фабрику и требовались специалисты... Так нет, никакой промышленности - одна пахотная земля вокруг... да еще ко всему страдающие от безземелья украинцы. Странно, украинцы едут на земли Слобожанщины и Донбасса, в Кубань и даже на Терек, а на их место массово приходят поляки. Может Вы мне в двух словах поясните причины. Но только не посылайте меня, ради Бога в библиотеку читать умные книги (я, увы, уже по возрасту не выездной из дома) . Объясните по своему, если знаете. А если не знаете или нет желания дать ответ, то я не обижусь.
Разряд однодворцев образовался из служилых людей, детей боярских и, преимущественно, низших разрядов — казаков, стрельцов, рейтаров, драгун, солдат, копейщиков, пушкарей, затинщиков, воротников и засечных сторожей, селившихся в XVI и XVII вв. на восточной и на южной границах Московского государства, для защиты его от ногайских и крымских татар.
[/q]
Хочу добавить еще один слой общества, из которого произошли однодворцы - боевые холопы.
Боевые холопы (послужильцы) — вооруженные слуги, принадлежавшие к разряду несвободного населения. Существовали в Российском государстве в XVI—XVIII веках, составляли вооруженную свиту и личную охрану крупных и средних землевладельцев и несли военную службу вместе с дворянами, составляя значительную, а то и большую часть поместного войска. Боевые слуги занимали промежуточное социальное положение между дворянством и крестьянами. По сравнению с совершенно бесправными пашенными холопами эта прослойка, постоянно пополнявшаяся разорившимися мелкопоместными детьми боярскими, пользовалась известными привилегиями. В Древней и Средневековой Руси собственные дружины имели не только великие князья, но и удельные князья и даже богатые бояре, Дружинники были «вольными» людьми и также имели право в любое время покинуть своего сюзерена и перейти на службу к другому. Исключение делалось только во время войны. В XVI веке военные свиты удельных князей и бояр стали комплектоваться уже и из несвободных людей — холопов. Низшей категорией холопов были т. н. «деловые люди» — «страдники» (пашенные мужики), обрабатывавшин землю господина и «дворня», занятая в хозяйстве. Самый образ жизни «деловых людей», разбросанных по сельским усадьбам и пахавших барскую пашню, разобщал их. Принадлежавшие к этой категории кабальные имели мало возможностей заявить господину о своих интересах. Высшей (привилегированной) кастой слуг были боевые холопы. Классовая структура Московской Руси в конце XVI — начале XVII в. заключалось в том, что процесс формирования феодального сословия еще носил незавершенный характер и низшее поместное дворянство плотно смыкалось с некоторыми другими служилыми группами, включая несвободных военных послужильцев, которые сопровождали господ в далеких походах, подолгу жили на их городских подворьях, отлично владели оружием и располагали боевым опытом. Холопы, находившиеся на военной службе, также делились на две категории: на тех, кто участвовал в боях вместе со своими хозяевами, и тех, кто сопровождал своих хозяев главным образом для того, чтобы охранять их припасы в обозе. Функция военных холопов состояла еще и в личном обогащении их владельцев. Чем больше было холопов, тем больше добычи они могли захватить и унести домой. Эта добыча, одна из главных целей московских войн, была разнообразна и включала все, что поддавалось перемещению, от драгоценностей до живых людей. Землевладельцы волей-неволей должны было считаться с настроениями этих слуг, поэтому их хорошо одевали и кормили, вооружали, предоставляли боевого коня, запас продовольствия в поход, а нередко и земельный надел — «служнюю пашню». Боевые слуги начала XVI века были старинными и полными холопами. Начиная со второй половины XVI века среди стали появляться и выходцы из дворян и «детей боярских». Для разоренных «детей боярских», как и для из забракованных при царском верстании «новиков», не имевших ни поместья, ни оружия, ни коня, единственной возможностью сохранить свою принадлежность к военному сословию оставалась служба в феодальной свите. Богатые землевладельцы также были не против заполучить в свою вооруженную свиту опытных воинов. Ценою свободы бывший «сын боярский», получал возможность вернуться на военную службу. При этом слуга давал господину долговую расписку, или кабалу, на сумму, в которую оценивалась стоимость предоставленного ему имущества. В среднем сумма кабального долга кабального редко превышала 5-6 рублей, но боевые холопы из «детей боярских» могли получить и более крупные суммы. «Судебник» 1550 года запретил составлять служилые кабалы на сумму свыше 15 рублей. На эти деньги можно было полностью вооружить всадника. Указ 1558 года подтверждал законность всех служилых кабал на сыновей дворян (детей боярских) старше 15 лет, не находившихся на царской службе. Боевой холоп из кабальных людей имел право, погасив долг, обозначенный в кабале, покинуть господина. Катастрофическое запустение поместных земель и появление значительного числа «избывших» службы детей боярских побудило правительство провести реформу службы. У правительства было два возможных пути вернуть «оскудевших» землевладельцев в ополчение. Можно было простить им казенные недоимки, наделить населенными землями и оказать финансовую помощь, но это требовало слишком больших расходов, непосильных для казны. Другая возможность заключалась в том, чтобы вернуть обедневших «воинников» в армию, но уже в качестве кабальных послужильцев. Для этого состоятельные землевладельцы должны были затратить средства на приобретение кабальных, пригодных для службы в их вооруженных свитах. Обязав в принятом в 1555—1556 гг. «Уложении о службе» землевладельцев выставлять «…с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь…», государство переложило на дворян расходы по снаряжению в поход безземельных детей боярских, не имевших средств, чтобы подняться на государеву службу. Таким образом, боевыми холопами вынуждены были обзаводится не только крупные, но и средние землевладельцы, до этого их не имевшие. Военные расходы государства при этом резко сократились. Конный воин из «детей боярских», помимо поместья, получал от казны не менее 5-6 рублей. годового денежного жалованья. На содержание и вооружение ратника казна выделяла только 1-2 рублей в год, остальное приходилось «доплачивать» дворянам из своего кармана. Полностью вооруженных и экипированных боевых холопов помещик обязан был проводить на ежегодный «смотр». Власти ввели и государственную регламентацию военной службы холопов. «Служняя пашня», которую боевой холоп получал от дворянина и самостоятельно обрабатывал, стала принадлежностью поместья — государственного имения. Власти стали наделять поместьями и боевых холопов из распущенных свит. Боевой холоп мог закрепить за собой свою «служнюю пашню» на праве четвертного владения, став сам мелкопоместным дворянином. Господство государственной земельной собственности привело к тому, что служба боевых холопов утратила характер частной службы и приобрела вид государственной повинности. Позже, в связи с составлением родословцев, помещики из потомственных дворян были записаны в Бархатную книгу, а помещики из бывших боевых холопов — в Поганую книгу. Во времена «великого разорения» 70-80-х годов XVI века дворянское оскудение резко усилилось. Огромное число мелких поместий запустело. Их владельцы не могли более нести государеву службу и были подходящим контингентом для вербовки боевых слуг. В середине 80-х годов XVI века в Москве произошли народные волнения, в которых участвовали мелкие служилые люди и боевые холопы. В связи с этим власти в 1586 году срочно разработали «Уложение о кабальных людях», непосредственно затрагивавшее военное сословие, а потому получившее отражение в Разрядных книгах. Разрядная запись гласила, что с 1 июля 1586 года «начали кабалы имат на служивые люди и в книги записывать». Разоренные дворяне получили гарантию против вопиющих злоупотреблений, связанных с их переходом в боярские свиты. Условием кабальной сделки, подлежавшей теперь обязательной регистрации в приказе, стало присутствие лица, давшего на себя кабалу. Если выяснялось, что кабала взята принудительно, сделка объявлялась недействительной. В Годуновское правление «Уложение о службе» было пересмотрено. Новая редакция 1597 года аннулировала право кабального люда на освобождение посредством выплаты долга, превратив тем самым его в полного холопа. Категория кабальных холопов должна была пополниться за счет так называемых «добровольных холопов». Господин, кормивший и одевавший «добровольного» слугу более полугода, получил право оформить на него служилую кабалу даже вопреки его воле. Политикой Годунова было принесение в жертву разорявшейся служилой мелкоты и ориентирование на основной слой дворян, который нес на себе главную тяжесть военной службы и которым следовало помочь в пополнении вооруженными холопами. Однако одновременно в Уложении было предусмотрено и обязательное освобождение кабальных после смерти господина. Этим учитывались как требования со стороны многочисленных кабальных боевых слуг, так и интересы воинской службы в целом. Смерть дворянина исключала из состава поместного ополчения всех его послужильцев разом, поскольку вооруженная боярская свита не могла функционировать без сюзерена. Интересы военной службы требовали, чтобы такая свита была немедленно распущена с тем, чтобы ее члены могли поступить на службу к другому феодальному землевладельцу. Пересмотр «Уложения о службе» следует рассматривать как крупную военную реформу. «Великий голод» 1601—1603 гг. привел к тому, что приток разоренных детей боярских в ряды кабальных расширился. Как писал Авраамий Палицын, бояре «многих человек в неволю к себе введше служить», не только простых людей, но и «честных» детей боярских, владевших землей («селами») и отличившихся на войне «избранных меченосцев и крепцих со оружии во бранех».После «Уложения» 1597 года разоренный служилый человек, найдя как раньше прибежище на боярском дворе в качестве добровольного слуги, чтобы переждать лихолетье, через полгода мог угодить и в вечную кабалу. Слой боевых холопов испытал на себе последствия голода в полной мере. Многие землевладельцы не имея возможности прокормить боевых холопов, прогоняли их со двора. Спасаясь от голода, холопы, которых господа отказывались кормить, массами бежали на вольные окраины. Беглые послужильцы, располагавшие оружием и боевым опытом, сбивались в ватаги, разбойничали, а также приняли значительное участие в формировании вольного казачества на Дону, Волге, Яике и других местах. Царские дипломаты многократно заявляли, что «воровские» казаки — это беглые боярские холопы, что именно они чинят разбой. Исаак Масса писал, что «в казаки шли по большей части убежавшие от своих господ слуги (Knechten)». Аналогичные сведения сообщает автор «Хронографа» начала XVII века, называвший казаков «беглыми холопами и ярыжными ворами». Особый интерес представляет «Повесть об Азовском осадном сидении» XVII в., возникшая в казачьей среде. Герои повести вспоминают о своем холопском прошлом: «Отбегаем мы ис того государства Московского из работы вечныя, ис холопства неволного от бояр и дворян государевых». После прекращения голода большинство дворян не имели средств, чтобы приобрести новых кабальных слуг. С началом войны им приходилось пополнять свою вооруженную свиту за счет «деловых» кабальных людей с пашни, страдников, крестьян, бобылей. К началу XVII века за категорией послужильцев окончательно закрепилось новое наименование «даточные люди». Пороховая революция в сочетании с желанием среднего слоя служилых людей сделать конную службу исключительно своей прерогативой и страх властей перед беспорядками, инициированными отборными боевыми холопами (Хлопко, Болотников, Васька Шестаков, Баловень и другие), привели к снижению роли послужильцев в период после 1613 года и особенно, после Смоленском войны. Предательство привилегированных боевых холопов в Смутное время и требования, связанные с пороховой революцией, после 1650 года существенно снизили роль вооруженных холопов в армии по сравнению с тем, какой она была за сто лет до этого. Григорий Котошихин отмечал, что во время Тринадцатилетней войны 1654—1667 гг боевые холопы, принадлежавшие командирам (головам), служили трубачами и литаврщиками, занимая посты, важные для подготовки войска к бою и поддержания морального духа и дисциплины, но не относящиеся к строевым. Во время Тринадцатилетней войны и позднее холопы в основном находились в обозе. Их там было около 10 000 в войске Шереметева на Украине в 1660 года и 11 830 в войске 1681 года. Такое снижение роли военных холопов сделало их более похожими на рабов, которых держали в своих войсках византийцы. Петровское законодательство окончательно положило конец использованию находящихся в личной собственности боевых холопов посредством включения их в регулярную армию. Нестроевые холопы сохранялись в российских вооруженных силах почти до самого конца правления Петра I, а возможно и позже. Эти потомки обозных холопов служили личными адъютантами и денщиками. Статус личных холопов-адъютантов («слуг») рассмотрен в Военном уставе 1716 года. Слуге запрещалось оставлять своего господина, и никакому другому офицеру не было позволено взять себе на службу чужого холопа («челядника» — один из вариантов средневекового названия раба)
И простите, но я видимо по своей необразованности (куда уж мне - всего только два ВУЗа закончил
[/q]
Kolomiets написал:
[q]
И очень-очень рад за Вас что у Вас в роду всего лишь 2,5 % однодворцев, а остальные все вельможи, белая кость.
[/q]
Вам два вуза мешают объективно считывать информацию? Где вы прочли про белую кость? Я распинался об 1/40 исследованных фамилий однодворцев- о Шляховых,опустив остальные 39,т.к. их судьба в принципе идентична. Вы же делаете какие-то свои выводы. В таком случае,большая вероятность,что любое сообщение для Вас будет Вами неверно истолковано. Смысл тогда Вам что-то объяснять,в чем? В чем он заключается? По поводу Родственников ,Мы Все друг другу родственны,но тем не менеее в разной степени. Наследовать же помещику,однодворцу,крестьянину,господину,гражданину,как правило по закону могли более близкие-его потомки,за редкими исключениями. Ну вот вроде и ответил на Ваши вопросы. Вы же вроде как мои вопросы к Вам пропустили мимо своих отсеивающих истину очей. Посчитав это пустым занятием. Задам ещё один.А зачем Вы при такой вашей генной структуре,так кропотливо обратились к однодворцам,с крепостными уже всё выяснено?Поскольку Вы похоже уже в этом спец,подскажите мне,почему одни на начало века 19 были уже с фамилиями ,а другие нет.? Обясните именно ВЫ,так как вы намного более образованей других и из Вас прямо прет эта интелегентность и знание ответов на непонятные вопросы. Повторюсь,именно Вы ответьте мне о крепостных крестьянах.,Почему и когда их назвали крепостными,а ни какими- то другими. Очень жду. ------------------
Серьезно процессами миграции не занимался, в основном изучаю 17 век. Более поздние переселения изучал на примере моих фамилий. Поляками и белоруссами не занимался...
Про более миллиона однодворцев не помню точно в какой книге приводились эти данные, возможно у Ключевского или у Павлова-Сильванского. Но если Выше посмотрите - valcha эти данные тоже приводила в одном из сообщений.
Отвечаю. Я нашел первую метрическую книгу села, где указаны мои предки за 1762 год. Значит в этом селе все его жители до этого года фамилий не имели. Логично или нет? Просмотрел все сёла Киевской губернии - практически везде записи в метрических книгах начали делать в средине 18 века. Может где-то это было немного раньше, а где-то и церквей не было, построили их позже, поэтому и фамилии люди получили позже - к концу 18 века. Ответил Вам честно, как знаю. Далее: о том, почему крестьян стали называть "крепостными", а не "закабаленными, например? Честно скажу - не интересовался. Но после выяснения почему однодворцы получили такое название, обязательно этим займусь. Встретимся в разделе "Крестьяне". И наконец о "белой кости". Честно скажу, что хотел написать "голубая кровь", но сейчас это не модно, ведь все так напуганы нашествием "голубых" с Запада, что и упоминать это слово боюсь. Как бы неправильно не поняли. В части того, почему я этим заинтересовался, отвечу также просто - внучка попросила узнать. Я ей сразу показал то, что написано в Википедии, а она мне сразу - а где ссылка на документ, что это именно так? Вот и ищу уже третий месяц этот документ. Неудобно перед внучкой - она ведь ждет доказательств. А Вы если не хотите отвечать на мои вопросы, то и не отвечайте. Не знаете и стыдитесь этого, так что с Вас взять. Обойдусь и без Вас.
Спасибо, Виктор! Вот и Вы внесли свою конкретную лепту в поиск истины. Итак уже четвертым пунктом, откуда пошли "однодворцы" является четкое пояснение - "Боевые холопы (послужильцы) — вооруженные слуги, принадлежавшие к разряду несвободного населения. Существовали в Российском государстве в XVI—XVIII веках, составляли вооруженную свиту и личную охрану крупных и средних землевладельцев и несли военную службу вместе с дворянами, составляя значительную, а то и большую часть поместного войска. Боевые слуги занимали промежуточное социальное положение между дворянством и крестьянами". Далее и пятый пункт - "Выходцы из дворян и «детей боярских». Для разоренных «детей боярских», как и для из забракованных при царском верстании «новиков», не имевших ни поместья, ни оружия, ни коня, единственной возможностью сохранить свою принадлежность к военному сословию оставалась служба в феодальной свите". И наконец, самое интересное - "Нестроевые холопы сохранялись в российских вооруженных силах почти до самого конца правления Петра I, а возможно и позже. Эти потомки обозных холопов служили личными адъютантами и денщиками".
Итак, уже имеем пять слоев населения, откуда пошли те, кого окрестили "однодворцами" и три предположения почему их так стали величать. Прогресс налицо. Всё же сдвинули мы с мертвой точки эту тему. Скоро и до формулировки дойдет. Но я всё же очень надеюсь, что и многие другие небезразличные к однодворцам посетители этого форума выскажут свое мнение об однодворцах, не забыв сослаться на известное им документальное подтверждение этого их мнения. Очень надеюсь, что кто-то грамотно и в сжатой форме расскажет об огромном количестве шляхтичей на юге Российской империи, которые не смогли доказать свое дворянское происхождение и стали называться "однодворцами".
Вы же делаете какие-то свои выводы. В таком случае,большая вероятность,что любое сообщение для Вас будет Вами неверно истолковано. Смысл тогда Вам что-то объяснять,в чем?
[/q]
+++ Kolomiets Анатолий Федорович! Просто удивительно наблюдать, как Вы здесь уже неделю "резвитесь". Вас почти не удовлетворил ни один ответ, источники ("книжки") Вы читать не желаете (читай - не любите), из сказанного делаете Вам одному понятные выводы, а когда вопросы стали задавать уже Вам, вразумительных ответов просто не было, и даже два высших образования не пригодились. А от слова "быдло" да еще по отношению к прадедам так просто коробит. И долгожители то здесь какие то не такие, ну никак они не сподобятся Вам
Kolomiets написал:
[q]
грамотно и в сжатой форме расскажет об огромном количестве шляхтичей на юге Российской империи, которые не смогли доказать свое дворянское происхождение и стали называться "однодворцами".
[/q]
А степень грамотности ответов Вы определить сумеете?
Честно говоря, у меня создалось впечатление, что Вам совсем не нужен ответ про "однодворцев", Вам просто захотелось выплеснуть на людей свои эмоции, что Вы и сделали под маркой "поиска истины". В полемику с Вами вступать не намерена, на оскорбления отвечать тоже, у меня остается надежда, что Вы все-таки сделаете какой то вывод из этой ситуации. Вы здесь один шагаете "в ногу", а остальные "против", а ведь так не бывает...
--- Ищу Татьянкиных, Чесноковых, Болдыревых, Гавриловых, Рыковых из Тамбовской губ., Поповых, Пашковых из Воронежской губ., Останкиных (Астанкиных) из Курской губ. Мой дневник
На Украине был свой аналог боевых холопов. Это надворные казаки (колии)
Еще одной категорией служилых людей были грунтовые казаки. Данная корпорация состояла из служилых людей Великого княжества Литовского, арендовавших у государства земельные наделы — «грунты» и несших за это личную воинскую службу — пограничную и драгунскую. Вместе с панцирными боярами они занимали промежуточное положение между крестьянством и шляхтой.
В 1654 году Рославльская, Дорогобужская, Вяземская и другие хоругви грунтовых казаков Смоленщины поступили в ведение вновь созданного Приказа Смоленского Разряда, сохранив за собой свои земли, но уже как однодворцы — на правах «четвертного владения». Так как в Московском государстве в XVI—XVII веках «служилой литве» особо не доверяли, то большую часть грунтовых казаков к 1670 году переселили от западных границ на Белгородскую и Закамскую засечные черты, где они продолжали нести службу как городовые казаки и «дети боярские».
В 1688 году упоминается рейтарский полк из «грунтовых рейтар» под командованием полковника Владимира Ивановича Швейковского. В 1699—1702 данный полк или какое-либо иное формирование из грунтовых казаков уже не упоминается, а в 1702 году они вместе с собственно смоленскими и дорогобужскими рейтарами были разобраны смоленским воеводой П. С. Салтыковым и составили Смоленский драгунский полк полковника Степана Аршанаевского. В 1703 году полк принял Самуил Станкевич, в марте 1704 года его сменил (видимо временно) француз де лю Патриер, а весной 1705 года он был переформирован в драгунский полк Геренка (Геринга), с 1706 года — Рязанский.
Из грунтовых казаков был также сформирован и Рославльский драгунский шквадрон (позднее Смоленский ландмилицкий конный полк), несший погранично-драгунскую службу на западной пограничной укрепленной линии по рубежу Остров-Великие Луки-Соболево-Костеничи. Кроме пограничной службы приходилось нести еще таможенную службу на заставах и полицейскую, направленную к поимке разбойников и беглых крестьян, а также не пускать в Россию римско-католических ксендзов из Польши и Литвы. В 1776 году Смоленская ландмилиция вновь былапреобразована в драгунский полк.
В 1783 году остававшихся еще в Дорогобужском уезде бывших грунтовых казаков перевели из однодворцев в государственные крестьяне, но в 1877 году небольшой части их вернули однодворческие (владельческие) права на землю.
Ох, как бы хотелось, чтобы Вы сейчас написали, что Вы имели ввиду и всё же рассказали нам о них.
[/q]
Этого человека давно уже нет на форуме и возможно никогда не будет.
--- Иванов -воспитанник Московского Воспитательного дома, учителя Ярославки,Тастубы,Месягутово,Миасса,Москвы .А также Жаворонковы, Кочушковы, Козьмины ,Масленниковы Златоустовского уезда
FTDNA 249066. R1a-YP310* YF06830
http://toporov.info/webtrees/inde
Россия, Центральный округ
» Нижне-Девицкий уезд Воронежской губернии (однодворцы)
» Однодворцы Орловской губернии
Дневник Nathalie » Орловские дети боярские - однодворцы - крестьяне
П » Пы - Пя » Пятых : с. Рогачёвка (Никольское) Воронежского уезда (Новоусманского района) Воронежской области. Однодворцы.