⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Яренский уезд Яренский уезд Вологодской губернии - история, демография, миграционные процессы.
|
Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 53 54 55 56 57 * 58 59 60 61 ... 148 149 150 151 152 153 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | Глеб Горбовский ЗЫРЯНЕ Моей бабке А.А. Сухановой Издревле мы, из рани, древляне, ведуны, дремучие зыряне, на воду шептуны. Голубоглазый воздух над нашей головой. Из мёда мы, из воска, из ягоды живой. С кислинкою, с грустинкой, с куделью бороды, с прозрачной паутинкой, летящей вдаль мечты… Из нежити, из драни, из стыни и огня — зоряне, северяне, зелёная родня! …Не оттого ль, однако, как бред во мне, как бес, сидит занозой тяга — в глушь вековую, в лес? Из рвани — не в дворяне, с топориком — в рассвет! Таёжные цыгане, мы есть и как бы — нет… Порхают наши дети, как пчёлы без цветов, пока не ткнутся в сети прелестных городов. Из сини мы, из рани, крестьяне, рыбари, лесные соборяне, хранители зари! |
Лайк (19) |
ВладимирММ Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1814 | Гобан написал: был открыт памятник всемирно известному русско-американскому социологу, уроженцу Коми края Питириму Сорокину. Хорошо, что вспомнили. Почему-то я запомнил это имя. Когда-то на марксистско-ленинской подготовке приезжий лектор рассказывал об "...антикоммунисте и авторе лживой теории конвергенции...". Ну, когда-то и кибернетика была "лженаукой". Теперь можно только гордиться Питиримом Сорокиным. Насколько я помню, мать его была зырянского рода, а отец - русским. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | http://www.fishkamchatka.ru/?k...2%FB%C2%A0 Зыряновы камчатские казаки «Список русскоустьинских коренных фамилий, не встречающихся среди ожогинцев, оказывается лишь немногим короче списка коренных, досельных, фамилий ожогинцев. Но этим фамилиям принадлежит больше семейств (за исключением фамилии Шелоховских и Корякиных), чем большинству коренных фамилий ожогинцев. Это подчеркивает большую устойчивость коренных фамилий русскоустьинцев и наряду с тем обстоятельством, что большинство этих фамилий за пределами тундры и Аллаиховского района смешанного населения не встречается, заставляет признать, что по крайней мере часть русскоустьинцев, населяющих дельту Индигирки,точнее, их предков, заселивших дельту, попала туда иным путем, отличным от пути предков ожогинцев, и оказалась более устойчивой в сравнении с последними. Однако коренные фамилии русскоустьинцев не вызывают сомнения в том, что родоначальники их, как и родоначальники ожогинцев, были мореходы и землепроходцы XYII в., покорители «Юкагирской землицы», и их сподвижники, засельщики Северо-Востока. В конечном счете остается признать, что предки русскоустьинцев, принадлежащих коренным фамилиям, переместились сюда, в дельту Индигирки, из других местностей Северо-Востока. У «края леса» они вошли в непосредственное соприкосновение и хозяйственное взаимодействие с прибывшими раньше «на низ» лесными индигирщиками — ожогинцами. Иначе сказать, русскоустьинцы и ожогинцы — потомки двух различных групп русских поречан низовьев Индигирки. Это подтверждается и некоторыми различиями в типе ожогинцев и русскоутьинцев. И все же сказание о прибытии предков русскоустьинцев на Индигирку «прямо изРоссии» в сочетании с другими неясными рассказами русскоустьинцев о своем прошлом и при сопоставлении их с известными историческими фактами приобретает реальную окраску. В рассказах русскоустьинцев своеобразно переплетаются правдивые исторические сведения-- сказание о плавании Ивана Реброва и другие — и воспоминания об известных событиях 1647 г.: овосстании якутских служилых людей и бегстве их («от ратной службы», в передаче индигирщиков) вниз по Лене «на море» (в тундру?) и далее на Анадырь, «в Заносье». При этом события в Якутске, который для русскоустьинцев еще в недавнем прошлом был столь же далек, как и легендарный «Российск», предание переносит в «Россию». (*Может быть, и поводом для утверждения о «боярском» происхождении русскоустьинцев послужило то реальное обстоятельство, что среди землепроходцев были и «сыны боярские»). Другое сказание русскоустьинцев говорило, что предками их были выходцы с Анадыря. И от этой версии не стоит отмахиваться. Кстати сказать, среди индигирщиков были фамилии, общие с фамилиями казаков, служивших на Анадыре, например, Киселевы, предки русскоустьинцев. (**С фамилией Киселева связана версия об исчпезнувшей так называемой Новгородской колонии на Аляске — селении Казилове у устья реки Казиловой (или река Киселева) в районе Кенайского залива, где в 1957 г. были обнаружены остатки древнего, вероятно русского, поселения 300-летней давности ( см. П.Л. Биркенгоф. К вопросу о древней «Новгородской колонии» на Аляске. -- «Известия Всесоюзного Географического общества», 1967, №4) Далее, среди индигирщиков бытовали предания о былых военных столкновениях их предков с чукчами, рассказы о «сендушных», «носовых» чукчах. В рассказах о «носовых» чукчах несомненно сохранились воспоминания о походах предков индигирщиков на Анадырь. Но едва ли далекие «носовые чукчи оставались столь устрашающими, что еще в недавнем прошлом их боялись (подобно тому как колымчане боялись загадочных «шелагов») женщины и дети, опасались встречи с ними мелые промышленники-мужчины. Вероятно, в этих легендах смешались повествования участников походов на Анадырь о схватках с «носовыми» чукчами и воспоминания о постоянной опасности и столкновениями с соседями -- «сендушными» чукчами. Но где соседствовали предки русскоустьинцев с «сендушными» чукчами? Таким ближайшим к Индигирке районом непосредственного соседства русских и чукчей был бассейн (или долина) реки Алазеи. Именно на Алазее русские землепроходцы под начальством Зыряна впервые встретились с «алазейскими людьми», а «с ними были с тундры чукчи-мужики со своими улусными людьми», которые и оставались в дальнейшем непосредственными соседями русских засельщиков берегов Алазеи. (В связи с этим особый интерес приобретает семейное предание Чихачевых (Чукичевых), безусловно «корневой» и наиболее многочисленной фамилии русскоустьинцев. Предание это утверждает, что Чихачевы имеют происхождение «из зырян», причем Чихачевы особенно упорно и ревниво настаивали на этом. Конечно, ничего невероятного в том, что родоначальником индигирских Чихачевых был зырянин, нет. Но скорее всего, это утверждение о происхождении Чихачевых «из зырян» следует понимать иначе. Стоит вспомнить, что одним из сподвижников Д. Зыряна в его конном походе на Яну и Индигирку и в плавании на Алазею был Ф. Чукичев, стоит вспомнить его последующие плавания и многолетнюю деятельность (приказным и приказчиком на Алазее), как предание о происхождении Чихачевых «из зырян» приобретает исторический смысл. Так, вероятно, и следует понимать утверждение Чихачевых: они действительно «из зырян», то есть предки (или предок) их были из партии или отряда Д. Зыряна, были сподвижниками Д. Зыряна, основавшего «на край тундры», на Алазее, зимовье «с косым острожком»). ЗЫРЯНОВ ЗЫРЯНОВ. Зырян (зырянин) — этноним; зыряне (коми-зыряне) — старое название народа коми (в I Софийской летописи под 1396 г. — сирнане); вероятно, из языка манси saran «зырянин, коми, зырянский», ханты saran «зырянский, saranjaх «зырянин» (Фасмер). См. также: Грушко, Медведев. С.189; Полякова. С.91; Житников. С.10. По мнению А.И.Попова, имя зырян (сырьян) «заведомо не относится к коми, так как те волости (по-видимому, их было две), которые носили названия Сырьянских, были заселены удмуртами (в Вятском крае) или какой-то группой тюркского происхождения (в Башкирии)»; «весьма возможно, — полагает автор, — что название зыряне возникло из имени одного из коми воевод конца XV в. — Зыран» (Попов А.И. Названия народов СССР. Введение в этнонимику. Л., 1973. С.109). Составители «Словаря фамилий крестьян Покровской волости XVII-XX вв.» А.И.Брылин и М.Ю.Елькин считают, что «фамилия означает только то, что родоначальник приехал из Пермской земли, «зырянами» в Зауралье называли жителей Яренского уезда независимо от национальности» (Брылин, Елькин. С.13). Последнее утверждение нуждается как минимум в дополнительном обосновании, поскольку выходцы из Перми Великой и Яренского у. известны под другими именованиями (см.: ПЕРМИТИН, ЕРЕНСКИХ). Под влиянием этнонима могли возникнуть говорные значения слова зырян — «лентяй» (Даль); «человек, слоняющийся без дела, лентяй» (записано в Сарапульском у. Вятской губ. — СРНГ), а также зырянить — «лодырничать» (возможно, от этнонима из-за созвучия с зырить — Фасмер). Ср.: зырить — волог.«пить хмельное, пьянствовать»; яросл.«пить жадно, много»; арх.«кричать, шуметь, горланить»; зыря — «пьяница, питух, зюзя» (Даль). В Приуралье прозвище и фамилия фиксируются с XVI – первой половины XVII в.: «Беспашенный крестьянин д.Вотцкая на роднике Сенька Зырян, 1579; житель с.Слудка на р.Каме Савка Гаврилов сын Зырянов, 1647»; ср. также: «Крестьянин пог.Покча на р.Колве Якушко Гаврилов сын Зырянинов, 1623» (Полякова). В начале XIX в. фамилия была распространена во многих уездах Вятской губ. — в частности, ее носили грамотные крестьяне в Слободском (особенно много) и Глазовском у. Ср.: в Кировской обл. есть д.Зыряново (Зуевский р-н), Зырьята I (Котельничский р-н) и Зыренцы (Белохолуницкий р-н). Широкое бытование фамилии на Среднем Урале и в Зауралье свидетельствует об активном участии в освоении региона народа коми, в том числе этнических коми Зюздинской вол. Кайгородского у. Первые сведения о прозвище и фамилии в пределах Верхотурского у. содержатся в переписной книге 1624 г.: в одной из деревень на р.Туре жил Семен (Семейка) Тимофеевич Зырян, на р.Тагиле — Василий Прокопьевич Зырян, деревня Василия Зыряна была на р.Пие, в д.Гаевой на Тагиле был двор Саввы (Савки) Васильевича Зырянова, а в деревне на устье Мугая — Василия Алексеевича Зырянова. Переписью 1680 г. учтены: крестьяне с прозвищем Зырян — в д.Жолобовой на р.Туре, в д.Яланской и Маслыковой (Невьянская сл.), в д.Жуковой в Арамашевской сл. (уроженец д.Карагаева в Обвинской вол. Соликамского у.), в д.Девятковской (Ницынская сл.), в д.Зайковой в Ирбитской сл. (уроженец Яренского у.), в д.Килачевской в Белослудской сл. (родился «на Мезене»); беломестный казак Зырян — в Арамашевской сл. (родом из д.Калиновской в Сысолской вол. Кайгородского у.); фамилию Зырянов носили крестьяне в Меркушинском погосте (уроженец Яренского у.), в Белослудской сл. (родился «в уезде Соли Вычегодцкой луские пермцы») и в Аятской сл. (родился «на Кунгуре в подгородной Куманаевской деревне»; см. также: Любимов. С.13,15 и др.). В д.Зыряновой на р.Туре фамилия этой переписью не зафиксирована; рядом с деревней протекала речка Зырянка, приток Туры (см.: Смирнов. С.268). К Верхотурскому у. относится и единственное упоминание фамилии в словаре Н.М.Тупикова: «Степан Зырянов, верхотурский крестьянин, 1677» (Тупиков). В конце XVII в. прозвище Зырян и фамилия Зырянов встречаются среди вкладчиков Далматовского монастыря (см.: Манькова. С.46,48,69,129). На территории Камышловского у. к концу XVII — началу XVIII в. сложилось несколько очагов зарождения фамилии, сгруппировав которые, можно выделить два пространственных «куста» — западный и восточный. В западном комплексе центральное место занимают Колчеданский и Катайский остроги с деревнями (по данным переписи 1695 г.). В Колчеданском остроге в 1677/78 г. поселился беломестный казак Василий Степанович Зырян, бывший крестьянин, «родом вычегженин, Еренского городка, с Усть Выми» («за скорбь от службы отставлен»); возможно, его сыном был упоминаемый в переписи 1719 г. драгун Илья Васильевич Зырянов, живший в д.Соколовой (4:4). В д.Горбуновой (4:8) обосновался крестьянин Конон Иванович Зырян с братом Иваном, переселившийся ок.1675 г. из Кунгура «от скудости». С 1674/75 г. в д.Катайке (6:1) жили крестьяне, носившие прозвище Зырян: братья Матвей, Тимофей, Иван и Евстафий (Остафий) Борисовичи, а также Никита и Яков Григорьевичи, все — уроженцы Зюздинской вол. (перепись 1695 г.); ко времени составления именных списков 1709 г. Матвей и Евстафий Борисовичи умерли, но живы были их братья Иван и Тимофей, а также Никита Григорьевич («Зырянин») и его брат Яков. Переписью 1719 г. в с.Троицком (бывшая Катайка) упоминаются крестьяне Никита Григорьевич Зырян с сыном Гавриилом (у него были сыновья Никита и Герасим) и Гурий Яковлевич Зырянов с сыном Григорием. Та же перепись называет Тимофея Борисовича Зыряна и его сына Никифора с сыновьями Алексеем, Петром, Игнатием, Федором и Егором среди крестьян д.Зырянской (8:1), по-видимому, ими и основанной между 1709 и 1719 гг. Брат Тимофея, Иван Борисович Зырянов, жил в д.Касаргулской (сейчас с.Бол.Касаргульское в Катайском р-не Курганской обл.) с сыновьями Мартыном, у которого были сыновья Федор и Козма, и Зотиком/Зотеем (перепись 1719 г.). В д.Крайчиковой (9:4) проживал бобыль Гавриил Афанасьевич Зырян (перепись 1719 г.). В д.Махаевой (Белоярская сл.) жил бобыль Василий Иванович Зырянов, в д.Курьинской (36:1) на подворье — бобыль Егор Максимович Зырянов с сыновьями Яковом и Михаилом (перепись 1719 г.). На востоке уезда также был целый ряд центров, давших родоначальников Зыряновых из нескольких приходов. В Беляковской сл. (23:1) в 1690/91 г. жили крестьяне Михаил Афанасьевич Зырян (он упоминается и в переписи 1710 г.), Никита Павлович Зырян (возможно, его сыном был Иван Никитич Зырянов, зафиксированный переписью 1710 г. в д.Мохиревой — 23:21), а также «Филка Зырян с братом Ганкою». Особенно много Зыряновых проживало в пределах Балаирского погоста: в самом селении (24:1) — Иван и Алексей Тихоновичи, Исак Саввич с сыновьями Пименом и Иваном, в д.Суяцкой (24:3) — Иван Карпович Зырянов (1708 г.); возможно, кому-то из них или их потомков обязана своим названием д.Зырянская в Балаирском приходе (24:4, сейчас д.Зырянка в Талицком р-не). Крестьянином д.Куровской (28:1) был Авраам Тимофеевич Зырянов (перепись 1710 г.). В топонимике Среднего Урала, кроме названных выше деревень, известны д.Зырянка в Пригородном (Нижнетагильском) р-не, д.Зырянская в Байкаловском р-не, пос.Зыряновский под Алапаевском. В 1822 г. в Каменском заводе фамилию носили отставной солдат и военный, в Зырянской и Куровской сл. — крестьяне, отставные солдаты и солдатки, в Новопышминской, Знаменской сл. и с.Курьинском — солдатки, в других местах — крестьяне. Фамилия распространена повсеместно, особенно широко — в Далматовском (Память — 64 чел.), Каменском (Память — 52 чел.), Камышловском (Память — 24 чел.), Пышминском (Память — 29 чел.), Талицком (Память — 12 чел.) р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974). Больше всего людей ушло из Коми края в Сибирь. Как лучшие знатоки ведущих туда путей, коми (40 человек) стали проводниками в отряде Ермака, со знаменитого похода которого началось присоединение Сибири. Коми были в числе первых жителей многих сибирских городов, возникших в конце ХYI-ХYII вв. В 1586 г., возникла Тюмень, со строительства которой началось прочное освоение Сибири. В числе обитателей города в I четверти XVII в. были стрелец Семейка Зырян, посадские люди Федоска Иванов Вычегжанин и Якунька Сысолич, крестьяне Васька Иванов Зырянин, Прошка Елистратов Вымич и выходцы из Коми края. В 1587 г. был основан Тобольск, ставший на долгое время столицей Сибирского края. Летопись рассказывает: "Лета 7095 (1587 г. - авт.) князь великий Феодор повелел взята в новый городок Тобольск из вычегодские и вымские пермяки в служилые люди пять десят и с жоны и с детми". В начале XVII в. одна из улиц Тобольска носила название "Зырянская". На ней располагались дворы казаков Ивашки Вычегжанина, Томилки Вычегжанина и других. Во второй половине XVII в. в Тобольске жили стрелецкий пятидесятник Васька Зырян и десятки служилых и посадских людей из Коми края Затем появились города на путях, связывавших Сибирь с Европейской частью страны. В 1590 г. был построен Лозьвинский городок, куда отправили по царскому указу шесть "судоделавцев" строить суда для плаваний по сибирским рекам. В 1593 г. возникли Пелым и Березов: "Лета 7101 (1593 г. -авт.) повеле князь великий Феодор послати пермяки вычегжаны и вымичи на Пелынь и Березов городки строити", - рассказывает летопись. "Пермичи и вымичи" упомянуты в царском наказе князю П.Горчакову, посланному строить Пелым, среди участников его похода. В 1595 г. в низовьях Оби был основан город Обдорск, само название которого (как и реки Обь) имеет коми происхождение. В 1597 г. была открыта новая дорога в Сибирь, ведшая с Камы на верховья р. Туры. В 1598 г. там построили г. Верхотурье. В 1635-1636 гг. среди "гулящих людей" Верхотурского уезда было 242 коми - с Вычегды, Выми, Лузы, Сысо-лы... После закрепления на ведущих "за Камень" дорогах началось продвижение переселенцев в глубь Сибири. На рубеже ХУ1-ХУИ вв. на р. Таз, впадающей в Северный Ледовитый океан восточнее Оби появился г.Манга-зея, основанный "служилыми людьми...и зырянами". Царь специально указал отправленным туда воеводам: "Взять...в вожи зырян торговых людей и вымич на все суда, сколько человек пригоже, которые б Мангазейский ход знали и толмачить (переводить - авт.) умели". Продвижение вверх по Оби от устья Иртыша началось со строительства в 1594 г. г.Сургута. В числе его первых жителей был Нефед Савельев из погоста Вездынь (Вездино). Через два года был основан Нарымский острог, где в 1620-х годах жили два вымича и сысолец, а около 1602 г. упоминаются жившие там коми: "Я со служивыми людьми и зыряны хоромы перенес". Для защиты южных границ на Иртыше в 1594 г. построили г. Тару. Среди тех, кто оборонял его от набегов татар, были пеший казак Петрушка Васильев Зырян и конный казак Спиридон Зырян. В 1604 г. царь Борис Годунов отправил воевод строить г.Томск и дал им наказ: "В новом Томском городе ... пашню устроити, ...а пашенные люди прибрати из зырян". В 1680 г. в Томске находились 83 служилых человека, которые (или родители которых) пришли туда из Коми края, среди них 27 вычегжан, 16 вымичей, 16 сысольцев, 3 лузянина. В 1610г. был основан Енисейский острог. Спустя 10 лет в Енисейском уезде находилось 249 промышленных людей ("промышлявших" пушного зверя), пришедших с Сысолы и Вычегды, Ватки и Мезени. Выми и Лузы. В Иркутске во второй половине XVII - начале XVIII вв. жили С.Кириллов из Усть-Выми, А.Чупров из Усть-Цильмы, И.Кушманов, Е.Зырян, Л.П.Лузин, вычегжане А.Зотов, И.В.Кочюров, М.Лукьянов. В Нерчинском остроге в конце XVII в. находились С.Чукмасов, В.И.Чупров, Н.Чупров, И.Г.Пермяк, в Селенгинске -С.Сысолетин и П.Зырян. Много выходцев из Коми края было в 1671 г. среди жителей Красноярска - казаков, стрельцов, посадских людей и крестьян. Многие возникшие в Сибири деревни носили коми названия: Зырянка, Зырянская, Гутова, Таскаева, Полева, Гилева и др В 1632 г. был основан Ленский острог (Якутск), ставший опорным пунктом дальнейшего продвижения на северо-восток. В середине и второй половине XVII в. среди служилых людей Якутска были Е.С.Вычегжанин, М.С.Сысолятин, Н.Л.Колегов, Н.Габышев, И.Тарабукин, несколько казаков носили фамилии Зырянов и Пермяков. Среди многих сотен участников освоения Дальнего Востока документы сохранили и имена выходцев из Коми края. Особо следует сказать о двух коми, ставших известными землепроходцами, первоисследователями сибирских и дальневосточных "дебрей непроходимых": Дмитрии Михайловиче Зыряне по прозвищу Ярило и Федоре Алексеевиче Чукичеве (он был родом из Шежама). С их именами непосредственно связано включение в состав России бассейнов рек Яны, Индигирки. Алазеи, Колымы и Пенжины. Оба они начинали службу на Енисее, потом их перевели в Якутск. В 1638-1641 гг. Ф.А.Чукичев и Д.М.Зырян участвовали в открытии и освоении земель на Яне и Индигирке. В 1642 г. Д.М.Зырян во главе небольшого отряда (в его составе был и Чукичев) отправился на восток, где открыл р.Алазею, заложил там первое поселение. В 1643 г. Ф.А.Чукичев отправился с собранным ясаком (данью) в долгий и трудный путь в Якутск (морем, а затем вверх по Лене), а Д.М.Зырян поплыл вдоль побережья материка дальше к востоку и добрался до устья неведомой еще р.Колы-мы, обложив ясаком местное население и приведя его "под высокую государеву руку". Воевода назначил его официальным главой колымских казаков и велел "новые реки приискивать". В 1646 г. или чуть позже Д.М.Зырян погиб. В середине 50-х годов XVII в. освоение Колымы было продолжено под руководством Ф.А.Чукичева (служившего после возвращения из совместной с Зыряном экспедиции в Якутске, на Индигирке и Алазее - там он возглавлял местную администрацию). Чукичев с отрядом поднялся по Колыме до ее притока Омолона, обследовал его. Зимой 1657 г. он выступил в поход с Омолона, через горы вышел к р.Чендон (Пенжина). впадающей в Охотское море. Там Ф.А.Чукичева ждала редкая удача - он обнаружил жемчуг. До своей гибели в 1661 г. Чукичев руководил служилыми людьми Омолона и Пенжины. Одним из самых выдающихся достижений землепроходцев стало путешествие из Северного Ледовитого океана в Тихий вокруг Чукотки, предпринятое в 1648 г. группой казаков и промышленных людей под руководством Ф.А.Попова и С.И.Дежнева, в результате которого был открыт пролив между Азией и Америкой. В этом походе принимали участие выходцы из Коми края. Сколько всего их было, не выяснено. Известны два имени: Фома Семенов Пермяк с Мезени и Иван Зырянин. Экспедиция выступила из Нижнеколымского острога на семи кочах (судах, приспособленных для плавания во льдах). Ф.С.Пермяк и И.Зырянин плыли на коче С.И.Дежнева. 1 сентября 1648 г. экспедиция подошла к самой восточной оконечности Азиатского материка - мысу, который Семен Дежнев в своем сообщении воеводе назвал "Большим каменным носом" (теперь это мыс Дежнева). В 80 км восточнее, за проливом, лежал другой материк - Америка. История Республики Коми. Сыктывкар,1996г. dating sites camscom Л. Н. Жеребцов в книге «Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами», выпущенной издательством «Наука» в 1982 г., пишет: «Кроме руководителей отрядов — Федора Чукичева, Дмитрия Зыряна и Богдана Зырянова, которые, вне всякого сомнения, были выходцами из края коми, в составе отрядов встречаются Д. Падерин, Лыт-кин, С. Аврамов, В. Пермяков, Ф. Чуркин, Ф. Пермяк, Д. Гуляев, Гилев, К. Юдин, М. Коновалов, К. Королев, С. Протопопов, Ф. Ветошкин, Вижемцев, Т. Боголюбов, И. Катаев, М. Колесов и десятки других. Какая-то часть носителей этих фамилий тоже могла быть коми, тем более те из них, которые носили весьма характерные прозвища: Сысолетин, Вычугжанин, Пермяков, Зырянов. В отряде Е. Хабарова участвовали Тренька Зыренин и Калинка Зырянин... В выдающемся морском походе С. Дежнёва вокруг Чукотки — Иван Зырянин и Фома Пермяк... В. Пермяков участвовал в походе на Новосибирские острова. В 1745—1746 гг. зимовали на ближних Алеутских островах М. Неводчиков и Я. Чупров. А в 1759 г. на островах Уналашка и Уманка прожил два года яренский посадский человек С. Глотов. Он первый нанес эти острова на карту». А.Л. Биркенгоф, «Потомки землепроходцев», изд. «Мысль», Москва, 1972 г. стр. 90-92 Оксана Корнева, историк-генеалог СЛОВАРЬ УРАЛЬСКИХ ФАМИЛИЙ okorneva.ru/print.php?main=dictionary_of_ |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | http://www.philology.ru/linguistics3/lytkin-69.htm В. И. Лыткин ДРЕВНЕЙШИЕ РУССКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В КОМИ ЯЗЫКЕ (Вопросы филологии. - М., 1969. - С. 242-248) 1. О времени встречи коми народа с русскими Русские в древности народ коми называли пермью. Слово пермь [1] известно уже начальной летописи, составленной около 1095 г., и обозначало какой-то северный народ, плативший дань русским: "в Афетовой части сидят Русь, Чудь, Весь, Меря, Мурома, Заволоцкая чудь, Пермь, Печора, Ямь" и т. д. "...Эти народы от колена Афета, живущие в странах Севера" [2]. Из русских летописей мы знаем, что новгородцы нередко ездят на Печору и Югру, а путь к этим народам пролегает через территорию перми: уже в XI в. в "Югру Новгородцы знают путь от Северной Двины, по Вычегде в Печоре, до Камня" . "Позже, в XIV в., чтобы попасть в Пермскую землю, пользовались этим же путём: "всякому же, хотящему шествовати в Пермскую землю, удобен путь есть от града Устюга р. Вычегдою верх дондеже внидут в самую Пермь" (Г. С. Лыткин "Зырянский край", СПб., 1889, стр. 17-19). Под Пермью первоначально понималась территория бассейна Северной Двины, заселённая карелами, вепсами и предками коми. Впоследствии карелы и вепсы ассимилируются русскими и коми, и в связи с этим географический термин превращается в этноним: в XIV под пермью понимается уже коми народ. Предки коми народа пришли с Камы в район Северной Двины: на Вычегду, Лузу, а также на Мезень и т. д. около Х в. Возможно, они доходили до Северной Двины, Пинеги, Юга и других рек, находящихся к западу от современной территории Коми АССР. Здесь они встретились с русскими не позднее XI в., новгородцы узнали о Югре от коми (слово югра из коми йöгра < йüгра - так называют теперь коми мансийцев и хантыйцев). Тысячелетняя связь между русским и коми народами отразилась и на их языках: коми народ заимствовал из русского языка массу слов. Абсолютное большинство русских заимствований проникло в коми язык в последние два столетия. Однако не легко установить время того или иного заимствования, определить хотя бы приблизительно дату проникновения русского слова в язык коми народа. Мы в данной статье делаем попытку установить более древние пласты в массе русских заимствований, ориентируясь на данные памятников коми письменности и на фонетический облик заимствованного слова, сохранившего звуковые особенности древнерусского языка. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | 632—1633 гг. — Именные окладные книги денежого жалованья служилых людей, ружников и оброчников Енисейского острога. Книги имянные Енисейского острогу государевым служилым людем и ружником и оброчником з денежными их оклады на 141 год. Оклад в 12 рублев 8 алтын 2 денги. Сотник стрелецкой Петр Бекетов. Оклад по 18 рублев. Сын боярский Парфен Хон-дырев. Атаман Иван Галкин. Оклад 10 рублев. Атаман Максим Перфирьев. Оклад в 12 рублев. Подьячие Василей Борисов, Иван Ермолин. Оклад старым енисейским служивым людем по 5 рублев 16 алтын 4 деньги. " Пятидесятник Терентий Савин. Пятидесятник Васька Чермении, Десятники: Илейка Ермолин, Васька Ермолин, ФирскаМикифоров, Сидорко Они-киев, Тараеко Мелентьев, Ивашко Панкратов, Павлик Аврамов, Ондрюшка Иванов. По 5 рублев рядовые стрельцы: Вторко Захаров, Оська Семенов, Фомка Самсонов, Гришка Микишин Пермяк, Костька Данилов, Богдашко Онцыферов Кола, Левка Кобылин, Тренька Нифантов, Онтонко Беляев, Васька Назаров Белокопыт, Ивашко Романов, Харка Михайлов Васток, Васька Иванов Колесник, Оксенка Васильев^ Дружинка Петров Чистяков, Мишка Шорин, Тренька Григорьев Каляга, Степан-ко Иванов Потылицын, Нехорошко Павлов, Ивашко Яковлев Лютко, Степанко Марков, Якунка Васильев, Олешка Семенов Голой, Пятунка Федоров, Васька Ондреев Сумороков, Данилко Михайлов, Васька Клементьев Кокшар, Фомка Кондратьев, Семка Серкин, Пронька Васильев, Ивашко Кирилов Тре-скин, Завьялко Ондреев, Федька Семенов Зырянин, |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | http://ostrog.ucoz.ru/ist_doc_3/1_122.htm Переписная (дозорная) книга Илимского острога 1676 (184) г. /л.212/ Устькуцкая волость по Куте и подле Лены реку, а в ней крестьяне Деревня, а в ней (в) Кузка Иванов сын Дьяков зырян … Пониж Верхоленского Братцкого острожку на низ подле Лену реку Тутурская волость, а в ней крестьян Деревня, а в ней (в) Петрушка Исаков сын Зырян … ( в) Микишка Иванов сын Зырян (в) Федка Яковлев сын Зырян … /л.213об./ Деревня, а в ней (в) Васка Емельянов сын Вычагжанин … Деревня, а в ней (в) Назарко Федоров сын Вычегжанин… /л.225об./ (в) Оничка Фомин сын Вычегжанин … Деревня, а в ней (д) а во дворе Тимошка Савинов сын … во 183 году Тимошка умер/л.234/ а в ево место ныне великого государя десятинную пашню пашет приймыш ево Тимошин Ивашко Тимофеев сын Вычегжанин … (в) Ониска Павлов сын Вычегжанин … (в) Ивашко Юрьев сын Мезенец … /л.205об./ (в) Кирюшка Герасимов сын Мезенец, Васка Трифанов сын Перетолчин … /л.218об./ Деревня Сенкинская Чернова, а в ней (в) Зотка Онтипин сын Мезенец … Деревняя, а в ней (д) а во дворе Юрко Архипов сын Мезенец … Деревня за Корою рекою, а в ней (в) Мишка Костянтинов сын [Мезенец] … |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/71931 ДЫМ ОТЕЧЕСТВА 20 СЕНТЯБРЯ 2014 ГОДА Цилемская руда / Из нее были отчеканены первые русские монеты, она же, возможно, послужила материалом для греческих скульптур Архангельский исследователь Н.А.Окладников собрал бесценный, уникальный материал о многих сторонах жизни своих земляков и их пращуров, обживавших европейский север, в том числе территории, которые административно входят сегодня в состав Республики Коми. С некоторыми материалами краеведа из соседней области читатели «Дыма Отечества» уже имели возможность ознакомиться. В сегодняшней публикации Н.Окладников знакомит с открытием на Севере России, в Печорском крае, залежей стратегического для прошлых столетий полезного ископаемого – железной и серебряной руды. В 1491 году, 2 марта, великий князь московский Иван III отправил в далекий Печорский край экспедицию «искать серебряные руды в окрестностях Печоры». В ее состав вошли специально приглашенные из-за границы «два немца, Иван и Виктор, которые умели находить руду и отделять ее от земли». Вместе с ними шли дети боярские Андрей Петров и Василий Болтин и рудокопы из Великого Устюга, с Двины, Пинеги. Возглавил экспедицию Мануил Илариев Палеолог. Возможно, этот грек был родственником жены Ивана III Софьи Палеолог, происходившей из известной византийской императорской династии. Известно, что у жены Ивана III Софьи был брат Мануил. Вполне вероятно, что Мануил Илариев и брат Софьи Мануил одно и то же лицо, и именно ему, как ближайшему своему родственнику, и доверил Иван III возглавить это ответственное дело. Через семь месяцев, 20 октября 1491 года, участники экспедиции вернулись в Москву с известием о том, что «нашли руду серебряную да медную на реке Цильме, за полднища от реки Космы и за семь днищ (семь дней пути. – Н.О.) от реки Печоры». Известный русский историк Николай Михайлович Карамзин уточняет, что это место было расположено «на реке Цильме, верстах в двадцати от Космы, в трехстах (фактически в 165 верстах. – Н.О.) от Печоры и в 3500 – от Москвы на пространстве десяти верст». По случаю открытия этих руд летом 1492 года была создана новая, более мощная экспедиция. На сей раз отправил великий князь на Цильму «Мануила Илариева, сына грека, детей боярских Василия Болтина и Ивана Брюха Коробкина, да Ондрюшку Петрова с мастеры с фрязи, два немца Ивана и Виктора серебро делати и меди на Цильме, деловцев с ними руду копати с Устюга – 60, с Двины – 100 и с Пинеги – 80 человек». Кроме того, с ними отправили еще сто человек «пермичь и вымичь и вычегжан и усоличь», в обязанности которых вменялось «руду не делати», а проводить экспедицию на судах до места назначения и обеспечить первопроходцев рудного дела съестным. На эти цели, «на ужена», великий князь пожаловал им на устье Печоры тони рыболовные «от Болванские до Пустозерские». Эта экспедиция заложила на Цильме, в семи верстах выше впадения в нее Рудянки, медные рудники и плавильные печи. Спустя пять лет на рудном месторождении при устье Безымянного ручья, названного впоследствии Заводским, впадающего в Цильму в восьми верстах выше устья Рудянки, был построен большой по тем временам медеплавильный завод, где выплавляли не только медь, но и серебро, и даже золото, содержащиеся в рудах «в малой примеси». Выплавляемая здесь руда на подводах доставлялась в Москву на Монетный двор. «И с того времени, – как отмечает Н.М.Карамзин, – мы начали сами добывать, плавить металлы и чеканить монету из своего серебра; имели и золотые деньги, и медали российские». А вот что писалось об этом в «Вологодских губернских ведомостях» в 1850 году: «Первое в России серебро и золото – эти два благороднейших металла получены были из Печоры, и эта страна по справедливости называлась драгоценным приобретением. Государь Иоанн Васильевич первым начал плавить металлы из руд печорских и чеканить монету серебряную и золотую, в 1497 году он имел удовольствие видеть золотую медаль, вылитую из печорского золота, в честь его любимой дочери Феодосии». Заметим, что «греки и немцы» приехали руду копать на Цильму не случайно, эти места были известны им ранее. Они заложили рудники там, где до них добывали и плавили руду чудские племена. В местах обитания чудских племен археологи почти всюду находили следы этой деятельности: клинья для скалывания руды, каменные песты, которыми толкли руду, глиняные горшки для выплавки меди. Исторические документы свидетельствуют о том, что итальянские купцы Фрязины бывали на Печоре лет за 150 до первой рудоискательной экспедиции. Так, Дмитрий Донской в грамоте, составленной между 1362 и 1369 годами, пожаловал «князя Андрея Фрязина Печерою, как было за его дядею, за Матфеем за Фрязиным». По-видимому, Матфей находился на Печоре еще при Иване Калите. Очевидно, предприимчивых «фрязи» на далеком Севере привлекали не только меха, они обнаружили на Цильме медные и серебряные рудники и древние чудские рудные выработки и предложили свои услуги московским князьям, что и послужило причиной отправки на Цильму рудоискательной экспедиции. Цилемское рудное месторождение стало первым в истории Российского государства разрабатываемым месторождением руды. Это укрепило позиции Москвы, и великие московские князья берегли его как зеницу ока, так как Урал с его рудными месторождениями в то время еще не принадлежал Московскому княжеству. Это, на наш взгляд, явилось одной из причин того, что вскоре (в 1499 г.) в низовьях Печоры по наказу великого князя московского Ивана III был «зарублен» Пустозерск, сыгравший видную роль в организации поисков и разработке рудных месторождений в Печорском крае. Пустозерск неоднократно служил отправным пунктом рудоискательных экспедиций, которые отправлялись на Печору, по ее притокам Цильме, Суле и Ижме, а также на Новую Землю и другие арктические острова. В Пустозерске имелась специальная изба для рудо- знатцев, а в пустозерской казне хранились присланные «для образца» из приказа Большой казны «серебряные руды весом золотник скупо, да медные руды два куска, да камешек хрусталь; да сердоликовых два камешка, один узорчатой, другой светлоголуб на водяной цвет». Поиски медной и серебряной руды на Цильме, попытки ее выплавки в последующем предпринимались еще не раз: и в XVII, и в XVIII веке, и в первой половине XIX века. Так, в XVII веке на Цильме в поисках руды побывали московские посадские люди, экспедиции, снаряженные Строгановыми, немецкие мастера, экспедиции пустозерских воевод, которые при вступлении в должность получали наказ, обязывающий вести рудные прииски в Пустозерском уезде. Так, в наказе, данном 30 марта 1667 года воеводе Ивану Саввиновичу Неелову, было сказано: «В Пустозерском уезде есть гора, а течет из средины той горы руда белая, подобие серебру или олову... а чаять из той руды быть серебру или олову; а на Цильме реке есть горы великия и в тех горах руда медная, а в прежних летах из той руды медь делали...» В марте 1702 года на Цильму была направлена новая рудоискательная экспедиция. В ее состав вошли дворянин Федор Огарев с подьячим, два рудосыскных мастера, Лука Агафонов и солдаты. За три года работы на Цильме ими было выплавлено и доставлено в Москву в Приказ рудокопных дел «плавленой меди 3 пуда 30 фунтов 40 золотников, медных изгарин 2 пуда и 12 пудов медной руды». На месте рудных разработок на Цильме в 1837 году побывал известный русский ботаник Александр Шренк и обнаружил в районе горной жилы, тянувшейся вдоль левого берега Цильмы на десять верст, много давних шахт, а также остатки древних строений с кирпичными печами, погребов, угольных куч, кузнечных и плавильных печей. В 1896 году исследованиями на Цильме занимался известный русский геолог И.П.Бартенев. В отчете, опубликованном в «Известиях Русского географического общества» за 1897 год, он отметил, что под древними рудными выработками на Цильме была занята площадь более четырех квадратных верст. Отсюда, по его подсчетам, было вынуто около 50 миллионов пудов медной руды. Куда могло уходить такое огромное по тем временам количество меди? Возможно, разгадка кроется в сообщении доктора геолого-минералогических наук А.А.Малахова, который, побывав в Афинском музее, был поражен огромным количеством различных изделий и гигантских скульптур, отлитых из чистой меди и бронзы. Откуда брали столько меди греческие мастера, если больших месторождений ее в Средиземноморском бассейне не было? «Может быть, в греческих статуях есть какая-то доля цилемской меди? – задается вопросом ученый. – Может быть, по Великой тропе направлялись к Средиземному морю лодки, груженные медными слитками с далекого Севера?» Такое предположение стало для ученого более реальным после того, как он увидел в глазницах некоторых греческих статуй агаты, сходные с теми, которые он собирал на песчаных отмелях Цильмы и находил на Тимане. Среди экспонатов Афинского музея были также изделия из олова, которого нет в бассейне Средиземного моря. Снова возникает вопрос: откуда здесь олово? Малахов делает предположение, что слитки олова могли попасть сюда также с Севера России вместе со слитками меди. «И в далекой Греции, – пишет он, – мне снова вспомнилась полузабытая история касситерита, найденного у подножия языческого идола». А история этой находки такова. В 1932-1936 годах и в 1940 году А.А.Малахов участвовал в проведении геологических съемок и поисково-разведывательных работ на Среднем Тимане. Тогда в районе древнего Пёзского волока, через который проходил древний путь с Мезени на Печору и за Урал, он обнаружил древнее самоедское капище идолов, где нашел камень касситерит, из которого легко выплавляется олово, достаточно только бросить его в костер. При добавлении к расплавленной меди олова получалась бронза. Тайна Цилемских медных рудников ждет своей разгадки. Николай ОКЛАДНИКОВ. |
ВладимирММ Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1814 | Гобан написал: экспедиция заложила на Цильме, в семи верстах выше впадения в нее Рудянки, медные рудники и плавильные печи Анатолий, извини за отступление. Давно это было. Мы сплавлялись на байдарках по р.Сылва. Проплывали небольшой посёлок, отоваривались хлебом, макаронами, пряниками. Больше в магазине в те времена ничего не бывало. А мой любознательный сын, школьником ещё был, шастал по берегу. Прибегает ко мне, показывает, все карманы набил: "Папа, я залежи малахита нашёл!" Смотрю, берег реки завален крупными зелёными кусками породы. То ли стекло, то ли камень. Поинтересовался у местных мужиков - что это. Они смеются: "Это, мил человек, отработка после выплавки меди. Ещё от Демидовских заводов...". Вот как надо медные рудники и печи искать! |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | http://cyberleninka.ru/article...-struktury на тему "ЛЕНСКАЯ ДЕРЕВНЯ В XVII-XX ВВ.: К ИСТОРИИ ПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ". Научная статья по специальности "ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ" УДК 911.373 (470.1/.2)(091)“16/19” УГРЮМОВ Борис Александрович, научный сотрудник муниципального учреждения культуры «Яренский краеведческий музей». Автор 6 научных публикаций К 300-летию образования Архангельской губернии ЛЕНСКАЯ ДЕРЕВНЯ В XVII-XX вв. : К ИСТОРИИ ПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ Ленский район, поселенческая структура, административно-территориальное устройство Под Ленской деревней подразумеваются сельские поселения на территории Ленского района в его современных границах. Точно такую же территорию в XVII веке занимали русские волости Яренского уезда. Местоположение волостей определялось бассейнами рек и озер. Волости обычно охватывали какой-нибудь приток реки и были вытянуты узкой лентой по ее берегам. В самом названии их была связь с рекой - Вычегодские и Вымские земли, Сы-сольские волости, Плесовская волость. Волости или земли делились на более мелкие округа, называвшиеся погостами, реже -волостками. Погосты в XVII веке были центрами приходской жизни и мирского самоуправления. Они имели двойственное значение: как место, где находилось селенье с церковью, дворами притча (церковнослужителей) и кладбищем, и как группа (гнездо, округ) поселений1. Погосты обычно располагались на высоких берегах, чаще всего на мысах при впадении малых рек в большие и нередко назывались по именам этих рек (погосты Лена, Чакула) или озер (Ирта, Туглим). Однако для наших мест был более характерен второй тип погоста -погост-округ, погост-гнездо. Эти погосты насчитывали порой десятки селений, расположенных на расстоянии 0,5-1 км друг от друга2. Из списка деревень русских волостей Яренского уезда, составленного на основе «Переписной книги Яренского уезда 1646 года» видно, что из 91 сельского населенного пункта, отмеченного инспектурой госстатистики Ленского района на 1 января 1997 года, 54 были образованы на момент переписи 1646 года (около 60%), столько же деревень, упомянутых в переписной книге, исчезли в недавнем прошлом -в 1938-1991 годах. Это означало, что структура современной деревни района формировалась в первой половине XVII века. За 350 лет число деревень и сел на территории Ленского района в современных границах уменьшилось в четыре раза, количество дворов - выросло примерно в полтора раза, то есть на один населенный пункт приходилось дворов вшестеро больше. В то же время население на этой территории, с учетом лиц женского пола, которых было примерно столько же, сколько мужского, проживало процентов на 40 больше, а численность дворов более чем вдвое превосходила современную. Разница в составе деревень и дворов будет более ощутима, если от средних цифр перейти к конкретным примерам. Возьмем состав населенных пунктов погоста Ирта в 1646 году и Иртовской сельской администрации по состоянию на 1 января 1997 года. В 1646 году в 23 из 26 деревень погоста Ирта насчитывалось от одного до пяти дворов и в 21 деревне - от одного до десяти душ мужского пола (всего 69 душ мужского пола). В конце XX века из девяти деревень в шести было от одного до семи дворов на деревню, в них проживало 19 человек. Вместе с тем в двух населенных пунктах (Ирта и Заполье) проживало 677 человек из 770 в сельсовете (88%) в 258 дворах из 307 в сельсовете (84%). Для середины XVII века было характерно относительно равномерное распределение деревень по числу дворов и населения. Основную часть населенных пунктов составляли мало-дворные (от одного до пяти дворов) и малонаселенные (от одного до девяти душ мужского пола) деревень. Более крупными по составу (свыше 10 дворов и 20-40 душ мужского пола) были только три деревни. С конца XX века различия между малодвор-ными и крупными населенными пунктами велики; число средних по количеству хозяйств и населения деревень (10-15 дворов и 30-40 человек) незначительно (две деревни из девяти). К тому же, надо иметь в виду, что в конце XX века в малодворных деревнях жили в основном пожилые люди. В середине XVII века в Иртовском погосте из 229 душ мужского пола почти половина (113) были детьми, причем 40 из них (мужского пола) были в возрасте от 4 до 14 лет3. Как происходило изменение поселенческой структуры на территории Ленского района в течение этих столетий? - На мой взгляд, в этом изменении можно выделить три периода: • XVII - первая половина XVIII века; • вторая половина XVIII - начало XX века (до 1918 года); • с 1918 года до конца столетия. Возникновение деревень было связано с крестьянином, который селился на общинной земле и строил себе дом и хозяйственные постройки. Недаром в названиях деревень в конце XVI -первой половине XVII века закреплялись имя и фамилия хозяина двора. В переписной книге Яренского уезда 1646 года в погосте Пустын-ском Плесовской волости значились деревни Ивана Юрьева, Бориса Курцова, Никифора Малкова, Ивана Мосеева; в погосте Чакуль-ском - деревни Анисима и Ивана Бажиных, Ивашки Вахромеева, Ивана Задорина, Гришки Гусевского, Ивашки Чакульцова; в погосте Шонома - деревни Кобычева, Максима Бобы-кова, Козьмы Болотова, Ивана Прошина, Семена Прошина и так далее. Некоторые деревни, расположенные рядом, носили одинаковые названия. Данное обстоятельство объясняется тем, что когда-то они были основаны одним и тем же крестьянином. В дозорной книге 1608 года были перечислены три деревни Анисима Божина, которые были названы по имени поселившегося здесь в XVI веке крестьянина4. Впоследствии имена домохозяев закреплялись за деревней и оставались надолго. В переписной книге 1678 года в погосте Ирта имелись деревни Афанасьевская, Захаровская, Карповская, Мартыновская, Стефановская и другие. В погосте Лена - Андреяново, Арте-мовская, Гавриловская, Захаровская, Пахомов-ская, Яковлевская, Марковская, Павловская, Сидоровская, Титовская и другие. В волости Вадья - Борисовская, Васильевская, Даниловская, Ивановская, Константиновская, Юрьевская и другие. Многие деревни получили название по характеру местности, в которой были расположены: по названиям озер - Лантыш, Тукма, Туг-линская в Окологородской волости; Шенома в погосте Шоном; Захаровская на Захаровском озерке в Чакульском погосте, по названиям рек и ручьев - Вандыш на речке Вандыш в Пус- тынском погосте, Селивановская на Селиванов-ском ручье в Чакульском погосте; по возникновению в лесистых местах - Бор в погосте Ошлапье, «Ниской бор» в волости Вадья, Березник в Окологородной волости, погостах Ирта, Туглим, Шонома, Березовская в погосте Чакульском, а также на возвышенностях - Го-ляшева Гора в погосте Шоном, Бабина Гора в погосте Ошлапье, Новоселова Гора и Тимасова Гора в погосте Чакульском. В первой половине ХУІІ века название деревень сопровождалось указанием на место ее расположения. В погосте Ирта в 1646 году были записаны деревни Щеголева на протоке, Якшина на суходоле, Карпова на истоке, Ракин-ская на Долгом озерке, Березник на реке Вычегде, Харламова слобода на острову. Названия некоторых деревень ограничивались только указанием места расположения: деревня на Усть Пастмы в погосте Ирта, деревня Исток, усть тож на Туглимском озерке в Окологород-ной волости, деревня на усть Паламыша на реке Вычегде, деревня в Острову в погосте Шоном. Большинство селений в русских волостях располагались близ воды, на водных путях. Из 353 деревень вместе с погостами 221 находилась на берегах рек, озер, ручьев. Такое расположение относилось, в первую очередь, к Плесовской волости: в Урдомском погосте лишь две из 24 деревень располагались «в суходоле», остальные - у воды, в том числе 14 деревень - по речке Урдома, три - на реке Вычегде; из 9 деревень, принадлежащих Спасскому Сойгинскому монастырю, шесть -по берегам Вычегды, речек Гремячке и Серце, одна - у озера Сорово; в погосте Пустынском из 52 деревень 44 стояли у воды, в том числе на Вычегде - 17, Сундуге (Сендуге) - 8, Шудь-юге - 5; в погосте Чакульском из 48 деревень 39 находились на берегах рек (на Вычегде - 12, на речках Чакулка и Вазокса - по 6), на озерах Захаровском, Подкрежном, Толстиковском, Кривом и ручье Селивановском. Другим обстоятельством, влиявшим на расположение деревень, были торговые пути: «Там, где проходили торговые дороги, связывавшие центральные районы Московского государства с Сибирью, поселения несколько отступали от берега и располагались вдоль дорог. Это относится к деревням и починкам, расположенным по реке Вычегде, Выми и Сысоле, где проезжие дороги были расположены в некотором отдалении от рек, так как берега их часто затоплялись и размывались весной»5. Это характерно особенно для волости Вадья и погоста Шонома. В волости Вадья из 23 деревень только три были расположены у воды. В погосте Шоном «на суходоле» находилось 30 деревень из 59. Однако и в большинстве таких погостов Вычегодских земель на берегах рек, озер, ручьев было до половины и более поселений: в погосте Ирта из 27 деревень 15 располагалось на берегах рек Вычегды, Шердомке, Пулке, озере Долгом. В погосте Цылибская Гора из 16 деревень - 8; в погосте Туглим из 6 деревень - 5 (одна - на берегу реки Вычегды, четыре - на берегах озер Туглинское, Ленское, Долгое, Курье); в погосте Лена из 24 деревень - 18, в том числе 16 - по реке Лене. Названия деревень в ХУІІ веке не оставались неизменными. Очень часто деревни носили двойное название: погост Чакула - деревня Ивашки Вахромеева, Рябово тож; деревня Ивашки Чакулцова, а Титовская тож; Гришки Гусевского, Горки тож. Происходило это, так как имена первых владельцев деревень со временем (с появлением новых поселенцев) стирались, менялся характер местности, к старому названию стали добавлять новое. Впоследствии новое название закреплялось за деревней. В погосте Шоном в документах 1585 и 1608 годов записана деревня Ивана Пронина. В 1646 году в переписной книге она названа «деревней Ивана Пронина, Перейма тож». Позже за ней закрепилось второе название, в 1888 году она называлась уже «Перейма». То же самое можно отнести и к некоторым другим деревням. В погосте Ирта в конце ХУі и ХУП веков в переписных книгах упоминалась деревня Мартыновская - Конец Озерья. В документах ХУШ века (переписной книге 1720 года и в спис- ке населенных мест 1866 года) она значится уже как деревня Конец Озерья. Указанная в книгах 1585, 1608 и 1646 годов деревня Василия Пона-рьина (Курчим) в документах 1678, 1720, 1788 и 1866 годов значится как деревня Курчим. Реже были случаи, когда новое название не приживалось и восстанавливалось старое. В погосте Лена в 1585, 1608, 1646 годах существовала деревня Артемовская, а Юринская тож. С 1678 года она стала называться просто Артемовской6. Изменения касались не только названия деревень, но и количества и их состава. Варьирование числа деревень связано также с образованием починков, то есть новых поселений. В ХУІІ веке продолжалась колонизация уезда. Освоение новых территорий проходило неравномерно. В первой половине века новые поселения возникали в основном в районах старой колонизации: по среднему течению Вычегды, на Сысоле и Выми. Тогда на долю Сысольских волостей и Плесовской волости приходилась половина починков (в 1608 году - 41), Вычегодских земель и Плесовской волости - более 40% (в 1608 году - 35 починков). С середины века началась интенсивная колонизация окраин уезда. Во второй половине ХУІІ века на среднем течении Вычегды, Сысоле и Выми было лишь 7% починков, зато на севере уезда - в Верхневычегодских волостях - около половины7. Характер починка подолгу сохранялся даже в названиях деревень: в писцовой книге 1608 года и в переписных книгах 1646 и 1678 годов часто встречались такие названия, как «Новая рос-пашь» (Окологородняя волость, Спасский Сой-гинский монастырь), Новинки, Новинки Нижние (погост Чакула). На починках чаще всего находился один двор, реже - 2-3, очень редко - 4. В течение ХУІІ века более 60% всех починков были од-нодворными. В 1608 году из 35 починков, записанных на территории сегодняшнего Ленского района, 31 был однодворным, 2 - двухдворными, по одному имели 3 и 4 двора. В 1646 году из 9 починков 6 были однодворными, по одному -двух- и трехдворными, один состоял из 8 дворов («поч. Давыдков, а Бор тож на речке на Каихе» в погосте Ощлапье). В 1678 году все четыре починка были однодворными. В первой половине века многие починки не имели собственного названия и именовались по месту расположения, чаще речки, озера или ручья (починок над Кривым озером, починок на ручью на Глубоком, починок на речке на Ми-ренге и т.п.). Через несколько лет починки обычно превращались в деревни. В писцовых и переписных книгах XVII века часто упоминаются деревни, возникшие на месте починков. Пять починков, записанных в писцовой книге 1608 года среди деревень, относящихся к Ерен-скому городищу, - Оксеновский, Даниловский, Демки Яковлева, Онтонов, Козновицы - в переписной книге 1646 года были названы деревнями. То же относилось и к другим погостам: деревня, что был починок на Покаихе в погосте Ошлапье; деревня, что был починок Лашки-рев в погосте Шоном. Одновременно с образованием новых деревень происходил обратный процесс - запустение поселений, когда жители ряда деревень умирали или уходили в другие места, и заброшенные деревни очень долго описывались в старых границах. С течением времени пашни и сенокосы этих деревень зарастали лесом и бывшая некогда деревня превращалась в пустошь. При этом более активно в этом процессе участвовали починки. Они были гораздо более подвижны и изменчивы. Одни исчезали, превращаясь в деревни или пустоши, другие, наоборот, возникали на «диком лесу» или на месте пустоши, так как образование нового селения легче было начинать на месте, которое раньше было засеяно. О сложности происходящего одновременно процесса возникновения и исчезновения деревень говорит тот факт, что в 1646 году в Вычегодских землях и Плесовской волости возникло 36 деревень на месте починков и 8 - на месте пустошей, один починок на месте деревни. В это же время 7 деревень и 12 починков превратились в пустоши и образовалось 25 пустых деревень. Из переписанных в 1646 году 343 деревень и починков в русских волостях и погостах Яренского уезда (Вычегодские земли и Плесовская волость) преобразования коснулись 89 селений, или каждого четвертого. В начале XVIII века дворовая пустота в Яренском уезде продолжала быстро увеличиваться. Северный крестьянин все еще надеялся найти лучшую долю в чужих краях и бежал «безвестно» или умирал на новостройках царя-преобразователя. Бежал от голода. Общим местом в наказах крестьян русских волостей Яренского уезда в Комиссию по составлению Нового уложения были жалобы на недостаток хлеба, бедность, разорение: «...А каждый год в нашей волости - во всяком месте <...> в достатке хлеб не родится» (Шенома); «в скудость пришли» (Вожам); «крестьянство пришло в разорение» (Ирта); «мы пришли в крайнее разорение» (Урдома); «в немалое разорение приходим» (Туглим); «пропитание имеем с великою нуждою и недостатком» (Сойга)8. В XVIII веке на огромной территории Яренского уезда только 0,15% земли использовалось для ведения сельского хозяйства9. Недостаток пашенных и сенокосных земель, расположенных узкой полосой вдоль Вычегды, усиливался частыми разливами реки, смывавшими земли и делавшими их непригодными для обработки. Иртовские крестьяне писали в наказе: «А паче всего несут тягость и разорение нашей Иртовской волости крестьяне о сносных землях. У многих крестьян по реке Вычегде пашенную и сенокосную землю сносит и засыпает песком, и ту сносную землю присыпает к разным владельческим местам, которые теми местами и владеют. А прочие состоят безрезонно в пусте, в нерасчистках, <...> а крестьянство от того пришло в оскудение и отстает своих пашенных земель, потому что от умаления сенокоса пропитать скота нечем и от того пашенная земля, которая по большей части песчаная, без навоза хлеб не родит и остается без навоза в пусте»10. Сами земли были малоплодородными. Крестьяне Иртовской и Подгородной волостей жаловались на то, что «владеют пашенными землями по разным деревням самыми плохими в лесных и тесных местах». Их поддерживали крестьяне урдомские («... и в оных деревнях имеются всякие песчаныя, дикия, каменистыя и древесныя глинистыя и буковинные мокрые места»), шеномские («В нашей волости состоит половина горного места, а другая наволочного, а на горе земли буковинныя, а местами и песча-ныя и каменистыя, на которых землях в смочныя годы на буковинах хлеб вымокает, а на песочных и каменистых в засушливые годы засыхает...»), а также крестьяне других волостей11 . Таким образом, первый период в развитии поселенческой структуры Ленской деревни характеризовался подвижностью и неустойчивостью. Деревни и починки возникали и исчезали, запустение деревень, длившееся на протяжении всего этого периода, особенно усилилось к началу XVIII века. В начале освоения и заселения Европейского Севера (с конца XV до 70-х годов XVI века) опустение в северных уездах было незначительным: территории являлись лишь перевалочными районами для мигрировшего сюда населения из центра России и Новгородской земли. С конца же XVI до последней трети XVII века процесс опустения ускорился в связи с открытием торговых путей к Белому морю и в Сибирь. Однако в конце XVII - начале XVIII века рост дворовой пустоты был связан с крайним недостатком пашенной и сенокосной земли. Подвижность и неустойчивость структуры Восточного Поморья основывались на противоречивом характере его освоения и заселения: с одной стороны, хлынувшие сюда массы крестьян из Западного и Центрального Поморья содействовали возникновению новых поселений; с другой стороны, этот же поток продолжал двигаться дальше на Восток, подхватывая не только пришлый люд, но и старожилов. К передвижению их вынуждали как малоземелье и неблагоприятные природные условия, так и истощение лесных и водных богатств. Крестьяне шли в Сибирь в поисках свободных земель, зверя и птицы12. К середине и особенно к концу XVIII века государству удалось стабилизировать положение, закрепить и северного крестьянина за об- щиной с ее круговой порукой за каждого члена. Отходничество крестьян Яренского уезда заметно сократилось (особенно во второй половине XVIII века). В середине XVII века (по переписной книге 1646 года) число отходников составляло 10% населения уезда. В XVIII веке по ведомости провинциальной конторы в уезде отмечалось 688 отходников, в том числе 671 крестьянин. При населении 24 993 души это составляло 2,7%, или почти вчетверо меньше, чем в предыдущем столетии. При этом наибольший отлив крестьянского населения наблюдался в западной части уезда, на территории современного Ленского района. Если в северовосточных волостях уезда насчитывалось по 1-2 человека в отходе, то в русских волостях -в среднем по 18-20. Уменьшение отходничества объяснялось тем, что в XVIII веке крестьянину бежать было уже некуда (в Сибири промысловики достигли берегов Тихого океана), а также жестким контролем со стороны государства (крестьянин теперь не бежал, а уходил по «пашпорту», двор уже не считался пустым). Изменилось направление отходничества: уменьшился отход в сибирские города. Новыми районами, куда устремились крестьяне в поисках работы, были металлургические заводы, рудники и соляные промыслы Урала и Приуралья. В 60-е годы XVIII века на них работали 8 отходников из Яренского уезда, в 70-е годы - 51, в 80-е - 62. Большая часть крестьян подалась в столичные города и города Европейского Севера13 . Укреплению оседлости, усилению зависимости его от государства служили административные реформы в России, проведенные Петром Великим и Екатериной II. Указом Петра I от 18 декабря 1708 года Российское государство было разделено на 8 губерний. В их числе - Архангелогородская, состоявшая из 18 уездов (округов, долей), включая Яренский. Указом сената от 29 мая 1719 года губерния была поделена на четыре провинции: Великоустюжскую, Вологодскую, Галицкую и Двинскую. Яренский уезд, наряду с Сольвычегодским и Великоустюжским, входил в состав Великоустюжской провинции. 7 ноября 1775 года Екатерина ІІ издала Указ «Учреждения для управления губерний Российской империи». Указ предусматривал новое административное устройство: вместо губерний образовывались наместничества, которые делились на области или провинции, области - на уезды, уезды - на волости. 25 января 1780 года Указом императрицы вместо Архангелогородской губернии было учреждено Вологодское наместничество в составе трех областей: Архангельской, Великоустюжской и Вологодской. Яренский уезд вошел в состав Великоустюжской области Вологодского наместничества. В 1784 году Архангельская область была выделена в самостоятельное наместничество, а в 1797 году Архангельское и Вологодское наместничества были переименованы в губернии. В результате нового административного деления в 1782 году бывшая Плесовская волость в составе Пустынской и Сойгинской волостей (последняя, очевидно, была образована из погоста Чакула и деревень, относящихся к Спасскому Сойгинскому монастырю) вошли в состав Сольвычегодского уезда. В 1815 году Сольвычегодский уезд состоял из 12 волостей и 25 станов. Среди станов числились Пустын-ский, Сойгинский и Чакульский. В 1867 году уезд делился на два стана с 15 волостями в составе 53 сельских обществ. К 1911 году из Рябовской волости выделилась Слободчиков-ская14. Губернская реформа 1775 года привела к укрупнению волостей, в том числе 12 прилегавших к Яренску, с русским населением15. Если в середине ХУІІІ столетия в Яренском уезде числилось 59 волостей, то в 1801 году уезд состоял из 13 волостей, двух погостов, четырех третей и слободки. Погост как территориальная единица, группа селений, все более утрачивал свою роль - его место заняла волость. Среди волостей были Иртовская, Ленская, Наволоцкая, Ошлапецкая, Подгородная, Ше-номская. К 1815 году произошло новое укрупнение волостей. Яренский уезд стал состоять из пяти волостей. Среди них Ленская волость в составе сельских обществ Иртовского, Козьминско- го, Софроновского и Суходольского. В начале XX века из Ленской волости выделилась Со-фроновская, к 1911 году - Иртовская и Козь-минская16. Закрепление крестьян на земле привело к росту населения деревни и одновременно к ухудшению его материального положения, так как рост населения обгонял увеличение сельскохозяйственных угодий. По расчетам уездного статистика В.Ф. Попова, самыми обеспеченными хлебом были Суходольская и Козьмин-ская волости, где в ряде селений «хлеба хватает на год у всех», в Ленской-Иртовской волости хлеба хватило на год у большинства дворов -от 2/3 до 4/5, в Софроновской волости обеспеченность хлебом была ниже: его хватало на 7-9 месяцев. Следует иметь в виду, что за средними цифрами скрывалось социальное разделение крестьян на зажиточных, середняков и бедноту. В других районах уезда положение с обеспеченностью хлебом населения было сложнее: в Верхневычегодских волостях такое же, как в Софроновском; в Удорском крае в трех волостях (Вагортской, Селибской, Чупровской) хлеба хватало на 9-11 месяцев, в Ертомской волости -на 8-9, в Разгортской - 6-7, в Глотовской - на полгода17. Неблагоприятные природно-климатические условия для ведения сельского хозяйства обусловили ряд особенностей структуры поселений Яренского уезда, в том числе и русских волостей. В селениях уезда преобладали сложные, многодеревенские общины. В 1880-х годах из 41 общины в Яренском уезде 28 были сложными, и только 13 - простыми. Сложные общины объединяли 233 деревни из 246, в том числе 24 общины объединяли все угодия, четыре - лишь сенокосы18 . Другой особенностью поселений уезда была слабая заселенность территорий, малое число деревень и их многолюдность из-за крайнего недостатка удобных для заселения мест. Ленская волость Яренского уезда в конце XIX века и часть Ленского района в составе шести сельсоветов (Софроновского, Тохтинского, Иртов-ского, Ленского, Суходольского и Козьминско- го) в конце XX века сопоставимы как по территории, так и по количеству населения (около 10 тысяч человек). Тем ощутимее расхождение между ними в демографическом составе населения. Если за 100 лет деревня не претерпела значительных изменений, как в количестве крестьянских хозяйств в целом, так и в относительном числе хозяйств и на одну деревню (в 1888 году деревни с числом хозяйств до 50 составляли 95%; в 1998 году - 89,5%; от 10 до 50 человек на деревню в 1888 году - 46,4%; в 1988 году - около 40%), то в качественном отношении различие между ними было существенным. Его можно свести к следующему: • число деревень на сопоставимой территории сократилось почти вдвое; • количество сельского населения в связи с ростом населения в райцентре и рабочих поселках увеличилось более чем в три раза; • более чем в три раза сократилась численность сельской семьи (с 7,3 до 2,3 человек); • относительное число малодворок (до 5 хозяйств) осталось прежним (около трети всех дворов), но характер их изменился. Прежде малодворки были крепкими крестьянскими хозяйствами с многочисленным семейством (например, в Иртовском крестьянском обществе в деревне Яковлевской в 1888 году был один двор с 29 душами, в деревне Оси-повской - 2 двора с 37 жителями, в деревне Шубинской - три с 57 душами)19, сейчас же в них живут (точнее доживают) в основном престарелые одинокие люди. Характерной чертой деревни Ленского района конца XX века стало расслоение ее на крупные села и малолюдные, почти заброшенные деревни. Средние по количеству дворов и жителей деревни (10-15 хозяйств, 20-50 жителей) исчезают, растворяются. Вместе с тем крупные села втянули в себя население из округи, опустошив окрестные деревни. В Иртовском сельском совете в 1997 году на село Ирта приходилось 278 хозяйств из 339 и 757 жителей из 861, на остальные 9 деревень - в среднем 6-7 хозяйств и 11-12 человек. В Ленском сельсовете из 310 дворов и 780 жителей в селе Лена имелось 230 дворов, в которых проживало 632 человека, остальные 148 душ (71 хозяйство) проживало в 20 окрестных деревнях. В XX веке Ленский район претерпел значительные изменения в административно-территориальном устройстве. Коллегия наркомата внутренних дел молодого Советского правительства 24 июня 1918 года постановлением «О разделе Вологодской губернии на Вологодскую и Севе-ро-Двинскую» утвердило постановление съезда пяти уездов Вологодской губернии от 17 июня 1918 года о выделении в самостоятельную губернию с центром в г. Великий Устюг Великоустюжского, Никольского, Сольвычегодского, Яренского и Устьсысольского уездов. Декретом ВЦИК от 22 августа 1921 года с образованием автономной области Коми (Зырян) 21 волость Яренского уезда была передана в Устьсысольский уезд. Оставшиеся 5 волостей (Софроновская, Иртовская, Ленская, Суходольская и Козьминская) декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 года были переданы в состав Сольвычегодского уезда. Декретом ВЦИК от 10 апреля 1924 года «Об административном делении Северо-Двин-ской губернии» были упразднены уезды, на территории губернии образованы 18 районов, в том числе и Ленский с центром в селе Лена. В состав района входили Иртовский, Козьминский, Ленский, Слободчиковский, Софроновский и Суходольский сельсоветы (Слободчиковский сельсовет входил без Сойгинского сельского об-щества)20. В 1924 году из Софроновского сельского совета выделился Тохтинский сельсовет. Декретом ВЦИК от 6 июня 1925 года райцентр Ленского района был перенесен в Яренск. Однако причину крупных демографических изменений в деревне следует искать не в переменах административно-территориального устройства, а в коренном переломе самого уклада сельской жизни, вызванного коллективизацией сельского хозяйства. Ход миграции населения из деревень, принадлежавших к району их ликвидации, запустения можно разделить на три этапа. Первый этап (1926-1938 годы) - время сплошной коллективизации. • Число деревень не сократилось, однако уменьшилось количество хозяйств (на 27%) и населения (на 345 человек). • В составе деревень выросло число селений до 10 хозяйств (почти вдвое) и 50 человек (в 2,2 раза, в том числе до 10 человек - вдесятеро), на треть уменьшилось число деревень со средним составом населения (от 50 до 200 душ) и большим составом (от 200 и выше) - в 2,8 раза. Второй этап (1938-1988 годы) - время укрепления колхозного строя. Число деревень уменьшилось почти вдвое. Количество селений до 5 хозяйств выросло вчетверо, до 5 душ - в 15 раз; с большим составом населения (свыше 300 человек) - вдвое, с числом хозяйств свыше 100 - втрое; вместе с тем число деревень со средним составом населения уменьшилось более чем вдевятеро. Третий этап (1988-1997 годы) - период радикальных реформ на селе. Ликвидация села продолжается: за 10 лет исчезло 16 деревень. Погибающие деревни, где проживало до 5 человек, составили почти 40% всех селений, с малым составом (до 5 хозяйств) - около половины. Количество деревень с населением от 50 до 200 человек уменьшилось с 9 до 5, зато насчитывающих свыше 300 душ выросло в полтора раза, с числом от 300 до 400 - в четыре раза. Причиной сокращения сельского населения и ликвидации деревень явился общий для мировой истории XX века процесс урбанизации, миграции сельского населения в город. В России этот процесс имел свою специфику, связанную с проведением сплошной коллективизации и строительством колхозного строя. Это обстоятельство нарушило естественный процесс миграции населения из деревни и придало ему во многом драматический характер. Примечания 1 Воскобойникова Н.П. К истории поселений Яренского уезда в конце XVII - начале XVIII веков // Аграрная история Европейского Севера СССР Вологда, 1970. С. 370. 2 Там же. С. 372-373. 3 Документы по истории народа Коми. Писцовая и переписная книга Яренского уезда. XVII век. Сыктывкар, 1985. С. 48-52. 4 Воскобойникова Н.П. Яренский уезд в 1978 г. // Вопросы истории хозяйства и населения России XVII века. Очерки по исторической географии XVII века. М., 1974. С. 247. 5 Воскобойникова Н.П. К истории поселений Яренского уезда в конце XVII - начале XVIII веков // Аграрная история Европейского Севера СССР Вологда, 1970. С. 379. 6 Там же. С. 375-377. 7МацукМ.А. Причины изменений социально-демографической ситуации в Яренском уезде в XVII веке // Социально-демографические аспекты в истории северного крестьянства (XViI-XIX вв.). Сыктывкар, 1985. С. 41-48. 8 Яренский краеведческий музей (далее - ЯКМ). Д. 3585. 9 Очерки по истории Коми АССР Сыктывкар, 1955. С. 150. 10 ЯКМ. Д. 3585. 11 Там же. 12Демидова Н. Ф. Памятник местной статистики о крестьянских отходах в XVIII веке (Ведомость Яренской провинциальной концелярии) // Материалы по истории Европейского Севера СССР Вып. 1. Вологда, 1970. С. 153-160. 13 Административно-территориальное деление Архангельской губернии и области в XVIII-XX веках: справ. Архангельск, 1997. С. 11, 29. 14 ПолитовВ.В. Яренск. Л., 1978. С. 12. 15 Административно-территориальное деление Архангельской губернии и области в XVIII-XX веках: справ. Архангельск, 1997. С. 69-70. 16 Беленкина Т.И. Землепользование крестьян Коми края в конце XVIII - первой половине XIX века // Проблемы истории крестьянства Европейской части России (до 1917 г). Пермь, 1982. С. 104-105. 17 Попов В.Ф. Сборник сведений о земельно-экономическом положении и о промыслах населения Яренского уезда на зимний период 1915-1916 гг Яренск, 1916. С. 20-23. 18 Индова Е.И. К истории государственных крестьян Вологодской губернии во второй половине XIX в. // Северный археографический сборник: материалы по истории Европейского Севера СССР Вып. 1. Вологда, 1977. С. 244245. 19 Национальный архив Республики Коми. Ф. 117. Оп. 1. Д. 528. Л. 20; Ленский муниципальный архив. Ф. 11. Оп. 1. Д. 844. Л. 1-7. 20 Административно-территориальное деление Архангельской губернии и области в XVIII-XX веках: справ. Архангельск, 1997. С. 105-106. Ugryumov Boris THE LENSK COUNTRYSIDE IN XVII - XX CENTURIES: TO THE SETTLEMENT STRUCTURE HISTORY The Lensky district of the Arkhangelsk Region is a peculiar region of the North. Situated at the junction of Pomorye, Komi territory, Vologda Region, Perm territory Yarensky Uyezd (Lensky district) focused their peculiarities in itself on the one hand and had a definite influence on the neighbouring territories development on the other hand. In this article these processes are observed in the course of the last four centuries. Рецензент - Шубин С.И., доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article...z3EjmWSeFH |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/72696 Зырянская Троица": от почитания до забвения / Одна из главных национальных реликвий коми народа уже более века находится в Вологде |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | http://www.youtube.com/watch?v=l4KTzCZAT7I Коми Incognito Пам сотник |
Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 53 54 55 56 57 * 58 59 60 61 ... 148 149 150 151 152 153 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
Генеалогический форум » Географический раздел » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Северо-Западный округ » Вологодская область » Яренский уезд [тема №44698] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |