⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Яренский уезд Яренский уезд Вологодской губернии - история, демография, миграционные процессы.
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 53 54 55 56 57 * 58 59 60 61 ... 148 149 150 151 152 153 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | Глеб Горбовский ЗЫРЯНЕ Моей бабке А.А. Сухановой Издревле мы, из рани, древляне, ведуны, дремучие зыряне, на воду шептуны. Голубоглазый воздух над нашей головой. Из мёда мы, из воска, из ягоды живой. С кислинкою, с грустинкой, с куделью бороды, с прозрачной паутинкой, летящей вдаль мечты… Из нежити, из драни, из стыни и огня — зоряне, северяне, зелёная родня! …Не оттого ль, однако, как бред во мне, как бес, сидит занозой тяга — в глушь вековую, в лес? Из рвани — не в дворяне, с топориком — в рассвет! Таёжные цыгане, мы есть и как бы — нет… Порхают наши дети, как пчёлы без цветов, пока не ткнутся в сети прелестных городов. Из сини мы, из рани, крестьяне, рыбари, лесные соборяне, хранители зари! |
Лайк (19) |
ВладимирММ Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1812 | Из Пинеги в Кулой, по Кулою в Мезень, из Мезени в Печору. http://ukhtoma.ru/chud9.html "...Бассейн реки Мезени входил в состав Биармии..." Моя бабушка уехала из Кадникова в Сибирь на новое место службы священника прадеда, когда ей было всего 4 года. Но она довольно уверенно рассказывала про Пинегу. Когда бабушка была жива, я не придавал значения её воспоминаниям. Очевидно, она передавала то, что ей стало известно от родителей. Поэтому не исключаю, что предки каким-то образом связаны с Кулоем и Пинегой. По приведённой ссылке открывается богатый материал по истории, географии, этнологии обширного района рек Пинега, Кулой, Мезень, Печора. |
эльмира катромская Модератор раздела Вологда Сообщений: 16951 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15864 | Галева М.А. Жители Яренского уезда Вологодской губернии в австро-германском плену / М.А. Галева, О.Е. Бондаренко // Защита Отечества: история и современность : материалы науч.-практ. конф., посв. 55-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – Сыктывкар, 2001. – С. 146-148. смотреть http://www.booksite.ru/war1914/3_st-7.html |
ВладимирММ Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1812 | Промыслы зырян Устьсысольского и Яренского уездов Вологодской губернии М. И. Михайлов (в сокращении) Промыслы звериные Служа главным способом пропитания для жителей мест, где природа скудно вознаграждает труды земледельца, промыслы звериные в сих то местах и производятся в наибольших размерах. Таковы в описываемых уездах, по преимуществу, обширные края Удорский и Печорский, где вследствие климатических влияний урожай хлебов постоянно бывает ничтожен. Но если природа лишила здесь селянина выгод земледелия, то зато, с другой стороны, она окружила жилище его такою плодовитостию зверей, которой едва слабые признаки заметны в местах хлебородных. Довольствуясь этими дарами края, зырянин не сетует, что у него хлеб мало или вовсе не родится, зная, что пока есть у него ружье, винтовка, свинец и порох, он будет не только сыт, но и богат. Беспрерывно преследуя зверей, крупных бьет он из ружья или ловит капканами, а малых стреляет из винтовки, или же сами они попадают к нему в силки и кляпцы. Роды ловимых зверей многоразличны: медведи, волки, росомахи, выдры, куницы, соболи, лисицы чернобурые и красные, лоси, олени, горностаи и белки. Прежде в Устьсысольском уезде водились и бобры, но ныне они совершенно вывелись, уйдя, как говорят зыряне, «за Камень», то есть за Уральские Горы[1]. Медведей стреляют более около 17 февраля, когда они поднимаются и бегают стаями. Тогда несколько звероловов, сговорясь, идут на лыжах в лес отыскивать зверя по следам, вооруженные ружьями, рогатинами и кольями. Ходят они все вместе, очень мало удаляясь один от другого, чтобы можно было защитить неосторожного, который, не подав условного знака, выстрелил бы в стадо, или нечаянно подвергся нападению страшного зверя. Добыча общая, кто бы сколько ни настрелял; только тот не получает доли, кто, видев в опасности товарища, не помог ему справиться с зверем, или, как трус, сделав промах по зверю, не поспешил зарядить ружья и сделать второй выстрел, а удалился, оставив товарища в жертву разъяренному зверю: такой зверолов бывает в презрении у крестьян, и ни одна партия промышленников не принимает его к себе в пай. Стреляя медведей, зыряне не опускают также случая пользоваться их неосторожностию и прожорливостию: немало ловят их искусственными капканами, самострелами, настороженными деревьями и бревнами, которые от легкого прикосновения зверя, падая вдруг, давят его своею тяжестью. Недавно стали ловить не только медведей, но и других, жадных до лакомого куска зверей «удами», наживленными куском дохлой скотины[2]: если медведь повадится ходить на выгонную землю и таскать коров, то, приметя след его и дойдя до логовища, приносят туда остатки задранной им скотины, строят на верху дерев лабазы и, подкарауля зверя, стреляют по нем. Впрочем, все эти роды ловли, основанные на хитрости, не очень нравятся зырянам: по врожденному бесстрашию, они не любят скрываться от зверя, а идут прямо на него, надеясь на ловкость свою и силу, которые и выказывают действительно в рукопашной борьбе с медведем, когда находят его в берлоге: выманив его оттуда поддразниванием рогатинами, которыми впрочем никогда не колют зверя, чтобы не испортить шкуры, они убивают его потом, наповал, длинным острым ножом, метко воткнутым в пах зверю. Чтобы достать медвежат, охотники идут к логовищу втроем, вооруженные копьями и рогатинами; двое прячутся вблизи, искусно забрасывая себя хворостом, между тем как третий, дразня матку, вызывает ее рогатиной: рассерженный зверь выскакивает из берлоги и бросается за смельчаком, дерзнувшим его обеспокоить; тот обращается в бегство с тем намерением, чтобы отвести матку от детей, а товарищи его в это время кидаются в берлогу и похищают щенков. Лучшие медвежьи шкуры продаются от 6 до 7 р. сер. за штуку. [...] Скажем теперь несколько слов о звериных промыслах в отношении к характеру зырян и в связи с домашним их бытом. Составляя после хлебопашества важнейшую статью народного продовольствия, необходимое условие существования туземцев, звериные промыслы служат вместе и верным средством к их обогащению. Зырянин, в поте лица обрабатывая пашню, имеет много причин сомневаться в успешной жатве: или поздние морозы в начале лета губят хлеб на корню, уничтожая растительную силу земли, или ранние инеи в конце лета нередко целыми десятинами валят хлеб готовый уже к зрелости; в том и другом случае с пашни не возвращаются даже и семена. Вследствие того зырянин не столько надеется на почву, сколько на ружье или винтовку: вместе с собакою - это друзья его, к которым он страстно привязан, и которые никогда ему не изменяют. Собака следует за ним всюду, куда бы он ни пошел, да и дома всегда увидишь ее подле хозяина: обедает он - она сидит у его ног; спит - она ложится у его изголовья. Что касается до искусства владеть ружьем, то зыряне не напрасно слывут ловкими стрелками; едва ли есть деревня в краю, где бы нашлись молодые парни, не умеющие обращаться с ружьем метко и с толком. По врожденной, можно сказать, склонности к охоте, дети не требуют у отцов ни кафтанов праздничных, ни рубах красных, ни шапок городских, а со слезами просят купить им «громкую игрушку», то есть винтовку, получив которую и начинают бродить в летнее время по окрестным лесам, забывая про обед и ужин, когда охота оказывается удачною[3]. Без ружья или винтовки зырянин выходит только к соседям или, по праздникам, в ближайшие деревни; на пашне же и пожне винтовка есть первая вещь, которую он позаботится взять с собою. Уставши косить или жать (работа эта всегда не по сердцу зырянину), он идет отдохнуть в лес; то есть - окружит с винтовкою верст двадцать по трущобам и трясинам, пробираясь сквозь чащу деревьев, где скачком, где ползком, с кочки на кочку, с пенька на пенек, и - возвращается к прежней работе бодрый и свежий. Лес - это для зырянина место прогулки, место отдохновения, куда уходит он наслаждаться жизнью; стужа и непогода ему нипочем - он привык к ним с детства; темных ночей не боится, вой лесных обитателей не пугает его, а покажется злой зверь поближе - всегда готово ему меткое свинцовое приветствие. Отнимите у зырянина лес, ружье и винтовку, он проклянет судьбу и умрет от лености и бездействия. Зыряне, так сказать, породнились с лесом и его угрюмостью... Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Том XIII, вып. 2-й. Труды Этнографического отдела. - Кн. 3. - Вып. 2. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | http://www.hcpncr.com/ensicl/ensickomi001.html Люди нашего края Электронная энциклопедия Республика Коми |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | http://genealogia.ru/archives/329 Генеалогия священников Коми края |
ВладимирММ Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1812 | |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | http://7x7-journal.ru/item/46237 22 августа 2014, Памятник Питириму Сорокину в Сыктывкаре открыли спустя 15 лет после проведения конкурса Сегодня в торжественной обстановке возле главного корпуса Сыктывкарского государственного университета был открыт памятник всемирно известному русско-американскому социологу, уроженцу Коми края Питириму Сорокину. Среди выступавших никто, кроме автора, не вспомнил, что этот монумент должен был стоять на этом месте еще 15 лет назад. |
ВладимирММ Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1812 | Гобан написал: был открыт памятник всемирно известному русско-американскому социологу, уроженцу Коми края Питириму Сорокину. Хорошо, что вспомнили. Почему-то я запомнил это имя. Когда-то на марксистско-ленинской подготовке приезжий лектор рассказывал об "...антикоммунисте и авторе лживой теории конвергенции...". Ну, когда-то и кибернетика была "лженаукой". Теперь можно только гордиться Питиримом Сорокиным. Насколько я помню, мать его была зырянского рода, а отец - русским. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | http://www.fishkamchatka.ru/?k...2%FB%C2%A0 Зыряновы камчатские казаки «Список русскоустьинских коренных фамилий, не встречающихся среди ожогинцев, оказывается лишь немногим короче списка коренных, досельных, фамилий ожогинцев. Но этим фамилиям принадлежит больше семейств (за исключением фамилии Шелоховских и Корякиных), чем большинству коренных фамилий ожогинцев. Это подчеркивает большую устойчивость коренных фамилий русскоустьинцев и наряду с тем обстоятельством, что большинство этих фамилий за пределами тундры и Аллаиховского района смешанного населения не встречается, заставляет признать, что по крайней мере часть русскоустьинцев, населяющих дельту Индигирки,точнее, их предков, заселивших дельту, попала туда иным путем, отличным от пути предков ожогинцев, и оказалась более устойчивой в сравнении с последними. Однако коренные фамилии русскоустьинцев не вызывают сомнения в том, что родоначальники их, как и родоначальники ожогинцев, были мореходы и землепроходцы XYII в., покорители «Юкагирской землицы», и их сподвижники, засельщики Северо-Востока. В конечном счете остается признать, что предки русскоустьинцев, принадлежащих коренным фамилиям, переместились сюда, в дельту Индигирки, из других местностей Северо-Востока. У «края леса» они вошли в непосредственное соприкосновение и хозяйственное взаимодействие с прибывшими раньше «на низ» лесными индигирщиками — ожогинцами. Иначе сказать, русскоустьинцы и ожогинцы — потомки двух различных групп русских поречан низовьев Индигирки. Это подтверждается и некоторыми различиями в типе ожогинцев и русскоутьинцев. И все же сказание о прибытии предков русскоустьинцев на Индигирку «прямо изРоссии» в сочетании с другими неясными рассказами русскоустьинцев о своем прошлом и при сопоставлении их с известными историческими фактами приобретает реальную окраску. В рассказах русскоустьинцев своеобразно переплетаются правдивые исторические сведения-- сказание о плавании Ивана Реброва и другие — и воспоминания об известных событиях 1647 г.: овосстании якутских служилых людей и бегстве их («от ратной службы», в передаче индигирщиков) вниз по Лене «на море» (в тундру?) и далее на Анадырь, «в Заносье». При этом события в Якутске, который для русскоустьинцев еще в недавнем прошлом был столь же далек, как и легендарный «Российск», предание переносит в «Россию». (*Может быть, и поводом для утверждения о «боярском» происхождении русскоустьинцев послужило то реальное обстоятельство, что среди землепроходцев были и «сыны боярские»). Другое сказание русскоустьинцев говорило, что предками их были выходцы с Анадыря. И от этой версии не стоит отмахиваться. Кстати сказать, среди индигирщиков были фамилии, общие с фамилиями казаков, служивших на Анадыре, например, Киселевы, предки русскоустьинцев. (**С фамилией Киселева связана версия об исчпезнувшей так называемой Новгородской колонии на Аляске — селении Казилове у устья реки Казиловой (или река Киселева) в районе Кенайского залива, где в 1957 г. были обнаружены остатки древнего, вероятно русского, поселения 300-летней давности ( см. П.Л. Биркенгоф. К вопросу о древней «Новгородской колонии» на Аляске. -- «Известия Всесоюзного Географического общества», 1967, №4) Далее, среди индигирщиков бытовали предания о былых военных столкновениях их предков с чукчами, рассказы о «сендушных», «носовых» чукчах. В рассказах о «носовых» чукчах несомненно сохранились воспоминания о походах предков индигирщиков на Анадырь. Но едва ли далекие «носовые чукчи оставались столь устрашающими, что еще в недавнем прошлом их боялись (подобно тому как колымчане боялись загадочных «шелагов») женщины и дети, опасались встречи с ними мелые промышленники-мужчины. Вероятно, в этих легендах смешались повествования участников походов на Анадырь о схватках с «носовыми» чукчами и воспоминания о постоянной опасности и столкновениями с соседями -- «сендушными» чукчами. Но где соседствовали предки русскоустьинцев с «сендушными» чукчами? Таким ближайшим к Индигирке районом непосредственного соседства русских и чукчей был бассейн (или долина) реки Алазеи. Именно на Алазее русские землепроходцы под начальством Зыряна впервые встретились с «алазейскими людьми», а «с ними были с тундры чукчи-мужики со своими улусными людьми», которые и оставались в дальнейшем непосредственными соседями русских засельщиков берегов Алазеи. (В связи с этим особый интерес приобретает семейное предание Чихачевых (Чукичевых), безусловно «корневой» и наиболее многочисленной фамилии русскоустьинцев. Предание это утверждает, что Чихачевы имеют происхождение «из зырян», причем Чихачевы особенно упорно и ревниво настаивали на этом. Конечно, ничего невероятного в том, что родоначальником индигирских Чихачевых был зырянин, нет. Но скорее всего, это утверждение о происхождении Чихачевых «из зырян» следует понимать иначе. Стоит вспомнить, что одним из сподвижников Д. Зыряна в его конном походе на Яну и Индигирку и в плавании на Алазею был Ф. Чукичев, стоит вспомнить его последующие плавания и многолетнюю деятельность (приказным и приказчиком на Алазее), как предание о происхождении Чихачевых «из зырян» приобретает исторический смысл. Так, вероятно, и следует понимать утверждение Чихачевых: они действительно «из зырян», то есть предки (или предок) их были из партии или отряда Д. Зыряна, были сподвижниками Д. Зыряна, основавшего «на край тундры», на Алазее, зимовье «с косым острожком»). ЗЫРЯНОВ ЗЫРЯНОВ. Зырян (зырянин) — этноним; зыряне (коми-зыряне) — старое название народа коми (в I Софийской летописи под 1396 г. — сирнане); вероятно, из языка манси saran «зырянин, коми, зырянский», ханты saran «зырянский, saranjaх «зырянин» (Фасмер). См. также: Грушко, Медведев. С.189; Полякова. С.91; Житников. С.10. По мнению А.И.Попова, имя зырян (сырьян) «заведомо не относится к коми, так как те волости (по-видимому, их было две), которые носили названия Сырьянских, были заселены удмуртами (в Вятском крае) или какой-то группой тюркского происхождения (в Башкирии)»; «весьма возможно, — полагает автор, — что название зыряне возникло из имени одного из коми воевод конца XV в. — Зыран» (Попов А.И. Названия народов СССР. Введение в этнонимику. Л., 1973. С.109). Составители «Словаря фамилий крестьян Покровской волости XVII-XX вв.» А.И.Брылин и М.Ю.Елькин считают, что «фамилия означает только то, что родоначальник приехал из Пермской земли, «зырянами» в Зауралье называли жителей Яренского уезда независимо от национальности» (Брылин, Елькин. С.13). Последнее утверждение нуждается как минимум в дополнительном обосновании, поскольку выходцы из Перми Великой и Яренского у. известны под другими именованиями (см.: ПЕРМИТИН, ЕРЕНСКИХ). Под влиянием этнонима могли возникнуть говорные значения слова зырян — «лентяй» (Даль); «человек, слоняющийся без дела, лентяй» (записано в Сарапульском у. Вятской губ. — СРНГ), а также зырянить — «лодырничать» (возможно, от этнонима из-за созвучия с зырить — Фасмер). Ср.: зырить — волог.«пить хмельное, пьянствовать»; яросл.«пить жадно, много»; арх.«кричать, шуметь, горланить»; зыря — «пьяница, питух, зюзя» (Даль). В Приуралье прозвище и фамилия фиксируются с XVI – первой половины XVII в.: «Беспашенный крестьянин д.Вотцкая на роднике Сенька Зырян, 1579; житель с.Слудка на р.Каме Савка Гаврилов сын Зырянов, 1647»; ср. также: «Крестьянин пог.Покча на р.Колве Якушко Гаврилов сын Зырянинов, 1623» (Полякова). В начале XIX в. фамилия была распространена во многих уездах Вятской губ. — в частности, ее носили грамотные крестьяне в Слободском (особенно много) и Глазовском у. Ср.: в Кировской обл. есть д.Зыряново (Зуевский р-н), Зырьята I (Котельничский р-н) и Зыренцы (Белохолуницкий р-н). Широкое бытование фамилии на Среднем Урале и в Зауралье свидетельствует об активном участии в освоении региона народа коми, в том числе этнических коми Зюздинской вол. Кайгородского у. Первые сведения о прозвище и фамилии в пределах Верхотурского у. содержатся в переписной книге 1624 г.: в одной из деревень на р.Туре жил Семен (Семейка) Тимофеевич Зырян, на р.Тагиле — Василий Прокопьевич Зырян, деревня Василия Зыряна была на р.Пие, в д.Гаевой на Тагиле был двор Саввы (Савки) Васильевича Зырянова, а в деревне на устье Мугая — Василия Алексеевича Зырянова. Переписью 1680 г. учтены: крестьяне с прозвищем Зырян — в д.Жолобовой на р.Туре, в д.Яланской и Маслыковой (Невьянская сл.), в д.Жуковой в Арамашевской сл. (уроженец д.Карагаева в Обвинской вол. Соликамского у.), в д.Девятковской (Ницынская сл.), в д.Зайковой в Ирбитской сл. (уроженец Яренского у.), в д.Килачевской в Белослудской сл. (родился «на Мезене»); беломестный казак Зырян — в Арамашевской сл. (родом из д.Калиновской в Сысолской вол. Кайгородского у.); фамилию Зырянов носили крестьяне в Меркушинском погосте (уроженец Яренского у.), в Белослудской сл. (родился «в уезде Соли Вычегодцкой луские пермцы») и в Аятской сл. (родился «на Кунгуре в подгородной Куманаевской деревне»; см. также: Любимов. С.13,15 и др.). В д.Зыряновой на р.Туре фамилия этой переписью не зафиксирована; рядом с деревней протекала речка Зырянка, приток Туры (см.: Смирнов. С.268). К Верхотурскому у. относится и единственное упоминание фамилии в словаре Н.М.Тупикова: «Степан Зырянов, верхотурский крестьянин, 1677» (Тупиков). В конце XVII в. прозвище Зырян и фамилия Зырянов встречаются среди вкладчиков Далматовского монастыря (см.: Манькова. С.46,48,69,129). На территории Камышловского у. к концу XVII — началу XVIII в. сложилось несколько очагов зарождения фамилии, сгруппировав которые, можно выделить два пространственных «куста» — западный и восточный. В западном комплексе центральное место занимают Колчеданский и Катайский остроги с деревнями (по данным переписи 1695 г.). В Колчеданском остроге в 1677/78 г. поселился беломестный казак Василий Степанович Зырян, бывший крестьянин, «родом вычегженин, Еренского городка, с Усть Выми» («за скорбь от службы отставлен»); возможно, его сыном был упоминаемый в переписи 1719 г. драгун Илья Васильевич Зырянов, живший в д.Соколовой (4:4). В д.Горбуновой (4:8) обосновался крестьянин Конон Иванович Зырян с братом Иваном, переселившийся ок.1675 г. из Кунгура «от скудости». С 1674/75 г. в д.Катайке (6:1) жили крестьяне, носившие прозвище Зырян: братья Матвей, Тимофей, Иван и Евстафий (Остафий) Борисовичи, а также Никита и Яков Григорьевичи, все — уроженцы Зюздинской вол. (перепись 1695 г.); ко времени составления именных списков 1709 г. Матвей и Евстафий Борисовичи умерли, но живы были их братья Иван и Тимофей, а также Никита Григорьевич («Зырянин») и его брат Яков. Переписью 1719 г. в с.Троицком (бывшая Катайка) упоминаются крестьяне Никита Григорьевич Зырян с сыном Гавриилом (у него были сыновья Никита и Герасим) и Гурий Яковлевич Зырянов с сыном Григорием. Та же перепись называет Тимофея Борисовича Зыряна и его сына Никифора с сыновьями Алексеем, Петром, Игнатием, Федором и Егором среди крестьян д.Зырянской (8:1), по-видимому, ими и основанной между 1709 и 1719 гг. Брат Тимофея, Иван Борисович Зырянов, жил в д.Касаргулской (сейчас с.Бол.Касаргульское в Катайском р-не Курганской обл.) с сыновьями Мартыном, у которого были сыновья Федор и Козма, и Зотиком/Зотеем (перепись 1719 г.). В д.Крайчиковой (9:4) проживал бобыль Гавриил Афанасьевич Зырян (перепись 1719 г.). В д.Махаевой (Белоярская сл.) жил бобыль Василий Иванович Зырянов, в д.Курьинской (36:1) на подворье — бобыль Егор Максимович Зырянов с сыновьями Яковом и Михаилом (перепись 1719 г.). На востоке уезда также был целый ряд центров, давших родоначальников Зыряновых из нескольких приходов. В Беляковской сл. (23:1) в 1690/91 г. жили крестьяне Михаил Афанасьевич Зырян (он упоминается и в переписи 1710 г.), Никита Павлович Зырян (возможно, его сыном был Иван Никитич Зырянов, зафиксированный переписью 1710 г. в д.Мохиревой — 23:21), а также «Филка Зырян с братом Ганкою». Особенно много Зыряновых проживало в пределах Балаирского погоста: в самом селении (24:1) — Иван и Алексей Тихоновичи, Исак Саввич с сыновьями Пименом и Иваном, в д.Суяцкой (24:3) — Иван Карпович Зырянов (1708 г.); возможно, кому-то из них или их потомков обязана своим названием д.Зырянская в Балаирском приходе (24:4, сейчас д.Зырянка в Талицком р-не). Крестьянином д.Куровской (28:1) был Авраам Тимофеевич Зырянов (перепись 1710 г.). В топонимике Среднего Урала, кроме названных выше деревень, известны д.Зырянка в Пригородном (Нижнетагильском) р-не, д.Зырянская в Байкаловском р-не, пос.Зыряновский под Алапаевском. В 1822 г. в Каменском заводе фамилию носили отставной солдат и военный, в Зырянской и Куровской сл. — крестьяне, отставные солдаты и солдатки, в Новопышминской, Знаменской сл. и с.Курьинском — солдатки, в других местах — крестьяне. Фамилия распространена повсеместно, особенно широко — в Далматовском (Память — 64 чел.), Каменском (Память — 52 чел.), Камышловском (Память — 24 чел.), Пышминском (Память — 29 чел.), Талицком (Память — 12 чел.) р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974). Больше всего людей ушло из Коми края в Сибирь. Как лучшие знатоки ведущих туда путей, коми (40 человек) стали проводниками в отряде Ермака, со знаменитого похода которого началось присоединение Сибири. Коми были в числе первых жителей многих сибирских городов, возникших в конце ХYI-ХYII вв. В 1586 г., возникла Тюмень, со строительства которой началось прочное освоение Сибири. В числе обитателей города в I четверти XVII в. были стрелец Семейка Зырян, посадские люди Федоска Иванов Вычегжанин и Якунька Сысолич, крестьяне Васька Иванов Зырянин, Прошка Елистратов Вымич и выходцы из Коми края. В 1587 г. был основан Тобольск, ставший на долгое время столицей Сибирского края. Летопись рассказывает: "Лета 7095 (1587 г. - авт.) князь великий Феодор повелел взята в новый городок Тобольск из вычегодские и вымские пермяки в служилые люди пять десят и с жоны и с детми". В начале XVII в. одна из улиц Тобольска носила название "Зырянская". На ней располагались дворы казаков Ивашки Вычегжанина, Томилки Вычегжанина и других. Во второй половине XVII в. в Тобольске жили стрелецкий пятидесятник Васька Зырян и десятки служилых и посадских людей из Коми края Затем появились города на путях, связывавших Сибирь с Европейской частью страны. В 1590 г. был построен Лозьвинский городок, куда отправили по царскому указу шесть "судоделавцев" строить суда для плаваний по сибирским рекам. В 1593 г. возникли Пелым и Березов: "Лета 7101 (1593 г. -авт.) повеле князь великий Феодор послати пермяки вычегжаны и вымичи на Пелынь и Березов городки строити", - рассказывает летопись. "Пермичи и вымичи" упомянуты в царском наказе князю П.Горчакову, посланному строить Пелым, среди участников его похода. В 1595 г. в низовьях Оби был основан город Обдорск, само название которого (как и реки Обь) имеет коми происхождение. В 1597 г. была открыта новая дорога в Сибирь, ведшая с Камы на верховья р. Туры. В 1598 г. там построили г. Верхотурье. В 1635-1636 гг. среди "гулящих людей" Верхотурского уезда было 242 коми - с Вычегды, Выми, Лузы, Сысо-лы... После закрепления на ведущих "за Камень" дорогах началось продвижение переселенцев в глубь Сибири. На рубеже ХУ1-ХУИ вв. на р. Таз, впадающей в Северный Ледовитый океан восточнее Оби появился г.Манга-зея, основанный "служилыми людьми...и зырянами". Царь специально указал отправленным туда воеводам: "Взять...в вожи зырян торговых людей и вымич на все суда, сколько человек пригоже, которые б Мангазейский ход знали и толмачить (переводить - авт.) умели". Продвижение вверх по Оби от устья Иртыша началось со строительства в 1594 г. г.Сургута. В числе его первых жителей был Нефед Савельев из погоста Вездынь (Вездино). Через два года был основан Нарымский острог, где в 1620-х годах жили два вымича и сысолец, а около 1602 г. упоминаются жившие там коми: "Я со служивыми людьми и зыряны хоромы перенес". Для защиты южных границ на Иртыше в 1594 г. построили г. Тару. Среди тех, кто оборонял его от набегов татар, были пеший казак Петрушка Васильев Зырян и конный казак Спиридон Зырян. В 1604 г. царь Борис Годунов отправил воевод строить г.Томск и дал им наказ: "В новом Томском городе ... пашню устроити, ...а пашенные люди прибрати из зырян". В 1680 г. в Томске находились 83 служилых человека, которые (или родители которых) пришли туда из Коми края, среди них 27 вычегжан, 16 вымичей, 16 сысольцев, 3 лузянина. В 1610г. был основан Енисейский острог. Спустя 10 лет в Енисейском уезде находилось 249 промышленных людей ("промышлявших" пушного зверя), пришедших с Сысолы и Вычегды, Ватки и Мезени. Выми и Лузы. В Иркутске во второй половине XVII - начале XVIII вв. жили С.Кириллов из Усть-Выми, А.Чупров из Усть-Цильмы, И.Кушманов, Е.Зырян, Л.П.Лузин, вычегжане А.Зотов, И.В.Кочюров, М.Лукьянов. В Нерчинском остроге в конце XVII в. находились С.Чукмасов, В.И.Чупров, Н.Чупров, И.Г.Пермяк, в Селенгинске -С.Сысолетин и П.Зырян. Много выходцев из Коми края было в 1671 г. среди жителей Красноярска - казаков, стрельцов, посадских людей и крестьян. Многие возникшие в Сибири деревни носили коми названия: Зырянка, Зырянская, Гутова, Таскаева, Полева, Гилева и др В 1632 г. был основан Ленский острог (Якутск), ставший опорным пунктом дальнейшего продвижения на северо-восток. В середине и второй половине XVII в. среди служилых людей Якутска были Е.С.Вычегжанин, М.С.Сысолятин, Н.Л.Колегов, Н.Габышев, И.Тарабукин, несколько казаков носили фамилии Зырянов и Пермяков. Среди многих сотен участников освоения Дальнего Востока документы сохранили и имена выходцев из Коми края. Особо следует сказать о двух коми, ставших известными землепроходцами, первоисследователями сибирских и дальневосточных "дебрей непроходимых": Дмитрии Михайловиче Зыряне по прозвищу Ярило и Федоре Алексеевиче Чукичеве (он был родом из Шежама). С их именами непосредственно связано включение в состав России бассейнов рек Яны, Индигирки. Алазеи, Колымы и Пенжины. Оба они начинали службу на Енисее, потом их перевели в Якутск. В 1638-1641 гг. Ф.А.Чукичев и Д.М.Зырян участвовали в открытии и освоении земель на Яне и Индигирке. В 1642 г. Д.М.Зырян во главе небольшого отряда (в его составе был и Чукичев) отправился на восток, где открыл р.Алазею, заложил там первое поселение. В 1643 г. Ф.А.Чукичев отправился с собранным ясаком (данью) в долгий и трудный путь в Якутск (морем, а затем вверх по Лене), а Д.М.Зырян поплыл вдоль побережья материка дальше к востоку и добрался до устья неведомой еще р.Колы-мы, обложив ясаком местное население и приведя его "под высокую государеву руку". Воевода назначил его официальным главой колымских казаков и велел "новые реки приискивать". В 1646 г. или чуть позже Д.М.Зырян погиб. В середине 50-х годов XVII в. освоение Колымы было продолжено под руководством Ф.А.Чукичева (служившего после возвращения из совместной с Зыряном экспедиции в Якутске, на Индигирке и Алазее - там он возглавлял местную администрацию). Чукичев с отрядом поднялся по Колыме до ее притока Омолона, обследовал его. Зимой 1657 г. он выступил в поход с Омолона, через горы вышел к р.Чендон (Пенжина). впадающей в Охотское море. Там Ф.А.Чукичева ждала редкая удача - он обнаружил жемчуг. До своей гибели в 1661 г. Чукичев руководил служилыми людьми Омолона и Пенжины. Одним из самых выдающихся достижений землепроходцев стало путешествие из Северного Ледовитого океана в Тихий вокруг Чукотки, предпринятое в 1648 г. группой казаков и промышленных людей под руководством Ф.А.Попова и С.И.Дежнева, в результате которого был открыт пролив между Азией и Америкой. В этом походе принимали участие выходцы из Коми края. Сколько всего их было, не выяснено. Известны два имени: Фома Семенов Пермяк с Мезени и Иван Зырянин. Экспедиция выступила из Нижнеколымского острога на семи кочах (судах, приспособленных для плавания во льдах). Ф.С.Пермяк и И.Зырянин плыли на коче С.И.Дежнева. 1 сентября 1648 г. экспедиция подошла к самой восточной оконечности Азиатского материка - мысу, который Семен Дежнев в своем сообщении воеводе назвал "Большим каменным носом" (теперь это мыс Дежнева). В 80 км восточнее, за проливом, лежал другой материк - Америка. История Республики Коми. Сыктывкар,1996г. dating sites camscom Л. Н. Жеребцов в книге «Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами», выпущенной издательством «Наука» в 1982 г., пишет: «Кроме руководителей отрядов — Федора Чукичева, Дмитрия Зыряна и Богдана Зырянова, которые, вне всякого сомнения, были выходцами из края коми, в составе отрядов встречаются Д. Падерин, Лыт-кин, С. Аврамов, В. Пермяков, Ф. Чуркин, Ф. Пермяк, Д. Гуляев, Гилев, К. Юдин, М. Коновалов, К. Королев, С. Протопопов, Ф. Ветошкин, Вижемцев, Т. Боголюбов, И. Катаев, М. Колесов и десятки других. Какая-то часть носителей этих фамилий тоже могла быть коми, тем более те из них, которые носили весьма характерные прозвища: Сысолетин, Вычугжанин, Пермяков, Зырянов. В отряде Е. Хабарова участвовали Тренька Зыренин и Калинка Зырянин... В выдающемся морском походе С. Дежнёва вокруг Чукотки — Иван Зырянин и Фома Пермяк... В. Пермяков участвовал в походе на Новосибирские острова. В 1745—1746 гг. зимовали на ближних Алеутских островах М. Неводчиков и Я. Чупров. А в 1759 г. на островах Уналашка и Уманка прожил два года яренский посадский человек С. Глотов. Он первый нанес эти острова на карту». А.Л. Биркенгоф, «Потомки землепроходцев», изд. «Мысль», Москва, 1972 г. стр. 90-92 Оксана Корнева, историк-генеалог СЛОВАРЬ УРАЛЬСКИХ ФАМИЛИЙ okorneva.ru/print.php?main=dictionary_of_ |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | http://www.philology.ru/linguistics3/lytkin-69.htm В. И. Лыткин ДРЕВНЕЙШИЕ РУССКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В КОМИ ЯЗЫКЕ (Вопросы филологии. - М., 1969. - С. 242-248) 1. О времени встречи коми народа с русскими Русские в древности народ коми называли пермью. Слово пермь [1] известно уже начальной летописи, составленной около 1095 г., и обозначало какой-то северный народ, плативший дань русским: "в Афетовой части сидят Русь, Чудь, Весь, Меря, Мурома, Заволоцкая чудь, Пермь, Печора, Ямь" и т. д. "...Эти народы от колена Афета, живущие в странах Севера" [2]. Из русских летописей мы знаем, что новгородцы нередко ездят на Печору и Югру, а путь к этим народам пролегает через территорию перми: уже в XI в. в "Югру Новгородцы знают путь от Северной Двины, по Вычегде в Печоре, до Камня" . "Позже, в XIV в., чтобы попасть в Пермскую землю, пользовались этим же путём: "всякому же, хотящему шествовати в Пермскую землю, удобен путь есть от града Устюга р. Вычегдою верх дондеже внидут в самую Пермь" (Г. С. Лыткин "Зырянский край", СПб., 1889, стр. 17-19). Под Пермью первоначально понималась территория бассейна Северной Двины, заселённая карелами, вепсами и предками коми. Впоследствии карелы и вепсы ассимилируются русскими и коми, и в связи с этим географический термин превращается в этноним: в XIV под пермью понимается уже коми народ. Предки коми народа пришли с Камы в район Северной Двины: на Вычегду, Лузу, а также на Мезень и т. д. около Х в. Возможно, они доходили до Северной Двины, Пинеги, Юга и других рек, находящихся к западу от современной территории Коми АССР. Здесь они встретились с русскими не позднее XI в., новгородцы узнали о Югре от коми (слово югра из коми йöгра < йüгра - так называют теперь коми мансийцев и хантыйцев). Тысячелетняя связь между русским и коми народами отразилась и на их языках: коми народ заимствовал из русского языка массу слов. Абсолютное большинство русских заимствований проникло в коми язык в последние два столетия. Однако не легко установить время того или иного заимствования, определить хотя бы приблизительно дату проникновения русского слова в язык коми народа. Мы в данной статье делаем попытку установить более древние пласты в массе русских заимствований, ориентируясь на данные памятников коми письменности и на фонетический облик заимствованного слова, сохранившего звуковые особенности древнерусского языка. |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 53 54 55 56 57 * 58 59 60 61 ... 148 149 150 151 152 153 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
Генеалогический форум » Географический раздел » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Северо-Западный округ » Вологодская область » Яренский уезд [тема №44698] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |