⮉
| VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Яренский уезд Яренский уезд Вологодской губернии - история, демография, миграционные процессы.
|
| ← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 25 26 27 28 29 * 30 31 32 33 ... 152 153 154 155 156 157 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Глеб Горбовский ЗЫРЯНЕ Моей бабке А.А. Сухановой Издревле мы, из рани, древляне, ведуны, дремучие зыряне, на воду шептуны. Голубоглазый воздух над нашей головой. Из мёда мы, из воска, из ягоды живой. С кислинкою, с грустинкой, с куделью бороды, с прозрачной паутинкой, летящей вдаль мечты… Из нежити, из драни, из стыни и огня — зоряне, северяне, зелёная родня! …Не оттого ль, однако, как бред во мне, как бес, сидит занозой тяга — в глушь вековую, в лес? Из рвани — не в дворяне, с топориком — в рассвет! Таёжные цыгане, мы есть и как бы — нет… Порхают наши дети, как пчёлы без цветов, пока не ткнутся в сети прелестных городов. Из сини мы, из рани, крестьяне, рыбари, лесные соборяне, хранители зари! |
Лайк (19) |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | http://www.komi.com/pole/archive/pole/26.asp Одежда в поверьях печорских, вычегодских и удорских коми-старообрядцев [1] В.Э. Шарапов У коми староверов говорят, что одежда подобна вуджöр (тень-оберег) человека.[2] Традиционно выражением пасьтöм морт (букв. 'человек без одежды' |
Лайк (1) |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | http://badelskkomi.svoiforum.ru/viewtopic.php?id=167 ТАЙНА ПОСОХА СТЕФАНА Судорожно потрепыхав под рев двигателя желтыми, словно живыми, крылышками, разогнавшись с подскоком по гравийной полосе, старая подлатанная «Аннушка» оторвалась-таки от грешной чердынской земли, не сохранившей храм Троицы, и поплыла с неспешными воздушными потоками в областной град стольный Пермь. Правду сказать, центром, даже краем Перми Великой, этот град не был. «Приездил владыко Питирим в Великую Пермь на Чердыню...». Чердынь была центром. Чердынь - круглая, уютная, разукрашенная резьбой-кружевом по тесинам-причелинам на окнах, дверях, карнизах - еще только-только просыпалась меж Троицкой и Теплой горами, когда наша, под стать шмелям, трудяга «Аннушка» прогудела над пермским деревянным древним градом, ныне почти сплошь русским. Дальше ступать, познавая пятками память Перми эпохи Стефана, смысла не было - Пермская область и город Пермь присвоили только имя древней Перми Великой да изуродовали ее отколок, назвав его Коми-Пермяцким округом. Пятками из земного Блока Памяти, а макушкой - из Мыслящей Вселенной, я уловил главное: святой Иона «добавне крести Великую Пермь» в 1462 году во Христа, в продление деяний великого зыряно-русина Стефана. Именно святитель Иона оставил нам как сосуд-икону посох Стефана. Посох таит какую-то сверхважную информацию, переданную им, Ионой. Святитель Иона - в видении потому и осенил меня оголовьем посоха-святыни, что хотел вложить мне в руки верный ключ для дальнейшего поиска. Все опять-таки вырисовывалось в сознании с ясным для меня смыслом: святой Стефан, обитающий во Вселенной частицей (званых много, избранных мало), увел меня из-под ножа хирурга для бескровного спасения по своим следам и следам своих единомыслителей. Итак, святой Иона на Троицкой горе - пике их общих деяний - указывал на посох-икону как на ключ-символ. Святой видел, что, увлекаясь Епифанием и Мисаилом, я упускаю суть деяний философа Стефана, как это случилось с тридцатью авторами жития в тридцати его вариациях. Весь их дружный перепев «Слова...» премудрого современника великого Просветителя ничего не прибавил. Наплели чудес и сказок - только и всего. Святой Иона, по всей видимости, подправил Епифания, указав на более глубокий смысл деяний Стефана. Даже глубже, чем создание письменности для просвещения пермян на родном для них языке. И не подправил, а скорее вознес еще выше, сказав, что Стефан спасал в большей степени наших русских праотцов, чем пракоми с их табу на убийство человека, творения Ена. Вот это, думается, и внес в мое сознание святой Иона на Троицкой горе в Чердыни - пуповине Перми Великой. * * * Из путевого дневника. 30 августа. Воскресение. Прощай Чердынь - Блок Памяти Перми Великой. Однако под «Аннушкой» поползли деяния рук человеческих, о коих я был наслышан, но впервые воочию увидел. Вот уж воистину: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Русла-донья сплавных рек Колвы, Вишеры, Верхней Камы - это сплошной настил из отборной строевой древ есины. Сосновые, лиственничные стволы! Есть предание, что частью и Венеция стоит на нашей северной мелкослойной, смолистой лиственнице. Я сделал выписку из грамоты Дмитрия Донского, по которой он Печору «сдавал в пошлину». Печорцы-пермяне обязаны были предоставлять арендаторам подводы для переволока древесины из Печоры в Каму. Вот цена лиственницы! Кстати, Мартин Ульсен из моих «Печорских далей» по договору с капитаном буксира удерживал по четыре рубля (корова стоила восемь рублей) за потерянное из плота лиственничное бревно. За одно бревно! Бревна тогда сплавляли на лесопильный завод в низовьях Печоры. Пиломатериалы увозили на английские верфи. А здесь?! Это, разумеется, следствие больного ума. Но где причины? Не начались ли они с «завоевания» Великой Перми Федором Пестрым? Мы, русские, - покорители! Покорители даже природы! Увы, увы, увы... Такого безобразия, да по всей длине Колвы, Вишеры и Верхней Камы до самой плотины за Пермью, я еще не видывал:русла бревнышко к бревнышку вымощены, как болота накатником, отборной строевой древесиной! Господи, закрой мне очи! Для пракоми в каждом дереве жила душа. Только не могла «древесная душа», как душа предков, пребывать и путешествовать в иных мирах. Бессчетные миллионы или миллиарды душ сосен и лиственниц, недавно еще живых, подпиравших шапками небо, теперь тухлыми зелеными волнами бились о плотину Камской ГЭС. И Ен-Творец уронит звезды-слезы В сухие русла омертвевших рек... * * * - Дождался-таки посох святого Стефана вас, скиталец, - подвела меня искусствовед Валентина Худыня к уникальному экспонату. На табличке, прикрепленной к футляру из оргстекла, значилось: Длина посоха - 1300 мм. Длина рукояти - 147 мм. Диаметр основы - 18-20 мм. Диаметр кост. трубок - 24 мм. Количество - 12 шт. Время изготовления - XV век, ориентировочно 2-я половина. На конце посоха - четырехгранный железный штырь. * * * С Валентиной пришли другие сотрудницы, чтобы лицезреть (нет, не посох, его они видят каждый день), а меня, прибывшего "из зырян" в град Пермь по древнему пути (явление уникальное). Худыня, дело известное, за неделю обрисовала им это «явление». Сама она подготовилась основательно: отыскала досоветские публикации барона де Байя, архимандрита Макария. Советских исследований посоха не нашлось. Да и барон с архимандритом старались прочесть старую церковнославянскую вязь-резьбу по кости, когда половина буквиц уже окрошилась. Очень жаль практически невосполнимой потери, весьма затрудняющей прочтение послания из эпохи Стефана Пермского. Барон де Байя обращается к посоху в 1898 году. К тому времени уникальное свидетельство деяний святого Стефана, равное иконе-подлиннику, хранилось уже здесь - в бывшем кафедральном соборе города Перми, куда посох доставили из Супрасль-ского литовского мужского православного монастыря. Это произошло в 1849 году. Как пермско-вычегодская святыня оказалась в прокатолической Литве? Архимандрит Макарий и барон де Байя предполагали, что посох до Смутного времени стоял подле раки святителя Стефана Пермского в кремлевском храме Спаса-на-Бору, где святитель был упокоен в апреле 1396 года. В Литву посох, уже одетый в резной костяной футляр, увезли люди первого или второго Лжедмитрия. Есть и другая версия. Епифаний немалое место в «Слове о житии и учении святого отца нашего Стефана...» уделяет плачу пермских людей и Пермской церкви о кончине святителя («...теперь у нас нет даже гроба епископа. За что нам такая обида от Москвы?»). Московские иерархи, понятно, не могли отправить свиту почившего Стефана без какой-то символической святыни. Более всего для символического возврата Стефана в свою Пермскую епархию-церковь подходил посох. Стефан обошел с посохом всю Пермь, бывал в Москве и в Новгороде. Только посох мог так полно мистически олицетворять непревзойденного Просветителя, апостола зырян. И другое дело, что московские иерархи никогда бы не заказали косторезам одеть посох-палку в костяные цилиндрики с явно антимосковскими, содержащими упрек и обвинения, надписями. Иона (IЕОНО), оставивший имя на рукояти, подчеркнув этим свою ответственность (ДА ИМАЕТ ВЫИ), возвещает о содержании вырезанных на кости рисунков и надписей к ним так: СЕ ЕСТЬ ДЕЯНИЕ ЕПИСКУПА СТЕФАНА ПЕРЬМСКАГО. На другой стороне рукояти продолжение: БОИ ВЕДОМУ ЕСЯ ИКОН ЯВИСЯ ЕМУ БЕСЫ В РИЗАХ ИРЕЕМУ. - Прочитайте нам внятно вырезанное на обеих сторонах рукояти, - попросила Валентина Худыня, уходящая родовыми корнями в греки. - И архимандрит Макарий, и барон де Байя от перевода или толкования надписей под композициями уклонились. - Оно и понятно. Как архимандриту Русской Церкви громко прочесть сказанное святителем Ионой? СЕЙ ПОСОХ, РАВНЫЙ ИКОНЕ, ЕСТЬ ДЕЯНИЯ ЕПИСКОПА СТЕФАНА ПЕРМСКОГО, ВЕДШЕГО БОИ С ЯВИВШИМСЯ ЕМУ БЕСОМ В РИЗЕ СВЯТИТЕЛЬСКОЙ. - Если не так, то готов узнать ваше прочтение, - вопросил я молчащих сотрудников музея. - Очень уж смело. Даже дерзко. Главное же, вы противоречите Епифанию Премудрому. Он не упоминает о боях Стефана с бесом в ризах святительских. - Смелый, даже дерзкий, не я, а святитель Иона - пятый делатель Пермской Церкви после просветителя Стефана. Большинство рисунков и надписей к ним свидетельствует о боях Стефана с бесами в ризах иерейских. Такой смысл текста, вынесенного на оголовье посоха-иконы, Иона и искусный резчик по кости (скорее всего, из пермян, среди которых резьба по кости традиционна) усилили пояснением к первой же композиции-рисунку, расположенному на верхней трубочке (посох после передачи его из Литвы Священному Синоду был чуть подреставрирован, и есть мнение, что трубки нанизаны на палку не в прежней последовательности). - Смотрите, - увлек я внимавших сотрудниц в хождение вокруг святыни, -«одежда» посоха начинается по окружности трубки отчетливой резной композицией, символизирующей кремль-крепость каменной кладки, с башнями в четыре этажа и со стенами, где бойницы в два яруса. Арочные ворота в стенах, примыкающих к башням - с шатровой кровлей. Все это очень напоминает московский кремль - белокаменный кремник, возведенный вместо деревянного князем Дмитрием перед Куликовской битвой. В Новгороде, у коего Москва силой оружия оспаривала Пермь, такого кремля-кремника тогда не было. Над стенами кремника-крепости выступают холеные лица с ухоженными «власы на головах и в брадах» (причем бороды иконного стиля). Люди в явно церковных одеждах. Только без головных уборов. Вчитаемся в пояснения под изображениями: 1. «Неверн ... в свои радуют...» Можно домыслить так: «Неверные собрались в пределы свои, радуются». 2. «И они же неверный сидят на граде веселящеся» Тут все сохранилось, потому домыслы не нужны. Разве только найти определение слову «неверные». Не устойчивые в вере? Называли так и иноверцев, но не язычников. * * * В том порядке, как расположены ныне своеобразные трубочки-клейма, следующая трехъярусная композиция рассказывает о походе на епархию Стефана вооруженных «неверных» христиан (на их знамени четко виден крест), плывущих в ладьях. Воины, русские обликом, разных возрастов, все в кольчугах. Можно отнести их к новгородцам, благословленным архиепископом Алексеем на «воевание епископии Перми - вотчины Новгорода» (1385 год). Укрепленный владычный град Усть-Вымь новгородские ушкуйники не одолели. Стефан ездил в Новгород (в 1386 году) и устыдил, «увещены были» и архиепископ, и воеводы, и сами ушкуйники. Подпись к композиции такова: «Поидоша на иеупискупа со оруж...» Тут все понятно: задуман поход неверных христиан-новгородцев на крещеных пермян, на Пермскую епархию-церковь, был как победоносный. И тут указано, что главными врагами Стефана-миссионера были не язычники-пермяне, а русские. Третья трехъярусная композиция, неплохо сохранившаяся, свидетельствует о том же: на верхнем ярусе Стефан (он узнаваем по большому наперсному кресту, и, похоже, посоху) плывет куда-то с клиром своим. Напавший (но невидимый) «бес в ризах» пытается утопить Стефана и клир его, вздыбив ладью вертикально. Надпись поясняет: «И ста иупискуп крести воду и приеди невред...» Мнения о «бесе в ризах», который пытался утопить Стефана, были разными: «Это Новгород!», «Нет, Москва!». Бесы в ризах иерейских и святительских (что вело к большому нестроению Русской Церкви) были и в Москве, и в Новгороде. Дмитрий Донской, Иван III и Иван IV (Грозный) как на первопричину походов на Новгород указывали на их, новгородцев-вечевиков, «неверие», то есть предательство веры Православной. Кто-то из слушающих меня историков спросил: вы, мол, жили среди старообрядцев-печорцев, бывали в Пустозерске, а выстраиваете связь от стригольников к старообрядцам... - Она очевидна. И те и другие, пусть в разное время, но отвергли русское священство, «за мзду ставленное и мздой живущее». Христос-де у них, попов и дьяконов, - средство мздоимства. Это глубочайшая трагедия Церкви... - Я не о том, - перебили меня. - Откуда протопоп Аввакум мог знать именно эту композицию? В своем «Житии...» он обращается к Богу: «А буде в воду посадят, и Ты, Боже, яко Стефана, паки свободишъ и меня». - Это Аввакум говорит о споре Стефана с Памом, когда они решились испытать крепость веры, пройдя по дну Вычегды от проруби до проруби, — попыталась ответить за меня Худыня, уловив заминку. Я, и вправду, немного растерялся. Сочинения огнепального Аввакума я не знать не мог, и фразу эту знал. Но не «обкатал» ее, как янтаринку, в течении мысли. А ведь было над чем подумать: во-первых, Аввакум из пустозерского подземелья явно восхищался Стефаном; во-вторых, посадить в воду «для уморения», как утопил Пимен-архимандрит Михаила-Митяя могли только московские «бесы в ризах», но не Асыка с Вычегды. Тот убил бы с восторгом, прилюдно, как это сделал он с Питиримом, нарушившим «кафедриальный» договор. К тому же, Аввакум, не бывавший на Вычегде, об утоплении Стефана в вычегодских водах писать не мог. Известно, что родом он волжанин, в Юрьевце Поволжском был протопопом, потом в Москве. Сожжен в 1681 году, в Пустозерске. Официально - «за великую на царский двор хулу». На самом же деле - за стояние в православии, за «брань на царское духовенство». Однако если согласиться с прочным мнением, что посох Стефана, прислоненный позднее погребения его к раке в кремлевской церкви Спас-на-Бору, был похищен в 1612-13 годах литовцами (потому и оказался в Супрасльском монастыре Литовской епархии), то и в этом случае Аввакум, переехавший в Москву в начале пятидесятых годов, посох видеть не мог. Стало быть, не сам Аввакум, а в аввакумовском кругу священников, стоящих в древлеотеческом православии, хорошо знали изображения посоха, «иконе равного», и преклонялись пред учением и деяниями Стефана Пермского, при жизни преследуемого по пятам «бесами в ризах святительских». После моего слова об Аввакуме все склонились к мысли, что «зело начитанный и жестоковыйный протопоп» знал о тех, кто хотел утопить Стефана по своей корысти. С Памом же они хотели пройти подо льдом полпоприща ради испытания вер - христианской и многобожной. Это совсем иное дело, и никаких лодок, вставших вертикально на льду, быть не могло. Есть, оказывается, смысл устраивать диспуты возле оригинала-уникума, несущего правду из глубины веков. * * * Есть еще одна картинка резцом по кости, опять-таки о «бесе в ризах» с пояснительной надписью: «Наведе бес че..., ...скупа» Композиция двухъярусная. Вверху все тот же стольный град с кремлем-кремником. Средняя часть трубочки искрошилась или отломлена (может быть, из-за большой похожести «беса» на своей прототип). Однако, и башни, и стены, и арочные въезды те же, что и на прежней композиции, где радовались «бесы в ризах», видимо, знавшие, что ждет Стефана Храпа в Перми. На стене два епископа о чем-то шепчутся, сблизившись головами. Главный из них, красивобородый, уходя, с ухмылкой полу оборачивается. В нижнем ярусе повторяется такая картина: кремль тот же, но на стене беседуют-сговариваются человек в царских одеждах и епископ в куколе. Понятно, корона и куколь символизируют светскую и духовную власти. Близкое стояние и склонение голов друг к другу ясно указывают на союз. А то, что они без свит - на тайный сговор. Ниже показан лежащий на одре умирающий Стефан и склоненный над ним монах. Один. «Наведе бес че<ловека неверного> на епискупа». Тут есть над чем подумать. Стефан, приглашенный митрополитом Киприаном «для тайносвященнических дел» (Епифаний) в Москву, внезапно заболевает и умирает. Поскольку град-кремник тот же, то и первая композиция, где радуются и веселятся «бесы в ризах», указывает нам на Москву. Спор о Новгороде отпал. * * * Окончательно убеждает меня в правильности этой версии (что бесы в ризах как-то уморили Стефана) композиция, повествующая о торжественном погребении в том же граде Москве усопшего 26 апреля 1396 года епископа Перми. На ней все чин по чину: плач, чтение, каждение, похоронная процессия... «...Проводиша его честию. Певше над ним надгробное обычное пение, предаша гробу честное тело его. Положиша его в пресловущем граде Москве, в монастыри Святаго Спаса...», - свидетельствует Епифаний, заметим, на похоронах не бывший. И наконец, посох-икона заканчивается надписью, рассеивающей последние сомнения: «Они неверный и возрадовася смерти епискупа» Резьба сохранилась полностью, не окрошившись ни одной буквицей. Это завершающее утверждение оспаривать никому не хотелось. Мы разошлись молча, подавленно. Кто-то уже «прочел» рисунки посоха-иконы о деяниях Стефана Пермского иначе, чем мы. Кто-то будет «читать» с целью гневного опровержения моего толкования - это его право. Мной же и сегодня эта святыня читается так, как была прочитана, как «говорила» со мной, в Перми, хотя и тогда, и сегодня не тешу себя надеждой быть понятым, услышанным, и уж, конечно, вознагражденным. Мне все это надо для себя. Не кому-то, а мне явился святой Иона на Троицком взгорье со стефановским посохом-иконой в руках, воздетых к небесам. «ЧАША СПАСЕНИЯ» 0 |
Лайк (1) |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Род Уляшовых http://badelskkomi.svoiforum.ru/viewtopic.php?id=69 Живут в поселке Приуральском и деревне Еремеево несколько семей, носящих фамилию Уляшовых-Уляшевых. Все они являются близкими родственниками. Откуда пошёл их род, как оказались они на Илыче? Ведь в населенных пунктах, расположенных по реке Илычу, в XIX веке в основном преобладали фамилии БаЖуковых, Поповых, Богдановых, Мезенцевых, Логиновых. Всё зависело от того, кто являлся основателем той или иной деревни, того или иного погоста, и какую фамилию носил этот первопроходец. Как указывается в писцовых книгах, жил когда-то в деревне Верхний Выльыб, что находилась в Глотова слободе Архангельской губернии на реке Мезень, Ульянка Фёдоров, сын Сюсиев (Сысой). В тех же писцовых книгах упоминается деревня Буткан на Удоре, что была близ Выльыба, где проживал «Анисим Ульянов, сын Фёдоров, и дети: Киприян». В переписной книге Яренского уезда за 1707 год записано: «Вновь возник починок Волдин на реке Вычегде близ устья Воли» (Воль - правый приток Эжвы-Вычегды). И было там три хозяйства: «Киприян Анисимов слобожанин и Мелентин Анисимов слобожанин, Федотка Попов - бобыль с сыном». В очередной переписной книге Яренского уезда за 1719-1721 годы в Вольдино упоминается всего одно хозяйство: «Киприян Анисимов Ульяшев с детьми и племянниками». В 1734 году указывалось уже восемь хозяйств. Именно от имени Ульянка (Ульян) произошла сначала фамилия Ульянов, позднее переименованная в «Записках мирских приговоров Помоздинского волостного правления» от 14 июля 1861 года в Ульяшев. Сегодня же звучание и написание этой фамилии двоякое: Уляшев (ударение падает на второй слог) и Уляшов (ударение на последнем слоге). Всё зависит от того, как будет записана фамилия в свидетельстве о рождении. Прямыми потомками Киприяна (Кипрея) Анисимова Ульяшева являются Уляшевы-Уля-шовы - выходцы из деревни Максим, а также те, кто живет сегодня и носит эту фамилию в Приуральском и Еремеево, Сыктывкаре и Ухте, Вольдино и Важгорте, Троицко-Печорске и в других селах и городах нашей республики. |
Лайк (1) |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Осуждены властью безвинно http://www.nnka.biz/wp-content/book/oblasti/11/11_00.htm в сборник Татьяны Москвиной вошли рассказы российских немцев из поселения «Жешарт» Осуждены властью безвинно Жешартстрой Есть только три стороны Страдания, которым нет числа О чем вспоминать тяжело Жизнь, далекая от сказки Чему учить детей и внуков И осколков не собрать Прошла все испытания Из детской памяти О чем молчал отец Жизнь меня не баловала Всем хватило горя Тогда вольготно никто не жил За что?! О ненаписанной книге отца Шахта, целина и север Всю родню уж не собрать Эти шрамы остаются навсегда Старший брат нас не бросил О чем следует думать |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Коми incognito - Путь к зырянам. 1 часть. http://www.krtk.ru/video/tag/%D0%B8%D0%B6%D0%BC%D0%B0/5088/ Коми incognito - Путь к зырянам. 2 часть. http://www.krtk.ru/video/5157/ |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | http://elib.tomsk.ru/elib/data/2012/2012-0127/2012-0127.pdf Сергей Заплавный Томск изначальный Семнадцатый век начался для России природным бедствием. Всё лето 1601 года, не переставая, лили дожди. Затем грянули преждевременные морозы. Страна осталась без нового хлеба, без семян. В следующем году, как значится в «русском хронографе», из-за сильных холодов вновь «не добыши люди хлеба». Это породило лютую спекуляцию старыми запасами. В 1603 году большинство полей остались незасеянными. Начался повальный голод, эпидемии, бунты. Россия, которая по свидетельству современников, в первые годы царствования «выборного государя» Бориса Годунова (1598-1600) «цвела всеми благами», вдруг превратилась в «гнездо раздоров» А руководили строительством уставщики над плотниками Степан Ложников, Денис Кручинка и Назар Заев. Для самых сложных плотницких работ они отобрали казаков и стрельцов, которые уже показали себя в деле. В их число попали уроженец Яренской волости Потаня Маслов, |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | http://komionline.ru/notes/koldun Край наследников жреца Пама и колдуна Тювö Северное лето отличается непостоянностью: в иные годы теплая погода стоит в Коми месяц-полтора, в другие — в лучшем случае, неделю. Планируя отпуск, корреспондент «КомиОнлайна» попытался учесть капризы небесной канцелярии и отправился в начале июня в южные края, оставив последнюю неделю первого календарного летнего месяца на водный поход в родных широтах. Соображения, легшие в основу такого решения, были весьма просты: в начале июня в Коми может быть достаточно холодно, тогда как ко времени белых ночей древний коми бог Ен — владыка неба — может смилостивиться и послать сравнительно теплые дни — впрочем, вместе с первыми комарами. То ли расчет оказался верным, то ли сработала воля высших сил, но с погодой в походе автору этих строк и его напарнику — журналисту одной из федеральных газет — и впрямь необычайно повезло. Марш-бросок Ранее июньское утро встретило нас на автовокзале Сыктывкара. Мы собирались в старинную коми деревню Типö сикт, по-русски называемую Троицк, расположенную в глубинке Корткеросского района республики. Деревня эта привлекала нас своей славой историко-этнографического заповедника и знаменитыми представителями: так, летом в Троицке живет известный в Коми знахарь Василий Габов, здесь он собирает целебные травы, мухоморы, гонит деготь и очищает керосин. Уроженцем деревни является председатель правления Межрегионального общественного движения «Коми войтыр» Сергей Габов. |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Фильмы Анатолия Балуева http://dmayburov.livejournal.com/100484.html dmayburov March 22nd, 13:01 Несколько месяцев назад на youtube появились фильмы коми-пермяцкого режиссёра Анатолия Балуева. |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Долгожданное «Предание о чуди» увидело свет http://www.etnic.ru/video/predanie-o-chydi.html Коми сторик и реконструктор Игорь Андриянов из Сыктывкара завершил работу над фильмом «Предание о чуди». Фильм снимался больше года. Как рассказал Финно-угорскому порталу автор «Предания», это самая долгосрочная его киноработа. В двадцатиминутном «Предании о чуди» две сюжетных линии. Первая основана на преданиях, добытых из письменных и устных фольклорных источников. Большинство из них принадлежит Удорскому району, где издавна проживала чудь. Вторая линия относится к сегодняшнему дню. О народе, жизнь которого покрыта тайной и обросла множеством мифов, повествуют ученые. Научными консультантами Игоря Андриянова стали этнографы Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН Павел Лимеров, Олег Уляшев, археолог Элеонора Савельева. В «Предании о чуди» в несколько художественном варианте перерабатываются основные легенды о самом загадочном населении Коми вплоть до начала XX века, после чего, согласно легендам, представители чуди окончательно исчезли. Художественно-постановочная часть фильм снималась в лесу под Сыктывкаром. Вокальную композицию «Плач чуди» к картине создавали на основе нескольких вариантов наиболее архаичных плачей и молений пермских народов, начиная от удмуртов и заканчивая коми ижемцами. На их основе был создан оптимальный вариант-стилизация напева под текст «плача». Плач чуди» исполнила специалист-этномузыковед, инструктор-методист Колледжа искусств Республики коми Надежда Чашникова. Текст песни был записан фольклористами Коми во время полевых сборов в селе Чернутьево Удорского района и опубликован в книге «Сотворение мира», составителем которой является кандидат филологических наук Павел Лимеров. СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | https://sites.google.com/site/destesaviran/the-team/cud Чудь В бурю поморы читали заговор против чуди, финские лопари убили двух заблудившихся студентов, приняв их за чудь, чудью пугали непослушных детей. Примерно такой «заставкой» открывает тему о чуди Р. Агеева1. В ней многочисленные факты, сохранившие жуткий образ таинственного древнего народа, склонного к убийствам. Черта свойственная не многим, но воинственным, оставившим о себе печальную историческую память. Таким в древности были ассирийцы, эфталиты, а в средневековье – русь. По преданиям карел (и не только) чудь – «душегубы лютые», каждое лето приходили с гор и убивали много людей. Кто они мы не знаем, но располагаем кое-какой, правда, не очень надежной информацией об их потомках. Одни из них коми- зыряне и пермяки, хотя они отличали себя от старой «настоящей чуди». Молва числила за карелами и некоторыми мелкими югорскими народами также чудское происхождение, хотя лопари, которые хорошо знали чудь, не смешивали их с карелами. Причина, очевидно, в соседстве, они знали чудь в лицо. Ричард Джемс, посетивший Россию в начале 17 века, записал, что в Холмогорах «прежде жила чудь, и они говорили на языке, отличном от языка лопарей и самоедов, но теперь они там больше не находятся». Из русской летописи известно, что в перечне народов севера чудь непременно следует за русью (еще одной неизвестной народностью) и подразделяются на чудь заволочскую и поморскую (у моря Варяжского т.е. Балтийского). Последние были соседями новгородских славян. Как союзниками киевских князей, принимали участие во всех их походах и последствии в числе «лучших людей» удостоились чести быть переселены в Киев. От них там осталось название «чудских ворот». Невероятно, предания о чуди носят глобальный характер. Они не ограничиваются Восточной Европой и уходят в Сибирь до Байкала. По преданиям алтайцев, во времена давние Алтай был также населен чудью2. И хотя Агеева и другие относят их к финно-угорским племенам, а в этнониме видят след языка готов или славян, доподлинно их этническое происхождение неясно. То же можно сказать, об облике. Агеева, на основании того, что коми-пермяки считали своими предками чудь, приводит их описание: волосы темно-русые, почти черные, лицо продолговатое, кожа смуглая, глаза темно-карие и карие, нос прямой и узкий, губы тонкие, подбородок острый, из которого вырисовывается облик людей средиземноморского расового типа, но отнюдь не северного3. В книге «Тайная история татар и Великого переселения народов» приведена иная версию происхождения чуди. Их этноним имеет связь с кетами4, а появление на севере Восточной равнине с расселением сейминско-турбинских племен, которых не стоит смешивать с современными кетами. Их молва относить к числу загадочных народов Сибири, но фактически они потомками аборигенов Северной Азии, но не настоящих кетов. Их облик низколицый монголоидный, не оставляет сомнений в родовых связях с населением Западной Сибири. По всем признакам, древние кеты имели иной облик, а именно: средиземноморский, распространенный в то время в Южной Сибири, но из-за связей с таежными монголоидами, в основном через женщин, приобрели некоторые признаки монголоидов. До нас дошло всего одно изображение – это фигурка кинжала из Ростовкинского могильника близ Омска. По мнению В. Матющенко, у него широкое лицо, выступающие скулы, раскосые глаза и уплощенное лицо. Явно монголоидный тип. Изображение воина на рукояти ножа . Все ли из них имели подобный расовый тип? Сказать трудно, учитывая многокомпонетность сейминско-турбинских племен. Известно, что они в своем движении на запад увлекли за собой другие народы, а в Зауралье пополнили свои ряды выходцами из срубно-абашевской среды (иранцев), которые заняли в их составе «особое положение, но вряд ли достаточно высокое положение»5. Возможно, некоторые ответы на вопросы о чуди можно найти в исторических событиях, которые предшествовали их появлению на арене истории в XVI вв. до н.э.. Их судьба тесно переплетена с двумя другими, не менее известными народами Азии. Карасукцами и китайцами Аньяна. Все они имели сходную, а главное передовую для того времени культуру металлообработки и занимались коневодством. Влияние этой культуры достигло таежных областей, загадочных самусьцев, но это, похоже, предки современных кетов. Настоящие кеты занимали плодородные земли Южной Сибири, богатые запасами меди и олова. По всем признакам они люди пришлые. Прибыли откуда-то с юга, хотя отмечаются связи с населением Прибайкалья (древними средиземноморцами?). Коневодство, в частности изображения лошадей на рукоятях ножей, связывают их с регионами Монгольского Алтая и Восточного Тянь-Шаня. С культурами неолита и бронзы Прибайкалья (Исаково, Китой, Серово, Глазково) их роднить кремниевый инвентарь6. Если попытаться реконструировать исторические события, которые привели к появлению на исторической арене чудь, то вероятнее всего, оно имело связь очередными подвижками степного населения в период расселения иранцев. Появление андроновцев в степях восточной части Евразии, о которых можно судить по мумиям Тарима (XVШ века до н.э.) не обошлось без кровавых разборок. В это же время, как отмечает антрополог К. Солодовников, в горных и лесостепных «районах Южной и Западной Сибири складываются культуры самусьско-сейминского историко-хронологического пласта, в числе которых кротовская, самусьская, каракольская и наиболее яркая – окуневская». Сходство между ними определяется единым антропологическим обликом средиземноморского происхождения, появление которого объясняется «масштабной миграцией населения из районов Передней Азии». Известно, что на север переселись только мужчины, и жен он они взяли на месте из числа местных женщин. Афанасьевцы были их соседями, но их отношения нельзя назвать, ни дружескими, ни враждебными. Скорее всего, они, как и индоарийцы, были озабочены «чистотой свое крови». По-иному себя повели андроновцы. Они появились позднее, и оттеснили какую-то часть «кавказских» племен» на север, а с другой ее частью - сошлись. Таким образом, древний иранский палеоевропеоидный тип дополнился кавказским, а точнее средиземноморским7. В этот водоворот событий оказались вовлечены также предки тохар. Они появились на исторической арене в тоже время, что и самусьцы, и также как и они имели средиземноморский облик, а именно: высоколицый и узколицый, аналоги которому можно найти в Передней Азии. В процессе большой миграции из Поволжья, где-то на востоке они сошлись сейминско-турбинскими племенами. Интересно, предки тохар не имели у себя на родине традиций металлургического производства, подобного сейминско-турбинским, но неожиданно обрели на востоке. То же случилось с китайцами. Они также неожиданно обрели технологию бронзолитейного производства, и коневодство. Но где состоялась историческая встреча неясно. Возможно, ответ кроется в языке кетов, необъяснимый с точки зрения развития культур Северной Евразии, но имеющий определенные аналогии с переднеазиатскими культурами и древним населением северо-запада Китая. В частности, в речи кетов отмечаются связи с тибето-бирманскими языками. Остается только предполагать, что тохары могли заимствовать прогрессивные достижения от своих продвинутых соседей где-то между Китаем и Алтаем. Весьма вероятно, в Восточном Туркестане. Возможно, они и повинны в изгнании сейминско-турбинских племен. Как бы то ни было, с этого времени в центральноазиатском регионе начинается эра трехсотлетнего доминирования карасукцев, а на севере Евразии - эра тысячелетнего доминирование чуди. Если точно, то оно (доминирование) растянулось почти на две с половиной тысяч лет. Их имя было известно Иордану - создателю истории "Деяния готов", и Нестору - творцу "Повесть временных лет". По-видимому, их с полным основанием можно сравнить с конкистадорами, но только бронзового века, прошившими в поисках «чести и богатств» толщу евразийских культур. Их памятники разбросаны на огромных расстояниях. От Манчжурии до Финляндии и Молдовы, а путь отмечен грабежами и массовыми убийствами. В итоге им удалось захватить власть над многими народами. И память о них дошла до нас в преданиях о чуди, имя которых, даже спустя тысячелетия, наводило ужас на население севера России и Сибири. Известный историк Бочкарев полагает, что уход абашевцев и срубников из лесостепных регионов в степи был вызван появлением агрессивно настроенных сейм-турбинских племен. То есть чуди. После чего, огромный край перешел в их безвозмездное пользование. Р. Агеева приводит карту ареала чуди (чудь, чудин, чудской). Заметно выделяются скопления в районе проживания заволочской (Вологда) и варяжской чуди (Чудское озеро), в Архангельской области (карела), на Урале (коми) и Подмосковье. Если наложить ее на карту гаплогрупп J, то налицо совпадение по северу Среднерусской Равнины8. Карта концентрации гаплогрупп J и ареала чуди (ареал чуди по Р. Агеевой). Среди носителей гапло J выделяются два субклада. Один J2а, другой J2b. Какой и откуда сказать сложно, ибо трассы их носителей, весьма запутаны. Со стороны Балкан их могли занести шнуровики, со стороны Южной Сибири – потомки древних скотоводов Азии. Но родина у них одна, а именно: Передняя Азия. Высоколицый узколицый средиземноморский тип чаще всего можно встретить в Иране, но видоизмененный, также среди населения Восточной Европы. По данным генетики среди русских и коми Приуралья, поморов Архангельской области и населения Западной Сибири живут носителями гаплогруппы N1b, время появления которых в Восточной Европе совпадает с расселением сейминско-турбинских племен. На этом основании некоторые из исследователей пытаются отождествлять их носителями сейминско-турбинских племен, но такое решение кажется чересчур простым. Если они и были среди них, то в качестве одного из компонентов. Примечание. 1. статья «Русь, чудь и вси языци» Книга «Страны и народы: происхождение названий. Наука. 1990г. 2. А. М. Сагалаев. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск. Наука. 1992. 3. Безоговорочно принимать это мнение трудно. В эпоху Великого переселения народов в среду коми влились сарматы. Они принесли с собой понтийский тип, который до сего времени отчетливо проявляется у всего лесостепного населения от Среднего Урала до Поднепровья. Далее на запад, его много у болгар и венгров. 4. Переход звука «к» в «ч» явление обычное. Греческое керкеты, современные черкесы. Карл-Чарльз. 5. Е. Черных. С. Кузьминых. Статья о сейминско-турбинском феномене в сборнике Археология СССР. 6. Возможно, в процессе этих перемещений чудь перенесла название горного массива Южной Сибири Алтая на Валдай. Но это могли сделать также угры в процессе большой миграции и-за Урала. 7. В.А.Дремов. Антропологические данные о южных связях населения Сибири эпохи неолите и бронзы. Но этот расовый тип не был единственным. Другой во многих отношениях сходный с ним (высоколицый и долихокранный с резко выступающим носом) расовый тип отличался широким лицом. Солодовников К. Н. Население горного и лесостепного Алтая эпохи ранней и развитой бронзы по данным палеоантропологии. 8. На карте гаплогрупп повышенными значениями J отчетливо выделяется Кавказ, Верхнее Приднепровье, южные и юго-восточный регионы России. В последних двух происхождение носителей гапло J имеет явную связь со степным населением (срубниками, скифами, сарматами, аланами, татарами). Логично, они жили между населением севера и юга и них черты тех и других. И как мы увидим дальше, со степными племенами, родственными чуди, которые в годы Великого переселения народов достигли Восточной Европы. Здесь ими были образованы государства Куявия, Арсания и Славия. Их наследники Киевский каганат, Рязанское княжество и Новгородская республика. |
| ← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 25 26 27 28 29 * 30 31 32 33 ... 152 153 154 155 156 157 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
Генеалогический форум » Географический раздел » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Северо-Западный округ » Вологодская область » Яренский уезд [тема №44698] | Вверх ⇈ |
|
|
| Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |