Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Яренский уезд

Яренский уезд Вологодской губернии - история, демография, миграционные процессы.
Поиск и обмен информацией.

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 24 25 26 27 28 * 29 30 31 32 ... 152 153 154 155 156 157 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
Глеб Горбовский

ЗЫРЯНЕ

Моей бабке А.А. Сухановой

Издревле мы, из рани,
древляне, ведуны,
дремучие зыряне,
на воду шептуны.
Голубоглазый воздух
над нашей головой.
Из мёда мы, из воска,
из ягоды живой.
С кислинкою, с грустинкой,
с куделью бороды,
с прозрачной паутинкой,
летящей вдаль мечты…
Из нежити, из драни,
из стыни и огня —
зоряне, северяне,
зелёная родня!
…Не оттого ль, однако,
как бред во мне, как бес,
сидит занозой тяга —
в глушь вековую, в лес?
Из рвани — не в дворяне,
с топориком — в рассвет!
Таёжные цыгане,
мы есть и как бы — нет…
Порхают наши дети,
как пчёлы без цветов,
пока не ткнутся в сети
прелестных городов.
Из сини мы, из рани,
крестьяне, рыбари,
лесные соборяне,
хранители зари!
Лайк (19)
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
http://cccp2.mirtesen.ru/blog/...ri-Petre-I
Миф о сокращении населения при Петре I

Широко распространено мнение, что население России значительно сократилось за время правления Петра I. Называют цифры от 20 до 50%. Однако, это не более чем очередной миф нашей истории.
Тезис о сокращении населения при Петре I впервые в российской исторической науке появился в работе П.Н. Милюкова "Очерки по истории русской культуры", опубликованной в 1910 году. По подсчётам Милюкова, с 1687 по 1719 год население России сократилось на 20%. В дальнейшем в разного рода публицистических статьях эта цифра произвольно менялась от 20 до 50%.
Однако, с чего бы населению России сократиться в этот период? Потери в Северной войне, которая длилась с 1700 по 1721 год составили всего 40 тыс. человек, массового голода, концлагерей и какого-либо террора населения, сравнимого с опричниной времён Ивана Грозного - тоже не было. Даже при постройке главного детища Петра I - Петербурга, смертность среди строителей была значительно ниже, чем принято думать. Таким образом, факторов, которые бы способствовали настолько большим потерям среди населения, что даже рождаемость не могла бы их компенсировать, во время правления Петра I не наблюдается.

Однако, это общие слова. Ещё в 1977 году вышла книга историка Ярослава Водарского "Население России в конце XVII - начале XVIII века", где он на основе архивных данных показал, что население России за период с 1678 по 1719 год не только не сократилось, но выросло на 39%. К сожалению, судя по тому, что миф о сокращении населения при Петре I весьма устойчив, этот научный труд прошел мимо внимания публицистов.
Ниже мы приводим главы "Влияние политики правительства на прирост населения" и "Динамика общей численности населения в 1678-1719 гг" из этой книги, в которых даются соответствующие выкладки. Нумерация сносок соответствует книжной.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
http://www.g-to-g.com/?version=rus&module=5&id=4064
Федор Савельевич Прядунов
(1698 – 1753) ... других данных нет

Федор Савельевич Прядунов - русский купец и рудоискатель, родом из Каргополя.

Родился в Каргополе. Услышав про ухтинскую нефть, Ф.С. Прядунов добрался до этого отдаленного безлюдного района, "сыскал" нефтяной ключ невдалеке от современного города Ухты.

В 1745 на берегах Ухты появился первый нефтяной промысел: из сруба над нефтяным ключом счерпывали нефть ковшом.

Это сооружение в документах именовалось "заводом" (от слова "заводить", "начинать дело").

В 1746-м на промысле добыли первую нефть.

Дело это было для России новое, и для него потребовались незаурядная сметка и предприимчивость.

"Горное масло" Ф.С. Прядунов возил в Москву, но это не принесло ожидаемой прибыли, и он разорился.

За неуплату налогов его в 1752-м посадили в долговую тюрьму, где он и умер.

ЛИЦА ИСТОРИИ
http://edinrosuhta.ru/news/pull.php
Лайк (1)
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
http://www.komi.com/pole/archive/pole/26.asp
Одежда в поверьях печорских, вычегодских и удорских коми-старообрядцев [1]

В.Э. Шарапов

У коми староверов говорят, что одежда подобна вуджöр (тень-оберег) человека.[2] Традиционно выражением пасьтöм морт (букв. 'человек без одежды'a_003.gif характеризуют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека, о котором могут так же сказать - вуджöрыс абу, (т.е. 'нет у него тени-оберега'a_003.gif.[3] Не случайно, в прошлом ношение изодранной одежды воспринималось не только как нарушение норм традиционного этикета, но и считалось опасным для человека. Согласно поверьям печорских коми-старообрядцев, повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для её владельца.[4]
Лайк (1)
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
http://badelskkomi.svoiforum.ru/viewtopic.php?id=167
ТАЙНА ПОСОХА СТЕФАНА
Судорожно потрепыхав под рев двигателя желтыми, словно живыми, крылышками, разогнавшись с подскоком по гравийной полосе, старая подлатанная «Аннушка» оторвалась-таки от грешной чердынской земли, не сохранившей храм Троицы, и поплыла с неспешными воздушными потоками в областной град стольный Пермь.
Правду сказать, центром, даже краем Перми Великой, этот град не был. «Приездил владыко Питирим в Великую Пермь на Чердыню...». Чердынь была центром.
Чердынь - круглая, уютная, разукрашенная резьбой-кружевом по тесинам-причелинам на окнах, дверях, карнизах - еще только-только просыпалась меж Троицкой и Теплой горами, когда наша, под стать шмелям, трудяга «Аннушка» прогудела над пермским деревянным древним градом, ныне почти сплошь русским. Дальше ступать, познавая пятками память Перми эпохи Стефана, смысла не было - Пермская область и город Пермь присвоили только имя древней Перми Великой да изуродовали ее отколок, назвав его Коми-Пермяцким округом.
Пятками из земного Блока Памяти, а макушкой - из Мыслящей Вселенной, я уловил главное: святой Иона «добавне крести Великую Пермь» в 1462 году во Христа, в продление деяний великого зыряно-русина Стефана. Именно святитель Иона оставил нам как сосуд-икону посох Стефана. Посох таит какую-то сверхважную информацию, переданную им, Ионой.
Святитель Иона - в видении потому и осенил меня оголовьем посоха-святыни, что хотел вложить мне в руки верный ключ для дальнейшего поиска. Все опять-таки вырисовывалось в сознании с ясным для меня смыслом: святой Стефан, обитающий во Вселенной частицей (званых много, избранных мало), увел меня из-под ножа хирурга для бескровного спасения по своим следам и следам своих единомыслителей.
Итак, святой Иона на Троицкой горе - пике их общих деяний - указывал на посох-икону как на ключ-символ. Святой видел, что, увлекаясь Епифанием и Мисаилом, я упускаю суть деяний философа Стефана, как это случилось с тридцатью авторами жития в тридцати его вариациях. Весь их дружный перепев «Слова...» премудрого современника великого Просветителя ничего не прибавил. Наплели чудес и сказок - только и всего.
Святой Иона, по всей видимости, подправил Епифания, указав на более глубокий смысл деяний Стефана. Даже глубже, чем создание письменности для просвещения пермян на родном для них языке. И не подправил, а скорее вознес еще выше, сказав, что Стефан спасал в большей степени наших русских праотцов, чем пракоми с их табу на убийство человека, творения Ена.
Вот это, думается, и внес в мое сознание святой Иона на Троицкой горе в Чердыни - пуповине Перми Великой.
* * *
Из путевого дневника. 30 августа. Воскресение.

Прощай Чердынь - Блок Памяти Перми Великой. Однако под «Аннушкой» поползли деяния рук человеческих, о коих я был наслышан, но впервые воочию увидел. Вот уж воистину: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Русла-донья сплавных рек Колвы, Вишеры, Верхней Камы - это сплошной настил из отборной строевой древ есины. Сосновые, лиственничные стволы! Есть предание, что частью и Венеция стоит на нашей северной мелкослойной, смолистой лиственнице. Я сделал выписку из грамоты Дмитрия Донского, по которой он Печору «сдавал в пошлину». Печорцы-пермяне обязаны были предоставлять арендаторам подводы для переволока древесины из Печоры в Каму. Вот цена лиственницы!
Кстати, Мартин Ульсен из моих «Печорских далей» по договору с капитаном буксира удерживал по четыре рубля (корова стоила восемь рублей) за потерянное из плота лиственничное бревно. За одно бревно! Бревна тогда сплавляли на лесопильный завод в низовьях Печоры. Пиломатериалы увозили на английские верфи.
А здесь?! Это, разумеется, следствие больного ума. Но где причины? Не начались ли они с «завоевания» Великой Перми Федором Пестрым? Мы, русские, - покорители! Покорители даже природы!
Увы, увы, увы...
Такого безобразия, да по всей длине Колвы, Вишеры и Верхней Камы до самой плотины за Пермью, я еще не видывал:русла бревнышко к бревнышку вымощены, как болота накатником, отборной строевой древесиной! Господи, закрой мне очи!
Для пракоми в каждом дереве жила душа. Только не могла «древесная душа», как душа предков, пребывать и путешествовать в иных мирах. Бессчетные миллионы или миллиарды душ сосен и лиственниц, недавно еще живых, подпиравших шапками небо, теперь тухлыми зелеными волнами бились о плотину Камской ГЭС.
И Ен-Творец уронит звезды-слезы
В сухие русла омертвевших рек...
* * *
- Дождался-таки посох святого Стефана вас, скиталец, - подвела меня искусствовед Валентина Худыня к уникальному экспонату. На табличке, прикрепленной к футляру из оргстекла, значилось:
Длина посоха - 1300 мм.
Длина рукояти - 147 мм.
Диаметр основы - 18-20 мм.
Диаметр кост. трубок - 24 мм.
Количество - 12 шт.
Время изготовления - XV век, ориентировочно 2-я половина.
На конце посоха - четырехгранный железный штырь.
* * *
С Валентиной пришли другие сотрудницы, чтобы лицезреть (нет, не посох, его они видят каждый день), а меня, прибывшего "из зырян" в град Пермь по древнему пути (явление уникальное). Худыня, дело известное, за неделю обрисовала им это «явление». Сама она подготовилась основательно: отыскала досоветские публикации барона де Байя, архимандрита Макария. Советских исследований посоха не нашлось. Да и барон с архимандритом старались прочесть старую церковнославянскую вязь-резьбу по кости, когда половина буквиц уже окрошилась. Очень жаль практически невосполнимой потери, весьма затрудняющей прочтение послания из эпохи Стефана Пермского.
Барон де Байя обращается к посоху в 1898 году. К тому времени уникальное свидетельство деяний святого Стефана, равное иконе-подлиннику, хранилось уже здесь - в бывшем кафедральном соборе города Перми, куда посох доставили из Супрасль-ского литовского мужского православного монастыря. Это произошло в 1849 году.
Как пермско-вычегодская святыня оказалась в прокатолической Литве?
Архимандрит Макарий и барон де Байя предполагали, что посох до Смутного времени стоял подле раки святителя Стефана Пермского в кремлевском храме Спаса-на-Бору, где святитель был упокоен в апреле 1396 года. В Литву посох, уже одетый в резной костяной футляр, увезли люди первого или второго Лжедмитрия.
Есть и другая версия. Епифаний немалое место в «Слове о житии и учении святого отца нашего Стефана...» уделяет плачу пермских людей и Пермской церкви о кончине святителя («...теперь у нас нет даже гроба епископа. За что нам такая обида от Москвы?»).
Московские иерархи, понятно, не могли отправить свиту почившего Стефана без какой-то символической святыни. Более всего для символического возврата Стефана в свою Пермскую епархию-церковь подходил посох. Стефан обошел с посохом всю Пермь, бывал в Москве и в Новгороде. Только посох мог так полно мистически олицетворять непревзойденного Просветителя, апостола зырян.
И другое дело, что московские иерархи никогда бы не заказали косторезам одеть посох-палку в костяные цилиндрики с явно антимосковскими, содержащими упрек и обвинения, надписями.
Иона (IЕОНО), оставивший имя на рукояти, подчеркнув этим свою ответственность (ДА ИМАЕТ ВЫИ), возвещает о содержании вырезанных на кости рисунков и надписей к ним так: СЕ ЕСТЬ ДЕЯНИЕ ЕПИСКУПА СТЕФАНА ПЕРЬМСКАГО. На другой стороне рукояти продолжение: БОИ ВЕДОМУ ЕСЯ ИКОН ЯВИСЯ ЕМУ БЕСЫ В РИЗАХ ИРЕЕМУ.
- Прочитайте нам внятно вырезанное на обеих сторонах рукояти, - попросила Валентина Худыня, уходящая родовыми корнями в греки. - И архимандрит Макарий, и барон де Байя от перевода или толкования надписей под композициями уклонились.
- Оно и понятно. Как архимандриту Русской Церкви громко прочесть сказанное святителем Ионой?
СЕЙ ПОСОХ, РАВНЫЙ ИКОНЕ, ЕСТЬ ДЕЯНИЯ ЕПИСКОПА СТЕФАНА ПЕРМСКОГО, ВЕДШЕГО БОИ С ЯВИВШИМСЯ ЕМУ БЕСОМ В РИЗЕ СВЯТИТЕЛЬСКОЙ.
- Если не так, то готов узнать ваше прочтение, - вопросил я молчащих сотрудников музея.
- Очень уж смело. Даже дерзко. Главное же, вы противоречите Епифанию Премудрому. Он не упоминает о боях Стефана с бесом в ризах святительских.
- Смелый, даже дерзкий, не я, а святитель Иона - пятый делатель Пермской Церкви после просветителя Стефана. Большинство рисунков и надписей к ним свидетельствует о боях Стефана с бесами в ризах иерейских.
Такой смысл текста, вынесенного на оголовье посоха-иконы, Иона и искусный резчик по кости (скорее всего, из пермян, среди которых резьба по кости традиционна) усилили пояснением к первой же композиции-рисунку, расположенному на верхней трубочке (посох после передачи его из Литвы Священному Синоду был чуть подреставрирован, и есть мнение, что трубки нанизаны на палку не в прежней последовательности).
- Смотрите, - увлек я внимавших сотрудниц в хождение вокруг святыни, -«одежда» посоха начинается по окружности трубки отчетливой резной композицией, символизирующей кремль-крепость каменной кладки, с башнями в четыре этажа и со стенами, где бойницы в два яруса. Арочные ворота в стенах, примыкающих к башням - с шатровой кровлей.
Все это очень напоминает московский кремль - белокаменный кремник, возведенный вместо деревянного князем Дмитрием перед Куликовской битвой. В Новгороде, у коего Москва силой оружия оспаривала Пермь, такого кремля-кремника тогда не было.
Над стенами кремника-крепости выступают холеные лица с ухоженными «власы на головах и в брадах» (причем бороды иконного стиля). Люди в явно церковных одеждах. Только без головных уборов.
Вчитаемся в пояснения под изображениями:
1. «Неверн ... в свои радуют...»
Можно домыслить так: «Неверные собрались в пределы свои, радуются».
2. «И они же неверный сидят на граде веселящеся»
Тут все сохранилось, потому домыслы не нужны. Разве только найти определение слову «неверные». Не устойчивые в вере? Называли так и иноверцев, но не язычников.
* * *
В том порядке, как расположены ныне своеобразные трубочки-клейма, следующая трехъярусная композиция рассказывает о походе на епархию Стефана вооруженных «неверных» христиан (на их знамени четко виден крест), плывущих в ладьях. Воины, русские обликом, разных возрастов, все в кольчугах. Можно отнести их к новгородцам, благословленным архиепископом Алексеем на «воевание епископии Перми - вотчины Новгорода» (1385 год).
Укрепленный владычный град Усть-Вымь новгородские ушкуйники не одолели. Стефан ездил в Новгород (в 1386 году) и устыдил, «увещены были» и архиепископ, и воеводы, и сами ушкуйники.
Подпись к композиции такова: «Поидоша на иеупискупа со оруж...»
Тут все понятно: задуман поход неверных христиан-новгородцев на крещеных пермян, на Пермскую епархию-церковь, был как победоносный. И тут указано, что главными врагами Стефана-миссионера были не язычники-пермяне, а русские.
Третья трехъярусная композиция, неплохо сохранившаяся, свидетельствует о том же: на верхнем ярусе Стефан (он узнаваем по большому наперсному кресту, и, похоже, посоху) плывет куда-то с клиром своим.
Напавший (но невидимый) «бес в ризах» пытается утопить Стефана и клир его, вздыбив ладью вертикально.
Надпись поясняет:
«И ста иупискуп крести воду и приеди невред...»
Мнения о «бесе в ризах», который пытался утопить Стефана, были разными: «Это Новгород!», «Нет, Москва!». Бесы в ризах иерейских и святительских (что вело к большому нестроению Русской Церкви) были и в Москве, и в Новгороде. Дмитрий Донской, Иван III и Иван IV (Грозный) как на первопричину походов на Новгород указывали на их, новгородцев-вечевиков, «неверие», то есть предательство веры Православной.
Кто-то из слушающих меня историков спросил: вы, мол, жили среди старообрядцев-печорцев, бывали в Пустозерске, а выстраиваете связь от стригольников к старообрядцам...
- Она очевидна. И те и другие, пусть в разное время, но отвергли русское священство, «за мзду ставленное и мздой живущее». Христос-де у них, попов и дьяконов, - средство мздоимства. Это глубочайшая трагедия Церкви...
- Я не о том, - перебили меня. - Откуда протопоп Аввакум мог знать именно эту композицию? В своем «Житии...» он обращается к Богу: «А буде в воду посадят, и Ты, Боже, яко Стефана, паки свободишъ и меня».
- Это Аввакум говорит о споре Стефана с Памом, когда они решились испытать крепость веры, пройдя по дну Вычегды от проруби до проруби, — попыталась ответить за меня Худыня, уловив заминку.
Я, и вправду, немного растерялся. Сочинения огнепального Аввакума я не знать не мог, и фразу эту знал. Но не «обкатал» ее, как янтаринку, в течении мысли. А ведь было над чем подумать: во-первых, Аввакум из пустозерского подземелья явно восхищался Стефаном; во-вторых, посадить в воду «для уморения», как утопил Пимен-архимандрит Михаила-Митяя могли только московские «бесы в ризах», но не Асыка с Вычегды. Тот убил бы с восторгом, прилюдно, как это сделал он с Питиримом, нарушившим «кафедриальный» договор. К тому же, Аввакум, не бывавший на Вычегде, об утоплении Стефана в вычегодских водах писать не мог. Известно, что родом он волжанин, в Юрьевце Поволжском был протопопом, потом в Москве. Сожжен в 1681 году, в Пустозерске. Официально - «за великую на царский двор хулу». На самом же деле - за стояние в православии, за «брань на царское духовенство».
Однако если согласиться с прочным мнением, что посох Стефана, прислоненный позднее погребения его к раке в кремлевской церкви Спас-на-Бору, был похищен в 1612-13 годах литовцами (потому и оказался в Супрасльском монастыре Литовской епархии), то и в этом случае Аввакум, переехавший в Москву в начале пятидесятых годов, посох видеть не мог. Стало быть, не сам Аввакум, а в аввакумовском кругу священников, стоящих в древлеотеческом православии, хорошо знали изображения посоха, «иконе равного», и преклонялись пред учением и деяниями Стефана Пермского, при жизни преследуемого по пятам «бесами в ризах святительских».
После моего слова об Аввакуме все склонились к мысли, что «зело начитанный и жестоковыйный протопоп» знал о тех, кто хотел утопить Стефана по своей корысти. С Памом же они хотели пройти подо льдом полпоприща ради испытания вер - христианской и многобожной.
Это совсем иное дело, и никаких лодок, вставших вертикально на льду, быть не могло.
Есть, оказывается, смысл устраивать диспуты возле оригинала-уникума, несущего правду из глубины веков.
* * *
Есть еще одна картинка резцом по кости, опять-таки о «бесе в ризах» с пояснительной надписью:
«Наведе бес че..., ...скупа»
Композиция двухъярусная.
Вверху все тот же стольный град с кремлем-кремником. Средняя часть трубочки искрошилась или отломлена (может быть, из-за большой похожести «беса» на своей прототип). Однако, и башни, и стены, и арочные въезды те же, что и на прежней композиции, где радовались «бесы в ризах», видимо, знавшие, что ждет Стефана Храпа в Перми.
На стене два епископа о чем-то шепчутся, сблизившись головами. Главный из них, красивобородый, уходя, с ухмылкой полу оборачивается.
В нижнем ярусе повторяется такая картина: кремль тот же, но на стене беседуют-сговариваются человек в царских одеждах и епископ в куколе. Понятно, корона и куколь символизируют светскую и духовную власти. Близкое стояние и склонение голов друг к другу ясно указывают на союз. А то, что они без свит - на тайный сговор.
Ниже показан лежащий на одре умирающий Стефан и склоненный над ним монах. Один.
«Наведе бес че<ловека неверного> на епискупа».
Тут есть над чем подумать.
Стефан, приглашенный митрополитом Киприаном «для тайносвященнических дел» (Епифаний) в Москву, внезапно заболевает и умирает.
Поскольку град-кремник тот же, то и первая композиция, где радуются и веселятся «бесы в ризах», указывает нам на Москву. Спор о Новгороде отпал.
* * *
Окончательно убеждает меня в правильности этой версии (что бесы в ризах как-то уморили Стефана) композиция, повествующая о торжественном погребении в том же граде Москве усопшего 26 апреля 1396 года епископа Перми. На ней все чин по чину: плач, чтение, каждение, похоронная процессия...
«...Проводиша его честию. Певше над ним надгробное обычное пение, предаша гробу честное тело его. Положиша его в пресловущем граде Москве, в монастыри Святаго Спаса...», - свидетельствует Епифаний, заметим, на похоронах не бывший.
И наконец, посох-икона заканчивается надписью, рассеивающей последние сомнения:
«Они неверный и возрадовася смерти епискупа»
Резьба сохранилась полностью, не окрошившись ни одной буквицей. Это завершающее утверждение оспаривать никому не хотелось.
Мы разошлись молча, подавленно.
Кто-то уже «прочел» рисунки посоха-иконы о деяниях Стефана Пермского иначе, чем мы.
Кто-то будет «читать» с целью гневного опровержения моего толкования - это его право.
Мной же и сегодня эта святыня читается так, как была прочитана, как «говорила» со мной, в Перми, хотя и тогда, и сегодня не тешу себя надеждой быть понятым, услышанным, и уж, конечно, вознагражденным.
Мне все это надо для себя. Не кому-то, а мне явился святой Иона на Троицком взгорье со стефановским посохом-иконой в руках, воздетых к небесам.
«ЧАША СПАСЕНИЯ»
0
Лайк (1)
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
Род Уляшовых
http://badelskkomi.svoiforum.ru/viewtopic.php?id=69
Живут в поселке Приуральском и деревне Еремеево несколько семей, носящих фамилию Уляшовых-Уляшевых. Все они являются близкими родственниками. Откуда пошёл их род, как оказались они на Илыче? Ведь в населенных пунктах, расположенных по реке Илычу, в XIX веке в основном преобладали фамилии БаЖуковых, Поповых, Богдановых, Мезенцевых, Логиновых. Всё зависело от того, кто являлся основателем той или иной деревни, того или иного погоста, и какую фамилию носил этот первопроходец.
Как указывается в писцовых книгах, жил когда-то в деревне Верхний Выльыб, что находилась в Глотова слободе Архангельской губернии на реке Мезень, Ульянка Фёдоров, сын Сюсиев (Сысой). В тех же писцовых книгах упоминается деревня Буткан на Удоре, что была близ Выльыба, где проживал «Анисим Ульянов, сын Фёдоров, и дети: Киприян». В переписной книге Яренского уезда за 1707 год записано: «Вновь возник починок Волдин на реке Вычегде близ устья Воли» (Воль - правый приток Эжвы-Вычегды). И было там три хозяйства: «Киприян Анисимов слобожанин и Мелентин Анисимов слобожанин, Федотка Попов - бобыль с сыном». В очередной переписной книге Яренского уезда за 1719-1721 годы в Вольдино упоминается всего одно хозяйство: «Киприян Анисимов Ульяшев с детьми и племянниками». В 1734 году указывалось уже восемь хозяйств.
Именно от имени Ульянка (Ульян) произошла сначала фамилия Ульянов, позднее переименованная в «Записках мирских приговоров Помоздинского волостного правления» от 14 июля 1861 года в Ульяшев. Сегодня же звучание и написание этой фамилии двоякое: Уляшев (ударение падает на второй слог) и Уляшов (ударение на последнем слоге). Всё зависит от того, как будет записана фамилия в свидетельстве о рождении.
Прямыми потомками Киприяна (Кипрея) Анисимова Ульяшева являются Уляшевы-Уля-шовы - выходцы из деревни Максим, а также те, кто живет сегодня и носит эту фамилию в Приуральском и Еремеево, Сыктывкаре и Ухте, Вольдино и Важгорте, Троицко-Печорске и в других селах и городах нашей республики.
Лайк (1)
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
Осуждены властью безвинно
http://www.nnka.biz/wp-content/book/oblasti/11/11_00.htm
в сборник Татьяны Москвиной вошли рассказы российских немцев
из поселения «Жешарт»

Осуждены властью безвинно

Жешартстрой

Есть только три стороны

Страдания, которым нет числа

О чем вспоминать тяжело

Жизнь, далекая от сказки

Чему учить детей и внуков

И осколков не собрать

Прошла все испытания

Из детской памяти

О чем молчал отец

Жизнь меня не баловала

Всем хватило горя

Тогда вольготно никто не жил

За что?!

О ненаписанной книге отца

Шахта, целина и север

Всю родню уж не собрать

Эти шрамы остаются навсегда

Старший брат нас не бросил

О чем следует думать
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
Коми incognito - Путь к зырянам. 1 часть.
http://www.krtk.ru/video/tag/%D0%B8%D0%B6%D0%BC%D0%B0/5088/
Коми incognito - Путь к зырянам. 2 часть.
http://www.krtk.ru/video/5157/
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
http://elib.tomsk.ru/elib/data/2012/2012-0127/2012-0127.pdf
Сергей Заплавный
Томск изначальный

Семнадцатый век начался для России природным бедствием. Всё лето 1601
года, не переставая, лили дожди. Затем грянули преждевременные морозы.
Страна осталась без нового хлеба, без семян. В следующем году, как значится в
«русском хронографе», из-за сильных холодов вновь «не добыши люди хлеба».
Это породило лютую спекуляцию старыми запасами. В 1603 году большинство
полей остались незасеянными. Начался повальный голод, эпидемии, бунты.
Россия, которая по свидетельству современников, в первые годы царствования
«выборного государя» Бориса Годунова (1598-1600) «цвела всеми благами», вдруг
превратилась в «гнездо раздоров»

А руководили строительством уставщики над плотниками Степан
Ложников, Денис Кручинка и Назар Заев. Для самых сложных плотницких работ
они отобрали казаков и стрельцов, которые уже показали себя в деле. В их число
попали уроженец Яренской волости Потаня Маслов,
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
http://komionline.ru/notes/koldun
Край наследников жреца Пама и колдуна Тювö
Северное лето отличается непостоянностью: в иные годы теплая погода стоит в Коми месяц-полтора, в другие — в лучшем случае, неделю. Планируя отпуск, корреспондент «КомиОнлайна» попытался учесть капризы небесной канцелярии и отправился в начале июня в южные края, оставив последнюю неделю первого календарного летнего месяца на водный поход в родных широтах.
Соображения, легшие в основу такого решения, были весьма просты: в начале июня в Коми может быть достаточно холодно, тогда как ко времени белых ночей древний коми бог Ен — владыка неба — может смилостивиться и послать сравнительно теплые дни — впрочем, вместе с первыми комарами. То ли расчет оказался верным, то ли сработала воля высших сил, но с погодой в походе автору этих строк и его напарнику — журналисту одной из федеральных газет — и впрямь необычайно повезло.
Марш-бросок
Ранее июньское утро встретило нас на автовокзале Сыктывкара. Мы собирались в старинную коми деревню Типö сикт, по-русски называемую Троицк, расположенную в глубинке Корткеросского района республики. Деревня эта привлекала нас своей славой историко-этнографического заповедника и знаменитыми представителями: так, летом в Троицке живет известный в Коми знахарь Василий Габов, здесь он собирает целебные травы, мухоморы, гонит деготь и очищает керосин. Уроженцем деревни является председатель правления Межрегионального общественного движения «Коми войтыр» Сергей Габов.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
Фильмы Анатолия Балуева
http://dmayburov.livejournal.com/100484.html
dmayburov
March 22nd, 13:01
Несколько месяцев назад на youtube появились фильмы коми-пермяцкого режиссёра Анатолия Балуева.
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 24 25 26 27 28 * 29 30 31 32 ... 152 153 154 155 156 157 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Вверх ⇈