Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Яренский уезд

Яренский уезд Вологодской губернии - история, демография, миграционные процессы.
Поиск и обмен информацией.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 17 18 19 20 21 * 22 23 24 25 ... 148 149 150 151 152 153 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
Глеб Горбовский

ЗЫРЯНЕ

Моей бабке А.А. Сухановой

Издревле мы, из рани,
древляне, ведуны,
дремучие зыряне,
на воду шептуны.
Голубоглазый воздух
над нашей головой.
Из мёда мы, из воска,
из ягоды живой.
С кислинкою, с грустинкой,
с куделью бороды,
с прозрачной паутинкой,
летящей вдаль мечты…
Из нежити, из драни,
из стыни и огня —
зоряне, северяне,
зелёная родня!
…Не оттого ль, однако,
как бред во мне, как бес,
сидит занозой тяга —
в глушь вековую, в лес?
Из рвани — не в дворяне,
с топориком — в рассвет!
Таёжные цыгане,
мы есть и как бы — нет…
Порхают наши дети,
как пчёлы без цветов,
пока не ткнутся в сети
прелестных городов.
Из сини мы, из рани,
крестьяне, рыбари,
лесные соборяне,
хранители зари!
Лайк (19)
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
Роза Пунегова "Хлебосольная земля моя Коми!"
http://komiexpo.com/blogi/80/
Особенностью коми блюд является то, что передавая рецепты мастерства приготовления, не акцентируется внимание на точном соблюдении пропорций продуктов, традиционно полагаясь на вкус, наблюдательность, собственное ощущение количества компонентов. В основе лежит то правило, что блюдо всегда удастся, обходясь при этом минимумом продуктов. Например, были яйца, добавляли в блюда яйца, не было – обходились и без них, так же и с другими продуктами – в этом тоже особенность коми кухни. Можно использовать все остатки кисломолочной продукции: прокисшее молоко, сметану, творог, кефир. Масло и яйца в разумных пределах не вредят тесту и начинке.

Коми национальная выпечка

Шаньги на тонкой корочке из ржаной муки с начинкой из крупы. (Шыдоса шаньга)
Шаньги картофельные на тонкой корочке из ржаной муки (Картова шаньга).
Пирожки с капустой (Аззя пирог).


Приготовление начинки для шаньги



Необходимый набор продуктов тот же: кефир, майонез, яйца, соль, сода. Только вместо муки - крупа: ячневая, пшеничная, кукурузная. Замачивают крупу в кефире или простокваше на 10- 12 часов, оставляют при комнатной температуре. Добавляют половину чайной ложки соды, соль по вкусу. Условно крупу трех сортов разделяют, как 1:3 (1 часть пшеничной, 1 часть ячневой, 1 часть кукурузной). В кефир или простоквашу крупу необходимо положить столько, чтобы жидкость на поверхности крупы оставалась не менее 0,5-1,0 см. Совсем не обязательно использовать все перечисленные крупы, можно обойтись тем, что есть в наличии. Просто, используя ячневую с пшеничной, значительно улучшаются вкусовые качества начинки. А кукурузная крупа придает золотистый цвет шаньгам, при этом не ухудшает вкусовые качества, а совсем наоборот.

Перед тем, как использовать начинку для шанег, необходимо добавить 1-2 штуки яиц, 2-3 столовые ложки майонеза и тщательно перемешать. Затем начинку положить на середину тонко раскатанного сканца (корки), разравнивая по поверхности сканца до краев. Как уже отметила прежде, раскатанное тесто разрезают перевернутым майонезным ведерком, края острые у ведерка, сканцы получаются ровные. На каждый сканец (корочку) такого размера необходимо положить начинки не более двух столовых ложек. После того, как разровняли начинку по всей поверхности сканца, получается она толщиной не более одного сантиметра.

Если начинка густая, нужно разбавить: 2-3 столовые ложки майонеза или сметаны. Наоборот, если начинка получилась жидковатая, то можно добавить до нужной консистенции манной крупы.

Затем поверхность шаньги смазать майонезом. Кулинары предлагают смазывать майонезоном (хорошо взбитое яйцо со сметаной). Однако, после выпекания, эта образовавшаяся ярко желтая корочка, так сказать, часто отходит от поверхности шаньги.

Выпеченные шаньги смазать растопленным сливочным маслом или маргарином. Выпекая шаньги в газовой духовке, получаются они, как бы, подсушенные, но соберите шаньги в полиэтиленовый пакет и дайте отлежаться не менее 30 минут и они будут снова мягкими.

Шаньги с крупой не теряют вкусовые качества и на второй день хранения.



Приготовление картофельного пюре для шанег с картошкой.

Картофель отваривать, затем растолочь, добавить горячее кипяченое молоко, взбивая массу.

Затем можно добавить еще 1-2 столовые ложки майонеза, столовую ложку сливочного масла и 1-2 штуки яйца. Тщательно перемешать и подготовленную массу положить на середину сканца (корочки), разравнивая по поверхности до самых краев сканца.

На один сканец размера «майонезной ведерки» необходимо положить картофельного пюре не более двух столовых ложек, получаются толщиной не более одного сантиметра.

Сверху изделие смазать майонезом и выпекать в духовке. Готовые шаньги после выпекания смазать растопленным сливочным маслом или маргарином.

Примечание: если шаньги с крупой можно складывать друг на друга и от этого они не теряют товарный вид, то картофельные шаньги лучше расположить на подносе в один слой. Остывшие картофельные шаньги прилипают друг другу, при этом нежная золотистая корочка разрушается, теряется товарный вид.



Пирожки с капустой из ржаной муки

Сканцы (корочки) использовать из того же теста, что и для шанег, такого же размера.

Свежую капусту мелко нарезать (нашинковать). Грубые части листьев капусты лучше сразу убрать. Нарезанную капусту немного размягчить, но чтобы сок не выделялся. Добавить 1 сырое яйцо, 1-2 столовые ложки майонеза, тщательно перемешать. Соль по вкусу.

На корочку раскладывать начинку, складывать пополам, края корочки защипывают. На корочку, размером « майонезное ведерко», начинки должно быть не более 1 столовой ложки.

Смазывать растительным маслом и выпекать. Готовые пирожки смазывать растопленным сливочным и маслом или маргарином.


Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
Таинственные князья
http://www.trp.su/history_komi/letopisi/princes
В XV веке власть Москвы в Коми крае укрепилась. В 1451 году сюда был прислан наместник великого князя — Ермолай, происходивший, согласно известию Вычегодско-Вымской летописи, из рода князей Верейских, дальних великокняжеских родственников. Однако стоит сказать, что происхождение Ермолая несколько туманно.

Титул князей Верейских появился в первой половине XV в., не позднее 1434 года, после смерти Андрея, князя Можайского (сына Дмитрия Донского), когда Можайский удел был поделен между двумя его сыновьями. Старший, Иван Андреевич стал носить титул князя Можайского, а Михаилу Андреевичу достался выделившийся из Можайского княжества Верейский удел. Так что первым (и, кстати, последним) удельным князем Верейским являлся Михаил Андреевич — внук Дмитрия Донского и двоюродный брат великого князя Василия Темного. Если Иван Можайский в период междоусобной войны за великокняжеский престол поддержал Дмитрия Шемяку, то Михаил Андреевич встал на сторону Василия Темного. Благодаря этому Верейское удельное княжество, единственное из всех, сохранило свой статус после победы Василия над противниками. Более того, владения МихаилаАндреевича Верейского даже расширились за счет части владений Д.Шемяки (впрочем, потом, в 1465 году, их пришлось вернуть великому князю).
ВладимирММ

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1210
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1814

Гобан написал:
[q]
Шаньги на тонкой корочке
[/q]


Гобан, у меня слюни потекли!

У нас пекли шанежки. Бабушка именно так называла. Для смазывания у бабушки было куриное крыло. Все уговаривали её это крыло выбросить!
Смазывались шанежки сметаной. иногда сверху бабушка посыпала сахарным песком.

Ещё пеклись (и сейчас пекутся по бабушкиному рецепту) пироги с рыбой.
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
В ЛЕГЕНДАХ О ХРИСТИАНИЗАЦИИ КОМИ

http://www.rfp.psu.ru/archive/1.2012/limerov.pdf
Павел Федорович Лимеров
к. филол. н., ведущий научный сотрудник
сектора фольклора ИЯЛИ КНЦ УрО
Институт ЯЛИ Коми НЦ РАН
167982, Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26.

Мотив плавания Степана Перимского на камне в легендах о христианизации коми является
преамбулой для развертывания сюжета о происхождении того или иного географического названия,
сельского прозвища, предсказания о судьбе села. По ходу плавания Степана перед ним и с его помо-
щью разворачивается пространственная система осваиваемого им мира. Топонимические мотивы,
мотивы пророчеств, нарицания прозвищами, так же как и определенные преданием места колдовско-
го состязания или гибели чуди, – определяют принципиально новую структурную организацию про-
странства, нежели предыдущая, чудская, языческая.
Ключевые слова: фольклор; легенды; христианизация; чудь; чудские могилы; язычники; то-
понимический мотив; прозвища.
Образ Стефана Пермского (ф
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
Филофей (он же Амфилохий, ? - 1501) — Епископ Пермский и Вологодский.
http://heritage.perm.ru/articles.php?lng=ru&pg=3209


Преосвященный Филофей (он же Амфилохий) в русских летописях упоминается игуменом Кирилло-Белозерского монастыря с 1447 по 1456 год. Упоминается игуменом Кирилловского Ферапонтова монастыря в 1467 году.

2 ноября 1471 года хиротонисан во епископа Пермского и 30 лет управлял епархией.

14 июля 1471 на левом берегу реки Шелони московские войска во главе с воеводой Даниилом Холмским одержали победу в битве с новгородским ополчением под командованием сына Марфы Посадницы — Дмитрия Борецкого. Новгородские провинции одна за другой были заняты московскими дружинами. Вскоре из Новгорода Великого "с веча с Ярославля двора" последовала окончательная отказная грамота в пользу Москвы на Пинегу, Ковролу, Чаколу, Пермские (Вычегодские) волости, Мизень, Пилии горы, Немьюгу, Пинежку, Выю и на Суру поганую" (Акты Археографической Экспедиции. Т. 1. №93). В третьем списке Двинских земель при перечислении разных волостей, отходивших к Москве, приписано: "А что Важка, то исконное место великого князя Вычегодское, Пермяки" — т.е. признавалалось, что эта воласть еще до этого перешла в руки московского князя (Акты Археографической Экспедиции. Т. 1. №94).

Поражение при Шелони не только сделало неизбежным конец независимости Новгородской земли и конец Новгородской республики, но и определило участь Перми Великой.

Большим заблуждением является утверждение некоторых историков о том, что Пермь Великая была волостью Господина Великого Новгорода. Новгородские ушкуйники время от времени совершали, не всегда удачные, грабительские набеги на Пермь Великую, но новгородской провинцией Пермь Великая не была никогда и сохраняла свою юридическую самостоятельность вплоть до 1472 года. В новгородской летописи и в договорах Новгорода напрочь отсутствует упоминание Перми Великой, как принадлежащей Новгороду территории. Ни одна из земель Перми Великой не упомянута в Новгородской отказной грамоте, так как не была Пермь Великая волостью Новгородской.

Пермь Вычегодская была окончательно уступлена Новгородом Москве по отказной грамоте на Двинскую землю от 11 августа 1471 года (Акты Археографической Экспедиции. Т. 1. С. 72-75). И настал черёд для покорения Перми Великой. Великий князь Московский Иван III использовал обиды, якобы нанесенные в Чердыни московским купцам, как предлог для военного похода: "...пермяки за казанцев норовили, гостям казанским почести воздавали, людям торговым великого князя грубили".

В 1472 году из Великого Устюга был совершен поход огромного московского войска во главе с опытным полководцем, участником битвы с татарами под Костромой в 1429 году и рейда в земли волжских болгар в 1431 году, князем Федором Пестрым Стародубским-Палецким и устюжским воеводой Гаврилой Нелидовым. По указанию Ивана III в него включили "устюжан, белозерцев, вологжан, вычегжан", во главе ратных людей устюжан встал Фёдор Давыдов Вострово.

Поход Ф. Пёстрого был хорошо подготовлен. Конный отряд отправился в путь зимой и к весне, на фоминой неделе, пришёл к устью Чёрной речьки на Весляне, к границе Перми Великой, не обычным путём — не с севера, а с запада. От устья Чёрной до Весляны и Каме "на плотах и с коньми" сплавились до Анфаловского городка. Здесь отряд разделился на две части. Наступление двумя группами на центр княжества, имело целью раздробление сил защиты, что указывает на предварительную разведку. Часть отряда, во главе с Гаврилой Нелидовым, отправилась на восток, к городкам Уросу, Чердыни и р. Покча, — против Пермского князя Михаила, который и был взят в плен. Сам же Пёстрый двинулся на северо-восток, к городку Искору, где, очевидно, были сосредоточены главные силы пермяков, потому что перед Искором "сретоша его Пермь на Колве ратию". В бою при переправе через р. Колву Пёстрый разбил пермяков, взял в плен "воеводу" Кача, затем захватил Искор, взял ещё двух "воевод" — Бурмата и Мичкина, а последний, Зыран, сам сдался ему, после чего Ф. Пёстрый "поимал же иные городки и пожегл". После взятия основных городков, оба отряда встретились на Колве около устья р. Покчи и "срубиша ту городок, седе в нём и привед всю землю ту за великого князя".

Весть о покорении Перми Великой была получена в Москве 26 июня 1472 года. Князь Фёдор Пёстрый остался в Покче, а пермских князей, среди них как крещённых — Михаила, Владимира, Матвея, так и язычников и мусульман — Кочу, Бурмота, Мичкина, Нэчаима, Зынара, Исура и др., с не очень богатыми трофеями "16 сороков соболей, да шубу соболью, да пол-30 поставов сукна" и оружием "3 панцири, да шелом, да две сабли булатные" отправил в Москву.

Спустя полвека, в Никоновской летописи была сделана подробная запись с описанием событий 1472 года: "Того же лета, Иулиа 26, прииде весть великому князю из Перми, что воевода князь Федор Пестрой землю Пермскую взял. А пришел в землю ту на усть-Черные реки на Фоминой неделе в четверток, и поиде оттуду на коних на верхнюю землю к городку Искору, а Гаврила Нелидова отпустил на нижнюю землю на Урос, на Чердыню да на Почку, на князя на Михаила. Князю же Федору не дошедшу еще городка Искора, и сретоша его пермичи на Колве ратью, и бысть им бой между собою, и одоле князь Федор и поимал на том бою воеводу их Кача. И оттуду князь Федор поиде таки ко Искору и взять его и воиводы их поимал, Бурмота да Мичкина, а Зынар по опасу пришел к нему; поимал же и иные городки и пожегл, А Гаврило, шед, те места повоевал, на которые послан. И потом прииде князь Федор на устие Почки, где впала в Колву, и сождася тамо со всеми своими, а поиманих туто же преведе; срубивше ту городок, седе в нем и приведе всю землю ту за великого князя. И оттуду послал князь Федор князи Михаила к великому князю и тех Бурмота и Мичкина и Кача и сам остался тамо в городке Почке, а что имал у тех у Бурмота и Мичкина и Кача, а то послал к великому князю: 16 сороков соболей, да шубу соболью, да пол-30 поставов сукна, да 3 пансыри, да шелом, да две сабли булатные" (ПСРЛ. Т.12. СПб., 1901. С.148.).

Иоасафовская летопись и Московский летописный свод почти дословно повторяют информацию из Никоновской летописи.

Иоанн III принял Чердынского князя Михаила, присягнувшего на верность Московскому князю, и "князь великий отпустил Михаила на Пермь ж княжити". Михаил был отпущен в Пермь Великую с новым титулом князя Великопермского, но уже как наместник для управления новой Московской областью на таких же правах, какие получили его родственники Вымские князья ещё в 1451 году.

С 1472 чердынский окс Михаил Ермолаевич Перемьской и все его наследники стали носить титул "Князь Великопермский".

После гибели Великопермского Князя Михаила Ермолаевича ему наследовал сын его Матвей Михайлович Великопермский. В Перми Вычегодской с 1465 года наместником был Василий Ермолаевич Вымский, младший брат князя Михаила Ермолаевича Великопермского, и в этом году он водил свои отряды вместе с устюжанами на Югру за Урал. В 1480 году Василий Вымский был убит подданными при попытке заставить их строить новый городок. После смерти князя Василия, московскими наместниками в Перми Вычегодской стали "наместники пермские княжи Пётр да Фёдор Васильевы дети Вымскова". Во время похода в Югру в 1499-1500 годах Вымские князья находились под командованием московских воевод, при этом князь Пётр Вымский погиб.

В 1473 году по велению епископа Филофея Пахомий Логофет составил "Службу Св. Стефану, новому чудотворцу".

В 1480 году был послан Великим князем Иоанном III в Великие Луки для убеждения враждующих братьев государя.

В 1480 - 1481 годах против Великого Князя Иоанна III Васильевича выступила языческая знать хантов и манси во главе с князем Асыкой, а также правители югорских княжеств. Языческие правители нe стремились к уничтожению христианства в Перми, в качестве посредника при их переговорах с Великим Князем выступил Владыка Филофей. Зимой 1483 года смирившиеся и присягнувшие вогулы явились в Усть-Вымь, к епископу Филофею, для переговоров о подданстве, для чего епископ Филофей ездил с ними в Москву.

В 1482/83 годах Великий Князь Иоанн III выдал жалованную, тарханную и несудимую грамоту Владыке Филофею на его городки, погосты и деревни по реке Вычегде. Данный документ отражает основной состав земельных владений Пермской кафедры, ранее подтверждавшийся московскими Великими Князьями Димитрием Иоанновичем, Василием I Димитриевичем и Василием II Васильевичем. 3а Пермским архиереем и его преемниками подтверждались права на Усть-Вымский городок, вымские деревни "на Ибу", погост Аквад, "деревни на Коковицкой горе Коковиса", в Еренском городке - деревни Базлуга и Яма на реке Вычегде, Вожемский погост и городок Вожемская гора на реке Водже. Жившие на этик землях люди были освобождены от выплаты дани и податей. Во всех делах епископ судил их cам, "опроце душегубства". Пермские епископы имели также владения в соседней Ростовской епархии, близ Великого Устюга.

Своим поведением и деятельностью положительно воздействовал на инородческие племена и около 1484 года убедил вогульского князя Юзшана покориться Московскому государю. В 1485 году по старанию Преосвященного Филофея князья югорские, кодские заключили мир под владычним городом Усть-Вымским с Князьями Вымскими, с вычегодским сотником и с владычним слугою, клялись лиха не мыслить и не нападать на пермских людей, а пред Великим Князем вести себя исправно; для подкрепления клятвы пили воду с золота, по своему обычаю.

В 1484/85 годах Великий Князь Иоанн III выдал жителям Вычегодской Перми подтвердительную жалованную грамоту на наследственное владение реками, озерами и угодьями. Грамота разделяла имущество жителей Перми и кафедры и запрещала Владыке Филофею и его слугам чинить "обиды великие" местным жителям, у которых они "поимают... сильно их дедины и отчины, печища, реки, и озера, и куньи участки". Грамота запрещала Вымским Князьям и "большим" волостным людям отдавать в закуп или на помин души деревни, реки, озера и иные угодья Пермским епископам, их слугам, десятинникам, игуменам и священникам, которые не имели права вмешиваться "в волостные дела". Грамота устанавливала, что за совершение Крещения, других треб архиерей и его люди не имели права брать с жителей Перми в качестве вклада волостные угодья и пожни. По содержащимся в грамоте косвенным указаниям можно считать, что эти запреты были установлены раньше - ещё при Владыке Ионе. Чтобы избежать злоупотреблений, великий князь поручал сбор владычных и церковных даней местным старостам, которые затем пepeдaвали их десятинникам Владыки Филофея. В грамоте упомянуты существовавшие в епархии Троицко-Вознесенский монастырь "на Удоре ж на Вондюге" и домовые архиерейские монастыpи в Сысольской земле: во имя свт. Афанасия Великого "на Сысоле ж на Воче" и во имя свт. Николая Чудотворца "на Сысоле ж на Пылде".

19 ноября 1490 года Великий Князь Иоанн III выдал Владыке Филофею новую жалованную грамоту на деревни, дворы, пустоши, земли, пожни, реки, участки озер и прочие угодья Пермской кафедры в вымских и вычегодских землях. Эта грамота содержит упоминания о землях, озерах, реках и угодьях, которые "поимали передние владыки Пермские и владыка Филофей". Великий Князь запретил Пермскому епископу вступать в эти владения, земли были записаны в тягло Вычегодской земли и переданы своим прежним владельцам.

Был в Москве на Соборах 1490 и 1491 годов (избрание митрополита Зосимы).

Владыка Филофей по просьбе архиепископа Новгородского Геннадия (Гонзова) вместе со своим местным Собором составил Пасхалию на 19 лет. На Соборе 1492 года, созванном для установления Пасхалии, было положено начиная с 1492 года считать начало года с 1 сентября.

В феврале 1492 года по указу Ивана III из Новгородской митрополии были переданы Владыке Филофею церкви в Вологде, в городе и на посаде и, таким образом, к Пермской епархии была присоединена Вологда. С этого времени Пермские епископы стали именоваться Пермскими и Вологодскими. И хотя Пермские епископы значительное время стали проводить в Вологде, и даже в некоторых летописях 16 века часто назывались Вологодскими, на протяжении почти целого столетия Усть-Вымь оставался официальным центром епархии.

В 1493 году "в своем монастыре на Вологде" Преосвященный Филофей повелел строить "церковь вверх Святое Вознесение Господа и Бога и Спаса Иисуса Христа". С 1493 года и до 60-х годов 16 века архиерейское подворье в Вологде располагалось в районе Ленивой площадки на реке Вологде.

Был в Москве на Соборе 1495 года (избрание митрополита Симона).

В 1499 году последний раз ездил в Москву.

Преемник Святителя Ионы Владыка Филофей старался продолжить миссионерскую деятельность в Пермском крае и искоренить остатки язычества. В пожилых годах изучал зырянский язык, чтобы удобнее поучать язычников, писал к ним окружные пастырские послания и подписывал свое имя в грамотах зырянскими буквами. Однако такого успеха в просвещении, какое было у его предшественников, он не имел из-за нерадения священников и всего духовенства.

В апреле 1501 года, по болезни и старости, уволен от управления епархией в Кирилло-Белозерский монастырь, где и скончался в августе 1501 года.

22 августа 1501 года, спустя около трёх месяцев после оставления Филофеем своей кафедры и удаления на покой, митрополит Симон писал пермскому духовенству: "Слышу о вас, что вы о церковном исправлении нерадите, о своих духовных детях небрежете, душевной пользы не ищете, многие новокрещеные люди, ваши дети духовные, смотря на вас, соблазняются и творят то же: едят и пьют в праздники до обеда, да и женятся незаконными браками в племени и совершают другие богомерзкие дела по древнему обычаю; а вы им накрепко того не возбраняете. И прежде неоднократно посылал вам о том свои грамоты епископ Пермский Филофей, поучая вас, чтобы вы воздерживались от раноедения и питья, а детей своих духовных, новокрещеных христиан, учили закону Божию, вере христианской; но вы о всем этом небрегли и не слушались поучений своего епископа". Затем митрополит убеждал пастырей Церкви обратиться к благочестию, управлять себя по заповедям Христовым, заботиться о своих духовных детях и учить их, чтобы они жили по закону великого православия, не творили беззаконных браков и престали от всех древних богоненавидимых дел.

Примерно в то же время митрополит Симон писал ко всем жителям Перми Великой и Великопермскому Князю Матвею Михайловичу, как к людям новокрещеным, наставлял их держать веру христианскую "честно, твердо и неподвижно", посещать храмы Божии, чтить своих отцов духовных, соблюдать посты и убеждал, чтобы они "кумирам не служили, и Воипелю болвану не молились по древнему обычаю, и всех вообще тризн не творили идолам, и незаконных браков не чинили".

Публикации:


Источники:

Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 18-19 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
Бординских Г.А. Церковно-историческое описание городов Чердыни и Соликамска. — Соликамск, 1996. — С. 10.
Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1408.
Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908. — С. 609.
Дмитриев А.А. Пермская старина. Вып. 1. — Пермь, 1889. — С. 146.
Д[урново]. Н. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 47.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994 - 1997. — Т. 4, ч. 1. — С. 52, 57, 61, 68,179, 284; ч. 2. — С. 42.
Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907 - 1908. — Т. 3. — С. 260.
Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841 - 1921. — Т. 4. — С. 150.
Романова А.А. Филофей // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 2004. — Вып. 3. — Ч. 4. — С. 876-877.
Русская летопись по Никонову списку. — СПб., 1767 - 1792. — Ч. 6. — С. 35.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896 - 1913. — Т. 21. — С. 134.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. 1463 - 1584. — М., 2001. — Кн. 3. — Т. 5, 6. — С. 94.
Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877. — С. 82, 729.
Шишонко В.Н. Пермская летопись. Вып. 1. — Пермь, 1881. — С. 27-28.
эльмира катромская
Модератор раздела

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16955
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15871
Фонд 1354 РГАДА
Планы дач Генерального и Специального межеваний
Опись 77. Губерния, уезд: Вологодская; Яренский
http://rgada.info/poisk/index2...0%B8%D0%B9
http://rgada.info/poisk/index2...0%B8%D0%B9

эту никто ни разу смотрел судя по листу
http://rgada.info/poisk/index2...0%B8%D0%B9
---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
Владимир Мороков: «Диета по группе крови – ерунда»
http://komikz.ru/news/interview/?id=6004

А что вы скажете о коми?
- Усилиями вашего покорного слуги коми изучены довольно хорошо. Я в своё время опубликовал работу, в которой был приведён анализ 4850 человек коми национальности, причём с учетом геногеографии. Это было счастливое совпадение, которое заключалось в том, что выездная бригада нашей Службы крови работала как раз в районах, где сосредоточено всё коми население. Это Прилузье, Сысола, Удора, Корткерос, Усть-Вымь, Ижма. Что касается других регионов, там доля коми народа мала. Мы с вами помним, что это производные ГУЛАГа или интернационал, который слетался на запах нефти и газа. Могу сказать, что достоверные различия между коми и славянским народом найдены. Мой материал по девяти районам даёт основания разделить коми население на три группы. Первая - это коми Прилузья и Койгородского района, которые сохранили свой генофонд. Ко второй группе относятся жители Сыктывкара, Усть-Выми, Сыктывдина и Корткероса. У этих коми есть признаки смешения – они уже ближе к русским. И третий тип – это уникальный изолят – Ижма. Суровые климатические условия, отсутствие промышленного производства, отсутствие «импорта генов» за счёт притока населения извне, - всё это, без сомнения, повлияло на распределение групп крови среди ижемцев.
Mamontova
Новичок

Сообщений: 7
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 5
Анатолий Алексеевич Гобанов, добрый день!
В этой ветке Вы писали, что "В 1917г. в селе Ирта наиболее видными торговцами были:Шеголев, Тучнолобов".
Прошу Вас немного прояснить - имя-отчество Тучнолобова Вам известно? и чем была у него торговля?

Моя прабабушка - Тучнолобова (в замужестве Мамонтова) Анна Васильевна 1884г.рожд. уроженка с. Ирта
Если не сложно, ответить по e-mail sani1710@mail.ru
Заранее благодарю, с уважением, Анна
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
http://www.runivers.ru/newenc/184877/
Удорская земля
Часть территории Яренского уезда, сформировавшаяся в течении XV в. на ее северо-западе в бассейнах рек Мезень и Вашка. Первоначально существовала обособлено от Перми Вычегодской
Основу земли составляли три погоста по реке Удоре: Венденга, Кривой Наволок, Важгорт, и два на Верхней Мезени: Глотова слобода и Кослон.
Этническая группа удорских коми (удораса) сформировалась в XV веке. Она сложилась в результате слияния нижневычегодских пермян с представителями прибалтийско-финских народов - вепсов, карел, а также с русскими. В XVI веке происходило заселение верхней Мезени - туда пришли вымские коми. В волости Глотовой Слободки, помимо русских, сформировалась группа глотовских коми.
Существует предположение, что на Удору бежали жители Перми Вычегодской, непринявшие крещение Стефана Пермского. Вычегодско-Вымская летопись сообщает о набеге в 1389 году на Яренск пермян с Пинеги и Вашки: «Лета 6897 пришедшу с Удоры и с Пинеги пермяне-идолопоклонницы на Еренский городок, монастырское Пречистые Богородицы пожгли, по­грабили, людей монастырских посекли». Крещение Удорской земли произошло в 1444 г., когда по сообщению той же летописи епископ Пермский Питирим: «привел к святой вере пермяков удоренов на Вашке реке, игуменов и попов им дал, святей храмы тамо воздвиг». Включение Удоры в состав Пермской епархии означало фактическое присоединение этой территории к Москве, чему противились новгородцы, осуществив в 1471 г. поход на Вашку и добившись ее временного подчинения. С окончательным падением независимости Новгорода в 1478 г. Удорская земля, как и вся Пермь Вычегодская вошли в состав Московского государства.
В жалованной грамоте. Ивана III 1485 г жителям Перми Вычегодской на владение реками, озерами и угодиями, «которыми были их дедины и отчины» называются в числе Удорских земель угодья по реке Удоре (Вашке) со всеми притоками до Олемы и по реке Мезени от верховьев почти до Вашки: «А ловити удореном в тое пермских местах и в реках и озерах всем за один. А государевы дани за соболи и за белку и за бобровые гоны и за кречатьи садбища и за рыбные и звериные ловли с дву сотни с двудесяти осьми люков пять сороков двацеть восемь соболей. Не будет соболь, ино за соболь по четыре гривны».
По завещанию великого князя Ивана III 1504 г. «Удора» вместе с «Вычегдой», «Вымью» и «Сысолой» и «со всеми их месты» предназначаются его старшему сыну Василию (т.е. входит в основную территорию великого княжества), а в первой половине XVI века из Удорской земли выделилась самостоятельная земля-волость Глотова Слободка, в состав которой входил и погост Косланский.
В 1567 г. Удорская земля была взята в опричнину Ивана Грозного: «...князь Афанасий Вяземский повелением князя великово отписал погосты удорскии на Усть-Вашке и Каращельское, и Олему, и Пинежку, и Кебское присуду мезенскому на опричнину». «Удора» также упоминается в завещании царя Ивана Грозного 1572 г., составленного уже после отмены опричнины, в том же контексте пермских земель, как и в завещании Ивана III 1504 г., предназначавшихся наследнику престола и государства – в 1572 г. царевичу Ивану Ивановичу.
В царской грамоте 1582 г. Удора выделена в числе четырех относительно самостоятельных административно-территориальных образований (Еренского городка, Выми, Сысолы). Глотова Слободка в грамоте не названа, возможно, потому что она входила в состав Выми. В 1582 году Удорским сотником являлся Артемий Першин. Ему подчинялись старосты целовальники и другие должностные лица земель волостей. Центром Удоры вероятно являлся погост Важгорт.
Как писал академик М.Н.Тихомиров, в Удорской земле «пашня имела второстепенное значение. Жители занимались скотоводством, рыбной ловлей и звериным промыслом». К каждому поселению были приписаны обширные луга и звериные ловли – «слопцы» (ловушки для мелкого зверя) и «плашки» (ловушки для горностая), значительны были и рыбные угодья.
Особую проблему в изучении Удорской земли представляет включение ее названия в царский титул и составление в связи с этим специального герба, вошедшего в герб Российского царства, а затем Российской империи. Впервые в 1577 г. на государственной печати появляется отдельная эмблема с изображением хищного зверя с текстом «Печать Удорская». Причем в той же печати располагалось изображение схожего зверя с подписью «Печать Обдорская». В этом случае речь могла идти о территории в Сибири на Оби. Ведь рядом с ней располагались «печати» других Сибирских и земель, которые только предполагалось включить в состав Российского царства: «Кондинской» и собственно «Сибирской». Очевидно, схожесть названий и изображений привело к тому, что в наиболее известном источнике русских земельных гербов – Титулярнике 1672 г. оба герба Обдорский и Удорский были помещены в одном геральдическом щите-картуше. Уже в позднейших описаниях Большого герба Российской империи обе эти герба Удорский и Обдорский еще больше унифицировались и трактуются первый, как «Удорский
- в черном поле серебряная лисица с червлеными глазами и языком», второй «Обдорский
- в серебояном поле серебряная лисица с червлеными глазами и языком». Оба герба ныне официально утверждены – Удорский, для муниципального района Республики Коми, Обдорский – для Салехарда - столицы Ямало-Ненецкого округа. Но вопрос какая Удорская земля имелась ввиду в XVI-XVII вв. – Вашкинско-Мезенская или расположенная рядом с Обдорской землей схожая по названию сибирская земля остается открытым.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 17 18 19 20 21 * 22 23 24 25 ... 148 149 150 151 152 153 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Вверх ⇈