⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Яренский уезд Яренский уезд Вологодской губернии - история, демография, миграционные процессы.
|
Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 * 8 9 10 11 ... 146 147 148 149 150 151 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3274 | Глеб Горбовский ЗЫРЯНЕ Моей бабке А.А. Сухановой Издревле мы, из рани, древляне, ведуны, дремучие зыряне, на воду шептуны. Голубоглазый воздух над нашей головой. Из мёда мы, из воска, из ягоды живой. С кислинкою, с грустинкой, с куделью бороды, с прозрачной паутинкой, летящей вдаль мечты… Из нежити, из драни, из стыни и огня — зоряне, северяне, зелёная родня! …Не оттого ль, однако, как бред во мне, как бес, сидит занозой тяга — в глушь вековую, в лес? Из рвани — не в дворяне, с топориком — в рассвет! Таёжные цыгане, мы есть и как бы — нет… Порхают наши дети, как пчёлы без цветов, пока не ткнутся в сети прелестных городов. Из сини мы, из рани, крестьяне, рыбари, лесные соборяне, хранители зари! |
Лайк (19) |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3274 | Н. Шергин Богатства севера Путевые заметки, очерки, рассказы Санкт - Петербург 1909 г http://www.booksite.ru/reise/shergin2/index.htm |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3274 | |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3274 | КОМИ ОВЪЯС Дмитрий Напалков В теме 16 сообщений Дмитрий Напалков Ракин - Воронов (рака - ворона); Пыстин - Синицын (пыста - синица); Ульныров - Сопляков (уль ныр - сопливый нос); Кузьбожев - Длиннохвостиков (кузь бöж - длиннй хвост; имеется в виду большое количество детей); Ситкарев - "МешокГовна" (сіт кар - куча говна); Симпелев - Одноглазый (син пöв - один глаз); Зюганов = Дзуганов - Силков (дзуг - силок); Шандыбин = Шондібан - Солнцещекий (лицо круглое как у солнца и улыбчивое); Уродов = Ур рöдысь (из рода белки); Коданев = Код ань (пьяная женщина); Пипуныров = Осиновый нос; Колегов = Кольöг - 1). медся дзоля кага семьяын, бöръя кага; 2). кальöг - болтун. Мичурин = мича ур - красивая белка; Кочанов = кöч ань (женщина, похожая на зайца); Ошыбов = ыб вывса ош - медведь на возвышенном поле; Момотов = мöмöт (дурак), Дураков; Турубанов = Турöб - пурга; Чаланов = Чöв ань - молчаливая женщина; Кушманов = Редькин; Козулин = коз ув (под ёлкой); (продолжайте дальше) 31 окт 2011 в 23:24 Дмитрий Напалков Гилев = Гöлев (гöль - бедный, бедняк), Бедный; Екишев - Ёкышев (Окунёв); Расов - Рощин (рас - роща); Кузиванов - Высокий Иван (кузь - длинный, высокий); Таскаев - Тас Каев (тас - горизонт; кай - птица; Таскай - дальняя птица); Майбуров - Счастливый (майбыр - счастливый); Козлов - Коз-Лов (коз - ёлка; лов - душа; коз-лов - из рода ёлок; Турышев - Кладовая при охотничьей избушке (турыш); Шульгин - Левша (шуйга - левый); Шомысов - Квашнин (шомыс - квашня)... 1 ноя 2011 в 14:05 Olga Misharina Кочанов, гашкö, артмис" кöчан"кывйысь? А Уродов - урöдысь? А Коданёв - "кодлöн аньыс?" Симпелев - "син- пель? " Чаланов - "чöлан" кывйысь? А Козлов и рочысь воис! Дерт, эмöсь дзик коми овъяс, вензьыны оз скодит: Пыстин, Пипуныров, Кушманов, Майбуров, Шомысов, Ульныров... Верма содтыны Изъюров, Кызъюров, Коснырев... 2 ноя 2011 в 14:40 Дмитрий Напалков Ольга Мишариналы: кора гижавны чёткöйджыка, оз öд быдöн тöд став коми кывсö тіян моз бура. Шуам, колэ эськö вуджöдавны роч кыв вылö ов вужъяссö: "чалан" - ? Сэсся бурджыка мöвпыштлöй, кутшöм смысл сетны мортыслы прöзвище "Син+пель"? Абу öмöй быд мортлöн и син, и пель? Мен ног кö, быд овйын закодируйтöма кутшöмкö тöдчана, синмад шыбытчана признак. 2 ноя 2011 в 20:16 Дмитрий Напалков Коркö ме вöлі чайта, мый менам овыс "эротическöй", - роч "палка" кывсянь. Словаръясын гижöма, мый важся роч кывйын вöлöма сэтшöм кыв: "напалок" - кепысьлöн ыджыд чунь. Напалокнас вöлöм нимтöны ичöт тушаа мортöс, "мальчик с пальчик". Сэсся пö важся роч кывас вöлöма нöшта мöд значениеа "напалок" кыв: тайö "напёрсток". Гашкö пö, рöдад вурсьылöмаöсь ёна, вöдитчылöмаöсь "напёрстокöн". Коми генеалогическöй общество "Ордпу" лöсьöдысь Игнатов Михаил Дмитриевич меным вайöдіс коймöд гипотеза: Кор пö Коми муас заводитчис христианизация (14-öд нэмын), сэки пö коми зырянаыслы кутісны сетавны библияысь босьталöм нимъяс; мукöд библейскöй нимыс пö некыдз вöлі оз лöсяв коми кывлы. И со шуисны кö кодöскö "НАФАНАИЛ" библейскöй кывйöн, то коминад "Ф" букваыс вуджас "П" шыпасö, да? "НАПАНАИЛ". Вывті кузь ним. Дыш та кузя нимтö быд лун нимтны. Дженьдöдны кö, артмас, шуам НАПАЛ. Содтам роч суффикс -КО, со тэныд и прöзвище коми ног: "НАПАЛКО". А тасянь матын и Напалков фамилияöдз. 2 ноя 2011 в 20:23 Галина Мишарина Ставнымлы миянлы, код бура и оз бура тöд коми кывсö позьö вöдитчыны кывчукаръясöн, а сідзжö юавны, шуам, мый тайö "чöланыыс" , кодкö öд тöдысь сюрас век. Чöлан - ломтик (нянь чöлан - вундав няньсö чöланöн), кадакыв чöлавны - резать ломтиками, дольками. Чöлавны кывлöн эм мöд вежöртас - носиться, летать, парить. 3 ноя 2011 в 2:38 Галина Мишарина Сибирын эмöсь Кондауроваяс - мича юргö.Асьныс овсö новлöдлысьясыс оз тöдны, мый тайö "конда" да "урысь" артмöм ов. 3 ноя 2011 в 2:41 Дмитрий Напалков Чапаев - Тшап Ай (хвастливый мужик, отец). 3 ноя 2011 в 13:02 Галина Мишарина Сэтшöм и вöлi тайö мортыс ![]() 3 ноя 2011 в 16:51 Olga Misharina А вермас лоны Симпелев артмис и "чим пель"-ысь. Чим - гöрд, "гöрд пель", рочöн "красное ухо". Тайö чайтöмыс нинöмöн абу лёкджык "син пöв" версияысь. Кыдз ті чайтанныд? 3 ноя 2011 в 18:11 Дмитрий Напалков Тайö мöвпыс меным матынджык! Но век жö кыдзи вермис Ч шыыс вуджны С шыö?! А шуны кö комиöн "син пöла" (Иван), то пöшти пырысь-пыр артмö Симпелев (кывзö кö тэнö роч морт-переписчик да гижалö овъяссö кыдзи кылö, прöзвищеяс серти). 3 ноя 2011 в 21:15 Дмитрий Напалков ЖАКОВ - Дятлов (жак - "сизь", один из видов дятлов, сысольский диалект коми языка). ТУРОВ - Журавлев (тури - журавль); РОЧЕВ - Русских (роч - русский); КАНЕВ - Кошкин (кань - кошка); МОЗЫМОВ - Мезенский (Мозым - Мезень); БАСАКОВ - Красивый (басöк - красивый); ЛЯПУНОВ - Лещов (ляпа - лещ); 4 ноя 2011 в 16:21 Online Ольга Печеницына Сямтомов - Беспутный(сямтэм - ни на что не способный) Кузиванов - Высокий Иванов))) (кузь - длинный,высокий) Кызродев - Широкородов?(кыз -толстый,широкий,внушительный) Порсюров - Свиноголовин(порсь - свинья,юр - голова) Очень много коми фамилий с началом - "кузь":Кузькоков(длинноногий),Кузьпелев(длинноухий),Кузьбожев(длиннохвостый)Кузьныров(длинноносый)...Кузьчуткомов.. 22 дек 2011 в 21:42 Дмитрий Напалков Из работ Афанасьева Анатолия Петровича (г.Сыктывкар - г.Клин), - реконструкция по материалам Т.И. Тепляшиной, Ф.В. Плесовского и других авторов. (значок \ обозначает букву ö ![]() Асныра - упрямый, упрямец – Асныров; Баля - ягненок, овца - Балин; Боб\ - милый, голубчик – Бобков; Бур - хороший, добрый – Бурков; Бурмат, Бурморт - хороший человек = Бурмантов, Барматов; Бус – пыль = Бусов; Бушкиль - угрюмый, бирюк = Бушкилев; бушков - вихрь, метель = Бушуев; Бызы – подхалим = Бызов; Ваддор(са)- [живущий] у лесного озера = Ваддоров; Ватаман - атаман, глава = Ватманов; веж - недозрелый, зеленый; или недоношенный (о ребенке) = Вежов; Вежа - вещий, ведун, святой = Вежев; Вок, Вок\ - брат = Вокуев; Воль(\г) - светлый (воль + -эг суфф.)= Волегов; В\рса – леший = Ворсин; Вурд – выдра = Вурдов; Вурдысь – крот = Вурдысев; Гиль - балагур, шутник; снегирь; щекотливый = Гилев; Г\нь\ - бутень, дикая морковь = Гонев; Гудыр - мутный; сумрачный = Гудырев; Гуж, Гож - гуж, или из удм. Формы гуж (загорелый) = Гужев; Гындысь - валяльщик, катальщик валенок = Гындысев; Гыч – карась = Гычев; Дженьыдкок - коротышка, букв. «короткая нога» = Женидкоков; Джыдж – стриж = Жижев; Дзодз\г – гусь = Зезегов; Дозм\р – глухарь = Дозморов; Дудi – голубь = Дудин; Дур(ка) - неаккуратный, нескладный = Дуркин; Ёкыш – окунь = Екишев; Ёсь - бойкий, острый = Есев; Жеб - слабый, худой, тощий =Жебов; Жель, Желя - заноза, занозистый = Желин, Желев; ¬Жиган - мошенник; озорник = Жиганов; Жыла – стяжатель = Жилин; Зизган, Дзизган - брюзга, пискля = Зизганов, Дзизганов; Зобня - обжора; матерчатая сумка для раздачи овса лошадям = Зобнин; Зык - крик, крикливый = Зыков; Зыка - крикун, с криком = Зыкин; Ига, Игуш - от имени Игнат + суфф. = Игушев; Изн\б - каменная ноша, грузило = Изнобов; Изъюр - тупица, букв. «каменная голова» = Изъюров; Ич\т - маленький, малявка = Ичеткин; Кань – кошка = Канев; Кан - царь (др.-перм); ловушка, западня = Канов; Кась – кошка = Касев; Кач, Катша - сорока; осиновая кора = Качин; Кильм\м, Киль - шелуха; пленка; перхоть; мякина = Кильменов; Кинь – искра = Кинев; Кыр\с – кобель = Киросов; Кичига - верзила; кичига, вартан = Кичига, Кичигин; Кодань - код – пьяный + -ань = Коданев; К\ин – волк = Коинов; Кок – нога = Коков; Кокт\м - кок + суфф. -т\м “безногий“ = Коктомов; Кокыль - овечий или козий помет = Кокылев; Колип - соловей (диал. жаворонок) = Колипов; Кальк вом, каль\г - болтливый = Колегов; Коль\г - остаток, поскребыш (последний ребенок в семье) = Колегов; Комли - деревянное корытце для замешивания теста = Комлин; Коскок - тонконогий, сухоногий = Коскоков; Косморт - худой, тощий = Космортов; Косныр - букв. «сухой нос» = Коснырев; К\т - толстяк, толстопузый = Кетов (человек с большим животом); Кор\сь – веник = Коресев; Корысь – нищий = Корысев, Корычев; К\ч - заяц = Кочев; Койысь – нищий = Коюшев; Кудъюс - куд ‘лукошко’, юс (юсь) ‘хитрый’ = Кудъюсов (букв. ’лукошко-хитрец’ – прозвище человека с двойным умом (дном); Кузьб\ж - букв. «длинный хвост», – Кузьбожев (о многодетном человеке); Кузькок - верзила, дылда, букв.длинноногий; об удачливых в делах = Кузькоков; Кузьпель - букв. Длинноухий = Кузьпелев; Кукань – теленок =Куканев; Кулан (шой) - прозвище старожила, букв. «умирающий» = Куланов; Кузьчукт\м – бахилы (кожаная обувь с длинными голенищами) = Кузьчуктомов (возм. из к. чудьк\м = ‘чудская обувь’); Кутш – орел = Кучев; Курман - грабли, рвач = Курманов; Курыд-Каша - букв. «горькая каша» = Курыдкашин; Куш – голый = Кушев; Кушман - редька = Кушманов; Куштан - (подлежащий) оголению, разграблению = Куштанов; Куштысь - оголяющий, насильник, грабитель = Куштысев; Кызъюр - букв. «толстая голова» = Кызъюров (большеголовый); Кынь – песец = Кынев; Кырныш – ворон = Кырнышев; Кырсь - кора дерева = Кырсин; Кыштым, Кышт\м - раздетый, букв. «без покрова» = Кыштымов; Латка - невысокая глиняная посуда = Латкин; Лекан - обрубок дерева = Леканов; Лем, Лемесь - клей, клейкий, прилипчивый = Лемесев, Лемосов; Луаш – копуша = 24 дек 2011 в 1:41 Дмитрий Напалков лудык – клоп = Лудыков; Лунэг - южанин, южный = Лунегов, Лунев; Лызл\ - дылда, верзила = Лызлов; Лыюр - букв. «костяная голова» = Лыюров; Ляпк\с - приземистый, приплюснутый = Ляпкосов; Ляти, Лятi - мягкотелый, тихий, жидкий = Лятиев; Майбыр - счастливый, счастливец = Майбуров; Май\г - кол = Маегов; Матшкаль – кряква = Машкалев; Мич, Мича - красивый, красота = Мичкин; М\дысь - уходящий, отправляющийся = Модысев; Модя - слабый, хилый = Модянов; Можег, М\сшег - коровья лодыжка (щиколотка) = Можегов; Мошег - мош - пчела + -ег (суфф.) = Мошев; Мозым - Мозым - коми название реки Мезень = Мозымов; М\м\т - мямля = Момотов; М\съюр - м\с - корова, юр – голова = Мосъюров (букв. «коровья голова»); Муса - милый, любимый = Мусанов; Мылэг - нежный, ласковый = Мылыгин; Нёнь, Нёня - женская грудь, сосок; полногрудая = Ненев; Нютш - фига = Нючев; Олт\м, Овт\м - безжизненный, бесфамильный = Олтомов; Оньныр - лишенный обоняния, с заложенным носом = Оньныров; /ч - зернышко = Ечев, Очев, Отев; Пальша - фальшивый, ложный; левый, левша = Пальшин; Пань – ложка = Панев; Панюк – пань (ложечка) + -ук(умень.-ласк. суфф.) = Панюков; Патрак – неряшливый = Патраков; Паюс - молоки или икра в рыбе = Паюсов; Пельмег - пель - ухо, мег – дуга = Пельмегов (букв. «ушная дуга»); Песэг, пес – дрова = Песегов; пош - загар, загорелый – Пешегов; Пипуныр - букв. «осиновый нос» = Пипуныров; Плеш – лоб = Плешев; Подлас - отшельник, нелюдимый = Подласов, Падласов; Поздей - поздний, поскребыш = Поздеев; Поль\ - поль\ - порсь (Эжва диал.) – поросенок = Полев; П\ль\ - п\ль - дед (со стороны отца) = Полин; пони - маленький, малыш, малец = Понин; Порсь - свинья = Порсев; П\т - сытый = Патов; Пуд - из канонического Пудий = Пудов; Пунэг, Пунэй - к. пун - полярный воробей = Пунегов; Пыжъян - шило = Пыжъянов; Пырт\м - примак = Пыртамов; Родь - Родион = Родев; Сь\дроч - букв. черный русский = Седрочев; Сь\дъюр - букв. «черноголовый», брюнет = Седъюров; Сёлег, Сёль\г - плескун = Селегов; Сизь – дятел = Сизев; Сизик - вид дятла = Сизиков; Силь\ - к. уст. силь\ – курица = Силин; скорее Силин от личного имени Сила; Симпель - к. «син-пель» - развитый, талантливый = Симпелев (букв. «видящий, слышащий») или искаж. к. симпель < синп\л ‘одноглазый’; Сингаль, Сингаля - син – глаз; галя,каля - белый, бельмо на глазу = Сингалеев; Ситкар, Сiткар - к. ciт - кал + кар - гнездо, куча. = Ситкарев; Сь\ла – рябчик = Селин; Сь\мук - рыбья чешуя, -ук – суфф. = Семуков; Сылашыд - к. сыла - жирный + шыд - суп = Сылашыдов; Сырчик - трясогузка = Сырчиков; Сюзь – сова = Сюзев; Сюкт\м, Сь\кт\м - к. сюкт\м - затор,скопление; отяжелевший – Сюктомов; Сюн\сь - плотная глубинная глина = Сюнесев; Сюпесь, Сюпызь - хлеб с мякиной = Сюпесев; Сюк\сь - горло, глотка = Сюкесев; Сюрвась - упитанный (крепкий) Василий = Сюрвасев; Сяма - умный, умница = Сямин; Сямт\м - бестолковый, бестолочь = Сямтомов; Тоин - пест (в ступе) = Тоинов; Том - молодой; но фамилия возможно связана с рус. «томный» = Томов; Томбур - к. том + бур - хороший, молодец = Томбуров; Тойпур - фамилия, возможно, связана с той - вошь + пур - скопище; то есть вшивый – Тойпуров; Торач – дятел = Торачев; Туй - дорога = Туев; Туис – бурак = Туисов; Турбыль - клубок = Турбылев; Тури - журавль = Турьев; Тур\б – метель = Туробов; Тур\бан - метель, вьюга = Туробанов, Турубанов; Турыш - амбар возле лесной избушки = Турышев; Тутрин, Туториту, Тутуруту - прячущий, берущий, вороватый - Тутринов; Тыдор(са) - [живущий] около озера = Тыдорский; Тыр(а) - полный, тучный; беременная = Тырин; Тшак - гриб = Чаков; Ульныр - букв. мокроносов = Ульныров; Урн\ш - к. ур - белка + н\ш - колотушка; беличья колотушка = Урнышев; Урсюзь - к. ур - белка + сюзь - сова; полярная сова = Урсюзев; Чабан, Сь\дб\ж - горностай = Чабанов; Чакиль - курносый = Чакилев; Чалан, Чолан - ломоть (хлеба) = Чаланов; Чап, Чапа - кичига, молотила; диал. бездельник = Чапин; Чача - игрушка = Чачин 24 дек 2011 в 1:41 Дмитрий Напалков Чегес,Чег\с - изгиб, перелом = Чегесов; Челпан, Ч\впан - буханка (хлеба) = Челпанов; Чивиль - личинки насекомых в стоячей воде = Цивилев; Чикиль - кривизна, изгиб = Чикилев; Чипан - курица = Цыпанов; Чипсан - пищалка = Чипсанов; Чипыш - берестяная солонка, кузов = Чипышев; Чита - изморозь = Читин, Четин; Чорыд - жесткий, крутой = Черыдов; Чувъюр - к. чув - выдра + юр – голова = Чувъюров (букв. «остроглавый»); Чужмар - горностай = Чужмаров; Чукич - толстый, утолщение; богач = Чукичев; Чуман - лукошко = Чуманов; Чумбар - холмистый, бугристый, неровный = Чумбаров; Чупа,Чуп - чмок = поцелуй =Чупин; Чус - тихий; тлеющий = Чусов; Чуртыш, Чертыш - громоздкий; обух = Чуртышев; Шабур - вид одежды = Шабуров; Шаньга - изделие из теста = Шаньгин; Шахтар - топляк; мусор, оставшийся после половодья = Шахтаров; Шебыр, Шебрас - покрывало = Шебырев; Шева - отвратительное существо, вскормленное по поверьям колдуном = Шевин; Шешук, Шеш - улыбчивый + суфф. -ук = Шешуков; Шлоп - селезенка =Шлопов; Шомыс, Шом\с - квашня = Шомысов; Шошук - загривок, холка = Шошуков; Шыдъюс - шыд - суп + юс, юсь - хитрый. = Шыдъюсов; Шуд - счастье; счастливый = Шудов; Шукт\м - квашня = Шуктомов; Шулеп, Шуль\б - левша = Шулепов; Шурган - вертушка, флюгер = Шурганов; Шыш - бродяга, беглец = Шышев; Щан (Тшан) толстопузый, толстяк = Щанов; Яб\р - скворец, свиристель = Яборов; Яг\, Яг - к. яг – бор = Ягов; Яр - злой, свирепый = Яров; Яран - ненец = Яранов. 24 дек 2011 в 1:42 http://vk.com/komifamilia |
Лайк (1) |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3274 | Историко-этнографическая карта расселения народностей и племен Урала в IX-XV веках. http://www.uralgalaxy.ru/literat/ug4/ug4/d_shep/Ris_3a.jpg |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3274 | ЗЫРЯНСКИЕ КОРНИ ВИЛЕГОДСКОГО НАРОДА Автор: В. Л. Веснин Дата публикации: 27.06.2005 Виледь – страна особая. И хотя немало людей, отнюдь не только вилежан, могут сказать примерно то же самое о своей «малой родине», Вилегодский край всё-таки чем-то почти неуловимым отличается от окрестных земель. И, как говорят краеведы, «коренное население Виледи отличается особенностями говора, характера. Здесь живы вековые культурные традиции. Всё это позволяет краеведам и гостям Виледи называть живущих здесь вилегодским народом». [1] http://kominarod.ru/gazeta/papers/paper_430.html Финно-угорские племена На большой территории Русского Севера первыми жителями его были финно - угорские племена. Их называли пермяками, чудью, зырянами. «Какой смысл вкладывали предки в термин «чудь», сказать трудно, но можно предположить, что он относится к роду однокоренных слов: чудо, чудной, чудак. Наверное, к этому ряду относятся такие слова «чужой, чужак». Возможно, русские прозвали местное население «чудью» так, потому что они были «чужаками» отличавшимися от славян по языку и обычаям» - пишет в своем очерке «А дальше чудь живет» (Вилегодская газета за 26 декабря 2001 года) наш земляк, заслуженный учитель России Пунанов Н. А. Чудскому племени пермян, как и всему язычеству было присуще многобожие, поклонение солнцу, огню, воде, камням, деревьям, животным. Поклонялись они и кудрявой березе. Злым духам они приносили жертвенную пищу. – «Поскольку русский люд пришел на Виледь в то время, когда там уже проживали пермяне, то возникает вопрос: что представлял из себя этот народ, каким он был, какой был уклад его жизни? Этнографы 19 века хорошо изучили быт зырян (коми), а последние, как мы уже говорили, являются потомками пермян. Надо полагать, что зыряне не отличались сколько-нибудь значительно от своих предков. Этнографы отмечают, что зыряне роста среднего, телосложения крепкого и пропорционального. По форме головы и лица они заметно отличаются от своих западных собратьев (финнов, эстонцев, карелов). У коми преобладают черные волосы и темно-карие глаза, русые волосы и голубые глаза встречаются реже. Те же исследования говорят, что зыряне любознательны, остроумны и находчивы. Им присущи такие прекрасные качества, как честность, гостеприимство, терпеливость и смелость. Топонимика Виледи сохранила немало названий, корни которых лежат в коми языке. Обнаруживаются факты, которые достаточно убедительно свидетельствуют о том, что так называемый «вилегодский говорок» унаследовал некоторые характерные особенности коми языка. Например, утверждается, что характерной чертой вилегодского говора была замена во всех словах звука «ц» на звук «ч». Действительно, такая особенность имеется. Точнее, имелась еще в относительно недавнем прошлом. Например, слово улица» произносилась как «улича». В коми языке отсутствовал звук «ц». Правда, в современном разговоре этот звук существует, но все слова, содержащие этот звук, являются заимствованными, главным образом, из русского языка. Следующим примером является слово «голбец». По одной версии оно пишется как «голбец», а по другой «говбец». Слово «куколка» в вилегодском диалекте иногда звучало как «куковка». Вэ-эловые говоры характеризуются тем, что в них звук «л» в позиции середины слова перед согласным и в конце слова закономерно переходит в звук «в». Вэ-эловые говоры распространены на коми-зырянской территории. Другим доказательством о зырянском происхождении вилежан можно назвать материальную культуру. Если сравнить агротехнические приемы, характерные для Виледи, с агротехническими приемами, характерными для сысольских и вычегодских коми, то можно обнаружить их весьма значительное сходство. Еще одним подтверждением послужил один из экспонатов Вилегодского краеведческого музея - закрошни. Это приспособление для переноски тяжестей на спине: устройство, несколько напоминающее современный «станковый» рюкзак. Похожий предмет можно было видеть на фотографиях в книге, посвященный истории Республики Коми. И, наконец, всем известные вилегодские уледи - обувь, которая давно уже «не в ходу», но о которой мы еще хорошо помним. Принято считать, что эта обувь является практически уникальной, встречается только на Виледи. Оказалось, однако, что отнюдь, не только. И ближайший аналог вилегодских уледей отыскивается на территории Республики Коми. Это были поршни, сшитые из сыромятной кожи и стягаемые у щиколотки ремешком. Все эти факты позволяют судить о том, что вилежане имеют в основном зырянские корни. http://ipschoolres.narod.ru/project/finougors.html |
Лайк (1) |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3274 | Не надо переписывать историю 28 августа 2009 Автор: А. ХРУСТАЛЕВ заместитель председателя КИПОДК «Северное трехречье» Котлас до сих пор исчисляет свое рождение с 1917 года, а мог бы в этом году отмечать 630-летний юбилей. Именно столько лет тому назад, осенью 1379 года, у слияния рек Двины и Вычегды начал свою миссионерскую деятельность Стефан Пермский. Получив благословение главы православной церкви Герасима и поддержку великого князя Дмитрия (через год прозванного Донским за победу над татарами в Куликовской битве у берегов Дона), Стефан «…взяв с собой мощи святых, антиминсы и прочее потребное, что нужно для освящения святой церкви, пошел в путь с большой смелостью, устремился к шествию в прежде названном образе и обратил лицо свое к земле Пермской, ибо было направлено лицо его, когда он шел, к вышеназванной земле…Пошел он в землю, где не ходили ногами святые апостолы, ученики Гос-пода, где не звучала речь и проповедь святых апостолов, где не было ни следа благочестия и богоразумия, где имя Божие никогда не называлось, где находятся так называемые невегласы, обманутые, некрещеные люди». Так образно и красочно описал начало просветительской деятельности Стефана Пермского один из лучших писателей Древней Руси Епифаний Премуд- рый в книге «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом», датируемой 90-ми годами XIV века. Всего известно более 50 списков «Жития Стефана Пермского». Старейший из списков датируется 1490 годом. Стефан взял с собой собственноручно изготовленный посох из лиственницы, до сих пор бережно хранимый в Пермском областном музее. По размерам посоха (длина его 125 см) можно предположительно сказать, что ростом Стефан был не менее 170 см. Сопровождаемый обозом, он начал свою проповедническую деятельность в первом на его пути зырянском селении Котлас, при устье реки Вычегды, где для крещения обратившихся идолопоклонников построил на высоком правом берегу Двины первую часовню и установил крест. До сих пор в «Клировых ведомостях» церкви архидиакона Стефана, что была в Котласе XIX–XX веков, можно прочитать «…Из устных преданий должно полагать, что здесь начало церкви положено Святым Стефаном Епископом Пермским. Просветителем Св. верою сего места». Епифаний Премудрый с точностью отмечает: «…ниже града Устюга на 40 верст». В отличие от равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, Стефан не имел могущественной власти для достижения своей проповеднической деятельности по обращению язычников в православную веру. Сын простого устюжского причетника, он не был княжеских кровей и от рождения не предназначался для государственного управления. Тем не менее он столь почитался Дмитрием Донским и другими князьями, что после смерти был похоронен в родовой великокняжеской усыпальнице. Событие по тем временам небывалое. В разных списках «Жития» расстояние от Устюга до устья Вычегды приводится то в верстах, то в поприщах. Эти понятия идентичны, о чем свидетельствуют различные источники: в Ипатьевской летописи сообщается, что в 1167 году смоляне начали встречать князя Ростислава за 300 поприщ, а в Воскресенском списке летописи – за 300 верст. 40 верст – это 40 поприщ или 30000 саженей. Одна сажень (до 1835 года) составляла 217,6 см. Соответственно, расстояние равно 65 км 280 метров, что и соответствует расстоянию от Устюга до устья Вычегды в районе современного города Котласа. В «Летописце о граде Сольвычегодске», составленном в XVI–XVII веках, сказано: «От града Устюга Великого вниз по Двине реке до устья реки Вычегды 45 верст, от устья по Вычегде рекою вверх до града Соль Вычегодская 15 верст». Древнерусский текст «Жития» под редакцией Г. М. Прохорова и О. Б. Рыбаковой 1995 года совсем искажает исторический перевод: «…ниже града Устюга на четырнадцать поприщ». Где потерялись 26 поприщ (верст), одному Богу известно. Что же говорить о Пыросе? А был ли он? Да, был, только не в качестве населенного пункта, почему-то отождествляемого с Котласом, а как обширная территория, объединяющая множество населенных пунктов от Двины по Вычегде до Виледи. В переводе с коми-пермяцкого языка Пырос означает «вход», т. е. вход в Пермскую землю. Утверждение, что Пырос как населенный пункт упоминается в документах XIV века, полная дезинформация. В ле- тописи, найденной в Константинопольской епархии, упоминается, что в Куликовской битве (1380 год) участвовали новокрещенные пермяне. По всей видимости, именно епископ Стефан благословил пыросского князя Аликея собрать «600 воев» и помочь Дмитрию Донскому спасти нарождающуюся Россию. Возможно, именно князя Аликея народные предания превратили в Перу-богатыря, известного сказочного персонажа коми-зырян, отправившегося «на лыжах» помогать русскому народу в битве против степняков. Впервые топоним Пырос появляется в Вычегодско-Вымской летописи, ведение которой началось спустя 200 лет, в конце XVI столетия. «…Лета 6887 (1379 год) иеромонах Стефан по прозванию Храп благословением епискупа Герасима идее в землю Пермскую на Вычегду на проповедь слова Божия среди нечестивые племени пермян. Того лета начал Стефан у пермян на Пыросе и на Виляде и крести их святей вере…» (подробнее в «Вечернем Котласе» № 15 от 11 апреля 2008 года «Сколько лет Котласу?»). Согласно историческим документам, Стефан рукоположен в священники в период между 12 февраля 1378 и двадцатыми числами июля 1379 года. В Древней Руси очень часто большие территории с множеством населенных пунктов назывались однозначно: Шеломя, Виледь, Слобода, Городище, Заволочье и т. д. О том, что Пырос охватывает большую территорию, говорят следующие доказательства. Во-первых, Пыроса нет ни на одной из сохранившихся древних карт XVII–XIX веков. На карте 1634 года отмечены населенные пункты Котлас и Пирой. Во-вторых, не мог пыросский князь Аликей собрать войско из 600 воинов в небольшом поселении. В-третьих, отождествление Котласа и Пыроса не имеет документальных подтверждений. В «Вечернем Котласе» № 28 от 10 июля 2009 года опубликована статья Д. Горынцева «Древний Пырас находился рядом с Вычегодским?» Это всего лишь плод фантазии автора. То, что найдено древнее финно-угорское поселение, – это, конечно, замечательно, но увязывать его с древним Пыросом не вполне корректно. Две крупные водные артерии Севера Вычегда и Двина испокон веков были густо заселены коми-зырянами и коми-пермянами. Утверждение, что найдено Пырасское городище, – это попытка в очередной раз выдать желаемое за действительное и поставить точку. Так с удивительной легкостью поселение Пирой одним росчерком пера превращается в Пырас. А этого делать нельзя. Прошлое нашего Отечества таит в себе немало загадок, несмотря на огромное количество исследований. История доромановской Руси во многом мифологизирована в силу нехватки достоверных письменных источников. Копии древних рукописей при каждом новом правителе подвергались переписыванию и правке, и за их достоверность ручаться сложно. Тем не менее не все так плохо и историческая память нашего народа до конца не стерта. О прошлом Руси сведений сохранилось, возможно, даже больше чем это предполагалось. «…Мы должны помнить, что и старое не устаревает, если к нему обращаться с поправкой на время», – сказал академик Д. С. Лихачев. Имя Стефана Пермского тесно связано с Котласом. Ежегодно в городе проводятся Стефановская ярмарка и Стефановские чтения, набережную Двины украшает Стефановский храм, являясь визитной карточкой нашего города. В Сольвычегодском историко-художественном музее хранится единственный в своем роде так называемый саккос Стефана Пермского. Саккос – самое торжественное богослужебное одеяние, облачаться в которое имеют право только патриарх, митрополиты и епископы. Он сшит из холста и расписан темперными красками, но все его иконописные сюжеты не вышиты, как обычно, золотом и серебром, а сохранены в том виде, как их нанес художник. То есть это облачение – своего рода иконописный памятник, дающий представление о том, как создавалось это произведение. Его появление датируется 1665 годом. Он создавался в мастерской Анны Ивановны Строгановой (в девичестве Злобиной) для Благовещенского собора в Сольвычегодске – домовой церкви богатейших и могущественнейших купцов Строгановых. Впоследствии людская молва приписала саккосу стефановскую древность. Хотелось бы, чтобы наш город украшал памятник или памятный знак святому Стефану Пермскому, с чьим именем связана история нашего города, который до сих пор исчисляет свое рождение с 1917 года, а мог бы в 2009 году отмечать 630-летний юбилей. А также: Небесный покровитель земли Котласской Историков о возрасте Котласа не спросили Сколько лет Котласу? Крестный ход в память о покровителе Котласской земли История Котласа уникальна http://vecherniy-kotlas.ru/200...oriju.html |
Лайк (1) |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3274 | Историко-культурный очерк поселения коми-зырян в бассейне реки Казым Издавна коми-зыряне знали пути за Уральские горы. Один из маршрутов следования купцов и промышленников через Каменный пояс, проложенный по правому притоку Печоры - Щугору, называли Зырянской дорогой, «поскольку первыми его «проведали» жившие в Приуралье коми-зыряне». (Ист. ХМАО, 2000: 77). Проживая на территории, вплотную прилегающей к Уральскому хребту, древние коми знали охотничьи тропы, переходы, ведущие за Уральские горы. Благодаря многолетнему соседству с угорскими народами, коми изучили язык и обычаи хантов, манси. Доказательством раннего проникновения коми за Урал служат открытия археологов. В 1977-1981 годах на окраине поселка Перегребное Октябрьского района Ханты-Мансийского округа найдено древнее городище, построенное в 12-13 столетии пермянами. Предположение археологов подтверждает еще одна находка: южнее Перегребного в 1979 году обнаружено Шеркалинское городище, в котором, начиная с 13 века, жили предки коми-зырян. Само название Шеркалы возводят к коми ш?р кар `средний город` (Steiniz: 281, Штейниц 1962: 111, Дмитриева, 2005: 446). http://kazym.ethnic-tour.ru/ka...kazym.html |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3274 | Особенности традиционной культуры ляпинских коми-зырян Н. А. Повод The article is devoted to the problems of settling in the middle of the XIX century on the river Lyapin the group of izhemtsy-reindeer breeders chаracteristic of elements of their husbandry, material and spiritual culture. It is given a comparative analysis of traditional culture elements connected with nomadic way of life and settled life. Население бассейна р. Ляпин Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области представляет собой сложный этнический конгломерат. Здесь в тесном сосед- стве проживают манси, ненцы, русские, ханты, коми-зыряне и отдельные представители многих других национальностей. В результате длительного совместного проживания на одной территории в одинаковых природно-климатических и социально-экономических условиях и постоянного взаи- модействия у местного разноэтничного населения появилось много общих черт в материальной культуре. Культурно-бытовые контакты имели благоприятное значение как для мигрантов, которые переняли ценный опыт в области материальной культуры у более адаптированных к местным ус- ловиям аборигенов, так и для последних, получивших определенный толчок для дальнейшего со- циально-экономического развития. Коми-зыряне представляют достаточно обособленную группу населения этого региона, сохра- няют диалект родного языка, бытовой уклад и специфические формы национальной культуры, обогатив ее заимствованиями из местной материальной культуры. Планомерное этнографическое исследование Тюменского севера ведется уже многие годы, однако изучению ляпинских коми- зырян до сих пор уделялось меньше внимания, чем другим этническим группам, населяющим дан- ный регион. В своей статье мы постараем-ся отразить состояние культуры ляпинских коми-зырян на основе материалов экспедиции Тюменского областного краеведческого музея, работавшей в Березовском районе летом 1991 г. (поселки Саранпауль, Щекурья, Ясунт). http://www.ipdn.ru/rics/va/_private/a1/3-pov.pdf http://www.liveinternet.ru/users/2001922/post69394080/ |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3274 | Евразийский исторический сервер http://forum-eurasica.ru/index...%80%D1%8B/ Форум свободных русских Коми зыряне, пермяки, язьвинцы. http://forum.dpni.org/showthread.php?t=30260&pagenumber= В П. Кобычев Некоторые вопросы этногенеза и ранней этнической истории народов Кавказа: финно-угры на Кавказе. КАВКАЗСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ СБОРНИК. IX. М., 1989. http://www.chechen.org/history...eza-i.html http://www.myshared.ru/slide/124042/ М. А. Безнин Повинности российского крестьянства в 1930-1960-х годах / М. А. Безнин, Т. М. Димони, Л. В. Изюмова. – Вологда, 2001. – Гл. 2. Трудовая и гужевая повинность на лесозаготовках. – С. 76-97. http://www.booksite.ru/forest/forest/hoz/2.htm |
dimarex Модератор раздела Ведущий историк-генеалог, писатель-краевед Частный специалист Север - Вологда, Антарктида станция ВГД Сообщений: 3225 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3739 | Гобан написал: Форум свободных русских Ну Анатолий классно тему развил. Так держать. ![]() |
Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 * 8 9 10 11 ... 146 147 148 149 150 151 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
Генеалогический форум » Географический раздел » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Северо-Западный округ » Вологодская область » Яренский уезд [тема №44698] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |