Колпино
Фотографии, документы и проч.
evvaМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 7122 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 2904 | Наверх ##
17 января 2020 14:31 Группа работников Колпинского райкома партии у здания райисполкома (ул. Урицкого, д.1). Слева направо, нижний ряд: 2-й – Первый секретарь Колпинского райкома ВКП(б) П.И. Иванов; верхний ряд: 2-й – парторг ЦК ВКП(б) на Ижорском заводе А.И. Семейкин, 3-й – 2-й секретарь Колпинского райкома ВКП(б) В.И. Шевцов, 4-й – председатель Колпинского райисполкома А.В. Анисимов. 1942 год. Фамилии женщин неизвестны.
Фотография из фондов ЦГА КФФД СПб. Фотограф Д.М. Трахтенберг
 --- С уважением. Евгения
дневник evva
Бриф (Brieff) из Эльзаса в СПб и Киеве, Кутузовы (Новг. губ); Хотяинцовы (Тульская, Рязанская губ); Мазуркевич (С.Пб, Польша, Вильнюс); Лукины (Москва, СПб, Новг.губ.), Думенские и Феоктистовы( Москва) | | Лайк (1) |
evvaМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 7122 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 2904 | Наверх ##
17 января 2020 14:32 Помощник начальника штаба МПВО г. Колпино Доминик Адольфович Матусевич (в пальто) и комиссар штаба МПВО старший лейтенант Ф. Виноградов (в шинели) в воронке, образовавшейся от артиллерийского снаряда у здания кинотеатра «Луч». 1942 год. Фамилии остальных людей на фото неизвестны.
Фотография из фондов ЦГА КФФД СПб. Фотограф неизвестен.
 --- С уважением. Евгения
дневник evva
Бриф (Brieff) из Эльзаса в СПб и Киеве, Кутузовы (Новг. губ); Хотяинцовы (Тульская, Рязанская губ); Мазуркевич (С.Пб, Польша, Вильнюс); Лукины (Москва, СПб, Новг.губ.), Думенские и Феоктистовы( Москва) | | Лайк (1) |
evvaМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 7122 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 2904 | Наверх ##
17 января 2020 14:33 Бойцы 75 истребительного батальона празднуют годовщину обороны Колпина. На фото: улица Володарского; здание, которое мы знаем как учебный корпус детского дома-школы №27. Август 1942 года. Фамилии людей на фото неизвестны.
Фотография из фондов Музея истории Ижорских заводов. Фотограф неизвестен.
 --- С уважением. Евгения
дневник evva
Бриф (Brieff) из Эльзаса в СПб и Киеве, Кутузовы (Новг. губ); Хотяинцовы (Тульская, Рязанская губ); Мазуркевич (С.Пб, Польша, Вильнюс); Лукины (Москва, СПб, Новг.губ.), Думенские и Феоктистовы( Москва) | | Лайк (1) |
evvaМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 7122 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 2904 | Наверх ##
17 января 2020 14:34 Подсобное хозяйство Ижорского завода. 1943 год. Фамилии женщина на фото неизвестны.
Фотография из фондов Музея истории Ижорских заводов. Фотограф неизвестен.
 --- С уважением. Евгения
дневник evva
Бриф (Brieff) из Эльзаса в СПб и Киеве, Кутузовы (Новг. губ); Хотяинцовы (Тульская, Рязанская губ); Мазуркевич (С.Пб, Польша, Вильнюс); Лукины (Москва, СПб, Новг.губ.), Думенские и Феоктистовы( Москва) | | Лайк (1) |
evvaМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 7122 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 2904 | Наверх ##
17 января 2020 18:03 17 января 2020 19:08
 --- С уважением. Евгения
дневник evva
Бриф (Brieff) из Эльзаса в СПб и Киеве, Кутузовы (Новг. губ); Хотяинцовы (Тульская, Рязанская губ); Мазуркевич (С.Пб, Польша, Вильнюс); Лукины (Москва, СПб, Новг.губ.), Думенские и Феоктистовы( Москва) | | Лайк (1) |
evvaМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 7122 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 2904 | Наверх ##
5 апреля 2020 10:23 Монета 2 копейки. Александр I (1801-1825 г.г.). Колпинский двор (ижорская монета)
 --- С уважением. Евгения
дневник evva
Бриф (Brieff) из Эльзаса в СПб и Киеве, Кутузовы (Новг. губ); Хотяинцовы (Тульская, Рязанская губ); Мазуркевич (С.Пб, Польша, Вильнюс); Лукины (Москва, СПб, Новг.губ.), Думенские и Феоктистовы( Москва) | | Лайк (1) |
Seagirl Екатеринбург Сообщений: 2639 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 5067 | Наверх ##
5 апреля 2020 10:28 5 апреля 2020 10:28 Для меня Колпино - знаковое место.
Дед здесь пропал без вести
Только их перебросили и в первый же день его убили. Эх война, что ты сделала подлая.
А подростков - вандалов отправить на работы на завод. Ничто кроме работы их не перевоспитает. Это от безделья пакостят --- "Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр".
дневник Seagirl | | Лайк (1) |
evvaМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 7122 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 2904 | Наверх ##
5 апреля 2020 11:07 6 ноября 2020 12:18 История нашего города https://kolpino.ru/city/history/7/124/16.09.2005 На нашем сайте в рамках странички посвящённой истории города Колпино, мы открываем рубрику "История нашего города", в которой мы будем публиковать фрагменты книги "История Колпина". Её авторами являются Г.А. Ефимова, Р.С. Иволга и Е.П. Сизёнов. Книга пока в процессе написания, её выход намечен на осень 2006 г., но некоторые главы уже готовы. Авторы предоставят для публикации на сайте адаптированную версию глав книги. Представляем главу 1 "Ижорская земля до возникновения Колпина". Но сначала - небольшое предваряющее слово Евгения Сизёнова, обо всей книге: Идея написать колпинскую историю возникла в результате знакомства с тем потоком историко-краеведческой литературы о Колпине, который появился в последние 10 лет. Несмотря на кажущееся обилие публикаций на темы колпинской истории, до сих пор нет полного и последовательного её изложения. Вышедшие книги носят характер сборников очерков, либо посвящены отдельным темам (Ижорским заводам, храмам, здравоохранению). Книга "Колпино" директора Музея истории ОАО "Ижорские заводы" Л.Д. Бурим (2002 г.) хотя и содержит немало интересных сведений из колпинской истории, но представляет собой опять таки сборник очерков. С точки зрения структуры книги, стилистики, отбора фактов она никак не может считаться системным и полным изложением истории Колпина. Многие темы не раскрыты. К тому же она содержит немало фактических ошибок и неточностей. Уровень анализа источников оставляет желать лучшего, а обязательный для краеведения аспект - связь истории места с историей страны - практически отсутствует. С критическим прочтением этой книги посетители сайта могли ознакомиться в нашей статье, размещённой на нём в 2004 г. Мы в своей книге представляем историю Колпина в контексте истории страны и Санкт-Петербурга. Нами проанализированы сотни источников: архивных материалов, книг, начиная с середины XIX в., публикаций периодических изданий, интернет-ресурсов. На основе этого анализа мы представим своё видение истории Колпина. Нам нередко приходится вступать в полемику с авторами наиболее известных публикаций, указывать на ошибки и противоречия в них. Не все вопросы оказались нами решёнными. Но мы не уходили от этих проблем, а указывали на них, излагая и анализируя разные версии. Для размещения на сайте мы предлагаем адаптированную версию книги. Она сокращена за счёт подстрочных комментариев, полемики с другими авторами, исторического фона, отдельных вопросов, представляющих не общий, а скорее специальный интерес (Ижорские заводы, здравоохранение, образование, спорт). Будем рады, если, ознакомившись с версией для сайта, его посетители захотят прочитать книгу целиком. Немало нового и интересного они из неё ещё узнают! (История нашего города, глава 1) Ижорская земля до возникновения Колпино 16.09.2005 Народ ижора Историю возникновения Колпина нельзя рассматривать вне истории Ижорской земли и народа ижора. Это несколько веков драматических событий древней и средневековой Руси. Народ ижора возник путём выделения из финно-угорского народа корела. Корелы образовались из той ветви финно-угров, которая, продвигаясь из Северного Приуралья, расселилась на северном побережье Финского и восточном побережье Ботнического заливов, а позже переместилась к берегам Ладожского озера. Та часть корел, которая расселилась на юг и юго-запад от Невы, и образовала ижору. По другой гипотезе, ижора произошла от слияния нескольких прибалтийско-финских племён. Первый письменный источник, упомянувший ижору, относится к XII в. - булла (грамота) 1164 г. Папы Римского Александра III к шведскому епископу Стефану. В ней Папа распространяет полномочия епископа на язычников Ингрии. Затем в 1221 г. Ингария и ингары упоминаются в Хронике Генриха Латвийского в связи с вторжением ливонских рыцарей в её земли. Новгородская летопись в 1228 г. повествует об участии ижоры в отражении набега финского племени емь в Приладожье. Происхождение этнонима ижора Существует несколько версий происхождения этнонима ижора. Наиболее распространённая - от имени шведской принцессы Ингигерд, на которой женился сын князя Владимира Ярослав (Мудрый). В начале двадцатых годов ХI в. Ингигерд получила от него в качестве свадебного подарка город Ладогу с землями по южному берегу Невы. Очевидно, "подарок" Ярослава был вынужденным: ему предшествовали драматические события междоусобной борьбы русских князей. Именно это заставило Ярослава посредством женитьбы на Ингигерд получить помощь варяжской дружины. Земля, переданная Ингигерд, стала называться землёй Ингрии, в дальнейшем - Ингрией, народ, населяющий её, - инкери, в русской транскрипции - ижорой, река также Ижорой. Де-факто и де-юре эта область отпала от Киевской Руси. Лишь в конце XI в. новгородцы вернули себе эти земли. Ряд исследователей связывают происхождение этнонима ижора с названием реки. Как пишет Л.Д. Бурим, "карельские и финские переселенцы, осевшие на Невском левобережье, назвали ижору - Inkeri ("извилистая"), а окрестную территорию Ingerinmaa (фин., карел., вепс, mаа - "земля, край, местность"). Новгородцы усвоили это название как Ижорская (Ижерская) земля, шведы - как Ингерманландия". Нельзя, однако, признать удачным объяснение происхождения этого ряда названий в книге "Колпино" Л.Д. Бурим: смещено время их появления, а словообразовательный анализ подменяется утверждением о том, что так "усвоили". Свою версию названия Ингерманландия мы приводим в этой главе ниже. Историк XVIII в. Василий Татищев выводил название Ингрия из имени князя Игоря (Ингвара) Рюриковича, т.е. относил происхождение этого названия к концу IX в. Авторам представляется наиболее обоснованной с точки зрения исторического и лингвистического анализа версия происхождения слова ижора от Ингигерд. Колонизация Ижорской земли С ижорами Новгород мирно уживался. Ижора, как и корелы, оказывали активную поддержку Новгороду в борьбе с набегами еми и шведов. Следует отметить, однако, что освоение приневских земель славянскими племенами не было активным. В силу неблагоприятных условий для земледелия они длительное время оставались населены лишь немногочисленным ижорским населением, жившим рыболовством и охотой. Продвижение сюда русских колонистов началось в XII-XIII вв. и было связано с обслуживанием торгового пути. Сама же колонизация носила мягкий характер. Не отличалась агрессивностью и миссионерская деятельность православной церкви. Вся Ижорская земля с 1228 по 1478 г. входила в состав Великого Новгорода. С 1270 г. ижора и водь несли воинскую повинность в новгородских дружинах. Массовое освоение этих земель новгородцами пришлось на XIV в. Следствием этого стало продвижение ижорского населения на запад. К началу XVI в. произошла русификация ижорских земель: ижора была почти полностью вытеснена в глухие заболоченные леса на южном берегу Финского залива или ассимилировалась. В 1478 г. великий князь Московский Иван III с характерной при проведении политики централизации жесткостью присоединил новгородские земли к Московскому государству. Территория вдоль р. Ижоры вошла в состав Николо-Ижорского погоста Водской пятины Великого Новгорода. В Писцовой книге Водской пятины 1500 г. (документе, содержащем сведения об административно-территориальном делении, поселениях, их жителях, налогах) можно прочесть: "А на погосте церковь Николы Великого и дворы: попа, дьякона и сторожа". Под погостом здесь имеется в виду его центр - сельцо, находившееся в 12 верстах от устья Ижоры (т.е. на месте современного посёлка Ям-Ижора). Первое поселение на территории Колпина Несколько веков новгородские купцы возвращались из Европы через Неву. Пройдя 24 версты по Неве, сворачивали в реку Ижору. В 7 верстах от её устья (т.е. на месте нынешнего Колпина) их встречал великого князя рядок у Клетей. Рядками назывались селения, занимавшиеся торговлею или ремёслами, в которых дворы были построены действительно рядами. Клеть - амбар или склад. Самое раннее упоминание о поселении на территории современного Колпина содержится в Писцовой книге Водской пятины 1500 г. Согласно этой книге, пашни у местных жителей не было, а занимались они торговлей и ремонтом судов. Рядок составляли 8 дворов, в которых жило 20 человек (учтены только мужчины, составлявшие податное население средневековой Руси). Сложный фарватер и пороги на реках вынуждали приезжих купцов нанимать лоцманов и пользоваться услугами лодочников, осуществлявших перевозки грузов на особых плоскодонных судах (они имели очень небольшую осадку). Существовали взаимосвязанные организации судовладельцев и лоцманов, велась охрана водного пути от разбойников. К рядку тяготел комплекс сельскохозяйственных поселений. Это навевало исследователей на мысль, что к концу XV в. в районе современного города Колпино начал складываться второй после Орешка городской центр Ижорской земли. Последнее упоминание о рядке у Клетей относится к 1545 г. Ижорская земля под властью шведов. Ингерманландия По Столбовскому миру 1617 г. бывшие русские владения в Ижорской земле, а также всё Поневье и Орешек с уездом перешли в шведское владение. Шведско-русская граница прошла у Ладоги. Швеции переходило северо-западное Приладожье с городом Корела с уездом. Именно со Столбовским миром связано появление топонима Ингерманландия. Он не является шведской калькой с Ижорской земли (Ингрии). Более точным нам представляется его перевод как земля ижорских людей - ижор, ингров (от man - человек, land - земля). Тем самым шведами подчёркивалась нерусская принадлежность этой земли. В течение XVII в. шведы активно осваивали Ингерманландию, закрепляя эту территорию в составе королевства. Были укреплены крепости Корела (Кексгольм), Орешек (Нотебург), Ям (Ямбург), Копорье и Нарва. В устье Невы при впадении в неё реки Охты ещё в 1611 г. была сооружена крепость Ниеншанц (в переводе с шведского - невское укрепление). Под её прикрытием на противоположном, правом, берегу Охты вырос город-порт Ниен. Согласно Столбовскому миру, служивые люди, городское население и монахи отторгнутых земель, пожелавшие выехать с этой территории в Россию, имели право на это в течение двух недель. Сельское духовенство и пашенные люди такого права не получили. Отход из городов Ингерманландии был довольно значительным. Сельское население осталось, значительная часть дворянства перешла на службу шведской короне. Сохранилось русское административно-территориальное деление на уезды и погосты, русская система управления - деревенские старосты, русская система налогообложения. Сразу же после неудачной попытки России в 1656 г. вернуть утраченные земли шведское правительство форсирует процесс переселения на опустевшие земли финнов. Хотя по условиям Столбовского мира жителям отошедших к Швеции территорий было предоставлено право свободного выбора вероисповедания, шведы стали проводить насильственное обращение в евангелистскую веру. Православное население массово бежало во внутренние области России. Пик насаждения лютеранства в Ингерманландии приходился на восьмидесятые годы XVII в. Начинается и промышленное освоение присоединенных территорий. На Ижоре, в районе современного пос. Войскорово, шведы построили пильную мельницу. Северная война и возвращение Ижорской земли России В ходе Северной войны в 1702 г. была поставлена цель: овладеть линией вдоль Невы с тем, чтобы расколоть шведские владения и выйти к морю. Для этого необходимо было уничтожить укрепления шведов на берегах её южных притоков. Для выполнения этой задачи ладожским воеводой П.М. Апраксиным в Ладоге был сформирован двухтысячный корпус, состоявший из пяти пехотных и двух драгунских полков. Шведскими войсками в Ингерманландии командовал генерал-майор А. Крониорт. 10 августа 1702 г. конный отряд Апраксина начинает рейд по тылам противника, в результате которого "многие мызы великие и селения развоевали и разорили без остатку". 13 августа 1702 г. на берегу Ижоры состоялся бой отряда Апраксина со шведами. В ходе этого боя русские взяли и "славную неприятельскую мызу ижорскую и иные многие мызы побрали и разорили". Ижорская мыза - это территория современного пос. Ям-Ижора. Вероятно, тогда была разрушена и шведская пильная мельница. Для хозяйственного освоения отвоёванных в ходе войны территорий Пётр I раздавал земли своим приближённым. Указом от 10 июля 1707 г. Ямбург и Копорье с прилегающими уездами, землёю и Ижорской мызою были пожалованы в потомственное владение Александру Даниловичу Меншикову. Ещё 1 июня 1707 г. Петром I Меншикову был присвоен титул князя Ижорского. С целью выработки бруса и досок, необходимых для строительства как кораблей, так и дворцов, в 1710 г. Меншиков возводит плотину, а при ней вододействующую пильную мельницу с четырьмя амбарами на восемь лесопильных рам. Было это одиннадцатью верстами выше устья Ижоры, вблизи Ижорской мызы (в одной версте ниже села Ижора). Строительство велось руками крепостных Меншикова под наблюдением мастера Яна Кинтлера. В 1712 г. ижорская лесопильня, как и все пильни в окрестностях Санкт-Петербурга, передаётся в ведение Адмиралтейства. Управляющим мельницы был назначен дворянин Феоктист Абрамович Вындомский, а Я. Кинтлер остался мастером. Работать же на ней продолжали крепостные Меншикова. Создание на р. Ижоре в ходе Северной войны адмиралтейской лесопильни стало событием, предопределившим возникновение Ижорских заводов и Колпина. © Г.А.Ефимова, Р.С.Иволга, Е.П.Сизёнов. --- С уважением. Евгения
дневник evva
Бриф (Brieff) из Эльзаса в СПб и Киеве, Кутузовы (Новг. губ); Хотяинцовы (Тульская, Рязанская губ); Мазуркевич (С.Пб, Польша, Вильнюс); Лукины (Москва, СПб, Новг.губ.), Думенские и Феоктистовы( Москва) | | Лайк (1) |
evvaМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 7122 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 2904 | Наверх ##
5 апреля 2020 11:18 Продолжение. (История нашего города, глава 2) От безымянного селения при лесопильнях к промышленному и духовному центру Колпино 06.10.2005 Глава 2. От безымянного селения при лесопильнях к промышленному и духовному центру Колпино Явление Колпинской святыни
В 1713 г. на ижорской пильной мельнице вспыхнула эпидемия «цинготной болезни»: изба скорбящих была переполнена. В ночь на 23 декабря Иакову – одному из больных, находившемуся при смерти, во сне явился Николай Чудотворец, который указал ему на свой образ, лежавший на земле в углу избы среди хлама. Проснувшись, он попросил отыскать образ. Когда икона была найдена, очищена и поставлена на подобающее место, Иаков и другие больные выздоровели. Эпидемия прекратилась. Так повествует предание, записанное на ризе этой иконы. После этого чудесного исцеления икону стала почитать чудотворной. Вскоре, в феврале 1714 г., для неё была построена часовня. По Указу Петра
Место, выбранное Меншиковым для ижорской пильной мельни-цы, оказалось неудачным: низкие заболоченные берега, прорывы плотины вешними водами. Вско-ре лес вблизи мельницы был почти весь вырублен. Нехватка леса, трудности его сплава и транс-портировки готовых пиломатериалов – всё это требовало решения вопроса о дальнейшей судьбе ижорской лесопильни.
Указ Петра I в 1719 г. предписывал Адмиралтейской коллегии создание на новом месте плотины и пильной мельницы с переносом оборудования и переводом работников со старой. Чертёж и смету новой мельницы поручили составить Кинтлеру. После его смерти в июле 1722 г. строительство шло под руководством мельничного и машинного мастера Антона Шмидта.
Указ Петра I был исполнен летом 1722 г. Мельница располагалась теперь в семи верстах от устья Ижоры, в более удобной местности, где река уже, течение быстрее, а берега выше и перепад воды больше. Именно с этим событием – строительством новой пильной мельницы на Ижоре – принято связывать зарождение Адмиралтейских Ижорских заводов и Кол-пина (с середины XX в. днём образования Ижорских заводов принято считать 27 июля 1722 г.). Новое местоположение ижорской лесопильни зафиксировано на карте Ингерманландии 1727 г: оно обозначено картографическим знаком мельницы, но не подписано. Ф.А. Вындомский был на-значен комиссаром лесопильни.
Вскоре на противоположном, правом, берегу была устроена водя-ная кузница для снабжения флота «железными принадлежностями».
Для работы на мельнице и кузнице были набраны не годные к во-енной службе рекруты и отловленные бродяги из разных губерний России. В 1724 г. на мельнице числилось 122 работника: 36 пильщиков, 24 плотника, 11 кузнецов, 1 печник, 37 рабочих, 9 учени-ков из рекрутов, 3 писаря, 1 токарь.
Создание Адмиралтейских Ижорских заводов
В 1739 г. комиссаром мельницы был назначен Алексей Харламов, работавший на мельнице с 1724 г. магазинвахтером (в современном понимании – заведующим складом). В 1765 г. он сдал дела мельничному мастеру Антипу Дмитриеву.
В 1737 г. пильную мельницу перестроили по плану мастера А. Шмидта. Она состояла теперь из пяти амбаров, в каждом из которых находились по две вододей-ствующие лесопильные рамы. Одновременно все десять рам работали редко из-за нехватки рабо-чих рук. Основным заказчиком была Адмиралтейств-коллегия. Сосновый и дубовый лес пилили для Санкт-Петербургского, Кронштадтского, Ревельского адмиралтейств. Выполнялись заказы и других ведомств и частных лиц, например, заказ Александро-Невского монастыря. Пиломатериа-лы поставлялись и для строящихся дворцов Царского Села. Примечательно, что за выполнение заказов для Царского Села императрица Елизавета Петровна приказала Адмиралтейств-коллегии денег не требовать, поскольку мельница казённая.
В середине XVIII в. были построены медный и якорный заводы. С 1753 г. применяется название Ижорские пильные мельницы, якорный и медный заводы. К этому времени число амбаров увеличилось до семи.
С 1762 г. началась починка малых, с 1765 г. – больших якорей, а через четыре года изготовление новых небольших якорей. Стоимость починки якорей оказалась ниже, чем на Демидовском и других частных заводах.
В 1764 г. начал работу кирпичный завод, выпускавший кирпич для нужд Адмиралтейства, для строительства Царскосельских, а позднее и Павловского дворцов. На цементационных толчеях вырабатывали цемент с добавкой толчёного кирпича. Завод распола-гался ниже по Ижоре на левом берегу и проработал до 1786 г.
В 1782 г. появляются плющильный, меднолитейный, камбузный заводы. В 1781 г. в Англии закупили и установили в молотовом амбаре плющильную машину для изготовления медных и железных листов. Под руководством приглашённого в Россию немецкого мастера Франца Моргана на ней протягивали листы железные, кровельные и медные. Были по-строены мост через Ижору (ниже плотины), сараи для хранения досок и угля, контора, новые дома для инструментального и мельничного мастеров.
В 1783 г. командиром Ижорской мельницы, якорного и медного заводов стал бывший морской офицер Иван Шахов. При назначении ему от Адмиралтейства была дана Инструкция по управлению заводами.
В декабре 1785 г. Шахова сменил капитан Родион Зальцман, ра-нее производивший проверку заводов и выявивший существенные недостатки в работе: поломку одного из амбаров, плющильной машины, бездействие цементационных толчей, ветхое оборудо-вание, нехватку квалифицированных рабочих.
С 1798 г. применяется название Адмиралтейские Ижорские заво-ды (АИЗ). Штат постоянных рабочих был установлен в 159 человек, но при получении срочных заказов присылалось от 200 до 300 человек из Петербурга и Кронштадта.
Рабочий день на заводах продолжался 12-14 часов. Весной и ле-том (с 10 марта по 10 сентября) работали с 430 до 19 – 20 часов с полуторачасовым перерывом для обеда и отдыха; осенью и зимой работы начинались за час до восхода солнца и оканчивались через час после захода солнца; с одним часом на обед. При срочных заказах трудились и в праздники.
Происхождение топонима Колпино
Лесопильня, перенесённая на новое место, стала называться Кол-пинской (от шведской деревни Колпино), или Антельской (от мызы Антель).
Деревня Колпино возникла также в период шведского владения этой территорией.
Мыза Антель в числе других мыз шведского владения (в т.ч. Саарской) указом царя от 31 мая 1708 г. была подарена его супруге Екатерине Алексеевне (с 1707 г. они принадлежали Меншикову).
Сейчас трудно понять причину названия лесопильни Антельской. В публикациях разных периодов при упоминании мызы Антель о ней говорилось как о существо-вавшей на территории современного Колпина. Вероятно, эта ошибка, появившись однажды в ис-торической литературе, стала кочевать из издания в издание. На картах XVII-XVIII вв. мыза Ан-тель не встречается. Деревня Антелево, существующая в Гатчинском районе Ленинградской об-ласти и поныне, находится довольно далеко от того места, где были установлены пильные мель-ницы, о которых идёт речь. Вероятно, здесь имела место ошибка в восприятии местоположения новой лесопильни по отношению к Антелево. Возможно, для какой-то из влиятельных особ Санкт-Петербурга такая отдалённость этих объектов показалась несущественной.
Слобода, возникшая на правом берегу Ижоры как первое поселение работников мельницы, получила название Колпино-Никольская. Такое название было связано с тем, что именно здесь раньше находилась деревня Колпино и именно здесь была построена церковь Святителя Николая.
Версий, объясняющих происхождение названия Колпино, существует много.
В первом описании селения – книге «Колпино. Селение Адмиралтейских Ижорских заводов» (1854 г.) название Колпино переводится со шведского как «сухая сосна». В словаре географических названий Ленинградской области Кисловского «Знаете ли Вы?» (1968 г.) Колпино связывается с производным от балтийско-славянского слова «колпь», «колп» — «дикий гусь», «лебедь». В издании 1973 г. автор выводит Колпино от слова «колпица» в значении молодая самка лебедя. Второе значение слова «колпица» — аистообразная птица семейства ибисовых. По нашему мнению, версия, связывающая название Колпино с колпицей в этом значении, вряд ли имеет право на существование: слишком далеки от этих мест ареалы её обитания.
Из словаря Даля можно узнать, что на псковском и тверском на-речии «колпина – щёголь, чистяк, причёсанный». Автор историко-топонимического словаря Поспелов считает, что название Колпино могло произойти от прозвища человека, отличавшегося щегольством.
Приведённый перечень версий далеко не полный. Довольно распространёнными среди колпинцев являются заведомо ошибочные версии, связанные с причастностью к происхождению названия города Петра I. Их можно считать скорее легендами, преданиями, не имеющими ничего общего с действительностью.
Авторам представляется, что закрепление названия шведской деревни в названии слободы, а потом и селения могло произойти из-за того, что было воспринято русскими вне шведского значения этого слова – в одном из значений созвучного с ним русского.
Формирование села Колпино
Итак, на правом берегу Ижоры возникает первое поселение ра-ботников мельницы – Колпино-Никольская Слобода. Позднее первая часть названия перешла на всё селение, а слобода стала называться просто Никольской. Работные люди «квартиры построили сами с великим трудом... Кровли ветхие, а иные погнили, отчего [рабочие – Авт.] претерпевают несносные нужды от холода и погоды».
Для духовных нужд рабочих лесопильной мельницы была уста-новлена церковь во имя Святителя и чудотворца Николая, и 6 мая 1723 г. она была освящена. В документах она значится как полотняная. Это название обычно объясняют тем, что «большинство икон в ней было написано на полотне». Нам представляется, что и сама церковь могла быть из по-лотна, что следует из её дальнейшей судьбы.
В 1735 г. Святейший Синод по просьбе Адмиралтейств-коллегии повелел построить на месте полотняной деревянную церковь Св. Троицы с приделом Св. Николая. Приказ выполнили за два месяца. В новый храм из часовни на месте обретения была перенесена чудотворная икона Св. Николая. Рядом с храмом находилось кладбище.
На картах губернии 1741-1742 гг. Колпино всё ещё не значится, однако не позднее шестидесятых годов XVIII в. при заводах сформировалось селение, состоявшее из трёх слобод.
Присланные на лесопильню работники вступали в контакт с ме-стным населением — «чухонцам». На левом берегу находились деревни ингерманландских фин-нов: на полуострове (на месте, где сейчас находятся аттракционы Парка культуры и отдыха) рас-полагалось Мокколово, а несколько выше по течению – Лангелово (сейчас на этом месте — поля Акционерного сельскохозяйственного объединения им. Тельмана). Вдоль дороги к ним образова-лась Чухонская слобода.
По берегам небольшого левого притока Ижоры (позже он стал ча-стью Полукруглого канала) возникла Новая слобода.
В 1763 г. был выполнен первый известный нам план заводов с се-лением. Показано расположение слобод, деревянная церковь Св. Николая. Напротив неё – двор капитана Харламова. На планах можно увидеть расположение огородов, пашенной земли, кирпич-ных печей.
Впервые мы встречаем название Колпино на карте Санкт-Петербургской губернии 1770 г.
Здания и заводские постройки в селении были деревянными; ка-менными были лишь литейный завод, церковь и построенный в 1791 г. дом командира.
Работные люди были присланы на лесопильню из разных районов страны. В ведомостях на выдачу денег фамилии ижорских мастеровых сгруппированы по губер-ниям, из которых они прибыли: Московской, Смоленской, Вологодской, Казанской, Архангелого-родской, Воронежской. Вероятно, и держались они землячествами. Тяжёлый труд, оторванность от родной земли, травмы и увечья нередко приводили к преждевременной смерти. Часты были и побеги. Адмиралтейств-коллегия присылала новых рабочих: задержанных бродяг или рекрутов из крестьян, не годных по состоянию здоровья к военной службе. Со временем люди обживались: заводили семьи, строили дома, и берега Ижоры становились их новой родиной.
В начале 1760-х годов при заводах открылась школа для детей мастеровых (мальчиков). Выучившись, сыновья мастеровых определялись на заводы.
Согласно Инструкции по управлению заводами 1783 г., в обязан-ности командира входил контроль за состоянием реки Ижоры, заводского селения, за школой и церковью.
Здравоохранение Лекарь при Ижорской мельнице упоминается уже в документах 1730-х годов. Его необхо-димость на мельнице была вызвана тяжёлыми и опасными условиями труда.
Годом открытия заводского лазарета считается 1797. Лазарет снабжался материалами из расчёта на 40 больных (это четверть их постоянной численности!), а с 1801 г. «при распространении заводов и приумножении больных отпуск материалов… производи-лись по числу 50-ти человек больных».
Церковь Святой Троицы
Рядом с деревянной церковью Святой Троицы в 1758 г. состоя-лась закладка каменного храма во имя Святой Троицы. Строился он пятнадцать лет и был освящён в 1773 г.
Церковь состояла из храма и отдельно стоящей надвратной коло-кольни. Колокольня высотой 53 метра состояла из трёх ярусов. Третий ярус завершался колоколо-образным куполом, несущим шпиль с венчающим его крестом. Колокольня имела глубокие под-валы. С заводом (его чугунолитейной мастерской) она была соединена подземным ходом. Коло-кольня стала главной архитектурной доминантой Колпина.
Колокола помещались в двух верхних ярусах. Самым большим в первые десятилетия церкви был колокол весом 1,7 тонны, отлитый в 1777 г. в Москве.
В тридцати метрах восточнее колокольни располагался пятиглавый храм с доминирующим центральным куполом и четырьмя меньшими, расположенными по диагоналям. В плане храм имел форму креста. Восточная оконечность этого креста была закруглена: здесь находилась апсида (алтарный выступ). Высота храма 31 метр, протяжённость с запада на восток — 33,6 метров, с севера на юг — 29,5 метров. По сравнению с колокольней церковь казалась приземистой. Но для Колпина, где преобладали одноэтажные деревян-ные дома, эта высота была внушительной.
Храм имел три престола: главный – во имя Святой Троицы; правый –во имя Святителя Николая чудотворца и левый – во имя Тихвинской иконы Божьей Матери.
В храме находилась главная колпинская святыня – чудотворная икона Святителя Николая – та самая, что была найдена в 1713 г. работниками ижорских лесопилен в районе нынешней Ям-Ижоры и в 1735 г. перенесена в Колпино. Люди, исцелившиеся от недугов, одаривали икону ювелирными изделиями различной ценности. Они становились дополнительным её украшением.
Архитектор церкви не установлен. Одно время считалось, что это Растрелли. По заключению экспертизы, проведённой в 1940 г., проект принадлежит С.И. Чевакинскому. Указывается на сходство построенного Чевакинским Никольского морского собора в Санкт-Петербурге и Свято-Троицкой церкви в Колпине. Следует отметить, однако, что окончанием строительства ни Растрелли, ни Чевакинский руководить не могли: по разным причинам они покинули Санкт-Петербург в 1767 г. Шестидесятые годы XVIII в. – период смены архитектурного стиля: барокко сменяется классицизмом. Это заметно сказалось и на воплощении проекта колпинской церкви: при сохранении в основе проекта барочного стиля присутствовали и элементы классицизма, что характерно для его раннего периода.
В 1774 и в 1780 гг. церковь Святой Троицы посетила императрица Екатерина II.
С 1797 г. ежегодно на летнего Николу (9 мая по ст. стилю) устраивались крестные ходы на место обретения иконы — к Ям-Ижорской часовне. Богомольцы добирались до Колпина от Александро-Невской лавры по Шлиссельбургскому тракту и правому берегу Ижоры. Этому обычаю суждено было сыграть большую роль в духовной и экономической жизни Колпина и колпинцев.
© Г.А.Ефимова, Р.С.Иволга, Е.П.Сизёнов. --- С уважением. Евгения
дневник evva
Бриф (Brieff) из Эльзаса в СПб и Киеве, Кутузовы (Новг. губ); Хотяинцовы (Тульская, Рязанская губ); Мазуркевич (С.Пб, Польша, Вильнюс); Лукины (Москва, СПб, Новг.губ.), Думенские и Феоктистовы( Москва) | | Лайк (1) |
evvaМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 7122 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 2904 | Наверх ##
5 апреля 2020 16:30 Продолжение.
(История нашего города, глава 3) Формирование нового облика Колпина (1803-1860 гг.) 22.10.2005
3. Формирование нового облика Колпина (1803-1860 гг.)
Адмиралтейские Ижорские заводы
Реконструкция заводов
К концу XVIII в. ижорские производства пришли в упадок. В ветхом состоянии под угрозой разрушения находилась плотина, производительность мастерских снижалась. Контора заводов к тому времени отсутствовала. Требовалась полномасштабная реконструкция, а для неё необходимы были крупные вложения.
С предложением разработать проект реконструкции заводов Адмиралтейство обращается к шотландцу Карлу Гаскойну – инженеру, прибывшему в 1786 г в Россию и руководившему к тому времени несколькими заводами. Гаскойн назначается директором АИЗ. Должность главного архитектора заводов занимает соотечественник Гаскойна Вильям Гесте. Он разработал проекты мастерских и заводской конторы. 1 октября 1803 г. «План переустройства» Ижорских заводов Гаскойна был утверждён Александром I.
Гесте оформил западный фасад завода несколькими каменными зданиями, расположенными на одной линии. В центре – главная контора. По бокам – несколько одноэтажных зданий, расположенных симметрично по отношению к ней. От здания конторы Гесте спроектировал дорогу на Царское Село таким образом, чтобы на её линии располагались и шпиль колокольни Свято-Троицкой церкви, и флагшток здания главной конторы. Таким образом, при реконструкции заводов был создан архитектурный ансамбль, явившийся одним из факторов новой планировки Колпина.
Реконструкция заводов включала строительство новой плотины. Для регулирования уровня воды в Ижоре в 1805 г. был прорыт полукруглый канал и построена вторая плотина. Дорога на Царское Село прошла через середину канала, который, в свою очередь, образовал полукруглую площадь перед зданием главной конторы.
Мастерские встали на берегах бассейна в два ряда. Почти все они были построены уже в 1804-1805 гг.
Вскоре после скоропостижной кончины Гаскойна в июле 1806 г. фактическим управляющим заводами становится его соотечественник и ученик Александр Вильсон.
В апреле 1807 г. случилось разрушительное наводнение: воды Ижоры прорвали новую плотину и затопили мастерские. Новые каменные цеха, построенные по плану реконструкции, не были затронуты, но унесло старые деревянные строения, была повреждена дорога на Усть-Ижору, сорваны мосты через Ижору.
В начале июня, когда вода спала полностью, приступили к исполнению нового плана мероприятий по решению проблемы весенних наводнений. Самая трудоёмкая часть плана – сооружение правобережного (прямого) канала – была завершена в 1809 г. В его продолжении за окраиной селения была построена третья плотина.
Успешно произведённая реконструкция привела к созданию уникальной по тем временам промышленной архитектуры. Облик заводов и села Колпино переменился столь кардинальным образом, что 1803 год одно время считали годом основания Ижорских заводов.
Дальнейшее развитие заводов
С выполнением Плана реконструкции Ижорские заводы сформировались как одно из крупнейших в России многопрофильных предприятий. Вильсон стремился внедрить на АИЗ технические новинки, появлявшиеся за границей, в первую очередь в Англии. При нём АИЗ начали принимать участие в российских и международных выставках. Особенно высоких оценок удостаивались на них навигационные приборы, выдающуюся роль в разработке и производстве которых сыграл мастер А.В. Самойлов.
В 1823 г. Колпино посетил император Александр I, в 1835 г. – император Николай I. Осмотрев мастерские и госпиталь, Николай I выразил Вильсону «высочайшее своё удовольствие». К этому времени был подготовлен новый генеральный план развития заводов и села Колпино, в январе 1836 г. утверждённый императором. Начался новый этап развития предприятия.
В середине пятидесятых годов загрузка АИЗ значительно увеличилась. Это было связано с Крымской войной. В 1856 г. загрузка по сравнению с довоенными годами более чем утроилось. Кроме производства, осуществлялся ремонт военной техники.
В августе 1856 г. завершилась эпоха Вильсона на АИЗ. К тому времени за 60 лет служения России он был произведён в инженер-генералы, удостоен всех орденов Российской империи. АИЗ возглавил инженер-кораблестроитель Карл Швабе. Его задачей стала организация производства корабельной брони с целью создания нового Российского флота взамен старого, парусного, конец которого наступил после неудачи Крымской войны.
Организация труда
Работавшие на АИЗ делились на классы: ученики, мастеровые, подмастерья, мастера. В ученики шли дети мастеровых и рекруты. Первые обучались от трёх до пяти лет, вторые – от года до трёх лет. В мастеровые ученики переводились после сдачи экзамена.
Мастеровые делились на два класса. Более квалифицированные и опытные мастеровые первого класса могли иметь двух учеников, мастеровые второго класса – одного. Подмастерья имели трёх учеников. Руководство мастерскими осуществляли мастера. Нередко для освоения новых производств приглашались иностранные мастера, прежде всего англичане. «Английские художники», как их называли в России, перенесли на АИЗ свой богатый опыт и знания, традиции крупнейшей промышленной державы, европейскую культуру. С их участием готовились российские специалисты. Постепенно на заводах стали складываться династии ижорских мастеров, из поколения в поколение передававших профессиональные знания и навыки.
Рабочий день на заводах составлял 12 часов. Выходные нередко, особенно в период войн, не предоставлялись. Условия труда были опасными, сам труд тяжёлым. Неотъемлемой частью работы становились несчастные случаи, профессиональные заболевания.
В 1827 г. на Ижорских заводах был организован 6-й морской рабочий экипаж. Все мастеровые были разбиты на 8 рот и превращены в нижние военные чины. Во главе рот стоял командир, он же мастер. Непосредственными начальниками мастеровых были унтер-офицеры. Был на заводах особый чиновник, в обязанности которого входил надзор за мастеровыми, слежение за тем, чтобы те трудились «неленостно».
Организация труда строилась на жёсткой дисциплине, системе поощрения и наказания нижних чинов. Нередки были случаи побегов. Беглых мастеровых отлавливали и жестоко наказывали, но некоторых беглецов это не останавливало и они бежали неоднократно.
Новому начальнику заводов К.И. Швабе стало ясно, что рабочий экипаж как форма организации труда изжили себя. Но осознанию невозможности дальнейшего существования экипажа предшествовали доселе беспрецедентные события.
В 1857 г. произошло стихийное выступление, толчком к которому стало объявление воскресенья рабочим днём. 393 мастеровых направились к дому командира экипажа с просьбой отменить рабочий день. По его приказу пять мастеровых были арестованы и посажены под караул. Несмотря на то, что в воскресенье все мастеровые явились на работу, начальник заводов дал делу ход, отправив рапорт о случившемся в морское ведомство.
В Колпино прибыла генеральная комиссия военного суда во главе с вице-адмиралом Балка. Комиссия выявила многочисленные факты злоупотреблений: неполное удовлетворение провиантом, дровами, заработанными деньгами. Отмечалось, что предъявляемые в этой связи жалобы не исследованы.
Военный суд установил вину четырёх зачинщиков, трое из которых были наказаны шпицрутенами и направлением в арестантскую роту, а четвёртый «в состоянии умопомешательства, соединённого с меланхолическим направлением мыслей» был направлен в военный госпиталь. Всем остальным мастеровым было объявлено, что, обращаясь прямо к высшему начальству, они нарушают порядок службы и что за повторение такого они будут сурово наказаны.
Жизнь селения Управление селением
В 1808 г., после соединения Софии с Царским Селом Колпино вошло в состав Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Но управление селением осуществлялось не из уездного центра, а из Адмиралтейств-коллегии военно-морского министерства. Правила по управлению предприятием, утверждённые в 1806 г., определяли не только структуру заводов, но и уклад жизни Колпина. Ведь земля в селении принадлежала морскому ведомству, здесь жили только люди, так или иначе причастные к заводам. Основные учреждения (церковь, школа, лазарет) содержались государством по смете министерства. Селением и всеми его учреждениями фактически управлял начальник заводов. В тридцатые-сороковые годы строительство заводов и селения осуществлялось по плану Вильсона, утверждённому императором в 1836 г.
Перенос кладбища План Гаскойна предусматривал перенос кладбища из центра селения на другое место, но его план селения утверждён не был. В 1809 г. Вильсон получил разрешение министра П.В. Чичагова на перенос кладбища и находившейся рядом деревянной церкви Св. Троицы. Это было вызвано необходимостью благоустройства и поддержания санитарного состояния селения, а также пожароопасностью нахождения деревянной церкви вблизи литейной мастерской. Новое кладбище разместили за окраиной Колпина за Харламовым ручьём при впадении в него Прямого водоотводного канала. Церковь Св. Троицы была разобрана в 1809 г. Из оставшегося годного материала, вероятно, в том же году на новом кладбище построили небольшую деревянную церковь Св. Николая чудотворца.
Жизнь и быт мастеровых и их семей Колпино вставало рано: летом звон заводского колокола раздавался в 4 часа. Мужчины уходили на работу, мальчики – в школу. Мастеровые выстраивались на площади. Дежурный офицер производил перекличку, проверял соблюдение формы одежды и вёл команду к главным заводским воротам. Здесь её принимал по списку чиновник, который в свою очередь передавал мастерам и унтер-офицерам для распределения по работам. Мастеровых, не явившихся к заводу, дежурный офицер отыскивал и представлял «для употребления в работу».
С образованием морского рабочего экипажа не только работа, но и жизнь мастеровых была строго регламентирована. Всё подчинялось военным порядкам. Нижним чинам экипажа строжайше запрещалось отлучаться из села. По вечерам особый отряд производил проверку по домам и казармам. Ночью по селу ходил патруль из четырёх рядовых и унтер-офицера, который забирал и отправлял на гауптвахту всех, кто показывался на улице. Помещение на гауптвахту или наказание шпицрутенами следовало за малейшее нарушение порядка. Наказания производились на площади, в центре села, в присутствии заводской команды.
Функции сельского полицмейстера выполнял надзиратель благочиния. Он расследовал все происшествия в селе. За кражи и беспорядки на заводах и в селе мастеровых судил суд заводских чиновников, более тяжкие преступления подлежали рассмотрению военным судом.
В воскресенья и праздники, если заводы не работали, мастеровых в 8 часов утра выводили на площадь, выстраивали во фронт, и после переклички и чтения статей устава и регламентирующих документов вели в церковь.
Холостые мастеровые жили в четырёх деревянных казармах. Здесь же находилась общая кухня, в которую мастеровые сдавали свой провиант, и столовая, за питание в которой с них удерживалось 7-9 рублей в год.
Жениться и привести жену в заводское селение дозволялось только по разрешению начальника заводов. Для семейных мастеровых выделялось место для строительства дома, выдавалась ссуда из внутреннего заводского капитала. Предоставлялись некоторые стройматериалы и возможность использовать мельницы для распиловки брёвен.
Дома в селении были однообразные: одноэтажные, с тремя окнами и двускатной крышей. К каждому дому примыкал небольшой двор. В нём находились сарай для дров и хлев для скота. За дворами располагались огороды. Для выгона скота жители Колпина нанимали землю у соседних крестьян ввиду для этого отсутствия своей. Крупный рогатый скот держали в основном для молока и по большей части летом: покупали весной и убивали к зиме на мясо.
Дом и огород были заботой женщин. «Все лица, составляющие семью ремесленника, облегчают его труды участием в домашнем хозяйстве: пожилые шьют платье и обувь, удрученные же летами ловят рыбу, ходят за птицею и скотом и т. п.; даже и дети ремесленника в свободное время от ученья привыкают заботиться о своем хозяйстве и работают в огороде или сбирают в окрестных лесах ягоды, грибы и травы; всё это служит немаловажным подспорьем в пище».
Комнаты сдавали в наём приезжавшим в Колпино богомольцам, а также чиновникам под дачу, торговцам.
За недостатком своих овощей их покупали у приезжавших окрестных огородников, в т.ч. у немецких колонистов. У приезжих покупали рыбу, посуду, ткань. В Колпине (рядом с колокольней) была и своя лавка с тканью. Чай, кофе, сахар, разные лакомства, фарфор, стекло покупали в «мелочных лавках», которых было около 16. Была также булочная, харчевня. Право на торговлю давалось начальником заводов. Ремесленные заведения, относящиеся к отраслям заводского производства (например, кузнечное), были запрещены.
Заводское начальство стремилось поддерживать среди мастеровых трезвость. Накануне праздников издавались приказы о правилах поведении на улицах Колпина и в питейном доме. Всем нижним чинам и заводским служащим запрещалось распитие спиртных напитков в питейном доме и предписывалось уносить их домой, «чтобы в селении повсюду сохранена была тишина и спокойствие».
Пути сообщения Первые дороги
К первым дорогам, соединявшим Колпино с окрестными населёнными пунктами, были дорога от Усть-Ижоры с Ям-Ижоры и от села Вознесенское до Колпина.
Дорога от Усть-Ижоры до Ям-Ижоры несколько десятилетий была единственной, соединявшей Колпино с Санкт-Петербургом. Дорога была вымощена булыжным камнем.
В мае 1844 г. Николай I повелел устроить шоссе между Колпином, Ям-Ижорой и Царским Селом. В 1847 г. строительство шоссе началось, а в июне 1849 г. завершилось. Оно соединило Архангелогородский тракт с Московским.
Дорогу между Колпином и Московской Славянкой для улучшения сообщения Колпина с Царским Селом и Павловском построили в 1854 г. ввиду частых проездов императорской фамилии из Царского Села на Колпинскую станцию Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Но АИЗ не имели средств на ремонт дороги, и к 1859 г. она была разбита, на что указал после проезда по ней император Александр II. Дорога состояла из сплошного ряда ямок, между которыми попадались довольно крупные камни. Ремонт дороги был произведён в том же году.
Железная дорога Большим событием в жизни Колпина стало строительство Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Получив летом 1844 г. сообщение из Главного морского штаба о предстоящем начале работ по сооружению Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, Вильсон создал заводскую комиссию для оценки строений, предполагаемых к сносу. Тринадцать частных усадеб и заводской сарай необходимо было перенести на новое место. Их владельцы получили из казны компенсацию.
Станция IV класса Колпинская с пассажирским домом (вокзалом) открылась 9 мая 1847 г. Участок Санкт-Петербург — Колпино носил название «опытного пути» и стал первым сданным в эксплуатацию отрезком дороги.
На «опытном пути» проводились испытания мостов, подвижного состава, средств связи, земляного полотна и верхнего строения пути. С 1848 г. в широких масштабах производились опытные воинские перевозки.
Полностью Санкт-Петербурго-Московская железная дорога была построена в 1851 г.
С 1852 г. через станцию начала доставляться простая (частная и казённая) корреспонденция. Ежедневно она отправлялась из столичного почтамта в почтовом вагоне и вручалась кассиру. Заказные письма, денежные переводы и посылки поступали на ближайшее отделение в Усть-Ижоре два раза в неделю; с завода за ними посылали нарочного.
Открытие железной дороги значительно преобразило облик селения. Считавшаяся ранее главной Никольская улица уступила первенство Троицкой, возникшей как дорога от пассажирского дома к Свято-Троицкой церкви. Именно она теперь встречала поток богомольцев. В начале пятидесятых на Троицкой строятся двухэтажные каменные дома, хозяева которых предоставляли приют приезжающим. С Никольской улицы на Троицкую переместилась гостиница. Вдоль оживлённой магистрали появляются дома торговых людей с магазинами, и улица становится сосредоточением торговой жизни Колпина. Происходит интенсивная застройка близлежащих переулков.
Образование В 1808 г. была основана школа кантонистов при АИЗ. В кантонисты зачислялись сыновья мастеровых. Школу они были обязаны посещать с 6 лет. В первые годы существования школы обучали, как и в большинстве российских школ такого типа, главным образом, чтению, письму и Закону Божию. С развитием производства на АИЗ и началом изготовления сложной продукции (навигационных приборов и др.) заводу требовались квалифицированные кадры, поэтому ввели преподавание физики, чертёжного дела, других предметов, требовавшиеся для овладения профессией. Внутренний распорядок школы отличался строгостью, царила военная муштра, практиковалось наказание розгами.
По достижении 14 лет большинство кантонисты переводилось в мастеровые четвёртого класса (т.е. в ученики) рабочего экипажа. В учениках они состояли пять лет.
В 1836 г. Вильсон устроил в своём доме первую в Колпине школу для девочек. Их обучали грамоте, Закону Божию, рукоделиям. Число девочек в школе достигало 60.
К середине века открылись три частные школы, в которых обучалось несколько десятков учащихся.
В описании 1854 г. упоминается приходское училище в колокольне Троицкой церкви.
Представление о грамотности колпинцев даёт описание села за 1863 год: «Между жителями села Колпино грамотность развита более чем где-нибудь в России: на сто человек грамотных едва и найдется трое не умеющих читать и писать».
Церковь и духовная жизнь колпинцев Кладбищенская церковь Св. Николая Итак, в 1809 г., на новом кладбище, построили церковь Св. Николая чудотворца. Иконостас, утварь и образа для храма по разрешению министра Чичагова были взяты из церкви Св. Захария и Елизаветы, находившейся в башне под шпилем главного Адмиралтейства (она была закрыта в 1808 г. в связи с возведением нового здания Адмиралтейства по проекту А.Д. Захарова).
В 1828 г. кладбищенскую церковь перестроили. Она представляла собой небольшой деревянный храм длиной 14, шириной 6 метров с жестяной двускатной крышей и полукруглой лестницей центрального входа. С северной и южной стороны располагались крытые галереи, ограждённые железными решетками и в зимнее время закрытые стеклянными рамами. Крышу церкви венчала колокольня в виде ротонды с небольшим куполом, укреплённым на чугунных столбах. На колокольне находилось четыре колокола.
Зимой церковь вмещала 130 человек, летом – 200 (за счет террас). Собственного причта не имела, служили здесь священники Свято-Троицкой церкви, к которой она была приписана.
Свято-Троицкая церковь Троицкая церковь оставалась центром духовной жизни православных колпинцев. А в праздник летнего Николы чудотворная икона Св. Николая притягивала к себе тысячи богомольцев из столицы и окрестностей. Они приезжали в Колпино на дрожках, телегах, знатные и состоятельные – в каретах и колясках. Большинство же приходили пешком. По Никольской улице богомольцы, достигнув церковной площади, расходились по разным улицам села. Другая часть богомольцев прибывала по Неве и Ижоре на речных судах («тихвинках»), отправлявшихся от Александро-Невской лавры и вмещавших 40 человек.
Так продолжалось полвека, до постройки железной дороги. Именно на праздник летнего Николы (9 мая) была пущена в 1847 г. её первая очередь от Санкт-Петербурга до Колпина. Теперь богомольцы из столицы получили возможность добираться до церкви по железной дороге, поскольку накануне и в этот день до Колпина ходили специальные поезда. Со строительством железной дороги поток столичных богомольцев значительно возрос. В середине XIX в. приезжавших на праздник летнего Николы было до 8 тысяч, что примерно в полтора раза больше постоянного населения. К колпинской святыне петербуржцы прибывали и в другие дни.
В тридцатые годы XIX в. по обе стороны от колокольни, вдоль улицы, были выстроены ряды деревянных лавок, а по бокам лавок были сооружены деревянные часовни. В 1858 г., к торжественно отмечавшемуся столетию закладки церкви, прежняя деревянная ограда была заменена каменной с деревянной решёткой и чугунными воротами.
Духовная жизнь колпинцев находилась под жёстким контролем. Надзиратель благочиния во время службы находился в церкви; в его обязанности входило «иметь бдение, чтобы всякий из заводских чинов и служителей… во время службы пребывали со страхом в молчании и чтобы была соблюдена тишина и благоволение». Нижним чинам экипажа приказывали «исполнять долг религии», то есть быть у исповеди и святого причастия и ни под каким видом от сего не уклоняться под опасением законного за сие взыскания».
Конфессиональный состав населения Колпина О вероисповедании колпинцев можно судить по данным, приведённым в очерке 1854 г., по состоянию на 1852 г.:
Обращает на себя внимание диспропорция мужского и женского населения в разных возрастных категориях. Это, в частности, говорит о значительном количестве холостых мастеровых, что связано с трудностями создания семьи в закрытом селении и ограничениями на возможность жениться на стороне. Наибольшая диспропорция среди католиков обусловлена самими обстоятельствами появления польской диаспоры в Колпине (военнопленные, взятые при подавлении польского восстания 1831 г.). В условиях значительного преобладания православного населения естественным представляется переход в православие жителей иных конфессий.
Колпинская ярмарка Описание праздника летнего Николы приведено в книге «Колпино. Селение Ижорских Адмиралтейских заводов». Ещё накануне с утра на улицах оживлённая торговля: огородники с овощами, горшечники с разной глиняной посудой, разносчики, финки из окрестных деревень с бутылками сливок, немки из колоний с корзинками сливочного масла. На церковной площади приезжие торговцы разбивают палатки для ярмарки. К вечеру в село прибывают пешие богомольцы, в основном женщины, одетые по-праздничному, с узелками в руках.
«Помолившись и пообедав, никто не обходится без увеселений, а тем более праздный простолюдин, и к вечеру ярмарка оживляется».
Среди нехитрых развлечений – раёк: поставленный на двуножник ящик в виде цветного домика с тремя круглыми стеклами и надписью: «самая новая панорама показывает разные города».
«Другая толпа простого народа собирается где-нибудь в стороне ярмарки, около буро-серого медведя. … Он, ходя кругом на задних лапах и поворачиваясь с боку на бок, тяжело представляет разные движения из крестьянского быта под распевные рассказы вожатого… Рядом – другой мужик, «козлятник», надевает на голову холщовый мешок в заплатах с деревянной мордой козы и, хлопая её челюстями, или под дробь своего барабана пляшет в том же кругу в виде животного с рогами. Вожатый под конец представления поручает медведю собрать с толпы копейку, и даёт ему в лапы свою шапку…
Где-нибудь вертится и иностранный плясун в узком красном наряде и шляпой с перьями. С удивительным терпением он подпрыгивает с ноги на ногу под писк своей лиры. Кое-где вдоль большой улицы за двугривенный показывает своё искусство так же разодетый скоморох».
«Но эти зрелища увеселяют только простой народ и детей. Военноремесленники, по своей образованности, ими пренебрегают и проводят весь праздник у себя дома, беседуя со всем семейством, родственниками и знакомыми, и угощаясь чем Бог послал…».
© Г.А.Ефимова, Р.С.Иволга, Е.П.Сизёнов.
--- С уважением. Евгения
дневник evva
Бриф (Brieff) из Эльзаса в СПб и Киеве, Кутузовы (Новг. губ); Хотяинцовы (Тульская, Рязанская губ); Мазуркевич (С.Пб, Польша, Вильнюс); Лукины (Москва, СПб, Новг.губ.), Думенские и Феоктистовы( Москва) | | Лайк (1) |
|