На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Имена, фамилии и географические названия - этот раздел на форуме открыт для вопросов о возможном их происхождении, а НЕ для объявлений о поиске. Не рекомендуется открывать новую тему по ОДНОЙ фамилии или по одному имени. Такие темы будут удаляться.
Не НУЖНО копировать многоступенчатые диалоги. Такое копирование подлежит удалению. Отвечайте на конкретный заданный вопрос. Пустые сообщения с "спасибо........" удаляются без предупреждения. Есть три возможности поблагодарить: кнопка "лайк" в поле сообщения того, кто вам помог, кнопка " + " под аватаркой, благодарность по кнопке "Отзыв" там же.
Молдавские, румынские, бессарабские имена и фамилии
Их возможное происхождение\ значение и правописание
Румынский язык возник на основе т.н. "народной латыни", на которой говорили римские колонисты, переселившиеся на восток Балканского полуострова после завоевания Дакии Римом. Впоследствии язык испытал влияние местных и соседних языков, включая новогреческий и славянские языки. В средние века в румынском языке использовалась письменность на основе кириллицы (в Трансильвании также - латиницы). В 1862 году кириллица была официально заменена латинской графикой. Молдавский язык (limba moldovenească, лимба молдовеняскэ) большинством современных лингвистов не выделяется как самостоятельный язык, а рассматривается как один из диалектов румынского. Таким образом, существование отдельного термина "молдавский язык" объясняется скорее политическими, чем лингвистическими причинами. До 1989 года в молдавском языке использовалась кириллическая графика, позднее была введена латиница (в соответствии с нормами современной румынской орфографии). Государственным языком Республики Молдова, согласно Конституции, является "молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики". В то же время, непризнанная Приднестровская Молдавская республика продолжает использовать кириллическую графику.
Имена, использующиеся на территории Румынии и Молдавии, можно условно разделить на несколько групп: 1. Имена из православного календаря (православие исповедует 86,8 % жителей Румынии и 98% населения республики Молдова): Andrei, Gheorghe, Maria, Elena (Ileana), Nicolae, Vasile. 2. Имена, заимствованные из славянских языков: Radu, Mircea, Vlad. 3. Имена, происходящие от румынских лексем: Luminiţa (рум. lumină - "свет"), Viorel, Viorela и Viorica (рум. viorea - "фиалка, колокольчик"), Brânduşa (рум. brânduşa - "крокус"). 4. Имена из католического календаря (в основном, заимствованные из западноевропейских языков в XIX-XX вв.): Albert, Robert, Ferdinand. 5. Имена, заимствованные из родственных романских языков (в основном, итальянского и испанского) в XIX-XX вв.: Beatrice, Bianca, Carmen. 6. Имена из истории Древнего Рима, появившиеся на фоне всеобщего увлечения античностью в XIX в.: Ovidiu, Virgil (Virgiliu), Aurel, Liviu. Большинство имен имеет множество кратких и уменьшительно-ласкательных форм, которые могут употребляться и как официальные имена: ср. румынский политик Chivu Stoica и генерал Paraschiv Vasilescu (Chivu - краткая форма от Paraschiv), футболист Ionuţ Rada и политик Ion Iliescu (Ionuţ - уменьш. от Ion). *Внимание: румынские и молдавские фамилии могут совпадать по форме с личными именами: Gheorghe Radu и Radu Gheorghe, Matei Constantin и Constantin Matei. Поскольку в разговорной и письменной речи употребляется как прямой порядок (имя - фамилия), так и обратный (фамилия - имя), это может создавать определенную путаницу.
Помогите, пожалуйста, разобраться с фамилиями Халабузарь (предположительно молдавская - "надутогубый"?), Кердивар, Бадян (якобы её вариант - Вагян), Голубей, Кривой, Фурдуй, Пынтя (в Закарпатье - Пинта), Гержавко (Гыржавка, село в Молдове с украинским населением). Фамилии отмечены в Краснодарском крае в молдавских или смешанных сёлах. Выходцы из Бессарабской губернии второй половины 19 в. Очевидно, с самого начала фиксируются только русским делопроизводством, а, вернее, малорусским. Многие носители 2-3-язычны с самого переселения.
А в украинском словнике ( проф. Д І. Яворницький). я нашла Гандула - барышник, - гандельщикъ. зафиксировано в Екатерин. губернии.
Может Д пропало во тьме веков
.
[/q]
Все может быть, конечно, могла "д" выпасть.
А вот про 200 молдаван на начало 20 века в Долгой Пристани я ошиблась. Это сведения на 1830-е:" В Балтском уезде насчитывалось 48 селений, в которых расселились молдаване. По данным VIII ревизии (середина 30-х годов XIX в.), в 12 селениях молдаване составляли небольшое число: Гидирим и Домницы — по 36 человек, Зазуляка — 34, Дойбаны — 24, Ержово — 20, Ягорлык и Констанция — по 17, Любомирка — 14, Сарацеи — 11, Флера — 9, Терноватое — 4, Глубочки — 3 человека. В то же время более 30 молдавских селений были достаточно многолюдными. Наиболее крупные из них: Плоть — 564, Лозоватая — 503, Тымково — 375, Цыбулевка и Лобушна — по 353, Молдаванка — 347, Кульна — 302, Нестоиты — 300, Гонараты — 285, Топалы — 274, Гармацкое — 265, Черное — 264, Рыбница — 255, Красненькое — 234, Воронково — 203. Такие селения, как Коссы, Борщи, Колбасна, Гаваносы, Выхватинцы, Дубово, Тысколунга, Жура, Кривое озеро, Долгая пристань, насчитывали до 200 жителей; остальные — Мокра, Бутучаны, Попенки, Михайловка, Мошняги, Еленовка, Большая Мечетя, Мироны, Малая Мечетя и ряд других — от 40 до 100 человек".
Дело в том, что село Долгая Пристань, в котором встречались обе эти фамилии, частично состояло из молдаван. Встречала где-то данные, что на начало 20 века там жили 200 молдован. И там не только эти фамилии, похожи на молдавские/румынские, но и другие. К примеру, Мариан, Кучмагра (в 1796, кстати Кучмагра писался как Кушмагра), Джосан, Карабун, Борик, Громыш, Мырза, Гнатыш, Солонар, Уретий. От Долгой Пристани до столицы Молдовы - 273 км, а, к примеру, до Рыбницы - 178 км. Так, что - да, хорошо, если бы откликнулся носитель языка.
[/q]
Село Довга Пристань, в минулому Пристина, належить до Миколаївської області Первомайського району. В минулому воно належало до Кам’янець – Подільської губернії Балтського повіту Богопільської волості.
Село Довга Пристань розташоване в 25-ти кілометрах від міста Первомайськ. До найближчої залізничної станції Голта – 25 км, до обласного центра Миколаїв – 180 км.
С переказів старожилів село Довга Пристань або як його називали Пристина існує з часів, коли територія між Дніпром і Південним Бугом відійшла до Росії за умовами Кочук - Койнарджійського миру. Це було в 1774 році після закінчення війни Росії з Туреччиною.
В селі живуть старожили, які розповідають, що їх батьки пам’ятали, коли на правому березі ріки Південний Буг, Довгої Пристані був незаселений степ, по якому ходили отари овець турків. Бували випадки, коли вівці переходили ріку і їх перегонили назад жителі села. Більш давніх подій люди не пам’ятають.
Чому село називають Довга Пристань? Є декілька легенд щодо походження села. Одна зних, що прізвище першого поселенця було Довгий. Займався рибальством. Рибу він полюбляв ловити біля скали (східна частина села). Звідси і назва села Пристина, а потім – Довга Пристань. Старожили розповідають нам ще про одну назву походження села, що чумаки їздили по річці в Одесу , а на бугрі над річкою поселився чоловік на прізвище Довгий. Так і з’явилася назва Прістіня біля Довгого пізніше вже Довга Пристань.
Старожили поселилися в самій пересіченій місцевості тому, що вся земля належала поміщикові, який дозволяв селитися лише на місцевості, яку не можна було обробляти.
Самі старі поселення (тепер уже зруйновані) були Громиша Теофана, Громиша Мефодія. Один з них побудувався біля самої річки, а другий біля кладовища.
Поступово навколо них виросло ще з десяток хатин – оце і була Пристина.
В період Столипінських реформ виник поселення Олександрівка , назване так паном Супруном Олександром на свою честь.
Засновник Олександрівки – переселенець із Київської губернії. Всі жителі села і поселення були кріпаками пана Супруна.
Поміщицький маєток був розташований на рівній місцевості за селом, обнесений дерев’яною огорожею, з прекрасним фруктовим садом, парком, що розкинувся до невеличкої річки. На хорошому місці, крім панської садиби, були садиби панського управителя, десятника. Це була мальовнича місцевість, де багато років тому поселилися наші предки. Рідко їм доводилося милуватися красою природи.
Навколо села розкинулись чудові поля чорнозему, які оточують село, підступаючи з півночі, сходу і заходу. В старі часи люди розташовувалися ближче до річки, так що степ підступав до самого села.
Вся земля – 4500 десятин належала поміщикам. Вона переходила від одного поміщика до іншого, але панщина залишалася. Умови панщини були надзвичайно важкі. Селяни працювали на поміщицькій землі, будували поміщицькі будівлі, обслуговували панські покої. Все це робили за ті клаптики землі, яку віддавав поміщик у користування селянам. На схід від села, за яром, були землі селянські і общинні. Ці землі не відзначалися родючістю.
До цього часу збереглися рів і вал, якими поміщик відгороджував свої землі від землі общини.
Після реформ 1861 року в селі було багато селян, яких називали боблями. Це категорія селян, які зовсім не отримали землі. Два рази на рік вони повинні були платити по 4 крб., так званого бобльового. Це був податок за те, що вони ходили по панській землі. Поміщик не дозволяв боблям ходити до річки, напувати і пасти худобу. Поміщик Долінський карав боблів за те, що вони користувалися прогонами, а тому селяни змушені були продати худобу. Важке, становище цієї категорії селян. У Долінського відкупив землю поміщик Наводний, який ладен був шкуру зняти з селян. Землю отримували в поміщика Рибчинського. Після реформи 1861 року Супрун володів 1000 десятин землі, Коваленко 800 десятин, місцевий піп 100 десятин.
>> Ответ на сообщение пользователя valcha от 6 июля 2021 16:26
Спасибо большое! Старшая сестра моей бабушки Елена вышла замуж за Амвросия Федорова Тунула из Долгой Пристани в 1921 году. В свое время для меня стало открытием, что отец бабушкиного племянника Вани Тунова носил фамилию Тунул, а не Тунов))). Поэтому я начала изучать это село. Первые исповедки, которая сохранилась - 1796 год, МК - 1798. Село раньше называлось Пристань, потом лет через 20-25 после 1796 к ней добавилось Долгая. Но едва ли это из-за фамилии человека по фамилии Долгий, который якобы был первым жителем этого села. Дело в том, что эта фамилия - Долгий, появляется в Долгой Пристане лишь во второй половине 19 века. К тому времени село уже называлось Долгой Пристанью... А вот в некоторых соседних с Пристанью селах таки жили Долгие еще в конце 18 века. Думаю, оттуда они и перебрались в Долгую Пристань. Изначально село принадлежало Францишеку Салезию Потоцкому, а затем его сыну Станиславу Щенсному (Феликсу) Потоцкому, входило в Богопольский ключ их обширных владений. До 1793 года - это территория Речи Посполитой. Ну, а потом Долгую Пристань Потоцкие продали.
И там не только эти фамилии, похожи на молдавские/румынские, но и другие. К примеру, Мариан, Кучмагра (в 1796, кстати Кучмагра писался как Кушмагра), Джосан, Карабун, Борик, Громыш, Мырза, Гнатыш, Солонар, Уретий.
[/q]
Джосан - просто "житель Нижней Молдовы". С Кучмагра, Карабун, Мырза, Солонар, Урекие вроде бы можно разобраться. А вот Громыш и Гнатыш - вряд ли румынского происхождения.
--- Сутоки Старорусские /Залучские, Никольская слобода г.Новгород. Книга Памяти д.Сутоки
И там не только эти фамилии, похожи на молдавские/румынские, но и другие. К примеру, Мариан, Кучмагра (в 1796, кстати Кучмагра писался как Кушмагра), Джосан, Карабун, Борик, Громыш, Мырза, Гнатыш, Солонар, Уретий.
[/q]
Джосан - просто "житель Нижней Молдовы". С Кучмагра, Карабун, Мырза, Солонар, Урекие вроде бы можно разобраться. А вот Громыш и Гнатыш - вряд ли румынского происхождения.
[/q]
Как бы там ни было, какое бы происхождение этих фамилий ни было, но Долгая Пристань в свое время была сосредоточением редких нетривиальных фамилий. И едва ли это простая случайность. Мариан - осталось 9 носителей в Украине, Гнатыш -20, Карабун - 33, Борик - 34 (но есть еще 415 - Борык), Уретий - 67, Кучмагра - 71, Громыш - 85, Джосан - 162, Солонар - 412, Мырза - 692. Про Тунул, которые теперь Туновы уже писала - 17, как и про Ганул - 228.
Так что с офамиливанием ваших крестьянских арнаутов, выходцев из Турции могла произойти полная "сборная солянка" по времени и способу.
dsfin написал:
[q]
Скажите пожалуйста, а когда вообще у жителей Молдавии и Румынии, не у знати, а у крестьян фамилии появились???
[/q]
А вообще, процесс был долгоиграющим, начало его связано с переписями, ревизиями, налогообложением населения, появлением МК и ИК в регионах
dsfin написал:
[q]
При этом через 9 лет после заселения села абсолютное большинство жителей выходцев из Турции записаны в метрические книги под украинскими фамилиями. А несколько человек, в том числе и мой предок записаны вообще без фамилий. Только имя есть.
[/q]
Значит Ваш предок несколько запоздал, в следующей МК есть уже фамилия?
[/q]
Ух. Я название села не написал, оказывается. В статье про арнаутов по Вашей ссылке село называется Скаржинка (по имени владельца Скаржинского), если точней, то название Большая Скаржинка, но это старое название, с начала 19 века оно называется Трикраты находится в Вознесенском районе, только относится этот район сейчас к Николаевской области Украины, в Одесской области никакого Вознесенского района нет в статье ошибка. И до своего закрепощения жители села были Бугскими казаками.
Что касается долгоиграющего процесса, то в том-то и дело, что никакого долгоиграющего процесса тогда еще не было, село основано около 1775 года (война русско-турецкая закончилась в 1774-м), вот и основали его выходцы из Турции служившие в арнаутских полках и перешедшие на сторону русских, этих полков в русской армии вроде как 2 было. первая метрическая книга из сохранившихся появилась вместе с постройкой церкви через 9 лет в 1784-м. Девять лет это очень небольшой срок для истории. Вот за этот небольшой срок люди и приобрели свои фамилии. Которых до этого у них не было.
Украинцы получили фамилии на рубеже 16-17 веков. В 18 веке в Украине у всех есть фамилии. Иметь фамилию в то время это уже давно норма. Появились какие-то люди без фамилий и им их дали, чтобы было как у всех. Кому-то раньше, кому-то позже дали. Тут вопросов нет.
Но в Турецкой Империи в то время жило много разных народов часть из них имели фамилии, часть нет. Вот у меня и возник вопрос, когда молдаване и румыны получили фамилии? А арнауты когда??? Я тоже не знаю.
Русские в России получили фамилии по указу царя Александра III в 1888 году. До этого времени у русских фамилий не было, только у дворян были. Турки получили фамилии во время реформы 1934 года, до этого времени у турок фамилий не было, были имя и отчество. В 1935 году Мустафа Кемаль Ататюрк получил фамилию Ататюрк. До 1935 года он Ататюрком не был.
А когда появились фамилии у жителей Молдавии и Румынии???