Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ" (кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги. |
Вопросы к ревизиям и исповедным росписям
отыскиваем причину несоответствий в основных генеалогических документах, ждём подсказок форумчан
ppp194 Ростов-на-Дону Сообщений: 379 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 225
| Наверх ##
5 января 2009 6:24
Здравствуйте! Помогите пожалуйста советом вот в такой ситуации, село по которому я работаю - село Койсуг, входило в состав: - в Мариупольском уезде Екатеринославского наместничества 1782-1796г.г. - в Ростовском-на-Дону уезде Екатеринославской губернии 1797-1888г.г, - в Ростовском-на-Дону округе Области Войска Донского 1889-1920г.г. Теперь что касается Епархиальной принадлежности села Койсуг (церковь в селе с 1783 года): · Славянская и Херсонская 1775 -1784г.г., Ново-Ростовское благочиние, кафедра в Полтаве · Славянская и Херсонесо-Таврическая 1784-1786 г.г., Ново-Ростовское благочиние, кафедра в Полтаве · Екатеринославская и Херсонесо-Таврическая 1786-1797 г.г., Ново-Ростовское благочиние, кафедра в Полтаве · Новороссийская и Днепровская 1797 -1803 г.г. ,Ново-Ростовское благочиние , кафедра в Новомиргороде · Екатеринославская, Херсонская и Таврическая 1803-1837 г.г.,Ростовское благочиние, кафедра в Екатеринославе (Днепропетро · Екатеринославская и Таганрогская 1837-1911 г.г., 2-ое Ростовское благочиние ,кафедра в Екатеринославе (Днепропетровске) В Госархиве Ростовской области находятся метрические книги Успенской церкви села Койсуг за 1822-1858 г.г., 1888-1889 г.г., 1899 г. , исповедные книги, книги брачных обысков и Клировые ведомости по Ростовскому благочинию отсутствуют. Причем метрики за 1822-1858 годы это церковный экземпляр, т.к. есть акт о изъятии данных метрик из церкви и передачи их в архив в 1938 году. метрики за 1888-1889 г.г. и 1899 год это точно консисторский экземпляр так как книги сшиты за один год по церквям 2-го Ростовского благочиния. Теперь собственно вопрос если предположить что консисторские экземпляры велись и отправлялись в Епархиальный центр, то следует ли искать метрические книги, исповедные книги, книги брачных обысков, клировые ведомости именно там, то есть если кафедра Епархии находилась в определенном городе то и документы свозились туда, в моем случае в Полтаву с 1782-1797, в Новомиргород с1797-1803, и в Екатеринослав (Днепропетровск) с 1803-1911? Заранее благодарен за помощь, с уважением Николай. | | Лайк (1) |
Елагин Сообщений: 721 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1064 | Наверх ##
19 января 2019 11:10 Через 13 лет происходит сбой писаря или кого то там. И переселившись в 1786 году на новое место Трофим вместо 63 летнего возраста взрослеет до 83 /на 20 лет!/ его жена становится возрастом как должен был он,63 лет/прибавка+6/ Сергей прибавляет не к своим годам .а возрасту мамы на третью ревизию вместо своего!! ему теперь 25+13=38 лет! Ну а другой брат,Николай ,страдает меньше, он прибавляет к возрасту брата вместо своего ,т.е ни к 16,а к 18 годам! Этой копии нет ,только выписка. Но ситуация выглядит как я описал. Ошибка обнаружена,механизм понят. С ревизиями теперь всё понятно ,ошибки и далее будут кочевать из ревизии в ревизию! Это многие отмечали и я это тоже подтверждаю. Т.е.Трофиму по ревизии 1811 года должно стать 99 лет и т.д. Есть выписка -это подтверждено!!! | | |
Елагин Сообщений: 721 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1064 | Наверх ##
19 января 2019 11:26 Ну и теперь есть смысл коснуться исповедных росписей. Ведь там то будет писать не писарь допускающий ошибки ,а священник или по крайней мере дьяк с его слов или кто там ещё. Отмечу что село образовалось в 1784 году. Трофим Матарыкин перебрался в село в 1786. Священник появился в селе в 1789 году,церковь заработала в 1794 году. Священник пробыл в селе вплоть до смерти своей в 1831 году. Теперь глянем на скриншот исповедной росписи 1809 года. Прошло двадцать лет,священник уверен всех сторожилов знает в лицо и поимённо. Трофиму на этот момент согласно его природных лет должно быть- Если 50 лет на 1782,то через 7 лет,с момента знакомства со священником,57,а к моменту написания исповедки 77 лет.Достаточно много,это правда,тем более для тех лет! Сыну Сергею соответственно 18+7= 25 лет при знакомстве со священником и 18+27=45 при составлении исповедки. Смотрим скриншот и делаем выводы:
 | | |
Елагин Сообщений: 721 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1064 | Наверх ##
19 января 2019 11:38 Последний скан практически будет один к одному соответствовать 6 переписи 1811 года. То ли писарь ездил вслед за Матарыкиным один и тот же, то ли изначально приходской священник использовал как то ему доступные , может быть копии?ревизии 1795 года? Но ошибки ревизии плавно перекочевали в исповедки. Всех жителей конечно же я не сравнивал,но вывод напросился сам собой. Теперь представим себе ,что допустим сохранился лишь один документ по селу за те годы,или исследователь решил что достаточно для изучения глянуть только в один из пяти (к примеру)за те же годы. Результатом станет крайне ложная информация по датировке жизни предков. Этот пример практически показывает,что надо прикасаться к множеству сохранившихся источников,чтоб составить наиболее правильную картину события. Пренебрежение той же попыткой углубиться или расширить диапозон архивных источников,снижает точность результата вашего же труда и порой его обесценивает. | | |
coikaМодератор раздела  Москва Сообщений: 4819 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 14527 | Наверх ##
19 января 2019 13:37 Елагин написал: [q] священники как правило грамотны[/q]
А давайте переложим ситуацию на себя, мы сейчас тоже все грамотные. Помним ли мы точный возраст всех нас окружающих людей? Родственников? Сослуживцев? Так и там, священник либо дьяк всех по возрасту на память не помнит, да и надо ли ему это? А точность результата возраста еще зависит от исполнительности писавшего. Кто-то подошел ответственно к исполнению задания, а кто-то спустя рукава. В исповедке я понимаю, возраст особо никто не сличал, там по всей видимости главным показателем было - был или не был на исповеди, и если не был то почему? Разные требования предъявлялись с спискам исповедовавшихся и спискам ревизий - вот и результат разный. Всё это еще помноженное на лень-матушку... | | |
saphronУчастник  Сообщений: 49 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 6114 | Наверх ##
19 января 2019 13:48 [q] А давайте переложим ситуацию на себя, мы сейчас тоже все грамотные. Помним ли мы точный возраст всех нас окружающих людей? [/q]
Конечно нет! И полезем ли мы искать дату и год рождения в МК или обратимся в ЗАГС? Нет. [q] В исповедке я понимаю, возраст особо никто не сличал, там по всей видимости главным показателем было - был или не был на исповеди[/q]
Да не думаю. Узелки на память вязал или особый журнал? Усердно переписывалось из года в год с добавлением родившихся за определенный период и удалением умерших. | | |
Елагин Сообщений: 721 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1064 | Наверх ##
19 января 2019 15:31 coika написал: [q] В исповедке я понимаю, возраст особо никто не сличал, [/q]
Не совсем так. Со стариками ,их возрастом возможно,а с детьми.. Я встречал дела когда на основании возраста в исповедке давали добро на брак допустим./если отсутствовала к примеру метрика/ Или разборки когда человек умер,а его не оказалось в метрике. Где искать? Как раз и использовали исповедную роспись. Если указание что ты жив в ревизии было основанием собирать налоги,то указание что ты жив в исповедке означало что ты имеешь некоторые права. Её бы просто так не вели . Скорей бы составили ,да они и были ,уверен отчёты по поводу не ходящих в церковь,писать меньше,а смысл тот же.. | | |
coikaМодератор раздела  Москва Сообщений: 4819 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 14527 | Наверх ##
19 января 2019 16:46 Елагин написал: [q] Я встречал дела когда на основании возраста в исповедке давали добро на брак допустим./если отсутствовала к примеру метрика/[/q]
Видимо где-то подходили со всей строгостью правил. Я, например, тоже встречала случаи, когда вступающим в брак занижались или завышались года, хотя казалось чего проще поднять метрики в своем же приходе и посмотреть возраст брачующихся, однако возраст был указывался примерный.. | | |
Елагин Сообщений: 721 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1064 | Наверх ##
19 января 2019 16:57 coika написал: [q] Видимо где-то подходили со всей строгостью правил. [/q]
И от души. Мне повезло у меня ,точней у предков был один скурпулёзный священник. Он досконально расписывал даты рождения,ставил номера из метрик и всякие дополнительные вещи. В итоге один проверяющий(кстати книг брачных обысков), вышестоящий священник обломал ему крылья(душу принизил). Написал на одной из страниц(НЕ зачем подробно всё описывать!-это по памяти своими словами). А сейчас найду скриншот работы другого священника,уже по линии жены. | | |
Елагин Сообщений: 721 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1064 | Наверх ##
19 января 2019 17:03 Ну скажите ,интересно ли современному исследователю кроме генеалогии что то ещё? Конечно да! И это порой давали священники предков. Вот что один написал в конце исповедки .Это в с.Аксютинцы Роменского уезда Полтавской губернии
 | | Лайк (1) |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7627 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4238 | Наверх ##
19 января 2019 18:01 coika написал: [q] А давайте переложим ситуацию на себя, мы сейчас тоже все грамотные. Помним ли мы точный возраст всех нас окружающих людей? Родственников? Сослуживцев? Так и там, священник либо дьяк всех по возрасту на память не помнит, да и надо ли ему это[/q]
Плюс другии реалии жизни! вот сейчас, в наше время, вы свои годы считаете? Глобально, наверное, нет...просто знаете точно дату рождения, потому что пишете ее постоянно в разных документах. И потому что надо знать, когда в школу, в институт, в армию, на пенсию... А еще мы отмечаем дни рождения, где нам напоминают наш возраст. Юбилеи - на работе, например и т.д. А что было раньше? Отмечали именины. Сколько при этом человеку лет, никто и не считал. Дитя - молодой - взрослый - старый. От этого и отталкиваться. А почему ревизии и исповедки вдруг начали перенимать друг у друга ошибки? - Ну, например, писарь решил уточнить у священника, сколько лет тем-то и тем-то, а то они неграмотные, не помнят... --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
|