На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Запись в метрической книге - как понять?
эта тема существует ДЛЯ ПОМОЩИ В ПОНИМАНИИ НАПИСАННОГО, а не в прочтении! Помощь по прочтению текста размещаем в теме «Помогите прочитать текст» - там живут помощники которые помогут правильно прочитать. Сообщения не по теме удаляются без предупреждения!
Как отличить консисторский экземпляр метрик от приходского см. здесь
Консисторский экземпляр - сохранились значительно лучше приходских, в архивах они хранятся обычно либо в составе фондов духовной консистории, либо в коллекциях метрических книг; - собрано несколько приходов за один год в одну книгу; - книга относительно написана более аккуратно, одним почерком и чернилами, без помарок; - содержит пропущенные записи по указу церковного суда или есть исправления в записях на полях внесенные позже по указу Консистории; - в книге подшиты выписки и указы о внесении изменений в метрическую книгу; - отсутствуют подписи в графе "восприемники"; - как правило консисторские экземпляры позже попали в ЗАГС, и там есть пометки о выдачи свидетельств; - бывают иной раз пропуски записей при переписывании и дважды одинаковые записи или есть пропуски фамилии или имени, как будто бы не разобрали запись в оригинале и забыли потом дописать.
Приходской экземпляр - хранятся в архивах в составе фондов церквей, отделов ЗАГС, коллекциях метрических книг, а также иногда включены в фонды духовных консисторий; - в одной книге собрано несколько метрик за несколько лет; - написан более небрежно, встречается разный почерк и чернила; - сам экземпляр более потерт и замызган, встречаются исправления; - с 1838 года встречаются личные подписи восприемников крещаемых и свидетелей бракосочетания.
>> Ответ на сообщение пользователя purisim от 22 апреля 2025 1:40
в тех местах, где я живу, ни разу не слышала о неприязни однодворцев к крепостным крестьянам. Хотя конечно везде могло быть по-разному. Я вообще поняла, что и само понятие "однодворцы" не всегда одно то же означает. Поэтому тут как раз не удивилась бы . Я понимаю, что 1912 год, но все-таки сложно представить - семья интеллигентная, мать дворянка, училась в консерватории, отец пусть не дворянин, но образованный человек, учился в университете, был химиком. Представляется, что круг общения должен быть несколько другим. Настолько близко общаться с крестьянином, что приглашать его свидетелем на свадьбу - ну все-таки странно. Я просто думаю, что за этим может что-то крыться.
---
фамилии в роду - Комар(и)чевы, Замараевы, Казины, Грибановы, Бурковы, Пироговы, Сметанины, Сандровы
И вот еще про дворян-мещан. Один из свидетелей на той же свадьбе Михаила и Галины был мещанин Крылов, который через год женился на матери невесты Софье (под вопросом), ну по кр мере точно тетке жениха. И он (жених) кстати тоже был свидетелем на их свадьбе. Я нашла полного тезку этого Крылова, который был сначала воспитанником кадетского училища, потом проходит как дворянин, и вот потом появляется как мещанин. Кончено это могут быть разные люди. Но как дворянин он проходит как воспреемник на крестинах у незаконнорожденных детей вместе с некой акушеркой Юлией Петровной Басовой. Которая (вероятно, ну или их было 2 акушерки с одинаковым имеем и в одном прихде. Сомнение возникает из-за того,ч то она проходит то как девица, то как вдова), принимала роды и у самой Софьи и также была воспреемницей ее дочери Галины, которая потом возможно и вышла замуж за Михаила и этот Крылов был воспреемником на их свадьбе... Короче все запутанно, но мне интересно, мог этот Крылов реально сначала быть дворянином, а потом стать мещанином? То, что дочь дворянки к совершеннолетию вполне могла стать мещанкой, вроде как уже выяснили. А если человек уже был дворянином, мог он стать по какой-то причине мещанином уже во взрослом возрасте?
---
фамилии в роду - Комар(и)чевы, Замараевы, Казины, Грибановы, Бурковы, Пироговы, Сметанины, Сандровы
>> в тех местах, где я живу, ни разу не слышала о неприязни однодворцев к крепостным крестьянам. Хотя конечно везде могло быть по-разному. Я вообще поняла, что и само понятие "однодворцы" не всегда одно то же означает.
[/q]
Ну, мне кажется, больше подходит не "неприязнь", а чванливость.
Одно из прозвищ однодворцев, - "индюки" (видимо, за схожесть характера с данной птицей).
Нет, вы не правы, название "однодворец" означает всегда одно и то же, - что данное сословие имело лишь один двор, - "дворяне бедныя". Имели некоторые однодворцы и крепостных крестьян, как правило захваченные ими в плен и, затем, закрепощенные.
Однодворцы - отважное сословие. Жили на "передке", на пограничье русских земель, и первыми принимали на себя удар нападения степных завоевателей, - нагайцев, крымских татар, хазар, и других заграничных тогда народов.
Высокая смертность из-за опасности проживания, риск быть угнанным в плен и проданным в рабство, оттого постоянное бдение и готовность в любое время дня и ночи вдруг и внезапно отражать удар! Ух, тяжко!
Прям как мушкетёры у Дюма!
В однодворцы попадали и обедневшие дворяне, и жители бывшей Речи Посполитой, которые не смогли подтвердить своё дворянство.
В общем, однодворцы - разношёрстная публика: они и потомки старого допетровского дворянства, тех же разжалованных Петром стрельцов, отпрыски боярские, кто не захотел послужить Петру l за получение нового его дворянства, выходцы из шляхты, казаки, и т.д. и т.п.
Здравствуйте! Буду благодарна размышлениям и идеям по моим загадкам в метриках. Все крутится вокруг некой Марии, в метрике о смерти матери указано, что она незамужняя. В метрике о рождении дочери — Мария Ивановна, а в метрике свадебной — отец Карол, и еще одно оглашение о свальбе, а не три, как полагалось в то время. Конечно, можно сослаться на ошибки. Но Ян у нее был дядя, который и был свидетелем на свадьбе, возможно он и устраивал судьбу племянницы, так как был военным, отставным капитаном. Но племянницы при этом незаконнорожденной? Но смотрите, какая подробнейшая метрика о свадьбе с Яном, и вот Карол там странно звучит. Мария Смоленская и мать у нее Смоленская, названа женой Карола, но при этом фамилия-то у нее девичья, и. у дочери фамилия Матери!
И. в итоге дальше в метриках о рождении детей — Стефана, Ивана и Елены она пишется Ивановной, а не Карловной. А в свидетельстве о смерти как будто никто не помнит фамилию ее матери, а отец опять Иван (мать при этом жива себе в то время).
Какие у меня идеи — отец может и Карол, но воспитывал ее дядя, в итоге она берет его отчество. Но почему одно оглашение о свадьбе?
А Вы что думаете? Может у меня тут глаз замылилися, а Вы свежим взглядом посмотрите? Все метрики прилагаю, чтобы можно было своими глазами посмотреть
Но смотрите, какая подробнейшая метрика о свадьбе с Яном, и вот Карол там странно звучит.
[/q]
Это же не метрика о венчании, а запись 1875 г. гражданского акта, заключенного в г. Люблине, что характерно именно для губерний бывшей РП. В этом акте в брак вступили Ян Эмильев Жабицкий, 24 лет, чиновник, и Мария Смоленская, 16-ти лет (ок. 1859), дочь Карла и Аполонии, ур. также Смоленской.
simba_nat написал:
[q]
одно оглашение о свадьбе, а не три, как полагалось в то время.
[/q]
Так ведь для освобождения от 2-х оглашений чиновник Ян Жабицкий и получил освобождение (индульт) от Люблинской Епархиальной Консистории. Это обычная практика того времени. Получение индульта давало возможность значительно сократить и упростить процедуру свершения таинства браковенчания, что было необходимо служащим женихам (чиновникам, военным и т.д.). 1898 г. – запись о смерти 39 л. (ок.1859) Мария Иванова Жабицкая (Смолинская) – дочь Яна Смолинского и Аполонии ур. "непамятной" (родовая фамилия - неизвестна). Чтобы снять вопросы - надо найти метрику ок. 1859 г. о рождении Марии Смоле(И)нской, а точнее - Марьяны или Марианны - имя Мария в католической Польше было табуировано по причине культа Марии Богородицы)
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Верх-Исетский завод, Екатеринбургский уезд 10 мая 1818 Венчан непременной работник Иван Аникин государственного мастерового Андрея Деянова с дочерью его девкой Варварой, жених вторым браком, а невеста первым браком 10 июля 1818 [Родилась] Непременного Ивана Аникина дочь Марфа Восприемница: Вдовы Анны Деяновой дочь Устинья Получается, Иван Аникин женился на беременной, но ребёнка признали законнорожденным? Возникли сомнения, а его ли вообще ребёнок? Правда, у этой пары потом ещё 13 детей рождается… Как раз Марфа, их первенец, моя пра---, поэтому смутили эти даты.
[/q]
Дополню ещё одной записью, которую нашёл - о смерти первой жены 25 марта 1818 [умерла] Непременного Ивана Аникина жена Евдокия, 40 лет, горячкой
Получается, раз Марфа была зачата в конце 1817, я правильно понимаю, тут только два возможных варианта?.. 1. Марфа родилась действительно от Ивана Аникина и зачата была от будущей второй жены при живой первой жене. 2. Иван Аникин взял в жёны беременную и их первый ребёнок не от него, он лишь признал её своей.
я правильно понимаю, тут только два возможных варианта?..
[/q]
Правильно. Верный вариант - 2-й, ИМХО. Если Евдокия умерла в 40 лет, то значит у Ивана Аникина были еще дети от нее? Потому и 2-й его брак был такой скоропостижный: смерть 1-й жены 25 марта, а 10 мая - 2-й брак этого работника с дочерью хозяина-мастерового. Дочка мастерового Андрея Деянова - вероятно "покрытка", оттого и дитя родилось через 2 мес. А раз Марфа родилась в законном браке, то она не признана НЗР, для этого муж ее матери должен был совершить некие процессуальные действия, суть которых - оспорить законность. Но он этого не сделал. Причина его бездействия нам неизвестна. Потому - может быть и вариант 1-й, но вряд ли... Дочка-то его работодателя... Стерпится - слюбится. Отого и детей родилось в этом браке 13. Удачи Вам в поисках!
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
я правильно понимаю, тут только два возможных варианта?..
[/q]
Правильно. Верный вариант - 2-й, ИМХО. Если Евдокия умерла в 40 лет, то значит у Ивана Аникина были еще дети от нее? Потому и 2-й его брак был такой скоропостижный: смерть 1-й жены 25 марта, а 10 мая - 2-й брак этого работника с дочерью хозяина-мастерового. Дочка мастерового Андрея Деянова - вероятно "покрытка", оттого и дитя родилось через 2 мес. А раз Марфа родилась в законном браке, то она не признана НЗР, для этого муж ее матери должен был совершить некие процессуальные действия, суть которых - оспорить законность. Но он этого не сделал. Причина его бездействия нам неизвестна. Потому - может быть и вариант 1-й, но вряд ли... Дочка-то его работодателя... Стерпится - слюбится. Отого и детей родилось в этом браке 13.
[/q]
Интересные наблюдения. Ещё немного контекста: у Ивана Аникина от первого брака дети не пережили младенчество. Они с первой женой прибыли на завод по рекрутскому набору 1812 года - Аникин стал «непременным работником», это категория населения, которые в основном жгли уголь для завода. На момент второго брака в 1818 году Ивану Аникину было 38, а первобрачной невесте Варваре Деяновой - 18. Она из семьи коренных жителей завода, обученных железному делу «мастеровых», её отец к этому времени уже умер. Главой хозяйства была её мать, вдова Анна Деянова, которой в 1818 было 44 года. С ними также жили две младшие сестры Варвары, мужчин в доме не было. Любопытный момент: по ревизским сказкам и исповедным росписям, после брака Иван Аникин не взял невесту к себе в хозяйство, а подселился к Деяновым:
Исповедная роспись 1822: Вдова Анна Игнатьева Деянова, 46 Дети ее Устинья, 20 Ирина, 14 Зять ее Иван Константинов Аникин, 42 Жена ево Варвара Андреева, 25 Дети их Стефан, 2 Марфа, 3
Любопытный момент: по ревизским сказкам и исповедным росписям, после брака Иван Аникин не взял невесту к себе в хозяйство, а подселился к Деяновым
[/q]
Поставить свою избу, тем более вновь прибывшему - непростое дело. Посмотрите по добрачным исповедкам - скорее всего Иван жил "на квартире" у кого-то из коренных жителей. И Варвара ему очень удачно подошла - и в супружницы, и в квартиросдатчицы.