На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Запись в метрической книге - как понять?
эта тема существует ДЛЯ ПОМОЩИ В ПОНИМАНИИ НАПИСАННОГО, а не в прочтении! Помощь по прочтению текста размещаем в теме «Помогите прочитать текст» - там живут помощники которые помогут правильно прочитать. Сообщения не по теме удаляются без предупреждения!
Как отличить консисторский экземпляр метрик от приходского см. здесь
Консисторский экземпляр - сохранились значительно лучше приходских, в архивах они хранятся обычно либо в составе фондов духовной консистории, либо в коллекциях метрических книг; - собрано несколько приходов за один год в одну книгу; - книга относительно написана более аккуратно, одним почерком и чернилами, без помарок; - содержит пропущенные записи по указу церковного суда или есть исправления в записях на полях внесенные позже по указу Консистории; - в книге подшиты выписки и указы о внесении изменений в метрическую книгу; - отсутствуют подписи в графе "восприемники"; - как правило консисторские экземпляры позже попали в ЗАГС, и там есть пометки о выдачи свидетельств; - бывают иной раз пропуски записей при переписывании и дважды одинаковые записи или есть пропуски фамилии или имени, как будто бы не разобрали запись в оригинале и забыли потом дописать.
Приходской экземпляр - хранятся в архивах в составе фондов церквей, отделов ЗАГС, коллекциях метрических книг, а также иногда включены в фонды духовных консисторий; - в одной книге собрано несколько метрик за несколько лет; - написан более небрежно, встречается разный почерк и чернила; - сам экземпляр более потерт и замызган, встречаются исправления; - с 1838 года встречаются личные подписи восприемников крещаемых и свидетелей бракосочетания.
Исповедные ведомости - источник права для заключения законного церковного брака (подтверждение принадлежности к приходу, сословию, соблюдения возрастного и религиозного цензов).
[/q]
Во-первых, ИВ не могут быть источником права, так как не являются нормативным документом. Основными источниками права при заключении церковного брака в РИ были Свод законов гражданских и Устав духовных консисторий. Если интересно, об источника права здесь. http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=3588
Во-вторых, принадлежность к сословию и возраст подтверждалась выписками из РС у мещан и крестьян, у венчающихся вне своего прихода - паспортами. Для солдат - выписками из послужных списков. У дворян и разночинцев возраст подтверждался выпиской из метрики о рождении. Исповедки использовались для подтверждения возраста при отсутствии метрик.
В-третьих, использование исповедок при составлении брачного обыска никак влияло на то, будет ли записана невеста. а тем более восприемница как девица. дочь вдовы, либо умершего мещанина.
О то, что в ИВ поголовно вдовы вне зависимо от сословия писались с детьми без даже отчеств, не стоит и говорить - это к слову о то, как мало считались с установлениями.
--- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
Здравствуйте, уважаемые форумчане! В моём архиве есть оригинал выписи из МК за 1871 год о рождении моего прадеда из православной (ранее униатской) церкви Литовской епархии. Она выполнена на обычном листе бумаги (чуть меньше формата А4) в текстовой рукописной форме с перечислением всей информации о крещении, с указанием тех священнослужителей, которые проводили таинство, а также тех, кто осуществлял выпись. Выпись предоставлялась по истечении 17 лет после рождения. На днях я отыскала нотариальную копию с выписи МК о рождении своего дедушки. Этот дедушка родился в Тверской губернии в 1899 году. С начала 20 века его отец с семьёй перебрался в С.-Петербургскую губернию в Шлиссельбургский уезд. В 1904 году отец дедушки был призван на РЯВ с мызы "Приютино" Шлиссельбургского уезда, в 1906 году вернулся и продолжал проживать в С.-Петербургской губернии, но уже в Петербургском уезде, на Пороховых. В 1908 году, видимо, для определения сына в Реальное училище, в Тверской губернии была взята выпись из МК о рождении моего дедушки. И здесь я столкнулась совсем с другим оформлением выписи из МК.
Она выполнена на развернутом двойном листе в виде таблицы, приближенной к той форме, которая применялась для МК, но последние 2 графы таблицы указаны без названия. В одной из этих граф указан священник церкви Шлиссельбургского уезда мызы "Рябово". Ниже указана дата выдачи выписи - 18 марта 1908 года и подписи священника и дьякона церкви Тверской губернии. Почему такое разное оформление выписи? Хотелось бы знать, что означает указание в МК священника церкви из другого региона? Может быть, семья уже в 1899 году проживала в Шлиссельбургском уезде, а ребёнка окрестили в месте приписки крестьянина в Тверской губернии? Но дата рождения и дата крещения - одна и та же, значит в это время семья жила в Тверской губернии, и записи о священнике из Шлиссельбургского уезда в оригинале МК не могло быть. Запись появилась уже в выписи в 1908 году? Для меня это важно, так как может внести корректировочную информацию о месте проживания семьи в 1908 году. Поделитесь пожалуйста своим мнением. Встречались ли похожие ситуации? С уважением, Елена.
Karel_Bel А найти не выписки, а сами записи из метрических книг не представляется возможным? И сравнить кто какую выпись или запись в МК подписывал и проч.
Умершаго дворянина Кирилы Путилы дочери: Иулиания - девица 20 л. Марианила - девица 17 л.
[/q]
В этом примере понятно, что мать девиц тоже умерла. А вот если бы она была жива, то она бы и "возглавила" этот список семьи: Дворянка вдова Кирилы Путилы такая-то (или так: Дворянка N.N. Путило, вдова Кирилы) Дочери её (их): Иулиания - девица 20 л. Марианила - девица 17 л.
Девица не обладала гражданской правоспособностью в Рос. имп. От слова - совсем.
[/q]
??? Законодательство Российской империи не было статичным. В конце 18 века оно было одним, в начале 20 века - другим. Но даже крестьянские девицы гражданской правоспособностью обладали, по крайней мере, в части имущественных и наследственных прав, пусть и неравные с мужчинами.
Кстати, еще сенатский указ 14 июня 1753 г. «О порядке совершения крепостей от имени владельцев обоего пола на собственное имение каждого без различия» закреплял возможность женщины иметь и приобретать свою отдельную собственность, как по договору купли-продажи, дарения, так и путем наследования.
Девушки в РИ имели право на образование, в том числе и высшее, обладали трудовыми правами, занимались профессиональной деятельностью. Да, у них не было политических прав, права были ограниченными по сравнению с мужчинами, причем в значительной степени их ограничивали традиция и местное право, но говорить, об отсутствии правоспособности...
--- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
Она выполнена на развернутом двойном листе в виде таблицы, приближенной к той форме, которая применялась для МК, но последние 2 графы таблицы указаны без названия. В одной из этих граф указан священник церкви Шлиссельбургского уезда мызы "Рябово".
[/q]
Лучше бы Вы фото выписи выложили, было бы понятнее. "В одной из этих граф" должны бы быть указаны восприемники, а в другой - кто совершал таинство крещения. Без фото документа трудно рассуждать-предполагать.
Она выполнена на развернутом двойном листе в виде таблицы, приближенной к той форме, которая применялась для МК, но последние 2 графы таблицы указаны без названия. В одной из этих граф указан священник церкви Шлиссельбургского уезда мызы "Рябово".
[/q]
Лучше бы Вы фото выписи выложили, было бы понятнее. "В одной из этих граф" должны бы быть указаны восприемники, а в другой - кто совершал таинство крещения. Без фото документа трудно рассуждать-предполагать.
[/q]
К сожалению, сейчас сфотографировать в ЦГА документ не получилось. Возможно, сделаю позднее. Поэтому есть только описание. Все графы, которые обычно заполняются (дата рождения, крещения, имя, родители, восприемники), все есть. Здесь вопросов не возникает. Далее идут 2 графы (обе без шапок). И вот в первой из них сделана странная запись. С уважением, Елена.
Что написано над таблицей? Написано: Выпись из Метрической книги, часть первая, о родившихся за 1899 год. На обратной стороне (4-я стр) - штамп нотариуса от 1916 года. С уважением, Елена.
В Молдове ППЖ Сообщений: 12311 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8227
Наверх##25 сентября 2020 23:0625 сентября 2020 23:15
Atkara-EV написал:
[q]
Исповедки использовались для подтверждения возраста при отсутствии метрик.
[/q]
Это именно тот случай, которой описан в законах РИ по православному ведомству. Вы сами и ответили на вопрос. Так что ИР - это один из источников права. Причем не для столько подтверждения, сколько для установления брачного возраста и принадлежности к приходу, соблюдения норм церковной жизни (обязательность исповеди, предбрачной в том числе). Про остальные источники - спора-то нету. Просто был мой ответ на ваш конкретный вопрос по ИР.
Atkara-EV написал:
[q]
О то, что в ИВ поголовно вдовы вне зависимо от сословия писались с детьми без даже отчеств, не стоит и говорить - это к слову о то, как мало считались с установлениями.
[/q]
Ну, это ваши наблюдения.... Я не спорю с этим. У меня - иные наблюдения. А ответ топик-стартеру о том как должны писать дочь умершего при заключении брака я давал опираясь на свод законов РИ, кстати.
[q]
Если интересно, об источника права здесь.
[/q]
Надо все же пробовать различать отрасли права: гражданское, семейное право, наследственное право и право церковное. Дискуссию предлагаю на этом завершить.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник