На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Запись в метрической книге - как понять?
эта тема существует ДЛЯ ПОМОЩИ В ПОНИМАНИИ НАПИСАННОГО, а не в прочтении! Помощь по прочтению текста размещаем в теме «Помогите прочитать текст» - там живут помощники которые помогут правильно прочитать. Сообщения не по теме удаляются без предупреждения!
Как отличить консисторский экземпляр метрик от приходского см. здесь
Консисторский экземпляр - сохранились значительно лучше приходских, в архивах они хранятся обычно либо в составе фондов духовной консистории, либо в коллекциях метрических книг; - собрано несколько приходов за один год в одну книгу; - книга относительно написана более аккуратно, одним почерком и чернилами, без помарок; - содержит пропущенные записи по указу церковного суда или есть исправления в записях на полях внесенные позже по указу Консистории; - в книге подшиты выписки и указы о внесении изменений в метрическую книгу; - отсутствуют подписи в графе "восприемники"; - как правило консисторские экземпляры позже попали в ЗАГС, и там есть пометки о выдачи свидетельств; - бывают иной раз пропуски записей при переписывании и дважды одинаковые записи или есть пропуски фамилии или имени, как будто бы не разобрали запись в оригинале и забыли потом дописать.
Приходской экземпляр - хранятся в архивах в составе фондов церквей, отделов ЗАГС, коллекциях метрических книг, а также иногда включены в фонды духовных консисторий; - в одной книге собрано несколько метрик за несколько лет; - написан более небрежно, встречается разный почерк и чернила; - сам экземпляр более потерт и замызган, встречаются исправления; - с 1838 года встречаются личные подписи восприемников крещаемых и свидетелей бракосочетания.
Метрики велись примерно таким образом особенно на начало 19 века. -во главе угла стояло крещение. т.е. родившийся допустим 20 апреля и крещенный 22 числа,стоял по № метрики после того кто был крещен и рожден допустим 21 числа.
[/q]
Конечно, ведь метрики-то о крещении. Откуда церковь знала о родившемся? Она вообще-то все записывала в МК со слов заявителей (родителей и восприемников). А общий уровень развития иных прихожан был крайне низким (когда родила: надысь, намедни да давеча). И чтобы не заморачиваться - писали священники как хотели (могли). Ибо главное и для церкви и для прихожан - дата крещения ребенка. Так к этому и следует относиться. И еще. Сведения далеко не обо всех крещенных детях, даже дворян, исправно заносились в МК. Я лично в архиве РК Конситории изучил уже с десяток дел дворян о восстановлении записей в МК и выдачи копий метрик. Ибо МК велись в 2-х экземплярах и заверенная копия выдавалась только при наличии соответствующей записи в архивной (консисторской/епархиальной) копийной книге. При отсутствии таковой записи, считалось, что таинства крещения в отношении имярек и не было. Восстановить запись можно было только указом/определением консистории после проведения формального следствия (назначалась целая комиссия с участием представителей и светской власти - полиции).
Konstantin Ivanov написал:
[q]
нормальная практика для второй половины XIX - начала ХХ века.
[/q]
ЗЫ: напомню что расстояния от церкви до крайних деревень прихода устанавливались как правило около 15-20 верст. Где больше, где меньше. Вот и решите сами, как можно было крестить ребенка в день его рождения? Прилагаю для примера посмотреть фото с составом НП православного прихода в Минской губ. Поясните мне, скептику, как можно окрестить ребенка, родившегося как правило ночью в феврале, в тот же день в церкви из населенного пункта на расстоянии в 10-15 верст по заметенной снегом лесной дороге? А хуже того в распутицу? Это и сейчас непросто, а тогда часто было просто невозможно.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Поясните мне, скептику, как можно окрестить ребенка, родившегося как правило ночью в феврале, в тот же день в церкви из населенного пункта на расстоянии в 10-15 верст по заметенной снегом лесной дороге? А хуже того в распутицу?
[/q]
У Вас какие-то лесные случаи и непременно зимние, с таким не сталкивался - в моих всех случаях в местечках 2 и более церкви, либо 3 прихода в церкви, по несколько священников, и в соседних сёлах есть собственные церкви. Если для Ваших метрик это редкость значит это не ординарный случай, а священник оказался в отдаленной деревне случайно, ну и крестил заодно.
Это не дата рождения и крещения, это - номер и дата рождения...
[/q]
А если текст записи почитать? 1780 год: "Л.57. В ноябре 18 (это номер).11 (это число). Деревни пешкова укрестьянина варлама иванова родилась дочь матрона. Крещена тогож числа восприемник был диакон григорей федоров восприемница тойже древни крестьянка агрипина агафонова".
--- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю.
IrinaFM Это если есть, а в моём примере - только столбик с именами восприемников (мужчина и женщина для всех). В Вашем примере и примере от turina, действтельно в тексте есть число совершения крещения...
До 1831 г. - даты рождения практически не писались в МК
[/q]
В 1724 году Указом 4480 от 20 февраля была определена форма метрической книги. В части 1 были следующие графы: Номер записи, Число рождения, У кого кто родился, Число крещения, Восприемники.
--- Все персональные данные, касающиеся меня и моих предков, размещены на сайте vgd.ru лично мною добровольно или другими лицами по моей просьбе - для изучения истории моего рода
--- Все персональные данные, касающиеся меня и моих предков, размещены на сайте vgd.ru лично мною добровольно или другими лицами по моей просьбе - для изучения истории моего рода
Да в общем-то все понятно. У нас всегда строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Кто-то ответственно подошел к делу, кто-то - спустя рукава. Кто-то писал все, даже лишнее (видели когда-нибудь, чтобы в записи о браке писали не только отца, но и мать, какой у них обоих брак по счету, и живы ли они? Вот мне повезло однажды: за 100 лет сохранилось 7 лет метрик, а ушли в 18 век именно благодаря таким записям). По правилам крестить надо было действительно с 8 до 40 дня. На практике страшным грехом было не успеть крестить младенца до его смерти, а умирало-то сколько? Каждый второй-третий, наверное. Вот и крестили раньше. В то же время нельзя полностью отвергать слова GrayRam о несовпадении даты рождения реальной и записанной. Для примера: приход, 3 деревни в 1-1,5 верстах, а одна - версты 3, да через речку. Я сначала все удивлялась, почему все дети из последней деревни крещены в один день, а рождены в предыдущий. Потом заметила - на 7-ой день это происходит... потом календарь посмотрела. Сейчас дни точно не помню, но рожали они все условно по пятницам, а крестили - по субботам. Вы в это верите? Все очень индивидуально, с учетом специфики прихода, отдаленности церкви, ответственности причта и пр. И выявляется это обычно при внимательном просмотре МК за много лет подряд.
--- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю.