На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Запись в метрической книге - как понять?
эта тема существует ДЛЯ ПОМОЩИ В ПОНИМАНИИ НАПИСАННОГО, а не в прочтении! Помощь по прочтению текста размещаем в теме «Помогите прочитать текст» - там живут помощники которые помогут правильно прочитать. Сообщения не по теме удаляются без предупреждения!
Как отличить консисторский экземпляр метрик от приходского см. здесь
Консисторский экземпляр - сохранились значительно лучше приходских, в архивах они хранятся обычно либо в составе фондов духовной консистории, либо в коллекциях метрических книг; - собрано несколько приходов за один год в одну книгу; - книга относительно написана более аккуратно, одним почерком и чернилами, без помарок; - содержит пропущенные записи по указу церковного суда или есть исправления в записях на полях внесенные позже по указу Консистории; - в книге подшиты выписки и указы о внесении изменений в метрическую книгу; - отсутствуют подписи в графе "восприемники"; - как правило консисторские экземпляры позже попали в ЗАГС, и там есть пометки о выдачи свидетельств; - бывают иной раз пропуски записей при переписывании и дважды одинаковые записи или есть пропуски фамилии или имени, как будто бы не разобрали запись в оригинале и забыли потом дописать.
Приходской экземпляр - хранятся в архивах в составе фондов церквей, отделов ЗАГС, коллекциях метрических книг, а также иногда включены в фонды духовных консисторий; - в одной книге собрано несколько метрик за несколько лет; - написан более небрежно, встречается разный почерк и чернила; - сам экземпляр более потерт и замызган, встречаются исправления; - с 1838 года встречаются личные подписи восприемников крещаемых и свидетелей бракосочетания.
И в брачном обыске и в записи о венчании сестры записано "дочь умершего мещанина". А метрик о рождении их я не видела! Я еще не нашла, где они родились.
[/q]
Если видели брачный обыск, то почему не знаете место крещения (место рождения мы не знаем в 99% случаев)?
[/q]
Потому что в брачном обыске не было выписки из метрики, не было никакой информации где родились и были крещены и невеста, и жених. Речь шла о брачном обыске 1838 года. Жених - рядовой, только что призванный рекрут, не известно откуда призван, где и когда родился (возраст жениха указан, но насколько он точен?), неизвестно кто его родители. Согласие и благословение на брак давали "отцы-командиры". Невеста - дочь мещанина, но найти в этом городе упоминание этой семьи хотя бы в ревизии 1834 года не удалось, как и в метриках ближайших лет и за года, предположительно когда родилась невеста. Вероятно, семья приехала в город незадолго до замужества старшей из двух дочерей. Откуда приехала - найти пока не удалось. Когда глава семьи стал мещанином - тоже пока не известно. Других родственников с этой фамилией в метриках, исповедках, рекрутских списках за ближайшие годы не обнаружено (пока). Известно, что в семье мещанина была жена и две дочери, старшая из которых вышла замуж еще при жизни отца, а младшая - через пару лет, но уже после смерти отца. В брачном обыске младшей дочери тоже нет метрики, нет информации когда и где родилась. Мать после смерти мужа жила до самой смерти в семье старшей дочери, что отражено в исповедках. Предполагаю, что семья была неграмотная, ехали, быть может, из дальней деревни, а может и из другой губернии, о том, что надо брать копии метрик, никто и знать не знал. Вот что знали - то в обыске и записали со слов. Метрическая запись о смерти отца есть, так как умер он уже в этом городе.
Я не имела возможности заказать копию документа, поэтому переписала весь брачный обыск в тетрадку. Если интересно почитать, перепишу сюда:
Тобольский архив. Ф.И80 оп.1 д.5 стр. 46-48
"Запись №5. 1838 года ноября 6 дня по приказу его Императорского величества Градо-Тобольской Христорождественской церкви священник и церковнослужители производили обыск желающих вступить в брак и оказалось следующее: 1) жених Тобольского линейного Сибирского батальона музыкант Стефан Черданцов греческого вероисповедания жительствует в Андреевском приходе. 2) невеста Тобольского мещанина Якова Яковлева Чулкова дочь Вера Яковлева православного исповедания жительствует г.Тобольска в приходе Христорождественском. 3) возраст к супружеству имеют совершенный, а именно жених 23 лет, невеста 22 лет, и оба находятся в здравом уме. 4) родства между ними ни духовного, ни плотского и свойства, возбраняющего по установлению Святой церкви брак, никакого нет. 5) жених холост, невеста девица. 6) к бракосочетанию они по взаимному согласию, а не по принуждению, и на то имеют жених не от родителей своих (чтоб) но от начальства, а невеста от родителей Якова Чулкова и матери Марии Васильевой, письменное, виды которых прилагаются в подлиннике (к сожалению, этих документов не было в деле, вероятно, не сохранились) 7) по троекратному оглашению, учиненному в означенной церкви 1838 года ноября 4, 5, 6 числа никакого препятствия к сему браку не объявлено. 8) по сему бракосочетание означенных лиц предположено совершить в вышеназванной Христорождественской церкви сего ноября 6 дня в узаконенное время. 9) Что все показанное здесь о женихе и невесте справедливо в том удостоверяют как они сами, так и по каждому поручители, с тем, что если что окажется ложным, то подписавшиеся повинны по суду по правилам церкви и по законам гражданским. В силе сего обыска вместо жениха Степана Черданцова за неумением грамоты его по личной его просьбе выше писанного жениха руку приложил рядовой Алексей Шестаков. Вместо невесты девицы Веры Яковлевой Чулковой за неумением ей грамоты по личной просьбе руку приложил Тобольской провиантской комиссии комиссионер 14 класса Петр Денисов Максимов. В силе сего обыска поручитель по жениху рядовой Шестаков Алексей руку приложил. В силе сего обыска поручитель по невесте Тобольской комиссии комиссионер 14 класса Петр Денисов Максимов, вместо поручителя по жениху линейного сибирского батальона рядового Михаила Новопашенного за неумением его грамоте по личной просьбе рядовой Алексей Шестаков руку приложил, поручитель по невесте Тобольский мещанин Федор Тимофеев подписуюсь далее идут подписи венчавшего священника и пономаря"
И кроме этого документа в обысках других документов по "моим" персонам не было. Как вы понимаете, в метрической записи о браке информации еще меньше.
Уважаемые господа! Может кто-нибудь встречался с таким нюансом ... Человек умирал в одном городе, а его прах потом перевозили и хоронили на кладбище другого города. Делалась ли при этом какая-либо запись в церковной книге той церкви, на кладбище которой его перезахоранивали? Или составлялся какой-то другой документ при этом? Заранее благодарен Евгений
--- Спускаясь к великой реке, Мы все оставляем следы на песке,
И лодка скользит в темноте, А нам остаются круги на воде
Koenigsberg Вопрос интересный. Но я думаю, что в метрической книге церкви, на кладбище которой производилось перезахоронение, никаких записей не должны были делать, ведь это просто перенос праха некогда умершего и уже отпетого на другое место. Другие какие-то документы-разрешения, бесспорно, обязательно должны были оформляться, но это скорей всего не по церковной, а по полицейской части. А вообще-то, производить перезахоронения даже запрещалось. В Синодском указе от 24 декабря 1801 года «О невырываніи изъ земли для перенесенія въ другія мѣста мертвыхъ телъ, преданныхъ оной уже нѣсколько времени» так говорится: «... Его Императорское Величество, ... находитъ, что таковое перенесеніе, когда оно было бы произведено непосредственно послѣ отпѣванія надъ умершимъ, не могло бы конечно навесть никакого соблазна; но чтобъ позволеніе вырывать и переносить тѣла, преданныя уже землѣ и погребенныя тому нѣсколько мѣсяцовъ, не произвело въ простомъ народѣ непріятнаго ощущенія, Его Величество почитаетъ сіе тѣмъ болѣе невѣроятнымъ, что по общему предувѣренію прикасаться къ праху мертвыхъ погребенныхъ вмѣняется за преступленіе...» Но, однако, допускались и исключения. Там же: «... предоставляетъ впрочемъ особеннымъ каким либо уваженіямъ къ заслугамъ или знаменитости рода возможность таковаго изключенія изъ общаго правила.»
А к какому времени относится Ваш случай?
--- Все персональные данные, касающиеся меня и моих предков, размещены на сайте vgd.ru лично мною добровольно или другими лицами по моей просьбе - для изучения истории моего рода
Спасибо Вам, уважаемая Perol. Очень интересное замечание. Но у меня случай немного особый ... Дворянин-офицер умер, вероятно, в пересыльной тюрьме по дороге в сибирскую ссылку. Дело было в Казани летом 1863 года. Согласно действующим в то время уложениям, тело умершего в тюрьме арестанта выдавалось родственникам для погребения (но хоронить должны были только в присутствии тюремных надзирателей) ... и только при отсутствии родственников, его хоронили за казённый счёт по месту смерти. Проблема в том, что его семья жила в то время в Ревеле и в Риге. Я уже запросил архив Татарстана по материалам Казанской экспедиции о ссыльных, у них в Казани есть целый фонд по этому вопросу ... но ответа пока нет. Пытаюсь пока предварительно решить вопрос логически, и с помощью местных знатоков ... Наверное, отпевать его могли и в Казани ... а хоронить могли где угодно ... Но, думаю, похоронили его всё-таки в Казани ... не везти же труп по летней жаре за тысячи вёрст ... И у его вдовы должен был быть какой-то документ о его смерти и погребении ... А среди перечня документов, которые его вдова через несколько лет предоставляла в Дерптский университет для обучения, нет ничего похожего ... Хотя она в документах университета официально проходит как вдова капитана ...
--- Спускаясь к великой реке, Мы все оставляем следы на песке,
И лодка скользит в темноте, А нам остаются круги на воде
Koenigsberg Судя по метрическим книгам второй половины XIX - начала ХХ в., умерших в Мариинской пересыльной тюрьме или на одном из рядом находящихся этапов (Мариинский уезд Томской губернии) отпевали в местном храме и хоронили на кладбище при этом храме.
KoenigsbergВстречал записи о смерти умерших в пути перессыльных, арестантов в НАРТ. Их отпевали в ближайшей церкви и хоронили там же.
[/q]
И в приходе Тюкалинска Тобольской губернии (через этот городок тракт проходил) в метриках встречала много записей о смертях переселенцев, ссыльных, каторжан. Их хоронили на ближайшем кладбище. Вероятно, это была повсеместна практика.
Уважаемые Grabor и Любчинова. Спасибо за информацию, однако, в моём случае есть небольшой нюанс ... В отличие от подавляющего большинства ссыльных, умерший арестант всё-таки был потомственным дворянином ... И его семья вполне могла перевезти тело к "родным осинам" в Прибалтику и перезахоронить в Ревеле или в Риге. Меня интересует именно этот момент ... Как весь этот процесс тогда оформлялся, какие документы выдавались на руки родным покойного, делались ли какие-то записи в церковных книгах по месту перезахоронения и т.д. и т.п.
P.S. Кстати, в этом деле есть ещё некоторые детали, которые не позволяют однозначно сказать, что он умер именно в пересыльной тюрьме и именно в качестве ссыльного. На момент суда и вынесения приговора о ссылке, он был поручиком по армейской пехоте. Но по всем дальнейшим документам, его вдова числится как "вдова капитана". Да и срок между его осуждением к ссылке в Сибирь (1859) и смертью (1863) - почти 4 года. Слышал я, что в Сибирь по этапам ходили ну год, ну два ... Но это пешком, а в 1850-х ссыльных уже возили на казённом транспорте, тем более дворян ... А получается, что за эти 4 года он даже до Сибири не доехал ... а только до Казани.
--- Спускаясь к великой реке, Мы все оставляем следы на песке,
И лодка скользит в темноте, А нам остаются круги на воде
Вы выдаете информацию по капле и ждете ответа. Не будьте таким жадным.
Во-первых, за что он был сослан - за политическое или уголовное преступление? Во-вторых, каким был приговор: лишение чинов, ссылка на поселение, каторгу или перевод на другое место службы с понижением в чине. На какой срок? Какой суд выносил приговор -военный? Тогда и можно будет ответить в тюрьме ли он умер и ссыльным ли...
Примеров перезахоронения - если это не мощи святого и не останки какого-либо выдающегося деятеля, я не знаю.
--- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
Уважаемая Atkara-EV Я не жадный ... Я домовитый (с) А если серьёзно ... я не читал сам приговор Была статья в бульварной рижской газете о якобы пьяном дебоше в ревельском гарнизонном батальоне. На немецком языке готическим шрифтом. Там было написано, что весной 1859 г. группа молодых офицеров батальона пыталась набить морду командиру. Ломились ночью в его квартиру и угрожали ... Причём, якобы пытались поднять и нижних чинов, но не получилось. Всех арестовали и судили военным судом, но учли их молодость и то, что были пьяные ... Тогда это считалось смягчающим обстоятельством Поручик, как старший по званию и возрасту (27 лет), и, видимо, самый трезвый из них, был признан единственным виновным и зачинщиком. Припомнили до кучи какую-то растрату казённых денег в сумме аж 3 рубля с мелочью. И приговорили к ссылке в Сибирь. Насколько я понимаю, из армии его тоже попёрли с треском ... Дальше - сплошные вопросы. Вообще, вся история какая-то мутная ... Семейный человек, отец пятерых детей, жена из приличной немецкой дворянской семьи, служба в родном Ревеле, не в глухомани какой-то ... И на тебе! ... Пьяный дебош в компании с юнцами 19-20 лет ... Следующая информация о нём - умер 4 июня 1863 г. в Казани (запись из семейного родословного архива von Dehn - родственников его вдовы, но официальных подтверждающих документов не нашёл, запись - со слов вдовы). Его вдова замуж больше не выходила ... но, тем не менее, по нескольким найденным документам числится как вдова капитана. Может, была какая-то апелляция-кассация? Может восстановили его в армии, отправили от греха подальше - в Казань, и он дослужился до капитана? Запросил НА РТ и РГВИА ... может они чем помогут.
--- Спускаясь к великой реке, Мы все оставляем следы на песке,
И лодка скользит в темноте, А нам остаются круги на воде