Malus_domestica написал:
[q]
и при желании записать ребёнка на себя мог воспротивиться.[/q]
Это не церковь решала, ребята.
О, сколько раз я уже об этом писал, а все продолжается.
Церковь - детей КРЕСТИЛА.
А учет детей рожденных в браке или не в браке - не церковное было дело.
Российское государство такую светскую функцию возложила на церковь царскими указами через Синод.
Поэтому все споры о рождении детей, их признании, усыновлении, после 1864 г. (судебная реформа в России, если кто не знает) решались только чрез суд.
Поэтому имеем такие казусы, что титульный отец
[q]
Сколько не бился об Синод и Сенат, а мальчика признали законнорожденным))))[/q]
Все это очень непросто было...
Одного заявления супруга приходскому священнику о том, что его законная жена родила ребенка не от него было, явно недостаточно.
41. Законность младенца, родившагося при существованіи законнаго брака, оспаривать въ правѣ только мужъ его матери, причемъ
онъ обязанъ доказать,* что находился въ разлукѣ съ своею женою въ теченіе всего того времени, къ которому можно отнести зачатіе младенца. (3. Гр., ст. 119 п 125; У. Г. С., ст.1348).
* В суде доказать, коллеги, а не попу!!!
48. Споръ противъ законности младенца не допускается, если младенецъ записанъ въ метрической книгѣ законнорожденнымъ и
при сей записи расписался мужъ матери младенца или кто либо другой по его просьбѣ. (Тамъ же, ст. 1349).
Вот только это может сделать муж в приходе - заявить причту о незаконности рождения!
Цитирую:
"Обращаясь особливо къ составленію метрическихъ записей о рожденіи и крещеніи, надлежитъ принять къ руководству опредѣленіе Святѣйшаго Синода отъ 14-го октября - 8 ноября 1887 года за №2138, въ коемъ изъяснено, что
церковные причты, записывая дѣтей, которыя рождены отъ матерей, состоящихъ въ законномъ бракѣ, незаконнорожденными, на основаніи словесныхъ заявленій или самой матери младенца, или родственниковъ и даже стороннихъ лицъ,
поступаютъ неправильно, такъ какъ право оспаривать законность младенца, родившагося при существованіи такого брака, принадлежитъ только мужу его матери, и самый
вопросъ о признаніи законности или незаконности рожденія подлежитъ исключительно рѣшенію судебныхъ учрежденій и до обязанностей причтовъ не относится.Изъ приведеннаго опредѣленія Святѣйшаго Синода явствуетъ: что
церковные причты, внося въ метрическія книги запись о рожденіи и крещеніи,
не призваны вмѣстѣ съ тѣмъ
входить въ сужденіе о томъ, законно или незаконно прижитъ крещаемый младенецъ, а должны, по имѣющимся въ ихъ распоряженіи даннымъ, учинить таковую запись лишь въ точное соотвѣтствіе съ установленною закономъ формою метрической записи о рожденіи и крещеніи."
Прочитайте, пожалуйста, и иллюзии исчезнут...
UPD! В последней форме метрической книги для этого даже столбец специальный есть, про который забывают... Рукоприкладство свидетелей записи.
Тема в дневнике SvetlanaSamara "Незаконнорожденные дети в истории России"