vital33 Сообщений: 556 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 360 | Наверх ##
23 января 2020 10:27 25 января 2020 8:57 ....Вехи исторического развития в регионе. Появление русских в Буджаке можно отнести к началу XVIII века, когда первые донские казаки-рыбаки обратились к османской администрации с просьбой позволить им заниматься рыбной ловлей в дельте Дуная. Возможно, что и ранее русские пребывали в составе военнопленных в крепостях Аккерман, Килия и Измаил. Однако вряд ли это население являлось многочисленным и стабильным. Массовыми стали миграции русских во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. В эт«нот период в Буджаке появляются общины-села, положившие начало современному русскому населению данной территории. Пионерами следует признать бывших донских казаков, известных под именем некрасовцы». Часть участников восстания под руководством Кондра- тия Булавина (1707-1709 гт.) после его поражения бежали в османские владения на Кубань. Их атаманом-вожаком был Игнат Некрасов, с которым и связано происхождения названий: «некрасовцы» (самоназвание), «игнат-казаки» (турки),«кара-игшты» (ногайцы, дословно - «черные казаки» из-за темно-синих кафтанов). Позднее продолжался массовый приток новых беглецов с Дона, а также других историко-этнографических областей России. В результате на Нижнем Дунае сложилось достаточно мощное казачье войско, выполнявшее ряд пограничных, фискальных и жандармских функций в Османской империи. Основу его внутренней жизни составляло староверие в сочетании со своеобразным кодексом обычного права - «Заветы Некрасова». Главным хозяйственным занятием являлось рыболовство. Геополитические изменения, а именно: интенсивная борьба Российской и Османской империи за Причерноморье в XVni-XIX вв., привели к активной миграции некрасовцев и других категорий русских. В результате ими были образованы поселенческие «анклавы» в Северном Причерноморье, в том числе и в Придунавье. Старообрядчество. Таким образом, казаки-старообрядцы начинают осваивать этот регион во второй половине XVIII века. Не позднее середины столетия возникают их станицы на правом и левом берегах дельты Дуная. До сегодня существуют Вилково (Филиппонское, Липованское) и Жебрияны (ныне - с. Приморское Килийского района). В начале XVIII века крупными центрами старообрядчества были Стародубке и Ветка (Полесье, на русско-польском пограничье). Однако, угроза приближения русских войск заставила старообрядцев бежать дальше. В 1700-1720-х гг. формируется юго-западное направление старообрядческих переселений, идущее на Подолье и в Бессарабию. Земли, где сходились владения трех империй (Речи Посполитой, Австрийской и Османской) на протяжении всего XVIII века привлекали внимание старообрядцев «приемлющих священство» (т.н. «поповцы»). Первым, кто пропагандировал среди полесских староверов идею переселения вглубь Польши, подальше от русских рубежей, был стародубский дьяк Филипп. Поиск праведных иереев в Молдово- Волошских землях привел их к своим единоверцам - некрасовцам. Так сошлись два разных социальных потока: казачий и крестьянско-мещанский. Со временем, миграции захватили не только «поповцев» разных направлений, но и беспоповцев. Вне зависимости от этой внутренней конфессиональной специфики, все старообрядцы региона от соседнего романского населения получили прозвище «липоване», закрепленное позже в официальном Вместе со староверами в Буджак попали старопечатные и делопроизводстве Дунай- рукописные книги ских княжеств, Габсбургской империи и Румынии. Это название является результатом трансформации: «филипповцы (русские) - филиппоны - пилипоны (поляки и украинцы) - линованы (восточнороманское население)». В поддержку такой версии свидетельствует широкое распространение форм «филипповцы» и «пилипоны» среди староверов Польши, Беларуси, Подолья и Бессарабии. Следует указать, что некоторые исследователи объясняют происхождения названия «липоване» топонимически. Ареалом формирования группы они называют Буковину. Одно из старейших поселений старообрядцев на землях монастыря Митока-Драгомирна - Соколинцы носит имя «Липовень». От этой местности распространилось имя на группу в целом. На протяжении XVIII - начала XIX ст. сформировались основные районы проживания линован, которые существуют и сейчас - Подолье, Буковина, Буджак, северная Бессарабия, Доб- руджа (Румыния). Условно их можно разделить на две группы: южная (добруджанско-бессарабская) и северная (буковинско-бессарабская). Липованско-некрасовская межгрупповая дифференциация наблюдалась до 1850-х гг. даже в хозяйстве. Если некрасовцы занимались сначала рыболовством, то «пилипонское» население - «хлебопашеством». Постепенно такая хозяйственная специализация исчезает. Также старообрядцы занимались торговлей, преимущественно рыбной, знали «разные промыслы» и «извоз». Во всех этих областях липоване занимали прочные позиции в регионе. Процесс переселения в Придунавье русских староверов из разных губерний России продолжался вплоть до конца XIX - начала XX столетий. Но с середины XIX века он уже не был массовым. Кульминацией освоения Буджака старообрядцами были 1810-1830-е гг., когда полулегально, под видом государственных крестьян и мещан, старообрядцы приписывались в сельские и городские общества Бессарабии. В 1812 и 1829 гг. на левый берег Дуная переходят некрасовцы, образуя свои «анклавы» - Старую и Новую Некрасовку, в городе Тучкове (Измаиле). Пользуясь особым положением, староверы укрепляют свое положение в регионе, чему способствует невмешательство начальства в их внутреннюю жизнь и вероисповедание. Такая небывалая для империи свобода привлекала «раскольников» (как их именовали официальные власти) из Полесья, Подольской, Херсонской, Курской, Калужской, Ярославской, Орловской, Тульской и других губерний. Известные также масштабные реэмиграции липован - в 1830-х, 1909-1910-х и 1946-1947 гг. Вследствие чего расширяется территория их расселения. Липоване появляются в Южной России, Сибири и на Дальнем Востоке. Для липован характерны были также внутренние миграции. Находясь в разных государствах на их пограничных территориях, липоване часто перемещались в поисках лучших религиозных и социально-политических условий. Перемещение, как правило, происходило между основными центрами расселения старообрядчества, которыми на то время были Буковина, северная и южная Бессарабия, Добруджа. Особенности хозяйственно-экономической специализации обусловили возникновение отдельных городских кварталов старообрядцев в Измаиле, Килие, Тулъче, Галаце, Яссах, Брайле, Сучаве, а также к формированию значительных общин в Кишиневе, Бендерах и т.д. Активно включившись в региональную и транзитную торговлю, липоване не позднее конца XIX столетия заняли в ней значительное место, не уступив таким «традиционным» купцам как греки, армяне, евреи. Очевидно, что старообрядческая группа сформировалась не в результате прямого одноразового переселения, а вследствие периодических миграций разнородного в религиозном и социальном плане населения. Это те, кто переселялся через Дон (некрасовцы), Полесье и Подолье (пилипоны); а также жители украинских и новороссийских губерний, преимущественно государственные и помещичьи крестьяне, мещане. В условиях анклавно-кустового проживания группа отличалась развитой социально-территориальной --- ..добавив каждый свою найденную истинную Крупицу в бесконечном поиске - Вы невольно пишите Всеобщуюю историю РОДа..а по сему, о Вас будут помнить - многие будущие потомки. Ищу Бакал, Долгополый - Бессарабия), Проценко, Касьян(-ов) - Харьковская), Школяренко, Тарасенко, Рымарь-Сумская обл) |