Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Бессарабия: староверы-некрасовцы

Всё о староверах-некрасовцах их поселениях в Бессарабии. Обычаи. Перемещениях. Статьи о русских староверах, в т.ч. некрасовцах. Восстановление истины. Документы и факты о раскольниках

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 9 Вперед →
Модератор: -Stepan-
vital33

vital33

Сообщений: 556
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 360
И.Д. Попко
П.П. Короленко
Черноморские КАЗАКИ
Черноморские казаки / И.Д. Попко, П.П. Короленко. — М.: Вече, 2014. — 400 с.: ил. — (История казачества).



......По донесению об этом Кутузову, Чепега получил приказание атаковать неприятеля. Бригадир Чепега, отрядив вперед полковника Алексея Высочина с 500 черноморских казаков, поспешил за ним и сам для атаки первой колонны турецкой кавалерии. В подкрепление кошевому отправился, с довольным числом черноморцев, и войсковой писарь Тимофей Котляревский. Чепега атаковал турок, разбил их и обратил в бегство; потом, оставив часть своих казаков на месте разбитой колонны для дальнейшего наблюдения за движениями неприятеля, направился с остальными черноморцами влево от мачинской дороги и завязал с турками сильную перестрелку. В это время черноморский казак Павел Помело столкнулся со своим братом, служившим в рядах турецких запорожцев. Дрогнуло сердце «неверного» запорожца, и рука его не поднялась на брата по крови, по вере и по народности. Желая предохранить черноморцев от пролития дорогой казацкой крови, «неверный» запорожец, при звуке оружия сражавшихся, сказал своему брату Помелу: «Братец! Не дуже вгоняйтесь: бо то куча, стоящая по праву сторону с татарами и некрасовцами самого хана, а еще большая куча татар есть в закрыты!, в глубокий балке на заставе. Хан ожидает приближения вашего и хочет напасть на вас с тылу». С этим словом братья расстались... Турецкий запорожец оказал нашим великую услугу....

Татарские орды, занявшие Крым, имели поселения свои и на Фанагорийском острове, где, кроме их, жили некрасовцы. Время поселения здесь этих казаков относится к царствованию Петра Великого и было следствием возмущения на Дону старшины Булавина. Главный сообщник Булавина, Игнатий Некрасов, ушел с набранною им шайкою на Кубань и отдался под власть крымского хана (1708). За ним последовали многие казаки-раскольники из станиц Голубинской, Чирской и разные беглецы из других мест.
Первые пришельцы были поселены между татарскими городами Темрюком и Таманью, между морями Черным и Азовским, близ залива, и образовали три станицы: Блудиловскую, Толубянскую и Чирскую; вторые беглецы водворились между этими станицами, слободами. И тех и других хан подчинил «кубанскому сераскиру».
Впрочем, некрасовцы уже нашли своих земляков на Таманском острове, бежавших сюда с Дона еще прежде, также по причине
гонений на раскольников. Вместе с крымскими, кубанскими и горскими народами некрасовцы ходили войною на русских и не щадили, при набегах, даже
земляков своих на Дону. В 1777 году, при занятии русскими вой¬сками прикубанского края и острова Тамани, они бежали сначала к черкесам, а в следующем году в Турцию. Эти исторические данные, приводимые Ригельманом, дополняются преданиями. Взятый в апреле 1793 года черноморскими казаками на Кубани в плен абазинский некрасовец Андрей Мазаное рассказывал, что он родился на Фанагорийском острове, где жили его отец и другие некрасовцы. Когда Россия овладела Тавридой, то переправившимся чрез Еникольский пролив, с татарами, ханом Шангиреем (Шагин-Гирей) выгнаны были все некрасовцы с Фанагорийского острова и переселены в Анатолию. Там Мазанов жил до 1787 года, а в том году отправился в турецкий город Анап (Анапу), откуда перешел к абазинцам и, занимаясь охотой и ловлей рыбы в Кубани с другими некрасовцами, брал вплен черноморцев и продавал абазехам, покуда и самого его на Кубани поймали.
Скальковский полагает, что некрасовцы из Тамани перешли прямо в Болгарию и поселились близ Бабадага и озера Розелъм, где и жили до вызова их в Россию стараниями генерал-лейтенанта Тучкова.
Не беру на себя согласовать различные мнения об этом вопросе о некрасовцах, потому что история их не входит в мой рассказ, скажу только, что они действительно в указанное время жили на Таманском острове и оставленные ими пустые селения были видны еще во время переселения черноморцев на Кубань....
---
..добавив каждый свою найденную истинную Крупицу в бесконечном поиске - Вы невольно пишите Всеобщуюю историю РОДа..а по сему, о Вас будут помнить - многие будущие потомки. Ищу Бакал, Долгополый - Бессарабия), Проценко, Касьян(-ов) - Харьковская), Школяренко, Тарасенко, Рымарь-Сумская обл)
vital33

vital33

Сообщений: 556
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 360
....Вехи исторического развития в регионе. Появление русских в Буджаке можно отнести к началу XVIII века, когда первые донские казаки-рыбаки обратились к османской администрации с просьбой позволить им заниматься рыбной ловлей в дельте Дуная. Возможно, что и ранее русские пребывали в составе военнопленных в крепостях Аккерман, Килия и Измаил. Однако вряд ли это население являлось многочисленным и стабильным.
Массовыми стали миграции русских во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. В эт«нот период в Буджаке появляются общины-села, положившие начало современному русскому населению данной территории.
Пионерами следует признать бывших донских казаков, известных под именем некрасовцы». Часть участников восстания под руководством Кондра- тия Булавина (1707-1709 гт.) после его поражения бежали в османские владения на Кубань. Их атаманом-вожаком был Игнат Некрасов, с которым и связано происхождения названий: «некрасовцы» (самоназвание), «игнат-казаки» (турки),«кара-игшты» (ногайцы, дословно - «черные казаки» из-за темно-синих кафтанов). Позднее продолжался массовый приток новых беглецов с Дона, а также других историко-этнографических областей России. В результате на Нижнем Дунае сложилось достаточно мощное казачье войско, выполнявшее ряд пограничных, фискальных и жандармских функций в Османской империи. Основу его внутренней жизни составляло староверие в сочетании со своеобразным кодексом обычного права - «Заветы Некрасова». Главным хозяйственным занятием являлось рыболовство.
Геополитические изменения, а именно: интенсивная борьба Российской и Османской империи за Причерноморье в XVni-XIX вв., привели к активной миграции некрасовцев и других категорий русских. В результате ими были образованы поселенческие «анклавы» в Северном Причерноморье, в том числе и в Придунавье.
Старообрядчество. Таким образом, казаки-старообрядцы начинают осваивать этот регион во второй половине XVIII века. Не позднее середины столетия возникают их станицы на правом и левом берегах дельты Дуная. До сегодня существуют Вилково (Филиппонское, Липованское) и Жебрияны (ныне - с. Приморское Килийского района).
В начале XVIII века крупными центрами старообрядчества были Стародубке и Ветка (Полесье, на русско-польском пограничье). Однако, угроза приближения русских войск заставила старообрядцев бежать дальше. В 1700-1720-х гг. формируется юго-западное направление старообрядческих переселений, идущее на Подолье и в Бессарабию. Земли, где сходились владения трех империй (Речи Посполитой, Австрийской и Османской) на протяжении всего XVIII века привлекали внимание старообрядцев «приемлющих священство» (т.н. «поповцы»). Первым, кто пропагандировал среди полесских староверов идею переселения вглубь Польши, подальше от русских рубежей, был стародубский дьяк Филипп. Поиск праведных иереев в Молдово- Волошских землях привел их к своим единоверцам - некрасовцам. Так сошлись два разных социальных потока: казачий и крестьянско-мещанский.
Со временем, миграции захватили не только «поповцев» разных направлений, но и беспоповцев. Вне зависимости от этой внутренней конфессиональной специфики, все старообрядцы региона от соседнего романского населения получили прозвище «липоване», закрепленное позже в официальном Вместе со староверами в Буджак попали старопечатные и делопроизводстве Дунай- рукописные книги ских княжеств, Габсбургской
империи и Румынии. Это название является результатом трансформации: «филипповцы (русские) - филиппоны - пилипоны (поляки и украинцы) - линованы (восточнороманское население)». В поддержку такой версии свидетельствует широкое распространение форм «филипповцы» и «пилипоны» среди староверов Польши, Беларуси, Подолья и Бессарабии.
Следует указать, что некоторые исследователи объясняют происхождения названия «липоване» топонимически. Ареалом формирования группы они называют Буковину. Одно из старейших поселений старообрядцев на землях монастыря Митока-Драгомирна - Соколинцы носит имя «Липовень». От этой местности распространилось имя на группу в целом.
На протяжении XVIII - начала XIX ст. сформировались основные районы проживания линован, которые существуют и сейчас - Подолье, Буковина, Буджак, северная Бессарабия, Доб- руджа (Румыния). Условно их можно разделить на две группы: южная (добруджанско-бессарабская) и северная (буковинско-бессарабская).
Липованско-некрасовская межгрупповая дифференциация наблюдалась до 1850-х гг. даже в хозяйстве. Если некрасовцы занимались сначала рыболовством, то «пилипонское» население - «хлебопашеством». Постепенно такая хозяйственная специализация исчезает. Также старообрядцы занимались торговлей, преимущественно рыбной, знали «разные промыслы» и «извоз». Во всех этих областях липоване занимали прочные позиции в регионе.
Процесс переселения в Придунавье русских староверов из разных губерний России продолжался вплоть до конца XIX - начала XX столетий. Но с середины XIX века он уже не был массовым. Кульминацией освоения Буджака старообрядцами были 1810-1830-е гг., когда полулегально, под видом государственных крестьян и мещан, старообрядцы приписывались в сельские и городские общества Бессарабии. В 1812 и 1829 гг. на левый берег Дуная переходят некрасовцы, образуя свои «анклавы» - Старую и Новую Некрасовку, в городе Тучкове (Измаиле). Пользуясь особым положением, староверы укрепляют свое положение в регионе, чему способствует невмешательство начальства в их внутреннюю жизнь и вероисповедание. Такая небывалая для империи свобода привлекала «раскольников» (как их именовали официальные власти) из Полесья, Подольской, Херсонской, Курской, Калужской, Ярославской, Орловской, Тульской и других губерний.
Известные также масштабные реэмиграции липован - в 1830-х, 1909-1910-х и 1946-1947 гг. Вследствие чего расширяется территория их расселения. Липоване появляются в Южной России, Сибири и на Дальнем Востоке.
Для липован характерны были также внутренние миграции. Находясь в разных государствах на их пограничных территориях, липоване часто перемещались в поисках лучших религиозных и социально-политических условий. Перемещение, как правило, происходило между основными центрами расселения старообрядчества, которыми на то время были Буковина, северная и южная Бессарабия, Добруджа. Особенности хозяйственно-экономической специализации обусловили возникновение отдельных городских кварталов старообрядцев в Измаиле, Килие, Тулъче, Галаце, Яссах, Брайле, Сучаве, а также к формированию значительных общин в Кишиневе, Бендерах и т.д.
Активно включившись в региональную и транзитную торговлю, липоване не позднее конца XIX столетия заняли в ней значительное место, не уступив таким «традиционным» купцам как греки, армяне, евреи.
Очевидно, что старообрядческая группа сформировалась не в результате прямого одноразового переселения, а вследствие периодических миграций разнородного в религиозном и социальном плане населения. Это те, кто переселялся через Дон (некрасовцы), Полесье и Подолье (пилипоны); а также жители украинских и новороссийских губерний, преимущественно государственные и помещичьи крестьяне, мещане. В условиях анклавно-кустового проживания группа отличалась развитой социально-территориальной
---
..добавив каждый свою найденную истинную Крупицу в бесконечном поиске - Вы невольно пишите Всеобщуюю историю РОДа..а по сему, о Вас будут помнить - многие будущие потомки. Ищу Бакал, Долгополый - Бессарабия), Проценко, Касьян(-ов) - Харьковская), Школяренко, Тарасенко, Рымарь-Сумская обл)
Лайк (1)
vital33

vital33

Сообщений: 556
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 360
Заветы атамана Игната Некрасова.


http://starove.ru/obychai/zavet-atamana-ignata-nekrasova/
---
..добавив каждый свою найденную истинную Крупицу в бесконечном поиске - Вы невольно пишите Всеобщуюю историю РОДа..а по сему, о Вас будут помнить - многие будущие потомки. Ищу Бакал, Долгополый - Бессарабия), Проценко, Касьян(-ов) - Харьковская), Школяренко, Тарасенко, Рымарь-Сумская обл)
11051987

Сочи
Сообщений: 1083
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 287
У меня все предки по отцу были староверами. Проживали в Турции в сёлах Хамидие и Майнос, один прадед вернулся в Россию до революции, а второй в 1926 году. Документы по некрасовцам есть в архиве внешней политики Российской Империи. Мне к примеру выслали документы в которых есть подробное описание сел, списки фамилий среди которых были и мои предки.
---
Пашин
Лайк (1)
novikkam
Начинающий

Сообщений: 45
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 14
Добрый день! Подскажите с. Мирное и проживающих в нем староверов где можно поискать - метрики или Литература о них? Я в Правильный раздел написала?
flamid
Максим

flamid

Сообщений: 241
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 595
novikkam

Данному селу посвящён целый сборник профильной конференции "Липоване". В интернете в свободном доступе скачать можно.

Нужный сборник - "Мирное (Карячка): очерки прошлого и традиций (Выпуск №4)".
---
Абрамов, Поляков, Тихонов - Бессарабская губ./ Антонов, Петров - Симбирская губ./ Cuprian,Tanase - Румыния/ Леонтьев - Казанская губ./ Смирнов - Новгородская губ./ Черепанов - Тобольская губ./ Чирков - Алтайский край
Лайк (1)
novikkam
Начинающий

Сообщений: 45
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 14

flamid написал:
[q]
novikkam

Данному селу посвящён целый сборник профильной конференции "Липоване". В интернете в свободном доступе скачать можно.

Нужный сборник - "Мирное (Карячка): очерки прошлого и традиций (Выпуск №4)".
[/q]



Спасибо большое
novikkam
Начинающий

Сообщений: 45
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 14

flamid написал:
[q]
novikkam

Данному селу посвящён целый сборник профильной конференции "Липоване". В интернете в свободном доступе скачать можно.

Нужный сборник - "Мирное (Карячка): очерки прошлого и традиций (Выпуск №4)".
[/q]


Прочитала, спасибо большое, нашла про своих. Если знаете , подскажите, что можно почитать об истории этих мест после 1940 г ( и особенно военные и послевоенные годы) ?
Kizlyarka
Новичок

г.Кизляр
Сообщений: 3
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1

11051987 написал:
[q]
У меня все предки по отцу были староверами. Проживали в Турции в сёлах Хамидие и Майнос, один прадед вернулся в Россию до революции, а второй в 1926 году. Документы по некрасовцам есть в архиве внешней политики Российской Империи. Мне к примеру выслали документы в которых есть подробное описание сел, списки фамилий среди которых были и мои предки.
[/q]



Я бы хотела найти пофамильный список прибывших из Турции на теплоходе "Грузия" в 1911 году, где это можно найти?
Наташа СМ

Наташа СМ

город-герой Смоленск
Сообщений: 3078
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 2512

11051987 написал:
[q]
Документы по некрасовцам есть в архиве внешней политики Российской Империи. Мне к примеру выслали документы в которых есть подробное описание сел, списки фамилий среди которых были и мои предки.
[/q]

11051987, скажите пожалуйста, как Вы составляли запрос в архив внешней политики? Зашла к ним на сайт, не нашла информацию о составе тх фондов, об НСА... Даже не знаю, что просить у них, какие документы?

У меня вообще полный тупик, не могу найти дату рождения деда, Маслова Кирилла Михайловича. В 1953 году он женился, брак зарегистрирован в Старонекрасовском сельском совете. Никаких сведений в справке о браке нет, не знаю даже примерно дату и место рождения. Можно ли где-то найти данные о жителях Старой Некрасовки за 50-е годы 20 века? Может какие-то списки или иные документы...
---
Филимоновы - мещане г. Велижа
Вайсблит - Украина
Рейслер - Австро-Венгрия, Кишинёв
----
Работаю в архивах Смоленска с 2013г. Помогу в ваших поисках.

Мой телеграм-канал https://t.me/gen_sysk
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 9 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈