Irina Ol написал:
[q]
прошение в Синод надворного советника Федора Никифоровича Ливина от 27 сентября 1897 года:
" В 1867 году было возбуждено мною в Камчатской Духовной Консистории дело о расторжении моего брака, но жена моя, благодаря существовавшей в то время на Амуре полиандрии, приобрела громадные денежные средства, помощию которых она не только тормозила, но поразительно извращала это дело в свою пользу...." [/q]
Dragulen написал:
[q]
Недавно вышла моя книга о Ливине [/q]
"Летом 1884 года, когда Федор Ливин получил назначение смотрителя тюрем на Сахалине, Карл Георгиевич подал прошение на имя императора Александра III, в котором попросил разрешения на усыновление принятых ранее «на воспитание детей, незаконнорожденных от жены губернского секретаря Агафьи Васильевны Ливиной, ее сыновей: Георгия, Павла и Владимира, а также дочери Евгении». Прошение было удовлетворено с условием сохранения детьми православного вероисповедания и российского гражданства. Забегая вперед, скажем, что Карл Георгиевич исполнил свое обещание и дал всем приемным детям самое лучшее образование и воспитание, насколько это было возможно. А также сделал их полновластными наследниками...
...В 1916 году приемные дети Карла Георгиевича Гольденштедта вернули себе фамилию и отчество своего отца Федора Никифоровича Ливина. Связано это было с проблемами, возникшими вследствие начала Первой мировой войны для проживавших в России немцев". (Е.Драгунова "Федор Ливин: загадки жизни и судьбы. Историческое исследование").
В РГИА в фонде 1412 ("Канцелярия ЕИВ по принятию прошений на "Высочайшее" имя приносимых") есть много дел с прошениями об изменении фамилии, в том числе и немецких фамилий после начала ПМВ. Аргументы были разными.
Есть и прошение братьев Гольденштедт.
Памяти Карла Гольденштедта и Федора Ливина посвящается...
"Ваше Императорское Величество,
Августейший Монарх,
Всемилостивейщий Государь,
просят прослушавший курс Императорского
Петроградского Университета Георгий
Карлович Гольденштедт, жительствующий
в городе Владивостоке, по Невельской улице,
в доме №3;
Гражданский Инженер, Надворный Советник,
Владимир Карлович Гольденштедт,
жительствующий там же;
и Преподаватель Восточного Института
Павел Карлович Гольденштедт,
жительствующий в городе Владивостоке,
по Пушкинской улице в доме №53
Всеподданнейшее прошение.
Как видно из прилагаемого при сем удостоверения Владивостокской Духовной Консистории от 7 Января 1915 года за №49*, мы, Георгий, Владимир и Павел Гольденштедт, первоначально были записаны в метрических книгах как незаконнорожденные дети Агафии Васильевны Ливиной.
Как видно из представляемой копии Указа Правительствующего Сената от 5 Декабря 1884 года за №15240**, мы были усыновлены Германскому, впоследствии же Российскому подданному, купцу Карлу Генриху Гольденштедт. В этом Указе мы поименованы, как выше было упомянуто, детьми жены Губернского Секретаря Агафии Васильевны Ливиной, и с тех пор нас стали называть по отчеству Карловичами, а по фамилии Гольденштедт.
Так мы, Георгий и Павел, названы в нашем паспорте, а я, Владимир, в послужном списке, копии каковых документов при сем также прилагаются.
Означенное усыновление состоялось в 1885 году, когда из нас, Георгию было всего 12 лет, Владимиру 7 лет, а Павлу 4 года.
Между тем, как видно из упомянутого удостоверения Духовной Консистории за №49, запись нас, в качестве незаконнорожденных, была, как неправильная, исправлена определением Благовещенской Духовной Консистории от 3 Апреля 1899 года за №18/113 и мы были отмечены, как законнорожденные дети супругов Федора и Агафии Ливиных***.
В соответствии с этим нам были выданы надлежащие метрические свидетельства, копии коих при сем прилагаются. В них мы означены как законные дети Федора Никифоровича Ливина и законной его жены Агафии Васильевны.****
Таким образом, будучи русскими по происхождению и имея законное право именоваться по отчеству Федоровичами и по фамилии Левиными, мы были наделены иностранными отчеством и фамилией, благодаря лишь тому, что в раннем детстве, без нашего ведома и понимания, были усыновлены Карлу Гольденштедт.
Не желая пользоваться немецким отчеством и фамильей, что превращает нас, русских людей, в немцев, а желая называться по отчеству Федоровичами и по фамилии Ливиными, тем более, что в определении об усыновлении и не постановлено даже о передаче нам этого отчества и фамилии, мы дерзаем припасть к священным стопам Вашего Императорского Величества и всеподданнейше просить, дабы повелено было нам именоваться: Георгием Федоровичем Ливиным, Владимиром Федоровичем Ливиным и Павлом Федоровичем Ливиным.
…
Прошение сие составляли сами просители, а переписал прослушавший курс Императорского Петроградского Университета, Георгий Карлович Гольденштедт.
Вашего Императорского Величества
верноподданные:
Прослушавший курс Императорского Петроградского Университета,
Георгий Карлович Гольденштедт.
Гражданский Инженер, Надворный Советник,
Владимир Карлович Гольденштедт.
Окончивший курс Восточного Института, Титулярный Советник,
Павел Карлович Гольденштедт.
Город Владивосток,
Февраля 3 дня 1915 года".
Карл! (с)
___________________________
* В деле нет, к сожалению.
** В деле нет.
*** То есть брак Ливиных не был расторгнут. А дети, родившиеся в законном браке, признаются законнорожденными, в метрических книгах делаются соответствующие отметки и бывшим незаконнорожденным выдаются метрические свидетельства с новым текстом.
**** Но полученными в 1899 году новыми метрическими свидетельствами братья почему-то не пользовались, оставаясь Карловичами Гольденштедтами и продолжая учебу и карьеру.