Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Духовенство Казанской губернии


    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 163 164 165 166  167 168 169 170 171 ... 191 192 193 194 195 196 Вперед →
zritel

Частный специалист

Йошкар-Ола
Сообщений: 242
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 137
Священнослужители храма Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка: продолжение

Священномученик Леонид (Антощенко)
(6/19.08.1897-7.01.1938)


Лаврентий Евтихиевич Антощенко родился 6/19 августа 1872 года в деревне Мало-Николаевка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в крестьянской семье. Он обучался в двухклассном народном училище, 30 мая 1896 года поступил в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, 26 мая 1898-го был определен послушником выше указанной обители. Через шесть лет, 30 июля 1904 года, Лаврентий Антощенко был переведен в Московский кафедральный Чудов монастырь, где 8 августа 1905-го пострижен в монашество с именем в честь мученика Леонида, память которого празднуется Церковью 8/21 августа, а 16 октября того же года рукоположен во иеродиакона. Во время проживания в данной обители отец Леонид нес клиросное послушание, занимал должность смотрителя архиерейских покоев при Чудовом монастыре, а затем был назначен его казначеем. «Поведение весьма хорошее, к послушаниям способен» – так говорится о нем в сохранившейся клировой ведомости тех лет.
26 марта 1910 года иеродиакон Леонид (Антощенко) был назначен заведующим Санкт-Петербургским подворьем Пекинской Духовной миссии. В связи с этим наместник кафедрального Чудова монастыря архимандрит Арсений (Жадановский), впоследствии епископ, составил для отца Леонида удостоверение, свидетельствующее, кроме прочего, и о том уважении, которым пользовался будущий священномученик среди братии: «Сим удостоверяю, что иеродиакон Леонид назначен настоятелем Пекинского миссионерского подворья в Петербург не по собственной просьбе, а по предложению, так что в данном случае он исполняет монашеское послушание, а в Чудовом монастыре он всегда может быть желательным насельником».
По назначении заведующим Санкт-Петербургским подворьем иеродиакон Леонид (Антощенко) 10 апреля 1910 года был рукоположен во иеромонаха епископом Нарвским Никандром (Феноменовым), хиротония состоялась в Лазаревской церкви Александро-Невской лавры. В 1911 году батюшке было поручено строительство храма Пекинской миссии в Санкт-Петербурге, закладку которого 8 мая того же года совершил епископ Вологодский Никон (Рождественский). С данным послушанием отец Леонид справлялся успешно: уже к осени был выстроен нижний храм во имя Архистратига Божия Михаила, который 6 ноября 1911 года освятил архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский). После богослужения верующие, в знак признания заслуг батюшки, подарили ему золотой наперсный крест с украшениями. 14 августа 1913 года тогдашний начальник Пекинской Духовной миссии епископ Иннокентий (Фигуровский) освятил в честь Рождества Христова верхний храм, а 1 декабря того же года был освящен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. К 1914 году постройка церкви и прилегающих к ней строений была завершена полностью. Свидетельством доверия к иеромонаху Леониду были и другие ответственные поручения: 3 августа 1913 года он освящал часовню во имя Спаса Нерукотворного на территории Московского подворья Пекинской Духовной миссии, 18 октября 1914-го участвовал в освящении храма Московского подворья.
Одной из главнейших задач руководимого отцом Леонидом подворья был сбор средств в пользу миссии, располагавшейся в Китае, не имевшей особых доходов и нуждавшейся в пожертвованиях. В год празднования 300-летия Дома Романовых в память этого события в Пекине было решено воздвигнуть величественный собор, а сотрудники Санкт-Петербургского подворья приняли активное участие в сборе средств на это благое дело. В январе 1914 года на страницах выходившего в Санкт-Петербурге журнала «Китайский благовестник» появилось следующее объявление: «Лиц, желающих внести свою лепту на построение собора, благоволят посылать пожертвования по следующему адресу: С. Петербург, Воронежская ул., 110, Подворье Пекинской Духовной Миссии; для Духовной Миссии в Пекине».
С декабря 1912 года при Санкт-Петербургском подворье действовала церковно-приходская школа, где иеромонах Леонид (Антощенко) преподавал Закон Божий, проводил пастырские беседы, занимался с верующими церковным пением. Здесь же были устроены приют для китайских детей, обучавшихся в Петербурге, справочное бюро для отправлявшихся на Дальний Восток, школа певчих, книжный склад с китайскими книгами и библиотека. При Подворье располагалось Общество трезвости, деятельность которого была особенно важна в связи с тем, что оно находилось в районе «по преимуществу с рабочим населением; пьянство, разврат, невежество и другие темные явления … указывали на необходимость развития религиозно-просветительской деятельности». К 1914 году общество насчитывало более тридцати тысяч человек, по заведенному обычаю каждодневно за богослужениями утром и вечером происходила запись желающих дать обет трезвости.
В том же году у Санкт-Петербургского подворья появился «филиал»: жители пригородного поселка Отрадное пожертвовали Пекинской миссии землю для возведения храма, что было утверждено Высочайшим указом от 1 августа 1914 года. 19 августа иеромонах Леонид (Антощенко) служил здесь Литургию во временной деревянной церкви. «Этот временный барак-храм является пунктом, объединяющим всех жителей Отрадного, здесь, по-видимому, всякий чувствует себя как дома, и отношение жителей к храму самое благожелательное, каждый старается в чем-нибудь потрудиться для своего храма»,– писал батюшка впоследствии. Эту особую атмосферу отмечал и ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, епископ Ямбургский Анастасий (Александров), совершивший богослужение в Отрадном 17 августа того же года. После Литургии Владыка обратился к молящимся с прочувствованным словом, в котором сказал, что, несмотря на крайнюю бедность данной церкви, он «ни в одном богатом храме не молился так горячо, как здесь».
Труды иеромонаха Леонида (Антощенко) на ниве Христовой получили признание. Еще в 1913 году, после освящения верхнего храма Санкт-Петербургского подворья, по ходатайству епископа Иннокентия (Фигуровского) Святейший Синод вынес постановление о награждении его «за отлично-усердную и полезную службу Церкви Божией» наперсным крестом, в 1919-м батюшка был возведен в сан архимандрита.
В результате революции октября 1917 года и в ходе последовавшей за ней гражданской войны связи Пекинской Духовной миссии с ее Петроградским подворьем были прерваны. А после закрытия Подворья в 1919 году храм, располагавшийся в Петрограде на Воронежской улице, стал приходской церковью, а архимандрит Леонид (Антощенко) – ее настоятелем. Батюшка был также председателем церковной двадцатки, пользовался у верующих огромным авторитетом. В выписке из протокола заседания общего собрания прихожан от 26 ноября 1922 года читаем: «Принимая во внимание заслуги архимандрита Леонида, как председателя прежнего состава двадцатки, выразившихся в его тактичности и административной твердости, проявившихся, главным образом, при изъятии церковных ценностей … просить отца Леонида встать во главе вновь избранной двадцатки в качестве Председателя». При возглавляемом батюшкой храме действовало Братство Царицы Небесной, объединявшее 3000 человек и способствовавшее сохранению веры в душах жителей Ленинграда. Конечно, быть настоятелем церкви в условиях жестоких гонений за веру было нелегко: в 1922 году отец Леонид был арестован ОГПУ и провел в заключении один месяц.
Архимандрит Леонид (Антощенко) проживал в Ленинграде до лета 1927 года. Свидетельством его духовной опытности, доверия к нему стало то, что 26 июня того же года он был рукоположен во епископа Переславль-Залесского, викария Владимирской епархии. Проживал Владыка в Переславле, на улице Трубежной в доме номер 15. Епископ Леонид совершал богослужения, рукоположения во священный сан, принимал у себя жаждавших утешения и духовного руководства священнослужителей и мирян. К 1930 году под его началом в Переславле действовало 18 церквей, в городе находились мощи святых Ярославских чудотворцев. Храм, где пребывали святыни, служил местом паломничества, тысячи прихожан собирались здесь во дни церковных праздников, многие получали исцеление от душевных и телесных недугов. В 1928 году верующие выступали против закрытия городского соборного храма, а после упразднения его просили возвратить купленное на их средства церковное имущество и почитаемую икону Ростовских чудотворцев. Под соответствующим заявлением в органы власти стояло сорок подписей.
Оживление религиозной жизни на территории Переславль-Залесского викариатства не устраивало советскую власть. 1 февраля 1930 года епископ Леонид (Антощенко) был арестован по ложному обвинению в антисоветской деятельности, противодействии мероприятиям властей, хранении контрреволюционной литературы, провоцировании массовых беспорядков на почве распространения слухов о закрытии церквей. На единственном допросе, состоявшемся в день ареста, своей вины Владыка не признал, показав, что «контрреволюционной деятельности в своей епархии не замечал, был связан с духовенством по служебным вопросам». 2 марта того же года решением тройки при ПП ОГПУ по Ивановской области епископ Леонид был осужден на пять лет лишения свободы и отправлен в Пинюгские лагеря, располагавшиеся в Кировской области. Заключенные практически вручную строили здесь земляное полотно для железной дороги Пинюг-Сыктывкар, землю возили на тачках, трудились при сильнейших морозах, легко одетые. Работая на строительстве железной дороги, Владыка духовно окормлял христиан, находившихся в лагере: исповедовал, причащал Святыми Дарами, присылаемыми из Москвы, и даже совершил монашеский постриг. По воспоминаниям очевидцев, «худенький, с небольшим чуть продолговатым лицом … и большой открытой улыбкой в сочетании с искрящимися радостью глазами он вызывал в общающихся с ним ответную духовную радость».
По освобождении из заключения, в сентябре 1932 года, владыка Леонид был назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии. Вскоре его сослали в город Балахну Нижегородского края, архипастырь поселился здесь в маленьком домике в два окна, ежедневно ходил в церковь. В 1933 году последовала новая ссылка – в город Сенгилей близ Ульяновска. Отсюда Владыка посылал письма-утешения своим духовным чадам – «внучатам», часто подписывая их «Дедушка». Из этих посланий мы можем составить представление о жизни архипастыря в тот период, о его духовном руководстве своими чадами. 31 марта 1934 года епископ Леонид писал: «Я, слава Богу, пока здоров и благодушен. Благодаря заботам старых друзей ни в чем не нуждаюсь. … Никто и ничто не нарушает здесь моего уединения. По-прежнему ежедневно хожу в храм Божий, где вспоминаю молитвенно вас всех». А вот фрагмент из письма, датированного 1 сентября 1934 года: «Предстоящая жизнь пусть тебя не смущает. Пусть боятся и дрожат за свою будущность те, которые не имеют упования. Наша же будущность ясна, как на ладони. Дорога, по которой нам надлежит идти, уже прекрасно проторена. Конечная цель ясна, и хорошие результаты обеспечены. Будем благодушны и верны».
Срок данной ссылки закончился 10 декабря 1934 года. 29 декабря епископ Леонид был на приеме у заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и получил назначение на Кунгурское викариатство Пермской епархии, куда прибыл 30 января 1935 года. В должности епископа Кунгурского Владыка пребывал до марта 1935 года, а затем некоторое время находился на покое, поселившись 29 июня того же года в селе Теряева Слобода Волоколамского района Московской области, в церкви которого совершал богослужения. «Живу я близ храма. Храм прекрасный. Службы совершаются четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу и субботу. Накануне воскресных и праздничных дней служатся всенощные. … Вблизи находится Иосифовский монастырь с великолепной рощей и озерами. Сейчас здесь дышится очень хорошо, и я буду очень рад своих дорогих внучат видеть здесь. Добро пожаловать!» – так описывал Владыка свою жизнь под Волоколамском.
После новой встречи с митрополитом Сергием (Страгородским), состоявшейся в июле 1936 года, епископ Леонид был направлен в Свердловск, но местные власти не позволили ему там служить. Последним местом архипастырских трудов Владыки стала Марийская епархия, куда он был назначен в марте 1937 года. «Уже из вагона епископ Леонид благословил провожающих и тут же пророчески указал на себя в грудь и в землю», – вспоминал архимандрит Сергий (Савельев), постриженик Владыки, о проводах его в МАССР. Епископ Леонид поселился в Йошкар-Оле по адресу Зарубинская 4 (ныне – ул. Комсомольская), а с 1 октября 1937 года перебрался в село Семеновка, где служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Руководствуясь указаниями митрополита Сергия (Страгородского), с которым вновь встречался в июне 1937 года, владыка Леонид управлял приходами Марийского края, совершал рукоположения во священный сан, призывал верующих не ходить в обновленческие храмы, что во второй половине 1930-х годов для МАССР было по-прежнему актуально. Например, Вознесенская церковь – последняя из не закрытых к середине 1930-х годов в Йошкар-Оле, в июне 1935 года перешла в руки обновленцев. Храм Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, таким образом, стал оплотом Православия, сюда стекались верующие со всей округи. По воспоминаниям очевидцев епископ Леонид был вежлив, скромен, аккуратен, нетороплив. Люди подходили к нему за советом и утешением, он встречал всех приветливой улыбкой, благословлял. Особенно замечал Владыка детей, старался ободрить их, погладить по голове, раздавал нехитрые гостинцы.
Согласно документам государственных и партийных органов того времени, с приездом епископа Леонида (Антощенко) в МАССР религиозная жизнь населения республики активизировалась. Такая деятельность архипастыря, конечно, не осталась без внимания властей: 21 декабря 1937 года Владыка был арестован и помещен в Йошкар-Олинскую тюрьму. На допросах 22 и 27 декабря виновным в контрреволюционной деятельности он себя не признал, 29 декабря тройка НКВД по МАССР приговорила епископа Леонида к расстрелу. Приговор привели в исполнение 7 января 1938 года, в день праздника Рождества Христова.
Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года имя епископа Леонида (Антощенко) было включено в собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память святого празднуется в день его мученической кончины 26 декабря/8 января и в день соборной памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Епископ Варлаам (Козуля)
(1.07.1871-10.10.1937)


Петр Карпович Козуля родился 1 июля 1871 года в селе Байбузовка Балтского уезда Подольской губернии в крестьянской семье. После окончания церковно-приходской школы 15 января 1886 года он поступил в число послушников Коржовецкого Рождество-Богородицкого монастыря, располагавшегося в Летичевском уезде Подольской губернии, где с 30 января 1886-го проходил послушание пономаря, а с 8 января 1893-го по 16 августа 1896-го – церковного уставщика и письмоводителя. 20 августа 1897 года будущий архипастырь был переведен в Грановский Спасо-Преображенский монастырь Подольской губернии, где со 2 октября 1897-го занимал должность учителя монастырской школы грамоты, 25 октября 1898-го был облачен в рясофор, 29 июля 1901-го настоятелем обители игуменом Мелетием (Шандровским) пострижен в монашество с именем Варлаам, 26 сентября того же года епископом Каменец-Подольским Христофором (Смирновым) рукоположен во иеродиакона, а 12 января 1903-го – во иеромонаха. 25 августа 1903 года батюшка был утвержден в должности казначея Грановского монастыря, что свидетельствовало о доверии к нему братии и епархиального начальства.
В 1904 году началась Русско-японская война в связи с чем 30 апреля 1905 года иеромонах Варлаам был командирован на Дальний Восток, в город Никольск, где проходил службу в Уссурийском сводном госпитале, духовно окормляя раненых. Батюшка прибыл к месту назначения 7 июня 1905 года, а 20 ноября того же года, вследствие расформирования госпиталя, откомандирован к прежнему месту служения, в Грановский монастырь. В память войны с Японией отец Варлаам был отмечен темно-бронзовой медалью на ленте, составленной из Александровской и Георгиевской лент, 1 февраля 1906 года награжден набедренником.
14 апреля 1907 года иеромонах Варлаам (Козуля) вместе с двумя насельниками Грановского монастыря был командирован Подольским епархиальным управлением в город Балту для устроения мужской монашеской обители. Поначалу он совершал богослужения в балтской кладбищенской церкви и заведовал местным приютом, основанным священником Феодосием Левицким в первой половине XIX века. На основе данного приюта и возводилась новая обитель, получившая имя преподобного Феодосия Великого. Официальное открытие монастыря состоялось 20 июня 1908 года, в торжествах приняли участие епископы Подольский и Брацлавский Серафим (Голубятников), Балтский Никон (Безсонов), множество верующих. Священник Феодосий Левицкий, подвижническая жизнь которого окончилась в 1845 году, был причислен к лику местночтимых святых Украинской Православной Церкви решением ее Священного Синода от 18 апреля 2008 года.
Отец Варлаам служил в Балте до 1923 года, с 30 июня 1907-го управляя монастырем в качестве наместника. За эти годы в обители был возведен Покровский храм, освященный 21 ноября 1908 года, жилой корпус для братии с кухней и трапезной, двухклассная церковно-приходская школа, в которой отец Варлаам с 1 августа 1908-го был законоучителем, а с 15 сентября того же года – заведующим. В последующем в монастыре были выстроены книжная лавка, большой двухэтажный корпус с келиями. К 1911 году число насельников в обители было более ста, проживали здесь, среди прочих, монашествующие из Киева и даже с Афона. В Балтском монастыре развивались сапожное, портняжное, слесарное, кузнечное, столярное, бондарное ремесла, действовали свечной завод, пекарня, гостиница для богомольцев, богадельня. Возле церкви была выстроена колокольня с одиннадцатью колоколами, самые большие из которых весили 200, 50 и 30 пудов.
Труды отца Варлаама по возведению Балтской обители и управлению ею были отмечены. Его наградили медалью в память юбилея церковно-приходских школ, епископом Каменец-Подольским Серафимом (Голубятниковым) батюшка был возведен в сан игумена, а 24 июня 1909 года преосвященным Амвросием (Гудко), епископом Балтским,– в сан архимандрита.
В 1923 году, после закрытия Балтской Свято-Феодосиевской обители, архимандрит Варлаам (Козуля) был переведен в Бершадский Спасо-Преображенский монастырь, располагавшийся в Винницкой области, где также нес послушание настоятеля. В условиях открытых гонений со стороны новой власти с ее богоборческой идеологией, натиска обновленцев, архимандрит Варлаам показал себя исповедником Православия, вследствие чего в 1925 году был арестован харьковским ОГПУ, но осужден по недостатку доказательств не был. 1 августа 1926 года в Бершадском Спасо-Преображенском монастыре батюшка был рукоположен во епископа Бершадского, викария Подольской епархии. Особенно примечательно то, что в его хиротонии принял участие епископ Сергий (Куминский), который впоследствии стал предшественником владыки Варлаама в должности епископа Марийского.
После закрытия Бершадского монастыря, с октября 1928 года, епископ Варлаам жил в городе Браилове Жмеринского района Винницкой области, в 1928-1931 годах временно управлял Винницкой епархией, оставаясь при этом, вследствие ареста епископа Подольского Амвросия (Полянского), и управляющим Подольской епархией. В труднейших условиях гонений Владыка боролся с обновленчеством, поминал за богослужениями арестованных к тому времени Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и епископа Амвросия (Полянского). Кроме того, епископ Варлаам состоял в переписке с владыкой Амвросием, считал своим христианским долгом помогать ему материально.
Управляя Подольской и Винницкой епархиями, Владыка назначал священнослужителей на приходы, как по просьбе религиозных общин, так и самостоятельно, при условии того, что ставленники отвечали всем каноническим требованиям. Особое значение он придавал окормлению насельниц женского монастыря, расположенного в городе Браилове. Во время смятения умов, распространения множества «пророчеств» об уже пришедшем антихристе и скором конце света архипастырь призывал паству к трезвенной молитвенной жизни, называя такие взгляды шарлатанством.
Ревностное служение епископа Варлаама вызывало неудовольствие властей. 17 января 1931 года он был арестован и помещен в Винницкий дом предварительного заключения. Владыку ложно обвиняли в том, что он группировал вокруг себя «контрреволюционный элемент», создавая антисоветские группы, братства и сестричества, вел антисоветскую агитацию, говорил о предстоящей войне и гибели в ходе нее советской власти. Обвинение предъявлялось по статьям 54-10 и 54-11 УК УССР, что соответствовало статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР.
На допросе, состоявшемся 8 мая 1931 года, своей вины в контрреволюционной деятельности Владыка не признал, показав, что его служение носит исключительно церковный характер. «Кто политически не благонадежен, мне совершенно не известно. Лично для меня политика чужда, и я никогда в своей жизни политикой не занимался и не занимаюсь», – говорил он. 17 июля 1931 года Особое совещание коллегии Харьковского ОГПУ приговорило епископа Варлаама к трем годам ссылки, в городе Булаеве Петропавловской области Казахстана он находился до 24 февраля 1934 года.
После возвращения из ссылки 21 апреля 1934 года Владыка был определен на Златоустовскую кафедру, став викарием Свердловской епархии. 5 сентября того же года он назначается епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии. Архипастырь поселился в Сарапуле по адресу улица Пролетарская, дом 86. Под его началом поначалу находились приходы, располагавшиеся на территории Сарапульского, Осинского, Воткинского, Еловского, Чернушкинского, Щучье-Озерского, Куединского, Бардымского, Сосновского и Фокинского районов Свердловской области. В связи с выделением Сарапульского района из состава последней 21 декабря 1934 года епископ Варлаам направил письмо на имя архиепископа Кировского Киприана (Комаровского), из которого мы можем получить некоторые сведения о состоянии Сарапульской епархии того времени: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко! Простите, дорогой Владыко, что, будучи неведом Вам, дерзаю предстать пред лице Ваше. Промыслом Божиим и по воле Его святой теперь я Ваш покорный слуга и смиренно прошу принять меня, недостойного, под свое начало.
Вверенная мне Сарапульская епархия, по новому гражданскому делению, разделена надвое: Сарапульский и Воткинский районы отошли к Кировскому краю, остальные же восемь районов остались в Свердловской области; посему, чтобы сохранить значение Сарапульской епархии, как таковой, для славы Божией и пользы св<ятой> Церкви осмеливаюсь просить Вас, дорогой Владыко, не откажите сделать представление в Патриархию о причислении нескольких районов из новообразованного края к Сарапульской епархии… <…> Если благословите, об этом напишу и официально. Очень буду рад и счастлив, если Ваша святыня удостоите меня своего ответа.
Поручая себя святым молитвам Вашим, Вашего Высокопреосвященства покорный слуга и сослужитель во Господе смиренный Варлаам, епископ Сарапульский».
Однако решить вопрос об увеличении числа приходов быстро не удалось. В январе 1935 года под началом Владыки находилось 22 религиозных общины, из которых в Сарапульском районе 14, в Воткинском – 8. Служил архипастырь, как и ранее, в единоверческой церкви святого великомученика Георгия Победоносца города Сарапула. На Сарапульской кафедре епископ Варлаам находился чуть менее полугода, 17/30 января 1935-го был назначен епископом Осинским, временно управляя к тому же и Пермской епархией, а с 23 марта 1935 года жил в городе Муроме на покое.
Время было непростое. То тут, то там, в связи с арестами и перемещениями правящих архиереев, освобождались епископские кафедры. 9 июня 1935 года владыка Варлаам был определен епископом Марийским. По прибытии в Йошкар-Олу он направил в Марийскую областную комиссию по делам культов заявление о регистрации, к которому прилагались копия указа Московской Патриархии о назначении его епископом Марийским и три экземпляра анкеты, где содержались краткие сведения о жизни архипастыря. Вскоре Владыка получил уведомление в том, что он зарегистрирован в Марийском облисполкоме с правом совершения богослужений в церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка. Согласно упомянутой выше анкете, проживал епископ Варлаам в Йошкар-Оле, на улице Льва Толстого, в доме 90 «в».
Находясь на Марийской кафедре, Владыка совершал богослужения, окормлял духовенство и паству, противостоял обновленчеству. Об этом свидетельствует и заявление обновленческого церковного совета йошкар-олинского Вознесенского храма, поданное в горсовет в 1935 году: «Настоящим покорнейше просим городской совет передать нам квартиру по ул. Льва Толстого …, в которой проживает тихоновский архиерей Козуля. <…> Согласно закона и постановления г<ородского> совета г. Йошкар-Ола община старая тихоновская перестала существовать, а также и церковный старый совет. Следовательно … дом должен быть передан для обновленческого церковного управления. Кроме всего, тихоновский старый отжитый штаб не перестает действовать в пределах г. Йошкар-Олы. Всюду ведется тихоновская агитация, держатся за старое. Ходят ихние священники по домам исповедовать, отпевать покойников и на кладбище, крестить младенцев на дому. <…> А закон дорогого рабоче-крестьянского правительства ясно указывает и предупреждает, что каждый служитель культа может осуществлять свою деятельность только в том районе, в котором находится его молитвенное здание и проживают граждане того религиозного объединения, которое он обслуживает. На основании всего изложенного церковный совет просит горсовет ликвидировать эти незаконные действия старой тихоновщины, приостановить ихнее хождение по домам».
В июне 1936 года под омофором владыки Варлаама находились 92 прихода, на которых служили 96 штатных священников, 18 диаконов, 15 псаломщиков. 9 священников, 3 диакона и 1 псаломщик находились за штатом. 11 июня 1936 года из Яранской в Марийскую епископию перешел приход села Килемары, в то же время несколько церквей были упразднены. Например, под зернохранилища закрыли храмы сел Оршанка, Мамсинер, Орша, клирики которых, не оставили свою паству, продолжая совершать богослужения на дому.
В условиях гонений за веру епископ Варлаам ободрял духовенство и верующих, благословляя их на подвиг исповедничества и мученичества за Христа. Например, 21 декабря 1936 года Владыка издал указ о назначении архимандрита Серафима (Павловского) к Вознесенской церковь села Помъялы (Кужмара) Звениговского района МАО. К документу прилагалось письмо, свидетельствующее о том, что архипастырь ревностно заботился о нравственном состоянии вверенных ему духовенства и верующих: «Дорогой отец Серафим! Предлагаю Вам занять священническое место в с. Кужмару Звениговского района, от ст. Шолонгер в 14 километрах. Приход очень хороший, прихожане все марийцы, к церкви очень прилежные. Там священник умер еще в начале ноября, прихожане жаждут священника и с нетерпением ждут его, и я боюсь, как бы не захватили приход не православные батюшки, грех будет. Поэтому прошу, приходите ко мне завтра, захватив с собою все нужное и необходимое, а также паспорт и справки из сельсовета, что за вами нет никаких налогов. Здесь получите бумагу и поедете в Кужмару, думаю, что и Вы будете довольны, и я буду доволен, что удовлетворю просьбу прихожан ввиду наступающих Рождественских праздников. Мне передали, что Вы желаете оставаться дома до переписи. Это долго ждать и перепись не помешает ни в чем, где бы Вы ни были в этот момент. Итак, жду Вас, приезжайте. Бог благословит! Отказываться нельзя, послужите некоторое время, поступите, как захотите. С любовью к Вам, епископ Варлаам». Фактически это было благословением на мученичество. И крест этот архимандрит Серафим (Павловский) понес с честью – 29 сентября 1937 года он был арестован в Кужмаре по ложному обвинению, а затем расстрелян 8 декабря того же года.
Пострадал за веру Христову и епископ Варлаам (Козуля). В Йошкар-Оле Владыка служил до 29 января 1937 года, затем был направлен в Сызрань, а 23 мая того же года назначен епископом Оренбургским и Тургайским. Проживал архипастырь в Оренбурге по адресу улица Нижегородская, дом 87. Здесь 2 августа 1937 года он был арестован и заключен во Внутреннюю тюрьму НКВД. Владыку ложно обвиняли в руководстве антисоветской церковно-сектантской, повстанческой организацией, шпионаже в пользу Японии и Германии, контактах с «японской военно-казачьей фашистской организацией», подготовке восстания против советской власти, антисоветской агитации. 9 октября епископ Варлаам (Козуля) был приговорен тройкой УНКВД СССР по Оренбургской области к расстрелу. Приговор привели в исполнение 10 октября 1937 года в 21 час в Зауральной роще вблизи Оренбурга.

Протоиерей Петр Добросмыслов
(3/15.04.1880-1963)


Петр Иосифович Добросмыслов родился 3/15 апреля 1888 года в селе Шапы Царевококшайского уезда Казанской губернии в семье псаломщика Иосифа Антоновича Добросмыслова и супруги его Анны Петровны. Крещен он был 4/16 апреля во Введенской церкви родного села, Таинство совершил священник Петр Виноградов. П.И. Добросмыслов окончил церковноприходскую школу, с 1 августа 1898 года нес послушание певчего в казанском Спасо-Преображенском монастыре, параллельно окончив два класса Казанского Духовного училища, откуда был уволен 20 августа 1902 года. В 1906 году он поступил в Царевококшайскую Мироносицкую пустынь, где нес клиросное послушание, поведения был хорошего. С 21 августа 1907 года (по другим данным – с 1 августа 1908-го) П.И. Добросмыслов подвизался в качестве певчего при Казанском Архиерейском доме, 13 июня 1912-го указом епископа Чебоксарского Михаила (Богданова) был назначен псаломщиком к Вознесенской церкви села Помъялы (Кужмара) Чебоксарского уезда Казанской губернии. В дальнейшем он служил в царской (рядовым в 5-й запасной артбригаде, располагавшейся в Казани) и Красной (в городе Саратове, рядовым артдивизиона) армиях, работал чернорабочим в типографии Казанского университета, сторожем на так называемом Черном озере.
3 ноября 1921 года П.И. Добросмыслов выдержал диаконский экзамен при Казанском епархиальном управлении, а 22 октября 1922 года епископом Чебоксарским Афанасием (Малининым) был рукоположен во диакона к Свято-Никольской церкви села Красная горка Арского кантона ТАССР. Священнический экзамен диакон Петр сдал 10 ноября 1923 года, а 25 января 1924-го владыка Афанасий рукоположил его во священника к храму села Сеитово Свияжского кантона ТАССР. 1 декабря 1928 года батюшка был переведен к Космо-Дамианской церкви села Мамасево Звениговского кантона МАО, в 1930-м – к Троицкому храму села Новые Параты, а 1 декабря 1931-го епископом Марийским Иоанном (Широковым) – к Вознесенской церкви села Помъялы Звениговского района МАО. В условиях гонений за веру батюшка призывал прихожан не отходить от Бога и Его Церкви, не допускать закрытия храма, был награжден владыкой Иоанном камилавкой.
21 января 1933 года священник Петр Добросмыслов был арестован по ложному обвинению в антиколхозной и антисоветской агитации (статья 58-10 УК РСФСР). На единственном допросе 6 февраля своей вины батюшка не признал, 13 апреля 1933 года тройкой при ПП ОГПУ по Нижегородскому краю был приговорен к пяти годам заключения и отбывал наказание в Балахнинских лагерях Нижегородского края, откуда был освобожден 15 января 1938 года. С 5 мая того же года батюшка работал на Марийском целлюлозно-бумажном комбинате города Волжска, а затем служил в Троицкой церкви села Красный Яр Звениговского района МАССР. 27 июня 1939 года постановлением Совнаркома МАССР данный храм был закрыт, отец Петр вышел за штат и вернулся на Марбумкомбинат, где проработал охранником до 1941 года. В последующие годы батюшка трудился «на других производствах», совершал тайные богослужения в одном из двух незарегистрированных молитвенных домов города Волжска.
12 марта 1947 года иерей Петр Добросмыслов был определен епископом Горьковским и Арзамасским Зиновием (Красовским) к Иоанно-Богословской церкви села Масканур. В следующем году он подал прошение об увольнении за штат по болезни и 15 января 1947 года владыка Зиновий удовлетворил эту просьбу.
11 апреля 1949 года отец Петр подал заявление на имя архиепископа Горьковского и Арзамасского Корнилия (Попова), в котором просил назначить его на вакантное священническое место к церкви Казанской иконы Божией Матери села Нурма. К заявлению прилагалось ходатайство благочинного, протоиерея Иоанна Демидова, положительно характеризовавшего заштатного священника. 27 апреля 1949 года архиепископ Корнилий издал указ о назначении Добросмыслова на нурминский приход, 20 апреля 1950-го батюшка был переведен к храму Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, а 16 октября того же года возвращен в Нурму. 9 апреля 1952 года, ко дню Святой Пасхи, он был награжден наперсным крестом.
15 июня 1953 года отец Петр был перемещен к церкви Владимирской иконы Божией Матери села Владимирское Горномарийского района. К этому времени относится характеристика, данная батюшке благочинным церквей МАССР протоиереем Николаем Бомбицким: «Нрава тихого и кроткого. Служит ревностно, к советской власти лоялен и приказание ее честно выполняет». Тем временем нурминский приход остался без священника, более полугода в храме не совершалась служба. Прихожане написали коллективное прошение на имя архиепископа Корнилия (Попова), в котором просили вернуть на приход иерея Петра, предварительно заручившись согласием батюшки. 25 июня 1954 года отец Петр вернулся в Нурму. Прослужив на данном приходе два года, возведенный в 1956-м к празднику Святой Пасхи в сан протоиерея, батюшка подал прошение об увольнении за штат. 21 августа того же года просьба эта была удовлетворена правящим архиереем.
По выходе за штат протоиерей Петр покинул Марийскую республику и уехал к родным в Астрахань. Однако в ноябре того же он вступил в переписку с благочинным, протоиереем Николаем Бомбицким, которой предложил батюшке занять священническое место в церкви Казанской иконы Божией Матери села Моркиялы. Отец Петр ответил согласием и 9 ноября 1956 года получил назначение на данный приход. В Моркиялах батюшка прослужил до июля 1959-го, после чего подал прошение на имя архиепископа Казанского и Марийского Иова (Кресовича) об увольнении за штат по состоянию здоровья. Просьба отца Петра была удовлетворена. Скончался батюшка 13 ноября 1963 года в городе Камышине Волгоградской области и был погребен на местном городском кладбище.

супруга Варвара Александровна, в девичестве Суринова, 1893 г.р.
сыновья Евгений и Геннадий (1926 г.р.)
дочь Галина 1932 г.р.

Протоиерей Филимон Тюлькин
(19.02.1909-13.07.1992)


Филимон Яковлевич Тюлькин родился 19 февраля 1909 года в деревне Скородумы Яранского уезда Вятской губернии в семье крестьян. В 1921 году он окончил сельскую школу, в 1932-1935-м нес послушание псаломщика при церкви святителя Василия Великого села Большая Рудка Шарангского района Нижегородской области. В годы Великой Отечественной войны Филимон Тюлькин работал мастером булочного цеха артели «Красный пищевик» города Йошкар-Олы, 6 января 1946-го был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
28 марта 1947 года Ф.И. Тюлькин был определен епископом Горьковским и Арзамасским Зиновием (Красовским) псаломщиком к Троицкой церкви села Мушерань Моркинского района МАССР. 31 августа 1950-го он получил рекомендацию благочинного протоиерея Николая Бомбицкого на рукоположение во диаконский сан и 3 сентября в Воскресенском соборе города Йошкар-Олы был рукоположен во диакона архиепископом Горьковским и Арзамасским Корнилием (Поповым). 3 декабря 1950 года диакон Филимон подал прошение на имя архиерея о рукоположении во священника, хиротония состоялась 10 декабря, после чего батюшка был назначен настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, 30 марта 1951-го награжден набедренником.
В последующие годы отец Филимон служил в храме Казанской иконы Божией Матери села Нурма (16.06.-27.11.1953), Иоанно-Предтеченской церкви села Коротни (27.11.1953-30.03.1954), Троицком храме села Мушерань (с 30.03.1954). 3 мая 1955 года верующие церкви села Семеновка направили на имя благочинного прошение, в котором выразили желание видеть иерея Филимона своим священником. 4 мая того же года последовал соответствующий архиерейский указ.
В селе Семеновка отец Филимон прослужил до 29 августа 1956 года, 19 ноября того же года был повторно направлен на служение в село Нурму. Батюшка прикладывал немало сил для устройства приходской жизни, провел ремонт храма, крестил детей, организовал сбор денег для установки кладбищенской изгороди. 23 ноября 1960 года иерей Филимон был перемещен к Троицкой церкви села Емелево. Под руководством батюшки приход провел капитальный ремонт здания церкви, включавший в себя замену крыши и перекладку печей с дымоходами.
В дальнейшем отец Филимон служил в Троицком храме села Мушерань (6.12.1962-25.03.1963), церкви святителя Гурия Казанского села Азъял-Петъял (25.03-10.10.1963), Троицком храме села Емелево (10.10.1963-16.02.1964), церкви Владимирской иконы Божией Матери села Владимирское (16.02.1964-6.12.1965). Дальнейшее его служение, с небольшими перерывами, связано с Иоанно-Богословским храмом села Масканур, куда батюшка был назначен 5 января 1966 года и вышел за штат 7 марта 1992-го. За время своего служения отец Филимон был неоднократно награжден. Последними его наградами стали сан протоиерея (20.04.1976) и палица (21.04.1981). После выхода за штат протоиерей Филимон проживал в Маскануре, в статусе заштатного священника продолжал совершать богослужения. Скончался батюшка 13 (по некоторым данным 12-го) июля 1992 года и был похоронен в ограде храма села Масканур.

Протоиерей Иоанн Протащук
(28.07.1928-25.03.1995)

Иоанн Евстафьевич Протащук родился 28 июля 1928 года в селе Горинград Волынского воеводства Польской республики в семье крестьян. Окончив в 1945 году среднюю школу, в 1946-м он поступил в Луцкую Духовную семинарию, а после окончания учебы в 1950-1953 годах проходил службу в рядах Советской армии. В 1953-1956 годах Иоанн Евстафьевич работал певцом в областной филармонии, а затем поступил в Московскую Духовную академию, которую закончил в 1960-м.
После окончания обучения И.Е. Протащук прибыл в Марийскую АССР, где с 16 марта 1961 года нес послушание псаломщика храма Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, 6 апреля епископом Казанским и Марийским Михаилом (Воскресенским) был рукоположен во диакона. 7 июля того же года на собрании двадцатки семеновского прихода было принято решение ходатайствовать о рукоположении диакона Иоанна во священника, иерейская хиротония была совершена епископом Михаилом 25 июля.
Служение отца Иоанна на семеновском приходе продолжалось до 15 ноября 1962 года, когда он был переведен к Свято-Никольскому молитвенному дому города Волжска. 16 декабря 1963-го батюшка был определен к казанскому Свято-Никольскому кафедральному собору, пользовался репутацией усердного священнослужителя, немало заботился о благолепии богослужения и церковного пения, остался в памяти прихожан добрым и радушным человеком, способным проявить принципиальность в вопросах, касающихся церковных дел. Отец Иоанн был возведен в сан протоиерея, награжден наперсным крестом с украшениями, правом ношения митры, в декабре 1988 года назначен настоятелем казанского Свято-Никольского собора. 25 марта 1995 года протоиерей Иоанн Протащук скончался и был погребен на Арском кладбище города Казани, неподалеку от храма святых Ярославских чудотворцев.

zritel

Частный специалист

Йошкар-Ола
Сообщений: 242
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 137
Священник Анатолий Черкасов
(1883-...)


Анатолий Дмитриевич Черкасов родился 14 августа 1883 года в селе Чемеево Ядринского уезда Казанской губернии в семье протоиерея Димитрия Черкасова. Родные братья Анатолия — Андрей и Порфирий также выбрали путь священнического служения. После окончания 12 июня 1909 года по второму разряду Казанской Духовной семинарии 28 февраля 1910 года епископом Мамадышским Андреем (Ухтомским) он был рукоположен во священника к церкви Казанской иконы Божией Матери села Бураково Спасского уезда Казанской губернии. С 15 февраля 1914 года батюшка нес послушание духовного следователя 3-го благочиннического округа Спасского уезда, был также законоучителем Бураковской земской школы.
15 июня 1915 года отец Анатолий был перемещен к храму Владимирской иконы Божией Матери села Кобызево Свияжского уезда Казанской губернии. С 16 августа того же года он занимал должность законоучителя Кобызевской церковно-приходской школы, Заводской и Городневской земских школ. В 1918-1920 годах батюшка был депутатом от духовенства 2-го округа Свияжского уезда, в 1920-м — помощником благочинного и духовным следователем 2-го округа Свияжского уезда. Отец Анатолий был награжден набедренником, скуфьей (28.07.1919), медалями к юбилею церковно-приходских школ и в память 300-летия дома Романовых.
16 июня 1920 года митрополитом Казанским и Свияжским Кириллом (Смирновым) священник Анатолий Черкасов был переведен к Воскресенскому собору города Краснококшайска. 5 января 1924 года вместе с псаломщиком данного храма Леонидом Спасским батюшка был арестован органами ОГПУ, 7 января освобожден под поручительство, но следствие в отношении его не прекращалось. На заседании Марийского областного суда, состоявшегося 24-25 апреля 1924 года, отец Анатолий был приговорен к двум годам заключения, впоследствии досрочно освобожден.
К моменту следующего ареста 2 декабря 1934 года священник Анатолий Черкасов проживал в селе Семеновка, где служил в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Ложное обвинение в 1934 году предъявлялось по статьям 58-10,11 УК РСФСР (антисоветская и антиколхозная агитация, распространение слухов о скорой войне и гибели в ходе нее советской власти, участие в контрреволюционной группе церковников). На допросах 2 и 9 декабря 1934-го и 23 января 1935 года, трех очных ставках 19 января 1935 года своей вины отец Анатолий не признал. 26 февраля 1935 года на заседании выездной сессии специальной коллегии краевого суда Горьковского края священник Анатолий Черкасов был приговорен к семи годам заключения. Дальнейшая его судьба в настоящее время не известна.

Священник Сергий Колесников
(8.07.1903-…)

Сергий Васильевич Колесников родился 8 июля 1903 года в селе Всехсвятском Слободского уезда Вятской губернии в крестьянской семье. Первоначально он проходил обучение во второклассной церковно-приходской школе, окончив школу 2-й ступени, в 1922 году поступил в педагогический институт, где учился три курса. Одновременно с обучением в вузе С.В. Колесников занимался преподавательской деятельностью, в 1922–1923 годах работал учителем начальной школы.
В 1925 году Сергий Колесников оставил учебу в институте и был определен келейником к епископу Вятскому и Слободскому Павлу (Борисовскому). В 1926 году он обучался в музыкальном училище, в том же году получил назначение на место псаломщика-регента при Свято-Никольской церкви села Шестаково Слободского уезда Вятской губернии. На должности регента С.В. Колесников находился до 1929 года, после чего оставил церковное служение.
В 1929-1934 годах Сергий Колесников работал бухгалтером на железнодорожной станции в Вятке. В 1935-м он перебрался в Казань, где трудился кассиром на железнодорожной станции (1935–1936), кассиром в промкооперации (1936–1937), старшим бухгалтером в тресте столовых и ресторанов (1937–1940), пел в ансамбле Татгосфилармонии (1940–1942). В 1942–1945 годах С.В. Колесников был нетрудоспособен по болезни и получал пенсию, в 1945-м вернулся в ансамбль Татгосфилармонии, в 1946–1950 годах преподавал пение в школах №8, 27, 50, 91 города Казани.
По возращении к церковному служению, 5 июля 1950 года Сергий Колесников был рукоположен во священника архиепископом Горьковским и Арзамасским Корнилием (Поповым) к Троицкой церкви села Арефьино Вачского района Горьковской области. С 11 марта по 27 апреля 1951 года он служил в храме села Ешарково Володарского района Горьковской области, 13 июля того же года был переведен к Свято-Гурьевской церкви села Азъял-Петьял. В дальнейшем батюшка служил в храмах Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка (20.11.1953–25.06.1954), Рождества Пресвятой Богородицы села Сумки (25.06.1954–24.11.1954). Затем он был переведен за штат, дальнейшая судьба отца Сергия в настоящее время не известна.


Иерей Василий Батыгин
(2.05.1940-14.04.1975)


Василий Васильевич Батыгин родился 2 мая 1940 года в деревне Нижнее Сарлайкино Горномарийского района МАССР в семье председателя колхоза. В 1954 году он окончил шесть классов начальной школы в селе Виловатово, с 1957-го нес послушания пономаря и сторожа Владимирской церкви села Владимирское Горномарийского района, с 28 ноября 1960-го по 15 октября 1961-го – псаломщика храма Рождества Пресвятой Богородицы села Сумки, а 17 ноября 1961 года был перемещен к Петропавловской церкви села Гари Зеленодольского района ТАССР. В декабре 1962 года указом епископа Казанского и Марийского Михаила (Воскресенского) В.В. Батыгин был вновь переведен в село Сумки, с 1 марта 1964-го до 25 декабря 1965-го работал в колхозе, а с 27 декабря 1965-го по 1 апреля 1966 года вновь занимал должность псаломщика сумкинского храма.
1 апреля 1966 года в церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка Василий Батыгин был рукоположен во диакона и оставлен в штате данного храма. После того, как молодой диакон прослужил более года и набрался опыта, архиерей поставил вопрос о рукоположении его во священника. Благочинный приходов МАССР, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка протоиерей Даниил Домрачев представил в епархию характеристику на диакона Василия, в которой оставил о нем положительный отзыв и дал рекомендацию к посвящению в сан иерея.
Иерейская хиротония диакона Василия Батыгина состоялась 16 сентября 1967 года, 20 сентября был издан указ о назначении его к Иоанно-Предтеченской церкви села Коротни. 11 мая 1970 года батюшка был переведен к Сретенскому храму села Кучка, 24 июля того же года – к Владимирской церкви села Владимирское, 7 октября 1971-го – к Петропавловскому храму села Кузнецово Горномарийского района, 14 марта 1972-го – к Троицкой церкви села Емелево.
Данный приход стал последним местом служения батюшки, 15 апреля 1973 года он был награжден камилавкой. Скончался иерей Василий Батыгин 14 апреля 1975 года в селе Емелево.

Иеросхимонах Серафим (Задерей)
(1.04.1887-28.12.1982)


Арсений Евдокимович Задерей родился 1 (по другим данным – 15-го) апреля 1887 года в селе Концеба Балтского уезда Подольской губернии в семье крестьян Евдокима Стефановича и Пелагеи Карповны Задерей. 18 апреля 1887 года будущий иеромонах был крещен приходским священником Иоанном Лятошинским в церкви Рождества Пресвятой Богородицы родного села.
1 октября 1898 года Арсений Задерей был принят в число послушников Грановского Спасо-Преображенского монастыря, где в 1903 (по другим данным – в 1906-м) году окончил церковно-приходскую школу, нес клиросное послушание, изучал церковный устав и пение, периодически исполнял должность регента. 27 апреля 1907 года по благословению епископа Балтского Никона (Бессонова) А.Е. Задерей был определен насельником Балтского Свято-Феодосиевского монастыря, где нес послушание регента монастырского хора. Клировые ведомости тех лет сообщают о нем: «Отличного поведения, очень способен».
С 5 января 1915-го по 1 марта 1918 года Арсений Задерей находился по мобилизации на военной службе, в ходе которой окончил фельдшерскую школу в городе Сураме Тифлисской области, а затем, в 1917 году, был назначен фельдшером в 328-й военный госпиталь, располагавшийся в Батуми, где трудился в дизентерийном и оспном отделениях. После окончания службы он вернулся в Свято-Феодосиевский монастырь, где 8 июля 1918 года был пострижен в монашество с именем Сергий архимандритом Варлаамом (Козулей), впоследствии епископом. 5 (по другим данным – 18-го) августа того же года епископом Каменец-Подольским Пименом (Пеговым) отец Сергий был рукоположен во иеродиакона, а 18 (по другим данным – 19) августа – во иеромонаха. С 17 декабря 1919-го по 24 сентября 1920 года батюшка по благословению священноначалия служил в церкви Рождества Пресвятой Богородицы родного села Концеба. Согласно удостоверению, выданному ему местным ревкомом, он «исполнял все пастырские обязанности честно, аккуратно и добросовестно, вел себя отлично и премирно и ни в какой политической партии замешан не был». 7 июня 1921 года епископом Балтским Герасимом (Строгановым) отец Сергий был награжден набедренником.
После закрытия Балтского Свято-Феодосиевского монастыря 19 марта 1923 года иеромонах Сергий (Задерей) был назначен регентом хора Балтского Свято-Успенского собора с исполнением пастырских обязанностей, уклонившись, по-видимому, в это время вслед за епископом Герасимом в обновленчество. Сохранилась характеристика на отца Сергия от 28 октября 1926 года, подписанная обновленческим епископом Молдавским Николаем, которая заканчивается словами: «По независящим от него обстоятельствам иеромонах Сергий 24 октября 1926 года оставил службу при соборе для выполнения своих монашеских обетов». Очевидно, это и означало возвращение отца Сергия в лоно Православной церкви и принесение им покаяния.
В 1926 году по благословению епископа Бершадского Варлаама (Козули) иеромонах Сергий (Задерей) был определен в Бершадский Спасо-Преображенский монастырь, располагавшийся в Бершадском районе Винницкой области, где также управлял монастырским хором. 4 октября 1927 года Экзархом Украины Высокопреосвященнейшим митрополитом Михаилом (Ермаковым) батюшка был награжден наперсным крестом.
После закрытия Бершадской Спасо-Преображенской обители отец Сергий служил в Свято-Покровской церкви города Хмельника Хмельницкого района Винницкой области, куда был назначен 2 января 1930 года по просьбе церковной общины и благословению епископа Винницкого Варлаама (Козули), а затем, с 1931-го до 1 апреля 1935 года совершал богослужения в Свято-Димитровском храме села Кузьминцы Гайсинского района Винницкой области. В связи с закрытием данной церкви с 1 апреля 1935 года батюшка находился за штатом.
В июне 1935 года епископ Варлаам (Козуля) получил назначение на Марийскую кафедру. Иеромонах Сергий обратился к Владыке с просьбой о переводе его в Марийскую епархию. В письме епископа Варлаама отцу Сергию от 28 декабря 1935 года говорилось: «Сим уведомляю Вас, что согласно Вашей просьбы и просьбы церковно-приходского совета Вы назначаетесь священником на 2 место к церкви с. Юледур Куженерского района Марийской области. Согласие на Ваш переход на церковную службу из Винницкой епархии в Марийскую епархию от Преосвященного Александра, епископа Винницкого, получено от 16 декабря 1935 года. Приезжайте немедленно. Варлаам, епископ Марийский».
Отец Сергий прибыл в Марийскую автономную область 11 февраля 1936 года, к этому времени священническое место в Юледуре уже было занято. С 6 июля 1936 года, по благословению епископа Варлаама (Козули), батюшка занял место псаломщика с правом участия в совершении богослужений при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, которая к тому времени являлась кафедральным храмом. 20 июля того же года иеромонах Сергий был определен священником к церкви святителя Алексия, митрополита Московского, села Русский Кугунур Куженерского района МАО. За время служения на данном приходе батюшка совершил 40 крещений младенцев, 31 отпевание, 6 соборований, 1 венчание. Кроме того, в 1936 году он исполнял послушание помощника секретаря в канцелярии епископа Варлаама.
Последним приходом отца Сергия на территории Марийского края стал мамасевский (ныне – Волжский район РМЭ). В справке Звениговского райисполкома от 22 февраля 1937 года говорится: «Культслужитель-иеромонах Мамасевской церкви Задерей Арсений Евдокимович зарегистрирован в Звениговском райисполкоме от 22 февраля 1937 года. Культслужителю-иеромонаху Задерей разрешается культслужение в данной церкви в селе Мамасево». В мамасевском Космо-Дамианском храме батюшка прослужил немногим более семи месяцев. Он пользовался большим авторитетом среди населения, число посещающих церковь в этот период увеличилось.
1 октября 1937 года иеромонах Сергий (Задерей) был арестован. В постановлении о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения, свидетельских показаниях ложно утверждалось, что он вел контрреволюционную деятельность, выступал против мероприятий партии и правительства в деревне, подписки на заем, восхвалял Троцкого, который предлагал реставрацию капитализма в Советском Союзе, распространял клеветнические слухи о правительстве и о скорой победе фашизма и восстановлении в СССР капиталистического строя, был участником контрреволюционной организации (статьи 58-10,11 УК РСФСР). На двух допросах, состоявшихся 3 октября 1937 года, отец Сергий виновным себя не признал, 20 октября на заседании тройки НКВД по МАССР был приговорен к восьми годам заключения. Батюшка отбывал наказание в Тайшетском лагере НКВД, куда прибыл 22 декабря 1937 года. Согласно лагерной справке-характеристике он «использовался на разных работах, работал удовлетворительно, взысканиям не подвергался, льгот и зачетов не имел». К сентябрю 1939 года отец Сергий находился в Александровской исправительно-трудовой колонии № 19 по адресу село Александровское Кировского района Иркутской области.
Иеромонах Сергий (Задерей) был освобожден из заключения 1 октября 1945 года, но до 18 декабря того же года находился на работе по вольному найму при Тайшетлаге НКВД. В январе 1946 года батюшка подал на имя Сергия (Ларина), епископа Кировоградского, управляющего Одесской епархией, следующее прошение: «С момента возникновения Балтско-Феодосиевского монастыря я проживал в нем с 1907 г. до закрытия его, проходя клиросное послушание монастырского регента. После закрытия монастыря я сохранил за собой нерушимо звание иеромонаха и теперь, возвратившись в город Балту, смиреннейше прошу Ваше Преосвященство зачислить меня в число братии Балтско-Феодосиевского монастыря». Тогдашний настоятель обители игумен Иоанн (Денисюк) написал в связи с выше упомянутым прошением: «Предъявитель сего иеромонах Сергий лично мне известный … отличался тихой, кроткой и смиренной, достойной звания монаха жизнью, посему зачисление его в число братии вверенного мне монастыря желательно».
Таким образом, 23 января 1946 года иеромонах Сергий (Задерей) был принят в число братии Балтского Свято-Феодосиевского монастыря, нес в обители послушание регента до февраля 1959 года, в начале 1946-го в связи с недостатком священнослужителей временно исполнял обязанности настоятеля Свято-Михайловской церкви села Перелетки. После закрытия в 1961 году обители святого Феодосия отец Сергий некоторое время управлял хором Свято-Успенского собора города Балта, затем в течение двух месяцев по благословению благочинного протоиерея Александра Мельника занимал должность регента в храме города Котовска.
В Котовске отец Сергий проживал до 27 июля 1972 года. С начала 1960-х годов, будучи в преклонном возрасте, батюшка ходил в храм по воскресным и праздничным дням, по силам исполняя клиросное послушание. В 1972 году иеромонах Сергий перебрался в город Жмеринка Винницкой области, а 3 сентября 1976-го по благословению митрополита Херсонского и Одесского Сергия (Петрова) был принят в число насельников Одесского Свято-Успенского мужского монастыря. В 1977 году благочинным обители архимандритом Вадимом он был пострижен в схиму с именем Серафим. Скончался иеросхимонах Серафим (Задерей) 28 декабря 1982 года и был погребен на монастырском кладбище.


Лайк (1)
Ipgor

Саратов
Сообщений: 318
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 185

gallienus написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя Ipgor от 8 марта 2021 12:31


Ipgor написал:
[q]

[/q]



расскажИте потом о результате!
Вы дела целиком заказали или выявление в них конкретных фамилий?
[/q]

На конкретные имена и полуотчества

---
Городецкие Симбирской и Самарской губерний, Шнейдер из колонии Штефан, Новичковы Кузнецкий уезд Саратовской губернии
Лайк (1)
Pokhvalinskaia26
Начинающий

Казань-Сидней
Сообщений: 29
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 11
>> Ответ на сообщение пользователя zritel от 18 марта 2021 3:01

Село Утяшкино! Род матери происходит из соседнего села Слобода Архангельская. Какой достойный человек рядом жил! Могу подсказать немного информации в поиске, если нужно. Напишите.
---
Ищу сведения о Похвалинских (с.Алгаши), Ветвинских (с.Порецкое), Вознесенских (Татария, Чувашия), Архангельских.
Pokhvalinskaia26
Начинающий

Казань-Сидней
Сообщений: 29
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 11
>> Ответ на сообщение пользователя VE-LENA от 3 марта 2019 18:42

Спасибо вам огромное за ваш труд! Конечно, пригодилось! Всякой вам радости и счастья, что помогли восстанавливать память и образ предков.
---
Ищу сведения о Похвалинских (с.Алгаши), Ветвинских (с.Порецкое), Вознесенских (Татария, Чувашия), Архангельских.
Pokhvalinskaia26
Начинающий

Казань-Сидней
Сообщений: 29
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 11

gallienus написал:
[q]

AK-63 написал:
[q]

https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0...1%8F%D0%BA
Замечу, что в официальных церковных документах указанного периода слово "дьяк" мне не встречалось ни разу.
[/q]



Да, похоже, неточно сформулировал - ДЬЯКОН и ДЬЯЧОК - в чем разница?
[/q]



Дьячок — Дьячок, уменьшительное от дьяк, диакон название лиц, не входящих всостав церковной иерархии, но поставленных на церк. служение (у грековanagnvsthV чтец и yalthV певец). ... дьячок — чка; м. В православной церкви: низший церковный служитель, не имеющий степени священства; причетник, псаломщик.
Дьяк и дьякон
Никогда не различал слова «дьяк» и «дьякон», думал, что оба имеют отношение к церкви. Оказалось, нет.

Дьяк — пришло из греческого («диаконос», διακονος — служитель), это секретарь приказа (органа госуправления в Москве), т. е. это чиновник.

Дьякон (правильнее — диакон), происходит ровно из того же слова, но означает лицо, проходящее церковное служение, это священослужитель нижней ступени.

Из интернета
---
Ищу сведения о Похвалинских (с.Алгаши), Ветвинских (с.Порецкое), Вознесенских (Татария, Чувашия), Архангельских.
Pokhvalinskaia26
Начинающий

Казань-Сидней
Сообщений: 29
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 11

gallienus написал:
[q]

AK-63 написал:
[q]

https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0...1%8F%D0%BA
Замечу, что в официальных церковных документах указанного периода слово "дьяк" мне не встречалось ни разу.
[/q]



Да, похоже, неточно сформулировал - ДЬЯКОН и ДЬЯЧОК - в чем разница?
[/q]



Дьяк и дьякон
Никогда не различал слова «дьяк» и «дьякон», думал, что оба имеют отношение к церкви. Оказалось, нет.

Дьяк — пришло из греческого («диаконос», διακονος — служитель), это секретарь приказа (органа госуправления в Москве), т. е. это чиновник.

Дьякон (правильнее — диакон), происходит ровно из того же слова, но означает лицо, проходящее церковное служение, это священослужитель нижней ступени.

---
Ищу сведения о Похвалинских (с.Алгаши), Ветвинских (с.Порецкое), Вознесенских (Татария, Чувашия), Архангельских.
Лайк (1)
Pokhvalinskaia26
Начинающий

Казань-Сидней
Сообщений: 29
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 11

AK-63 написал:
[q]
Фамилия Зороастров встречалась и среди клириков Вятской епархии, хотя лично мне всегда казалось довольно странным подобное пристрастие православного духовенства к языческим божествам. Кстати, "Екатерининский", на мой взгляд, тоже не самый лучший вариант (хотя уже по-другой причине: можно подумать, что ее первый носитель был незаконнорожденным)...
[/q]



Видела Зороастровых среди учеников духовных училищ, эта фамилия не семинарская, а родовая, как бы на ими не была приобретена. Среди православных выпускников духовных семинарий такие фамилии не давались. Есть интересные статьи в интернете, поиск "семинарские фамилии".
---
Ищу сведения о Похвалинских (с.Алгаши), Ветвинских (с.Порецкое), Вознесенских (Татария, Чувашия), Архангельских.
Pokhvalinskaia26
Начинающий

Казань-Сидней
Сообщений: 29
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 11

Любчинова написал:
[q]
Нашла в интернете фотографию - написано, что это Грузинская церковь г.Казани. Так ли это?
[/q]



да, можете погуглить, была такая.
---
Ищу сведения о Похвалинских (с.Алгаши), Ветвинских (с.Порецкое), Вознесенских (Татария, Чувашия), Архангельских.
Лайк (1)
Pokhvalinskaia26
Начинающий

Казань-Сидней
Сообщений: 29
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 11
>> Ответ на сообщение пользователя VE-LENA от 23 июня 2020 22:46

Уважаемая Еле-на,
Вижу многих своих предков, священников. Очень вам благодарна, что выложили информацию на этом чудесном ресурсе. Спасибо вам! Желаю вам найти всех-всех, дорогих вам, всего вам самого доброго!
София

15) с. Тавели Никольская церковь за 1841 г
(НА РТ, Ф. 7, о. 78, д. 152 л 613- 652 ) № 15 эл стр 1 163- 1239
- Священник-Евфимий Вознесенский 28, жена Любовь Васильева 19, 1822 г.р. ,
у него сестры родные Екатерина 19, Стефанида 16, Александра 8 , Алексеевы
---
Ищу сведения о Похвалинских (с.Алгаши), Ветвинских (с.Порецкое), Вознесенских (Татария, Чувашия), Архангельских.
Лайк (1)
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 163 164 165 166  167 168 169 170 171 ... 191 192 193 194 195 196 Вперед →
Вверх ⇈