Духовенство Казанской губернии
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2252
| Наверх ##
14 июля 2018 0:05 РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА
Опредѣлены:Псаломщик въ сане діакона с. Тетѣева, Лаи шевскаго уѣзда, Павел Дмитриевъ, діаконом въ с. Косяково, Свіяжскаго уѣзда, 3 февраля. Окончивший Чистопольское духовное училище Александр Львов, псаломщиком въ с. Мордовскую Багану, Чистопольскаго уѣзда, 28 января. Псаломщик въ сане діакона Смоленско-Варлаамской г. Казани церкви, Александр Новиков опредѣленъ на должность эко нома Казанской Духовной Семинаріи, 1 февраля. Перемѣщены:Діакон с. Большой Тоябы, Тетюшскаго уѣзда, Константин Русанов — въ с. Луцкое, Цивильскаго уѣзда,3 февраля. Діакон с. Абызова, Ядринскаго уѣзда, Благовещенскій, определенный на должность псаломщика в Александрійскій Кошлоушскій монастырь, согласно просьбы перемѣщен обратно в с. Абызово, 1 февраля. Псаломщик с. Воскресенскихъ Шигалей, Цивильскаго уѣзда, Михаил Соколов- въ с. Девликѣево, Казанскаго уѣзда, 9 февраля. Уволены:Псаломщик с. Кукморъ, Мамадышскаго уѣзда, Александръ Евлампіевъ, за перемѣщеніемъ его въ Вятскую епар- хію, 21 января. Псаломщик села Девликѣева, Казанскаго уѣзда Евлампій Алъфонсов — согласно прошенія, 5 февраля. Указомъ Св. Синода, отъ 25 января за No 1767, при Лаишевскомъ Троицкомъ женскомъ монастыре открыта псаломщическая вакансія.
Утверждены в законоучительских должностяхъ.
Священник села Вознесенекаго, Казанскаго уѣзда, Владиміръ Греков — Вознесенекаго, Салмачинскаго и Больше -Клыковского начальных училищъ, 20 января. Діакон села Вознесенекаго, Казанекаго уѣзда, Василій Paeв — Клыковскаго начальнаго училища, 20 января. Священник села Арабось, Цивильскаго уѣяда, Петр Захаров уволенъ отъ должности законоучителя Новоишинскаго начальнаго училища, a вмѣсто него утвержденъ священникъ села Новоишеева Василій Красновъ, 20 января. ВЫДАНА СБОРНАЯ КНИГА.
Крестьянам: с. Аристовки Даніилу Петрову Ермолаеву и дер. Новой Арчиловки Ивану Михайлову Глазову для сбора пожертвований на достройку храма въ дер Аристовке Известия по КЕ № 7 за 1914 г стр 183 - 185 --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2252
| Наверх ##
14 июля 2018 0:28 РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА
Опредѣлены:Крестьянин с. Усадъ, Казанскаго уѣзда Василій Фаддеев — псаломщиком въ с. Юксары, Козмодемьянскаго уѣзда, 13 февраля. Бывший воспитанникъ Каз. Духовной Семинаріи Александр Семеновъ— псаломщикомъ в с. Кукморъ, Мамадышскаго уѣзда, 13 февраля. Бывшій воспитанник Каз. Духовной Семинаріи Николай Иваиов — псаломщиком въ с. Янцибулово, Чебоксарскато уѣзда, 13 февраля. Заштатный псаломщикъ с. Алексѣевскаго, Лаишевскаго уѣзда, Михаил Флеринский — псаломщиком въ с. Воскресенскіе Шигали, Цивильскаго уѣзда, 13 февраля. Бывшій воспитанник Каз. Духовной Семинаріи Сергѣй Талызин — псаломщикомъ въ с. Ширдаиы, Свіяжскаго уѣзда, 13 февраля. И. д. псаломщика Каз. Архіерейскаго дома Петр Тюрлеминскій — псаломщикомъ въ с. Астраханку, Лаишевскаго уѣзда, 13 февраля. Перемѣщены:Священник с. Бушанчи, Свіяжскаго уѣзда, Валентин Веселицкій—в с. Лебедино, Спасскаго уѣзда, 11 февраля. Псаломщик села Астраханки, Лаишевскаго уѣзда, Косьма Анисимов — в с. Мансурово, Лаишевскаго уѣзда, 13 февраля. Псаломщики: села Тогаева, Чебоксарскаго уѣзда, Василій Аверьяновъ и села Кошекъ, Чебоксарскаго же уѣзда, Виктор Раевь — взаимно одинъ на мѣсто другого, 13 февраля. Уволены:Псаломщик с. Янцибулова, Чебоксарскаго уѣзда, Владимір Иванов отъ должности, согласно прошенія, 10 февраля. Псаломщик с. Аришина, Цивильскаго уѣзда, Іоаннъ Пономарев за штатъ, согласно прошенія, 11 февраля. Известия по КЕ № 8 за 1914 г стр 220- 221 Наши просфорни.
Тяжела, безотрадна жизнь «просвирни» вообще. Всякой просвирне, кроме умѣнья исполнять свое прямое дѣло чисто, аккуратно, нужна еще способность угождать всѣм и каж дому. Просвирня должна исполнять волю причта и волю прихо жавъ, должна исполнять часто не только законныя требованія тѣх и другихъ, но и разнаго рода капризы. Замѣчательно. Что большинство просвиренъ скорѣе уживается съ прихожанами, чѣм съ инымъ причтомъ. Прихожане, не смотря на то, что доставляютъ всякой просфорне «столъ и кровъ», болѣе бываютъ снисходительны к разнаго рода немощам со стороны просвирни, чѣм члены причта. Разве только какой – либо крупный недостаток со стороны просвирни заставить прихожанъ обра титься съ жалобой на просфорню, куда слѣдуетъ, чтобы убрали послѣднюю изъ их прихода. Правда, много всякихъ насмѣшекъ, издѣвательствъ и ругательств терпитъ почти всякая просвирня отъ прихожанъ, когда она. является в дома послѣдних за сборами хлѣба или чего – либо другого, но каждая изъ нихъ утѣшается в это время тѣмъ, что она,— -просвирня, не первая и не послѣдняя в данном случае терпит глумленія, a те же издевательства встрѣчает и все духовенство, обреченное на сборы с прихожанъ. Само собою, что утешеніе не велико, но по пословице — «на людях и смерть красна».. Гораздо труднѣе ужиться просвирне с причтомъ, особенно съ главою причта — батюшкой. Здѣсь важную роль играетъ не столько прямое дѣло просвирническое, какъ бы слѣдовало по существу, сколько умѣнье со стороны просвирни «прислужиться». Просвирня часто не имѣет права считаться ни съ своимъ здоровьемъ, ни съ своимъ досугомъ, а во всякое время должна являться на зовъ из дома настоятеля прихода и дѣлать всё,что- ей будет указано. Просвирня не то приживалка, не то служанка въ доме священника. Горе великое просвирне, если она вздумаетъ протестовать противъ насильно возлагаемыхъ на неё обязанностей даровой прислуги. Глава прихода то напишетъ на протестанку-просвирню в губернскій городъ, что просвирне никогда и во сне не грезилось, то вооружится самъ всѣми средствами к уцаленію просвирни изъ села, вооружить и своих чадъ духовныхъ, насказавши разныя небылицы на просвирню; просвирне останется один исходъ — бежать без оглядки изъ прихода. Вотъ, читатель, одна из картинъ горемычной жизни просвирни из недавняго прошлаго. Гдѣ-то въ Мамадышском уѣзде пріютилось небольшое сельцо, душ въ 600, — названіемъ «Усики». Какъ во всякомъ селе, так и въ Усикахъ были: настоятель съ именемъ «Нирса», дьячек «Смирненькій», церковный староста Ежиковъ» и просвирня— «мать Минодора». Нѣсколько лѣтъ въ Усикахъ всё шло похорошему. Нирса был благодушенъ, мать Минодора терпѣливо сносила роль наем ницы в поповском доме. Пока просвирня Минодора шила да кроила, мыла да гладила на домочадцевъ Нирсы, мѣсила да доила коровъ, была даровой нянькой, мамкой и кухаркой в доме батюшки, она была и чисто плотной, и трезвой, и здоровой, и аккуратно-умѣлой въ своемъ просвирническом дѣле. Самъ Нирса со всѣми своими отпрысками, Смирненькій и Ежиковъ ничего дурного не видѣли в Минодоре. Словомъ, Минодора — была свой человѣк в Усикахъ и на мѣсте. Сынки и дочки Нирсы, самъ— онъ, Ежиковъ и Смирненькій не раз въ годъв праздничные дни удостоивали мать Минодору своимъ посѣщеніемъ, не гнушались тогда ни «снѣдями», ни «питіемъ», предлагаемыми Минодорою. Но всему бываетъ конецъ. Наступил он и для Минодоры. Когда Минодора, вслѣдствіе болѣзненнаго своего здоровья, начала уклоняться от иснолненія различнаго рода работ в доме Нирсы, то для нея настали настоящіе черные дни, посыпались упреки, выговоры, насмѣшки и издѣвательства. Дѣло началось с «волоска». В одно время слышится в храме неожиданный крикъ Нирсы: Ежиковъ, Смирненькій бѣгите сюда и смотрите, это что?! Волос затиснут »!? Мать Минодора грязнуха, Минодора неряха! Учинить ей выговоръ, и выговоръ учиненъ строжайшій! Между тѣмъ, дѣло о «волоске» не ограничи лось однимъ выговоромъ, была написана цѣлая бумага о «волоске» и отправлена в губернскій городъ на разсмотрѣніе. В другой разъ, когда мать Минодора обратилась к свя щеннику съ просьбой, чтобы онъ Нирса, «не позволял своим взрослым сыновьямъ безпокоить её Минодору своими частыми, безъ всякаго повода, посѣщеніями ея квартиры», то Нирса от «волоска» перешел к другимъ обвиненіямъ на Минодору» гораздо болѣе тяжкимъ. Защищая своихъ дѣток и зная их слабости, Нирса, так сказать, постарался с больной головы на здоровую свалить. Он обвинилъ ненавистную для него Минодору «в пьянстве, соблазнительном поведеніи, устройстве в своемъ доме притона, въ посягательстве на поджогъ храма». Она, Минодора, писалъ Нирса, «пьяница, соблазнительнаго поведенія, образовала въ своей квартире притонъ, куда по ночамъ стала собираться молодежь того и другого пола для свиданья и всевозможныхъ безобразій». «Сторожа церковные», продолжалъ Нирса, «снимаютъ с .себя всякую отвѣт етвенность за сохранность церкви и причтовых домов впожарномъ отношеніи, так как Минодора затопив печь и, заперев на замокъ свою квартиру, уходит на долгое время не извѣстно куда, или же «выбрасывает на церковную ограду горящія головни». Но никогда, ни прежде ни после, Нирса не был такъ гнѣвен на просвирню Минодору, как в тотъ моментъ, когда Минодора, по простоте своей, наученная каким –то шутником вздумала предложить, радидостиженія мира между ними, сготовить «салмицу с баранинкой». Минодора, как простушка, совсѣм не представляла и не знала, что предки Нирсы были когда- то из числа «правовѣрныхъ» и «салмица» была любимым их угощеніемъ. Послк такого предложенія со стороны Минодоры, Нирса воспылал такимъ гнѣвомъ, какимъ, вѣроятно, не пылал и самъ Батый на своих враговъ. Результатом бѣшенаго гнѣва Нирсы явилось обвиненіе Минодоры в политической неблагонадежности. «Одно время», доносилъ Нирса, «она, Минодора, даже была замѣчена в политической неблагонадежности, найдя (?) у нея нелегальное сочиненіе . Простая, малограмотная, деревенская женщина обвиняется, наконецъ, чуть не въ государственной измѣне ! Только и можнождать подобнаго обвиненія на просвирню отъ Нирсы и ему подобныхъ компаніоновъ, неизвѣстно как попавшихъ въ духовное званіе. По двумъ дознаніямъ (1912 года сентября 29 дня и 1913 г, ноября 18 и 19 д.), произведенными над Минодорой, оказалось, что Минодора и как просвирня может служить в любом приходе, она — аккуратная, умѣлая, и как женщина — трезвая, нравственная, тихая и скромная, никогда не помышлявшая о политике. Вся неблагонадежность ея заключалась, как пишетъ в своемъ дознаніи помощникъ благочиннаго, в томъ только, что «у ней оказалась какая -то брошюрка о сектантахъ, случайно к ней попавшая, книгу эту у ней отобрали для передачи въ полицію, но никакому допросу по этому поводу она не подвергалась». Самому злѣйшему татарину, вѣроятно, читатель, никто из насъ не пожелает испытать въ своей жизни то, что переиспытала просвирня Минодора, живя в Усикахъ под духовнымъ водительствомъ мудрѣйшаго Нирсы! Заштатный. Известия по КЕ № 8 за 1914 г стр 230- 233 --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2252
| Наверх ##
14 июля 2018 0:34 РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА
Опредѣлены:
Псаломщик въ сане діакона села Малых Лызей, Казанскаго уѣзда Василій Тимофеев — священником въ с. Нижнюю Угу, Мамадышскаго уѣзда, 19 февраля.
Учитель Билятлибашской церк.-прих. школы, Мамадышскаго уѣзда, Гурій Козъминъ — діакономъ въ с. Урѣевы Челны, Лаишевскаго уѣзда, 19 февраля.
Сын псаломщика Павелъ Афонский— псаломщиком въ село Тетѣево, Лаишевскаго уѣзда, 23 февраля.
Перемѣщенъ
Псаломщик с. Норвашъ, Цивильскаго уѣзда, Андрей Федоровъ— въ с. Гришино, Цивильскаго уѣзда, 20 февраля.
Уволенъ за штатъ
Псаломщик с. Оринина, Козмодемьянскаго уѣзда, Иван Ефимов, согласно прошенія, 23 февраля.
Известия по КЕ № 9 за 1914 г стр 247- 248 --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2252
| Наверх ##
14 июля 2018 14:52 РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА
Перемѣщены:
Священник с. Альменева, Ядринскаго уѣзда, Павел Зороастров — в с. Полянки, Ядринскаго уѣзда, 1 марта. Священник с. Ачей Чистопольскаго уѣзда, Іоаннъ Степанов —к Чистопольской тюремной церкви, 25 февраля. УволенъПсаломщик с. Комаровки, Мамадышскаго уѣзда, Андрей Комиссаров за перемѣщеиіем его в Вятскую епархію, 16 февраля. Умерли:
Священник с. Кумьи, Козмодемьянскаго уѣзда, Василій Ананьевъ, 24 февраля. Священник с. Тихаго Плеса, Свіяжскаго уѣзда, Иринархъ Самуиловъ, 24 февраля. Священник Каз. Родіоновскаго Института Александр Субботинъ, 25 февраля. Псаломщик с. Борисо-Глѣбскаго, Казанскаго уѣзда, Евгеній Ивановский Преподается Архипастырское благословеніе:
Крестьянину дер. Русскаго Черкасова, Мамадышскаго уѣзда, Григорію Белову за оштукатурку внутреннихъ стѣн храма села Комаровки, Мамадышскаго уѣзда, затратившаго на это 285 рублей, и Проживающей в г. С.-Петербурге Екатерине Дмитриевой за пожертвованіе в ту же церковь священническаго и діаковскаго облаченія, 25 февраля. Прихожанам церкви с. Старой Шенталы, Спасскаго уѣзда, за пожертвованіе в свою церковь в память и честь 300-лѣтія дома Романовыхъ 12-ти иконъ-святцевъ, кіоти для них и полнаго священническаго и діаконскаго облаченія, всего на сумму 140 руб., 1 марта. Прихожанам церкви с. Матакъ, Спасскаго уѣзда, крестьянамъ Герасиму Яковлеву Рогожину, Трофиму и Василію Леонтьевымъ за пожертвованіе въ свою церковь колокола въ 126 пудовъ, 1 марта. Приходскому Попечительству церкви с. Полянокъ, Спасскаго уѣзда, за пріобрѣтеніе четырех новыхъ колоколовъ стоимостью въ 155 руб. и 20 руб. на нужды церк. приходской школы в дер. Крещеномъ Баране, 1 марта. Прихожанам церкви с. Куркула, Спасскаго уѣзда, за пожертвованіе на постройку новаго дома под квартиру священника 1500 рублей, 1 марта. ВЫДАНА СБОРНАЯ КНИГА Крестьянам села Бишева, Тетюшскаго уѣзда, Димитрію Николаеву Чухонцеву и Михаилу Тимофееву Маркину. Известия по КЕ № 10 за 1914 г стр 279-280 РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА
Определены:
Діакон с. Вязовыхъ, Свіяжскаго уѣзда, Іоанн Шумилов— священником въ с. Ивановское (Сумки), Казанского уѣзда, 3 марта. Заштатный псаломщик с. Малой Шатьмы, Ядринскаго уѣзда, Александр Скворцов — псаломщиком въ с. Оринино, Козмодемьянскаго уѣзда, 2 марта. Сын псаломщика с. Именева, Цивильскаго уѣзда, Михаил Марков — псаломщиком въ село Норваши, Цивильскяго уѣзда, 2 марта. Перемѣщены:Псаломщик с. Старых Челновъ, Чистопольскаго уѣзда, Владиміръ Сердоболъскій и с. Николаевки того же уѣзда Дмитрій Кочкешов— взаимно один на мѣсто другого, 6 марта. Уволены:Псаломщик с. Арина Царевококшайскаго уѣзда, Іоанн Григоръев за перемѣщеніем его въ Вятскую епархію, 21 февраля. Псаломщик с. Чуманъ Касовъ, Ядринскаго уѣзда, Василій Николаев, опредѣлеяіемъ Епархіальнаго Начальства, 28 января. Священник с. Шихазды Казанскаго уѣзда, Константинъ Тюрлеминский, опредѣленіемъ Ешархіальнаго Начальства, 5 марта. Известия по КЕ № 11 за 1914 г стр 311- 312 50-лѣтній юбилей Казанскаго Губернскаго Земства, с участіем представителей духовенства Казанской епархии.
27 февраля сего года Казанское Губернское земство торжественно справляло 50-лѣтній юбилей своего существованія. По этому случаю в доме дворянства, в присутствіи земских дѣятелей, представителей высшей администраціи, генералитета и начальников учебных заведеній, Его Высокопреосвященствомъ, Высокопреосвященнѣйшимъ Архіепископом Іаковомъ въ сослуженіи Преосвященнѣйших Викаріевъ, отслужены были панихида по Государе Императоре Александре И, призвавшемъ к жизни зем скія учрежденія, и благодарственный молебенъ. После богослуясенія читались адреса и привѣтствія земству от разных учрежденій и лицъ. Епархіальный Училищный Совѣтъ представленъ былъ особой депутаціей в составе Преосвященнѣйшаго Предсѣдателя, Епископа Чебоксарскаго Михаила, Членовъ Совѣта Протоіерея H. А. Воронцова и Епархіальнаго наблюдателя, Священника А. П.. Гурьева. Адрес благоволил прочитать сам Владыка. Вторая депутація выступила от Епархіальнаго духовенства, в лице 0. Предсѣдателя, Протоіерея Г. К. Богословскаго, членов Предсъѣздной комиссіи, 0. о. Протоіереев П. М. Руфим скаго и Н. А. Воронцова. О. Предсѣдателем комиссіи былъ прочитан адрес. Из духовно-учебныхъ заведеній привѣтствовало земство адресомъ Казанское Епархіальное женское Училище, в лице Предсѣдателя Совѣта о. Г. К. Богословскаго, Начальницы Учили ща А. С. Федоровой, Инспектора классовъ Протоіерея H. А. Владимірскаго и члена Совѣта отъ духовенства, Священника С. В. Дмыитріева. О. Инспектором былъ прочитанъ адрес слѣдующаго содержанія: «В 1864 году блаженной памяти Государю Императору Алек сандру II –му угодно было призвать къ жизни общественныя силы народа в лице земства, с широкими задачами по обновленію и укрѣпленію общественнаго строя, измѣнившагося вслѣдствіе отмѣны крѣпостнаго права. На протяженіи 50-ти лѣтъ лучшіе земскіе люди всѣхъ сословий знакомые с мѣстными нуждами и одушевляемые высокими культурными стремленіями, с неослабѣвающей энергіей работали над духовнымъ возрожденіемъ страны и развитіем экономического быта населенія на новых началахъ, преподанныхъ земству с высоты Царскагѳ Престола,— разнося блага цивилизаціи в самые глухіе уголки нашего обширнаго отечества. На долю земства Казанской губерніи выпала трудная задача заботиться о духовном и матеріальном благосостояніи разноплеменнаго, разноязычнаго и разновѣрнаго населенія. Своеобразный условія Казанскаго края требовали от земства особенных трудов и особенной вдумчивости к своему великому дѣлу. Всестостороннее обозрѣніе и оцѣнка этой дѣятельности могут быть сдѣланы только в многотомных изслѣдованіяхъ. Но едва-ли нужно читать эти обширныя изслѣдований , чтобы признать громадныя заслуги земскихъ дѣятелей. Плоды ихъ трудовъ на виду у всѣх. Достаточно взглянуть на то, что сдѣлало земство для устраненія главнаго тормоза народнаго благосостояния — народнаго невѣжества.За 50 лѣтъ своего существованія, земство раскинуло обширную сѣть начальныхъ школъ, этихъ скромныхъ разсадниковъ просвѣщенія, постепенно пробивающихъ замѣтныя бреши въ той многовѣковой крѣпости, которая именуется народной темнотой. Если 50 лѣт тому назад даже в русском большом селе трудно было найти грамотнаго человѣка и для прочтенія солдатскаго письма нужно было идти непременно къ священнику или къ дьячку, то теперь почти в каждой чувашской или черемисской деревне есть довольноприличный дом с вывѣской «сельская школа», где имѣют возможность учиться грамоте дѣти самых бѣдных крестьяне Вотъ почему все, кому дорого просвѣщеніе нашего края, не могут не цѣнить полувѣковой культурной работы Казанскаго земства. Цѣнитъ эту работу и Казанское Епархіальное женское училище, и потому считает пріятным долгом привѣтствовать Казанское Губернское Земство с исполнившимся 50-лѣтіемъ продуктивной жизни и выразить ему горячее пожеланіе дальнѣйшаго успѣха в его культурной работе в новом полустолѣтіи, на благо нашей дорогой родины. Казанское Епархіальное училище с особеннымъ удовольствіемъ выражает свои пожеланія, потому что имѣетъ честь считать себя до нѣкоторой степени причастным к культурно-просветительной работе земства. Вѣдь, Казанскому земству хорошо извѣстно, что весьма многія из бывшихъ воспитаннщъ Епархіальнаго училища с честью трудились и трудятся на ниве народ наго просвѣщенія, в званіи yчитeльниц земских школъ. Учительницы-епархіалки, как дочери духовенства, близко знакомы с сельскою жизнію и с внѣшними условіями педагогической работы в школе, и в этомъ отношеніи болѣе, чѣм учительницы- горожанки, подготовлены к просвѣтительной деятельности именно в деревенской среде,— о чем было заявлено на первомъ Общеземскомъ Съѣзде по народному образованію, бывшем в Москве 16—30 августа 1911 года. «Успѣхи прошлаго — залог преуспѣянія в будущемъ» (Высочайшій рескриптъ 8-го января 1914 года ) Пр. Н. Вл. Известия по КЕ № 11 за 1914 г стр 328- 333 --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2252
| Наверх ##
14 июля 2018 14:53 РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА
ОпредѣленъДіакон села Асакасъ, Ядринскаго уѣзда, Николай Павлов — священником в с. Старое Ильмово, Чистопольскаго уѣзда. 15 марта. Перемѣщены:Псаломщик с. Теньковъ, Свіяжскаго уѣзда, Константнн Дмитриев —к Борисоглѣбской церкви г. Казани, 12 марта. Псаломщик в сане діакона Смоленско-Дмитріевской церкви г. Казани — к Смоленско- Варлаамской, 12 марта. Псаломщики с. Гремячки, Лаишевскаго уѣзда, Сергѣй и с. Никольскаго того же уѣзда Петр Фортунатовы — взаимно одинъ на мѣсто другого, 14 марта. УмерСвященник с. Караваева, Казанскаго уѣзда, Семен Петропавловскій, 5 марта. Преподано Архипастырское благословеніе
Священнику с. Столбищъ, Казанскаго уѣзда, Гурію Лебедеву и крестьянину с. Столбищъ Буслаеву за понесенные ими труды по сбору пожертвований на пристройку придѣльнаго храма в селе Столбищахъ, 8 марта. Крестьянам с. Столбищъ, Казанскаго уѣзда, Николаю Матягину, Николаю Маврову, Николаю Кубареву — членам строительного комитета по постройке новаго придѣла при церкви села Столбищ за понесенные ими труды по наблюдению за ходом работ при означенной постройке, 15 марта. Известия по КЕ № 12 за 1914 г стр 343- 344 Указ Св. Синода Указом Святѣйшаго Правительствующаго Синода от 28 февраля сего года за .No 3711 Штатный член Казанской Духовной Консисторіи, настоятель Варваринской города Казани церкви протоіерей Николай Сердобольскій уволенъ, согласно его прошенія, от должности члена Консисторіи и на означенную должность тѣм же указомъ назначенъ настоятель Вознесенской города Казани церкви священник Симеон Димитріевъ. Известия по КЕ № 12 за 1914 г стр 345 ЖУРНАЛЫ Казанскаго Епархіальнаго Съезда Духовенства 1913 года . Журнал No 11 - й. 30 сентября. Вечер .
I. Слушали: Предложеніе о. Предсѣдателя Съѣзда— избрать Строительный Комитетъ по разширенію зданій Епархіальнагоженскаго училища. Постановили: Избрать и избрали единогласно: Предсѣдателемъ Комитета— священника Порф. М..Руфимскаго, членами: — Свящ. о. А. В. Павловскаго, о. С. К. Спирина, о. П. П. Алексѣева и о. Д. И.Царевскаго. П. Слушали: докладъ Правленія Эмеритальной кассы отъ 20 сего сент. заNo 1175 VI. Слушали: Прошеніе вдовы псаломщика села Клярей, Тетюшскаго уѣзда Маріи Архиповой о сложеніи 20 р. недоимки ея мужа в Эмеритальную кассу и о воз вращеніи ей изъ Епархіальнаго Попечительства 40 руб., удержанных у нея Попечительствомъ из Похоронной преміи при смерти мужа, вслѣдствіе его задолженности в Епархіальное Попечительство. Постановили: На основаніи устава Эмеритальной кассы в сложеніи 20 руб. недоимки Архиповой отказать, а относительно 40 руб., удержанных Попечительствомъ, предложить Архиповой обратиться в Епархіальное Попечительство. VII. Слушали : Прошеніе псаломщика села Венеты, Лаишевскаго уѣзда П. Богородицкаго об утвержденіи Съѣздомъ его права на полученіе изъ Похоронной кассы денег по смерти отца его, священника М. Богородицкаго, так какъ Правленіе Похоронной кассы выдать ему похо ронную премію отказалось. Постановили: На основаніи устава Похоронной кассы ходатайство Богородицкаго отклонить. VIII. Слушали доклад Правленія Эмеритальной кассы слѣдующагосодержанія. Жена псаломщика села Оринина, Козмодемьянскаго уѣзда, Анна Ивановна Алатова обратилась в Правленіе Эмеритальной кассы с прошеніем о выдаче ей 3/ 4 похороннаго пособія, подлежавшего выдаче матери ея, вдове заштатнаго псаломщика села Сотникова Ивана Введенскаго Олимипиаде Андреевой, но не выданнаго, так как она скончалась 21 января 1913 года, т. е. за полгода ранѣе срока выдачи 3 /4 пособія. В виду исключительности даннаго случая, не предусмотрѣннаго уставомъ Похоронной кассы, Правленіе затрудняется удовлетворить просьбу Алатовой, так какъ выдача 3 / 4 пособія, согласно уставу, может производиться только вдове и несовершеннолѣтнимъ дѣтямъ умершаго члена. Посему Правленіе покорнѣйше просит Съѣздъ разсмотрѣть прилагаемое при сем прошеніе Алатовой и постановить рѣшеніе. Постановили: Просьбу Алатовой удовлетворить и выдать ей 3 / 4 пособія. На журнале семъ послѣдовала резолюція Его Высо копреосвященства от 24 сентября 1913 года по ст. ст. за NoNo 4844, 4845, 4846, 4847 и 4848: „ Утвержюдается. А. Іаковъ Известия по КЕ № 12 за 1914 г стр 350 -360 --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2252
| Наверх ##
14 июля 2018 15:47 РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА
Опредѣлены:Окончившій Казанскую Духовную Семинарію Николай Молчановь— священникомъ в с. Русское Апаково, Спассваго уѣзда, 20 марта. Псаломщик с. Кирмелей, Свіяжскаго уѣзда, Николай Трухов — діаконом въ с. Большую Тоябу, Тетюшскаго уѣзда. 20 марта. Заштатный псаломщикъ Единовѣрческой Успенской, города Твери, церкви Іоаннъ Hocoв — на пеаломщическое мѣсто к Спасо- Преображенской Единовѣрческой, г. Казани церкви, 14 марта. ПеремѣщенъСвященник с. Старой Тумбы, Спаескаго уѣзда, Іоаннъ Иванов въ с. Большіе Яльчики. Тетюшскаго уѣзда. 18 марта. Преподано Архипастырское благословеніе
Тетюшскому купцу Петру Ивановичу Калсанову за ножертвованіе в церковь с.Ильинскаго, Тетюшскаго уѣзда. облаченія на св. престолъ, покровов на св. престолъ и жертвенник и подризника, свыше 100 руб., 29 января. ВЫДАНЫ СБОРНЫЯ КНИГИ.
1} Крестьянам Михаилу Тимоѳееву Волкову, Дорофею Артемьеву Оргину и Даніилу Ѳеодорову Мошкову для сбора пожертвованій на достройку храма в с. Багане , Чистопольскаго уѣзда. 2) Крестьянам Свіяжскаго уѣзда, села Майданъ, Ивану Яковлеву Труханову и Родіону Логинову Спирину, для сбора пожертвованій на достройку каменной колокольни в селе Майданахъ. 3) Крестьянам села Буракова Максиму Космину Кузину и Петру Осипову Исакову для сбора пожертвованій на ремонт храма села Буракова. 4) Крестьянамъ села Тоганашева, Чебоксарскаго уѣзда, Ефиму Ильину и крестьянину деревни Нижне-Анчиковой, того же уѣзда, Степану Иванову для сбора пожертвованій на покупку колокола для церкви сеіа Тоганашева, Чебоксарскаго уѣзда. 5) Крестьянамъ, Цивилыкаго уѣзда, дер. Каракловъ Ефрему Тимоѳееву и дер. Аниш- Ахпердиной Герасиму Семенову для сбора пожертвованій на достройку храма вь селе Шакулове, Цивильского уѣзда. 6) Крестьянамъ дер. Чкариной Павлу Иванову Гущину и дер. Юшкарани Гавріилу Васильеву Лискову для сбора пожертвованій на постройку храма въ дер. Чкариной, Царевокошайскаго уѣзда. 7) Крестьянамъ Тетюшскаго уѣзда, дер. Шигалей, Семену Захарову и Андрею Николаеву Королеву для сбора пожертвований на ремонт храма села Карланги. 8) Крестьянамъ Тетюшскаго уѣзда, села Тюбякъ-Чирковъ, Ивану Спиридонову и Степану Александрову для сбора пожертвованій на ремонтъ храма въ селе Тюбякъ-Чиркахъ. 9) Крестьянину села Каинокъ Василію Филиппову Кондратьеву для сбора пожертвованій на достройку колокольни в селе Ширданахъ, Свіяжскаго уѣзда. От Казанскаго Епархіальнаго Попечительства. Казанское Епархіальное Попечительство объявляетъ свободными слѣдующія просфорничѳскія мѣста: 1) с. Тенхево, Ядринскаго y., 2) Арино, Царевококшайскаго у., 3) Акатыши, Лаипіевскаго у., 4) Красный Яръ, Чебоксарскаго у., 5) Сарсасы, Чистопольскаго у., 6) Марьевка, Тетюшскаго у Известия по КЕ № 13/14 за 1914 г стр 379- 381 --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2252
| Наверх ##
14 июля 2018 19:43 14 июля 2018 21:33 Некролог Священник Александр Александрович Субботин
(27.02.1876- 25.02.1914)
Припоминается 1897-й годъ.... 17-го августа я впервые переступил порог Казанской Духовной Академіи, чтобы, вмѣсте с другими молодыми людьми, собравшимися из разных духовныхъ семинарій, подвергнуться конкурснымъ испытаніям для поступленія в составъ ХLIІ-го академическаги курса. Нас — новичков размѣстили по жилым №№ верхняго этажа, предназначавшимся обычно для студентов 1-го курса. Мне пришлось поселиться в № 2-мъ, где, кроме меня, во время вступительныхъ экзаменовъ жили еще 11 человѣк, прибывших из семинарій— Рязанской, Ярославской, Тобольской, Пермской, Томской, Симбирской, Самарской и Тифлисской. Конечно, первая мои забота заключалась в томь. Чтобы ознакомиться с моими сономерниками, вглядѣться в них , так как-, думал я, может быть, Бог приведет мне жить вмѣсте с ними все четыре года ученія в Академін. Скоро же мое особенное вниманіе и спмпатіи приковал к себе из моих сожителей по № - изящный и красивый юноша, цветущаго здоровья, скромный и корректный, трудолюбивый и религіозно-настроенный. Это и был незабвенный Александр Александровичъ Субботин— волонтер изъ Ярославской семинаріи. Прошло после описанной встрѣчи 16 ½ лѣтъ, из юноши Субботина вырабатывается за это время выдающійся пастырь, оставляющій после себя глубокій и плодотворный слѣд на ниве церковно-общественнаго служенія, — пастырь,от котораго еще много добраго ждутъ люди вѣры и Церкви, и в подобныхъ которому так остро нуждается переживаемое нами безвременье. Никому и на мысль не могло придти, что о. Александръ, еще в расцвѣте своихъ духовныхъ и тѣлесныхъ силъ, будет взятъ Господомъ в Его житницу как созрѣвшая пшеница на ниве Христовой. Но... „мысли Божіи — не наши мысли, пути Божии — не наши пути" (Исаіи LV 8 — 9), от Господа исправляются стопы мужу: смертный же како уразумѣет пути своя" (Притч. XX, 24). 24-го февраля 1914 года в 9 ч. вечера не стало дорогого о. Александра ( Законоучитель и настоятель церкви Родіоновскаго института благородных дѣвицъ въ г. Казани.) Продолжавшаяся недѣлю тажкая болѣзнь (натуральная оспа) сразила его.... Сердце больно ноет при виде свѣжей могилы, скрывшей безвременно угасшую молодую жизнь, такъ дорогую для мноихъ, и только глубокая вѣра в Промысл Божій, устрояющій все ко спасенію человѣка, нѣсколько успокаиваетъмятущуюся душу... Александр Александровичъ — сынъ недавно скончавшагося (5— 6 лѣт тому назадъ) заслуженнаго соборнаго протоіерея г. Углича, Ярославской губерніи — родился 27 февраля 1876 года. Он рано лишился матери, которая, по большей части, является въ семье солнышкомъ, нравственно согрѣвающимъ и выростающимъ дѣтокъ. Но тяжелая сиротская доля была облегчена для о. Александра его родителем — человѣкомъ чуткаго сердца, крѣпкой воли и строгих религіозно-нравственпыхъ убѣжденій и церковныхъ взглядовъ, Родитель своим сердечнымъ отношеніемъ постарался обставить воспитаніе своих осиротѣвшихъ дѣтей такъ, чтобы они возможно меньше чувствовали отсутствіе матери и достаточно успѣлъ в своемъ добромъ стремленіи. О. Александръ питалъ самую нѣжную привязанность къ своему отцу: .это были, можно сказать, два друга, которые жили какъ бы одной жизнью. И после смерти родителя у о. Александра не было болѣе дорогих воспоминаній, как память о немъ, что выражалось хотя бы в слѣдующей характерной по дробности домашней обстановки о. Александра: в его кабинете в углу находились дорогія иконы, поднесенныя его родителю прихожанами и перешедшія по наслѣдству къ о. Александру, а недалеко отъ этого «краснаго» угла, надъ письменным столом, висѣл роскошный большой портретъ его отца. И о. Александръ обычно с большим душевным умиленіемъ разсказывалъ своимъ знакомымъ о происхожденіи этих иконъ и о томъ человѣке, ко торый былъ изображенъ на означенномъ портрете. Под благотворнымъ вліяніемъ отца въ А, А. воспиталось прочное церковное настроеніе и крѣпкій нравственный характеръ, которые, в соединеніи съ недюжинными умственными способностями о. Александра, помогли ему настолько успѣшно пройти нисшую ( Угличское духовное училище) и среднюю ( Ярославскую духовную семинарію) школы, что он нашелъ возможнымъ въ августе 1897 г. устремиться в ряды избранныхъ воспитанников семинарій и явиться к конкурснымъ экзаменамъ для поступленія въ Академію. Абитуріенту семинаріи нужно было тогда владѣть немалым духовным багажемъ, чтобы быть принятым въ Казанскую Ака демію.- Вторая половина 90-хъ годовъ минувшаго столѣтія совпала с особой полосой Академической жизни. Это было время ректорства в Казанской Академіи благополучно здравствующаго ныне Архіепископа Волынскаго Антонія, который еобычайно сильно и благотворно вліял на учащуюся академическую молодежь. Слухи о молодомъ, энергичномъ, идеально-настроенном академическом Ректоре-друге учащагося юношества достигали тогда едва ли не до всѣх семинарій. Отсюда понятно — если до 1895 г. сильный наплывъ абитуріентов средней духовной школы был в Московскую Академію, во главе которой Владыка Антоній стоялъ до этого времени, то съ 1895 г. такая же волна устремляется въ Казань. И нас — новичковъ, действительно, прибыло въ Казань вмѣсте с Александромъ Александровичемъ порядочное количество — что-то около 90 человѣкъ, тогда какъ вмѣстимость академическихъ зданій позволяла принять не болѣе 40—50 человѣкъ: приходилось, таким образомъ, конкурировать двоим на одно мѣсто. Естественный страхъ новичков усугублялся еще и тѣмъ, что на ѳкзаменахъ надо было пройти чрезъ ученый фильтръ и такихь, напримѣръ, экспертовъ, как профессор церковной исторіи О. А. Кургановъ или профессоръ догматическаго богословія Е. А. Будринъ, о строгости которыхъ насъ уже успѣли предупредить старшіе студенты. Правда, оріентируясь въ новой для насъ академической атмосфере, мы скоро же узнали, что по вліянію добраго сердца о. Ректора и зданія академическія ширятся для абитуріентовъ, и двойки, полученныя на экзаменахъ болѣе слабыми из послѣднихъ, не лишаютъ их окончательно благоводенія послѣдняго вершителя ихъ судьбы — Казанскаго Владыки-Архіеиископа; знали мы, что однихъ из оказавшихся за чертой пріемнаго списка о. Ректор временно помѣстит в рядахъ вольнослушателей, других — на квартирах и т. д. и т. д. Но все эти соображенія, конечно, не могли ослабить серьезности конкурса и доставить нам совершенное успокоеніе. В №№, занятыхъ нами — новичками, шла кипу чая лихорадочная работа по подготовленію к экзаменамъ. Наконецъ, экзамены окончились, объявленъ разрядный список принятыхъ, каковыхъ оказалось 75 человѣкъ; и в ъ этом списке Александръ Александровичъ занял сравнительно очень высокое мѣсто под № 17-мъ. Уже отсюда можно видѣть, с какой солидной подготовкой о. Александръ приехалъ в Академію. Дальнѣйшее только подтвердило это. После пріемных экзаменовъ вновь поступившіе уже окончательно разгруппировались по жилым комнатамъ, но наша группа в 12 чел. осталась на все четыре академическіе года та-же самая, какая была и во время экзаменовъ: все мы, по переходе с курса на курсъ, мѣняли один No (комнату) на другой, но друг с другомъ не разлучались во все время ученія въ Академіи. Поэтому академическіе годы о. Александра протекли, можно сказать, на моих глазахъ. Как занявшій при поступленіи въ Академію высокое мѣсто в разрядномъ списке, А. А. был зачисленъ на казенную сти пендію, но с непремѣннымъ условіемъ изучать, кроме общеобра зоватеіьныхъ предметов группу спеціальныхъ миссіонерскихъ наукъ. Не лежало сердце о. Александра к этой области знанія. Все. же, жалѣя небогатаго и многосемейнаго родителя, он оставил за собой стипендію и принял обязательство изучать науки татарскаго отдѣла — т. е. 1) исторію и обличеніе магометанства, 2) этнографію татаръ, киргизовъ, башкиръ, чувашъ, черемисъ, вотяковъ и мордвы, 3) исторію распространения христіанства между означенными инородческими племенами, 4) арабскій и татарскій языки и 5) общій филологическій обзоръ языковъ и нарѣчій означенныхъ племенъ. Если и на всяком студенте лежало немало учебныхъ обязанностей, то тѣм болѣе на студенте миссіонерскаго -отдѣленія, так как здѣсь, при изученіи групповыхъ предметовъ. Приходилось начинать дѣло «с азовъ» — и очень нелегкихъ. Но эта трудность не смутила А. А., человѣка, прежде всего, долга: он весь ушелъ въ изученіе академических наукъ и рѣдко, сравни тельно, отрывался отъ письменного стола или конторки, чтобы отдохнуть отъ труда и разсѣяться какими - либо развлеченіями. Рѣдко-рѣдко онъ сходитъ, бывало, в городъ къ кому- либо из знакомыхъ, да иногда в театръ, который, особенно оперу, онъ очень лгобилъ, сам будучи обладателемъ чуднаго тенора и пре краснымъ пѣвцомъ. Большее же отдохновеніе от напряженных учебныхъ занятій А. А. искал въ иной совершенно сфере. Наше 4-лѣтнее пребываніе въ Академіи совпало со временем особаго подъема здѣсь церковно-религіозной жизни. Главнымъ виновником этого, Богу оодѣйствующу, былъ, конечно, наш о. Рек торъ, хиротонисанный, почти одновременно с нашимъ поступленіѳмъ (7 сентября 1897 г.), во епископа Чебоксарскаго. Одушевленные лекции Владыки Антонія по пастырскому богословію, на которыя сходилась въ первую аудиторію большая половина студентовъ всѣх курсовъ Академіи. ежедневная (после ужина), часто довольно многочисленная студенческія собранія у о. Ректора, на которых за стаканом чая, под руководствомъ ІІреоовященнаго, горячо обсуждались вопросы философско-богословскаго и церковно- публицистическаго характера, наконецъ, самая личность нашего Начальника— все это будило въ студентахъ их лучшие идеальные порывы и поднимало их жизнедеятельность, ярко выражавшуюся или в стремленіяхъ академической молодежи к монашескому подвигу ( Из студентовъ Академіи, принявших при насъ постриженіе въ монашество от Владыки Антонія, одних только епископов въ настоящее время можно насчитать до семи человѣкъ: Хрисанф Щетковскій) (+), викарій Одесскій; Давидъ (Качахидзе), викарій Подольскій; Варлаам (Ряшенцевъ), еп. Гомельскій; Ѳеодоръ(Поздѣевскій), еп. Волоколамскій; Пахомій (Кедровъ), еп. Новгородъ-Сѣверскій; Діонисій (Валединский), викарій Волынскій; Пимен (Пеговъ), викарій Грузинскій. ) , или в органпзаціи благолѣпнаго богослуженія въ академическомъ храме, или в церковно-общественной дѣятельности по городу Казани. Особенно торжественно обставлялось богослуженіе, для котораго мобилизовались все лучшія подходящія силы студенчества; академическій хоръ, в частности, славился тогда на всю Казань и послушать его въ большие праздники стекались из города очень и очень многіе богомольцы. Вот въ этой то сфере молитвы и церковно-религіозной эстетики Александр Александровичъ, как человѣкъ преимущественно церковнаго настроенія, и находилъ себе наилучшій отдыхъ от напряженныхъ учебныхъ заняли. Мы не преувеличимъ, если скажемъ, что он былъ украше ніемъ академическаго хора и, во всякомъ случае, несмѣняемым на пространстве всѣхъ четырех лѣтъ столпомъ теноровой партіи. Я никогда не забуду тѣхъ чудныхъ тріо, когда А. А., вмѣсте съ двумя другими студентами (бас К. и другой тенор С. - Студенты Евгеній Крестинскій и Алексѣй Соколов) , стоя в стихаряхъ на архіерейскомъ амвоне, исполняли во время литургии Великой Субботы стихи: «Воскресни, Боже, суди земли...... «Течаху жены мироносицы...», «Христосъ — новая пасха...», «Ангелъ воніяше...» и т. . Вполнѣ понятно, что А. А. был и неизмѣннымъ исполатчнкомъ при всѣх служеніях Владыки Антонія. А когда Владыка совершалъ богослуженіе въ каком - либо изъ городскихъ храмовъ, что бывало весьма нерѣдко, то А. А. былъ неизмѣнным книгодержцемъ о. Ректора, который очень любил А. А., как человѣка —церковника. И А. А. до конца дней своихъ, как увидимъ, сохранил нѣжную сыновнюю привязанность ко Владыке Антонію. Студенты Академіи принимали в то время горячее участіе въ веденіи различныхъ чтеній в в учрежденіяхъ Казанскаго общества трезвости, академическій же хор выступалъ на чтеніяхъ с исполненіемъ нѣкоторыхъ вокальныхъ нумеровъ. И на этихъ скромныхъ концертахъ всегда можно было встрѣтить А. А., как одного изъ наиболѣе видныхъ участниковъ. Однажды академический хор и, въ частности, А. А. весьма удачно выступали даже в Казанской Центральной Лечебнице предъ выздоравливающими душевно - больными, горячо благодарившими академическихъ пѣвцовъ за ихъ доброе вниманіе к страждущимъ и безкорыстныетруды для послѣднихъ. Наконецъ, студенчество много работало тогда в городскихъ воскресныхъ школахъ подъ руководствомъ и наблюденіемъ про фессора Казанскаго Университета А. И. Александрова (ныие Епископа Анастасія, Ректора Императорской Петербургской Академіи) и по проповѣданію слова Божія въ различныхъ храмахъ гор. Казани. Боюсь ошибиться относительно школьныхъ трудовъ А. А., но в академическомъ проповѣдническом кружке онъ былъ однимъ изъ дѣятельных членовъ. Богослужебную проповѣдь онъ велъ, когда являлась возможность, в Ивановскомъ мужскомъ монастыре, настоятелемъ котораго былъ тогда популярнѣйшій и, по отзыву Владыки Волынскаго Антонія, «самый добрый человѣкъ» в Казани, незабвенный о. архимандрит Экзакустодіан ( + в іюле 1909 г.), a внѣбогослужебнуго проповѣдь, после праздничныхъ вечеренъ, — в Смоленско-Димитріевской церкви въ Ягодной слободе в настоятельство здѣсь в Бозе почившаго протоіерея о. Д. Черкасова. Вѣроятно еще в эту пору «студенческой пропо вѣди» въ А. А. загорѣлся тотъ огонь проповѣдническаго талантакоторый, с помощью благодати священства, превратился потом в А. А. в яркое пламя, и который жег сердца слушателей и въ Спасской церкви г. Рыбинска— мѣсте пастырскаго служенія А. А., и въ самое послѣднее время— в храме Казанскаго Родіоновскаго института. За усердными учебными занятіями, чередовавшимися, глав нымъ образомъ,с трудами по участію въ церковномъ богослуже кіи и по проповѣданію слова Божія, незамѣтно прошли для А. А. три года академической науки; подошел IV курсъ, когда нужно шло выбрать тему для курсового сочиненія, чтобы со всей энер гией отдаться этой рѣшающей работе. Мы уже говорили, что сердце .А. А. не лежало к группе спеціально изучавшихся им миссіонерскихъ наукъ; поэтому и вопрос для своего кандидатскаго сочиненія он взялъ изъ области общеобязательныхъ научных дисциплинъ, именно из Исторіи Русской церкви — «об отношеніи Русской церкви к помѣстным православнымъ церквамъ Востока въ XIX в.». Почти весь 1900—01 учебный годъ А. А. и провелъ за усидчивой работой над избраннымъ им вопросомъ. Сочиненіе вышло очень удачное и удостоилось лестной похвалы со стороны разсматривавшаго его профессора И. М. Покровскаго. «Въ настоящее время, писалъ, между прочимъ, въ своемъ отзыве ученый рецензентъ, Востокъ, в частности Славянство, становится не только предме томъ серьезной ученой литературы, но и беллетристики. Про Греков писано гораздо больше, чѣм про славянъ. Первые издавна интересовали всѣхъ, послѣдніе, будучи сравнительно молодой на ціей, могли интересовать только соплеменниковъ. Русь, выдвинувшись среди восточныхъ державъ, никогда не порывала своей связи съ единоплеменными и единовѣрными народами Востока. Къ сожалѣнію, старыя ея отношенія, особенно к славянским народамъ, мало извѣстны по памятникамъ прошлой исторіи. Г. Субботинъ взялъ на себя нелегкій труд прослѣдить только одну сторону во проса и только за XIX столѣтіе, а именно отношеніе Русской церкви къ помѣстным церквам Востока, иными словами — религіозный вопросъ. Весьма интересно къ началу XX в. знать, что пережилъ славянскій міръ въ церковномъ отношении за столѣтіе, ближайшее къ намъ, и какъ можно характеризовать взаимоотношенія народов православнаго Востока, а равно выяснить — чѣмъ обусловливалась и обусловливается всегдашняя внутренняя связь его, не смотря на различіе политическихъ интересовъ.... Сочиненіе написано с горячим увлеченіемъ и читается с неослабнымъ интересомъ, особенно во 2-й части. Г. Субботинъ старался воспользоваться всѣмъ, что было в его распоряженіи из академической библиотеки. Архивные матеріалы столичныхъ архивовъ поучрежденію миссій на Востоке ему были недоступны. Они несомнѣнно придали бы иной видъ разобранному нами из слѣдованіго. В настоящемъ виде оно наполовину публицистйческаго характера. Это объясняется характеромъ самых матеріа ловъ. Но и в таком виде оно богато содержаніемъ и мыслями и потому автор за него вполне заслуживает степени кандидата богословия . А. А. очень сроднился с вопросомъ своего курсового сочиненія, удачная же его разработка все время под держивала въ А. А. мысль продолжить, при благопріятныхъ условіяхъ, свое изслѣдованіе с тѣмъ, чтобы представить его на со исканіе степени магистра богословія. В послѣдній учебный годъ, съ переходом А. А. на службу въ Казань, такія условія, невиди мому, наступили: и богатѣйшая академическая библіотека была под руками, стало большеи свободнаго времени, которое можно было бы .использовать для работы и для необходимых поѣздок за матеріалами въ столичные архивы. Обо всемъ этомъ А. А. на чиналъ уже робко мечтать и не далѣе какъ за ІѴ недѣли до своей смерти бесѣдовалъ со мной о возможности осуществления его научныхъ плановъ. Но... 24 февраля разрушило эти мечты. Прошли и выпускные экзамены на ІѴ- м курсе. А. А. провелъ ихъ съ обычнымъ для него успѣхомъ и въ общемъ разряд номъ списке товарищей, составленном по окончаніи курса, занял пятое мѣсто, дававшее ему права магистранта. Такъ А. А., подобно вѣрному Евангельскому рабу, не закопал в землю свой недюжинный талантъ, привезенный им въ Академію, но блестяще пріумножил его во время прохождения курса высшей духовной школы. 16 мая 1901 г. мы, студенты XLII –го курса, задушевно простились друг с другомъ после совмѣстной 4-хъ лѣтней жизни въ Академіи, сердечно отблагодарили своихъ любимыхъ, уважае мыхъ начальниковъ и профессоровъ и съ большой душевной тугой стали покидать свою almara raatrem, чтобы, до полученія слу жебнаго назначенія, нѣсколько отдохнуть в «родныхъ палестинах.».» под родительскимъ кровомъ . Уѣхалъ и Александръ Александрович в свой родной Угличъ. П. Известия по КЕ № 13/14 за 1914 г стр 411- 419 --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2252
| Наверх ##
14 июля 2018 20:41 (продолжение) Некролог Священник Александр Александрович Субботин .
Прошло лѣто 1901 г. Отдохнув и запасшись силами, А. А. сталъ думать об устройстве своего служебнаго положенія. В то время нельзя было надѣяться на очень скорое назначеніе из Синодальнаго Учебнаго Комитета куда- либо в преподаватели в духовную семинарію или духовное училище. В ожиданіи такого назначенія приходилось устраиваться гдѣ-нибудь временно. К удовольствію А. А. этимъ же лѣтомъ освободилось мѣсто надзира теля за учениками въ родной ему Ярославской семинаріи, въ каковой должности А. А. и былъ утвержден Высокопреосвящен нѣйшимъ Архіепископом Ярославскимъ Іоанафаномъ с 16-го августа 1901 г. Предстояло, хоть и «маленькимъ человѣкомъ», вступить в семинарскую корпорацію, в которой большая поло вина учителей были еще наставники А. А., а ученики двух старших классовъ помнили А. А. еще по семинарской скамье; требовался, слѣдовательно, значительный тактъ, чтобы выработать наиболѣе целесообразный modus vivendi. И к чести А. А. надо сказать, что онъ скоро оріентировался в своемъ новомъ положеніи, достаточно умѣло поставилъ себя въ многочисленной и разнохарактерной семинарской семье, быстро завоевалъ себе симпатіи со стороны своихъ сослуживпевъ. Свидѣтелем всего этого мне самому пришлось быть, когда я посѣтилъ А. А. в Ярославле 9-го марта 1902 г. — в день его Ангела — и провел нѣсколько пріятных часовъ въ кругу душевно расположенныхъ к нему его товарищей и бывшихъ наставниковъ. Прослуживши здѣсь ровно годъ, А. А. оставилъ воспитав шую его духовную школу, такъ как с 16-го августа 1902 г. былъ назначенъ в Черниговскую семинарію преподавателемъ логики, философіи, психологіи и дидактики. Не имѣя особаго расположенія к отвлеченнымъ умозрительнымъ наукамъ, А. А. все- же принялъ это назначеніе и бодро взялся за дѣло. Как преподаватель дидактики, онъ былъ призванъ преосвященнѣйшимъ Черниговскимъ Антонием к несенію обязанностей члена Черниговскаго Епархіальнаго Училищнаго Совѣта (с 19 февраля 1903 г.). Но работая въ Чернигове, А. А., как истый патріотъ, все время не оставлялъ мысли перебраться в родную Ярославскую семинарію; и лишь только освободилась здѣсь каѳедра гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей, А. А. заявилъ свое желаніе занять ее. Учебный Комитет исполнилъ это желаніе, и переводъ А. А. состоялся 8 мая 1903 г. Силою разныхъ обстоятельствъ кафедра гомилетики и соединен ныхъсъ нею предметовъ едва ли когда пользовалась в духовныхъ семинаріяхъ прочными симпатіями — и учениковъ и преподавателей. Не составил исключенія въ этомъ отношеніи и А. А.: вернувшись в родную епархію, о чем мечтал, он все-же не получил службы по душе. А тутъ случилось и еще крупное событіе в его личной жизни: в іюлѣ мѣсяце (16-го числа) 1903 г. он вступилъ в брак съ дочерью протоіерея Костромской епархіи Груздева — Александрой Александровной. Естественно, после этого, А. А. усиленно стал думать, какъ бы найти такое дѣло, которое на всегда и безъ остатка захватило бы сердце, и которое в матеріальном отношеніи лучше обезпечивало бы семейный бытъ, ибо- на семинарское жалованіе того времени можно было лишь с семьей далеко не до-сыта, ограничивая себя даже въ необходимомъ. В такихъ думахъ прошли два года усидчивой работы по изученію и преподаванію семинарскихъ наукъ, теоретически обрисовывающихъ съ разных сторонъ положительный идеалъ пра вославнаго пастыря. Этот идеалъ, постоянно предносясь сознанію молодого, религіозно-настроеннаго, вдумчиваго преподавателя, ко нечно, наклонял его вниманіе в сторону пастырскаго служенія, как такого, которое можетъ доставить наибольшее удовлетвореніе его глубоко-вѣрующему сердцу. Быть можетъ, А. А. и еще бы поработал въ положеніи преподавателя для своей родной ду ховной школы, но здѣсь случились обстоятельства, которыя окончательно утвердили его рѣшимость скорѣе и всецѣло посвятить себя пастырскому служенію. Начавшееся въ 1905 г. въ Россіи, такъ называемое, освободительное движеніе захватило, к несчастно, и духовную школу, значительно поколебало ея устои и расшатало ея строй. Преподавателю гомилетики стало еще труднѣе работать въ семннаріи, а между тѣмъ сдѣлать что-нибудь въ интересахъ оздоровленія духовной школы часто не приходилось хотя бы по той простой причине, что в рукахъ рядового учителя семинаріи не было для этого и права иниціативы, ни нужныхъ радикальныхъ средствъ. Пастырское служеніе, справедливо думал А. А., выведетъ его из создавшагося тупика, поставит его в самую гущу народной жизни, где такъ нужны были въ то время и широкая иниціатива, руководимая свѣтомъ Евангельской истины, и горячее любящее сердце, и молодая кипучая энергія. Все это было у А. А., который,как глубоковѣрующій человѣкъ, возлагалъ, конечно, крѣпкую надежду еще и на то, что Божественная благодать, преподаваемая в таинстве священства, уврачуетъ его душевныя немощи и восполнитъ его недостатки. Одушевленный желаніемъ принестивозможно больше пользы ближнему и окрыля- емый свѣтлой надеждой на небесную помощь, А. А. осенью 1905 г. выражаетъ Ярославскому Епархіальному начальству свое желаніе поработать на ниве пастырскаго служенія, 12-го сентября того-же года определяется во священника къ Спасской церкви г. Рыбинска, къ которой принадлежите едва ли не самый многолюдный в Рыбинске приходъ, а 5-го октября принимает рукоположеніе въ священный санъ от Высокопреосвященнѣйшаго Іакова, Архіепископа Ярославскаго и Ростовскаго (ныне Архіепископа Казанскаго ). Напряженная работа по приходу, состоявшая в совершеніи богослуженій и приходскихъ требъ, в неустанномъ проповѣданіи слова Божія, въ развитіи дѣятельности Попечительства и общества трезвости чередовалась съ несеніемъ о. Александромъ и другихъ порученій: так онъ исполнялъ обязанности депутата от духовен ства въ Рыбинскомъ уѣздномъ земскомъ собраніи (с 30 сентября 1906 г.), состоялъ законоучителемъ Маріинской женской гимназіи (со 2-го октября 1907 г. до 1-го сентября 1909 г.), Рыбинскаго жсенскаго и мужского коммерческихъ училищъ, завѣдующимъ цер ковно- приходской школой (съ 22 ноября 1911 г.). И во всѣхъ этихъ мѣстахъ службы о А. А. былъ талантливымъ работникомъ и желаннымъ членомъ педагогическихъ корпорацій. П. Известия по КЕ № 17 за 1914 г стр 525- 532 --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2252
| Наверх ##
14 июля 2018 20:58 (продолжение ) Некролог
Священник Александр Александрович Субботин
Лѣтом 1913 г. освободилось мѣсто законоучителя и настоятеля храма въ Родіоновском Институте благородных дѣвицъ в г. Казани. Не без громадныхъ нравственныхъ усилій над собой о. Александръ подал заявленіе о своемъ желаніи занять означенное мѣсто; это и понятно: приходилось против воли бросать лю бимый Спасскій храмъ и приходъ, в благоустройство которыхъ было вложено столько молодой нравственной энергіи и даже лич ныхъ матеріальныхъ средствъ. В Казани жежеланіе о. Алексан дра было встрѣчено с восторгоыъ: здѣсь еще хорошо помнили прекраснаго во всѣх отношеніяхъ студента-академиста А. А. Субботина, сюда доносились добрыя вѣсти и о его пастырскомъ дѣланіи, но что особенно важно — о. Александръ. С самой лучшей стороны былъ извѣстенъ и Казанскому Владыке — Высокопреосвя еннѣйшему Іакову, как его ставленнику и как работавшій нѣсколько лѣт на пастырской ниве подъ его руководствомъ. Уже съ 1-го августа 1913 г. о. А. А. былъ назначен въ Институтъ. Приходилось теперь ликвидировать дѣла в Рыбинске, и вот те перь то сѳмнѣяія и колебанія самымъ бурным шкваломъ захва тили душу о. Александра, особенно подъ влияніемъ тѣхъ искрен нихъ, горячихъ слезъ, съ которыми прихожане упрашивали своего батюшку не уходить отъ нихъ. А. А. остановился как бы на распутіи, не зная что дѣлать. В этотъ моментъ тяжелой душевной борьбы он обратился за словом утѣшенія къ своему дав нему горячо любимому совѣтнику Высокопреосвященному Волын скому Владыке Антонію, который вывел его из колебанія и благословил ѣхать в Казань. После такого отвѣта с Волыни былъ назначен уже и день отъѣзда о. Александра изъ Рыбинска. Спасскіе прихожане, разстроенные предстоящей разлукой съ горячо любимымъ пастыремъ, не успѣли съорганизоваться в короткій срокъ, чтобы достойно почтить отъѣзжавшаго о. Александра. Уже в ноябре мѣсяце они прислали въ Казань своему батюшке в качестве прощальнаго подарка весьма цѣнный, в древнемъ стиле, образъ-складень Всемилостиваго Спаса и при нем адрес. Кроме означеннаго адреса, А. А. показывалъ мне много и частныхъ писемъ, в которыхъ его духовныя дѣти изливали свою неподдѣльную глубокую скорбь по поводу вынузкденной разлуки с ними их духовнаго отца. Так душевно проводил Спасскіи приходъ, г. Рыбинска, своего добраго пастыря. 3-го сентября о. Александръ выѣхал с своей семьей из Рыбинска, 6-го былъ в Казани, а уже 8-го, вь день праздника Рождества Пресвятыя Богородицы, приносил первую безкровную жертву за свою новую паству— в храме Родіоновскаго Института благородныхъ дѣвицъ, посвященномъ св. мученице Царице Александре... Известия по КЕ № 18 за 1914 г стр 563- 569 --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2252
| Наверх ##
14 июля 2018 21:46 (продолжение ) Некролог
Священник Александр Александрович Субботин
Недолго— всего лишь с полгода— Господь судилъ о. Але ксандру поработать на благо Родіоновскаго Института, но и за такой короткій срок он успел завоевать необычайно прочныя симпатіи тесной Институтской семьи. Предоставимъ красноречиво подтвердить это тем лицамъ, которымъ вверено ответственное дело воспитанія и образованія девиц в Институте. Г-жа Начальница Института О. Д. Ермолаева, испрашивая у Владыки Архіепископа Іакова благословеніе на совершеніе в Ияститутском храме заупокойнаго богослуженія по о. Александру, писала, между прочимъ, Владыке отъ 25-го февраля: «Преисполненная глубокой горести, сообщаю я Вамъ о незаменимой утрате, понесенной мною и Институтомъ в лице дорогого Батюшки — отца Александра; в короткое время пребыванія его с нами он заслужилъ отъ меня глубокую любовь, доверіе, уваженіе, от детей и всех сослуживцевъ его — искреннюю любовь и почитаніе. Мы молимся в своем храме и глубоко опечалены, что лишены возможности у гроба дорогого почившаго соединить наши молитвы с его несчастной семьей.... Я знаю, как Вы любили дорогого Батюшку и мне дорого знать, что Ваши св. молитвы о немъ возносятся къ Богу, какъ и наши в Институте, с любовію». На сочувственную телеграмму Волынскаго Вла дыки-Архіепископа Антонія по поводу кончины о. Александра О. Д. отвечала: «Ваши молитвы и участіе, святый Владыка,— великое утешеніе в моей глубокой скорби. Отца Александра я ис кренно почитала и любила, и утрату его для Института оплакиваю, как незаменимую». Пред нами груда писемъ, присланных Александре Александровне воспитанницами разных классовъ Института. Дети в самыхъ безъискусственныхъ, но горячихъ словахъ выражаютъ свою любовь к почившему Батюшке и сочувствие тяжелому горю овдовевшей матушки и осиротевших малютокъ — Оли (10 л.) и Сережи (6 л.). Все это, действительно, ярко подтверждаетъ, насколько проч ную позицію успел занять о. Александръ, как пастырь и законно учитель Институтской семьи. Обвеянный такой всеобщей горячей любовью, онъ сталъ уже немного успокаиваться от тяяселой скорби въ виду вынуяеденной разлуки с своей бывшей Рыбинской паст вой, сталъ все более и более уходить в интересы Институтскаго дела. Будущее обещало одно только хорошее... Но... Господь не судилъ быть этому будущему. Первый приступъ сразившей его болезни о. Александр по чувствовалъ въ воскресенье 16-го февраля. Все же, перемогаясь, онъ стал совершать въ институтском храме богослуженія первой недели Великаго. поста, и еще во вторникъ(1 6-го) служилъ «часы» с вечерней, хотя уже и при повышенной температуре. Приглашенный врач определил сначала инфлуэнцу, потом тифозное заболеваніе, и лишь вечеромъ въ пятницу былъ поставленъ діаг нозъ настоящей болезни, значительно уже развившейся. Сознавая опасность своего положенія, о. Александръ пожелал чрез таинство св. причащенія теснее соединиться съ Небеснымъ Врачемъ- Христомъ, Котораго онъ так любилъ, и Которому онъ такъ усерд но служилъ всем своим существомъ. Желаніе болящаго было, конечно, немедленно исполнено священникомъ Серафимовскаго прихода о. В. Яхонтовымъ.
Вместе с тем из Москвы былъ вызван спеціалист по накожным болезням — врач Лебедевъ, чтобы онъ уже неотлучно находился при больномъ. Были, такимъ образомъ, приняты все меры, чтобы спасти дорогого Батюшку отъ смерти. В понедельникъ утромъ пріехал врачъ изъ Москвы, был созванъ еще консиліумъ при участіи Казанскихъ докторовъ, но... консиліумъ только определилъ, что положение о. Александра безнадежно. Так и случилось. Въ понедельникъ в 9 ч. вечера о. Александръ тихо, спокойно скончался на рукахъ горячо любящей и любимой имъ супруги... В эту же ночь о. В. Яхонтовъ совершилъ омовеніе и облаченіе тела усопшаго в священническія одежды, а на следующій день у гроба почившаго совершались панихиды. Въ среду тело усопшаго было вынесено пока въ часовню при Кладбищенскомъ храме, а в пятницу в самом храме происходило отцеваніе о. Александра, которое совершалъ Его Преосвященство, Преосвященнейшій Михаилъ, Епископъ Чебоксарскій, въ сослуженіи многочисленнаго городского духовенства. За литургіей, вместо причаст наго стиха, профессоръ Императорской Казанской Духовной Академіи по кафедре церковно-славянскаго и русскаго языка съ палеографіей Іеромонахъ Афанасій произнее прекрасное слово, посвященное памяти почившаго
Прихожане Спасской церкви г. Рыбинска были тяжело удручены вестью о неожиданной кончине их горячо любимаго бывшаго пастыря. Заручившись согласіемъ супруги покойнаго, они испросили у Ярославскаго Епархіальнаго Начальства разрешение на погребеніе о. Александра въ ограде Спасскаго храма, для котораго и его прихожан почившій Батюшка сделал так много. Конечно, перевозку тела о. Алаксандра изъ Казани въ Рыбинскъ они приняли на свой счетъ и, кроме того, послали въ Казань в качестве своей представительницы г-жу Голубинскую, которая сопровождала бы овдовевшую матушку и ея деток в дальней дороге. Сами же, до прнбытія тела в Рыбинскъ, дважды въ день собирались в Спасскій храмъ для заупокойной молитвы по своемъ пастыре . Поистине трудно безъ слезъ говорить о такой нежной заботливости и любви прихожапъ к своему доброму пастырю! Но это еще не все... В виду отмеченнаго желанія Спасскихъ прихожанъ, тело о. Александра, тотчасъ после отпеванія в Кладбищенском храме, было перенесено с крестнымъ ходомъ на вокзал железной дороги для следованія в г. Рыбинскъ. В попутныхъ храмахъ производился колокольный звонъ, а около нихъ, также около Духовной Академіи и Родіоновскаго Института, где о. Александръ учился и служилъ, совершались литіи. В 10 ч. 15 м. вечера съ почтовым поездом тело о.Александра было отправлено к месту его вечнаго покоя и прибыло в Рыбинскъ утромъ 3-го марта. Об этом дне прибытія и погребенія тела мы узнаем следую щее из «Вестника Рыбинской Биржи» в № отъ 4-го марта: «На встречу покойнаго на вокзалъ собрались: городское духовен ство во главе с настоятелемъ собора протоіереемъ о. . Богородскимъ, рыбинскіе хоругвеносцы, родственники и масса почитате лей и почитательницъ умершаго. По прибытія поезда в Рыбинскъ, гробъ былъ вынесенъ изъ вагона и поставленъ на катафалкъ. Была совершена литія и затем процессія направилась в Спасскую церковь. На глазахъ многихъ видны были искреннія слезы и слышны рыданія. Не верилось все еще какъ-то всем пришедшимъ, что не стало о. Александра, так недавно поучавшаго Спас кихъ прихожан своим живымъ, сердечнымъ словомъ. По прибытіи похоронной процессіи въ церковь, совершена была литургія соборнымъ о. протоіереемъ, в сослулсеніи духовенства Спасской церкви. Храмъ был переполненъ молящимися. По окончаніи ли тургіи, передъ панихидой, тесть покойнаго, протоіерей Костромской губ. о. Александръ Груздев произнесъ краткое слово, в котором указал на взаимную любовь о. Александра и прихолсанъ Спасскихъ, бдагодарилъ последних и собравшихся у гроба за сердечное отношеніе и призывалъ всех къ горячей молитве за усопшаго. Во время панихиды прочувствованное надгробное слово произнесъ настоятель Спасской церкви о. Николай Прозоровъ. Онъ указалъ на о. Александра, какъ на живой пример добродетели», как на «неистощимый запасъ ревности и любви», сравнивал его с огнемъ, «зажигающимъ сердца людей» . По окончании панихиды и прощанія с бывшимъ незабвеннымъ настоятелемъ Спасской церкви, гробъ былъ обнесенъ вокруг храма, и тело было предано земле на восточной стороне храма — около алтаря. В зиакъ траура в этот день в коммерческом училище, где о. Алек сандръ законоучительствовалъ 6 летъ, учебный заиятій не было, а была совершена по почившем в 11 ч. утра панихида в присутствіи преподавателей, учащихся и ихъ родителей». Гробъ о. Александра во время погребенія, можно сказать, утопал в венкахъ, которые были возложены почитателями Ба тюшки и въ Казани, и в Рыбинске. Вотъ перечень венковъ и надписей на нихъ: 1-й «Безвременно угасшему незабвенному горячо любимому добрейшему папочке- другу от убитыхъ горем осиротелыхъ жены и детей». 2-й «Милый Сашенька, ты всегда будешь с нами, горячо любящими тебя родными — Груздевыми». 3-й «Дорогому любимому Саше от горячо любящихъ родныхъ». 4-й «Дорогому отцу Александру Александровичу Субботину отъ Совета Казанскаго Родіоновскаго Института». 5-й «Незабвенному и дорогому отцу Александру Александровичу от сослуживцевъ» 6-й «Вечная память дорогому батюшке» . 7-й «Нашему доро гому и горячо любимому батюшке от глубокоуважаюишхъ его детей - воспитанницъ Казанскаго Родіоновскаго Института». 8-й «Глубокочтимому Александру Александровичу отцу Субботину от Ктитора» 9-й «Незабвенному товарищу-другу от горячо лю бящихъ Писаревыхъ». 10-й «Дорогому отцу Александру— Педаго гическій комитета Рыбинскаго Коммерческаго Училища». 11-й «Дорогому Законоучителю от учениковъ и ученицъ IV класса Рыбинскаго Коммерческаго училища». 12-й «Незабвенному отцу Алек сандру отъ учениковъ и учениц V класса Рыбинскаго Коммер ческаго училища». 13-й «Многоуважаемому духовнику Отцу Алек сандру отъ воспитанницъ Щербаковскаго пріюта»
Но сзмым дорогим венком на могилу Батюшки былъ, конечно, венок от его бывшей паствы — Спасскихъ прихожан , которые,вплоть до 40-го дня, ежедневно творили заупокойную мо литву въ храме по своемъ пастыре, а къ 40-му дню воздвигли своимъ иждивеніемъ на могиле о. Александра роскошный памятник из чернаго гранита с белым на немъ распятіемъ; памятник (стоимостью около 700 руб.) утвержден на высокомъ цоколе иобнесенъ прекрасной железной решеткой. Какъ, повторяемъ, трогательна такая любовь паствы к своему пастырю! Да, есть еще въ Русском народе вера въ Бога и любовь къ пастырямъ, нужно только суметь подойти к душе этого великана народа — Богоносца. Миръ праху твоему дорогой, незабвенный, добрый па стырь! Память о тебе никогда не изгладится в сердцахъ всехъ, знавшихъ тебя. Твердо веримъ, что Крестъ и Евангеліе, которые были знаменемъ въ теченіе всей твоей пастырской деятельности, и которые возлежат сейчас въ рукахъ твоихъ, послужатъ для тебя оправданіемъ на весах правосудия Божия , и милосердый Господь скажет тебе вместе со святыми: «Пріидите, насладитеся, ихже уготовах вамъ, почестей и венцов небесныхъ»
П.
Известия по КЕ № 19/20 за 1914 г стр 607- 622 --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
|