VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2252
| Наверх ##
18 октября 2017 18:23 ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНІЕ церкви села Богородскаго, Казанскаго уѣзда.
В 15 верстахъ отъ г.Казани, около небольшой рѣчки Ноксы, расположено село Богородское, получившее свое названіе от храма, посвященнаго в честь Успенія Пресвятыя Богородицы. Откуда и как началось это село, не извѣстно; извѣстно только, что до XVII вѣка на мѣсте его былъ починокъ Сафаровъ, населенный, вѣроятно, новокрещенными татарами , чувашами и русскими полоняниками , и что этотъ починокъ в самомъ началѣ XVII вѣка превратился въ село Богородское , т. е. в немъ былъ построенъ храм во имя Пресвятыя Богородицы и былъ поставлен священник изъ крещеныхъ татаръ, как говорит преданіе, княжескаго рода .
До этого времени храма в селѣ Богородскомъ не было, и оно было приходскою деревнею к селу Кулаеиу. Сколько лѣтъ просуществовал первый храмъ в селѣ Богородскомъ, неизвѣстно, есть только у мѣстных жителей преданіе, что будто бы он сгорѣл и что .вмѣсто него былъ построен прямо нынѣ существующій деревянный храмъ.
Этотъ же нынѣ сущестиующій деревянный храм во имя Успенія Пресвятыя Богородицы построен в 1700 году. Были ли какія —нибудь событія, касающиеся церкви, неизвѣстно. Извѣстно только, что 11 мая 1762 года во время утренняго богослуженія от свѣчи , стоявшей на подсвѣчникѣ близь престола, сгорѣло напрестольное одѣяніе . Какъ это случилось и что было сдѣлано поэтому, ясно видно изъ указа казанской духовной консисторіи от 3 декабря 1762 года, каковой указъ и выписывается здѣсь дословно: „Указъ Ея імператорскаго Величества Самодержицы Всероссійской изъ казанской духовной консисторіи казанскаго уѣзду села Богородскаго священнику Ивану Афанасьеву, сего 1762 года декабря 3 дня по указу Ея Імператорскаго Величества духовная консисторія слушав прошенія поданного Его Преосвященству отъ вас священника, коим объявляя: сего де 1762 года маія 11 дня, въ Бытность вас священника в Казани производимо было въ томъ селѣ Богородскомъ по умершем онаго села священник Ульянѣ Игнатьевѣ поминовеніе , кою де службу исправлялъ села Николаевского Кощаково тожъ священникъ Иванъ Федоров , и во время утренняго пѣнія по бытности въ томъ селѣ одного дьячка, оной священникъ Федоров быв на крылосѣ пѣлъ ирмосы, а тотъ дьячекъ читалъ канонъ, и в такомъ случаѣ от стоящей в алтарѣ на подсвѣщникѣ близъ престола свѣчи, престольное одѣяніе с правой стороны от полу до верхней деки погорѣло, точію де отъ того оному престолу поврежденія не учинилось, которое де одѣяніе и починено, то и мы де безъ благословенія Его Преосвященства въ той церкви священнодѣйствовать не смѣемъ : просимъ о извѣденіи в той церкви священнодѣйствія по прежнему благословенія
Кромѣ этого событія были и другія— это покража церковнаго имущества и св. антиминса и 2) покража церковныхъ денегъ. Когда случилась покража церковнаго имущества, неизвѣстно, даже преданія о томъ нѣтъ никакого, только въ описи церковнаго имущества, составленной въ 1785 году, есть замѣчанія противъ записи нѣкоторыхъ церковныхъ вещей, что онѣ выкрадены, и эти замѣчанія сдѣланы рукою благочипнаго, подписавшагося подъ описью, священника села Ягоднаго о. Василія Шабанова.
Вторая покража — покража из сундука, без псякаго полома, церковныхъ денегъ въ количествѣ 600 рублей — случилась 19 октября 1844 г. Подозрѣніе в совершепіи этой кражи падало на церковнаго старосту, діакона Михаила Мираксова, дьячка Ивана Борминскаго и пономаря Михаила Введенскаго, которые всѣ были преданы суду и находились подъ слѣдствіемъ. Но этому слѣдствію не было суждено окончиться. Діакон Мираксов состоялъ подъ слѣдствіемъ, какъ видно из клировыхъ ведомостей, хранящихся в церкви, съ 1844 года по 1861 годъ. Дьячекъ Иван Борминскій былъ подъ слѣдствіемъ. до 1848 года, года его смерти. Пономарь Михаил Введенскій состоялъ под слѣдствіемъ до 1866 года, то-есть до того года, в который был выведен из с. Богоородскаго в село Ключи, Казанскаго уѣзда. Сколько же лѣтъ состоял под слѣдствіемъ церковный староста- неизвѣстно. Говорятъ, что когда совершена была эта кража, был наложен арестъ на сундукъ с имѣниемъ пономаря Введенскаго и на одну коробку с церковными свѣчами, бывшую у старосты на дому, и что этот арестъ лет двадцать не снимался. Когда же пономарь Введенскій открыл по своему желанію свой сундукъ, то имѣніе въ немъ рѣшнтелыго все истлѣло и сдѣлалось негоднымъ. Когда же открыли коробку, арестованную у старосты, то свѣчи въ ней показались такъ уродливыми и грубыми, что священникъ, бывшій в то время , тотчас послалъ их въ городъ для обмѣна на новыя.
Из указа казанской духовной консисторіи отъ 3 декабря 1762 года, послѣдовавшаго причту села Богородскаго, видно, что в 1762 году в этомъ селѣ„было — причта только два человѣка, а именно: священник Иванъ Афанасьев и дьячекъ; прежде же священника Ивана Афанасьева священникомъ былъ нѣкто Ульяній Игнатьевъ. Кромѣ этого извѣстія о причтѣ церкви села Богородскаго, в церковныхъ документахъ извѣстій, относящихся к болѣе раннему времени, нѣтъ, и потому о томъ, кто были членами причта ранѣе этихъ показанныхъ лицъ, решительно неизвѣстно. Из ревизскихъ же сказокъ за 1782-й, 1795-й, 1811-й, 1815-й и 1834 годы, хранящихся в ъ церкви, видно, что въ 1782-мъ году въ с. Богородскомъ былъ не одинъ священпикъ и не один дьячекъ, но уже два священника: старый о. Иванъ Афанасьевъ и вновь определенный о. Иван Ивановъ, да кромѣ того: діаконъ Егоръ Ивановъ, дьячекъ Егоръ Ивановъ, второй дьячекъ Тихонъ Ивановъ, пономарь Виссаріонъ Иуліановъ и второй пономарь Сергѣй Гурьевъ.
Такимъ образомъ, въ 1782 году въ с. Богородскомъ уже было два штата священноцерковнослужителей, но это было не долго. В 1786 году второй священкик о. Иванъ Иванов былъ перемѣщенъ на священническое мѣсто в с. Елагино, а еще за год перед этимъ, в 1785 году, пономарь Виссаріон Иуліановъ, овдовѣвъ, 21 года ушелъ в Спасо- Преображевскін монастырь в число братства, а второй пономарь Сергѣй Гурьевъ в томъ же 1785 году былъ переведенъ пономаремъ же к Грузинской г. Казани церкви, и второй штатъ, таким образомъ, при церкви села Богородскаго уничтожился. Въ 1796 году священникъ Иван Афанасьев померъ; на мѣсто его был опредѣленъ священник села Норусова, Ядринскаго уѣзда, о. Василій Егоровъ. В 1809 году діаконъ, вышеупомянутый, Егор Ивановъ былъ уволенъ, за старостью лѣтъ, въ заштатъ; на мѣсто его былъ опредѣлен діакономъ студентъ философскаго класса Казанской академіи (прежней) Сергѣй Федоровъ Кедровъ. При священникѣ о. Василіѣ Егоровѣ в 181 г году былъ присланъ въ село Богородское второй священникъ— о. Игнатій Спиридонов , бывшій до этого –священником Казанской Духосошественской церкви, а въ 1813 году были присланы еще дьячекъ Андрей Петровъ и пономарь Степанъ Петровъ; и такимъ образомъ снова въ с. Богородскомъ было устроено два штата.
Но и этотъ второй штатъ существовал недолго: въ 1818 году священник о, Игнатій Спиридонов померъ, пономарь Степанъ Петров перешелъ к Пятницкой церкви г Казани, , а в 1819 году ушел и дьячекъ Андрей Петровъ. В село Каймары. Так кончилось существование втораго штата в Богородскомъ. В 1815 году священник о. Василій Егоровъ перешел из села Богородскаго в Ягодную Слободу на священническое мѣсто. На мѣсто о. Василія был опредѣленъ діаконъ того же села Сергѣй Кедровъ, а на мѣсто этого послѣдняго былъ сдѣланъ діакономъ дьячекъ Грузинской г. Казани церкви Александр Сергѣевъ. Діаконъ А. Сергеев прожил в Богородском только до 1816 года и перешелъ на такую же должность въ село Казыли. Вмѣсто него діакономъ в село Богородское былъ опредѣленъ нѣкто Михаилъ Ивановъ Мираксовъ. В 1846 году послѣдовало сокращеніе штата причта при церкви села Богородскаго, и діаконъ Мираксовъ остался уже за штатомъ. По смерти священника Сергѣя Кедрова, был опредѣлен свящевником студент Казанской семинаріи Степанъ Тимофеевичъ Аквиляновъ — это было в 1844 году. Что сказать о жизни и деятельности сих священно- церковнослужителей? По неимѣнію в церкви документальныхъ данныхъ сказать о томъ рѣшительно ничего нельзя. Народное же преданіе с любовью воспоминает многихъ из нихъ. Такъ, в народѣ живетъ память о священникѣ Сергее Федоровичѣ Кедровѣ, какъ человѣкѣ добромъ, простомъ и не брезговавшемъ рѣшительно крестьянствомъ. Серий Федорович любилъ и поговорить съ крестьянами, и выпить. Любилъ ои выпить особенно на крестинахъ, по- чему и крестилъ всегда почти на дому. За свою привязанность къ выпивкѣ о. Сергій былъ посылаемъ епархіальиымъ начальствомъ в казанскій каѳедральиый соборъ вмировое послушаніе на три мѣсяца. Это было въ 1841 году. Священник Степанъ Тимофеевич Аквиляновъ былъ также нетрезвой жизни и отличался, кромѣ того, буйствомъ. На место о. Аквнлянова был переведенъ из села Кургуз'ы священник Семенъ Иванопичъ Красовскій — человѣк добрый и положительно трезвый. Его стараніемъ несколько лицъ были обращены в правоелавіе изъ раскола, его стараніемъ была благоукрашена церковь, была выстроена новая колокольня и былъ пріобрѣтен колокол въ 70 пудовъ вѣсу. Проживъ въ с. Богородскомъ 13 лѣтъ. Семен Иванович перешел в г. Казань к Борисоглѣбской, что въ Плетеияхъ, церкви. Память объ нем живет въ народѣ: въ рѣдкихъ упоминаніяхъ не встрѣчаешь имени покойнаго іерея Симеона. А когда прибудут на село его жена, или его дѣти, то всѣ крестьяне считают за счастие повидать ихъ и поговорить съ ними. О. Гавріилъ Александрович Павловскій, поступившій в село Богородское послѣ Семена Ивановича Красовскаго, хотя и былъ только, что называется, со школьной скамьи, но все таки оставил по себѣ добрую память: его и доселѣ еще с любовію вспоминают крестьяне. Въ 1870 году был опредѣленъ в с. Богородское священник Иван Иванопич Веселицкий Онъ прожилъ въ этомъ селѣ почти 15 лѣтъ 1 іюня 1885 года утром померъ от чахотки Его стараніемъ было приступлено в с. Богородскомъ къ постройкѣ новаго каменнаго храма. Жаль только ; что Господь не судилъ ему видѣть окончание этого начатаго им дѣла . Приближаясь къ смерти, он сам назначил для себя мѣсто могилы— -по правую сторону алтаря новосозидаемаго храма. „Тут меня схороните, говорилъ онъ, я буду смотрѣть за работами и молиться, чтобы все шло хорошо и благополучно" . Въ настоящее время храмъ этотъ отстроенъ, благоукрашен и совершенно приготовленъ к освященію.
Школа в селѣ Богородском открыта в 1870 году стараніемъ священника о. Веселицкаго. Она помѣщалась в домѣ дьячка Александра Яковлевича Кубасова – добрѣйшаго старичка— перваго учителя школы. В 1871 году эта школа была передана в ведѣніе земства. Первым учителем от земства был Феодор Александрович Кубасов —сын дьячка А. Я. Кубасова, из семинаристов 5 класса. Феодор Александрович был замѣчательный учитель. Он не только обучалъ учеников грамотѣ, но и развивал ихъ, пріучалъ их к религіозности, честности и правдивости. Народ очень любилъ Ф. А. и доселѣ нерѣдко встрѣчаешь поминанія, в которых записано имя „учителя Феодора". Феодор Александровичъ померь через 2 года послѣ своего поступленія на должность учителя, от чахотки. Со смерти Ф. А. в школѣ стали обучать мальчиков и учительницы. . Священник села Богородскаго, Казанскаго уѣзда, Владиміръ Веселицкій.
О ПОСТРОЕНИИ КАМЕННАГО ХРАМА В СЕЛѢ БОГОРОДСКОМ КАЗАНСКАГО УѢЗДА.
18-го февраля1877 года в селѣ Богородском Казанскаго уѣзда, было собраніе прихожанъ, имѣющее цѣлью рѣшить вопрос объ изысканіи средств к постройкѣ новаго храма. Много уже было раньше подобиых собраній прихожан по этому поводу,но век эти собранія еще не рѣшали вопроса окончательно: каждый раз являлись люди, разстраивавшіе другихъ и не допускавшіе окончательного рѣшенія его в положительномъ смыслѣ. Строить новый храмъ было необходимо: старый стал и тѣсен и древенъ, но средствъ на постройку его не было рѣшительно никакихъ. Прихожане от 1000 душъ давали только в годъ по 25-ти рублей, да и тѣ уходили на ремонт старой церкви и церковнаго дома, и капитал, потому скапливался ужасно медленно, — до 1877 года на постройку церкви всего было скоплено только 568 руб. 50 коп Что было дѣлать в такомъ случаѣ? Нужно было увеличить ежегодный взнос от крестьянъ. И вотъ, начались сборы, сужденія, переговоры: как и насколько увеличить взносы. Священник и благоразумные из прихожанъ желали назначить взносы по 1 рублю с души, т. е. по 1000 рублей в годъ съ прихода; но большинство прихожан не соглашалось на это,— „мы де не в силахъ вносить такія деньги, мы де разоримся с этимъ взносомъ" и т. п. И эти сужденія и переговоры длились долго— долго, до 18-го февраля 1877-го года. 18-го февраля 1877 года было на общемъ собраніи окончательно рѣшено и постановлено приговором вносить каждый год на постройку церкви по 1 рублю с души— 1000 рублей с прихода. Стали вносить деньги, сталъ расти капиталь: явилась в будущем новая церковь. Встрепенулись сердца благоразумныхъ, заглох ропотъ недовольныхъ . Прошли годъ, другой, третій, канитал возросъ, стали поговаривать о томъ, как поступить съ этимъ капиталом .: въ самом ли дѣлѣ строить новый храмъ, или только расширить старый. И опять пошли сужденія и переговоры: одни говорили: строить новый деревянный храмъ, другіе — строить каменный, третьи судили расширить старый. . Наконецъ, рѣшили всѣ строить каменный храмъ и избрали из среды своей для хлопот по этому дѣлу несколько лицъ. Написан былъ планъ, нанять нодрядчикъ, и закипѣла работа. Подрядчику сдали работу церкви вчернѣ с его матеріалом за 17000 рублей и обѣщали прибавить еще 1000 рублей, если все он устроит хорошо. Подрядчик устроилъ кирпичные сараи , набилъ 30 тыс. кирпичу, было избрано место для новаго храма, распланировано; стали рыть канавы. Помню какъ сейчасъ: былъ день Преображенія Господня. Кончилась обедня, отдохнул народ .....
И вотъ, часа в три по полудни стали собираться мужчины и женщины с лопатами и заступами рыть канавы. Собралось народу человек до 100. Вышел священникъ отслужил на распланированном месте молебенъ, благословилъ народ – и замелькали в воздухе руки крестьянъ: крестятся люди пред началомъ работы.
Перекрестились, ударили заступами, и пошла работа: мигом вырыли половину канавъ, другую половину оставили до другаго дня. 16-го августа 1883 года была уже произведена закладка новаго храма. Еще с вечера множество народа толпилось около храма. Многіе пришли очень издалека. В 6 часовъ вечера начался звон ко всенощной. Маленькій храм быстро наполнился народом и с 10 ударомъ колокола ко всенощной нельзя уже было пробраться в церковь, и множество народа стояло в ограде . Наконецъ, около 10 часов богослуженіе кончилось, народ разошелся с темъ, чтобы завтра собраться в большемъ количестве. И действительно, с разсветомъ множество народа уже толпилось вокруг храма и канавъ. Кирпичи, известка и все нужное для произведения закладки храма были приготовлены Рабочіе — каменыщики, долженствовавшие производить кладку храма, все были одеты по праздничному, в белых фартукахъ, с новыми шайками и молотками в рукахъ. Боже, сколько было торжества в этот день! Вот, кончилась Божественная Литургія, начался крестный ход к месту закладки; св. иконы в посеребренных светлых ризахъ, священно-церковнослужители в блестящих одеяніяхъ, народ в праздничныхъ одеждах и в довершеніе всего торжественный колокольный звон - все это в высшей степени глубокое впечатленіе производило на душу каждаго. Но вотъ, смолк колокольный звонъ, настала торжественная тишина
Священник сделал возгласъ: „благословенъ Богъ нашъ. .. ", певчіе пропели „аминь" и началось богослуженіе — чин освященія места для храма. Діаконъ, о. В. Софийскій, торжественно произносилъ прошенія, и все молились, молились усердно; у многихъ были на глазахъ слезы. Наконецъ, первослужащій священникъ о. И. Веселицкій, положил в основаніе церкви первый камень, его примеру последовали прочіе священно- - церковнослужители , г. архитектор П. Е. Аникинъ, члены строительнаго комитета, подрядчик по постройке церкви М. Шапошников и многіе— многіе из крестьянъ: всем хотелось положить собственными руками камень в основаніе церкви. Боже, какія торжественный были эти минуты! Звонъ гудел на колокольне. Но вот закладка храма кончилась, крестный ход возвратился в церковь, народ разошелся
Священно-церковнослужители, участвовавшіе в богослуженіи, г. архитектор и некоторыя другія лица собрались в доме местнаго священника, где был приготовлен для них чай, а затем обедъ. За обедом были провозглашены многолетія Государю Императору Александру Александровичу, Супруге Его Государыне Императрице Маріи Феодоровне, Наследнику Цеаревичу и Великому Князю Николаю Александровичу, Высокопреосвященнейшему Палладію, Архіепископу казанскому и свіяжскому, местному Священнику Ивану Ивановичу Веселицкому и, наконецъ, всемъ прихожанамъ и благотворителям новосозидаемаго храма. Так кончилось торжество закладки храма. Со следующаго после закладки дня начали бутить канавы – и пошла работа своим чередом : стали выводить стены, и къ концу сентября месяца уже вывели алтарныя стены. В 1886 году церковь постройкою вчерне была уже окончена, в 1887 году оштукатурена и окрашена, и в томъ же году поставленъ былъ в ней иконостасъ. Ныне же этотъ иконостасъ уже отделанъ, вызолоченъ, в немъ вставлены иконы и церковь готовится к освященію. Что же стоит теперь этотъ храмъ и откуда брались средства для постройки его? Главная средства на постройку этого храма доставлены прихожанами села Богородскаго. Обязавшись приговоромъ 18-го февраля 1877 года вносить на постройку его по 1 рублю съ души, они по настоящее время, т. е. въ течение 10-ти лѣтъ, внесли 17482 р. да и еще имѣютъ внести 2200 рублей. — Отъ церкви села Богородскаго, с разрѣшения Его Высокопреосвященства, на то же дѣло поступило 3500 рублей.— Отъ покойнаго крестьянина Малых Клыковъ, Казанскаго уѣзда, Василія Иванова Жирнова 500 рублей. Отъ благотворительнаго комитета Стахѣева, в Елабугѣ, 200 рублей. — Частных мелкихъ пожертвованій было около 1500 рублей. Кто же проявил особенное стараніе в постройкѣ этого храма и кому слѣдуетъ поэтому отдать дань особеннаго уваженія и благодарности? Первѣе всего, особенное стараніе в постройкѣ этого храма проявили прихожане и им первымъ потому нужно принести дань особеннаго уваженія и благодарности. Сдѣлать поклонъ и сказать русское спасибо слѣдуетъ также: предсѣдателю строительнаго комитета, крестьянину Андрею Евдокимову, членамъ: крестьянину Терентію Лазареву, Никифору Ефимову, бывшему церковному старостѣ Герасиму Феодорову, церковному старостѣ Стефану Лаврентьеву, Вуколу Никифорову, Севастьяну Алексѣеву, Алексѣю Емельянову, Михаилу Евграфову, Семену Матвѣеву, Василію Прокопьеву, Ивану Степанову и Борису Петрову, — как лицамъ, многопотрудившимся в дѣлѣ постройки этого храма. Слѣдуетъ вспомнить добрынъ словомъ и помянуть во царствіи небесномъ: покойнаго священника села Богородскаго Ивана Ивановича Веселицкаго, болышим стараніем Освященіе храма въ селѣ Богородскомъ и было совершено въ означенное число Его Высокопреосвященствомъ. с котораго началось дѣло постройки этого храма, а также слѣдуетъ помянуть и покойныхъ крестьянъ: Емельяна Павлова, Фаддѣя Ефимова, Никифора Васильева и пр., и всѣмъ имъ пожелать вѣчную память.
Священникъ села Богородскаго, Казанскаго уѣзда, Владимир Веселицкій.
( Полный текст - Историческое описаніе церкви села Богородскаго, Казанскаго уѣзда. — О построеніи каменнаго храма в селѣ Богородскомъ казан- скаго уѣзда. в газете
Известия по КЕ № 13 за 1888 г стр 324-338 )
--- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) |