Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Духовенство Казанской губернии


    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 36 37 38 39 40 * 41 42 43 44 ... 191 192 193 194 195 196 Вперед →
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1567
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2126
Некролог

Протоиерей Петр Иванович Паленин (1829- 21/02/1907 )

1907 года февраля 21 дня в г. Казани тихо скончался на 76 году от роду заслуженный
заштатный протоіерей гор. Свіяжска ИоаиноПредтеченскаго женскаго монастыря Петр Иванович Паленин.
Прослужив в том монастыре 31 годъ, он в 1904 году вышел в заштат и три года служил при церкви Чемезовской дворянской женской богадѣльни.
Петр Иванович Паленин родился в 1829 году в г. Казани в Ягодной Слободѣ, где отец его был діаконом при Смоленско-Димитріевской церкви. Окончив курс в 1850 году с званіем студента в Казанской духовной семинаріи, он был рукоположен преосвященным Ѳеодосіемъ, бывшим епископом Симбирским , во свящевника в село Красную Горку Казанскаго уѣзда. Прослужив 22 года в Красной Горке, в 1873 году о. Петр был перемѣщенъ, согласно своему желанію, в Свіяжскій Иоанно- Предтеченскій женскій монастырь, гдѣ священствовал до 1904 года, а затѣмъ, чувствуя слабость своего здоровья и преклонные года, вышел в заштатъ. Всѣ должности, какія доступны священнику в уѣздном городѣ, начиная с учителя и законоучителя, сначала в сельской школЬ, а затѣм в городе, кончая высшей должностью благочиннаго, он проходил безвозмездно. Принимая во внимание полезную деятельность как в сельском приходе, так и в городе, Епархіальное Начальство предоставило ему почти все награды, доступные белому духовенству, начиная с набедренника, который он получил чрез 7 лет после рукоположенія во священника; затем был награжден скуфьею въ 1873 г., камилавкой, в 1877 г. наперсным крестомъ, выдаваемым Св. Синодом , в 1883 г ., орденом св. Анны З –й степени , в 1891 году, возведен в сан протоіерея в 1898 году и орденом св. Анны 2 ст. в 1901 году, наконец в 1904 году орденом св. Владиміра 4 степени .
Благочиническая должность возложена была на Петра Ивановича в 1898 году, которую он и нес до выхода своего в заштат.
При жизни почившій протоіерей Петр Иванович строго наказывал своим роднымъ, чтобы его похоронили в г. Свіяжске, где жители того города были ему самыми близкими, знакомыми людьми, а особенно сестры св. обители, которыя тоже в свою очередь горячо любили почившего .
В долгій період своего служенія при Инно-Предтеченском монастыре не проходило дня, чтобы он не вавестил кого нибудь из сестер монастыря, не по бесесѣдовал бы с ними о житейских текущих дѣлахъ. Протоіерей, в Бозе почившій Петр Иванович, каждую мо-
нахиню монастыря любил как свою родную дочь, как самое близкое для него существо. Само собой понятно — любили и его точно так же, и жизнь их была воплощенной любовію друг во другу, так что каких либо пререканій у него в большой монастырской семьѣ никогда не было и быть не могло. И это понятно: тамъ, гдѣ царят любовь и согласіе, никогда не может быть и тени недоразумѣній, глухой вражды, — любовью все
покрывалось, все сглаживалось.
По выходе в заштат , Петр Иванович одного дня не сидел дома: тоска мучила его, сокрушала и как- то томила воспоминаніями о минувших годах вполне счастливой и радостной монастырской жизни. Жизнь, как заштатнаго священника, вносила в сознаніе его отрѣшенность и заброшенность; но он не мог забыть привычек к трудовой и дѣятельной жизни, нажитых за целые 50 лѣтъ служенія, и немудрено, если новая обстановка зашгатом ежеминутно напоминала ему о минувшей кипучей деятельности и тѣм еще болѣе удручала его каким то томленіем и неопредѣленностію. Про болезнь души своей, правда, он никому не говорилъ, а таил все въ глубине своего болезненного сердца, но тоска по монастырю была для всех очевидна, а раскаяние — зачѣм оставил он службу, зачѣм ушел в заштат не давали ему покоя ни днемъ, ни ночью, так что старец стал ждать смерти даже с радостію и нетерпеніемъ. 21-го февраля 1907 года в 3 1 / 2 часа по полудни Петр Иванович тихо скончался, окруженный близкими своими родными: сыномъ, зятьями и дочерями.
Первой заботой родных было— исполнить волю умершаго протоіерея Петра Ивановича— ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством архіепископом
Казанским Димитріем о дозволеніи тело почившаго перевезти в г. Свіяжскъ, куда он
стремился телом и душой. Милостивое и отеческое вниманіе Архипастыря к почившему,
знавшаго его и лично и чрез монахинь свіяжскаго монастыря, дозволило родным увезти
Петра Ивановича въ Свіяжскъ, чтобы здесь его и похоронить. Архипастырское дозволеніе
отвести почившаго протоіерея в Свіяжск и похоронить его в оградѣ Свіяжскаго собора
как раз совпало с искренним желаніем Петра Ивановича похоронить его именно в ограде
собора, о чем он при жизни хлопотал у причта и соборнаго старосты. Желаніе почившаго в точности было исполнено, при Архипастырском содействіи, за что родные умершаго Петра Ивановича приносят горячую благодарность Владыке.
В Казани покойник оставался с 21 по 23-е февр. и казанское духовевство непрестанно
читало св. Евангеліе и служило панихиды по почившему протоіерею Петрѣ, за что родственники Петра Ивановича приносят –казанскому градскому духовенству самую
искреннюю благодарность, в особенности же о. протоіерею Георгіевской церкви Стефану
Городецкому за его теплую и сердечную рѣчь, произнесенную во время панихиды у
гроба почившаго.
23 февраля тѣло Петра Ивановича было привезено в г. Свіяжск в 3 часа пополудни.
Отзывчивое духовенство г. Свіяжска, а такие и сестры обители вышли встрѣтить своего
духовнаго отца с св. иконами и колокольнымъ звоном во всѣх градских церквахъ.
У подножія горы, на которой стоит г. Свіяжск печальная процессія встрѣтила гроб с
останками почившаго протоіерея Петра Ивановича; здесь –же была отслужена краткая
заупокойная литія. Сестры св. обители во главѣ с доброй, и внимательной своей матушкой игуменіей Павлой, поставили гроб в соборном храмѣ, гдѣ оо. діаконы
непрестанно читали св. Евангеліе, а сестры и почитательницы почившаго протоіерея с
12 часа ночи до утра читали псалтирь. 24 числа, послѣ всенощного бдѣнія соборнѣ была
отслужена панихида, а утромъ 25-го назначена заупокойная литургія, на которой
предположено было участіе в служеніи с о. архимандритом и о. протоіереем мЬстнаго
собора — священника г. Казани Смоленско-Варлаамской церквиГригорія Львова, казанскаго женскаго монастыря священника Петра Самуилова, мѣстнаго монастырскаго священника о. Красновидова и іеромонаха мужскаго монастыря г. Свіяжска о. Викентія. Прекрасное пѣніе божественной литургіи 25-го числа монахинями, под управлением о. діакона того же монастыря, тысячное стеченіе молящихся, переполнявших обширный прекрасный монастырскій храм , производило чудное и неотразимое впечатлѣніе. Было видно умилительное и молитвенное настроеніе молящихся и трепетное, можно сказать, состояние сестер обители, со слезами молящихся о упокоеніи своего незабвеннаго отца духовнаго, — все это возвышаю дивную картину величія священническаго отпѣванія.
Во время отпѣванія нѣкоторыми священниками, в томъ числѣ и іеромонахом Викентіемъ, были сказаны надгробные слова .

Известия по К Е № 19 за 1907 стр 544 -553
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1567
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2126
Некролог
Протоіерей В. А. Дмитриев

13 декабря 1907 г. скончался от чахотки протоіерей Маріинскаго посада, Казанской
губерніи, Василий Александрович Дмитриевъ. Уважаемаго и любимаго пастыря собрались
проводить до могилы почти всѣ его бывшіе пасомые, для пользы которых он работал
послѣднія двадцать дѣтъ, и бывшіе члены его благочинія. Торжественное погребеніе
было совершено 19 декабря при участіи одиннадцати священников и шести діаконовъ.
За литургіеи о. Тимяшевским (зятем умершаго) было произнесено слово „о высоте
пастырскаго служенія и о достоинствѣ прохождения этого служенія почившимъ".
Во время отпѣванія первую рѣчь произнес о. П. Васильевскій. Он охарактеризовал
почившаго, как такого пастыря, у котораго служебный долг был прежде всего и главнѣе всего: несмотря на свою болѣзпенность, о. Василій никогда не задерживал просителей, а тѣм болѣе никогда не отказывался от исполненін своих пастырских обязанностей; как благочинный, он относился всегда по отечески ко всѣм своим подчиненным!..
Затѣмъ, благочинный о. Некрасов в краткой рѣчи обрисовал почившаго, как добраго,
иногда строгаго, но всегда справедливого начальника. Третью рѣчь за отпѣваніем произнес старшій сын почившаго о. Симеон Дмитриев .
Это была прощальная рѣчь дѣтей с своим горячо любимым родителемъ. В ней, наряду
с горем дѣтей об утратѣ дорогого отца, ярко обрисовался нравственный облик почившаго.
Свою рѣчь о. Симеон закоичил такими словами: „Пусть никогда не заростает бурьяном
тропа к твоей незабвенной могилѣ! Пусть всегда живет среди всѣх знавших тебя добрая
память о тебѣ..!! „Господи; пріими в Твои святыя селенія эту кристально-чистую душу."!..
По окончаніи рѣчи, поклонившись праху почившаго отца, о. Симеон просил у него прощенія и молитв за себя и за всѣх дѣтей его.
Покойный о. протоіерей — сын діакона черемисскаго села Пертнур , Козмодемьянскаго
уѣзда. Первые годы его пастырского служенія прошли в русском селѣ того же уѣзда, в
7 верстах от родины. Он вступил на паству двадцати одного года и прослужил сорок семь
лѣт.
Желаніе о. Василія поработать родному селу исполнилось только чрез 18 лѣтъ.
Здѣсь о. Василій священствовал девять лѣтъ. В бытность в этом селѣ Высокопреосвященнѣйшаго Палладія, он обратил на себя архипастырское вниманіе
прекрасной постановкой преподавания Закона Божія в Пертнурском 2-хъ классном
Министерском училищѣ, а на слѣдующій годъ был переведен с повышением в Маріинскій посадъ, гдѣ почившій прослужил двадцать лѣтъ, неся послѣднее время (около 9 лет ) обязанности благочиннаго, Всюду, гдѣ только ни служил о. Василий , он оставлял по себѣ самыя добрыя воспоминанія.
Строгій к себѣ, суровый на вид, он имел самое доброе, отзывчивое сердце. Как благочинный, о. Василий снискал любовь всѣх подчиненных своей честностью и справедливостью, и, при введеніи в нашей епархіи института выборных благочинных , он почти единогласно был избран таковымъ.
Болѣзненный на видъ, всю жизнь страдавшій тяжелым удушливым кашлемъ, он был силен духом и строг в исполненіи своих обязанностей. Довольно многочисленный приходъ, законоучительство, благочиніе рѣдко давали ему минуты покоя и отдыха. Но он никогда не бѣжал от труда и не жаловался на него. Правда, послѣднее время он мечтал отдохнуть, отказавшись от службы; но этой мечтѣ не суждено было скоро осуществиться, так как на попеченіи о. Василія были еще два сына, образованіе которых требовало больших расходовъ.
И вот с устройством послѣдняго сына, о. Василій мог выполнить свое желаніе — отдохнуть. Но.... было уже поздно. Ослабѣвшій организмъ, подтачиваемый острым недугомъ-чахоткой, быстро стал разрушаться. Двадцатого сентября 1907 г. он отказался от службы, а тринадцатого декабря его уже не стало.
Спи же блаженным сном честный, неподкупный труженикъ, всю жизнь высоко несшій
знамя добраго пастыря! Ты честным исполненіем своего долга оставил вѣчную память
в сердцах всѣх знавшихъ тебя.


Известия по К Е № 3 за 1908 стр 100-102
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1567
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2126
Некролог
А. В. Белецкий и о. Ювеналий (Раменский)


Настоящій краткій очерк знакомит с жизнью и дѣятельностью недавно скончавшихся
весьма незаурядных людей — А. В. Белецкаго и о. иеромонаха Ювеналия, о
молитвенном поминовеніи которых Его Высокопреосвященствомъ, Высокопрео-
священнѣйшим Димитріемъ, сказано ( Известия по КЕ № 5 1908 г стр стр. 148- 149).
Алексей Викторович Белецкий — магистр ХХѴІ-го курса С.- Петербургской духовной академіи (1861 — 1865) — был выдающимся дѣятелем по народному образованію в Западном краѣ и энергичным охранителем русских интересов в
немъ.
Он был родом из Новгородской губерніи, сын священника, обучался в Новгородской
Духовной семинаріи. По окончаніи академическаго курса, 9 окт. 1865 г. был опредѣлен
преподавателем философских наук в Новгородскую духовную семинарію, а в 1868 г. был
перемещен на ту же должность в Петербургскую духовную семинарію. С введеніем новаго устава в 1869 г. в Петербургской духовной академіи Совѣтом оной(15авг.) он был избран на должность секретаря Совѣта и Правленія академіи. В то же время А. В. состоял преподавателем педагогики в Павловском институтѣ (с 1 февр 1869 г.), в Императорском воспитательном обществѣ благородных дѣвиц (съ 11 авг. 1870 г.) и в Маріинской женской гимназіи.
В 1873 г, он перешел на службу по Министерству Народноаго Просвѣщенія в Виленскій учебный округ и 25 авг. 1873 г. был назначен преподавателем русскаго языка в Полоцкую учительскую семинарію; в 1875 г. опредѣлен директором той же семинаріи; в 1882 г. (21 окт.) назначен на должность окружнаго инспектора Виленскаго округа, а в сентябрѣ 1889 г. на должность помощника попечителя того же, Виленскаго округа, на каковой должности состоял до 1906 г. Обладая прекрасным знаніемъ французскаго и нѣмецкаго языковъ, с отличною педагогическою подготовкою, А. В. обратил на себя особенное вниманіе попечителя, который командировал его в 1874 — 1876 г. от учебнаго округа за границу для ознакомленія с тамошними учительскими семинаріями. Свыше 30-лѣтняя служба А. В. Белецкаго в Западном крае весьма выдавалась по продолжительной и многоплодной дѣятельности , выразившейся в умѣлом и энергичном веденіи русскаго дѣла и насажденіи там русскаго просвѣщенія, русской народности и культуры. Его энергіи обязанъ устройством в Вильнѣ музей имени графа Михаила Николаевича Муравьева.
Литературная дѣятельность А. В. началась с академической скамьи и продолжалась до его кончины. (Подробнѣе см. А. С. Родосскій: Біографическій словарь студентов Петерб. духов, академіи. Спб. 1907 г. 58— 60 стр.) А. В. Белецкий был человѣк вѣрный, честный, умный и трудолюбивый, — он служил не за корысть, не за чины и ордена, — служил по внутреннему побужденію , призванію , для идеи, и идеальную службу запечатдѣлъ страдальческою кончиною.
В августѣ 1907 г. А. В. С церковно-религіозною цѣлію отправился в г. Гродно и попал
в момент злодѣйской попытки хулигана взорвать бомбой дом одного богача, — в это время случайно проходил Алексѣй Викторовичъ; он был сильно ранен осколкомъ и, промучавшись около 5 мѣсяцевъ, скончался 23 декабря 1907 г. — А. В, Бѣлецкій помѣщал немало статей, изслѣдованій и дѣловых отчетов в разных оффиціальных изданіях — свѣтских и духовныхъ; затѣм — с 1874 по 1899 год — им помѣщались дѣловыя статьи и отчеты в „Народной школѣ", „Циркулярах по Виленскому учебному округу", в „Литовских губернских и епархіальных Вѣдомостяхъ", в „Духѣ христіанина", „Странник " и друг, періодич. изданіяхъ.

Иеромонах Ювеналій, в миру Александр Иванович Раменский, сын священника Вологодской епархіи, обучался в Вологодской Духовной семинаріи, а затѣм в Московской Академіи; в 1865 г. он был назначен преподавателем Гражданской исторіи в Воронежскую духовную Семинарию .
По увольненіи от учительской должности, он служил въ.разных мѣстахъ на частной
службѣ, проживал в монастырях (преимущественно в родной губерніи) и свою многоскорбную, скитальческую жизнь закончил поступленіемъ в монашество и был
рукоположен в іеромонаха; к сожалѣнію, о. Ювеналій сломал ногу, ходил с костылемъ и
не мог совершать Богослуженіе. Из г. Углича было получено интересное письмо (в Казани
Арх. Д.), в коем описана подвижническая жизнь о. Ювеналія и его погребеніе: „Глубокоуважаемый, дорогой и добрый Батюшка, іеромонах Ювеналій, пишет П. У.,
тихо скончался 30 декабря в 9 часов вечера, проболел 5 дней. Он сподобился напутствія Св. Таинъ и Елеосвященія и пред самою смертію была прочитана отходная. О. Ювеналій предчувствовал свою близкую кончину и многим говорил о ней; когда заболѣлъ, он лег на постель и пропѣл себѣ „Святый Боже"... и „Вѣчную память". О. Ювеналій жил убого, в тѣсной келіи; спал обыкновенно на голых доскахъ, а под голову, вмѣсто подушки, клал дрова, говоря, что это ему полезно, и только во время его болѣзни на постель положено было нѣсколько сѣна; подвижническую свою жизнь он тщательно от всѣхъ, скрывалъ.
Все имущество его состояло из нѣскольких книг , газет и замѣток ; в келье его был простой старый деревянный стол и такой же стулъ. Он никогда не запирал своей убогой кельи и на замѣчаніе об этомъ, смѣясь' говорилъ: „будешь запирать (келью), невольно вспомнишь, что есть воры, а это тяжело".. Была у него одна ряса и до того ветхая, что положили его в чужой рясѣ; носил обыкновенно старенькую плисовую шапочку, жалованья он не получалъ, а если кто из почитателей давал ему, то о. Ювеналій или раздавал бѣднымъ, или же покупал назидательныя книжки, образки и раздавал монастырским богомольцамъ, преподавая им при сем любвеобильныя теплые назиданія. Высокообразованный, с оригинальнымъ складом ума, о. Ювеналій всѣм к нему обращавшимся, особенно скорбящимъ и испытывающим горе, преподавал разумные, сердечные совѣты, низводя своими молитвами благодатный мир на их души. Заботясь о душевном спасеніи ближних своих и всѣх вообще людей, онъ, несмотря на лица и ихъ положеніе в свѣтѣ, прямо (в глаза) и строго говорил им горькую правду, что многим не нравилось.
Он мало обращал внимания на и, из за желанія блага (добра) для другихъ, нерѣдко
оставался без обѣда, часто и в великіе праздники, когда забывали принести ему пищу из
трапезной, а иногда принесенное ему из монастырской трапезной раздавал другимъ.
Единому Богу извѣстна была его жизнь, и свои благочестивые подвиги он прикрывал юродствомъ о Христѣ. О. Ювеналія многіе считали одаренным от Бога даром прозрѣнія и многіе это испытали на себѣ (в томъ числѣ и я, замѣчаетъ г. П У.)... Но всегда его наставленія дышали великимъ смиреніем и великою любовію к Богу. Бѣдные, несчастные были его друзьями". В заключеніе письма г. П. У. горько сѣтует на настоятеля Угличскаго Покровскаго монастыря, архимандрита (имя коего не упоминается в письмѣ ). И всѣх нас (почитателей приснопамятнаго о. Ювеналія) о. Архимандрит лишил счастья присутствовать при погребеніи дорогого нашего отца и наставника, помолиться за упокой его любящей, чистой души и испросить у него послѣдняго благословенія. На другой день по кончинѣ о. Ювеналія (31 декабря) Угличане послали почтительное письмо къ о. архимандриту, прося его увѣдомить о днѣ погребенія в Бозѣ почившаго. Архимандрита грубо отвѣчал посланным из Углича, что и сам не знаетъ: „когда мнѣ будет время... и без них (т. е. Угличанъ) погребемъ"...
Во время выноса тѣла о. Ювеналія из кельи въ холодный монастырскій храм нѣкоторые
из братіи говорили, что отпѣваніе его тѣла будет 2 января. Но о. архимандрит почему-то распорядился совершить отпѣваніе тѣла о. Ювеналія 1-го января, на Новый годъ, послѣ ранней литургіи. о чем не вѣдала и монастырская братія, освѣдомленная о предстоящем погребеніи во время литургіи. Нѣкоторые изъ „меньших братій" послали в Углич почитателямъ о. Ювеналія извѣщеніе об отпѣваніи почитаемаго ими старца. Узнав о семъ, некоторые из Угличан без замедлевія отправились в Покровскій монастырь (отстоящій от Углича в 3-хъ верстахъ), но, прибыв в оный, узнали, что тѣло о. Ювеналія уже в землѣ. „Одинъ Богъ, замѣчаетъ П. У., знает нашу скорбь и обиду: Царица Небесная, избравшая это св. мѣсто (гдѣ обитель), да будет судьею о. архимандрита, коему она
вручила жезл управленія монастыремъ.
В этом одном (поступке архимандрита) ясно высказалось: какова была жизнь о. Ювеналія и что онъ, единственный ученый и замѣчательный проповѣдник терпѣл от настоятеля (вѣроятно, человѣка необразованнаго) и братіи"...
Письмо П. У. заканчивается такъ: „много, очень много слез прольется над могилой
о. Ювеналія! Уже и теперь заказан по нем сорокоустъ и каждый день совершаются панихиды, а в день его погребенія, одною бѣдною женщиною на своих плечахъ, был
принесен из Углича крест и поставлен на его могилу и этим исполнено желание почившаго, чтобы ни один день тѣло его не было бы без креста и непремѣнно деревяннаго, на каком был распят Господь"

Известия по К Е № 5 за 1908 стр 157- 161

---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1567
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2126
Некролог

ПАМЯТИ протоіерея Петра Иоанновича Смирнова


2 декабря І906 г. скончался в селеніи Армавиръ, Кубанской области, бывшій Ректор
Вятской духовной семинаріи, протоіерей Петр Иоаннович Смирновъ. Покойный
недолго служил в Вяткѣ, всего три года, но в своих питомцах оставил по себѣ добрую
и даже благоговѣйную память.
( о .Смирнов преподавал словесность в Казанской духовной семинаріи с 1875 г. по
1885 г. и оставил здѣсь-о себѣ добрую память, как об .отличном преподавателе )
О. Петр был необыкновенно живой и красивый по наружности, с голубыми проницательными глазами, с черными волнистыми кудрями, с сильнымъ, звучнымъ,
обаятельным голосомъ. Еще лучше была душа почившаго. Он обладал свѣтлым вѣрующим умомъ, закаленной в тяжкихъ испытаніях волей, глубоколюбящимъ сердцемъ.
Но эта исключительность натуры была для него причиною многих скорбей и бѣдъ и даже
преждевременной смерти. Покойный служил в Казани, в Симферополѣ, въ Архангельскѣ,
в Каменецъ-Подольскѣ, в Вяткѣ, в Ставрополѣ Кавказскомъ, и вездѣ жизнь его слагалась
прискорбно.
Прямой и стойкій в своих убѣжденіяхъ, чуждый низкопоклонства и угодливости, не
умѣвшій вступать в нечистыя сдѣлки со своей совѣстью. о. Петр прежде всего встрѣчал
врагов себѣ тамъ, гдѣ с чужимъ убѣжденіемъ не считаются, гдѣ любят лесть и поклоны,
гдѣ нерѣдко приходится кривить душою. Оттого, будучи дивным проповѣдником слова
Божія, дивным служителемъ Алтаря, самоотверженным вдохновеннымъ воспитателем
и глубоким администратором онъ, по собственному его выраженію, „всю жизнь прошел
без привѣта, как вѣчный изгнанникъ".
Такова уж видно судьба даровитых людей. Настоящая замѣтка имѣет цѣлью воспроизвести свѣтлый образ о. Петра , как воспитателя. О. Петр отличался строгостью
к себѣ и к питомцамъ. Сам он работал без устали, вставал рано, ложился послѣ полуночи,
давая лишь иногда себѣ небольшой отдых в послѣобѣденное время. Он с выдающимся
вниманіемъ входил в жизнь воспитанниковъ, всѣх знал по именам и фамиліям и очень скоро улавливал душевный склад каждаго из нихъ, так что воспитанники нерѣдко поражались этимъ.
Особенное значеніе о. Петр првдавал сочиненіямъ, который он у всѣхъ воспитанников
тщательно прочитывал и дѣлал на них свои замѣтки. И как бывало он радовался и восхищался, когда попадало ему талантливое, умное сочиненіе семинариста. Он обнимал и цѣловал маленькаго писателя, стараясь въ то же время сдѣлать все, чтобы святая искра не погасла, а возгорѣлась в юном ея носителѣ.
Суровость о. Петра была отеческая и скоро сменялась нѣжной любовью. Стоило
воспитаннику, хотя бы самому злому, проявить что-нибудь симпатичное, о. ректор
готов ему все зло простить и полюбить его, „И злых я любилъ, говорилъ о. Петръ,
уѣзжая изъ Вятки, о! какой тяжкой мукой терзалась душа, не умѣя помочь, не зная, какими путями внести к ним и свѣтъ и тепло в ихъ душевну ночь".
С особенно горячим участіемъ относился о. Петр к сиротам и дѣтямъ пьяниц и к
болящим воспитанникамъ. Он старался быть для них истиннымъ отцомъ. Бѣдным давалъ
денег на нужды, заводил одежду, подчасъ содержал на свой счетъ. В больницу ходил часто, утѣшалъ, ободрял больныхъ, молился за нихъ у Престола , приносил свои книги для чтенія, посылал кушанья со своего стола, еду нарочно больнымъ готовила кушанья его супруга. Как человѣк талантливый, о. Петр любил и поощрял всячески занятія воспитанников искусствами и нерѣдко сам занимался с ними музыкой, пѣніемъ, живописью.
Много заботился он о развитии в питомцахъ патріотизма, для чего устраивалъ чтенія и, будучи замѣчательным лекторомъ, производпл неотразимое впечатлѣніе, особенно когда читал свои вдохновенныя стихи.
О. Петр тщательно хранил списки всѣхъ своих воспитанниковъ, часто брал их с собою
в церковь и поминал у Престола дорогих духовныхъ дѣтей своихъ. Любил о. Петръ дарить воспитанникамъ книги — свои проповѣди, стихотворенія, портреты и всегда с какой-либо задушевной надписью. Любил он также переписываться со своими бывшими учениками, и переписка эта носитъ самый задушевный характеръ. За годъ до смерти о. Петр оставил духовно-учебную службу и был протоіереем въ селеніи Армавиръ, Кубанской области, гдѣ в погребен у алтаря церкви во имя Казанской Божіей Матери.
Покойный любил изливать свою многоскорбную душу в пламенной молитвѣ к Богоматери и вот под сѣнью Ея храма удостоился почивать на вѣки. О. Петръ умер от сильнаго нервнаго переутомленія и от болѣзни сердца.
Перед смертью он нѣсколько дней был как бы в забытьѣ и много спалъ, но во снѣ все бредил бесѣдами с питомцами, уговаривая их не зарывать талантовъ, любить всепрощая и беззавѣтно и служить в жизни лишь добру и правдѣ: видно дороги и близки –его сердцу были всѣ эти Колюшки, Сашурки и прочіе, как –часто называлъ он воспитанниковъ.
Почивай с миром от трудов и скорбей, вдохновенный Божій работникъ!
Ты подвигомъ добрымъ всю жизнь подвизался, праведно скончалъ теченіе свое и
соблюл вѣру живую спасительную и в сонмы питомцевъ ее вдохнулъ. Теперь да дастъ
тебѣ вѣнецъ Господь, Праведный Судія! Да даст вѣнецъ сугубо славный за то, что ты, яко добръ воин Христовъ, зло пострадал за истину! Да сбудутся на тебѣ слова Господни: „иже сотворитъ и научитъ, сей велій наречется въ царствіи небесномъ"!
Хоронили о. Петра шесть священниковъ, два діакона, три псаломщика — всѣ его
воспитанники, за исключеніемъ одного. Да еще участвовал в погребеніи армянскій
священникъ, уважавшій покойнаго. На могилѣ о. Петра стоит простой деревянный крестъ, водруженный собственноручно однимъ прихожаниномъ.
Так скромно кончил свой путь земной этотъ замѣчательный человѣкъ. Послѣ покойнаго
остались жена и дочь без всякихъ средствъ, на небольшой лишь пенсіи. О. Петр был
безкорыстный человѣкъ и усердный исполнитель словъ Писанія: „блаженнѣе даяти, нежели пріимати". Питомцы и почитатели почившаго! Не пожелаете-ли принять участіе в сооруженіи памятника на его могилѣ? Можете обратиться со своим взносом к священнику завода Шурмы, Уржумскаго уѣзда, Сергію Акишеву, который исполнит ваше желаніе.

Благодарю Бога за такого воспитателя ученвк С. Акишев

Известия по К Е № 21 за 1908 г стр 650- 654

---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1567
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2126
Некролог

Протоиерей К. С. Меньшиков



22 августа 1907 года, на 59 году жизни, скончался протоіерей Софійскаго, гор.
Лаишева, собора Константин Семенович Менышиков.
О. Константин — сын священника — родился в селѣ Аксубаевѣ, Чистопольскаго уѣзда; По окончаніи курса в Казанской духовной семинаріи в 1870 г., был опредѣленъ в тот же годъ псаломщиком к Богоявленской, г. Казани, церкви, а 1872 года 31 мая рукоположен к Знаменской церкви села Пановки, Лаишевскаго уѣзда, гдѣ с честію проходил пастырское служеніе до 1899 года, когда Епархіальною Властью, для пользы службы по должности наблюдателя церковных школ Лаишевскаго уѣзда, был назначен на настоящее мѣсто. Приход „ Пановка" , большой по количеству душъ, частью — с крещено –татарским населеніемъ, требовал от священника и неутомимой дѣятельности и особаго умѣнья воздѣйствовать на прихожанъ. Насколько покойный съумѣл удовлетворить этим требованіямъ, может свидѣтедьствовать тот фактъ, что и до сих пор прихожане села Пановки вспоминают с любовію и благодарностію об о. Константинѣ, и извѣстіе о его кончинѣ встрѣтили с искреннею скорбію.
Идейно настроенный, полный энергіи и силъ, о. Константинъ, поступив в Пановку, весь
отдался воздѣлыванію той нивы, которая была вручена ему Архипастыремъ. Покойный,
глубоко понимая, что долг истиннаго пастыря не ограничивается усерднымъ отправленіем церковнаго Богослуженія и аккуратнымъ исполненіем христіанских требъ, обратил серьезное вниманіе на пастырское учительство.
И какой задушевностью, какой ясностью мысли, глубиною чувства ипростотой дышали
его поученія — это знают только тѣ, которым приходилось их слышать. Будучи знатокомъ
и любителем пѣнія, о. Константинъ организовал при Пановской церкви хор пѣвчихъ, чтобы хорошим пѣніемъ больше привлекать в храм Божій своихъ пасомых и услаждать сердца молящихся. А какъ заботился покойный о благолепии церкви, и как радовался всякой болѣе или менѣе цѣнной вещи, жертвовавшейся на украшеніе его приходскаго храма!
Весьма серьезное вниманіе о. Константинъ обращал и на школьное образованіе дѣтей
своих прихожан. До него в его обширном приходѣ было только двѣ школы.
Грустно было доброму пастырю видѣть, что большая половина дѣтей его пасомыхъ, в
особенности дѣвочки — будущія матери и воспитательницы — остаются без образованія.
И вотъ, в пер вый же год своего священства, он открываетъ в своемъ домѣ женскую
школу, гдѣ, конечно, безвозмездно сам и учительствует и законоучительствуетъ; чрез нѣкоторое время его же стараніями открываются церковныя школы еще в трех приходскихъ деревняхъ. Широкое поле дѣятельности представлялъ Пановскій приходъ, но покойный о. протоіерей никогда и не думал покинуть удобренную им ниву и оставить возрожденный им к религіозной жизни приходъ, ибо сознавалъ, что пастырь на одном мѣстѣ служенія принесет болѣе пользы, чѣм на разныхъ. Поэтому тяжело было ему разставаться с Пановкой и переселяться в Лаишевъ.
Служа в Лаишевѣ, о. протоіерей ровно десять лѣт исполнял обязанности наблюдателя
Церковных школ уѣзда. Благодаря своей опытности и знакомству с системами и методами
обученія, он был авторитетным руководителемъ учащих и давал им цѣнные Совѣты и
указанія во всѣх вопросах школьнаго дѣла Пошатнувшееся здоровье о. Константина
заставило его в 1906 году подать прошеніе об увольненіи от должности наблюдателя.
Учительскій персонал церковных школ Лаишевскаго уѣзда съ грустью встрѣтилъ уход о. Константина и в благодарность за его опытное и доброе руководство поднес ему цѣнный золотой наперсный крестъ; совѣт же Бетьковской второклассной школы почтил о. протоіерея поднесеніем иконы св. Кирилла и Меѳодія „в знак признательности за разумное руководительство учебно- воспитательным дѣломъ в церковных школахъ , гуманное отечески – доброе отношеніе к учащим и сердечную доброту и любовь к дѣтямъ."
Но духовная связь о. Константина со школами и их дѣятелями не прекратилась и послѣ
этого: о. Константин вскорѣ же был назначен почетным членом Лаишевскаго Отдѣленія Епархіальнаго Училищнаго Совѣта и предсѣдателем онаго, в каковой должности оставался до смерти. Кромѣ отмѣченных обязанностей, о. Константин с 1888 г. по 1892 г. состоял депутатом от духовенства на Епархіальныхъ и Окружных Съѣздахъ; с 1888 же года по 1899 г.— слѣдователем по 3-му благочинническому округу Лаишевскаго уѣзда, и с 1904 г. до дня смерти — духовником 1-го благочинническаго округа того же уѣзда, депутатом на земских собраніяхъ с 1901 г., и членомъ Комитета общества трезвости и Лаишевской санитарно –исполнительной комиссіи с 1904 года.
Покойный о. протоіерей пользовался общим уваженіемъ не только со стороны духовенства и учителей церковных школ Лаишевскаго уѣзда, но и всѣх лицъ, его знавших . Обладая обширною памятью и имѣя за собою 35 лѣт пастырскаго опыта, он не отказывал обращающимся к нему священникам в совѣтѣ в недоумѣнных случаях пастырской практики. Будучи сам человѣкомъ честным и исполнительнымъ, он требовал того же и от подчиненныхъ. Вообще — справедливость, честность, доброжелательство, преследованіе общественной пользы — вот тѣ качества, которыя украшали о. Константина.
Отпѣваніе покойнаго было совершено 25 августа девятью священниками. За литургіей,
во время причащенія священно - служителей, произнес слово благочинный, священник
села Ошняка о. Владимир Соколовъ, а за отпѣваніемъ, послѣ 6-й пѣсни канона, — уѣздный наблюдатель, священник села Смолдѣярова Григорий Рождественский. Послѣ отпѣванія прах почившгаго был обнесен священниками вокруг храма и погребен в церковной оградѣ, с правой стороны Софійскаго собора.
Мир праху твоему неутомимый труженикъ на пастырскомъ и учительском поприщахъ!

Священник Григорий Рождественский

Известия по К Е № 22 за 1908 г стр 673- 676
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1567
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2126
Некролог
Заштатный священник села Архангельской слободы, Чистолольскаго уѣзда.
Василий Григорьевич Иовлев (1823- 7/01/1908 )

7-го января сего 1908 года а послѣ тяжкой, продолжавшейся полтора года, болѣзни скончался в Казанской клиникѣ заштатный священник с. Архангельской слободы
Василий Григорьевич Иовлев.
Покойный о. Василій был сын діакона г. Царевококшайска. Родился в 1823 г.; годы ученія
в училищѣ и семинаріи он провел под наблюденіемъ и нравствеиным воздѣйствіем своего
отца, который внушилъ любовь къ Богу и крѣпкую надежду на Него, любовь къ труду и честность в исполненіи своих обязанностей. С этим богатым наслѣдствомъ матеріально бѣднаго отца юный Василій Григорьевич и вступил в жизнь, полную невзгодъ, пред варительно похоронивъ своего дорогого родителя.
Смерть отца сильно повліяла на В. Григ — ча , он заболѣлъ тифом и пролежал в постели два мѣсяца. Оправившись от боли физической, он не мог скоро выбросить из сердца боль
нравственную, не мог забыть тяжелую утрату...
Чтобы хоть сколько нибудь забыться, успокоиться, он поступил учителем в Урясь-Учинское начальное училище, Мамадышскаго уѣзда, января 24 дня 1849 г., гдѣ и пробыл до 1855 г., отдав свои молодыя силы на пользу темнаго народа, на насажденіе в сердцах маленьких дѣтей разумнаго, добраго вѣчнаго...
Ознакомившись с жизнію, узнав ея свѣтлыя и темныя стороны, окрѣпнувъ физически и
нравственно, В. Гр-ч решил стать тѣмъ, к чему готовился в духовной школѣ и куда влекла
его религіозно-нравственная настроенность его души, воспитанной добрым отцомъ.
22 августа 1855 г. Епископом Чебоксарскимъ Никодимом он рукоположен во священника в с. Юкачи того же Мамадышскаго уѣзда, — и с этого года началась его
добрая пастырская дѣятельность.
С этого времени он стал нравоучительным , примѣрнымъ отцомъ своих дѣтей —
врученной ему Богомъ паствы. 8 лѣтъ он прожил въ с. Юкачахъ, а въ 1863 г. по прошенію, вслѣдствіе семейных обстоятельствъ, переведен в с. Архангельскую слободу,
гдѣ и прожилъ до конца своего пастырскаго служенія — 16-го марта 1907 г., когда по случаю тяжкой болѣзни вышел за штатъ. Тихо, не возвышая голоса, не возбуждая вниманія к себѣ окружающихъ, шел о. Василій со своей паствой тернистою дорогой пастырства, но ступал твердою ногою и так же вел и дѣтей своихъ, памятуя свой долг пред Богомъ и пред ними. Всю жизнь покойный учил своих пасомыхъ и в школѣ, и в храмѣ и в домахъ, стараясь сдѣлать их христіанами разумными, нравственно-честными.
С присущей ему ревностью и любовью он учил дѣтей в школѣ, как Урясь-Учинской,
Юкачинской. Так и в Архангельской. До открытія земской школы в Архангельской слободѣ о. Василий семь лѣт занимался безвозмездно с мальчиками на дому: вѣрил покойный в великое возрождающее значеніе грамоты для темнаго народа, зналъ, что доброе зерно, посѣянное на воспріимчивую дѣтскую душу, принесет плод добрый и обильный.
За усердное преподаваяіе Закона Божія он получил в 1888 г. благодарность и благословеніе отъ своего Архипастыря, Высокопреосвященнаго Павла, а за 25-лѣт-нее
занятіе в школѣ по Закону Божію награжден орденом Св. Анны 3 степени.
Такъ-же усердно и честно относился о. Василій и к пастырскому своему служенію,
неопустительно совершая служеніе Богу в храмѣ, непрестанно поучая народ свой; ни одно уклоненіе пасомыхъ в словѣ или в дѣлѣ от христіанской жизни и вѣры не проходило без его строгаго замѣчанія. Отлучек из прихода он не любилъ, развѣ только на один день: утром уѣдетъ, а вечором уже дома, — так что вся жизнь многолѣтняя его протекла среди дѣтей — прихожан и среди любимой им семьи.
Всю жизнь онъ, как маякъ, свѣтилъ своим прихожанамъ свѣтом добра, свѣтом глубокой
вѣры в Бога и доброй жизни. Вѣчная хвала ему за честное путеводительство! — Но не
всѣ пошли за ним — в этом ихъ вина. Немало заботился о. В. Гр —ч о построении и благоукрашеніи храма; его трудами построен в Архангельской слободѣ обширный трехпрестольный, красивый внутри и снаружи, каменный храм вмѣсто маленькаго храма деревяннаго.
Бѣдные прихожане не в силах были построить такой обширный ный храмъ, а нужда в
таковом ощущалась всѣми.
ВасилийГригорьевич принужден был отыскивать средства и вмѣстѣ с прихожанами
обратился за помощью к извѣстному в то время благотворителю— Елабужскому купцу
Д. И. Стахѣеву, на средства котораго с помощію прихожан и былъ выстроен храмъ.
Нужно было много заботъ, много дум и распорядительности , чтобы создать такой чудный — удобный и обширный храмъ, и при том в такой короткій срок — с 20 іюля
1870 г. до 21 сентября 1872 г.: 21 сентября 1872 г. в 4 ч. Пополудни в сводѣ купола, говорится в церковной лѣтописи, был положен священникомъ В – Иовлевым послѣдній камень, послѣ чего был отслужен благодарственный Господу Богу молебенъ за благополучное окончаніе стройки.
Четыре года продолжалась еще внутренняя и наружная отдѣлка храма, и 16 іюля. 1876 г. с благословенія Высокопреосвященнаго Антонія, Архіепископа Казанскаго, совершено было освященіе придѣла во имя Архистр. Божія Михаила.
Да будет храм этот великимъ, долголѣтнимъ памятником для прихожан о его строителѣ
— смиренном батюшкѣ В. Гр — че !
Как нравоучителенъ, кроток и заботливъ был о. Василій по отношенію к своему приходу, такъ-же добръ, ласков и попечителен был в кругу своей семьи. Вся многочисленная семья его (5 сыновей и 3 дочери ) находила в нем добраго. Искренняго
друга и вѣрнаго учителя жизни; всѣх старался он воспитать людьми добрыми, честными и всѣмъ дать нужное для жизни образованіе.
Много горя пришлось перенести В. Гр — чу, как отцу семьи, и его доброй матушкѣ;
денежная нужда при обученіи дѣтей тяготила их долгіе годы; но не падали они духомъ:
скромные в жизни, они съумѣли из малых доходовъ удѣлять необходимое на дѣтей и,
как добрые родители, дали всѣм сыновьям необходимое бразование: три сына их
кончили курс в дух. семи- наріи, один — в Казанской академіи и один — в ветеринарной
фельдшерской школѣ.
Поступили всѣ дѣти на мѣста служенія, и родители успокоились и стали жить, радуясь на дѣтей своих . Но великое семейное горе снова посѣщает о. Василія и матушку:
умирают одинъ за другимъ два сына, один — вдали от родителей, на мѣстѣ своего служенія в г. Екатеринбурге, другой, священник с. Чебоксарки, послѣ продолжительной
болѣзни в домѣ о. Василія, на глазах родителей. Тяжела и прискорбна была эта утрата для отцаи матери... по „такова воля Божія", сказали они со смнреніемъ сердца. Крѣпкій духом и здоровый тѣлом о. Василій неустанно и с любовью продолжал работать в пользу прихода и 22-го августа 1905 г. наступил день по.тувѣкового его пастырскаго служенія, а 8-го мая 1906 г. окружное духовенство собралось и почтило маститаго юбиляра, как пастыря и учителя.
Радостенъ, полон несказанной к Богу благодарности и внутренняго нравственнаго
удовлетворенія был юбиляръ. И высшее духовное начальство поощряло дѣятельность и служебные труды о. Василія: он награжден за свою полезную службу камилавкой, наперснымъ крестом от Св. Синода и орденом Св. Владиміра 3 ст.; но главною наградою для себя покойный считал все-таки внутреннее сознаніе честно исполненнаго пастырскаго долга, спокойствіе совѣсти.
Наступили и для о. Василія трудные, болѣзненные годы (ему было 82 г. в год
празднованія юбилея). Неожиданно пришла болѣзнь — трудная, продолжительная (ракъ
носа), которая продержала о. Василія на болѣзненномъ одрѣ полтора года и свела в
могилу.
Много слез пролито за это время болѣзни и самимъ о. Василіемъ и его любящей семьей.
Плакал о. Василій, что его. Всю жизнь прожившаго на свободѣ сельской природы,
заключили в тѣсныя стѣны больницы, разлучили с семьей, отняли от Божьяго дѣла.
Плакала и семья о. Василія , проводивши из своего тихаго семейнаго очага добраго любимаго отца. Дочери и младшій сынъ, Димитрій Васильевичъ, по очереди проводили дни и ночи у постели отца, стараясь всѣми возможными мѣрами уменьшить его горе, облегчить его болѣзнь.
Особенно много испытал за это время младший сын о. Василія — Димитрій. Не
имѣя возможности быть неотлучно при отцѣ, Димитрій Василъевич (он — учитель
Чистоп. Дух. уч.) нѣсколько раз посѣщал его в занятное для себя время, все лѣто 1907 г. провел съ нимъ; в присутствіи Д. В., дочери и старшаго сына, священника Клинической церкви, изстрадавшійся о. Василій закрыл свои глаза навѣки. Христіански приготовившись — исгювѣдавшись, пріобщившись Св. Таинъ, принявши таинство Елеопомазанія, примирившись со всѣми , тихо и безмятежно разстался о. Василій с земною жизнію.
Тяжело было смотрѣть на рыданіе и горе матушка и дочери покойнаго, когда они получили телеграмму о смерти любимаго ими мужа и отца.
В 5 ч. Утра 8-го января была отслужена панихида по усопілемъ въ присутствіи семьи
— -на дому, а въ 8 ч. Въ храмѣ. куда собрались учащіеся. Учительницы и нѣкоторые
прихожане, узнавшіе о смерти своего батюшки. По просьбѣ сыновей покойнаго, Его
Высокопреосвященство, Архіепископ Димитрій, разрѣшил перевезти тѣло покойнаго для отнѣванія из Казани в Архангельскую слободу, и 13-го января въ 1 ч. Дня прахъ почившаго был встрѣчен в верстѣ отъ села духовенствомъ и народомъ.
Встрѣчали: Благочинный свящ. А. Львовъ, сыновья покойнаго— свящ. Клинической церкви г. Казани Н. Иовлевъ, свящ. г. Уфы М. Иовлевъ, свящ. с. Ачей И. Степановъ и мѣстный священник М. Фоминъ, мѣстные о. діаконъ А. Гонинъ, псаломщик 1. Лебедевъ, хор пѣвчихъ и всѣ прихожане.
При встрѣчѣ была отслужена литія, а по приходѣ в храм — паннихида, служить которую пріѣхали еще два священника: с. Горшкова — С. Львов и с. Утяшкина — И; Сидоровъ.
На панихиду привели и болѣзненную матушку, которая полгода не видѣлась с покойнымъ. Пред панихидой о. благочинный в кратком словѣ передалъ прихожанам предсмертное завеіцаніе покойнаго о. Василія: как отецъ, всю жизнь заботившійся о дѣтяхъ, он просил передать имъ свои пожеланія — Быть дѣтьми послушными Богу и Церкви, во взаимныхъ отношеніяхъ добрыми и честными и всегда трезвыми. Мѣстный священникъ въ своей рѣчи, напомнив прихожанам об отеческой заботливости о них их покойнаго пастыря, внушал им доказать свою любовь к почившему выполненіемъ тѣх наставленій. Какія преподавал о. Василій, и постоянной молитвой об очищеніи его грѣховъ и упокоеніи его „идѣже присѣщаетъ свѣтъ лица Божія". При этомъ он возложил на гроб почившаго батюшки от прихожан красивый металлическій вѣнокъ, а от учащих и учащихся — икону Спасителя. Заупокойная литургія и отпѣваніе совершены 14 января. Литургію, кромѣ поименованныхъ свящеиниковъ, совершал свящ. с. Новошешминска Н. Мироносицкий и діакон пригор. Старошепшинска Заполъский.
За литургіей произнес поученіе свящ. М. Фоминъ. Пред отпѣваніем сказал слово свящ. Н. Мироносицкий, в которомъ, вспомнивъ покойнаго. Как примѣрнаго смиреннаго пастыря, указал на его труды в приходѣ и призывал прихожанъ всегда поминать его и молиться о спасеніи его души.
Прощальное доброе слово сказал своему бывшему настоятелю и мѣстный о. діаконъ. Послѣднее слово предъ прощаніемъ сказал о. М. Ѳоминъ на слова церковной пѣсни: „Пріидите, послѣднее цѣлованіе дадимъ, братіе, умершему". Он просил прихожанъ дать умершему цЬлованіе нелицемѣрное, искреннее, с забвеніемъ и прощеніемъ бывшему пастырю всѣхъ обидъ, если они были.
Послѣ прощанія гроб с тѣлом покойнаго был поднят священниками и в преднесеніи
хоругвей и иконъ, при стройном пѣніи мѣстным хором умилительнаго пѣснонѣнія
„Помощник и Покровитель", был обнесен вокруг храма и послѣ краткой литіи опущен
в могилу против алтаря лѣваго придѣла.
Этим закончилось земное странствованіе маститаго старца о. Василія Григорьевича Иовлева.
Подаждь, Господи, незабвенному долголѣтнему труженику на нивѣ Христовой высшую
радость во царствіи Твоемъ. Об этом наша искренняя и усердная к Богу молитва,
Села Архангельской слободы, Чистопольскаго уѣзда, священник Михаил Фоминъ.


Известия по К Е № 38 за 1908 г стр 1110- 1115
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
Лайк (1)
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1567
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2126
Некролог
Священник А. И. Березин (1854-1908)


5-го октября 1908 г от неизлечимой болѣзни— рака желудка, печени и кишечника
— скончался о. Афиноген Иванович Березинъ, священник Казанскаго Благовѣщенскаго
Каѳедральнаго собора и регент архіерейскаго хора.
Ужасная болѣзнь началась за 4 ,5 месяца ранѣе смерти. 15 мая открылась кровавая
рвота и съ того момента, несмотря на всѣ усилія медиковъ, жизнь о. Аѳиногеяа, как
зажженная свѣчка предъ иконой, стала быстро таять, пока наконец и совсѣмъ не погасла,
ярко вспыхнув в послѣдній раз в день св. Гурія и Варсонофія, Казанскихчудотворцевъ.
Вся жизнь этого добраго пастыря и честнаго человѣка протекла в постоянном упорномъ
трудѣ музыкальнаго и интеллектуальная самообразованія.
0. Аѳиноген — сын діакона с. Повадилова, Алатырскаго у., Симб. губ., родился 16 іюля 1854 года. Воспитаніе свое он получил въ Симбирской духовной семинаріи, гдѣ обнаружил особенную любовь к церковному пѣнію, все время состоя при архіерейскомъ хорѣ, сначала пѣвчнмъ, потом старшим архіерейскаго хора, обязанным слѣдить за интернатской жизнью пѣвчихъ-мальчиков в архіерейскомъ домѣ, и, наконецъ. Подрегентомъ хора.
По окончаніи образованія (іюня 27, 1874 г.), он стал в еще болѣе близкія отношенія к
хору и пробыл здѣсь почти три года.
7 іюля 1877 года Преосвященным Симбирским Ѳеоктистом опредѣленъ псаломщиком
в с. Беденьгу, Симб. у., а 20 ѳтого-же іюля перемѣщенъ к Симбирскому Каѳедральному
Троицкому собору. Не прошло и года (5 іюня 1878), как он рукоположен былъ во
діакона на штатную вакансію к тому же собору.
Еще чрез годъ (іюня 17, 1879 г.) мы уже видим о. Аѳиногена священником с. Пермисо,
Корсунскаго у., Симб. губ., а чрезъ два года (мая 13, 1881) свящ. с. Максимовки, Симб.
уѣзда.
Здѣсь о. Аѳиноген священствовал 11 лѣтъ. Все время своего пастырскаго служенія он
провел в непрерывных трудахъ: основал школу, в коей и был утвержден законоучителем (16 февраля 1886 г.), образовал хор и старался привить крестьянам добрые навыки.
Интересна одна подробность: когда о. Аѳиногенъ при«был в Максимовку, то в ней былъ
грамотный один только крестьянин (sic). Разумѣется, ревностное исполненіе о. Афиногеном пастырских обязанностей не могло не обратить на него вниманія Епархіальнаго начальства, и он «за ревностное исполненіе служебных обязанностей и весьма хорошее поведеніе»
17 декабря 1886 г. был награжден набедренникомъ, а через шесть лѣтъ (апрѣля 17,
1892 г.) переведен в гор. Симбирск законоучителем и учителемъ церковно-приходской школы при Воскресенской церкви. В слѣдующем году (10 октября 1893 г.) Епархіалъным начальствомъ ему предоставлены были уроки Закона Божия в учебной командѣ Сызранскаго батальона, а в августѣ (20) 1894 г. он был перемѣщенъ. Законоучителем и учителемъ церковно-приходской школы в конно-подгородной слободѣ г. Сим-бирска.
Успѣшное веденіе занятій в школѣ было, хотя и нескоро, награждено. 17 сентября 1897 г. о. Аеиноген Преосвящ. Никандром опредѣлен на штатное священническое мѣсто к Александро-Невской, что при тюремном замкѣ, церкви. Одно перечисленіе служебныхъ движеній о. Аѳиногена наглядно показываетъ, каких трудов стоило ему добиться священническаго мѣста в городѣ.
А для него это было существенно важно. Он очень любил музыку и пѣніе и его талант мог раскрыться лишь в соотвѣтствующей обстановкѣ. Епархіальное начальство, зная способности о. Аѳиногена, поручало ему веденіе пѣвческих курсов и в Симбирскѣ, и в Сызрани, и в Алатырѣ.
И вездѣ, гдѣ-бы ни был о. Аѳиногенъ, он оставлял о себѣ добрую память умѣлым веденіемъ дѣла, деликатнымъ обращеніемъ, мягкостью и открытостью характера, а главное, сквозившею во всѣх его занятіяхъ любовію к музыкѣ и церковному пѣнію.
Он был артист своего рода и не только регентовалъ, а иногда занимался и композиціей.
Послѣ него осталось нѣсколько этюдов церковныхъ песнопѣній, но о. Аѳиногенъ, как
человѣк чрезвычайно скромный, и не думал их обнародывать.
Начальство благодарило его за курсы, участники поднесли икону Спасителя и другіе
цѣнные дары, а духовенство Симбирска через 10 дней его городского священствованія
(28 сентября) предоставило ему уроки пѣнія в старших классах Симбирскаго епархіальнаго училища.
Честно и добросовѣстно относясь к исполненію своих обязанностей, о. Аѳиноген
мечтал всецѣло отдаться любимому дѣлу. Вскорѣ его желаніе исполнилось. 19 марта 1901
года он был опредѣлен на епархіальную службу в Казанскую епархию сверхштатным
священником Благовѣщенскаго каѳедральнаго собора и с утвеждением в должности
регента Архіерейскаго хора.
Завѣтная мечта о. Аѳиногена осуществилась, и он весь ушел в свою работу, занимаясь
церковнымъ-же пѣніем и в духовном училищѣ (с 13 августа 1901 г. до самой болѣзни)....
Епархіальное начальство, цѣня высокія знанія о. Аѳиногена и его педагогическій тактъ,
поручило ему прелодаваніе пѣнія на педагогических курсах для учителей и учительниц
церковно-приходских школъ.
Прекрасную постановку преподаванія и вполнѣ удовлетворительные результаты его
подлежащее начальство оценило благодарностью от Казанского Училищнаго Совѣта
от 24 сентября 1902 г., а благостный Казанскій Архипастырь за его труды по управленію архіерейским хоромъ в том же году 5 декабря наградил его фіолетовою скуфьею.
В этотъ-же годъ немного ранѣе (1 апрѣля) ему было предоставлено штатное священ-
ническое мѣсто в соборѣ. Іюня 13, 1905 г. Епархіальнымъ начальством он был утвержден
членом комиссіи для испытанія кандидатов на псаломщическія мѣста, а іюня 28, 1907 г.
Святѣйшим Синодомъ награжден камилавкою. И только что встал о. Аѳиноген на твердую почву, вполнѣ зарекомендовав себя пред Казанским Еиархіальным начальствомъ
и Казанским обществомъ, как неизлечимая болѣзнь унесла его преждевременно в могилу...
Ему было всего 54 года, но трудная жизнь подточила и без того болѣзненный организмъ!


Известия по К Е № 43 за 1908 г стр 1255- 1257 ,№ 44 за 1908 г стр 1292-1297
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1567
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2126
50- летній юбилей священно-служенія о. П. А. Болгарскаго

12 февраля 1908 г. духовенство второго округа Свіяжскаго уѣзда почтило маститаго
своего сослуживца и духовника священника села Воробьевки Петра Александровича
Болгарскаго, поднесеніем ему иконы Спасителя по поводу исполнившагося пятидесятилѣтняго служенія его в священном сане.
Настоящее торжество по благословенно Архипастыря надлежало исполнить еще в
минувшем году, но юбиляръ, вслѣдствіе тяжкой болѣзни своей супруги, просил духовен-
ство отложить чествованіе до ея выздоровленія. Бог не судил матушкѣ дожить до
юбилейнаго празднества, вслѣдствіе чего послѣднее было для о. Петра далеко неполным и по обстановкѣ довольно скромнымъ.
Чтобы много не безпокоить одинокаго старца, прибыли почтить его только четыре
священника из ближайшихъ селъ: мѣстный о. благочинный, села Утякова священник
Ф. М. Сретенский со своим о. діакономъ Б. Билетовымъ, села Косякова о. Ф. А. Симаковъ, села Панова о. Н. Е. Крылаев и села Бежбатман о. Н. П. Милоновъ. Торжество началось с утрени 12-го февраля. Утреню служил о. Н. Крылаев съ о. діакономъ Билетовымъ, а на литію и величаніе выходили о. благочинный и о.Симаков , божественную литургію совершал о. благочинный в сослуженіи тѣхъ-же священников и діакона, при довольно стройном пѣніи хора пѣвчихъ.
Виновникъ-же торжества, находясь в удрученномъ состояніи, вслѣдствіе недавней
утраты дорогой супруги и по разстройству здоровья, мог принять участіе только в
молебном пѣніи по литургіи. Это торжество привлекло в храмъ многих из прихожан
помолиться за своего пастыря-юбиляра.

Известия по К Е № 31 за 1908 г стр 942- 943
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1567
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2126
50-пѣтній юбилей службы о. А. С. Хотинского

4-го іюня 1907 года исполнилось 50 лѣтъ службы священника села Отаръ,
Козмодемьянскаго уѣзда, Андрея Степановича о. Хотинского.
На рапорт мѣстнаго о. благочиннаго, коим духовен ствомъ округа и прихожанами села
Отар испрашивалось разрѣшеніе торжественно почтить юбилей о. Хотинскаго, от 21 мая
1907 года за No 3326-мъ, послѣдовала такая резолюція в Бозѣ почившаго Высокопреосвященнѣй шаго Димитрія; „разрѣшается торжественно отпраздновать
50-ти лѣтній юбилей священника Андрея Степановича о. Хотинскаго с поднесеніем от духовенства 1-го окр. и от прихожан по иконѣ". О. Хотинскій в 1855 году вышел по
домашним обстоятельствам из 3-го класса Чебоксарскаго Духовнаго Училища и в том же
году поступил в Мѵроносицкій монастырь указным послушникомъ для нриготовленія к причетнической должности. Въ 1857 году 4 іюня опредѣлен на должность дьячка в село Семеновку Царевококшайскаго уѣзда. В 1862 году переведен в село Арино того же уѣзда. За хорошее пѣніе, чтеніе и примѣрное поведеніе рукоположен в 1883 году ноября 6 дня Архіепископом Палладіемъ на штатное дьяконское мѣсто в то же село. В 1891 году Высокопреосвященнѣйшим Павломъ опредѣлен и Преосвященнѣйшимъ Никаноромъ , Епископомъ Чебоксарским (нынѣ Архіепископъ Казанскій и Свіяжскій), рукоположен во священника в село Отары, гдѣ служит и до настоящаго времени.
О. Хотинскому пришлось поступить в новооткрытый приход и много потрудиться
здѣсь над устройством церкви, которая в настоящее время, благодаря его заботамъ, имѣетъ благолѣгшый видъ; о. Хотинскій много жертвовал на благоукрашеніе церкви и из своих собственных средствъ.
Днем юбилейнаго чествованія было избрано 17 іюля. Наканунѣ в 4 часа дня прибыли
в село Отары: старшій. Помощник благочиннаго 1-го округа Козьмодемьянскаго уѣзда
села Усолы священник о. Николаевъ, села Кулакова свя щенник о. Карамышевъ, села Арды священник о. Вадимов и діаконъ г. Козьмодемьянска , родной брат о. юбиляра,
о. Хотинскій. В 6 часовъ вечера начался благовѣстъ ко всенощному бдѣнію, которое было
отправлено прибывшими священнослужителями во главѣ съ юбиляромъ.
Полное освѣщеніе храма, небывалое в Отарахъ собраніе священно-служителей в бле-
стящих праздничных ризахъ, стройное и осмысленное пѣніе мѣстнаго смѣшаннаго хора из черемис — все это производило на молящихся глубокое впечатлѣніе. На другой день в
9 часов утра начался благовѣстъ к Литургіи, которую совершал сам юбиляр соборнѣ.
Во время Литургіи на юбилейное торжество прибыли еще священники: — с. Ценибекова- Емешова мѣстный благочинный о. Тавельский, с. Картукова о. Сретенский,
с. Малаго Сундыря о. Гурьевъ и с. Юльялы о. Семеновъ.
Послѣ Литургіи былотправлен молебзнъ св. муч. Андрею Стратилату, тезоименитому юбиляру святому. Пред молебном о. благочинный Тавельскій сказал юбиляру привѣтственную и прочувствованную рѣчь и поднес от духовенства округа икону Спасителя. На рѣчь о. благочиннаго юбиляр отвѣтилъ взволнованно и со слезами на глазахъ: я, недостойный іерей, говорил он между прочимъ, не заслуживаю таких похвал отъ васъ; прошу и молю васъ, помолитесь Господу Богу и Св. муч. Андрею Стратилату о моей грѣховности и здравіи , чтобы Они подкрѣпили мои старческія силы в сей жизни для унаслѣдованія царствія небеснаго". В концѣ молебна представитель прихода, крестьянин из черемис (лѣсопромышленникъ) Григорій Феодотович Осинов , прочитал от лица прихожан привѣтственный адресъ юбиляру.
В адресѣ между прочим говорилось: „Зная ревностное Ваше отношеніе к иснолненію
обязанностей по возложенному на вас священническому сану, мы, прихожане, за счастіе считаем для себя в сегоднешній знаменательный день поднести вам на добрую память и в знак нашей искренне — душевной признательности Вам Икону Казанской Божіей Матери, под Покровом которой да хранит Вас Всемогущій Господь Бог еще на многіе годы и да утѣпіит въ Вашем тяжком горѣ— в недавней потерѣ вами вашей матушки, Ираиды Иоакимовны."
О. юбиляръ, растроганный до глубины души, поблагодарил прихожан за ихъ теплое
привѣтствіе и подарокъ. Послѣ молебна и произнесенія соотвѣтствующихъ многолѣтій
и „вѣчной памяти" почившим Архипастырямъ, при которых юбиляр проходил свое служеніе, был совершен из церкви крестный ход в дом юбиляра с запрестольными свв.иконами. Дорога от святых ворот до дома была устлана травою. Около церковной ограды о. юбиляра ждала толпа прихожан с хлѣбом и солью, при поднесеніи которых крестьянином А. П. Тихомировым была сказана привѣтствеяная рѣчь. „Имѣемъ счастіе, говорил онъ, поздравить вас с исполнившимся пятидесятилѣтіемъ службы вашей; мы, ваши прихожане, старые и малые, на лицо присутствующее здѣсь, поздравляем и подносим вам от праведныхъ своих трудовъ бѣлый пшеничный, хлѣбъ; мы рады часто видѣть вас и слышать всегда из ваших устъ простыя проповѣди. Благодарить вас за ваши труды мы не находнмъ словъ; но отъ избытка сердца скажем простое русское спасибо за все ваше отношеніе к нам и желаем еще многіе и многіе годы трудиться на пользу нашего прихода и для спасенія наших душъ, а вашу матушку Ираиду Иоакимовну недавно скончавшуюся (6 мая), которая от своих щедротъ пожертвовала въ сію церковь серебряную Св. Чашу-потиръ, Господь Бог да вселитъ съ праведными в царствѣ небесномъ".
В домѣ о. юбиляра былъ отслужен еще молебенъ Спасителю и Казанской Божіей
Матери самим о. юбиляромъ, вмѣстѣ со всѣми прибывшими священнослужителями. По
окончаніи молитвы всѣмъ участникамъ торжества была предложена юбиляром скромная
трапеза.
Села Отар псаломщик Петр Тюленев

Известия по К Е № 31 за 1908г стр 939- 941
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1567
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2126
Редкий юбилей

В началѣ текущаго года в селѣ Шумкове, Лаишевскаго уѣзда , был торжественно
отпразднован 50-лѣтній юбилей службы старца-псаломщика А. О. Тюрлеминского.
В день юбилея в мѣстном храмѣ были торжественно совершены утреня, литургія и молебен о здравіи юбиляра в присутствіи многочисленных прихожан и постороннихъ лицъ.
На молебен прибыли: мѣстный благочинный о. В. П. Соколовъ, пять сосѣднихъ священниковъ, о. о. діаконы и псаломщики. Пред молебном о. благочинный обратился к
маститому юбиляру с рѣчью .
Священником с. Корноухова И. М. Егоровымъ была поднесена А. О. икона Божіей
Матери и прочитано привѣтствіе от бывшаго сослуживца юбиляра-священника Феодоровскаго монастыря, въ г. Казани, П. П. Афонскаго. В своем привѣтствіи о. Афонскій, между прочимъ, писалъ: „Не на видной ступени церковно-служебной лѣстницы стояли вы в теченіе полувѣка, — вы были только чтецом и пѣвцом церкви Божіей, но и в этом невысоком званіи своимъ служеніем вы сумѣли возвысить эту низшую степень церковной іерархіи, так многими уничижаемую, и тѣм самым справедливо подтвердили, что не мѣсто человѣка красить, а человѣк — место.
И этого вы достигли сознательным и искреннимъ отношеніем к исполнение своего долга.
Прямой служебной обязанностью вашей было чтеніе и пѣніе за службами Божіими. И то и другое всегда было благоговѣйное, выполняемо было вами сообразно с величіемъ и святостью Самого Бога. А ваше благочинное предстояніе при исполненіи служебных обязанностей было наглядным назидательным поученіемъ и для молящихся, как дому. Божіемъ подобает бытии христіанамъ.
Но вы не ограничивали этим свою деятельность. Вы были добрым и ревностным
помощником приходскому пастырю в спасительном его воздѣйствіи и на тѣх в приходѣ,
которые не от двора Церкви Христовой — на старообрядцевъ. Без васъ, по крайней мѣрѣ, я не имѣл бы отраднаго утѣшенія присоединить к Церкви Христовой тѣх из нихъ, об обращеніи которых в православіе и думать было нечего (разумѣю Афанасию Корсукову и Турова Иосифа)".
Послѣ этого обратился к юбиляру с речью представитель от прихода, церковный
староста крестьянин Алексѣй Абрашенковъ.
В заключеніе нѣсколько теплыхъ, сердечныхъ, отеческих слов было сказано юбиляру
маститым о. духовником округа свящ. П. С. Поликарповымъ. Совершеніем молебна с
произнесеніем соотвѣтствующих многолѣтій закончилось юбилейное торжество.
Священник Василий Троицкий.

Известия по КЕ № 19 за 19078 г стр 579-583

---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 36 37 38 39 40 * 41 42 43 44 ... 191 192 193 194 195 196 Вперед →
Вверх ⇈