Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Духовенство Казанской губернии


    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 36 37 38 39 40 * 41 42 43 44 ... 199 200 201 202 203 204 Вперед →
Модератор: -Stepan-
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1571
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2249
Некролог

ПАМЯТИ протоіерея Петра Иоанновича Смирнова


2 декабря І906 г. скончался в селеніи Армавиръ, Кубанской области, бывшій Ректор
Вятской духовной семинаріи, протоіерей Петр Иоаннович Смирновъ. Покойный
недолго служил в Вяткѣ, всего три года, но в своих питомцах оставил по себѣ добрую
и даже благоговѣйную память.
( о .Смирнов преподавал словесность в Казанской духовной семинаріи с 1875 г. по
1885 г. и оставил здѣсь-о себѣ добрую память, как об .отличном преподавателе )
О. Петр был необыкновенно живой и красивый по наружности, с голубыми проницательными глазами, с черными волнистыми кудрями, с сильнымъ, звучнымъ,
обаятельным голосомъ. Еще лучше была душа почившаго. Он обладал свѣтлым вѣрующим умомъ, закаленной в тяжкихъ испытаніях волей, глубоколюбящимъ сердцемъ.
Но эта исключительность натуры была для него причиною многих скорбей и бѣдъ и даже
преждевременной смерти. Покойный служил в Казани, в Симферополѣ, въ Архангельскѣ,
в Каменецъ-Подольскѣ, в Вяткѣ, в Ставрополѣ Кавказскомъ, и вездѣ жизнь его слагалась
прискорбно.
Прямой и стойкій в своих убѣжденіяхъ, чуждый низкопоклонства и угодливости, не
умѣвшій вступать в нечистыя сдѣлки со своей совѣстью. о. Петр прежде всего встрѣчал
врагов себѣ тамъ, гдѣ с чужимъ убѣжденіемъ не считаются, гдѣ любят лесть и поклоны,
гдѣ нерѣдко приходится кривить душою. Оттого, будучи дивным проповѣдником слова
Божія, дивным служителемъ Алтаря, самоотверженным вдохновеннымъ воспитателем
и глубоким администратором онъ, по собственному его выраженію, „всю жизнь прошел
без привѣта, как вѣчный изгнанникъ".
Такова уж видно судьба даровитых людей. Настоящая замѣтка имѣет цѣлью воспроизвести свѣтлый образ о. Петра , как воспитателя. О. Петр отличался строгостью
к себѣ и к питомцамъ. Сам он работал без устали, вставал рано, ложился послѣ полуночи,
давая лишь иногда себѣ небольшой отдых в послѣобѣденное время. Он с выдающимся
вниманіемъ входил в жизнь воспитанниковъ, всѣх знал по именам и фамиліям и очень скоро улавливал душевный склад каждаго из нихъ, так что воспитанники нерѣдко поражались этимъ.
Особенное значеніе о. Петр првдавал сочиненіямъ, который он у всѣхъ воспитанников
тщательно прочитывал и дѣлал на них свои замѣтки. И как бывало он радовался и восхищался, когда попадало ему талантливое, умное сочиненіе семинариста. Он обнимал и цѣловал маленькаго писателя, стараясь въ то же время сдѣлать все, чтобы святая искра не погасла, а возгорѣлась в юном ея носителѣ.
Суровость о. Петра была отеческая и скоро сменялась нѣжной любовью. Стоило
воспитаннику, хотя бы самому злому, проявить что-нибудь симпатичное, о. ректор
готов ему все зло простить и полюбить его, „И злых я любилъ, говорилъ о. Петръ,
уѣзжая изъ Вятки, о! какой тяжкой мукой терзалась душа, не умѣя помочь, не зная, какими путями внести к ним и свѣтъ и тепло в ихъ душевну ночь".
С особенно горячим участіемъ относился о. Петр к сиротам и дѣтямъ пьяниц и к
болящим воспитанникамъ. Он старался быть для них истиннымъ отцомъ. Бѣдным давалъ
денег на нужды, заводил одежду, подчасъ содержал на свой счетъ. В больницу ходил часто, утѣшалъ, ободрял больныхъ, молился за нихъ у Престола , приносил свои книги для чтенія, посылал кушанья со своего стола, еду нарочно больнымъ готовила кушанья его супруга. Как человѣк талантливый, о. Петр любил и поощрял всячески занятія воспитанников искусствами и нерѣдко сам занимался с ними музыкой, пѣніемъ, живописью.
Много заботился он о развитии в питомцахъ патріотизма, для чего устраивалъ чтенія и, будучи замѣчательным лекторомъ, производпл неотразимое впечатлѣніе, особенно когда читал свои вдохновенныя стихи.
О. Петр тщательно хранил списки всѣхъ своих воспитанниковъ, часто брал их с собою
в церковь и поминал у Престола дорогих духовныхъ дѣтей своихъ. Любил о. Петръ дарить воспитанникамъ книги — свои проповѣди, стихотворенія, портреты и всегда с какой-либо задушевной надписью. Любил он также переписываться со своими бывшими учениками, и переписка эта носитъ самый задушевный характеръ. За годъ до смерти о. Петр оставил духовно-учебную службу и был протоіереем въ селеніи Армавиръ, Кубанской области, гдѣ в погребен у алтаря церкви во имя Казанской Божіей Матери.
Покойный любил изливать свою многоскорбную душу в пламенной молитвѣ к Богоматери и вот под сѣнью Ея храма удостоился почивать на вѣки. О. Петръ умер от сильнаго нервнаго переутомленія и от болѣзни сердца.
Перед смертью он нѣсколько дней был как бы в забытьѣ и много спалъ, но во снѣ все бредил бесѣдами с питомцами, уговаривая их не зарывать талантовъ, любить всепрощая и беззавѣтно и служить в жизни лишь добру и правдѣ: видно дороги и близки –его сердцу были всѣ эти Колюшки, Сашурки и прочіе, как –часто называлъ он воспитанниковъ.
Почивай с миром от трудов и скорбей, вдохновенный Божій работникъ!
Ты подвигомъ добрымъ всю жизнь подвизался, праведно скончалъ теченіе свое и
соблюл вѣру живую спасительную и в сонмы питомцевъ ее вдохнулъ. Теперь да дастъ
тебѣ вѣнецъ Господь, Праведный Судія! Да даст вѣнецъ сугубо славный за то, что ты, яко добръ воин Христовъ, зло пострадал за истину! Да сбудутся на тебѣ слова Господни: „иже сотворитъ и научитъ, сей велій наречется въ царствіи небесномъ"!
Хоронили о. Петра шесть священниковъ, два діакона, три псаломщика — всѣ его
воспитанники, за исключеніемъ одного. Да еще участвовал в погребеніи армянскій
священникъ, уважавшій покойнаго. На могилѣ о. Петра стоит простой деревянный крестъ, водруженный собственноручно однимъ прихожаниномъ.
Так скромно кончил свой путь земной этотъ замѣчательный человѣкъ. Послѣ покойнаго
остались жена и дочь без всякихъ средствъ, на небольшой лишь пенсіи. О. Петр был
безкорыстный человѣкъ и усердный исполнитель словъ Писанія: „блаженнѣе даяти, нежели пріимати". Питомцы и почитатели почившаго! Не пожелаете-ли принять участіе в сооруженіи памятника на его могилѣ? Можете обратиться со своим взносом к священнику завода Шурмы, Уржумскаго уѣзда, Сергію Акишеву, который исполнит ваше желаніе.

Благодарю Бога за такого воспитателя ученвк С. Акишев

Известия по К Е № 21 за 1908 г стр 650- 654

---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1571
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2249
Некролог

Протоиерей К. С. Меньшиков



22 августа 1907 года, на 59 году жизни, скончался протоіерей Софійскаго, гор.
Лаишева, собора Константин Семенович Менышиков.
О. Константин — сын священника — родился в селѣ Аксубаевѣ, Чистопольскаго уѣзда; По окончаніи курса в Казанской духовной семинаріи в 1870 г., был опредѣленъ в тот же годъ псаломщиком к Богоявленской, г. Казани, церкви, а 1872 года 31 мая рукоположен к Знаменской церкви села Пановки, Лаишевскаго уѣзда, гдѣ с честію проходил пастырское служеніе до 1899 года, когда Епархіальною Властью, для пользы службы по должности наблюдателя церковных школ Лаишевскаго уѣзда, был назначен на настоящее мѣсто. Приход „ Пановка" , большой по количеству душъ, частью — с крещено –татарским населеніемъ, требовал от священника и неутомимой дѣятельности и особаго умѣнья воздѣйствовать на прихожанъ. Насколько покойный съумѣл удовлетворить этим требованіямъ, может свидѣтедьствовать тот фактъ, что и до сих пор прихожане села Пановки вспоминают с любовію и благодарностію об о. Константинѣ, и извѣстіе о его кончинѣ встрѣтили с искреннею скорбію.
Идейно настроенный, полный энергіи и силъ, о. Константинъ, поступив в Пановку, весь
отдался воздѣлыванію той нивы, которая была вручена ему Архипастыремъ. Покойный,
глубоко понимая, что долг истиннаго пастыря не ограничивается усерднымъ отправленіем церковнаго Богослуженія и аккуратнымъ исполненіем христіанских требъ, обратил серьезное вниманіе на пастырское учительство.
И какой задушевностью, какой ясностью мысли, глубиною чувства ипростотой дышали
его поученія — это знают только тѣ, которым приходилось их слышать. Будучи знатокомъ
и любителем пѣнія, о. Константинъ организовал при Пановской церкви хор пѣвчихъ, чтобы хорошим пѣніемъ больше привлекать в храм Божій своихъ пасомых и услаждать сердца молящихся. А какъ заботился покойный о благолепии церкви, и как радовался всякой болѣе или менѣе цѣнной вещи, жертвовавшейся на украшеніе его приходскаго храма!
Весьма серьезное вниманіе о. Константинъ обращал и на школьное образованіе дѣтей
своих прихожан. До него в его обширном приходѣ было только двѣ школы.
Грустно было доброму пастырю видѣть, что большая половина дѣтей его пасомыхъ, в
особенности дѣвочки — будущія матери и воспитательницы — остаются без образованія.
И вотъ, в пер вый же год своего священства, он открываетъ в своемъ домѣ женскую
школу, гдѣ, конечно, безвозмездно сам и учительствует и законоучительствуетъ; чрез нѣкоторое время его же стараніями открываются церковныя школы еще в трех приходскихъ деревняхъ. Широкое поле дѣятельности представлялъ Пановскій приходъ, но покойный о. протоіерей никогда и не думал покинуть удобренную им ниву и оставить возрожденный им к религіозной жизни приходъ, ибо сознавалъ, что пастырь на одном мѣстѣ служенія принесет болѣе пользы, чѣм на разныхъ. Поэтому тяжело было ему разставаться с Пановкой и переселяться в Лаишевъ.
Служа в Лаишевѣ, о. протоіерей ровно десять лѣт исполнял обязанности наблюдателя
Церковных школ уѣзда. Благодаря своей опытности и знакомству с системами и методами
обученія, он был авторитетным руководителемъ учащих и давал им цѣнные Совѣты и
указанія во всѣх вопросах школьнаго дѣла Пошатнувшееся здоровье о. Константина
заставило его в 1906 году подать прошеніе об увольненіи от должности наблюдателя.
Учительскій персонал церковных школ Лаишевскаго уѣзда съ грустью встрѣтилъ уход о. Константина и в благодарность за его опытное и доброе руководство поднес ему цѣнный золотой наперсный крестъ; совѣт же Бетьковской второклассной школы почтил о. протоіерея поднесеніем иконы св. Кирилла и Меѳодія „в знак признательности за разумное руководительство учебно- воспитательным дѣломъ в церковных школахъ , гуманное отечески – доброе отношеніе к учащим и сердечную доброту и любовь к дѣтямъ."
Но духовная связь о. Константина со школами и их дѣятелями не прекратилась и послѣ
этого: о. Константин вскорѣ же был назначен почетным членом Лаишевскаго Отдѣленія Епархіальнаго Училищнаго Совѣта и предсѣдателем онаго, в каковой должности оставался до смерти. Кромѣ отмѣченных обязанностей, о. Константин с 1888 г. по 1892 г. состоял депутатом от духовенства на Епархіальныхъ и Окружных Съѣздахъ; с 1888 же года по 1899 г.— слѣдователем по 3-му благочинническому округу Лаишевскаго уѣзда, и с 1904 г. до дня смерти — духовником 1-го благочинническаго округа того же уѣзда, депутатом на земских собраніяхъ с 1901 г., и членомъ Комитета общества трезвости и Лаишевской санитарно –исполнительной комиссіи с 1904 года.
Покойный о. протоіерей пользовался общим уваженіемъ не только со стороны духовенства и учителей церковных школ Лаишевскаго уѣзда, но и всѣх лицъ, его знавших . Обладая обширною памятью и имѣя за собою 35 лѣт пастырскаго опыта, он не отказывал обращающимся к нему священникам в совѣтѣ в недоумѣнных случаях пастырской практики. Будучи сам человѣкомъ честным и исполнительнымъ, он требовал того же и от подчиненныхъ. Вообще — справедливость, честность, доброжелательство, преследованіе общественной пользы — вот тѣ качества, которыя украшали о. Константина.
Отпѣваніе покойнаго было совершено 25 августа девятью священниками. За литургіей,
во время причащенія священно - служителей, произнес слово благочинный, священник
села Ошняка о. Владимир Соколовъ, а за отпѣваніемъ, послѣ 6-й пѣсни канона, — уѣздный наблюдатель, священник села Смолдѣярова Григорий Рождественский. Послѣ отпѣванія прах почившгаго был обнесен священниками вокруг храма и погребен в церковной оградѣ, с правой стороны Софійскаго собора.
Мир праху твоему неутомимый труженикъ на пастырскомъ и учительском поприщахъ!

Священник Григорий Рождественский

Известия по К Е № 22 за 1908 г стр 673- 676
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1571
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2249
Некролог
Заштатный священник села Архангельской слободы, Чистолольскаго уѣзда.
Василий Григорьевич Иовлев (1823- 7/01/1908 )

7-го января сего 1908 года а послѣ тяжкой, продолжавшейся полтора года, болѣзни скончался в Казанской клиникѣ заштатный священник с. Архангельской слободы
Василий Григорьевич Иовлев.
Покойный о. Василій был сын діакона г. Царевококшайска. Родился в 1823 г.; годы ученія
в училищѣ и семинаріи он провел под наблюденіемъ и нравствеиным воздѣйствіем своего
отца, который внушилъ любовь къ Богу и крѣпкую надежду на Него, любовь къ труду и честность в исполненіи своих обязанностей. С этим богатым наслѣдствомъ матеріально бѣднаго отца юный Василій Григорьевич и вступил в жизнь, полную невзгодъ, пред варительно похоронивъ своего дорогого родителя.
Смерть отца сильно повліяла на В. Григ — ча , он заболѣлъ тифом и пролежал в постели два мѣсяца. Оправившись от боли физической, он не мог скоро выбросить из сердца боль
нравственную, не мог забыть тяжелую утрату...
Чтобы хоть сколько нибудь забыться, успокоиться, он поступил учителем в Урясь-Учинское начальное училище, Мамадышскаго уѣзда, января 24 дня 1849 г., гдѣ и пробыл до 1855 г., отдав свои молодыя силы на пользу темнаго народа, на насажденіе в сердцах маленьких дѣтей разумнаго, добраго вѣчнаго...
Ознакомившись с жизнію, узнав ея свѣтлыя и темныя стороны, окрѣпнувъ физически и
нравственно, В. Гр-ч решил стать тѣмъ, к чему готовился в духовной школѣ и куда влекла
его религіозно-нравственная настроенность его души, воспитанной добрым отцомъ.
22 августа 1855 г. Епископом Чебоксарскимъ Никодимом он рукоположен во священника в с. Юкачи того же Мамадышскаго уѣзда, — и с этого года началась его
добрая пастырская дѣятельность.
С этого времени он стал нравоучительным , примѣрнымъ отцомъ своих дѣтей —
врученной ему Богомъ паствы. 8 лѣтъ он прожил въ с. Юкачахъ, а въ 1863 г. по прошенію, вслѣдствіе семейных обстоятельствъ, переведен в с. Архангельскую слободу,
гдѣ и прожилъ до конца своего пастырскаго служенія — 16-го марта 1907 г., когда по случаю тяжкой болѣзни вышел за штатъ. Тихо, не возвышая голоса, не возбуждая вниманія к себѣ окружающихъ, шел о. Василій со своей паствой тернистою дорогой пастырства, но ступал твердою ногою и так же вел и дѣтей своихъ, памятуя свой долг пред Богомъ и пред ними. Всю жизнь покойный учил своих пасомыхъ и в школѣ, и в храмѣ и в домахъ, стараясь сдѣлать их христіанами разумными, нравственно-честными.
С присущей ему ревностью и любовью он учил дѣтей в школѣ, как Урясь-Учинской,
Юкачинской. Так и в Архангельской. До открытія земской школы в Архангельской слободѣ о. Василий семь лѣт занимался безвозмездно с мальчиками на дому: вѣрил покойный в великое возрождающее значеніе грамоты для темнаго народа, зналъ, что доброе зерно, посѣянное на воспріимчивую дѣтскую душу, принесет плод добрый и обильный.
За усердное преподаваяіе Закона Божія он получил в 1888 г. благодарность и благословеніе отъ своего Архипастыря, Высокопреосвященнаго Павла, а за 25-лѣт-нее
занятіе в школѣ по Закону Божію награжден орденом Св. Анны 3 степени.
Такъ-же усердно и честно относился о. Василій и к пастырскому своему служенію,
неопустительно совершая служеніе Богу в храмѣ, непрестанно поучая народ свой; ни одно уклоненіе пасомыхъ в словѣ или в дѣлѣ от христіанской жизни и вѣры не проходило без его строгаго замѣчанія. Отлучек из прихода он не любилъ, развѣ только на один день: утром уѣдетъ, а вечором уже дома, — так что вся жизнь многолѣтняя его протекла среди дѣтей — прихожан и среди любимой им семьи.
Всю жизнь онъ, как маякъ, свѣтилъ своим прихожанамъ свѣтом добра, свѣтом глубокой
вѣры в Бога и доброй жизни. Вѣчная хвала ему за честное путеводительство! — Но не
всѣ пошли за ним — в этом ихъ вина. Немало заботился о. В. Гр —ч о построении и благоукрашеніи храма; его трудами построен в Архангельской слободѣ обширный трехпрестольный, красивый внутри и снаружи, каменный храм вмѣсто маленькаго храма деревяннаго.
Бѣдные прихожане не в силах были построить такой обширный ный храмъ, а нужда в
таковом ощущалась всѣми.
ВасилийГригорьевич принужден был отыскивать средства и вмѣстѣ с прихожанами
обратился за помощью к извѣстному в то время благотворителю— Елабужскому купцу
Д. И. Стахѣеву, на средства котораго с помощію прихожан и былъ выстроен храмъ.
Нужно было много заботъ, много дум и распорядительности , чтобы создать такой чудный — удобный и обширный храмъ, и при том в такой короткій срок — с 20 іюля
1870 г. до 21 сентября 1872 г.: 21 сентября 1872 г. в 4 ч. Пополудни в сводѣ купола, говорится в церковной лѣтописи, был положен священникомъ В – Иовлевым послѣдній камень, послѣ чего был отслужен благодарственный Господу Богу молебенъ за благополучное окончаніе стройки.
Четыре года продолжалась еще внутренняя и наружная отдѣлка храма, и 16 іюля. 1876 г. с благословенія Высокопреосвященнаго Антонія, Архіепископа Казанскаго, совершено было освященіе придѣла во имя Архистр. Божія Михаила.
Да будет храм этот великимъ, долголѣтнимъ памятником для прихожан о его строителѣ
— смиренном батюшкѣ В. Гр — че !
Как нравоучителенъ, кроток и заботливъ был о. Василій по отношенію к своему приходу, такъ-же добръ, ласков и попечителен был в кругу своей семьи. Вся многочисленная семья его (5 сыновей и 3 дочери ) находила в нем добраго. Искренняго
друга и вѣрнаго учителя жизни; всѣх старался он воспитать людьми добрыми, честными и всѣмъ дать нужное для жизни образованіе.
Много горя пришлось перенести В. Гр — чу, как отцу семьи, и его доброй матушкѣ;
денежная нужда при обученіи дѣтей тяготила их долгіе годы; но не падали они духомъ:
скромные в жизни, они съумѣли из малых доходовъ удѣлять необходимое на дѣтей и,
как добрые родители, дали всѣм сыновьям необходимое бразование: три сына их
кончили курс в дух. семи- наріи, один — в Казанской академіи и один — в ветеринарной
фельдшерской школѣ.
Поступили всѣ дѣти на мѣста служенія, и родители успокоились и стали жить, радуясь на дѣтей своих . Но великое семейное горе снова посѣщает о. Василія и матушку:
умирают одинъ за другимъ два сына, один — вдали от родителей, на мѣстѣ своего служенія в г. Екатеринбурге, другой, священник с. Чебоксарки, послѣ продолжительной
болѣзни в домѣ о. Василія, на глазах родителей. Тяжела и прискорбна была эта утрата для отцаи матери... по „такова воля Божія", сказали они со смнреніемъ сердца. Крѣпкій духом и здоровый тѣлом о. Василій неустанно и с любовью продолжал работать в пользу прихода и 22-го августа 1905 г. наступил день по.тувѣкового его пастырскаго служенія, а 8-го мая 1906 г. окружное духовенство собралось и почтило маститаго юбиляра, как пастыря и учителя.
Радостенъ, полон несказанной к Богу благодарности и внутренняго нравственнаго
удовлетворенія был юбиляръ. И высшее духовное начальство поощряло дѣятельность и служебные труды о. Василія: он награжден за свою полезную службу камилавкой, наперснымъ крестом от Св. Синода и орденом Св. Владиміра 3 ст.; но главною наградою для себя покойный считал все-таки внутреннее сознаніе честно исполненнаго пастырскаго долга, спокойствіе совѣсти.
Наступили и для о. Василія трудные, болѣзненные годы (ему было 82 г. в год
празднованія юбилея). Неожиданно пришла болѣзнь — трудная, продолжительная (ракъ
носа), которая продержала о. Василія на болѣзненномъ одрѣ полтора года и свела в
могилу.
Много слез пролито за это время болѣзни и самимъ о. Василіемъ и его любящей семьей.
Плакал о. Василій, что его. Всю жизнь прожившаго на свободѣ сельской природы,
заключили в тѣсныя стѣны больницы, разлучили с семьей, отняли от Божьяго дѣла.
Плакала и семья о. Василія , проводивши из своего тихаго семейнаго очага добраго любимаго отца. Дочери и младшій сынъ, Димитрій Васильевичъ, по очереди проводили дни и ночи у постели отца, стараясь всѣми возможными мѣрами уменьшить его горе, облегчить его болѣзнь.
Особенно много испытал за это время младший сын о. Василія — Димитрій. Не
имѣя возможности быть неотлучно при отцѣ, Димитрій Василъевич (он — учитель
Чистоп. Дух. уч.) нѣсколько раз посѣщал его в занятное для себя время, все лѣто 1907 г. провел съ нимъ; в присутствіи Д. В., дочери и старшаго сына, священника Клинической церкви, изстрадавшійся о. Василій закрыл свои глаза навѣки. Христіански приготовившись — исгювѣдавшись, пріобщившись Св. Таинъ, принявши таинство Елеопомазанія, примирившись со всѣми , тихо и безмятежно разстался о. Василій с земною жизнію.
Тяжело было смотрѣть на рыданіе и горе матушка и дочери покойнаго, когда они получили телеграмму о смерти любимаго ими мужа и отца.
В 5 ч. Утра 8-го января была отслужена панихида по усопілемъ въ присутствіи семьи
— -на дому, а въ 8 ч. Въ храмѣ. куда собрались учащіеся. Учительницы и нѣкоторые
прихожане, узнавшіе о смерти своего батюшки. По просьбѣ сыновей покойнаго, Его
Высокопреосвященство, Архіепископ Димитрій, разрѣшил перевезти тѣло покойнаго для отнѣванія из Казани в Архангельскую слободу, и 13-го января въ 1 ч. Дня прахъ почившаго был встрѣчен в верстѣ отъ села духовенствомъ и народомъ.
Встрѣчали: Благочинный свящ. А. Львовъ, сыновья покойнаго— свящ. Клинической церкви г. Казани Н. Иовлевъ, свящ. г. Уфы М. Иовлевъ, свящ. с. Ачей И. Степановъ и мѣстный священник М. Фоминъ, мѣстные о. діаконъ А. Гонинъ, псаломщик 1. Лебедевъ, хор пѣвчихъ и всѣ прихожане.
При встрѣчѣ была отслужена литія, а по приходѣ в храм — паннихида, служить которую пріѣхали еще два священника: с. Горшкова — С. Львов и с. Утяшкина — И; Сидоровъ.
На панихиду привели и болѣзненную матушку, которая полгода не видѣлась с покойнымъ. Пред панихидой о. благочинный в кратком словѣ передалъ прихожанам предсмертное завеіцаніе покойнаго о. Василія: как отецъ, всю жизнь заботившійся о дѣтяхъ, он просил передать имъ свои пожеланія — Быть дѣтьми послушными Богу и Церкви, во взаимныхъ отношеніяхъ добрыми и честными и всегда трезвыми. Мѣстный священникъ въ своей рѣчи, напомнив прихожанам об отеческой заботливости о них их покойнаго пастыря, внушал им доказать свою любовь к почившему выполненіемъ тѣх наставленій. Какія преподавал о. Василій, и постоянной молитвой об очищеніи его грѣховъ и упокоеніи его „идѣже присѣщаетъ свѣтъ лица Божія". При этомъ он возложил на гроб почившаго батюшки от прихожан красивый металлическій вѣнокъ, а от учащих и учащихся — икону Спасителя. Заупокойная литургія и отпѣваніе совершены 14 января. Литургію, кромѣ поименованныхъ свящеиниковъ, совершал свящ. с. Новошешминска Н. Мироносицкий и діакон пригор. Старошепшинска Заполъский.
За литургіей произнес поученіе свящ. М. Фоминъ. Пред отпѣваніем сказал слово свящ. Н. Мироносицкий, в которомъ, вспомнивъ покойнаго. Как примѣрнаго смиреннаго пастыря, указал на его труды в приходѣ и призывал прихожанъ всегда поминать его и молиться о спасеніи его души.
Прощальное доброе слово сказал своему бывшему настоятелю и мѣстный о. діаконъ. Послѣднее слово предъ прощаніемъ сказал о. М. Ѳоминъ на слова церковной пѣсни: „Пріидите, послѣднее цѣлованіе дадимъ, братіе, умершему". Он просил прихожанъ дать умершему цЬлованіе нелицемѣрное, искреннее, с забвеніемъ и прощеніемъ бывшему пастырю всѣхъ обидъ, если они были.
Послѣ прощанія гроб с тѣлом покойнаго был поднят священниками и в преднесеніи
хоругвей и иконъ, при стройном пѣніи мѣстным хором умилительнаго пѣснонѣнія
„Помощник и Покровитель", был обнесен вокруг храма и послѣ краткой литіи опущен
в могилу против алтаря лѣваго придѣла.
Этим закончилось земное странствованіе маститаго старца о. Василія Григорьевича Иовлева.
Подаждь, Господи, незабвенному долголѣтнему труженику на нивѣ Христовой высшую
радость во царствіи Твоемъ. Об этом наша искренняя и усердная к Богу молитва,
Села Архангельской слободы, Чистопольскаго уѣзда, священник Михаил Фоминъ.


Известия по К Е № 38 за 1908 г стр 1110- 1115
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
Лайк (1)
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1571
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2249
Некролог
Священник А. И. Березин (1854-1908)


5-го октября 1908 г от неизлечимой болѣзни— рака желудка, печени и кишечника
— скончался о. Афиноген Иванович Березинъ, священник Казанскаго Благовѣщенскаго
Каѳедральнаго собора и регент архіерейскаго хора.
Ужасная болѣзнь началась за 4 ,5 месяца ранѣе смерти. 15 мая открылась кровавая
рвота и съ того момента, несмотря на всѣ усилія медиковъ, жизнь о. Аѳиногеяа, как
зажженная свѣчка предъ иконой, стала быстро таять, пока наконец и совсѣмъ не погасла,
ярко вспыхнув в послѣдній раз в день св. Гурія и Варсонофія, Казанскихчудотворцевъ.
Вся жизнь этого добраго пастыря и честнаго человѣка протекла в постоянном упорномъ
трудѣ музыкальнаго и интеллектуальная самообразованія.
0. Аѳиноген — сын діакона с. Повадилова, Алатырскаго у., Симб. губ., родился 16 іюля 1854 года. Воспитаніе свое он получил въ Симбирской духовной семинаріи, гдѣ обнаружил особенную любовь к церковному пѣнію, все время состоя при архіерейскомъ хорѣ, сначала пѣвчнмъ, потом старшим архіерейскаго хора, обязанным слѣдить за интернатской жизнью пѣвчихъ-мальчиков в архіерейскомъ домѣ, и, наконецъ. Подрегентомъ хора.
По окончаніи образованія (іюня 27, 1874 г.), он стал в еще болѣе близкія отношенія к
хору и пробыл здѣсь почти три года.
7 іюля 1877 года Преосвященным Симбирским Ѳеоктистом опредѣленъ псаломщиком
в с. Беденьгу, Симб. у., а 20 ѳтого-же іюля перемѣщенъ к Симбирскому Каѳедральному
Троицкому собору. Не прошло и года (5 іюня 1878), как он рукоположен былъ во
діакона на штатную вакансію к тому же собору.
Еще чрез годъ (іюня 17, 1879 г.) мы уже видим о. Аѳиногена священником с. Пермисо,
Корсунскаго у., Симб. губ., а чрезъ два года (мая 13, 1881) свящ. с. Максимовки, Симб.
уѣзда.
Здѣсь о. Аѳиноген священствовал 11 лѣтъ. Все время своего пастырскаго служенія он
провел в непрерывных трудахъ: основал школу, в коей и был утвержден законоучителем (16 февраля 1886 г.), образовал хор и старался привить крестьянам добрые навыки.
Интересна одна подробность: когда о. Аѳиногенъ при«был в Максимовку, то в ней былъ
грамотный один только крестьянин (sic). Разумѣется, ревностное исполненіе о. Афиногеном пастырских обязанностей не могло не обратить на него вниманія Епархіальнаго начальства, и он «за ревностное исполненіе служебных обязанностей и весьма хорошее поведеніе»
17 декабря 1886 г. был награжден набедренникомъ, а через шесть лѣтъ (апрѣля 17,
1892 г.) переведен в гор. Симбирск законоучителем и учителемъ церковно-приходской школы при Воскресенской церкви. В слѣдующем году (10 октября 1893 г.) Епархіалъным начальствомъ ему предоставлены были уроки Закона Божия в учебной командѣ Сызранскаго батальона, а в августѣ (20) 1894 г. он был перемѣщенъ. Законоучителем и учителемъ церковно-приходской школы в конно-подгородной слободѣ г. Сим-бирска.
Успѣшное веденіе занятій в школѣ было, хотя и нескоро, награждено. 17 сентября 1897 г. о. Аеиноген Преосвящ. Никандром опредѣлен на штатное священническое мѣсто к Александро-Невской, что при тюремном замкѣ, церкви. Одно перечисленіе служебныхъ движеній о. Аѳиногена наглядно показываетъ, каких трудов стоило ему добиться священническаго мѣста в городѣ.
А для него это было существенно важно. Он очень любил музыку и пѣніе и его талант мог раскрыться лишь в соотвѣтствующей обстановкѣ. Епархіальное начальство, зная способности о. Аѳиногена, поручало ему веденіе пѣвческих курсов и в Симбирскѣ, и в Сызрани, и в Алатырѣ.
И вездѣ, гдѣ-бы ни был о. Аѳиногенъ, он оставлял о себѣ добрую память умѣлым веденіемъ дѣла, деликатнымъ обращеніемъ, мягкостью и открытостью характера, а главное, сквозившею во всѣх его занятіяхъ любовію к музыкѣ и церковному пѣнію.
Он был артист своего рода и не только регентовалъ, а иногда занимался и композиціей.
Послѣ него осталось нѣсколько этюдов церковныхъ песнопѣній, но о. Аѳиногенъ, как
человѣк чрезвычайно скромный, и не думал их обнародывать.
Начальство благодарило его за курсы, участники поднесли икону Спасителя и другіе
цѣнные дары, а духовенство Симбирска через 10 дней его городского священствованія
(28 сентября) предоставило ему уроки пѣнія в старших классах Симбирскаго епархіальнаго училища.
Честно и добросовѣстно относясь к исполненію своих обязанностей, о. Аѳиноген
мечтал всецѣло отдаться любимому дѣлу. Вскорѣ его желаніе исполнилось. 19 марта 1901
года он был опредѣлен на епархіальную службу в Казанскую епархию сверхштатным
священником Благовѣщенскаго каѳедральнаго собора и с утвеждением в должности
регента Архіерейскаго хора.
Завѣтная мечта о. Аѳиногена осуществилась, и он весь ушел в свою работу, занимаясь
церковнымъ-же пѣніем и в духовном училищѣ (с 13 августа 1901 г. до самой болѣзни)....
Епархіальное начальство, цѣня высокія знанія о. Аѳиногена и его педагогическій тактъ,
поручило ему прелодаваніе пѣнія на педагогических курсах для учителей и учительниц
церковно-приходских школъ.
Прекрасную постановку преподаванія и вполнѣ удовлетворительные результаты его
подлежащее начальство оценило благодарностью от Казанского Училищнаго Совѣта
от 24 сентября 1902 г., а благостный Казанскій Архипастырь за его труды по управленію архіерейским хоромъ в том же году 5 декабря наградил его фіолетовою скуфьею.
В этотъ-же годъ немного ранѣе (1 апрѣля) ему было предоставлено штатное священ-
ническое мѣсто в соборѣ. Іюня 13, 1905 г. Епархіальнымъ начальством он был утвержден
членом комиссіи для испытанія кандидатов на псаломщическія мѣста, а іюня 28, 1907 г.
Святѣйшим Синодомъ награжден камилавкою. И только что встал о. Аѳиноген на твердую почву, вполнѣ зарекомендовав себя пред Казанским Еиархіальным начальствомъ
и Казанским обществомъ, как неизлечимая болѣзнь унесла его преждевременно в могилу...
Ему было всего 54 года, но трудная жизнь подточила и без того болѣзненный организмъ!


Известия по К Е № 43 за 1908 г стр 1255- 1257 ,№ 44 за 1908 г стр 1292-1297
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1571
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2249
50- летній юбилей священно-служенія о. П. А. Болгарскаго

12 февраля 1908 г. духовенство второго округа Свіяжскаго уѣзда почтило маститаго
своего сослуживца и духовника священника села Воробьевки Петра Александровича
Болгарскаго, поднесеніем ему иконы Спасителя по поводу исполнившагося пятидесятилѣтняго служенія его в священном сане.
Настоящее торжество по благословенно Архипастыря надлежало исполнить еще в
минувшем году, но юбиляръ, вслѣдствіе тяжкой болѣзни своей супруги, просил духовен-
ство отложить чествованіе до ея выздоровленія. Бог не судил матушкѣ дожить до
юбилейнаго празднества, вслѣдствіе чего послѣднее было для о. Петра далеко неполным и по обстановкѣ довольно скромнымъ.
Чтобы много не безпокоить одинокаго старца, прибыли почтить его только четыре
священника из ближайшихъ селъ: мѣстный о. благочинный, села Утякова священник
Ф. М. Сретенский со своим о. діакономъ Б. Билетовымъ, села Косякова о. Ф. А. Симаковъ, села Панова о. Н. Е. Крылаев и села Бежбатман о. Н. П. Милоновъ. Торжество началось с утрени 12-го февраля. Утреню служил о. Н. Крылаев съ о. діакономъ Билетовымъ, а на литію и величаніе выходили о. благочинный и о.Симаков , божественную литургію совершал о. благочинный в сослуженіи тѣхъ-же священников и діакона, при довольно стройном пѣніи хора пѣвчихъ.
Виновникъ-же торжества, находясь в удрученномъ состояніи, вслѣдствіе недавней
утраты дорогой супруги и по разстройству здоровья, мог принять участіе только в
молебном пѣніи по литургіи. Это торжество привлекло в храмъ многих из прихожан
помолиться за своего пастыря-юбиляра.

Известия по К Е № 31 за 1908 г стр 942- 943
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1571
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2249
50-пѣтній юбилей службы о. А. С. Хотинского

4-го іюня 1907 года исполнилось 50 лѣтъ службы священника села Отаръ,
Козмодемьянскаго уѣзда, Андрея Степановича о. Хотинского.
На рапорт мѣстнаго о. благочиннаго, коим духовен ствомъ округа и прихожанами села
Отар испрашивалось разрѣшеніе торжественно почтить юбилей о. Хотинскаго, от 21 мая
1907 года за No 3326-мъ, послѣдовала такая резолюція в Бозѣ почившаго Высокопреосвященнѣй шаго Димитрія; „разрѣшается торжественно отпраздновать
50-ти лѣтній юбилей священника Андрея Степановича о. Хотинскаго с поднесеніем от духовенства 1-го окр. и от прихожан по иконѣ". О. Хотинскій в 1855 году вышел по
домашним обстоятельствам из 3-го класса Чебоксарскаго Духовнаго Училища и в том же
году поступил в Мѵроносицкій монастырь указным послушникомъ для нриготовленія к причетнической должности. Въ 1857 году 4 іюня опредѣлен на должность дьячка в село Семеновку Царевококшайскаго уѣзда. В 1862 году переведен в село Арино того же уѣзда. За хорошее пѣніе, чтеніе и примѣрное поведеніе рукоположен в 1883 году ноября 6 дня Архіепископом Палладіемъ на штатное дьяконское мѣсто в то же село. В 1891 году Высокопреосвященнѣйшим Павломъ опредѣлен и Преосвященнѣйшимъ Никаноромъ , Епископомъ Чебоксарским (нынѣ Архіепископъ Казанскій и Свіяжскій), рукоположен во священника в село Отары, гдѣ служит и до настоящаго времени.
О. Хотинскому пришлось поступить в новооткрытый приход и много потрудиться
здѣсь над устройством церкви, которая в настоящее время, благодаря его заботамъ, имѣетъ благолѣгшый видъ; о. Хотинскій много жертвовал на благоукрашеніе церкви и из своих собственных средствъ.
Днем юбилейнаго чествованія было избрано 17 іюля. Наканунѣ в 4 часа дня прибыли
в село Отары: старшій. Помощник благочиннаго 1-го округа Козьмодемьянскаго уѣзда
села Усолы священник о. Николаевъ, села Кулакова свя щенник о. Карамышевъ, села Арды священник о. Вадимов и діаконъ г. Козьмодемьянска , родной брат о. юбиляра,
о. Хотинскій. В 6 часовъ вечера начался благовѣстъ ко всенощному бдѣнію, которое было
отправлено прибывшими священнослужителями во главѣ съ юбиляромъ.
Полное освѣщеніе храма, небывалое в Отарахъ собраніе священно-служителей в бле-
стящих праздничных ризахъ, стройное и осмысленное пѣніе мѣстнаго смѣшаннаго хора из черемис — все это производило на молящихся глубокое впечатлѣніе. На другой день в
9 часов утра начался благовѣстъ к Литургіи, которую совершал сам юбиляр соборнѣ.
Во время Литургіи на юбилейное торжество прибыли еще священники: — с. Ценибекова- Емешова мѣстный благочинный о. Тавельский, с. Картукова о. Сретенский,
с. Малаго Сундыря о. Гурьевъ и с. Юльялы о. Семеновъ.
Послѣ Литургіи былотправлен молебзнъ св. муч. Андрею Стратилату, тезоименитому юбиляру святому. Пред молебном о. благочинный Тавельскій сказал юбиляру привѣтственную и прочувствованную рѣчь и поднес от духовенства округа икону Спасителя. На рѣчь о. благочиннаго юбиляр отвѣтилъ взволнованно и со слезами на глазахъ: я, недостойный іерей, говорил он между прочимъ, не заслуживаю таких похвал отъ васъ; прошу и молю васъ, помолитесь Господу Богу и Св. муч. Андрею Стратилату о моей грѣховности и здравіи , чтобы Они подкрѣпили мои старческія силы в сей жизни для унаслѣдованія царствія небеснаго". В концѣ молебна представитель прихода, крестьянин из черемис (лѣсопромышленникъ) Григорій Феодотович Осинов , прочитал от лица прихожан привѣтственный адресъ юбиляру.
В адресѣ между прочим говорилось: „Зная ревностное Ваше отношеніе к иснолненію
обязанностей по возложенному на вас священническому сану, мы, прихожане, за счастіе считаем для себя в сегоднешній знаменательный день поднести вам на добрую память и в знак нашей искренне — душевной признательности Вам Икону Казанской Божіей Матери, под Покровом которой да хранит Вас Всемогущій Господь Бог еще на многіе годы и да утѣпіит въ Вашем тяжком горѣ— в недавней потерѣ вами вашей матушки, Ираиды Иоакимовны."
О. юбиляръ, растроганный до глубины души, поблагодарил прихожан за ихъ теплое
привѣтствіе и подарокъ. Послѣ молебна и произнесенія соотвѣтствующихъ многолѣтій
и „вѣчной памяти" почившим Архипастырямъ, при которых юбиляр проходил свое служеніе, был совершен из церкви крестный ход в дом юбиляра с запрестольными свв.иконами. Дорога от святых ворот до дома была устлана травою. Около церковной ограды о. юбиляра ждала толпа прихожан с хлѣбом и солью, при поднесеніи которых крестьянином А. П. Тихомировым была сказана привѣтствеяная рѣчь. „Имѣемъ счастіе, говорил онъ, поздравить вас с исполнившимся пятидесятилѣтіемъ службы вашей; мы, ваши прихожане, старые и малые, на лицо присутствующее здѣсь, поздравляем и подносим вам от праведныхъ своих трудовъ бѣлый пшеничный, хлѣбъ; мы рады часто видѣть вас и слышать всегда из ваших устъ простыя проповѣди. Благодарить вас за ваши труды мы не находнмъ словъ; но отъ избытка сердца скажем простое русское спасибо за все ваше отношеніе к нам и желаем еще многіе и многіе годы трудиться на пользу нашего прихода и для спасенія наших душъ, а вашу матушку Ираиду Иоакимовну недавно скончавшуюся (6 мая), которая от своих щедротъ пожертвовала въ сію церковь серебряную Св. Чашу-потиръ, Господь Бог да вселитъ съ праведными в царствѣ небесномъ".
В домѣ о. юбиляра былъ отслужен еще молебенъ Спасителю и Казанской Божіей
Матери самим о. юбиляромъ, вмѣстѣ со всѣми прибывшими священнослужителями. По
окончаніи молитвы всѣмъ участникамъ торжества была предложена юбиляром скромная
трапеза.
Села Отар псаломщик Петр Тюленев

Известия по К Е № 31 за 1908г стр 939- 941
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1571
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2249
Редкий юбилей

В началѣ текущаго года в селѣ Шумкове, Лаишевскаго уѣзда , был торжественно
отпразднован 50-лѣтній юбилей службы старца-псаломщика А. О. Тюрлеминского.
В день юбилея в мѣстном храмѣ были торжественно совершены утреня, литургія и молебен о здравіи юбиляра в присутствіи многочисленных прихожан и постороннихъ лицъ.
На молебен прибыли: мѣстный благочинный о. В. П. Соколовъ, пять сосѣднихъ священниковъ, о. о. діаконы и псаломщики. Пред молебном о. благочинный обратился к
маститому юбиляру с рѣчью .
Священником с. Корноухова И. М. Егоровымъ была поднесена А. О. икона Божіей
Матери и прочитано привѣтствіе от бывшаго сослуживца юбиляра-священника Феодоровскаго монастыря, въ г. Казани, П. П. Афонскаго. В своем привѣтствіи о. Афонскій, между прочимъ, писалъ: „Не на видной ступени церковно-служебной лѣстницы стояли вы в теченіе полувѣка, — вы были только чтецом и пѣвцом церкви Божіей, но и в этом невысоком званіи своимъ служеніем вы сумѣли возвысить эту низшую степень церковной іерархіи, так многими уничижаемую, и тѣм самым справедливо подтвердили, что не мѣсто человѣка красить, а человѣк — место.
И этого вы достигли сознательным и искреннимъ отношеніем к исполнение своего долга.
Прямой служебной обязанностью вашей было чтеніе и пѣніе за службами Божіими. И то и другое всегда было благоговѣйное, выполняемо было вами сообразно с величіемъ и святостью Самого Бога. А ваше благочинное предстояніе при исполненіи служебных обязанностей было наглядным назидательным поученіемъ и для молящихся, как дому. Божіемъ подобает бытии христіанамъ.
Но вы не ограничивали этим свою деятельность. Вы были добрым и ревностным
помощником приходскому пастырю в спасительном его воздѣйствіи и на тѣх в приходѣ,
которые не от двора Церкви Христовой — на старообрядцевъ. Без васъ, по крайней мѣрѣ, я не имѣл бы отраднаго утѣшенія присоединить к Церкви Христовой тѣх из нихъ, об обращеніи которых в православіе и думать было нечего (разумѣю Афанасию Корсукову и Турова Иосифа)".
Послѣ этого обратился к юбиляру с речью представитель от прихода, церковный
староста крестьянин Алексѣй Абрашенковъ.
В заключеніе нѣсколько теплыхъ, сердечныхъ, отеческих слов было сказано юбиляру
маститым о. духовником округа свящ. П. С. Поликарповымъ. Совершеніем молебна с
произнесеніем соотвѣтствующих многолѣтій закончилось юбилейное торжество.
Священник Василий Троицкий.

Известия по КЕ № 19 за 19078 г стр 579-583

---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1571
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2249
Чествованіе протоіерея Алексея Феодоровича Тихомирова старокрѳщеными татарами-прихожанами с. Арняш Мамадышского у.

24 ноября 1907 года въ селѣ Арняшахъ, Мамадышекаго уѣзда, совершилось рѣдкое,
единственное в своем родѣ, торжество поднесенія иконы Спасителя бывшему священнику этого села, нынѣ иротоіерею Троицкаго собора, г. Мамадышъ, о. Алексею Феодоровичу Тихомирову, от прихожан — старо- крещеныхъ татаръ.
А. Ф. русскій по происхожденію, и потому сочувственное отношеніе инородцев к его пастырской деятельности среди них заслуживаете особеннаго вниманія. А. Ѳ. Тихомиров по окончании семинарскаго курса в 1870 г. был опредѣлен священником в с . Урѣевы Челны, Лаишевскаго уѣзда , а в 1873 г. перемѣщен ко вновь открытой церкви села Арняш ; здѣсь то и протекла вся лучшая пора его жизни.
Если духовенству и в настоящее время нелегко жить в инородческих приходахъ и работать на мало-мальски уже воздѣланной почвѣ, то насколько труднѣе и отвѣтственнѣе
было работать здѣсь 35 лѣтъ назадъ, когда кругом Арняшъ шли массовыя отпаденія
крещеных татар в мухаммеданство, грозившія и новому Арняшскому приходу, гдѣ пришлось священствовать о. Алексѣю Феодоровичу. Требовалось немало такта и умѣнья, чтобы право править здѣсь слово истины. Как человѣкъ глубоковѣрующій и, слѣдовательно, про- чувствовавши — какое драгоцѣнное сокровище скрывается в православной вѣрѣ, сколько счастья дает она ея исповѣдникамъ, о. А. Ѳ. Всей своей пастырской дѣятельностью старался внедрить эти же чувства и в инородца: служилъ ли онъ в церкви — служил всегда с рѣдкимъ благоговѣніемъ и сосредоточенностію; исправлялъ ли требы в церкви или по приходу — все это дѣлал без всякой торопливости и пропусковъ; поучалъ ли, хотя бы то на русском языкѣ — все у него всегда выходило сердечно, благоговѣйно и авторитетно; и инородецъ, созерцая все это,невольно проникался настроеніем своего пастыря. Не преувеличивая можно сказать, что о. А. Ф. был для пасомых примѣромъ: „словомъ, житіемъ, духомъ, вѣрою и чистотою"
Примѣрное отношеніе о. А. Ф. к пастырским обязанностям и вызвало благодарный отклик к нему со стороны его бывшихъ прихожанъ. Заручившись милостивѣйшимъ архипастырскимъ разрѣшеніем на чествованіе о. А. Ѳ., священник села Арняш Е. Звѣздкинъ пригласил о. протоіерея в село Арняши на 24 ноября—престольный праздник в честь св. великомученицы Екат ерины, на каковой он и прибыл с своимъ сыномъ — священником Уфимской епархіи. Литургія въ день праздника была совершена о. протоіереемъ в сослуженіи священников В. Тихомирова и мѣстнаго Е. Звѣздкина.
На молебен присоединились священники, прибывшіе изъ сосѣднихъ селъ: Шеморбаш
и Урѣевыхъ Челновъ. В концѣ молебна представитель прихода — церковный староста,
старокрещенин Трофимъ Самсоновъ, поднес о. А Ѳ. Икону Спасителя, а священник
Евлампий Звездкин от имени прихожанъ привѣтствовалъ его рѣчью .

Известия по КЕ № 11 за 1908 г стр 353 - 355
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1571
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2249
Некролог

Протоіерей Константин Михайлов Каменский (1827 — 1906)


4 декабря прошлаго года в 11 ч. дня, окруженный дочерьми и внуками, тихо скончался
заштатный протоіерей с. Чуратчикова, Цивильскаго уѣзда, Казанской епархіи, Константин Михайлович о. Каменскій. Покойный родился в с. Янгильдинѣ, Козмодемьянскаго уѣзда,
Казанской епархіи, в 1827 г., 27 апрѣля. Сын бѣднаго родителя-пономаря, крайне необезаеченнаго, милостію Божію окончил курс в Казанской духовной семинарии с званіем студента в 1846 году, а в 1849 г. декабря 5-го дня рукоположея во священника, села Чуратчикова, гдѣ и прожил до самой своей смерти Таким образомъ о. Каменскій
все время своего священства (57 лѣтъ) не разставался с своей паствой ни при каких
обстоятельствахъ. Чрезвычайно рѣдкое явление ! Факт этот краснорѣчивѣе и убѣжденнѣе всякях слов говорит о высокой личности покойнаго и едва-ли нуждается в каких либо комментаріяхъ.
Дай Богъ, чтобы в возрожкденном и обновленномъ приходѣ, побольше было таких
пастырей, так беззаветно преданнихъ своему дѣлу и так сроднившихся с своей паствой!
Почившій пастырь, конечно, не нуждается теперь ни в каких похвалах за свою
деятельность, но для нашего назидания и чтобы воздать о. Константиау должное, мы, хоть
нѣсколько, охарактеризуем личность покойнаго о. протоіерея, богато одареннаго разнообразными дарованіями.
Любовь к учительству - вот характерная черта в пастырствѣ о. К. М. По окончаніи курса, будучи еще свѣтскнм юношей, К. М. отдался непосредственно любимому дѣлу и поступил учителемъ в с. Ишаки, Козмодемьянскаго уѣзда. Но эта нива не сдѣлалась жатвой К. М. По своем рукоположеніи во священвика, он должен был ѣхать к мѣсту своего новаго назначевія. Поселившись в Чуратчиковѣ, гдѣ не было школы, о. К — н кромѣ исполненія своихъ прямыхъ обязанностей учительства в храмѣ , не желал оставить и дѣтвору — чѵвашъ без обученія.
Его постоянной заботой была мысль о школѣ. Но уже тавов удѣлъ людской! Не сразу
создается все хорошее. А между тѣм в 1860 году Господь Бог посылаетъ на о. К. великое испытаніе: у него умирает любимая жена и оставляет ему трех дѣтей— малюток : болѣзненнаго мальчика 8 л. в двух дѣвочек 6 и 4-хъ лѣтъ.
Тяжелое то было время въ жизни о. К — на! Единственным его утѣшеніемъ, отрадой служитъ дорогая завѣтная мысль о школѣ. Прошло три года и о. К. на свои собствепныя средства в своем собствепном домѣ открывает народную школу, гдѣ с горячей душой и неослабѣвающей энергіей предается любимому дѣлу, состоя в одно и то же время и законоучителем и учителем до 1879 г., т. е. в прододжевіе цѣлых 14-ти лѣтъ.
Когда же школа, правильно поставленная, в названном году перешла в земство, о
К. –н оставил своего делания, до 1896 г. он нес на своих уже старѣющих раменахъ обязанности законоучителя. Затѣм до самаго юбилейнаго года своего пастырскаго служенія, т. е. до 1900 г. состоял завѣдующимъ церковно- приходскими школами Повар-Касинской и Перво-Тимирчеевской, ревностно наблюдая, чтобы его преподававіе в них велось на чистых основах — Православія, Самодержавія и Народности. И только в год юбилейный своего пастырства о. К. нашел возможным по
отношепію к учительству примѣнить к себѣ постановленіе Моисеева законодательства об отдыхѣ.
Прекрасно зная чувашскій язык , о. К. не затруднялся поучать своих прихожан и в церкви. Он знал недуги своего прихода, для него не были тайной грѣхи своих пасомых
и онъ, то обличалъ, то умолялъ, но несомненно... со всяким долготерпѣніем и ученіемъ.
Его личная жизнь всецѣло была посвящена приходу и храму. Духовное начальство, видя в нем пастыря добраго и вѣрнаго, не оставляло его своим милостивым вниманіемъ.
О. К — н имѣл всѣ награды, кои доступны сельскому іерею. А за свои свыше 25-ти
лѣтние труды (33 г.) по народному образованію Всемилостивѣйше сопричислен к ордену
Св. Анны 3-й степени. За попечительность о церкви и за отлично- исправное служеніе он
неоднократно получал благодарность Еиархіальнаго начальства со ввесеніемъ в формуляръ. За пожертвовавія на мѣстную церковь ему преподано было от Святѣйшаго
Синода Божье благословение...
. Такъ плодотворно и так мирно протекла жизнь уважаемаго пастыря. Были в жизни о. К. невзгоды и бури, но на сильный дух почившаго одѣ мало оказывали вліяяія.
В душѣ его царил постоянный внутренней глубокий покой в сознаніи честно
исполненнаго долга... Тихо и безболѣзненяо, в день памяти своей жены— Варвары,
скончался 79-лѣтній старецъ, прослуживши церкви Божіей 57 лѣтъ.
И что всего поучительнѣе! На нем в буквальномъ смыслѣ исполнились слова просительной эвтеніи: „христіанскія кончины".... Вот что говорилъ, между прочимъ, в своем глубоко-назидательнымъ поученіи о. протоіерей Цивильскаго собора А. П. Васильевскій: „за 12 дней до его блаженной кончины, я имѣл с покойным свиданіе и нашел его, хотя и немощным по тѣлу, носовершенно приготовленвымъ к исходу, напутствованнымъ благодатными таинствами св. покаянія, причащенія и елеосвященія. Наканунѣ своей христіанской кончины о. протоіерей восхотѣл в послѣдній раз причаститься св. Таин и побесѣдовать с священнослужителями.
В самый день кончины по желанію его была совершена божественная литургія, по
окончаніи которой о. духовник почившаго, не будучи предувѣдомлен об опасном положеніи старца, явился из сосѣдняго села для прочтенія священных молитв на исходъ души в, послѣдніе моменты его житія"...
Ко дню погребенія новопочившаго протоіерея, назначенному на 7 декабря, пріѣхало много священнослужителей. Наканунѣ дня погребенія у гроба старца соборне было
совершено всенощное бдѣніе по парастасу. День погребенія выдался тихій, ясный и немного морозный. По заунывно-печальному призыву полгелейнаго колокола, пріобрѣтеннаго о. К. на собственныя средства, собрались в храм Божій пастыри, чтобы отдать послѣдній долгъ почившему.
Все совершено было по указанію требника и гроб на руках пастырей был перенесен в
храм . Божественную заупокойную литургію совершал протоіерей Цивильскаго Троицкаго Собора благочинный А. П. о. Васильевский в сослуженіи мѣстнаго настоятеля А. П. Пчелова, зятя покойнаго свящ. Богоявленской ц. г. Казани Н. А. Боголюбова, свящ.
с. Сотникова, Чебокс. уѣз., В. Ив. Грекова, мѣстваго свящ. Н. М. Кондратьева и внука покойнаго В. П. Сокольскаго. На погребеніи кромѣ указанных лиц участвовали: духовник покойнаго свящ. с. Именева И. А. Троицкій, того-же села свящ. Е. А. Подобедовъ, свящ. с. Перво-Степанова Ив. Ив. Флоренцовъ, с.Воскресенских –Шигалей свящ. А. И. Эминентов и В. В. Варфоломеев . Из о.о. діаконов в служеніи литургіи и отпѣваніи участвовали:
— с. В.-Шигалей А. Д. Тихонравовъ, с. Именева Н. П. Бекреневъ, с. Гришина К. В.
Статиров и мѣстный діакон Селивановъ.

Известия по КЕ № 7 за 1907 стр 203-209
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1571
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2249
Некролог


В 7 часу вечера въ церкви окружнаго училища (женскаго) духовнаго вѣдомства в
присутствіи Архіепископа Димитрія, законоучителя священника Михаила Источникова
была отслужена заупокойная литія по внезапно умершему діаконѣ Петрѣ Ильинскомъ (Слушатель миссіонерскихъ курсов діакон Петр Ив. Ильинскій (родом из с. Игуменки. Тверской губерніи и уѣзда), до посгупленія на миссіонерскіе курсы был діаконом в с. Кезьмы Весьегонскаго уѣзда Тверской губериіи. Скончался от разрыва сердца внезапно в алтарѣ церкви казанскаго окружного училища духовнаго ведомства, по совершенін проскомидіи и пред началомъ литургіи (в воскресенье 28 января). Тѣло его было перенесено сначала в церковь св. муч. Кипріяна в Іустины, гдѣ совершались по нем панихиды, при участіи сотоварищей покойнаго, слушателей миссюнерских курсовъ, а затем — для отпѣванія (30 янв.) было перенесено в Преображенскій собор Спасскаго монастыря, в котором живутъ и обучаются курсисты.)
Послѣ литіи Высоконреосвященным была сказана краткая рѣчь воспитанницамъ
старшаго класса. Акт в залѣ духовнаго окружнаго училища для слушанія отчета
общества воспомоществованія бідным воспитанницам за истекщій 1907 годъ.


Известия по КЕ № 8 за 1907 стр 245-245
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 36 37 38 39 40 * 41 42 43 44 ... 199 200 201 202 203 204 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈