Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНФЕССИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ ХХ в. Ф. М. КУЛИЕВ

НЕ НАДО ЦИТИРОВАТЬ 3х-4х 5-ти ступенчатые диалоги! Отвечайте на конкретно заданный вопрос, пользуйтесь "кнопкой "ответить"!

Руга

Старинная форма обеспечения церковников

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 6 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
ABY
Светлая память!

ABY

Мои предки из Говенова
Сообщений: 1599
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1533
Изучая несколько лет своих предков церковников, не сталкивался с этим явлением – они окормляли монастырских и казенных крестьян. Но вот по прапрабабушкиной линии родня служила в приходах помещичьих – зачастую в ружных. Постараюсь здесь собрать разные формы руги, у разных владельцев за разные годы. Буду рад вашим добавлениям.

РУГА - жен., сиб. холщевая, вообще бедная одежонка (руба?).
| Руга (новогреч. или от корня ружить, вооружать, снабжать?) церковная земля и угодья, отведенные на содержанье всего причта; годичное содержанье попу и причту от прихода, деньгами, хлебом и припасами, по уговору или по положенью. Ныне руга, ружное ср. именно плата причту, особ. безземельному, в виде жалованья, и помощь хлебом от прихожан; но в вор. ругою зовут и пустошь, леваду, ненаселенную землю в частном владении. Ружная церковь, без земли, на руге. Ружная грамота, •стар. жалующая ругою. Ружный приговор, мирской, о наделении причта ругой. Руговые, ружные земли. Ружник муж. получающий ругу, состоящий на руге. Ружить кого, •стар. оделять ругою. Ружничий прил., •стар. ружный.
В. И. Даль

РУГА - выдававшееся в старину духовенству содержание натурой, т. е. припасами, хлебом в зерне и проч.; редко - деньгами.
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

РУГА - первоначально означала отсыпной хлеб, выдававшийся духовенству вместо жалованья. Русские князья часто посылали "милостыню" хлебом, солью, деньгами, воском и проч. из своей казны в монастыри, а последние, испросив грамоту великокняжескую, обращали эту милостыню в постоянную Р. Ко времени Стоглавого собора Р. пользовались очень многие монастыри, ввиду чего был возбужден собором вопрос об отнятии Р. от некоторых более богатых обителей. Однако, и к концу XVI в. в одном только Новгороде и его пятинах насчитывалось более 30 монастырей, пользовавшихся ружными деньгами. Денежная Р. была незначительна: во многие монастыри северо-восточной Руси отпускали от 1—4 руб., в некоторые — от 5 до 10 руб. и только в два или три — более 10 руб. Кроме монастырей, Р. из княжеской и государевой казны пользовались и некоторые городские церкви, в которые отпускалось или на церковный причт от 18 алтын до 13 руб., или на церковный обиход — от 3 до 19 руб. Были приходы, как сельские, так и городские, в которых сами прихожане назначали церковным причтам ежегодную Р., хлебом или деньгами, о чем и заключали с причтами "порядные записи". Церковь, получавшая Р., называлась ружной.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907

РУГА - жен. (греч. rhuga) (старин. церк.). Церковная земля или особая плата на содержание причта.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

РУГА - "сбор съестных припасов с крестьян священнику", арханг. (Подв.), "плата пастуху, церковному причту", олонецк. (Кулик.), "земельные угодья сельского духовенства" (Даль), укр. ру́га "церковное угодье", блр. ру́га (Станг, UР 145), др.-русск. руга "награда; плата; жалованье; церковное имущество" (Ант. Новгор. 173 и др.; см. Срезн. III, 184 и сл.), сербск.-цслав. руга "salarium". Отсюда ру́жная це́рковь "ц., построенная на общинной земле" (Желтов, ФЗ, 1876, вып. 1, 26). Заимств. из ср.-греч. ῥόγα "salarium", отглагольное производное от лат. rogāre (Г. Майер, Alb. Wb. 367 и сл.; Ngr. Stud. 3, 56), ср. Фасмер, Гр.-сл. эт. 168; Преобр. II, 221; Мi. LР 805; ЕW 282. Разграничение слов со знач. "награда" и "угодье" и сравнение последних с др.-исл. rеуkr "дым", алб. rеh "облако" (Лёвенталь, AfslPh 37, 382) неприемлемо. II ру́га II "холщовая, вообще бедная одежонка" (Даль). Вероятно, связано с руга́ть, с др. ступенью чередования – цслав. рѩгнѫти "зиять", т. е. "дырявое платье"; см. Мi. ЕW 276; Преобр. II, 221. Ошибочно Фасмер (Гр.-сл. эт. 168), где сближается с ру́га I. Маловероятна связь с руз "вид платья" (см.) и рвать (Агрель, BSlL. 48 и сл.).
Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964—1973.

Село Воронино Клинского уезда Мос. губ. 1822 г. (ЦИАМ, 203-210-398).
Княгиня Екатерина Осиповна Волконская.
Причт состоит издавна: священник, дьячек и пономарь.
Приходских дворов 119, в них душ мужеска пола 462, женска – 488.
Земли при сей церкви вообще как усадебной, так пашенной и сенокосной 33 десятины; на оную плана и межевой книги при церкви не имеется, а показана обще того села в вотчинном плане. Из оной земли священник своею частию не владеет, а получает по условию того села от вотчиницы княгини Волконской ежегодно ругу: ржи 10-ть, ячменю 5-ть, овса 5-ть четвертей, пшеницы 4 четверика, сенные покосы обрабатываются ея ж вотчиницы крестьянами. А дьячек с пономарем свою часть земли обрабатывают сами, от которых прихожан. Священник от руги, а дьячек и пономарь от земли имеют содержание порядочное.

Село Сабурово Дмитровского уезда Мос. губ. 1819 г. (ЦИАМ, 203-206-415).
Помещиков несколько.
Приходских 42 двора, в них душ мужеска пола 183, женска 229. Оное село приход разных помещиков.
Церковной пашенной и сенокосной земли отмежевано 37 десятин 875 квадратных сажень, план и межевые книги имеются в общем владении того села с помещиком Хотяинцовым, который оной землею владеет не всею, а десятина пахотной земли в поле, а в дву потомуж обрабатывается на оного священника оным помещиком так. И от помещика Воейкова священник в год получает руги 40-у ржи 5-ть ярового 5 четвертей и сенокосом как священник, так церковники также, и пашенною землею церковники владеют сами, от которых прихожан и руги также и от земли священноцерковнослужители содержание имеют посредственное. Священноцерковнослужители живут: священник в господских деревянных покоях, построенных вообще помещиками Хотянцовым и Воейковым на церковной усадебной земле, а дьячек в собственном своем доме деревянном, построенном на церковной усадебной земле.

Село Демьяново Клинского уезда Мос. губ. 1822 г. (ЦИАМ, 203-209-845).
Причта положено издавна священник и два причетника.
Приходских дворов 98, душ мужеска пола 386, женска 415. Земли при сей церкви усадебной одна десятина, пашенной и сенокосной 33 десятины, из которой на 20 десятин план и межевая книга имеются, а остальная показана в общем того села помещичьем плане. Из оной земли священник своею частью не владеет, а получает за нее от вотчинницы того села тайной советницы Варвары Марковны Мертваго ругу (прим.: от ее мужа генерал-майора Дмитрия Борисовича Мертваго в 1813 г. поступала такая же руга), а именно: ржи 10 четвертей, ячменя – 3, овса 12 четвертей, сена 50 копен готового, да сверх сего сенокосу на 45 копеек, из припасу 5 баранов, деньгами 50 рублей. А дьячек с пономарем свою часть обрабатывают сами.
Домы, у священника господский деревянный, а у причетников собственные деревянные на господской земле.
Содержание имеют священник от выше писанной помещицы порядочное, а причетники от земли и приходских дворов, средственное.

Село Спасское, Коркадиново тож, Клинского уезда Мос. губ. 1813 г. (ЦИАМ, 203-752-3257).
Приходских дворов 83, в них душ мужеска 342, женска пола 322, церковной пашенной и сенокосной земли 36 десятин, плана и межевой книги на оную землю при церкви не имеется, а показано в обще того села в вотчинном плане, священник частию своей земли не владеет, а получает по согласию от вотчинника асессора Сергея Павлова, сына Фонвизина ежегодно ругу, ржи 10 четвертей, ячменю 5 четвертей, круп грешневых 1 четверть, гуменного корму 5 овинов, сена 150 пуд, а дьячек и пономарь пользуются землею, от которых прихожан. А священник и от руги, дьячек с пономарем от показанной земли и содержание имеют нескудное.

Село Перемилово Дмитровского уезда Мос. губ. 1822 г. (ЦИАМ, 203-210-580).
Причта положено по штату издавна священник, дьячек и пономарь.
Приходских дворов 32, душ мужска пола 127, женска 121.
Земли усадебной, пашенной и сенокосной 34 десятины, а на оную план и межевая книга имеются и хранятся в церкви, из оной земли они священно-церковнослужители владеют сами сенокосом и по 2 десятины в каждом поле пашенной, а прочею владеет помещик Степан Степанович Апраксин, за которую они священно-церковнослужители от онаго помещика получают деньгами четыреста пятьдесят рублей.
Домы у священно-церковнослужителей господские, деревянные ветхие, у пономаря двор, сарай, житница и погреб собственный не на церковной усадебной земле, а церковная усадебная земля застроена крестьянами.
На содержание священно-церковнослужители другого постоянного оклада ниоткуда не получают кроме руги и прихожан.

ДОБАВЛЮ: из КВ о причте этого же прихода за 1831:
Вдовствующие и сиротствующие

Бывшего при сей церкви дьячка вдова Анисья Афонасьева живет в доме выше писанного дьячка, получая от помещицы за печение просфор 3 четверти ржи и 16 рублей денег.
Не готов это классифицировать как ругу. Однако, Анисья не просвирня, у нее нет указа-назначения на место. Как-то обошлись по-домашнему...


---
Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские
Лайк (1)
ABY
Светлая память!

ABY

Мои предки из Говенова
Сообщений: 1599
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1533
Пенсионная руга
(ЦИАМ, 203-752-3256)
1815 года октября… дня
Клинской округи села Спасского, что в Каркадинове помещик коллежский асессор Сергей Павлов сын Фонвизин дал сие условие онаго ж села Преображенской церкви престарелому и лишившемуся зрения священнику Герасиму Михайлову в том, что из уважения долговременной ево при церкви службы полагаю на пропитание ево ежегодно с будущего 1816-го года выдавать хлеба ржаного пять четвертей, ярового три четверти, а для продовольствия скота сена еровой и ржаной соломы получать ему священнику с моего господского двора потребное количество с тем, чтоб навоз был вывозим на мою господскую землю. И сие условие хранить свято и ненарушимо.
Клинский помещик коллежский асессор Сергей Павлов сын Фонвизин

Прим.: Герасиму Михайловичу было 68 лет, жил он вдвоем с попадьей. Видел его роспись вслепую - ужасное зрелище...
---
Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6575
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11458
Спасибо, Александр, за тему! smayli.ru/smile/molitva-16.html
С тем, насколько сложно находить обобщенную и 100%-но достоверную информацию о любых нюансах бытия духовного сословия, цены ей (теме) нет!
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
ssm

Н.Новгород
Сообщений: 505
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1067
А я, честно говоря, не вижу здесь ничего необычного. Регион у меня, видимо, нетипичный - Вологодская губерния.

Из клировой ведомости Киберской Спасской церкви за 1870 год:
6. Земли при сей церкви усадебной нет, а огородной в самом малом количестве, и выгоды от оной почти незначительны. Для пашенной и сенокосной земли хотя и отмежевана пятидесятинная пропорция в 1844 г., но за невысылкою плана и межевых книг, священноцерковнослужители оной не владеют, а пользуются издревле землею, добровольно данной от прихожан, пахотною до 6 десятин и сенокосной до 3 десятин. Всего у причта высевается на эту землю ржи 2 четверти и ячменя 4 четверти, пшеницы, овса, льну и конопля не высевается. В ... за сей год было у всех священноцерковнослужителей ржи 8 четвертей и ячменя 9 четвертей, полагая по местной цене ржи на 35 руб. и ячменя на 20 руб.80 коп. Весь этот хлеб употреблен причтом на свое продовольствие, в продажу же ничего не поступило. С сенокосной земли снято сена около 60 возов, по местной цене на 20 рублей и все оно употреблено оное для продовольствия собственного скота. Пустошей с лесом дровяным и строевым не имеется; дровами священноцерковнослужители пользуются из крестьянских дач; рыбных ловель и других угодий, приносящих доход причту и церкви, не имеется.
7. Дом у священника общественный, а у дьякона собственный, оба деревянные, построены на крестьянской земле, вблизи церкви. На содержание причта в 1854 г. положено штатное жалование 168 руб. с вычетом по 2% с рубля. Банковых билетов и других свидетельств, по которым можно было бы получать проценты в пользу церкви и причта, не имеется. В течении сего года в учрежденную при церкви братскую кружку за молебствия и поминовения на весь причт получено 95 руб. Руги по договорному акту, составленному в 1864 г. в присутствии местного Благочинного и Г.Помощника Окружного Начальника и хранящемуся в церковной ризнице, собрано на весь причт (с 875 ревиз.душ, по 10ф. С каждой) 218 пуд. 30 ф. Ржи, на сумму по местной цене 109 руб. 37 1/2 коп. По случаю праздников, Рождества Христова и Св.Пасхи за крестную славу собрано 57 руб. 32 коп. и печеным хлебом 90 пуд. на сумму 72 руб. 20 коп. Всех же вообще выгод с жалованием в сем году получено 574 руб. 33 1/2 коп.

Из летописи Палаузской Богородской церкви:
Священноцерковнослужители Палаузской Богородской церкви до 1854 года исключительно находились на попечении прихожан, на содержание их было дано прихожанами пахотной и сенокосной земли до 14 десятин, положено было также давать руги зерном до 7 четвертей. Положение руги до 1864 года было добровольное без всяких актов со стороны прихожан; но в сем году на сбор руги прихожане обязались письменным актом, по которому положено собирать руги по 30 фунт. с каждой ревизской души в приходе, каковой руги законно насбирается по количеству ревизских душ в приходе 21 четверть. К содержанию, получаемому от прихожан, с 1854 года положено от Правительства штатное жалование на причт 96 руб. в год.
---
Соколовы, Доброумовы, Усовы, Тарабукины, Заварины, Прокошевы, Копосовы - священнослужители Вологодской губернии
http://s-sokolov.ru
Торгашевы (с.Новоселки Лукояновский у. Нижег. губ.)
Тепловы, Камынины (с.Бар.Слобода Алатырский у. Симб.губ.)
Мурманчанин

Мурманчанин

Сообщений: 1242
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1081
В Архангельской епархии руга была обычным делом. В большинстве случаев выплачивалась деньгами (установленное количество копеек с души). В моем родном приходе в начале 19 века к деньгам добавлялись оленьи шкуры, а в середине 19 века каждый мужчина старше 7 лет должен был выплачивать причту по 7 фунтов озерной рыбы в год. С введением жалования ругу отменяли. Широко было распространено хождение с крестом по домам прихожан в праздники, во время которого те одаряли причт, кто чем может. Отношение духовенства к руге в начале 20 века было резко отрицательным. В губернской печати многократно раздавались призывы заменить ругу жалованием от казны, поскольку "крестьянские пятаки жгут руки". Проблема была еще в том, что в большинстве уездов губернии было невозможно земледелие, поэтому руга и жалование были единственным источником содержания духовенства. Население же, особенно инородческое, было очень бедным и вокруг уплаты руги постоянно возникали конфликты. В епархиальных ведомостях сообщалось, что семинаристы не идут в священники часто потому, что боятся этих унизительных сборов, без которых невозможно прожить и содержать семью.
---
Gutta cavat lapidem
ABY
Светлая память!

ABY

Мои предки из Говенова
Сообщений: 1599
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1533
СПАСИБО всем откликнувшимся!

ssm написал:
[q]
А я, честно говоря, не вижу здесь ничего необычного
[/q]

Сергей, так ничего необычного не было. Разве что, приведенная Вами цитата - просто замечательный образец статистической скрупулезности, с которой мне не доводилось сталкиваться в записях о руге в приходах Московской губернии. Дело в том, что по приходам подмосковья с паствой из государственных и монастырских крестьян, записи в КВ не то, что в сравнение с Вашей цитатой не идут, но даже и моим выпискам о руге уступают, формулируясь примерно так: 8. На содержание священно и церковнослужителей постоянного оклада не получается. Содержание их скудно. Или средственно, а реже: довольное...

ssm написал:
[q]
Регион у меня, видимо, нетипичный - Вологодская губерния
[/q]

Думаю, особенности региона накладывали свой отпечаток. В пятницу в описях фонда консистории наткнулся на дела с примерно таким названием: Реестр соборных, ружных и приходских храмов. Постараюсь их найти и здесь привести статистику соотношения этих типов церквей.

Анатолий Большаков, очень любопытные сведения!

Анатолий Большаков написал:
[q]
Широко было распространено хождение с крестом по домам прихожан в праздники, во время которого те одаряли причт, кто чем может.
[/q]

Мой прапра тоже ходил от Волоколамской Покровской церкви до поселений, отстоящих иногда в 8 верстах (телега точно не применялась), в неделю Рождества Христова и св. Богоявлений, но о "доходности" таких мероприятий не знаю - это из дела об его обвинении молоденького пономаря, который игнорировал эти походы, за что (+ иные проступки) консистория отправила его "под начал" на 4 месяца в местный монастырь.

Анатолий Большаков написал:
[q]
Отношение духовенства к руге в начале 20 века было резко отрицательным. В губернской печати многократно раздавались призывы заменить ругу жалованием от казны, поскольку "крестьянские пятаки жгут руки".
[/q]

Касательно ДОСТОЙНОГО жалования смотрите мое прикрепление (оно из ссылки, что ниже).

Анатолий Большаков написал:
[q]
В епархиальных ведомостях сообщалось, что семинаристы не идут в священники часто потому, что боятся этих унизительных сборов, без которых невозможно прожить и содержать семью.
[/q]

А по этому вопросу почитайте брошюру, любезно присланную мне elena_krd:
http://dlib.rsl.ru/view.php?pa...df#?page=5
Кстати, понимаю, что брошюра основывалась на массовости исхода в иные сословия, но приведу пример обратного свойства (ЦИАМ, 229-4-2703):
В Правление Московской Духовной Академии
Студента Московского Императорского
Университета Николая Никольского
Покорнейшее прошение
По окончании курса в Московской ДС в 1864 г. со степенью студента, поступил я в том же году в МИУ, где обучался до сего времени по историко-филологическому факультету. Ныне, желая продолжать учение в МДА, покорнейше прошу Академическое Правление принять меня в число студентов Академии, обязуясь в непродолжительном времени представить увольнительное из Университета свидетельство; в удостоверение же об успехах моих по предметам семинарского учения прошу истребовать семинарский аттестат из Правления Университета. 1866 г. августа… дня. К сему прошению студент Университета Николай Никольский руку приложил.


Прикрепленный файл: pdf[2].gif
---
Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские
mamin

Тюменская область
Сообщений: 527
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 336
В Тобольских епархиальных ведомостях № 18 за 1897 год в статье "Вступление на паству молодого священника и его первые шаги":
"Расположение прихожан к молодому священнику особенно обнаружилось в их щедром подаянии ему так называемой нови, собираемой обычно в осеннее время, когда прихожане управятся со всеми полевыми работами. И очень малый приход дал ему такое обилие нови, что сбор зерна и других хозяйственных предметов не уступал сбору в соседних приходах, более многолюдных. Ему давали некоторых семян даже по целой мере".
Кто-нибудь знает: эта самая новь тоже есть разновидность руги? Либо что-то характерное для местности?
---
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
----------------------------------
с уважением, Галина
Мурманчанин

Мурманчанин

Сообщений: 1242
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1081

ABY написал:
[q]

Касательно ДОСТОЙНОГО жалования смотрите мое прикрепление (оно из ссылки, что ниже).
[/q]


Да, расчеты понятны. Но дело в том, что в большинстве уездов Архангельской губернии у священнослужителей не было земли, которая была очень большим подспорьем тем, у кого имелась. Источники дохода священнослужителей были следующие:
1. руга, отмененная с введением жалования.
2. рыбные угодья. Они были не у всех и хороший доход (до 50 рублей в год) приносили только тем причтам, которые имели во владении семужьи тони и реки. Священник моего прихода имел во владении целое озеро, но арендной платы за него получал только 5-7 рублей в год.
3. доходы от треб. Здесь тоже свои сложности. Во-первых, огромное большинство приходов были малюсенькими, следовательно и треб было не много. Во-вторых, в ряде уездов был очень велик процент раскольничьего населения, с которого причт ничего не имел. Другие уезды целиком были заселены инородцами, которые мало того, что были нищими, так еще и большую часть года кочевали по тундрам вдали от приходских храмов. Взять с таких было нечего.
4. собственно жалование - основной источник дохода. Оно было очень маленьким. До конца 19 столетья его размер по разным приходам был 120-250 рублей в год. При чудовищной дороговизне в Заполярье такие суммы означали для обремененных семействами клириков крайнюю нужду. По моим представлениям духовенство Архенгельской губернии жило на грани нищеты, а псаломщики очень часто за этой гранью. Причты некоторых уездов комплектовались в значительной мере за счет сосланных туда за разные провины. В 1839 году в уездном городе Коле умер настоятель собора, и епископ не мог найти желающего среди духовенства епархии занять эту должность, в итоге должность протоиерея была предложена семинаристам, но и те не изъявили желания ее занять. У причтов из южных уездов губернии, которые занимались хлебопашеством, дела обстояли лучше, но у таких причтов было минимальное жалование, и любой неурожай сразу же приводил к голоду. В 1897 году духовенство таких приходов натурально голодало.

[q]
А по этому вопросу почитайте брошюру, любезно присланную мне elena_krd:
http://dlib.rsl.ru/view.php?pa...df#?page=5
[/q]


Спасибо, ознакомлюсь.
---
Gutta cavat lapidem
Мурманчанин

Мурманчанин

Сообщений: 1242
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1081

mamin написал:
[q]

Кто-нибудь знает: эта самая новь тоже есть разновидность руги? Либо что-то характерное для местности?
[/q]


Новь - хлеб нового урожая.
---
Gutta cavat lapidem
ABY
Светлая память!

ABY

Мои предки из Говенова
Сообщений: 1599
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1533

mamin написал:
[q]
Кто-нибудь знает: эта самая новь тоже есть разновидность руги?
[/q]

mamin, очень интересно, но не сталкивался с подобным явлением. Судя по смыслу изложенного, напоминает более позднее понятие подъемные - деньги на обзаведение на новом месте. Кстати, позднее выпускникам духовных академий давали рублей 50 на приобретение мебели.


Анатолий Большаков написал:
[q]
Но дело в том, что в большинстве уездов Архангельской губернии у священнослужителей не было земли, которая была очень большим подспорьем тем, у кого имелась.
[/q]

Анатолий, неужели не было и усадебной земли, где обычно стояли дома причта? Я жил в районе Плесецка в 1960-64. Причем первые 2 года именно в избе. Трудно было назвать урожаем жалкий укроп, тонюсенькую морковку, репку, картошку. Огурцы получались лишь в парнике под стеклом, выставленных из окон вторых рам. Зато огромное количество грибов и ягод. У нас в сенях всю зиму стояла кадка с брусникой - хороший букет витаминов. А собиралась она ровно за одну ходку.

Анатолий Большаков написал:
[q]
2. рыбные угодья
[/q]

Это было и в центральных губерниях. И всегда при монастырях. Даже сейчас на Дмитровщине полно указателей к местам платной рыбалки.

Анатолий Большаков написал:
[q]
Другие уезды целиком были заселены инородцами, которые мало того, что были нищими, так еще и большую часть года кочевали по тундрам вдали от приходских храмов.
[/q]

Такими уж нищими? В 1960-х чуть севернее они за полкружки спирта отдавали шкурку песца.

Анатолий Большаков написал:
[q]
4. собственно жалование - основной источник дохода. Оно было очень маленьким. До конца 19 столетья его размер по разным приходам был 120-250 рублей в год.
[/q]

Вот тут не поспорю. Мой двоюродный прапрадед дважды был епископом Архангельской епархии (его обеспечение обсуждать бессмыслено). И в 1886 к нему под крыло отправился (сначала во диакона и скоротечно в попа blink.gif ) лишь один непутевый племянник. Выдержал он до 1888...
---
Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 6 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈