Перемена вероисповедания
Поиск информации в церковных книгах и в архивах.
LisichkaПочётный участник  Челябинск Сообщений: 341 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 271 | Наверх ##
20 июня 2009 15:41 20 июня 2009 15:44Разрешения Моя прабабушка, когда выходила замуж сменила (не знаю какой более удобоваримый глагол подобрать) веру - с иудейской на христианскую, о чём я нашла запись в метрической книге 1916 года, в разделе первом: "родившиеся, крестившиеся", и там есть строка внизу: Приняла Таинство Святого Крещения по разрешению № ... от такого числа и года епископа такого-то.
И у меня возник вопрос: может быть тоже велись книги, где есть по номерам записи этих разрешений о перемене веры - только как они называются и в архиве ли они также хранятся?
 | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12308 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8222 | Наверх ##
13 октября 2021 23:06 nemo_65 написал: [q] А, к примеру, лютеранам и католикам надо было получать разрешение на присоединение? [/q]
Вы же не уточняете период времени... А я вам написал, что правила менялись. Если царизм уничтожил униатство в 1839 г. - то всех униатов просто признали православными. И все. Если царизм после "восстания ксендзов" в 1863 г. массово закрывал костелы - то прихожан-католиков склоняли в православие, а стойких - приписывали к иным РК приходам. Об этом есть множество дел в РК Минской и Могилевской Консисториях, например: "Об упразднении в м. Волме РК Приходского Костела и передачи с имуществом в ведение православного духовенства" ( 19 мая 1867-27 марта 1869). Лютеране и католики - это не иноверцы, хотя их так и назвали, и записывали. Они "инославные" христиане, ибо вера-то у них христианская, но чуток иная. Для присоединившихся в Западном крае в МК даже была 4-я часть. См. фото. Разрешения на присоединение надо было получать во второй половине 19 века.
 --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12308 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8222 | Наверх ##
13 октября 2021 23:16 1881 г. Церковное письмоводство. И образец записи в рапорте настоятеля за тот же 1865 г.
  --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (1) |
| nemo_65 Сообщений: 440 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 300
| Наверх ##
14 октября 2021 0:16 Я извиняюсь если слишком много вопросов.
Моя ситуация:
Прапрадед Густав Трей, приписанный к Курляндской губернии, переезжает ок. 1860-1870 гг с семьей в Тверскую губернию. В 1880 году он уже в деревне в малонаселенном Осташковском уезде, в далеке от лютеранских и католических церквей.
Его бабка Грейта (Маргрета) Трей умирает в 1880 году и записана как лютеранка. Его отец Иван Иванов Трей умирает в 1890 году, и отметки о его вероисповедании нет. Означает ли это и тот факт, что у него указано отчество, что Иван принял православие? Не понятно (мне).
Сам Густав принимает православие в 1898 году, имя ему нарекают Иустин. Отметка в МК гласит, что он был причислен из "римско-латинского исповедания".
У меня есть сомнения насчет правильности указанной религии Густава. Можно ли как-то это проверить? | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12308 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8222 | Наверх ##
14 октября 2021 10:02 nemo_65 написал: [q] Иван Иванов Трей умирает в 1890 году, и отметки о его вероисповедании нет. Означает ли это и тот факт, что у него указано отчество, что Иван принял православие? [/q]
Нет. Не указывает. Поп его записал в 3-ю часть МК об умерших так, как ему было удобно. При этом поп допустил нарушение не указав вероисповедание умершего. Метрики - это общие акты состояний. А посему: [q] «...чтобы неотложно были вносимы въ метрическія книги православныхъ церквей записи о событіи смерти и погребенія такихъ лицъ другихъ христіанскихъ исповѣданій, кои были погребаемы православными священниками...» (Указ Св.Синода от 29.10.1882 г. №2282). Хотя формою 3-й части метрическихъ книг, и не требуется прописывать вѣроисповѣданіе умершихъ, но, если умершій иновѣрецъ христіанскаго исповѣданія, и даже раскольникъ, погребенъ православнымъ священникомъ, то, по силѣ У. С. 1882 г. 29 окт. За № 2282, онъ долженъ быть записанъ въ метрикахъ, и въ графѣ «званіе, имя, отчество и фамилія умершаго» должно быть прописано и его вѣроисповѣданіе.[/q]
Интересный вопрос: [q] Отметка в МК гласит, что он был причислен из "римско-латинского исповедания". Можно ли как-то это проверить?[/q]
Вам же известно, что Густав Трей, приписанный к Курляндской губернии, переезжает ок. 1860-1870 гг с семьей в Тверскую губернию. А раз так, то ищите метрические книги лютеран Курляндии. У меня было нечто подобное. Лютеранин, уроженец Лифляндии, вдовец, женился на римо-католичке в 1867 г. в г. Полоцк Витебской губ. И было целое Соглашение о заключении брака по католическому обряду. Каюсь, нашел случайно, волею случая. Но везет тем, кто везет. А далее у моего лютеранина детей от этого брака крестили в РК костелах... --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
| nemo_65 Сообщений: 440 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 300
| Наверх ##
14 октября 2021 19:38 14 октября 2021 20:01 >> Ответ на сообщение пользователя GrayRam от 14 октября 2021 10:02 Спасибо!! Да, повезло вам... Почему вы советуете просматривать МК лютеран? Он же был записан как католик? При заключении браков между лютеранами и католиками лютеране обычно переходили в католицизм? Это интересная версия! Согласна, имя у него чисто лютеранское, и мои просмотры католических МК в Курляндии не привели ни к чему -- там сплошные польские фамилии, имена Густав и Йоган не встречаются вообще. Собственно, просмотры лютеранских метрик тоже пока безрезультатны, но там много пробелов по приходам. Если не секрет, где именно вы нашли соглашение о браке и в чем оно состояло? Запад Витебской губернии я тоже не исключаю как потенциальный "ареал обитания" -- она граничит с областью, где находилось имени Штейнензе, Иллукстского уезда, к которому были приписаны Густав и его семья. Фамилия Трей на западе Витебской тоже встречается. Попутный вопрос: было ли какое-то предписание о том, что заносится в МК (православие) в отношении места рождения или прописки. Мне встречались вариации "уроженец" и "приписан". С "уроженцем" вроде бы все ясно -- место, где родился. В случае, когда писали "приписан" -- это значит, что не знали где родился? На основании каких документов (или со слов?) брачующихся осуществлялись пометки об их прописки или месте рождения в случаях, когда они приезжали из другой местности? | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12308 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8222 | Наверх ##
14 октября 2021 20:59 nemo_65 написал: [q] Почему вы советуете просматривать МК лютеран?[/q]
GrayRam написал: [q] Вам же известно, что Густав Трей, приписанный к Курляндской губернии, переезжает ок. 1860-1870 гг с семьей в Тверскую губернию. А раз так, то ищите метрические книги лютеран Курляндии.[/q]
Ищите метрики лютеран, если они вам нужны, за первую половину 19 в. в Курляндии. nemo_65 написал: [q] Если не секрет, где именно вы нашли соглашение о браке и в чем оно состояло? [/q]
А я его и не находил. Об этом в МК записано: cum consensu d 16 Febr 1867 Sub No 23 durch den Catholishen Geistlichen
Источник: Evangelische Kirche. Konsistorium Kurland (Rußland) Band 1952-4/6-9. Polotsk u. Witebsk: Taufen, Heiraten, Tote 1864-1872; Taufen 1873 Дело в архиве НИАБ. Сканировано мормонами. nemo_65 написал: [q] Попутный вопрос: было ли какое-то предписание о том, что заносится в МК (православие) в отношении места рождения или прописки. Мне встречались вариации "уроженец" и "приписан". С "уроженцем" вроде бы все ясно -- место, где родился. В случае, когда писали "приписан" -- это значит, что не знали где родился? На основании каких документов (или со слов?) брачующихся осуществлялись пометки об их прописки или месте рождения в случаях, когда они приезжали из другой местности?[/q]
Вы задаете такие "наивные" вопросы... Для этого есть специальные темы на Форуме ВГД. Поищите, почитайте, разберитесь самостоятельно. Ничего сложного в этом нет. Лица податных сословий были приписаны к обществам: сельским, мещанским, купеческим. Про порядок приписки, оформления документов - полно инфы в Сети. «Устав о паспортных и беглых», «Устав о паспортах», целый сборник законов и разъяснений: "Посемейные списки мещан и крестьян, их приписка, причисление, перечисление, исключение, переселение, порочные члены, узаконение, усыновление, внебрачные дети, избрание образа жизни, фамилия вообще и разведенных жен, старообрядцы, сектанты, евреи, перемена веры и т.д." г. Херсон, 1915 г. Скачайте и изучайте... --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (2) |
Klim2018 Сообщений: 29510 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 32012 | Наверх ##
15 октября 2021 12:11 Козлов Николай Илларионович Действительный тайный советник. Сын крестившегося купца. Окончил Казанский университет. Степень доктора медицины получил в Дерпте. С 1839 г. – в канцелярии военного министерства, затем профессор в Киеве. Вице-директор медицинского департамента МВД. В 1856 – 1869 гг. – вице-директор медицинского департамента военного министерства. С 1869 г. – начальник Медико-хирургической академии. В 1871 – 1881 гг. – главный военно-медицинский инспектор. Принимал активное участие в реформах военно-медицинской службы. Один из инициаторов и создателей женских медицинских курсов (1872). За заслуги в организации военно-санитарной части в Русско-турецкую войну 1877 – 1878 гг. награждён орденом Св. Александра Невского. Автор многих трудов по медицине. Умер в 1889 г. Правнук Козлова – писатель В.В. Набоков (1899 – 1977 гг.).
Источник: Еврейская военная энциклопедия / И.М. Левитас. – К.: Издательство "Сталь", 2007. С. 279 – 280. --- Знания - сила | | |
| nemo_65 Сообщений: 440 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 300
| Наверх ##
15 октября 2021 18:17 15 октября 2021 20:43 >> Ответ на сообщение пользователя GrayRam от 14 октября 2021 20:59 Спасибо еще раз!! Я исхожу из постулата, что глупых вопросов не бывает. Мои вопросы -- это желание понять логику и отчасти разговор с самой собой, рассуждения вслух. В частности, мне так до конца и не понятна логика, почему вы советуете мне искать метрики именно лютеран. В Курляндской губернии были как лютеране, так и католики, причем среди курляндских католиков были и с фамилией Трей (Treijs). Насчет вероисповедания Ивана Иванова Трея, все-таки тоже до конца не ясно. В инструкции, которую вы приводите, написано, что вероисповедание не указывается для православных, но обязательно его указывание для исповедующих другие веры. Если Иван Трей не выделяется ничем среди других прихожан в списках умерших, а его мать, которая умерла 10 лет раньше в том же приходе, записана тем же попом без упоминания отчества и с пометкой "лютеранка", все-таки это дает какое-то основание полагать, что Иван мог принять православие. Спасибо за ссылки на документы! Буду читать! | | |
Klim2018 Сообщений: 29510 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 32012 | Наверх ##
15 октября 2021 23:20 16 октября 2021 0:24 Пример насильственной перемены вероисповедания
Филиппов Алексей Фролович Советский разведчик. Родился в 1870 г. в г. Могилев в семье насильно крещеного кантониста. Закончил юридический факультет Московского университета. Литератор, редактор и издатель газет и журналов, за статьи в которых отсидел год в крепости. С 1912 г. в Москве – работал в банках и биржевой прессе. Входил в круг друзей Г. Распутина. В 1917 г. – на стороне большевиков, с 1918 г. – в ВЧК, информатор. Направлен Ф. Дзержинским в Финляндию, работал с офицерами и матросами Балтфлота и войсками белофиннов. Затем в Москве: в отделе ВЧК по борьбе со спекуляцией, в ВСНХ, посредником в делах правительства с банками. В 20-х годах в Церковном отделении Секретного отдела ОГПУ–ВЧК, эксперт в комиссии по изъятию церковных ценностей. Был женат на сестре Ф. Дзержинского. Умер в Ленинграде в середине 50-х годов. Другой информации нет.
Источник: Еврейская военная энциклопедия / И.М. Левитас. – К.: Издательство "Сталь", 2007. С. 540. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 29510 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 32012 | Наверх ##
14 декабря 2021 0:36 Грулев Михаил Владимирович Генерал-лейтенант русской армии. Родился в 1857 г. в г. Режица Витебской губернии.
Получил традиционное еврейское образование. Окончил Себежское уездное училище. В 1878 г. поступил вольноопределяющимся в армию. В 1879 г. принял православие. Окончил Варшавское юнкерское училище и в 1882 г. произведен в офицеры. В 1888 г. окончил Академию Генерального штаба, в 1889 г. причислен к Генеральному штабу, служил в Приамурском и Туркестанском военных округах, совершал ряд поездок в Индию, Египет, Китай, Японию, возглавлял научную экспедицию в Маньчжурию, проводил изыскания, необходимые для постройки КВЖД, рекомендовал место для закладки г. Харбина. Во время Русско-Японской войны 1904 – 1905 гг. командовал полком, затем дивизией, отличился в боях на реке Шаха. В 1905 – 1907 гг. отказался участвовать в подавлении революционных выступлений. В 1907 – 1909 гг. работал в военно-исторической комиссии при Главном управлении Генерального штаба по описанию Русско-Японской войны, участвовал в составлении ЙИстории Русско-Японской войны". С 1910 г. начальник штаба Брест-Литовской крепости. В 1912 г. Грулеву присвоено звание генерал-лейтенанта, и в этом же году из-за угрозы увольнения за радикальные по духу выступления в печати он подал в отставку. Поселился в Ницце. ... ... ... Умер в 1943 г. в Ницце (Франция).
Источник: Еврейская военная энциклопедия / И.М. Левитас. – К.: Издательство "Сталь", 2007. С. 184 – 185. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
|
Темы форума:
Еврейская генеалогия » Иудеи, перешедшие в христианскую веру
Россия, Южный округ » Присоединение к православию