Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Перемена вероисповедания

Информация об этом в церковных книгах в архивах (где искать?)

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 22 23 24 25 26 * 27 28 29 30 Вперед →
Модератор: -Stepan-
pifak
Новичок

pifak

Austria
Сообщений: 4
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5
Смена веры означала и смену имени.
Макар Сучков - имя предка моего после принятия православия в середине 19го века. Ищу возможность установить предыдущее имя, бывшее вероисповедание, место и дату рождения...
Буду очень признателен за любую информацию....
---
С уважением
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12106
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8003

nemo_65 написал:
[q]
Были ли ритуалы одинаковы для всех религий?
[/q]

Не совсем корректно вопрос поставили.
Православие, старообрядчество (раскол), униатство, католицизм, протестантизм (во всех его форма) - это одна религия. Христианство.
Поэтому, для всех лиц исповедующих христианство, и принявших св. крещение, порядок приобщения к православию был прост - через таинство миропомазания (О ПРАВИЛАХЪ и ЧИНОПОСЛЪДОВАНІЯХЪ ПРИНЯТІЯ НЕПРАВОСЛАВНЫХЪ ХРІСТІАНЪ въ православную церковъ).

Для тех кто не был крещен - через таинство крещения.

nemo_65 написал:
[q]

Проверялась ли принадлежность к определенной неправославной религии до крещения или просто записывали со слов самого человека, принимающего православие?
[/q]

Порядок принятия православия был разный для нехристиан и христиан, он изменялся с течением времени.
Поэтому ответить на вопрос коротко просто невозможно. Но если в 2-х словах, то, конечно, проверялось. Да еще и разрешение надо было получать на присоединение к православию.
Кроме того, если к православию желал присоединиться взрослый человек, то он должен был знать символ веры. Ну, а из иудейского неверия переход мог занять по времени год и более...
[q]
И, наконец, бывали ли ошибки при записи в метрических книгах. Например, написано "католик", а на самом деле был "лютеранин" до принятия православия?
[/q]

Ошибки - они всегда есть...

Прикрепленный файл: О перемене вероисповедания.jpg
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Лайк (3)
nemo_65

Сообщений: 437
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 292
>> Ответ на сообщение пользователя GrayRam от 13 октября 2021 21:38

Спасибо за развернутый ответ!

А, к примеру, лютеранам и католикам надо было получать разрешение на присоединение? Или они не считались "иноверцами" потому что христиане? Надо были ли им проходить какое-то специальное обучение до принятия православия? И как поступали, если человек не умел писать? Составляли за него заявление и он подписывал?

Кроме метрических книг где-то еще фиксировались списки присоединенных?
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12106
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8003

nemo_65 написал:
[q]
А, к примеру, лютеранам и католикам надо было получать разрешение на присоединение?
[/q]

Вы же не уточняете период времени...
А я вам написал, что правила менялись.
Если царизм уничтожил униатство в 1839 г. - то всех униатов просто признали православными. И все.
Если царизм после "восстания ксендзов" в 1863 г. массово закрывал костелы - то прихожан-католиков склоняли в православие, а стойких - приписывали к иным РК приходам.
Об этом есть множество дел в РК Минской и Могилевской Консисториях, например: "Об упразднении в м. Волме РК Приходского Костела и передачи с имуществом в ведение православного духовенства" ( 19 мая 1867-27 марта 1869).
Лютеране и католики - это не иноверцы, хотя их так и назвали, и записывали. Они "инославные" христиане, ибо вера-то у них христианская, но чуток иная.
Для присоединившихся в Западном крае в МК даже была 4-я часть.
См. фото.
Разрешения на присоединение надо было получать во второй половине 19 века.



Прикрепленный файл: Часть четвертая.jpg
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12106
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8003
1881 г. Церковное письмоводство.
И образец записи в рапорте настоятеля за тот же 1865 г.

Прикрепленный файл: 1865 г..jpg1865 Присоединение к православию католика.jpg, 640637 байт
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Лайк (1)
nemo_65

Сообщений: 437
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 292
Я извиняюсь если слишком много вопросов.

Моя ситуация:

Прапрадед Густав Трей, приписанный к Курляндской губернии, переезжает ок. 1860-1870 гг с семьей в Тверскую губернию. В 1880 году он уже в деревне в малонаселенном Осташковском уезде, в далеке от лютеранских и католических церквей.

Его бабка Грейта (Маргрета) Трей умирает в 1880 году и записана как лютеранка.
Его отец Иван Иванов Трей умирает в 1890 году, и отметки о его вероисповедании нет. Означает ли это и тот факт, что у него указано отчество, что Иван принял православие? Не понятно (мне).

Сам Густав принимает православие в 1898 году, имя ему нарекают Иустин. Отметка в МК гласит, что он был причислен из "римско-латинского исповедания".

У меня есть сомнения насчет правильности указанной религии Густава. Можно ли как-то это проверить?
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12106
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8003

nemo_65 написал:
[q]
Иван Иванов Трей умирает в 1890 году, и отметки о его вероисповедании нет. Означает ли это и тот факт, что у него указано отчество, что Иван принял православие?
[/q]

Нет. Не указывает.
Поп его записал в 3-ю часть МК об умерших так, как ему было удобно.
При этом поп допустил нарушение не указав вероисповедание умершего.
Метрики - это общие акты состояний.
А посему:
[q]
«...чтобы неотложно были вносимы въ метрическія книги православныхъ церквей записи о событіи смерти и погребенія такихъ лицъ другихъ христіанскихъ исповѣданій, кои были погребаемы православными священниками...» (Указ Св.Синода от 29.10.1882 г. №2282).
Хотя формою 3-й части метрическихъ книг, и не требуется прописывать вѣроисповѣданіе умершихъ, но, если умершій иновѣрецъ христіанскаго исповѣданія, и даже раскольникъ, погребенъ православнымъ священникомъ, то, по силѣ У. С. 1882 г. 29 окт. За № 2282, онъ долженъ быть записанъ въ метрикахъ, и въ графѣ «званіе, имя, отчество и фамилія умершаго» должно быть прописано и его вѣроисповѣданіе.
[/q]

Интересный вопрос:
[q]
Отметка в МК гласит, что он был причислен из "римско-латинского исповедания".
Можно ли как-то это проверить?
[/q]

Вам же известно, что Густав Трей, приписанный к Курляндской губернии, переезжает ок. 1860-1870 гг с семьей в Тверскую губернию.
А раз так, то ищите метрические книги лютеран Курляндии.
У меня было нечто подобное.
Лютеранин, уроженец Лифляндии, вдовец, женился на римо-католичке в 1867 г. в г. Полоцк Витебской губ. И было целое Соглашение о заключении брака по католическому обряду.
Каюсь, нашел случайно, волею случая.
Но везет тем, кто везет.
А далее у моего лютеранина детей от этого брака крестили в РК костелах...
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
nemo_65

Сообщений: 437
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 292
>> Ответ на сообщение пользователя GrayRam от 14 октября 2021 10:02

Спасибо!! Да, повезло вам... Почему вы советуете просматривать МК лютеран? Он же был записан как католик?
При заключении браков между лютеранами и католиками лютеране обычно переходили в католицизм? Это интересная версия!
Согласна, имя у него чисто лютеранское, и мои просмотры католических МК в Курляндии не привели ни к чему -- там сплошные польские фамилии, имена Густав и Йоган не встречаются вообще.
Собственно, просмотры лютеранских метрик тоже пока безрезультатны, но там много пробелов по приходам.

Если не секрет, где именно вы нашли соглашение о браке и в чем оно состояло? Запад Витебской губернии я тоже не исключаю как потенциальный "ареал обитания" -- она граничит с областью, где находилось имени Штейнензе, Иллукстского уезда, к которому были приписаны Густав и его семья. Фамилия Трей на западе Витебской тоже встречается.

Попутный вопрос: было ли какое-то предписание о том, что заносится в МК (православие) в отношении места рождения или прописки. Мне встречались вариации "уроженец" и "приписан". С "уроженцем" вроде бы все ясно -- место, где родился. В случае, когда писали "приписан" -- это значит, что не знали где родился? На основании каких документов (или со слов?) брачующихся осуществлялись пометки об их прописки или месте рождения в случаях, когда они приезжали из другой местности?
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12106
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8003

nemo_65 написал:
[q]
Почему вы советуете просматривать МК лютеран?
[/q]



GrayRam написал:
[q]
Вам же известно, что Густав Трей, приписанный к Курляндской губернии, переезжает ок. 1860-1870 гг с семьей в Тверскую губернию.
А раз так, то ищите метрические книги лютеран Курляндии.
[/q]

Ищите метрики лютеран, если они вам нужны, за первую половину 19 в. в Курляндии.
nemo_65 написал:
[q]
Если не секрет, где именно вы нашли соглашение о браке и в чем оно состояло?
[/q]

А я его и не находил.
Об этом в МК записано: cum consensu d 16 Febr 1867 Sub No 23 durch den Catholishen Geistlichen

Источник: Evangelische Kirche. Konsistorium Kurland (Rußland) Band 1952-4/6-9. Polotsk u. Witebsk: Taufen, Heiraten, Tote 1864-1872; Taufen 1873
Дело в архиве НИАБ. Сканировано мормонами.
nemo_65 написал:
[q]
Попутный вопрос: было ли какое-то предписание о том, что заносится в МК (православие) в отношении места рождения или прописки. Мне встречались вариации "уроженец" и "приписан". С "уроженцем" вроде бы все ясно -- место, где родился. В случае, когда писали "приписан" -- это значит, что не знали где родился? На основании каких документов (или со слов?) брачующихся осуществлялись пометки об их прописки или месте рождения в случаях, когда они приезжали из другой местности?
[/q]

Вы задаете такие "наивные" вопросы...
Для этого есть специальные темы на Форуме ВГД.
Поищите, почитайте, разберитесь самостоятельно. Ничего сложного в этом нет.
Лица податных сословий были приписаны к обществам: сельским, мещанским, купеческим.
Про порядок приписки, оформления документов - полно инфы в Сети.
«Устав о паспортных и беглых», «Устав о паспортах», целый сборник законов и разъяснений: "Посемейные списки мещан и крестьян, их приписка, причисление, перечисление, исключение, переселение, порочные члены, узаконение, усыновление, внебрачные дети, избрание образа жизни, фамилия вообще и разведенных жен, старообрядцы, сектанты, евреи, перемена веры и т.д."
г. Херсон, 1915 г.
Скачайте и изучайте...
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Лайк (2)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29611
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31629
Козлов Николай Илларионович
Действительный тайный советник.
Сын крестившегося купца.
Окончил Казанский университет.
Степень доктора медицины получил в Дерпте.
С 1839 г. – в канцелярии военного министерства, затем профессор в Киеве.
Вице-директор медицинского департамента МВД.
В 1856 – 1869 гг. – вице-директор медицинского департамента военного министерства.
С 1869 г. – начальник Медико-хирургической академии.
В 1871 – 1881 гг. – главный военно-медицинский инспектор.
Принимал активное участие в реформах военно-медицинской службы.
Один из инициаторов и создателей женских медицинских курсов (1872).
За заслуги в организации военно-санитарной части в Русско-турецкую войну 1877 – 1878 гг. награждён орденом Св. Александра Невского.
Автор многих трудов по медицине.
Умер в 1889 г.
Правнук Козлова – писатель В.В. Набоков (1899 – 1977 гг.).

Источник:
Еврейская военная энциклопедия / И.М. Левитас. – К.: Издательство "Сталь", 2007. С. 279 – 280.
---
Знания - сила
nemo_65

Сообщений: 437
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 292
>> Ответ на сообщение пользователя GrayRam от 14 октября 2021 20:59

Спасибо еще раз!! Я исхожу из постулата, что глупых вопросов не бывает. Мои вопросы -- это желание понять логику и отчасти разговор с самой собой, рассуждения вслух.

В частности, мне так до конца и не понятна логика, почему вы советуете мне искать метрики именно лютеран. В Курляндской губернии были как лютеране, так и католики, причем среди курляндских католиков были и с фамилией Трей (Treijs).

Насчет вероисповедания Ивана Иванова Трея, все-таки тоже до конца не ясно. В инструкции, которую вы приводите, написано, что вероисповедание не указывается для православных, но обязательно его указывание для исповедующих другие веры. Если Иван Трей не выделяется ничем среди других прихожан в списках умерших, а его мать, которая умерла 10 лет раньше в том же приходе, записана тем же попом без упоминания отчества и с пометкой "лютеранка", все-таки это дает какое-то основание полагать, что Иван мог принять православие.

Спасибо за ссылки на документы! Буду читать!
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 22 23 24 25 26 * 27 28 29 30 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈