Перемена вероисповедания
Информация об этом в церковных книгах в архивах (где искать?)
pifakНовичок  Austria Сообщений: 4 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5 | Наверх ##
21 мая 2009 23:03 Смена веры означала и смену имени. Макар Сучков - имя предка моего после принятия православия в середине 19го века. Ищу возможность установить предыдущее имя, бывшее вероисповедание, место и дату рождения... Буду очень признателен за любую информацию.... --- С уважением | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12106 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8003 | Наверх ##
13 октября 2021 21:38 13 октября 2021 22:48 nemo_65 написал: [q] Были ли ритуалы одинаковы для всех религий?[/q]
Не совсем корректно вопрос поставили. Православие, старообрядчество (раскол), униатство, католицизм, протестантизм (во всех его форма) - это одна религия. Христианство. Поэтому, для всех лиц исповедующих христианство, и принявших св. крещение, порядок приобщения к православию был прост - через таинство миропомазания (О ПРАВИЛАХЪ и ЧИНОПОСЛЪДОВАНІЯХЪ ПРИНЯТІЯ НЕПРАВОСЛАВНЫХЪ ХРІСТІАНЪ въ православную церковъ). Для тех кто не был крещен - через таинство крещения. nemo_65 написал: [q] Проверялась ли принадлежность к определенной неправославной религии до крещения или просто записывали со слов самого человека, принимающего православие?[/q]
Порядок принятия православия был разный для нехристиан и христиан, он изменялся с течением времени. Поэтому ответить на вопрос коротко просто невозможно. Но если в 2-х словах, то, конечно, проверялось. Да еще и разрешение надо было получать на присоединение к православию. Кроме того, если к православию желал присоединиться взрослый человек, то он должен был знать символ веры. Ну, а из иудейского неверия переход мог занять по времени год и более... [q] И, наконец, бывали ли ошибки при записи в метрических книгах. Например, написано "католик", а на самом деле был "лютеранин" до принятия православия?[/q]
Ошибки - они всегда есть...
 --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (3) |
nemo_65 Сообщений: 437 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 292
| Наверх ##
13 октября 2021 22:43 >> Ответ на сообщение пользователя GrayRam от 13 октября 2021 21:38 Спасибо за развернутый ответ! А, к примеру, лютеранам и католикам надо было получать разрешение на присоединение? Или они не считались "иноверцами" потому что христиане? Надо были ли им проходить какое-то специальное обучение до принятия православия? И как поступали, если человек не умел писать? Составляли за него заявление и он подписывал? Кроме метрических книг где-то еще фиксировались списки присоединенных? | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12106 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8003 | Наверх ##
13 октября 2021 23:06 nemo_65 написал: [q] А, к примеру, лютеранам и католикам надо было получать разрешение на присоединение? [/q]
Вы же не уточняете период времени... А я вам написал, что правила менялись. Если царизм уничтожил униатство в 1839 г. - то всех униатов просто признали православными. И все. Если царизм после "восстания ксендзов" в 1863 г. массово закрывал костелы - то прихожан-католиков склоняли в православие, а стойких - приписывали к иным РК приходам. Об этом есть множество дел в РК Минской и Могилевской Консисториях, например: "Об упразднении в м. Волме РК Приходского Костела и передачи с имуществом в ведение православного духовенства" ( 19 мая 1867-27 марта 1869). Лютеране и католики - это не иноверцы, хотя их так и назвали, и записывали. Они "инославные" христиане, ибо вера-то у них христианская, но чуток иная. Для присоединившихся в Западном крае в МК даже была 4-я часть. См. фото. Разрешения на присоединение надо было получать во второй половине 19 века.
 --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12106 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8003 | Наверх ##
13 октября 2021 23:16 1881 г. Церковное письмоводство. И образец записи в рапорте настоятеля за тот же 1865 г.
  --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (1) |
nemo_65 Сообщений: 437 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 292
| Наверх ##
14 октября 2021 0:16 Я извиняюсь если слишком много вопросов.
Моя ситуация:
Прапрадед Густав Трей, приписанный к Курляндской губернии, переезжает ок. 1860-1870 гг с семьей в Тверскую губернию. В 1880 году он уже в деревне в малонаселенном Осташковском уезде, в далеке от лютеранских и католических церквей.
Его бабка Грейта (Маргрета) Трей умирает в 1880 году и записана как лютеранка. Его отец Иван Иванов Трей умирает в 1890 году, и отметки о его вероисповедании нет. Означает ли это и тот факт, что у него указано отчество, что Иван принял православие? Не понятно (мне).
Сам Густав принимает православие в 1898 году, имя ему нарекают Иустин. Отметка в МК гласит, что он был причислен из "римско-латинского исповедания".
У меня есть сомнения насчет правильности указанной религии Густава. Можно ли как-то это проверить? | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12106 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8003 | Наверх ##
14 октября 2021 10:02 nemo_65 написал: [q] Иван Иванов Трей умирает в 1890 году, и отметки о его вероисповедании нет. Означает ли это и тот факт, что у него указано отчество, что Иван принял православие? [/q]
Нет. Не указывает. Поп его записал в 3-ю часть МК об умерших так, как ему было удобно. При этом поп допустил нарушение не указав вероисповедание умершего. Метрики - это общие акты состояний. А посему: [q] «...чтобы неотложно были вносимы въ метрическія книги православныхъ церквей записи о событіи смерти и погребенія такихъ лицъ другихъ христіанскихъ исповѣданій, кои были погребаемы православными священниками...» (Указ Св.Синода от 29.10.1882 г. №2282). Хотя формою 3-й части метрическихъ книг, и не требуется прописывать вѣроисповѣданіе умершихъ, но, если умершій иновѣрецъ христіанскаго исповѣданія, и даже раскольникъ, погребенъ православнымъ священникомъ, то, по силѣ У. С. 1882 г. 29 окт. За № 2282, онъ долженъ быть записанъ въ метрикахъ, и въ графѣ «званіе, имя, отчество и фамилія умершаго» должно быть прописано и его вѣроисповѣданіе.[/q]
Интересный вопрос: [q] Отметка в МК гласит, что он был причислен из "римско-латинского исповедания". Можно ли как-то это проверить?[/q]
Вам же известно, что Густав Трей, приписанный к Курляндской губернии, переезжает ок. 1860-1870 гг с семьей в Тверскую губернию. А раз так, то ищите метрические книги лютеран Курляндии. У меня было нечто подобное. Лютеранин, уроженец Лифляндии, вдовец, женился на римо-католичке в 1867 г. в г. Полоцк Витебской губ. И было целое Соглашение о заключении брака по католическому обряду. Каюсь, нашел случайно, волею случая. Но везет тем, кто везет. А далее у моего лютеранина детей от этого брака крестили в РК костелах... --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
nemo_65 Сообщений: 437 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 292
| Наверх ##
14 октября 2021 19:38 14 октября 2021 20:01 >> Ответ на сообщение пользователя GrayRam от 14 октября 2021 10:02 Спасибо!! Да, повезло вам... Почему вы советуете просматривать МК лютеран? Он же был записан как католик? При заключении браков между лютеранами и католиками лютеране обычно переходили в католицизм? Это интересная версия! Согласна, имя у него чисто лютеранское, и мои просмотры католических МК в Курляндии не привели ни к чему -- там сплошные польские фамилии, имена Густав и Йоган не встречаются вообще. Собственно, просмотры лютеранских метрик тоже пока безрезультатны, но там много пробелов по приходам. Если не секрет, где именно вы нашли соглашение о браке и в чем оно состояло? Запад Витебской губернии я тоже не исключаю как потенциальный "ареал обитания" -- она граничит с областью, где находилось имени Штейнензе, Иллукстского уезда, к которому были приписаны Густав и его семья. Фамилия Трей на западе Витебской тоже встречается. Попутный вопрос: было ли какое-то предписание о том, что заносится в МК (православие) в отношении места рождения или прописки. Мне встречались вариации "уроженец" и "приписан". С "уроженцем" вроде бы все ясно -- место, где родился. В случае, когда писали "приписан" -- это значит, что не знали где родился? На основании каких документов (или со слов?) брачующихся осуществлялись пометки об их прописки или месте рождения в случаях, когда они приезжали из другой местности? | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12106 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8003 | Наверх ##
14 октября 2021 20:59 nemo_65 написал: [q] Почему вы советуете просматривать МК лютеран?[/q]
GrayRam написал: [q] Вам же известно, что Густав Трей, приписанный к Курляндской губернии, переезжает ок. 1860-1870 гг с семьей в Тверскую губернию. А раз так, то ищите метрические книги лютеран Курляндии.[/q]
Ищите метрики лютеран, если они вам нужны, за первую половину 19 в. в Курляндии. nemo_65 написал: [q] Если не секрет, где именно вы нашли соглашение о браке и в чем оно состояло? [/q]
А я его и не находил. Об этом в МК записано: cum consensu d 16 Febr 1867 Sub No 23 durch den Catholishen Geistlichen
Источник: Evangelische Kirche. Konsistorium Kurland (Rußland) Band 1952-4/6-9. Polotsk u. Witebsk: Taufen, Heiraten, Tote 1864-1872; Taufen 1873 Дело в архиве НИАБ. Сканировано мормонами. nemo_65 написал: [q] Попутный вопрос: было ли какое-то предписание о том, что заносится в МК (православие) в отношении места рождения или прописки. Мне встречались вариации "уроженец" и "приписан". С "уроженцем" вроде бы все ясно -- место, где родился. В случае, когда писали "приписан" -- это значит, что не знали где родился? На основании каких документов (или со слов?) брачующихся осуществлялись пометки об их прописки или месте рождения в случаях, когда они приезжали из другой местности?[/q]
Вы задаете такие "наивные" вопросы... Для этого есть специальные темы на Форуме ВГД. Поищите, почитайте, разберитесь самостоятельно. Ничего сложного в этом нет. Лица податных сословий были приписаны к обществам: сельским, мещанским, купеческим. Про порядок приписки, оформления документов - полно инфы в Сети. «Устав о паспортных и беглых», «Устав о паспортах», целый сборник законов и разъяснений: "Посемейные списки мещан и крестьян, их приписка, причисление, перечисление, исключение, переселение, порочные члены, узаконение, усыновление, внебрачные дети, избрание образа жизни, фамилия вообще и разведенных жен, старообрядцы, сектанты, евреи, перемена веры и т.д." г. Херсон, 1915 г. Скачайте и изучайте... --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (2) |
Klim2018 Сообщений: 29611 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31629 | Наверх ##
15 октября 2021 12:11 Козлов Николай Илларионович Действительный тайный советник. Сын крестившегося купца. Окончил Казанский университет. Степень доктора медицины получил в Дерпте. С 1839 г. – в канцелярии военного министерства, затем профессор в Киеве. Вице-директор медицинского департамента МВД. В 1856 – 1869 гг. – вице-директор медицинского департамента военного министерства. С 1869 г. – начальник Медико-хирургической академии. В 1871 – 1881 гг. – главный военно-медицинский инспектор. Принимал активное участие в реформах военно-медицинской службы. Один из инициаторов и создателей женских медицинских курсов (1872). За заслуги в организации военно-санитарной части в Русско-турецкую войну 1877 – 1878 гг. награждён орденом Св. Александра Невского. Автор многих трудов по медицине. Умер в 1889 г. Правнук Козлова – писатель В.В. Набоков (1899 – 1977 гг.).
Источник: Еврейская военная энциклопедия / И.М. Левитас. – К.: Издательство "Сталь", 2007. С. 279 – 280. --- Знания - сила | | |
nemo_65 Сообщений: 437 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 292
| Наверх ##
15 октября 2021 18:17 15 октября 2021 20:43 >> Ответ на сообщение пользователя GrayRam от 14 октября 2021 20:59 Спасибо еще раз!! Я исхожу из постулата, что глупых вопросов не бывает. Мои вопросы -- это желание понять логику и отчасти разговор с самой собой, рассуждения вслух. В частности, мне так до конца и не понятна логика, почему вы советуете мне искать метрики именно лютеран. В Курляндской губернии были как лютеране, так и католики, причем среди курляндских католиков были и с фамилией Трей (Treijs). Насчет вероисповедания Ивана Иванова Трея, все-таки тоже до конца не ясно. В инструкции, которую вы приводите, написано, что вероисповедание не указывается для православных, но обязательно его указывание для исповедующих другие веры. Если Иван Трей не выделяется ничем среди других прихожан в списках умерших, а его мать, которая умерла 10 лет раньше в том же приходе, записана тем же попом без упоминания отчества и с пометкой "лютеранка", все-таки это дает какое-то основание полагать, что Иван мог принять православие. Спасибо за ссылки на документы! Буду читать! | | |
|