Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
89033147361 Новичок
Казань Сообщений: 11 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 14 | Ищу потомков священника Федора Петровича Степанова. Привожу выдержку из своего поста в Сообществе "Успенская церковь с.Красная Поляна. Тетюши" от 11.01.2025.https://vk.com/club223286813?from=groups "...в архивных метриках 1915 г.-1917г значится # священник Фёдор Петров Степанов 1875 гр. Сын чиновника полицейского управления г. Чебоксары Казанской Губернии. Окончил КДС в 1896 г. Проходил должность старшего учителя второклассной школы в Красной Поляне с 1.09.1896 г. по 28.05.11902 г. 09.03.1902 .Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Арсением, Архиепископом Казанским и Свияжским определен на должность священника Богородицкой церкви села Муратово Свияжского уезда, здесь же его Преосвященством, Преосвященнейшим Иоанном, Епископом Чебоксарским рукоположен в сан священника к означенной церкви 20 июня 1902 г. По протекции Инспектора Народных Училищ утвержден его Высокопреосвященством на должность законоучителя Муратовской земского училища 9.10.1902. Исполнял должности и заведующего Старо-Кызылярской школы грамоты Цивильского уезда,того же прихода. Имеет 2 благодарности от епархиального начальства; одну с занесением в формуляр за примерную постановку обучения и ревностное исполнение обязанностей во второклассной школе села Красная Поляна за 1896\97г. и в 1997\98 г. Следует упомянуть, что в 1902 г.сей батюшка уже женат на дочери Иоанна Авксентьевича Преображенского Елизавете, 1880 гр. Очевидно, слюбились, работая вместе в школе в Красной Поляне. У пары сын Александр 12.12.1908 гр (метрика на фото). В 1906 г. священник Степанов награждён набедренником, в 1910 - скуфьею. В 1912 г. он получает приход в селе Сумароково Тетюшского уезда, став священником Христорождественской церкви. Здесь также исправлял должность заведующего и законоучителя второклассной женской церковно- учительской и при ней - образцовой школы. Священник Фёдор Степанов вошёл в ряды обновленцев - тех, кто работал по правилам, устанавливаемых новой властью. За время службы в Красной Поляне псаломщиком с ним оставался Фёдор Пенюхин. В 1934-1937 гг судьба священника связана с селом Большие Мери Теньковского района ТАССР..."
| | |
AEEvseev | Подскажите пожалуйста, как следует понимать эту запись: роспись села Атикова священника Стефана Андреева. При этом в духовных записано всего два пономаря и из другого села - Тюрлемы
 | | |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6104 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8487 | AEEvseev написал: [q] роспись села Атикова священника Стефана Андреева. При этом в духовных записано всего два пономаря и из другого села - Тюрлемы[/q]
Исповедная роспись прихода, в котором священником был Стефан Андреев. Пономари исповедовались у него, а сам он исповедовался у своего духовника. --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | Лайк (4) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2516 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9517 | AEEvseev написал: [q] Подскажите пожалуйста, как следует понимать эту запись[/q]
Священник мог исповедаться только у другого священника. Иногда мог сам выбрать, к кому из соседей обратиться, иногда консистория назначала духовника по нескольким приходам (сам духовник, кстати, исповедался у другого духовника). Туда же отправлялась семья священника - ну в самом деле, не будет же жена исповедаться мужу, разводы-то невозможны... Обычно туда же (хотя и не обязательно) шёл и весь остальной причт, дьякон, дьячок, пономарь с семействами. В своём приходе, "своему" батюшке они всё-таки, как правило, остерегались слишком много о себе рассказывать. Вопрос не в том, куда они ходили. А в том, в какую (в "чью") исповедную ведомость их в этом случае вносили как бывших на исповеди. Тут возможны три основных варианта. В большинстве случаев весь причт бывал записан в исповедку своей же церкви. Иногда с пометкой, у кого из соседей были на исповеди, иногда и без оной. Это, например, обычная практика Московской епархии. Иногда записывали по месту фактической исповеди. Это сущий кошмар, потому что, чтобы найти "своих", приходится перелопачивать весь уезд. Благо в конце каждой ведомости есть табличка с цифрами, и там первая же цифра - сколько попов было здесь на исповеди, потом сколько дьяконов и церковнослужителей. В большинстве случаев там стояли прочерки, а у кого-то вдруг 5 - 8 человек. Так и сидишь просматриваешь весь том исповедок с конца. Это, например, очень характерно для Ярославской епархии. Наконец, где-то на священноцерковнослужителей вообще составлялась отдельная ведомость. Как правило, сводная по уезду. Это, скажем, была постоянная практика в Тульской епархии. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (12) |
AEEvseev | Подскажите, почему пономарь десятилетиями писался заштатным? Получается он вообще не служил но числился при церкви? Почему могла отсутствовать информацию о его образовании? | | |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6104 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8487 | AEEvseev написал: [q] Почему могла отсутствовать информацию о его образовании?[/q]
Потому что в начале 19 века большинство сельских пономарей были едва грамотными. Семинарии им и не требовалось - обязанности пономарей были скорее техническими - звонить в колокол, зажигать свечи, протирать иконы, подавать кадило, помогать в пении.... AEEvseev написал: [q] одскажите, почему пономарь десятилетиями писался заштатным? [/q]
Мог быть выведен за штат по болезни или за какой-то серьезный проступок. --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | Лайк (6) |
webbrave Сообщений: 6303 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3399 | AEEvseev написал: [q] Получается он вообще не служил но числился при церкви? [/q]
Да, такое возможно. Таких пономарей нередко разжаловали до церковных сторожей. А могли и просто годами писать в приходе, даже если они там не проживали - как правило в таких случаях делали приписку, что "на приходе не находится, проживает там-то", но могли ее и не делать. AEEvseev написал: [q] Почему могла отсутствовать информацию о его образовании?[/q]
Потому что его не было скорее всего. Достаточно было быть полуграмотным. Кроме случаев, когда в пономари разжаловали дьячков или даже священников, вы редко когда встретите пономарей с семинарским образованием. Разве что в самом начале карьеры в ожидании вакансии священника пономарем мог год-другой служить молодой выпускник, нередко при отце или старшем брате-священнике. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (1) |
AEEvseev | Atkara-EV написал: [q] AEEvseev написал:
[q] Почему могла отсутствовать информацию о его образовании?
[/q]
Потому что в начале 19 века большинство сельских пономарей были едва грамотными.
[/q]
Обычно в таких случаях писали "из не обучавшихся" и тут 1870г. И отец и дед обучались в Академии, поэтому смутило. | | |
AEEvseev | Atkara-EV написал: [q] AEEvseev написал:
[q] одскажите, почему пономарь десятилетиями писался заштатным?
[/q]
Мог быть выведен за штат по болезни или за какой-то серьезный проступок.
[/q]
Да, есть запись о болезненном состоянии. Подробности о заболевании выяснить нереально? | | |
webbrave Сообщений: 6303 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3399 | Наверх ##
1 июля 22:24 1 июля 22:48 AEEvseev написал: [q] Обычно в таких случаях писали "из не обучавшихся" и тут 1870г. И отец и дед обучались в Академии, поэтому смутило.[/q]
Раз не указано, то можно только гадать. Может забыли написать изначально, а потом просто каждый год копировали первую запись. А может получил домашнее образование по той или иной причине, возможно не очень талантливый к учению был или болезненный, как вариант, тем более, что AEEvseev написал: [q] есть запись о болезненном состоянии.[/q]
Пономарь как раз обычная должность для средних-младших детей церковнослужителей, которые по той или иной причине не имели шансов стать священниками - как распространенный вариант, по болезни или по другой причине не смогли окончить семинарский курс. Хоть какая-никакая должность, хоть и не особо престижная и денежная. Аналогично дочерей без шансов выйти замуж или вдов пристраивали просвирнями. AEEvseev написал: [q] Подробности о заболевании выяснить нереально?[/q]
Смотрите все сохранившиеся клировые - иногда какая-то важная деталь проскальзывает единожды, а потом ее больше не упоминают. Встречал такое множество раз. В ревизии также может быть пометка об увечьи. Также в сохранившихся делах местной консистории смотрите дела о назначении на нужный вам приход - там будет перечисление уже служащих на приходе, иногда с дополнительными деталями. Если совсем повезет может быть и дело конкретно про вашего пономаря - про назначение или снятие с прихода, или про какую-то провинность. Ну и последнее - запись о смерти может намекнуть в чем была болезнь. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (3) |
|