Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
ozerskaya Калининград Сообщений: 3973 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3514 | ИнокКент написал: [q] Немного не так. В клировую ведомость вносились (должны были быть внесены - на практике, естественно, всякое бывало) все проживавшие в приходе лица, принадлежавшие к духовному сословию[/q]
К сожалению, по моим местам нет столько клировых, а по другим вообще нет, чтобы проследить разные времена, тем более времена земских школ и эмеритальных касс. В 18 веке, вообще, вдова священническая питалась продажею церковных свеч, т.е. была просфирнею, и то норовили у неё отнять сей доход. Хорошо, если был сын священник или дочь успела выдать удачно замуж. Вот интересная деталь. В клировой 1816 года по г. Стародубу расписаны подробно по именам дети, и сыновья и дочери, священника или диакона, а жена при живом муже отдельно вообще не прописана, только указано - жену имеет, или вдов, или холост. Т.е. жена никакого значения не имела и об её имени можно узнать только из ИВ или МК, если сохранились. По этой же клировой, места заранее утверждались в приходе как за сыновьями, так и за дочерями. Вот ситуация с перезрелыми девицами: Штатного умершего священника Марка Виницкого дочери Девицы Ксения- 34Варвара - 22 Заштатного умершего священника Космы Виницкого жена Иулияна- 68 Дочь ея Пелагия -33, за ней утверждено при сей церкви диаконское местоВот мои Умершего Священно Наместника Петра Озерского жена Агафия Герасимова дочь Дети ея Василий-13 лет, обучается в Семинарии нижшаго класса грамматики Яков- 11 лет, начаткам латинскаго языка Георгий- 5 Марфа- 18, за ней предоставлено при сей церкви священническое местоАнна-10 Наталия-7 --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | |
webbrave Сообщений: 6235 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3343 | Наверх ##
7 апреля 20:51 7 апреля 20:52 ozerskaya написал: [q] Вот интересная деталь. В клировой 1816 года по г. Стародубу расписаны подробно по именам дети, и сыновья и дочери, священника или диакона, а жена при живом муже отдельно вообще не прописана, только указано - жену имеет, или вдов, или холост. Т.е. жена никакого значения не имела и об её имени можно узнать только из ИВ или МК, если сохранились.[/q]
До 1829 года жен в клировых ведомостях, когда их формат сильно расширили, не указывали в принципе. Удивительно, что в Стародубе указывали дочерей - по моему опыту их тоже до 1829 год не указывали. Возможно какие-то региональные отличия. Важен был сам факт наличия жены (вдовство сильно усложняло или делало невозможным дальнейшую карьеру), хотя мне (сильное везение!) в ранних клировых встречались приписки об отце жены (причем без указания ее имени - дочь священника такого-то такого-то прихода), но в 99% случаев просто указывали вдов или женат. ozerskaya написал: [q] По этой же клировой, места заранее утверждались в приходе как за сыновьями, так и за дочерями.[/q]
Обычная практика, которая приводила ко многим злоупотреблениям и конфликтам и которая была причиной постоянного недовольства тех, кто не мог получить свой приход. Не могу не поделиться любопытнейшим случаем как раз такой борьбы за невесту, а значит и за приход, которая, в итоге, закончилась проблемами для всех вовлеченных: После смерти священника м. Романовка Сквирского уезда Лазаря Шараевского 17 мая 1814 года на попечении вдовы Варвары Ильиничны осталось пятеро детей - 15-летний Софоний, 11-летняя Марфа, 7-летняя Мария, 4-летний Петр и 3-летний Мартиниан. При этом старший сын Софоний и младший Мартиниан были глухонемыми, а сама Варвара Ильинична была инвалидом - “так на левую ногу хрома, что с трудностию переходит горницу”. Опекуном семьи стал дядя - Иоанн Иосифович Шараевский, священник с. Пивни и благочинный Васильковского уезда. Согласно распространенной в тот период практике (поскольку глухонемой старший сын священником стать не мог), приход был закреплен за старшей дочерью умершего священника Марфой Лазаревной с условием, что после брака на него будет рукоположен ее муж. На момент смерти отца Марфе не было еще и 12. Тем не менее, уже в 1814 году ее опекун Иоанн Шараевский подал прошение о закреплении романовского прихода за сыном священника с. Войтовцы Сквирского уезда 21-летним студентом богословия Григорием Иоанновичем Кошицем, высказавшем желание по окончании обучения жениться на Марфе Лазаревне. По резолюции 30 мая 1814 года - менее чем через две недели после смерти Лазаря Шараевского - романовский приход бы закреплен за студеном Кошицем. Тем не менее Кошиц решил не дожидаться пока его невеста повзрослеет (или здраво рассудил, что не сможет содержать больную тещу и двух глухонемых братьев жены) и женился на другой в Волынской губернии. В результате пришлось искать нового потенциального жениха и в июле 1818 года приход был официально объявлен “праздным”. На это раз практически одновременно отозвались сын пономаря с. Снежки Таращанского уезда, студент Киевской Академии Павел Семенович Гуранда (1792-1854) и сын священника с. Малая Чернявка дьячок Иоанн Яковлевич Локаржевский (1789-1842). Гуранде удалось получить разрешение Дикастерии на женитьбу на Марфе Лазаревне и он даже получил грамоту на романовский приход. Тем не менее, жених чем-то не приглянулся семье невесты, включая опекуна, благочинного Иоанна Шараевского, и предпочтение было отдано Иоанну Локаржевскому, который был рукоположен в диакона и также объявил свои права на приход по праву наследства. Гуранда экстренно, чтобы не потерять ранее обещанный ему приход, женился на другой и смог закрепить за собой Романовку. В итоге оба жениха - успешный и несостоявшийся - в течение нескольких лет делили между собой приход со всеми вытекающими, включая бесконечные ссоры и жалобы друг на друга в Дикастерию. Сохранилось несколько дел 1819-1822 гг. про борьбу Гуранды с Локаржевским за романовский приход, которые читаются, как детективный роман (хотя и очень запутанный). Гуранда, судя по всему, обладал склочным и вздорным характером, что, впрочем, не отменяет того факта, что Локаржевский, возможно, не совсем честно увел у него из-под носа невесту. Вот как это описал сам Гуранда: [q] Проходил я нижайший в бывшей Киевской Академии учение и за окончанием Богословского учения удостоился я с резолюции Вашего Высокопреосвященства получить настоятельский в означенном местечке Романовке при Рождество-Богородичной церкви приход, где находилась предместника моего священника Шараевского дочь Марфа, на которую я и был согласен, оная польстясь на Локаржевского деньги чрез три годы в согласии с ним живши, не захотела витти в замужество за меня, а согласилась за дьячка вышеписанного Локаржевского. По повелению Вашего Высокопреосвященства женился я на другой и за рукоположением меня во священника прибыл я с грамотою на приход 1819-го года, что увидев оная сирота и обвенчавшись с Локаржевским начали всячески промышлять как бы меня против воли Вашего Высокопреосвященства выжить с прихода, что прежде Локаржевский ласкаясь к начальству произведен туда ж во диакона а после видя свою неудачу к выжитию меня из прихода обманным образом сыскавши какого-то Жуковского, который подписал желание мое, почему на диаконские оклады и произведен священником ко мне без моего согласия.[/q]
По версии Локаржевского, "злодей" тут все-таки Гуранда: [q] Я же 1819-го года по благословению бывшего митрополита вступил в законный брак с старшею из сих сирот девицею Марфою и удостоился быть на сем приходе диаконом, а после на диаконские доходы священником, но сей мой настоятель Гуранда, будучи сим не доволен, употреблял и употребляет все средства выжить не только меня из оного прихода, но и оставшихся беспомощных сирот вознамеривается лишить дневного пропитания поелику от вступления моего на приход и по сие время хотя я и занял третью седьмицу но естли случится на оной каков Господский или Богородичный праздник, то священник Гуранда меня служить не допускает и во всех годовых с прихода доходах обижает, а хлебопахотной и сенокосной земли три года и малейшей части не уделяет, чрез что я лишился всех средств как бы содержать себя, жену и собственные мои дети исключая уже оставшуюся вдовствующую мою тещу и ее беспомощных сирот.[/q]
Любопытная деталь - в своей жалобе Гуранда указывает на то, что его делу не давал ход первоприсутствующий Архимандрит Варлаам, который, "будучи родственник Локаржевского жене не велел принимать объяснения". Речь об архимандрите Киево-Пустынного первоклассного монастыря Варлааме (в миру - Арсений Васильевич Криницкий (1744-1833), священник киевской Феодосиевской церкви и старший брат протопресвитера, императорского духовника Павла Васильевича Криницкого (1751-1835)). В итоге Локаржевского вместе с Марфой Лазаревной в 1825 году выдавили из Романовки - Локаржевский получил священническое место в с. Рогозна Сквирского уезда, где и был священником до самой смерти в 1842 году. Впрочем, и скандалист Гуранда в Романовке не задержался - его уже в 1826 году отрешили от прихода и он состоял под следствием "за разные противозаконные поступки". В 1830 году ему удалось получить приход в с. Зозовка Липовецкого уезда, но его и оттуда уже в 1842 году отстранили за плохое поведение. В 1844 году он получил место в с. Юзефовка Бердичевского уезда, где в 1854 году и скончался. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (8) |
ozerskaya Калининград Сообщений: 3973 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3514 | В Черниговском архиве тоже есть интересные дела, проливающие свет на жизнь священства 18-19 века. И не каждая священническая дочь была завидной невестой. Вот одно дело, 1831 года, в котором написано, что Новгород-Северского повета, села Бирина, Свято-георгиевской церкви священник Стефан Пекалицкий 15 апреля в день Светлого праздника Воскресения Христова по долговременной болезни волею Божию умре и помещики, казаки и казённые крестьяне сего прихода желают на его место наблюдающего священника Федора Рунского, из с. Прокоповки. Т.к. из детей покойного никого достойного к заступлению места не имеется, сын его исключен из училищного ведомства и остаётся праздным, а дочь опорочила себя поведением. Но начальство не вняло просьбе, и на приход был посвящён учитель Шугаевский.
Так же читала дело, 1832 года, когда предпочли на место более образованного священника, а родственнику отказали, который был пономарский сын и окончил только риторический класс, но дослужился из дьячков до священника. Место сие было предложено ученику 3 разряда ( не самый лучший ученик), но оный не согласился и рукоположился в другой приход. --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | Лайк (3) |
AEEvseev | Наверх ##
11 апреля 10:22 "...села Аттикова Преображенской церкви части(?) Священника Никифора Котицкаго съ причтом" и далее первым в списке указан священник Никифор Степанов. Подскажите, я правильно понимаю что это один и тот же человек?
 | | |
TatyanaEgorova Рязанская область Сообщений: 1254 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 1071
| Наверх ##
11 апреля 10:56 AEEvseev написал: [q] "...села Аттикова Преображенской церкви части(?) Священника Никифора Котицкаго съ причтом" и далее первым в списке указан священник Никифор Степанов. Подскажите, я правильно понимаю что это один и тот же человек? [/q]
Да, правильно. --- Ищу сведения об Остроумовых, Протопоповых, Беляевых, Благовещенских, Сретенских, Стрельцовых, Воскресенских (СЦС Москвы и Моск. губернии), а также Цховребовых (Юж. Осетия), Трифоновых и Кониных (Тульская губ.) | | Лайк (1) |
TatyanaEgorova Рязанская область Сообщений: 1254 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 1071
| Наверх ##
11 апреля 11:39 13 апреля 21:52 Коллеги, нужна "помощь зала".
Имеется прямой предок священник Ильинской церкви села Боркова Московского уезда Андриан Гаврилов (ок.1696 г.р.). Упоминается в ИВ 1743 г. (ЦГАМ, ф. 203, оп. 747, д. 90, снимок 196 - есть в АИС) вместе с семьёй: священник Андриан Гаврилов, 47, жена его Анна Петрова, 43, дети их: Прохор, 12, Васса, 9.
В 1746 г. (ЦГАМ 203-747-123 сн. 338) : Вдовая попадья Анна Петрова, 45.
Следовательно, Андриан Гаврилов скончался до 1746 года. Никаких других упоминаний о нём найти не удалось.
Однако, в церкви есть дьячок Гаврила Борисов (ок. 1686 г.р.), возрасту в исповедках большого доверия нет, так что предположим очень осторожно, что может быть отцом Андриана Гаврилова (а может и не быть).
В ЦГА Москвы подходящих для проверки этой версии дел не нашла. Насколько поняла, село Борково относилось в определённый период к Переяславской епархии. Опись фонда 206 "Переяславская духовная консистория" смотрела (бумажную), ничего подходящего не нашла.
У Холмогоровых Борково относится к десятине Троицких вотчин, и указано, что в 1722 г. при церкви в с. Борково был дьячок Гавриил Борисов (ссылка на переписн. кн. 9817, л. 748 об. и кн. 1722 г., л. 19). Нашла, что с 16 века село Борково (тж. Боровково, Бортниково) относилось к Воре-Корзеневу стану.
В описи 2 фонда 350 РГАДА вижу такие дела: д. 1798 - 1720 г. Сказки дополнительные о церковнослужителях ....... Воря-Корзенева стана Московского у. д. 1808 - 1723-1726 г. Сказки о ....., сказки церковнослужителей Бохова ...., Вор и Корзенева станов Московского уездов.
Есть там также ф. 350 оп. 1 д. 252 - 1710 г. Сказки о ...... церковнослужителях ...... Воря и Корденева станов Московского уезда.
До РГАДА раньше лета вряд ли смогу добраться (а там, может, и выложат дела 350 фонда в электронном виде для удалённого просмотра, как обещают).
Где ещё можно поискать следы моего Андриана Гаврилова?
--- Ищу сведения об Остроумовых, Протопоповых, Беляевых, Благовещенских, Сретенских, Стрельцовых, Воскресенских (СЦС Москвы и Моск. губернии), а также Цховребовых (Юж. Осетия), Трифоновых и Кониных (Тульская губ.) | | |
AEEvseev | Наверх ##
11 апреля 14:03 Подскажите пожалуйста, как искать браки священников? Они венчались в своих же церквях? Кто венчал их самих? --- Евсеевы, Селоустьевы (Мариинский Посад/Сундырь и с.Сотниково, Чувашия); Черных, Меркуловы (с.Гнилуша, Воронежская обл.); Каширские, Горловы (с.Покрово-Ендовище и с.Малый Избердей, Тамбовская губ.); | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2509 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9477 | Наверх ##
11 апреля 14:55 AEEvseev написал: [q] Подскажите пожалуйста, как искать браки священников?[/q]
"Брак священника" - это катахрезис. Раз священник (или дьякон) - следовательно, уже женат. Первым - и последним (пока священник) - браком. Несколько лет назад мы тут, на одной из годовых веток "Генеалогия священников", составили методичку по "раскрутке" женских линий СЦС - поищите, она многое прояснит. Что касается браков будущих священников. Как правило, венчание происходило "на территории невесты" - в церкви, где служил её отец. Или старший брат, или дядя - короче, старший мужчина в семье. И, например, выпускники семинарий (или чиновники консистории, учителя земских и церковно-приходских школ, даже гимназические учителя, не выбывшие из духовного звания и ожидавшие своей очереди для рукоположения и производства) обычно венчались там. Из этого правила было одно устойчивое исключение. Если жених, которому впоследствии суждено было стать священником или дьяконом, уже служил - дьячком или пономарём, он венчался обычно "на работе", в той церкви, при которой служил. Что касается вопроса "кто венчал?" - тут разброс громадный. У меня встречалось всё: и отец невесты, и просто местный священник, и отец жениха (пусть даже в церкви отца невесты), и сосед из ближнего прихода, и благочинный... Никаких правил не было. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (14) |
AlexandraZa Новичок
Сообщений: 9 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 4 | Наверх ##
13 апреля 20:41 13 апреля 20:43 >> Ответ на сообщение пользователя TatyanaEgorova от 11 апреля 2025 11:39 Здравствуйте, тоже ищу по Борково, вернее по Федоровскому своих. Григорий Петров 28 лет записан в ИВ Радонежской десятины 1747 года. Соответсвенно год рождения-1719 +-. Тоже нужен Воря Корзенеа стан, но по монастырским крестьянам. Собираюсь после 21 апреля смотреть ревизии в РГАДА | | Лайк (1) |
TatyanaEgorova Рязанская область Сообщений: 1254 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 1071
| Наверх ##
13 апреля 22:00 AlexandraZa написал: [q] Собираюсь после 21 апреля смотреть ревизии в РГАДА [/q]
Вам, наверное, нужны ф. 350 оп. 2 дело 1798 (1720 г.) и дело 1808 (1723-1726 г.) - и там, и там есть монастырские крестьяне, Ваш Григорий Петров 1719 г.р. может там быть. Если не сложно будет, сфотографируйте, пожалуйста, и листы со священноцерковнослужителями по Борково/Боровково/Бортниково (все эти дела же у них в компьютере, насколько я понимаю). --- Ищу сведения об Остроумовых, Протопоповых, Беляевых, Благовещенских, Сретенских, Стрельцовых, Воскресенских (СЦС Москвы и Моск. губернии), а также Цховребовых (Юж. Осетия), Трифоновых и Кониных (Тульская губ.) | | |
|