Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
elena_krd Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11366 | Наверх ##
24 октября 2012 12:19 Rufina Татьяна! Если у Вас вообще открывается на Вашем компьютере формат .djvu (а файл книги Соловьева таков), то просто по ссылке, приведенной lactarius, правой кнопкой мыши и выбрать "сохранить как...". --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
Rufina Киев Сообщений: 1390 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8355 | Наверх ##
24 октября 2012 13:01 Konstantin Ivanov Да и в 17 веке священники не знали грамоты. Благодаря такой ситуации я ветку раскопала. Искала в одном селе священника Федота, а был Иван Иванович, никак не вписывался. Зато, разобрав каракули под метрикой "Руку приложил за Ивана Иванова (по причине безграмотности) его зять Федот". Ну а дальше - дело техники, желания и занудливого упорства.
elena_krd Елена! Нет, у меня .djvu. не открывается. Что-то я открывала с помощью перехода 7-zip , но, наверное, не .djvu. у меня много скачанных и не открытых источников. Все жду прихода какого-нибудь спеца в гости, тогда и разберусь. А так попробую найти в инете. Открывается только pdf. Татьяна. --- Все личные данные мои и моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников
Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
Тверь, Москва, Тверская область, Томск. | | |
gegrby73 Дальний Восток Сообщений: 2273 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2685 | Наверх ##
24 октября 2012 13:28 Konstantin Ivanov[q] До церковных реформ середины XVII века был распространена выборность священников[/q]
В итоге в клире процветало банальное воровство (отчетности финансовой ни какой), а "пасуемые" выбирали себе пастырей, чтоб попроще был, да по сговорчивей. А монастырской братии предписывалось мириться тут же после после пьяной драки, а не ждать утра. Rufina Так Вы просто скачайте из интернета программку djvu. А потом нажимая правой кнопкой на файл, выбираете открыть с помощью, находите djvu и ОК. --- Краеведение и генеалогия Вилейского уезда. Крестьяне http://vilejski-uezd.by/.
Генеалогия священноцерковнослужителей Тобольской епархии.
Генеалогия крестьян Ялуторовского уезда Тобольской губернии.
Мастеровые Добрянского металлургического завода.
Казаки ОКВ. Уйский станичный юрт. | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14577 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8925 | Наверх ##
24 октября 2012 16:54 gegrby73 написал: [q] В итоге в клире процветало банальное воровство (отчетности финансовой ни какой), а "пасуемые" выбирали себе пастырей, чтоб попроще был, да по сговорчивей[/q]
А вот Люк Скайуокер чувствовал, что в Дарте Вейдере есть внутри добро. Да и Анатолий Ефремович Новосельцев говорил Людмиле Прокофьевне Калугиной, что сослуживцы её любят. Где-то в глубине души. А Вы весь клир чёрной краской... У старообрядцев принцип выборности до сих пор соблюдается жёстко. | | |
ABYСветлая память!  Мои предки из Говенова Сообщений: 1602 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1533 | Наверх ##
25 октября 2012 4:38 25 октября 2012 5:53 Уважаемые gegrby73 и Rufina, извините, но я не библиотекарь, чтобы подбирать список рекомендуемой литературы. Занимайтесь родословными и нужные книги вас сами найдут. А lactarius указал исходную точку. Konstantin Ivanov написал: [q] Священник мог не знать ни одной буквы. Но при этом помнить весь годовой круг богослужения. [/q]
Это об исключениях или о норме? Моя логика проста: легче выучить 3 десятка букв, чем пару десятков книг. Надеюсь, Вы описание утвари хотя бы одного сельского храма видели? Трудно представить себе, изучаемый Вами раскол, без наличия тогда грамотности в сословии. Аввакум "Житие" и "Книгу бесед" не писал? Тогда кто? И для КОГО??? Что-то истоками уфологии попахивает. Rufina написал: [q] Да и в 17 веке священники не знали грамоты. Благодаря такой ситуации я ветку раскопала. Искала в одном селе священника Федота, а был Иван Иванович, никак не вписывался. Зато, разобрав каракули под метрикой "Руку приложил за Ивана Иванова (по причине безграмотности) его зять Федот".[/q]
Фантастический пример! А у меня есть автограф предка из писцовой книги за 1705: церковной дьячек Иван Фокин вместо села Говенова старосты Ивана Кирилова по ево велению руку приложил. Полагаю, что тогдашний поп грамотой владел, да беспокоить не стали, а староста был и умен и с царем в голове, но грамоту не осилил - другие приоритеты были. Rufina написал: [q] но это только информация 1700 года, а более ранних цитат нет.[/q]
В РГАДА их хватает - читал и конца 16 в. Для понимания книжного набора из описи церкви Рождества Христова в селе Ильинском Дмитровского уезда за 1764-67 гг.: Книг в дестьЕвангелие толковое воскресное Благовестник Апостол Псалтырь следования Два октая осьмигласов Триодь постная Триодь цветная Устав церковный Два пролога полугодовые Минея праздничная Минея общая Требник большой Двенадцать миней месячных В полдестьТри служебника Два ирмолога Папятницам Месяцеслов В четвертьТребник Часослов Букварь Духовный регламент Проповедник с язычником Чин исповедания В осьмухуСтоглавник Требник --- Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские | | |
gegrby73 Дальний Восток Сообщений: 2273 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2685 | Наверх ##
25 октября 2012 6:02 Konstantin Ivanov[q] До церковных реформ середины XVII века был распространена выборность священников [/q] gegrby73[q] В итоге в клире процветало банальное воровство (отчетности финансовой ни какой), а "пасуемые" выбирали себе пастырей, чтоб попроще был, да по сговорчивей.[/q]
Одна из причин реформы, цель - централизация власти, финансовый контроль, Konstantin Ivanov[q] А Вы весь клир чёрной краской... [/q]
Нет это взгляд на прошлое самого духовенства. Источник Тобольские епархиальные ведомости за 1918 год. --- Краеведение и генеалогия Вилейского уезда. Крестьяне http://vilejski-uezd.by/.
Генеалогия священноцерковнослужителей Тобольской епархии.
Генеалогия крестьян Ялуторовского уезда Тобольской губернии.
Мастеровые Добрянского металлургического завода.
Казаки ОКВ. Уйский станичный юрт. | | |
lactarius Москва->США->? Сообщений: 394 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 372
| Наверх ##
25 октября 2012 9:22 25 октября 2012 9:24 Вот еще интересный отрывок как о происхождении духовенства, так и о грамотности священников в XV веке. Дмитрий Иванович Иловайский История России: Московско-литовский период или собиратели Руси, стр. 410 Упадок книжного образования ближе всего отразился и на том самом сословии, которое было тогда главным и почти единственным представителем этого образования, т.-е. на духовенстве, и именно на священниках. Сословие это еще не успело вполне выделиться из народной среды и замкнуться в особую наследственную касту. Хотя по естественному порядку вещей сыновья священно и церковно-служителей нередко наследовали занятие своих отцов; тем не менее в сан священника и дьякона мог быть поставлен всякий грамотный человек, излюбленный прихожанами и сколько нибудь научившийся церковным книгам у так называемаго „мастера". По этому поводу в конце XV века новгородский архиепископ Геннадий, хлопотавший о заведении училищ, в своем послании к митрополиту такими чертами изображает невежество ищущих иерейскаго сана. „Приведут ко мне мужика; я велю ему дать Апостол читать, а он и ступить не умееть; велю ему дать Псалтырь, и он по нем едва бредет. Я его отреку (откажу в поставлении); а они (прихожане) говорят: „земля, господине, такова, не можем добыть кто был бы горазд грамоте", и бьют мне челом: „пожалуй, господине, вели учить". Я прикажу учить эктеньи, и он к слову пристать не может; ты говоришь ему то, а он иное говорит; велю учить азбуку, а он, поучився немного, просится прочь". Далее из слов Гсннадия видно, что мастера, не научив как следует азбуке и чтению, прямо переходили к церковным службам. „Мужик невежа учит робят, да речь им испортит, сперва научит вечерне, и за то мастеру надобно принести кашу да гривну денег, за заутреню тоже или свыше того, а за часы особо, и эти поминки опроч могорца, что рядил от него (т.-е. кроме условленной платы); а от мастера отойдет и он ничего не умеет, только бредет по книге, а церковнаго постатия ничего не знает". Не забудем, что книгопечатание еще не было известно на Руси; книги были рукописные, следовательно более трудные для чтения, и трудность эта увеличивалась распространенным тогда обычаем сокращенного или подтительного способа письма, на которое указывает и Геннадий в означенном послании.Возможно не все с этим согласятся, но я считаю, послание архиепископа Геннадия доказывает правоту ABY. Да, среди священников и диаконов, особенно выходцев из других сословий, было много малограмотных, которые по книге "едва бредут", но совсем неграмотных не было. Священником и дьяконом мог быть поставлен только грамотный человек. --- Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
Грибок: село Александро-дар (Рахмановка) Криво-Рогской волости Херсонского уезда Херсонской губернии;
Щежины: Ардатовский уезд Нижегородской губернии | | |
ABYСветлая память!  Мои предки из Говенова Сообщений: 1602 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1533 | Наверх ##
25 октября 2012 9:36 25 октября 2012 9:47 lactarius написал: [q] было много малограмотных, которые по книге "едва бредут", но совсем неграмотных не было[/q]
У меня немало примеров, правда, позже указанной Константином реформы, но из 18 в., когда моих заворачивали и не только претендентов на поповское место - даже на пономарское! Мол, поди подучись. И давали мои заручные обещания, а через 2-3 месяца справлялись. lactarius и gegrby73, касательно темы старинного избрания попов, чаще из сыновей умерших. Имейте в виду, что мужик ВСЕГДА был смекалист. И старался на вакантное место пропихнуть уже знакомого по еще одной прагматичной причине: чужаку обязаны были построить новый дом всем миром! А зачем им эти траты? А то еще пришлют такого как Аввакум - вы его историю, как он попал к Неронову, почитайте. --- Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские | | |
elena_krd Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11366 | Наверх ##
25 октября 2012 13:27 RufinaТатьяна! Попробуйте вот тут почитать. Может и без "спецов" сама себе поможете? Удачи! --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14577 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8925 | Наверх ##
25 октября 2012 15:37 25 октября 2012 15:39 ABY написал: [q] Это об исключениях или о норме?[/q]
Я писал: мог не знать. Я не писал: не знал. ABY написал: [q] Моя логика проста: легче выучить 3 десятка букв, чем пару десятков книг.[/q]
Тарзан по найденному двуязычному словарю выучил не только произношение английских и французских слов, но и сами языки (чтение, письмо). Говорил на обоих языках без акцента. К сожалению, в реальной жизни нужен учитель. А книги при храмах были -- их рассылали централизованно из Москвы, и за каждую книгу нужно было заплатить (шесть вариантов Требника при Никоне -- за каждый нужно платить). А умеет местный поп читать или не умеет -- это его проблемы. | | |
|