Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия священников

Общая тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 377 378 379 380 381 * 382 383 384 385 ... 1208 1209 1210 1211 1212 1213 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 27
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (2)
Rufina

Rufina

Киев
Сообщений: 1390
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8383
У меня в одной ветке с фамилией произошла загадка. о которой я писала, но и дальнейшие раскопки ничего не дали.
Мой пра...дед дьячок Иван Васильевич из священнического рода села Никитского женился на девице из рода Морошкиных из села Скнятино. У них было много детей. Он служил в Кашине, потом перевелся в 1800 Скнятино на родину жены. И тут в 1813 году первая жена умирает.
Он женится на моей пра...бабке из священнического рода из села Фроловского, где юноши были с фамилией Быковы. У них тоже родилось много детей, в том числе и дочь- моя прабабка. Все сыновья моего Ивана Васильева от двух браков пишутся Морошкиными, так же подписывается и сам дьячок Иван Васильев Морошкин.
А многие священноцерковнослужители из Никитского и родной брат пишется Судницыны. И фамилия Морошкин в Никитском с начала 18 века ни у кого не звучит. Получается, что взял от первой жены.
---
Все личные данные мои и моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников

Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
Тверь, Москва, Тверская область, Томск.
ABY
Светлая память!

ABY

Мои предки из Говенова
Сообщений: 1602
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1533

Rufina написал:
[q]
Получается, что взял от первой жены
[/q]

Похоже, что так... Спасибо, Татьяна! Вот и еще один повод разобраться мне в своих Березкиных.
---
Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские
Amanda777

Amanda777

Москва
Сообщений: 711
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 497

ABY написал:
[q]
Клинщина приятно отличалась от соседей - там писали фамилии СЦС уже в 1782
[/q]

повезло Вам 101.gif в моем Московском уезде и в 1820-е годы далеко не у всех фамилии писали.

ABY написал:
[q]
а Ваши Матвеевы и Поляковы из какого сословия?
[/q]

Крестьяне Зарайского уезда, только я ими к своему стыду, ещё совсем не занималась.

Rufina, спасибо за пример! Значит всё таки такой прецедент имеет место быть.
---
Дневник https://forum.vgd.ru/7787/
Озерецковские, Рыбаковы, Малышевы, Качурины, Трушины, Добромысловы, Старковы, Матвеевы, Поляковы, Козыревы, Долговы, Крыловы, Мрыгины, Жадрины, Хорошаевы, Борисовы, Людмиловы, Касаткины
ABY
Светлая память!

ABY

Мои предки из Говенова
Сообщений: 1602
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1533

Amanda777 написал:
[q]
повезло Вам в моем Московском уезде и в 1820-е годы далеко не у всех фамилии писали
[/q]

О! Везение лучше желать... Пример: моя мужская линия из Дмитровщины. Фамилии в РС конца 18 в. не писались. Но иногда писались в личных (награжден/набедокурил) делах. Так вот по ним легко до середины 17 в. прошел. Три года искал девичью фамилию прапрабабушки - она оказалась Клинской. С фамилиями неплохо, но нет документов ДВУХ поколений в 18 в. На этом поиск вглубь времен остановился... dntknw.gif Соседние уезды, а какие разные судьбы.

Amanda777 написал:
[q]
Крестьяне Зарайского уезда
[/q]

Тогда понятно, у меня в Зарайске служили свойственники Зимины - РЕВ проштудировал, но таких фамилий не видел.
Впрочем, кое-что Зарайское есть в ЦИАМ.
---
Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские
Amanda777

Amanda777

Москва
Сообщений: 711
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 497

ABY написал:
[q]
О! Везение лучше желать...
[/q]

Это точно! Желаю!!!
У меня тоже есть один никак не поддающийся дальнейшему изучению пра...дед. Появляется в Москве как из неоткуда, женится на московской поповне и становится в 1766 году священником. И никак не удается зацепить откуда он родом, ни исповедки не помогают, ни указы-приказы МДК, ни восприемники при крещении детей, пра..дед был видимо довольно честолюбив и приглашал в восприемники не родственников, а знатных людей из прихода, а мне теперь голову ломай!
---
Дневник https://forum.vgd.ru/7787/
Озерецковские, Рыбаковы, Малышевы, Качурины, Трушины, Добромысловы, Старковы, Матвеевы, Поляковы, Козыревы, Долговы, Крыловы, Мрыгины, Жадрины, Хорошаевы, Борисовы, Людмиловы, Касаткины
ABY
Светлая память!

ABY

Мои предки из Говенова
Сообщений: 1602
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1533

Amanda777 написал:
[q]
ни восприемники при крещении детей, пра..дед был видимо довольно честолюбив и приглашал в восприемники не родственников, а знатных людей из прихода, а мне теперь голову ломай
[/q]

Могу лишь посочувствовать - терпеть не могу этих "свадебных генералов". Сдуру радовался им вначале, когда через пару месяцев походов в ЦИАМ, обнаружил запись о рождении пра. Его крестными был сенатор, тайный советник с невесткой, представлявшей графский род, происходивший из Силезии, где предки упоминаются уже в XII веке. Одна отрасль этого рода с 1674 г. принадлежала к числу владетельных графов римской империи. lol.gif Но для меня это была нулевая информация. Моему пра так "повезло", т.к. в том году у его отца состоялся юбилей - ровно 20 лет он окормлял крепостных сенатора.
Amanda777, глубоко не вникал в статус этого понятия, но не был ли Ваш неуловимый персонаж вначале крестовым попом? Предположение в порядке бредовой фантазии. confuse.gif
---
Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11372

ABY написал:
[q]
но не был ли Ваш неуловимый персонаж вначале крестовым попом? Предположение в порядке бредовой фантазии
[/q]

Костомаров Н.И.. Русская история в жизнеописаниях ее важнейших ...: Книги 3 - Страница 646
Крестовый поп — священник при архиерейской или домовой церкви.
http://books.google.ru/books?i...mp;f=false

Если не ошибаюсь, так же звали безместных попов, набираемых на Крестах - площади где-то в центре Москвы (служила им своеобразной "биржей труда")? У Розанова, кажется, об этом было. Но это исключительно по памяти пишу, могу ошибаться.
Вела ли консистория их учет?
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
ABY
Светлая память!

ABY

Мои предки из Говенова
Сообщений: 1602
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1533

elena_krd написал:
[q]
Вела ли консистория их учет?
[/q]

А чёрт её знает... Елена, в том-то и дело, что о них пишется очень-очень мутно.

elena_krd написал:
[q]
Если не ошибаюсь, так же звали попов, набираемых на Крестах - площади где-то в центре Москвы?
[/q]

Именно этих имел в виду, но, повторяю, идея в стиле фантазии. biggrin1.gif
А к концу 18 в. их совсем придавили - нечего шляться без места.
---
Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11372
Спасибо Александру, за свои скрезолом и не вспомнила бы о прежних "находках"....

В книге Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005. – 426 с., (самой книги не имею, цитирую из того, что Гугл мой любимый принес)

на c. 71 есть вот такой отрывок:

"… и недоставало 46 иереев, 25 дьячков и 37 пономарей; в Новгородской епархии числились “пустыми” 147 протопопов и попов, 84 – дьяконов, 391 – причетников; в Архангельской епархии общее число отсутствующих служителей достигало 135, а в Тверской епархии закрылось 58 церквей и во множестве действующих храмов штат состоял из одного священника(54). При Елизавете разборы стали значительно мягче, и к царствованию Екатерины II количество крестцового духовенства вновь сильно увеличилось.

Не помогло сокращению безместных попов и введение печатных ставленнических грамот (16. VIII. 1727), отпускавшихся по епархиям в определенном количестве и дополнявшихся письменными грамотами. С 1738 г. последние пришлось отменить, так как в «даче письменных грамот явилась фальшь»: их составляли и сами попы для себя, выходя с ними на крестцы(55).

Особенно многолюдными были московские крестцы: Спасский, Никольский, Ильинский и Варварский; последние три располагались на больших улицах, где “стояли издревле часовни... продаваемы были печатные листы лубочной печати, производился мелочной торг”(56). Сюда притекали и попы “из дальних стран”, нанимавшиеся служить обедни за 5 — 10 коп. В своей автобиографии митроп. Московский Платон (Левшин) записал, что Указом 1770 г. лично «перевел бесчестный крестец» у Спасских ворот, создававший «нестерпимый соблазн», чему, надо заметить, временно помогла чума 1771 г.(57) Однако после моровой язвы безместные попы вновь пригодились: одних определяли на священнические места в Москве, других – по уездам, в сельские церкви. Спасский крестец этот “кормилец безместных попов”, не пустел и во время эпидемии, а после нее сюда стали выходить и приходские иереи для найма на раннюю литургию: их называли "наймиты", "ранние попы" или "викарии", а их помощников, служивших панихиды и другие требы в приделах, "придельные попы"(58). Традиция найма «раннего священника» продолжалась до XX в.: обычно на эту должность брали безместного сельского батюшку, сдавшего свой приход зятю и ютившегося в комнатке церковного дома. Неустойчивости социального положения приходского духовенства способствовали и его ревизии, за которыми следовали указы о новом штатном расписании. После первой ревизии 1722 г. были введены штаты из расчета 1 священник и 2 причетника на 100 — 150 приходских дворов, а в духовном звании оставлялись только лица (и их потомство), находившиеся на действительной службе;...."

54
55
56
57
58
_____________________________________

И вот такое еще:
"Перехожее духовенство", "перехожие памяти".
Об одном из таких периодов книжечка есть Николев И.Н. Перехожее духовенство при московских церквах за 1712-1723 годы. 1881. Скачать здесь.

Если верно поняла, памяти эти перехожие в РГАДА хранятся. confuse.gif Могу и ошибаться, конечно...
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11372
Еще чуток офтопом... Потом не вспомню и не найду. А тут может кому и пригодится...

Содержание белого духовенства. Перехожие и крестцовые попы. (Речь о XV в - мое).
...Платежей было много, а средств к содержанию духовенство имело мало. Только немногие церкви имели вотчины, и то небольшие, например деревни в 2-4 двора. Небольшое число церквей получало ругу от правительства, но в очень малом количестве. Затем все средства существования причтов вполне зависели от приходских общин. Одни общины отмежевывали на содержание причтов земли, другие, вместо земли, назначали условное количество руги. Кроме руги, причт собирал по праздникам, раза 4 в год, с прихода еще сборы или запросы, обыкновенно хлебом, яйцами и другими припасами, наконец, пользовался обычным доходом за требоисправления. Благосостоянию духовенства много вредило неправильное распределение приходов, не соразмерное с числом населения, и непомерное размножение самого духовенства. Стоглав почел нужным издать запрещение строить лишние церкви, которых строители не могли обеспечить средствами, нужными для их существования. Вследствие излишка духовенства и бедности приходов появилось много так называемых бродячих, или перехожих попов, которые со своими ставлеными и перехожими грамотами ходили с места на место, нанимаясь служить при церквах на год или на другой срок. В городах, особенно в Москве, из этих безместных священнослужителей, служивших по найму, образовался класс крестцового духовенства. Стоглавый собор обратил серьезное внимание на этот беспорядочный люд, производивший большой соблазн. Велено было выстроить для этих попов на крестце поповскую избу, чтобы они по крайней мере не стояли для найма на улице, и посадить в ней для надзора за ними поповского старосту. Между бродячим и крестцовым духовенством много попадалось людей без всяких грамот и даже состоявших под запрещением; поэтому собор распорядился о строгом досмотре у него грамот....
Руководство по истории Русской Церкви Проф. П. В. Знаменского
http://lib.rus.ec/b/121147/read
___________________________

"...А было в великой церкви у святой Софии три тысячи попов: пятьсот ругу емлют — на содержании церковном, а прочие — крестцовые — от алтаря питались. И когда кто умирал от пятисот ружных, то первый в очереди крестцовый входил на его место. Поп Финоген был поп крестцовый. А очередь его была самая последняя, и попасть ему в пятую сотню удачных — дело очень мудреное и, скажу, безнадежное: две тысячи четыреста девяносто девять вожделеющих стояли впереди его! Ружные попы жили в городе у церкви, и был им почет и от царя и от патриарха — все до единого митрофорные. А крестцовые — дело совсем другое, уж кому где Бог укажет, там и селились: подоходней который — поближе, а что поплоше - ног не соберешь..."
Алексей Ремизов, А. М. Грачева Собрание сочинений: Лимонарь. Институт русской литературы (Пушкинский дом) - 2001

Однако!!! К последнему источнику с огромной осторожностью - охарактеризован как "опыт реконструкции русской народной веры".
Козьменко М.В. "Лимонарь" как опыт реконструкции русской народной веры // Алексей Ремизов. Исследования и материалы. СПб., 1994. - С. 26-32.
http://www.dissercat.com/conte...ingvostili
=====================================

Все-таки учитывали их...
Янковский, П. И.
Печалование духовенства за опальных в первенствующей церкви греко-российской вообще и в церкви древне-русской по преимуществу / соч. П. И. Янковского. - Москва : Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1876. - 229 с.; 29 см.

Прикрепленный файл: крестцовый поп.jpeg
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 377 378 379 380 381 * 382 383 384 385 ... 1208 1209 1210 1211 1212 1213 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈