Генеалогия священников
Общая тема
| Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 30 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
Nikolay_Ch Москва, Россия Сообщений: 975 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 391 | Наверх ##
29 сентября 2016 22:10 elena_krd написал: [q] Ленноваты Вы, батенька, однако... [/q]
Каюсь... Бывает, накатывает. --- Чапкины (Орл.+Тул. губ.), Орловы (Мог. губ.), Тиуновы (Смол. губ.), Эренсы(Орл. губ.), Мочаловы (Арх. губ.)
Закроевы, Озорнины, Ковалевы, Беликовы, Селедкины, Абрамовы, Корнеевы, Леоновы, Макаренковы, Черезовы | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7675 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4304 | Наверх ##
5 октября 2016 23:19 Свадьбы священнослужителей часто происходили непосредственно перед назначением на место, иначе священник или диакон должны были оставаться безбрачными. А вот касалось ли это же церковнослужителей? Ведь пономарями часто назначали и совсем юных... Или на пономарей не распространялось правило? А на дьячков? | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2554 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9765 | Наверх ##
5 октября 2016 23:32 5 октября 2016 23:39 G_Spasskaya Священник или дьякон не мог "оставаться безбрачным" - либо венчание, либо монастырь. Овдовевший священник (дьякон) не мог вступить во второй брак, он либо постригался в монахи (и, будучи ранее рукоположен, автоматически становился иеромонахом или иеродьяконом), либо оставался вдовцом - и в этом случае не мог продолжать служить автоматически, на основании ранее выданной ставленной грамоты, а должен был сдать её и, как правило, каждые два-три года, оформлять в консистории специальное разрешение - т.н. епитрахильную (у дьяконов - орарную) грамоту. Во многих епархиях дела о выдаче этих грамот неплохо сохранились и позволяют более или менее точно отслеживать "процесс овдовения" даже в отсутствие метрик. Церковнослужителей всё это не касалось. Дьячок или пономарь мог оставаться холостым, мог жениться, овдовев, мог - с разрешения консистории, естественно - вступить во второй брак (в третий тоже, но получение разрешения в подобных случаях - вещь редчайшая). Случалось, что священник или дьякон, овдовев - особенно, если рано, с малыми детьми - вынужден был слагать сан, чтобы жениться вторично, и иногда доживал свой век дьячком в своей же церкви. Как один мой персонаж в Клинском уезде в 1780-1810-х, о котором в клировой ведомости так и писали: "в стихарь не посвящён, а имеет данный ему по двоежёнству за овдовением из Духовной консистории указ"... | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17332 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8784 | Наверх ##
5 октября 2016 23:58 ИнокКент, можно уточняющий вопрос? А жениться мог только выпускник семинарии (духовной академии) или еще студент (ученик), если возраст позволял? (это я о будущих священнослужителях) --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7675 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4304 | Наверх ##
6 октября 2016 0:03 ИнокКент, эмммм... А разве "стать иеродиаконом" не равнозначно "остаться безбрачным"? По-моему, относительно семьи это одно и то же (суть - не жениться). Хотя вы правы, с других позиций это разные термины и я не точна в своей формулировке ) Насчет епитрахильных грамот - в курсе, есть у меня такой предок, причем прямой: читала три дела о выдаче ему грамот, причем в последнем деле так и осталось непонятным, чем все закончилось. Вроде постановили выдать на 3 года, а в грамоте написали "на 2",и сама грамота в деле была... Может, умер? Но сведений о смерти в деле нет. И дьячки-второженцы тоже попадались. Но главное - спасибо за ясность - что свадьбу персоны надо искать между службой дьячком и диаконом, а не до. --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2554 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9765 | Наверх ##
6 октября 2016 0:23 Любчинова написал: [q] А жениться мог только выпускник семинарии (духовной академии) или еще студент (ученик)[/q]
Некомпетентен, увы. Но среди, без преувеличения, полутора сотен плотно отработанных персонажей ни единого подобного случая не встретилось... Поэтому всегда казалось, что такое невозможно. Может быть, именно "казалось". G_Spasskaya написал: [q] свадьбу персоны надо искать между службой дьячком и диаконом[/q]
Галя, простите, я не учёл, что это Вы и наверняка всё знаете не хуже меня. Но Ваш вывод мне непонятен. Венчание - "до" дьякона. Но совершенно не обязательно "после" дьячка... И "во время", и "до" - всё могло быть, здесь никаких регламентаций. | | |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6196 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8674 | Наверх ##
6 октября 2016 2:21 Любчинова написал: [q] А жениться мог только выпускник семинарии (духовной академии) или еще студент (ученик), если возраст позволял?[/q]
Ученикам семинарии было запрещено жениться. Женились сразу по окончании курса, перед посвящением. --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2554 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9765 | Наверх ##
6 октября 2016 10:28 Atkara-EV написал: [q] Женились сразу по окончании курса[/q]
"После" окончания курса. Не обязательно "сразу". Между этими двумя событиями могла пройти пара недель. А могли и десятилетия, в течение которых холостой студент семинарии успевал побить баклуши на папиной шее или же послужить дьячком, консисторским канцеляристом, учителем духовного училища, преподавателем гимназии или той же семинарии и т.д. А потом в одной временнОй точке сходились три необходимых условия - наличие невесты, наличие вакансии и благорасположение консисторского начальства, и вперёд! | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7675 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4304 | Наверх ##
6 октября 2016 10:47 ИнокКент написал: [q] Но Ваш вывод мне непонятен.[/q]
Это я вчера в ночи отличалась невнятностью формулировок ))) Имела в виду примерно вот это: ИнокКент написал: [q] А потом в одной временнОй точке сходились три необходимых условия - наличие невесты, наличие вакансии и благорасположение консисторского начальства, и вперёд! [/q]
В конкретном случае: почти сразу после обучения человек стал дьячком, через какое-то время рукоположен в диакона и после начали рождаться дети. Потому и спрашивала, надо ли было быть женатым для назначения дьячком. А раз не надо - то и предположила, что скорее всего женился уже будучи им, за какое-то время до диаконства. | | |
Florovsky Москва Сообщений: 1380 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2106 | Наверх ##
6 октября 2016 12:56 ИнокКент написал: [q] Дьячок или пономарь мог оставаться холостым, мог жениться, овдовев, мог - с разрешения консистории, естественно - вступить во второй брак (в третий тоже, но получение разрешения в подобных случаях - вещь редчайшая).[/q]
Цитата из книги С.В. Калашникова, 1902 года издания: "208. Псаломщикамъ возбраняется вступленіе въ третій бракъ ...; второй же бракъ псаломщикамъ хотя и разрѣшается, но при этомъ они лишаются права носить стихарь (Дѣло Св. Сѵнода 1849 г. по архиву, № 2286)". --- Ищу информацию о Флоровских (Фроловских), Самсониевских (Самсоньевских). Районы проживания: СПб; СПб. губ.; Архангельск; Олонецкая губ. (Моша); Выборгская губ. (Кююрёля). Родословная таблица: https://disk.yandex.ru/i/6n7TdiVjRNHBpw] | | |
|