Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
В36 Ольга г. Рязань Сообщений: 221 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 594
| Наверх ##
24 марта 2016 8:37 24 марта 2016 8:44 И мне пока не попадались женщины с правильно указанным возрастом. Особенно удивили две девушки-сестрицы : в ИР 1807 им 20 и 11; в ИР 1817 им 31 и 21; а еще через 17 лет обе остаются незамужними, но, видимо, считают, что еще не все шансы потеряны, поэтому в РС 1834 им 36 и 32. --- Священники Венгрженовские и Орловские в Подольской губернии; священники Безвенглинские, Каковские и Троцкие в Киевской губернии.
| | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 744
| Наверх ##
24 марта 2016 9:58 Nikolay_Ch написал: [q] Мне еще говорили, что приход не давали, если батюшка был без матушки. [/q]
Может, где-то и такое случалось. А вот как было принято в 18-ом веке. - Если у священника умирала жена, то ему обычно давали какое-то время на улаживание своих дел (пристраивание детей и т.п.), а потом - добро пожаловать в монастырь, хочешь ты того или нет! Это уже потом стали возможны варианты - вплоть до снятия сана и вступления во второй брак... --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
ВадимЗ Сообщений: 579 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 910
| Наверх ##
24 марта 2016 11:21 AK-63 написал: [q] Это уже потом стали возможны варианты - вплоть до снятия сана и вступления во второй брак...[/q]
А это было именно снятие сана или запрещение служить священником? Разве можно отменить хиротонию? | | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 744
| Наверх ##
24 марта 2016 11:38 Именно снятие сана. Последнее могло быть либо согласно прошению, либо в порядке наказания - за несовместимые с саном проступки (блудные грехи, например, о чем в этой теме недавно упоминалось)... Запрещение в священнослужении тоже применялось, но, очевидно, за менее серьезные вещи. --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2528 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9586 | Наверх ##
24 марта 2016 11:48 G_Spasskaya написал: [q] "ползаю" по ревизиям священников, от 5 до 10,ради интереса пересчитываю возраст каждый раз - и все совпадает.[/q]
Я тоже ползаю по тем же ревизиям несколько лет, и, во-первых, всё бывает. Во-вторых, с ревизиями сложнее. В метриках и исповедках возраст записывали "со слов", а в ревизиях была обязательная отметка "по предыдущей ревизии" (правда, для мужчин). И тем не менее, такого, чтобы "всё совпадало", практически не встречал. AK-63 написал: [q] Если у священника умирала жена, то ему обычно давали какое-то время на улаживание своих дел (пристраивание детей и т.п.), а потом - добро пожаловать в монастырь, хочешь ты того или нет![/q]
Месяц назад просидел неделю в Туле, разгребал священноцерковнослужителей по XVIII веку (потом вернулся, проверил по описям по Симбирску - то же самое). Целый том одной из описей Коломенской консистории посвящён делам о назначениях, священники - отдельный раздел, дьяконы - следующий. О чём это я? О том, что опись почти вся посвящена делам о выдаче ставленных грамот - фактически, "лицензий на право ведения профессиональной практики" - священникам и дьяконам. Но примерно пятая часть дел - выдача епитрахильных и орарных грамот овдовевшим священникам и дьяконам, поскольку для вдовца священнослужение требовало отдельного, специального разрешения. Очень удобный инструмент "подсечь" точную дату смерти жены, если по ревизкам не удаётся. Для "моих" персонажей получилось найти добрый десяток епитрахильных грамот (и пару орарных). Но ни одного следа "принуждения" к пострижению! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (1) |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 744
| Наверх ##
24 марта 2016 12:24 Среди документов Тобольского архива мне недавно попались два прошения на имя правящего архиерея. В первом из них некий вдовый священник подробно сообщал о том, что у него остались две несовершеннолетних дочери и дом с немалым хозяйством, за которым будет некому присматривать, и просил, в связи с этим, оставить его на прежнем месте еще на 2 года «или на коликое время Ваше Преосвященство соблаговолит». Во втором прошении (гораздо более кратком) ЭТОТ ЖЕ ЧЕЛОВЕК заявлял о своем горячем желании безотлагательно «восприять монашеский чин и в том монашестве пребывать в Успенском Далматове монастыре». Два этих прошения по дате подачи разделяет ОДИН ДЕНЬ, причем второе из них подписано дрожащей рукой… (Тобольский госархив, Ф. И-156, оп. 2, д. 262, лл. 2-3.) И подобные вещи (может, чуть менее откровенные) в документах этого архива встречаются, по сути, на каждом шагу! --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
gegrby73 Дальний Восток Сообщений: 2273 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2686 | Наверх ##
24 марта 2016 13:27 24 марта 2016 13:50 AK-63 написал: [q] И подобные вещи (может, чуть менее откровенные) в документах этого архива встречаются, по сути, на каждом шагу![/q]
Фонд И 156 Оп. 19 Д. 520 Клировые ведомости Тобольской епархии за 1806 год. Ведомость о детях сиротствующих слободы Белозерской. Бывшего священника, а ныне находящегося по вдовству в Рафайловском монастыре Филиппа Пузырева дети: - Гавриил, 8 лет; - близнецы Василий, 4 лет; - Владимир, 4 лет. Дети на содержании у престарелого деда. Добавлю. Смотрел ревизию 1782 года монастырей Красноярских, все монахи вдовый клир. Может в Сибири желающих добровольно пойти в монахи не хватало, и таким образом штат монастырей наполняли. --- Краеведение и генеалогия Вилейского уезда. Крестьяне http://vilejski-uezd.by/.
Генеалогия священноцерковнослужителей Тобольской епархии.
Генеалогия крестьян Ялуторовского уезда Тобольской губернии.
Мастеровые Добрянского металлургического завода.
Казаки ОКВ. Уйский станичный юрт. | | |
Rufina Киев Сообщений: 1390 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8382 | Наверх ##
24 марта 2016 13:55 У моего пра... диакона Якова вообще грустная история. В 1761 году он женился на поповой дочери Анне Петровой, которую я так и не отыскала. В 1762 году Анна умирает, и 28-летний диакон остается с сыном-младенцем Федором на руках. Подросшего Федора потом приняли в семинарию. Диакон пишет заявки, чтобы отдать сыну свое место, и уйти в Отрочь монастырь. В 1782 году он уходит в монастырь, но в монахи не успел подстричься, так как у сына были какие-то проблемы с диаконским местом. Якова отпускают из монастыря, и он возвращается в село на место диакона. А через 2 года снова уходит в монастырь и принимает пострижение. А Федор служит диаконом, потом священником, но уже в другом селе. --- Все личные данные мои и моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников
Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
Тверь, Москва, Тверская область, Томск. | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7628 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4240 | Наверх ##
24 марта 2016 14:33 ИнокКент написал: [q] Целый том одной из описей Коломенской консистории посвящён делам о назначениях, священники - отдельный раздел, дьяконы - следующий. О чём это я? О том, что опись почти вся посвящена делам о выдаче ставленных грамот - фактически, "лицензий на право ведения профессиональной практики" - священникам и дьяконам. Но примерно пятая часть дел - выдача епитрахильных и орарных грамот овдовевшим священникам и дьяконам, поскольку для вдовца священнослужение требовало отдельного, специального разрешения. Очень удобный инструмент "подсечь" точную дату смерти жены, если по ревизкам не удаётся. Для "моих" персонажей получилось найти добрый десяток епитрахильных грамот (и пару орарных). Но ни одного следа "принуждения" к пострижению! [/q]
Ээх! В ГАТО бы такое счастие, чтобы один том - да по назначениям!!! Да еще священники отдельно, диаконы отдельно... А тут все в куче, в 15 томах, и почти без систематизации, где что попадется... Но жаловаться грех, по-моему, в 203 фонде ЦИАМ все гораздо хуже ))) --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 744
| Наверх ##
24 марта 2016 15:24 gegrby73 написал: [q] Может в Сибири желающих добровольно пойти в монахи не хватало, и таким образом штат монастырей наполняли. [/q]
В исторической литературе по этой теме пишут, что до начала 18-го века монахами становились главным образом крестьяне, а потом власти взяли и запретили постригать кого бы то ни было, кроме вдовых священноцерковнослужителей и отставных военных (причем первые в монастырь откровенно не рвались, а какие монахи выходили из вторых - догадаться нетрудно)... Тогда же кстати, обезлюдело и закрылось множество монастырей, и чтобы сохранить хоть какие-то из них, церковное начальство и принимало соответствующие меры. Вот почему при всем при том ситуация в Сибири и центральной России столь явно отличалась - для меня загадка... Возможно, многое зависело от личной позиции конкретного архиерея. --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
|