Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
Nikolay_Ch Москва, Россия Сообщений: 984 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 384 | Наверх ##
23 марта 2016 20:38 23 марта 2016 20:39 feliciya2 написал: [q] Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы.[/q]
Получается, что можно было стать священником без брака (девственником или вдовцом). Но, в таком случае, став священником, ты больше не мог женится. Мне еще говорили, что приход не давали, если батюшка был без матушки. --- Чапкины (Орл.+Тул. губ.), Орловы (Мог. губ.), Тиуновы (Смол. губ.), Эренсы(Орл. губ.), Мочаловы (Арх. губ.)
Закроевы, Озорнины, Ковалевы, Беликовы, Селедкины, Абрамовы, Корнеевы, Леоновы, Макаренковы, Черезовы | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2528 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9585 | Наверх ##
23 марта 2016 21:10 25 марта 2016 9:27 Борис Гузь написал: [q] (№5 – 1марта 1879 г., оф.) Рукоположены: 28-го въ санъ діакона, а 30 Января—въ санъ священника—псаломщикъ Николаевской церкви с. Березовки, Прилукскаго уѣзда, Василій Фесенко-Навроцкій... А согласно письменным воспоминаниям двух внуков Василий Фесенко-Навроцкий женился ...в 1882 г., или в январе 1883 г. [/q]
Могу предложить простое решение. Ведь внуки, разумеется, "вспомнить" венчание ну никак не могли. Скорее всего, они помнили только одно - допустим, рассказ бабушки, как она вышла замуж за дедушку в 16 лет. Бабушки очень любят такие рассказы. А потом они просто прибавили эти 16 лет к году рождения, указанному в бабушкином паспорте (допустим, 1866). А о том, что на самом деле она - тысячу раз буду повторять, как подавляющее большинство женщин в XIX веке, исключений лично мне не встречалось, ну вот ни одного! - по ходу жизни убавила себе возраст на три-четыре года, этого они просто не учитывали. Да и она "постаралась" забыть. А если она действительно убавила себе три года, то родилась уже в 1862-63 и замуж вышла в 1878-79. Quod erat demonstrandum. | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7627 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4239 | Наверх ##
24 марта 2016 2:30 ИнокКент написал: [q] о том, что на самом деле она - тысячу раз буду повторять, как подавляющее большинство женщин в XIX веке, исключений лично мне не встречалось, ну вот ни одного! - по ходу жизни убавила себе возраст на три-четыре года[/q]
Возникает вопрос: то, что такое постоянно наблюдается у женщин, рожденных во 2й половине века, вплоть до революции - встречала часто. А сейчас "ползаю" по ревизиям священников, от 5 до 10,ради интереса пересчитываю возраст каждый раз - и все совпадает. Не исправляли? Ну не могли же они двухлетнего ребенка записать несколькомесячным? --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
В36 Ольга г. Рязань Сообщений: 221 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 594
| Наверх ##
24 марта 2016 8:37 24 марта 2016 8:44 И мне пока не попадались женщины с правильно указанным возрастом. Особенно удивили две девушки-сестрицы : в ИР 1807 им 20 и 11; в ИР 1817 им 31 и 21; а еще через 17 лет обе остаются незамужними, но, видимо, считают, что еще не все шансы потеряны, поэтому в РС 1834 им 36 и 32. --- Священники Венгрженовские и Орловские в Подольской губернии; священники Безвенглинские, Каковские и Троцкие в Киевской губернии.
| | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 744
| Наверх ##
24 марта 2016 9:58 Nikolay_Ch написал: [q] Мне еще говорили, что приход не давали, если батюшка был без матушки. [/q]
Может, где-то и такое случалось. А вот как было принято в 18-ом веке. - Если у священника умирала жена, то ему обычно давали какое-то время на улаживание своих дел (пристраивание детей и т.п.), а потом - добро пожаловать в монастырь, хочешь ты того или нет! Это уже потом стали возможны варианты - вплоть до снятия сана и вступления во второй брак... --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
ВадимЗ Сообщений: 579 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 910
| Наверх ##
24 марта 2016 11:21 AK-63 написал: [q] Это уже потом стали возможны варианты - вплоть до снятия сана и вступления во второй брак...[/q]
А это было именно снятие сана или запрещение служить священником? Разве можно отменить хиротонию? | | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 744
| Наверх ##
24 марта 2016 11:38 Именно снятие сана. Последнее могло быть либо согласно прошению, либо в порядке наказания - за несовместимые с саном проступки (блудные грехи, например, о чем в этой теме недавно упоминалось)... Запрещение в священнослужении тоже применялось, но, очевидно, за менее серьезные вещи. --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2528 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9585 | Наверх ##
24 марта 2016 11:48 G_Spasskaya написал: [q] "ползаю" по ревизиям священников, от 5 до 10,ради интереса пересчитываю возраст каждый раз - и все совпадает.[/q]
Я тоже ползаю по тем же ревизиям несколько лет, и, во-первых, всё бывает. Во-вторых, с ревизиями сложнее. В метриках и исповедках возраст записывали "со слов", а в ревизиях была обязательная отметка "по предыдущей ревизии" (правда, для мужчин). И тем не менее, такого, чтобы "всё совпадало", практически не встречал. AK-63 написал: [q] Если у священника умирала жена, то ему обычно давали какое-то время на улаживание своих дел (пристраивание детей и т.п.), а потом - добро пожаловать в монастырь, хочешь ты того или нет![/q]
Месяц назад просидел неделю в Туле, разгребал священноцерковнослужителей по XVIII веку (потом вернулся, проверил по описям по Симбирску - то же самое). Целый том одной из описей Коломенской консистории посвящён делам о назначениях, священники - отдельный раздел, дьяконы - следующий. О чём это я? О том, что опись почти вся посвящена делам о выдаче ставленных грамот - фактически, "лицензий на право ведения профессиональной практики" - священникам и дьяконам. Но примерно пятая часть дел - выдача епитрахильных и орарных грамот овдовевшим священникам и дьяконам, поскольку для вдовца священнослужение требовало отдельного, специального разрешения. Очень удобный инструмент "подсечь" точную дату смерти жены, если по ревизкам не удаётся. Для "моих" персонажей получилось найти добрый десяток епитрахильных грамот (и пару орарных). Но ни одного следа "принуждения" к пострижению! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (1) |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 744
| Наверх ##
24 марта 2016 12:24 Среди документов Тобольского архива мне недавно попались два прошения на имя правящего архиерея. В первом из них некий вдовый священник подробно сообщал о том, что у него остались две несовершеннолетних дочери и дом с немалым хозяйством, за которым будет некому присматривать, и просил, в связи с этим, оставить его на прежнем месте еще на 2 года «или на коликое время Ваше Преосвященство соблаговолит». Во втором прошении (гораздо более кратком) ЭТОТ ЖЕ ЧЕЛОВЕК заявлял о своем горячем желании безотлагательно «восприять монашеский чин и в том монашестве пребывать в Успенском Далматове монастыре». Два этих прошения по дате подачи разделяет ОДИН ДЕНЬ, причем второе из них подписано дрожащей рукой… (Тобольский госархив, Ф. И-156, оп. 2, д. 262, лл. 2-3.) И подобные вещи (может, чуть менее откровенные) в документах этого архива встречаются, по сути, на каждом шагу! --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
gegrby73 Дальний Восток Сообщений: 2273 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2686 | Наверх ##
24 марта 2016 13:27 24 марта 2016 13:50 AK-63 написал: [q] И подобные вещи (может, чуть менее откровенные) в документах этого архива встречаются, по сути, на каждом шагу![/q]
Фонд И 156 Оп. 19 Д. 520 Клировые ведомости Тобольской епархии за 1806 год. Ведомость о детях сиротствующих слободы Белозерской. Бывшего священника, а ныне находящегося по вдовству в Рафайловском монастыре Филиппа Пузырева дети: - Гавриил, 8 лет; - близнецы Василий, 4 лет; - Владимир, 4 лет. Дети на содержании у престарелого деда. Добавлю. Смотрел ревизию 1782 года монастырей Красноярских, все монахи вдовый клир. Может в Сибири желающих добровольно пойти в монахи не хватало, и таким образом штат монастырей наполняли. --- Краеведение и генеалогия Вилейского уезда. Крестьяне http://vilejski-uezd.by/.
Генеалогия священноцерковнослужителей Тобольской епархии.
Генеалогия крестьян Ялуторовского уезда Тобольской губернии.
Мастеровые Добрянского металлургического завода.
Казаки ОКВ. Уйский станичный юрт. | | |
|