Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия священников

Общая тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 103 104 105 106 107 * 108 109 110 111 ... 1208 1209 1210 1211 1212 1213 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 27
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (2)
Nathalie

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20899
valcha2006
Да, любопытная тенденция вырисовывается. Я-то думала, что мой случай уникальный. 101.gif
Интересно, чем была вызвана такая смена и вида деятельности, и образа жизни, и, до некоторой степнеи, идеологии?
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24869
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20510
Nathalie
Нет, я не думаю, что здесь имеет место быть смена идеологии.
Они, козаки, во всяком случае, на Левобережной Украине, "рубились" по большому счету за сохранение православия на этих терр.
М.б. некоторые из них были из священнических семей, но им не досталось прихода, пошли в козаки, а потом ........
Может просто устали от походов или военная каррьера не задалась.

Причины могли быть разные.

Валерия
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Nathalie

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20899
valcha2006
Все причины имеют право на существование...
Но когда наблюдаются не единичные случаи, а тенденция, за этим, скорее всего, стоит какая-то глобальная причина. Может быть, политика правительства. Может быть, священиков не хватало, и казакам, становившимся священослужителями, полагались какие-то льготы. Не знаю, могу только предполагать. Надо читать источники. 101.gif
Относительно смены идеологии - я ведь не писала "смена религии". А идеология у человека, который проповедует "не убий", и у воина - несколько разная, хотя оба исповедуют одну и ту же религию.
MariaG

MariaG

Частный специалист

Москва
Сообщений: 1126
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 485
В связи с интересом, проявленным к 18 веку, позволю себе привести некоторые цитаты из труда профессора П. В. Знаменского "Приходское духовенство в России со времени реформы Петра", касающиеся избрания служителей в юго-западных областях. Всех вопросов эти отрывки не снимут, но, надеюсь, будут полезны, да и просто позволят окунуться в атмосферу того времени. (Извините за объем!!! dntknw.gif Если не нужно оно такое - удалю без промедления 101.gif ). А вообще, очень рекомендую приобресть книгу, изданную в 2003 году Издательским домом "Коло", СПб. В нее включено указанное сочинение + "Приходское духовенство на Руси" (это о допетровской эпохе истории духовного сословия) того же Знаменского. + наверное, много интересного можно найти в статье Е. Крыжановского "Очерки быта малороссийского сельского духовенства"// Руководство для сельских пастырей. 1861, 1862, 1864 гг., которую использовал Знаменский, если, конечно, сейчас ее можно где-то найти (не знаю, не интересовалась).

"В некоторых местностях, в течение, по крайней мере, первой половины 18 в. <…> приходские выборы мирно продолжали свою практику во всей ее цельности, частию по общему уважению к старой памяти и заведенному порядку, частию потому, что не было налицо ни достаточного числа наследников по малочисленности духовенства, ни достаточного числа школьников, которые бы могли наполнять открывшиеся в приходах вакансии. <…> В Юго-Западной России архиереям долгое время нечего было и думать о распространении своего влияния на приходы, несмотря на сравнительно большее распространение здесь школьного образования в духовенстве, потому что здешние приходские громады, как городские, так и сельские, издавна привыкли принимать живейшее участие во всех церковных делах, получили на эти дела громадное влияние, во многих случаях даже вовсе устранявшее власть иерархии и, уж конечно, не могли терпеть, чтобы архиерей посылал к ним отцов, парохов без их выбора и согласия…"

"В 1722 г. были изданы правила для приходских выборов, причем в выборных списках велено подробно обозначать качества избранного кандидата, что прихожане "знают его быть доброго человека, а именно: не пьяницу, в домостроении своем не ленивого, не клеветника, не сварливого, не любодейца, не убийцу, в воровстве и обмане не обличенного, грамоте умеющего, никакого подозрения раскольнического за собой не имеющего". Эти правила удерживали полную силу в течение всей первой половины 18 в. и несколько раз подтверждались новыми указами".

"Более подробные сведения дошли до нас о порядке приходских выборов в Юго-Западной России. *Извлекаем эти сведения из замечательной статьи Крыжановского, составленной по делам Киевского консисторского архива. (прим. - насколько я поняла, речь о статье Е. Крыжановского "Очерки быта малороссийского сельского духовенства"// Руководство для сельских пастырей. 1861, 1862, 1864 гг.). Как скоро в какой-нибудь парохии опрастывалось вольное, ненаследственное место священнослужителя, протопопское правление посылало туда своего депутата из священников своего округа. Этот по приезде представлялся громаде и с общего согласия назначал день выборов. При том живом участии, какое юго-западные громады принимали во всех делах своей церкви, выборы имели очень оживленный и торжественный характер. На них, как на приходской праздник, съезжалось множество гостей, священников и мирян из соседних селений; <…> Еще большее оживление выборам придавало всегдашнее множество и разнообразие являвшихся на них кандидатов. Духовное звание в юго-западном крае и в 18 в. еще долго оставалось открытым для всех. Вместе с праздными поповичами и дьяками соседних парохий, а также бурсаками Киевской академии, Переяславской семинарии и Харьковского коллегиума в числе кандидатов на открывшиеся места всегда были грамотные люди и светских званий, крестьяне, мещане и казаки. На каждые выборы являлись, кроме того, и посвященные уже люди – разные безместные священнослужители, которых немало бродило по всему краю в чаянии свободного места и которые в народе известны были под названием "диких попов". Тут были и священники, произвольно покинувшие или продавшие бедную парохию для приискания другой, более кормной, и священники, выбитые с места самими громадами, и безместные священнослужители, купившие свой сан в Молдавии или Турции, где он стоил очень дешево и где всегда можно было за известную сумму найти архиерея, чтобы получить от него рукоположение без прихода, как говорилось "на аванс", или "про запас", пока не отыщется место; наконец, священнослужители, бежавшие из Польши от фанатизма католиков и униатов, иные с избитым телом, со скудными клочками волос на голове и далеко не полной бородою. Все эти кандидаты всеми мерами заискивали внимания громады, которую желали пасти, ходили с поклоном к зажиточным хозяевам, раздавали деньги, лошадей, коров и другие дары, каждый день подпаивали чернь, рассыпая обещания слушаться громады, почитать парохиан, и стараясь подорвать доверие к другим кандидатам. Вся парохия волновалась, пила, шумела, разбивалась на партии до самого того времени, как наступал роковой день, назначенный для выборов.
Для выборов вся громада собиралась при церкви. Депутат читал перед нею лист духовного правления с дозволением приступить к выборам и по прочтении возглашал: "Кого волите, Панове громада?" Наступало несколько минут обычного молчания, которое так необходимо для малороссийской сходки всегда, когда требуется, что называется, "дило разжувати". Кандидаты в это время находились в самом тревожном состоянии, посматривая на своих патронов; некоторые, не утерпев и пользуясь затишьем, выходили в круг, кланялись на все стороны и просили, чтобы их выбрали в парохи. При возглашении первого же имени поднимались толки, споры, и толпа начинала шуметь. В споры и толки вмешивались и люди околичные, подавая советы и высказывая свои сведения о кандидатах. Кандидаты тоже с своей стороны спорили, ругались, укоряя друг друга, чем могли, и докладывая друг о друге все, что слыхали. Выписываем жалобу одного кандидата по случаю обиды, причиненной ему на выборах в селе Великоселицах. "Депутат, - пишет он в своей жалобе митрополиту Рафаилу (Заборовскому), - прочитал пред громадою дозволение духовного правления избирать кандидата. Тут были многие священники и светские, приехавшие до громады в гости. Я выступил перед громадою, поклонился и сказал: "Прошу я вас, Панове парохияне, еже будет воля ваша, и меня принять". Тогда стоявший тут священник Дубровский, приехавший к громаде, крикнул: "А ты чего лезешь сюда? Ты продал свою парохию и людей за 700 злотых; а ежели ты станешь, то и тут тое сделаешь. Он вас, Панове парохияне, всех попродаст". Громада тотчас же отказала этому кандидату, хотя он действительно был невинен в продаже старой парохии и после, когда место было уже потеряно, доказал несправедливость нареканий на него священника Дубровского. После выбора громада провозглашала избранного паном отцом, делала складчину для обзаведения его на новом месте, а если он еще не был посвящен, то снабдевала его пособиями на издержки в кафедре, снаряжала подводу и отправляла его "промоваться на попа".
Описанный здесь церемониал выборов, разумеется, мог соблюдаться только там, где сила громады не была подавлена силою пана. <…> В Юго-Западной России пан кому хотел, тому и отдавал парохию, мог отдать ее даже своему холопу за какие-нибудь холопские послуги, точно так же, как это бывало в старину, в 16 и 17 вв."

"В земле Войска Донского и в казацких селениях Малороссии причетники считались в казацком звании; как определение их к церквам, так и увольнение зависело от войсковых начальств…"
---
Озерецковские, Величкины, Красновские, Уваровы (Уаровы), Дроздовы, Бриллиантовы (духовенство Московской губ.).; Левитские (Киев), Барановы (Киев) Бахмацкие (Мельня), Кошовец (Любитово), Залесовы (Бирск, Уфа); Виноградовы, Борзаковские; Горбуновы и Планкины (Лобаски).
Nathalie

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20899
MariaG
Большое спасибо за интересную информацию!
Смолич тоже пишет о выборах, но не столь подробно.
Не могли бы Вы указать, как точно называется книга Знаменского?
Очень заинтересовала статья Крыжановского. И сам автор тоже - это одна из интересующих меня фамилий. 101.gif Буду искать.
galinaS

galinaS

Казань
Сообщений: 6707
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 5956
Nathalie
Позволю себе ответить за Машу по поводу интересующей Вас книги Знаменского, о которой я Вам и писала уже.
П.В. Знаменский профессор Казаеской Духовной Акадкмии

Приходское духовенство на Руси.

Приходское духовенство в России со времени
реформы Петра


Изд. дом "КОЛО" С-П.ММШ
Nathalie

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20899
galinaS
Спасибо за информацию!
Помню, что писали, но я думала, что это антикварная книга, и купить ее нереально. 101.gif
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24869
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20510
MariaG
Спасибо!
Очень интересно, познавательно и....живописно! Книга, наверное, уже раритет?

Nathalie
Я представляла себе, какова была или могла бы быть практика "смены" вида деятельности. И почему меняли.
В хорошем (большом) приходе можно было в достатке жить и землицы прикупить и посполитых поиметь, ну и т.д.
Но для меня все равно остается неясным вопрос об имени\отчестве "сменившего" и его детей., хотя если это было белое духовенство.......
Ну, а по поводу "не убий"....
Сколько было тех, на Востоке и на Западе, которые, подоткнувши рясу, брали в руки меч, правда предварительно помолившись?
И истребляли, во имя Господа, "язычников", читай -инакомыслящих\ инакокрестившихся\ инакоодевающихся\ инакоживущих и т.д. и находили оправдание своим деяниям и в Писании и др. Книгах.
Какая уж тут идеология !
Владеть душами еще более привлекательно, чем владеть телом.
Вы об украинских Кры(и)жановских все знаете?
У вас есть то, что есть у Лазаревского, Кривошеи ..?
У меня из них есть парочка записей.
Прислать?
С уважением
Валерия
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
MariaG

MariaG

Частный специалист

Москва
Сообщений: 1126
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 485
valcha2006, Nathalie, не за что! 101.gif
Нет, книга встречается пока. Буквально месяц назад для Гали ее покупала. 101.gif И в Сетевых магазинах она мне на глаза недавно попадалась. Поищите. Действительно очень легко и с интересом читается. 101.gif
---
Озерецковские, Величкины, Красновские, Уваровы (Уаровы), Дроздовы, Бриллиантовы (духовенство Московской губ.).; Левитские (Киев), Барановы (Киев) Бахмацкие (Мельня), Кошовец (Любитово), Залесовы (Бирск, Уфа); Виноградовы, Борзаковские; Горбуновы и Планкины (Лобаски).
Nathalie

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20899
valcha2006
Если можете прислать, буду очень благодарна. Пишу адрес в личные.
По поводу книги - я походила по Сети, в интернет-магазинах ее уже нет. Может быть, в обычных еще где-то можно купить, но тоже вряд ли...
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 103 104 105 106 107 * 108 109 110 111 ... 1208 1209 1210 1211 1212 1213 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈