Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24871 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20519 | Наверх ##
27 ноября 2006 14:45 27 ноября 2006 14:54о Прочитала все сообщения по этой теме!
Даже и не знаю к кому обратиться конкретно? У вас у всех чувствуется определенный профессионализм! Может кто-то ответит на мой вопрос, касающийся 18 в. Многие казаки (простые и из войсковой старшины) меняли "саблю на рясу". Каким образом мог происходить этот "обмен" около 1730-38 гг.? Скажем, значковый товарищ становится священником села X..., ему надо было пройти какое-то обучение? Посвящение? Меняли ли они при этом имя, обязательно? Или могли оставить прежнее. И, если меняли, то их дети могли использовать для своих отчеств это новое имя? Если имя менялось, то была \ могла быть практика использования этим священиком отчества своего отца с его новым "церковным" именем для документов: переписей, записей, судебных тяжб, купчих и т.д.? Скажем: был бунчуковый товарищ Кирил Григорьевич NN стал св. села ХХ о. Андрей Григорьевич NN его дети могли \ имели право писаться далее - Андреевичами - Андреевными, Вот загадка! Да и весь этот 18 век на Украине.......!!! С уважением Валерия
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
Nathalie Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20904 | Наверх ##
27 ноября 2006 18:29 valcha2006Валерия, у меня похожая проблема! Профессионализм мой явно хромает, поэтому давайте разбираться вместе.  Мой предполагаемый предок, 1705 г.р., войсковой писарь, тоже сменил "саблю на рясу" где-то после 30 лет. То есть, время как раз то же! Насколько я поняла, тогда обучаться в семинарии было необязательно, достаточно было грамотности. При этом имя у него осталось прежним, ведь он принадлежал к белому духовенству. А имя меняют при пострижении в монахи. Поэтому у меня вызывает сомнение, что "был бунчуковый товарищ Кирил Григорьевич NN, стал св. села ХХ о. Андрей Григорьевич NN". Скорее, это два брата. Но это мое дилетантское мнение. Может быть, более опытные товарищи меня поправят. | | |
valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24871 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20519 | Наверх ##
28 ноября 2006 10:51щ Nathalie
Да, я тоже склоняюсь к такому же мнению, но... м.б. была и такая практика!!! Отчества у этого Кирилы не обнаруживается, это просто мои предположения, по годам, по месту служения, что он мог бы быть этим Григорьевичем. Для меня вторая часть вопроса также остается как бы в тумане, по поводу отчеств детей при возможном изменении имени.
А по поводу "сабли на рясу" есть и еще примеры: Роман Ракушка Романовский, подскарбий войска запорожского при Брюховецком тоже сменил вид деятельности, и в завещании своем ,уже священником, подписывается,как Роман....... Валерия --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
Nathalie Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20904 | Наверх ##
28 ноября 2006 11:34 valcha2006Да, любопытная тенденция вырисовывается. Я-то думала, что мой случай уникальный.  Интересно, чем была вызвана такая смена и вида деятельности, и образа жизни, и, до некоторой степнеи, идеологии? | | |
valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24871 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20519 | Наверх ##
28 ноября 2006 12:46щ Nathalie Нет, я не думаю, что здесь имеет место быть смена идеологии. Они, козаки, во всяком случае, на Левобережной Украине, "рубились" по большому счету за сохранение православия на этих терр. М.б. некоторые из них были из священнических семей, но им не досталось прихода, пошли в козаки, а потом ........ Может просто устали от походов или военная каррьера не задалась.
Причины могли быть разные.
Валерия --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
Nathalie Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20904 | Наверх ##
28 ноября 2006 13:35 valcha2006Все причины имеют право на существование... Но когда наблюдаются не единичные случаи, а тенденция, за этим, скорее всего, стоит какая-то глобальная причина. Может быть, политика правительства. Может быть, священиков не хватало, и казакам, становившимся священослужителями, полагались какие-то льготы. Не знаю, могу только предполагать. Надо читать источники.  Относительно смены идеологии - я ведь не писала "смена религии". А идеология у человека, который проповедует "не убий", и у воина - несколько разная, хотя оба исповедуют одну и ту же религию. | | |
MariaG | Наверх ##
29 ноября 2006 1:04 29 ноября 2006 1:39 В связи с интересом, проявленным к 18 веку, позволю себе привести некоторые цитаты из труда профессора П. В. Знаменского "Приходское духовенство в России со времени реформы Петра", касающиеся избрания служителей в юго-западных областях. Всех вопросов эти отрывки не снимут, но, надеюсь, будут полезны, да и просто позволят окунуться в атмосферу того времени. (Извините за объем!!!  Если не нужно оно такое - удалю без промедления  ). А вообще, очень рекомендую приобресть книгу, изданную в 2003 году Издательским домом "Коло", СПб. В нее включено указанное сочинение + "Приходское духовенство на Руси" (это о допетровской эпохе истории духовного сословия) того же Знаменского. + наверное, много интересного можно найти в статье Е. Крыжановского "Очерки быта малороссийского сельского духовенства"// Руководство для сельских пастырей. 1861, 1862, 1864 гг., которую использовал Знаменский, если, конечно, сейчас ее можно где-то найти (не знаю, не интересовалась). "В некоторых местностях, в течение, по крайней мере, первой половины 18 в. <…> приходские выборы мирно продолжали свою практику во всей ее цельности, частию по общему уважению к старой памяти и заведенному порядку, частию потому, что не было налицо ни достаточного числа наследников по малочисленности духовенства, ни достаточного числа школьников, которые бы могли наполнять открывшиеся в приходах вакансии. <…> В Юго-Западной России архиереям долгое время нечего было и думать о распространении своего влияния на приходы, несмотря на сравнительно большее распространение здесь школьного образования в духовенстве, потому что здешние приходские громады, как городские, так и сельские, издавна привыкли принимать живейшее участие во всех церковных делах, получили на эти дела громадное влияние, во многих случаях даже вовсе устранявшее власть иерархии и, уж конечно, не могли терпеть, чтобы архиерей посылал к ним отцов, парохов без их выбора и согласия…" "В 1722 г. были изданы правила для приходских выборов, причем в выборных списках велено подробно обозначать качества избранного кандидата, что прихожане "знают его быть доброго человека, а именно: не пьяницу, в домостроении своем не ленивого, не клеветника, не сварливого, не любодейца, не убийцу, в воровстве и обмане не обличенного, грамоте умеющего, никакого подозрения раскольнического за собой не имеющего". Эти правила удерживали полную силу в течение всей первой половины 18 в. и несколько раз подтверждались новыми указами". "Более подробные сведения дошли до нас о порядке приходских выборов в Юго-Западной России. *Извлекаем эти сведения из замечательной статьи Крыжановского, составленной по делам Киевского консисторского архива. (прим. - насколько я поняла, речь о статье Е. Крыжановского "Очерки быта малороссийского сельского духовенства"// Руководство для сельских пастырей. 1861, 1862, 1864 гг.). Как скоро в какой-нибудь парохии опрастывалось вольное, ненаследственное место священнослужителя, протопопское правление посылало туда своего депутата из священников своего округа. Этот по приезде представлялся громаде и с общего согласия назначал день выборов. При том живом участии, какое юго-западные громады принимали во всех делах своей церкви, выборы имели очень оживленный и торжественный характер. На них, как на приходской праздник, съезжалось множество гостей, священников и мирян из соседних селений; <…> Еще большее оживление выборам придавало всегдашнее множество и разнообразие являвшихся на них кандидатов. Духовное звание в юго-западном крае и в 18 в. еще долго оставалось открытым для всех. Вместе с праздными поповичами и дьяками соседних парохий, а также бурсаками Киевской академии, Переяславской семинарии и Харьковского коллегиума в числе кандидатов на открывшиеся места всегда были грамотные люди и светских званий, крестьяне, мещане и казаки. На каждые выборы являлись, кроме того, и посвященные уже люди – разные безместные священнослужители, которых немало бродило по всему краю в чаянии свободного места и которые в народе известны были под названием "диких попов". Тут были и священники, произвольно покинувшие или продавшие бедную парохию для приискания другой, более кормной, и священники, выбитые с места самими громадами, и безместные священнослужители, купившие свой сан в Молдавии или Турции, где он стоил очень дешево и где всегда можно было за известную сумму найти архиерея, чтобы получить от него рукоположение без прихода, как говорилось "на аванс", или "про запас", пока не отыщется место; наконец, священнослужители, бежавшие из Польши от фанатизма католиков и униатов, иные с избитым телом, со скудными клочками волос на голове и далеко не полной бородою. Все эти кандидаты всеми мерами заискивали внимания громады, которую желали пасти, ходили с поклоном к зажиточным хозяевам, раздавали деньги, лошадей, коров и другие дары, каждый день подпаивали чернь, рассыпая обещания слушаться громады, почитать парохиан, и стараясь подорвать доверие к другим кандидатам. Вся парохия волновалась, пила, шумела, разбивалась на партии до самого того времени, как наступал роковой день, назначенный для выборов. Для выборов вся громада собиралась при церкви. Депутат читал перед нею лист духовного правления с дозволением приступить к выборам и по прочтении возглашал: "Кого волите, Панове громада?" Наступало несколько минут обычного молчания, которое так необходимо для малороссийской сходки всегда, когда требуется, что называется, "дило разжувати". Кандидаты в это время находились в самом тревожном состоянии, посматривая на своих патронов; некоторые, не утерпев и пользуясь затишьем, выходили в круг, кланялись на все стороны и просили, чтобы их выбрали в парохи. При возглашении первого же имени поднимались толки, споры, и толпа начинала шуметь. В споры и толки вмешивались и люди околичные, подавая советы и высказывая свои сведения о кандидатах. Кандидаты тоже с своей стороны спорили, ругались, укоряя друг друга, чем могли, и докладывая друг о друге все, что слыхали. Выписываем жалобу одного кандидата по случаю обиды, причиненной ему на выборах в селе Великоселицах. "Депутат, - пишет он в своей жалобе митрополиту Рафаилу (Заборовскому), - прочитал пред громадою дозволение духовного правления избирать кандидата. Тут были многие священники и светские, приехавшие до громады в гости. Я выступил перед громадою, поклонился и сказал: "Прошу я вас, Панове парохияне, еже будет воля ваша, и меня принять". Тогда стоявший тут священник Дубровский, приехавший к громаде, крикнул: "А ты чего лезешь сюда? Ты продал свою парохию и людей за 700 злотых; а ежели ты станешь, то и тут тое сделаешь. Он вас, Панове парохияне, всех попродаст". Громада тотчас же отказала этому кандидату, хотя он действительно был невинен в продаже старой парохии и после, когда место было уже потеряно, доказал несправедливость нареканий на него священника Дубровского. После выбора громада провозглашала избранного паном отцом, делала складчину для обзаведения его на новом месте, а если он еще не был посвящен, то снабдевала его пособиями на издержки в кафедре, снаряжала подводу и отправляла его "промоваться на попа". Описанный здесь церемониал выборов, разумеется, мог соблюдаться только там, где сила громады не была подавлена силою пана. <…> В Юго-Западной России пан кому хотел, тому и отдавал парохию, мог отдать ее даже своему холопу за какие-нибудь холопские послуги, точно так же, как это бывало в старину, в 16 и 17 вв." "В земле Войска Донского и в казацких селениях Малороссии причетники считались в казацком звании; как определение их к церквам, так и увольнение зависело от войсковых начальств…" --- Озерецковские, Величкины, Красновские, Уваровы (Уаровы), Дроздовы, Бриллиантовы (духовенство Московской губ.).; Левитские (Киев), Барановы (Киев) Бахмацкие (Мельня), Кошовец (Любитово), Залесовы (Бирск, Уфа); Виноградовы, Борзаковские; Горбуновы и Планкины (Лобаски). | | |
Nathalie Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20904 | Наверх ##
29 ноября 2006 8:43 MariaGБольшое спасибо за интересную информацию! Смолич тоже пишет о выборах, но не столь подробно. Не могли бы Вы указать, как точно называется книга Знаменского? Очень заинтересовала статья Крыжановского. И сам автор тоже - это одна из интересующих меня фамилий.  Буду искать. | | |
galinaS Казань Сообщений: 6707 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 5962 | Наверх ##
29 ноября 2006 9:01 Nathalie Позволю себе ответить за Машу по поводу интересующей Вас книги Знаменского, о которой я Вам и писала уже. П.В. Знаменский профессор Казаеской Духовной Акадкмии
Приходское духовенство на Руси.
Приходское духовенство в России со времени реформы Петра
Изд. дом "КОЛО" С-П.ММШ | | |
Nathalie Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20904 | Наверх ##
29 ноября 2006 10:09 galinaSСпасибо за информацию! Помню, что писали, но я думала, что это антикварная книга, и купить ее нереально. | | |
|