Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9571 | Наверх ##
1 ноября 2017 23:17 Bacteriologist Кстати, покопайте здесь, на форуме, старые посты ABY (свет угасшей звезды...). Найдёте массу интересного, по Дмитровскому уезду - совершенно точно. Может, свечку за него поставите... | | |
gegrby73 Дальний Восток Сообщений: 2273 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2685 | Наверх ##
2 ноября 2017 9:39 2 ноября 2017 10:00 ВадимЗИнокКент написал: [q] исходатайствование епитрахильной грамоты, позволявшей служить во вдовстве[/q]
позволю маленькое дополнение. У меня сложилось мнение, что как правило епитрахильную грамоту давали для обустройства детей: сыновей-на службу, девок-замуж....а сам в монастырь. --- Краеведение и генеалогия Вилейского уезда. Крестьяне http://vilejski-uezd.by/.
Генеалогия священноцерковнослужителей Тобольской епархии.
Генеалогия крестьян Ялуторовского уезда Тобольской губернии.
Мастеровые Добрянского металлургического завода.
Казаки ОКВ. Уйский станичный юрт. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9571 | Наверх ##
2 ноября 2017 11:16 gegrby73 написал: [q] [/q]
У меня такого мнения не сложилось. Один мой персонаж-иерей благополучно дослужил вдовцом до кончины (хотя и вынужден был возобновлять епитрахильную грамоту каждые два года - я их нашёл четыре); второй прослужил десять лет и уступил своё место сыну "по слабости глазами", никакого "монастыря". И, похоже, ещё пять-шесть человек, мелькавших рядом с ними по тому же поводу - испрашивания епитрахильных или орарных (мне попадались два дьякона) грамот, - также остались "на свободе". Более того! У меня священноцерковнослужителей - две полноценные линии, около 60 персон непосредственно в древе, из них 29 священников и 10 дьяконов, и, вероятно, уже более 500 персонажей "рядом" (братья, зятья, свояки и т.п.). Так вот, из всего этого массива, начиная с 1750-х, в монахи "по вдовству" постриглись всего двое! Правда, это ровно столько же, сколько достоверно служили во вдовстве (тоже двое) и сколько сложили сан, женились и дослуживали дьячками (опять двое)... Хотя, разумеется, упомянутые Вами соображения наверняка тоже принимались во внимание. | | |
ВадимЗ Сообщений: 579 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 907
| Наверх ##
2 ноября 2017 11:29 ИнокКент написал: [q] ВадимЗ Уж простите, по обоим своим персонажам собственно консисторских указов не нашёл (70-е годы XVIII века). Только записи цитированного содержания в позднейших клировых ведомостях и ревизиях. Как я понимаю, у овдовевшего священника было три основных пути: пострижение в монахи, исходатайствование епитрахильной грамоты, позволявшей служить во вдовстве (обычно давалась на 2-3 года, потом надо было просить новую), или сложение сана и дальнейшая служба, как правило, дьячком. А это статус, позволявший (опять же, естественно, с разрешения епархиального иерея) повторный брак.[/q]
Спасибо. Вот это меня собственно и интересовало. | | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 743
| Наверх ##
3 ноября 2017 10:53 ИнокКент написал: [q] У меня такого мнения не сложилось.[/q]
Скорее всего, в разных регионах и разных епархиях положение дел могло существенно отличаться... Скажем, в Тобольской епархии (судя едва ли не по всем просмотренным документам второй половины 18-го века) руководствовались принципом - чем больше вдовцов из духовенства удастся загнать в монастырь - тем лучше! --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9571 | Наверх ##
3 ноября 2017 11:31 AK-63 Возможно. В центральных губерниях (судя по документам, в первую очередь, Коллегии экономии в РГАДА) в это время практика была прямо противоположной - монастыри во многом продолжали работать как богадельни, мест в штате категорически не хватало, и поступление в них существенно ограничивалось. И если человек мог продолжать жить, "не отягощая братию" - предполагалось, что пусть лучше живёт... | | |
ВадимЗ Сообщений: 579 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 907
| Наверх ##
3 ноября 2017 13:21 Кстати, такой вопрос. Если священник сложил сан, то в синодике его как писать? Как священника или нет? | | |
natalia188 Участник
Санкт-Петербург Сообщений: 87 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 47 | Наверх ##
3 ноября 2017 13:21 Здравствуйте! У меня два вопроса. 1. Подскажите, пожалуйста, в каких документах могут быть сведения о человеке причетнического звания, кот. был взят в рекруты по указанию местных священника и благочинного. (Вроде бы при Павле 1 был манифест, которым повелевалось взять в военную службу тех низших членов причта, кот. отличались неспособностью к прохождению церковных обязанностей, а также неблагоповедением. Вроде бы Св. Синоду предписывалось затребовать через епархиальных архиреев и дух. консистории сведения о лицах из среды низшего духовенства для определения их в рекруты). Прадед моего прадеда был таким образом взят в рекруты из неназванного села (указано, что это было его родное село) Елецкого уезда, кот. в то время был частью Воронежской епархии. А через несколько месяцев к Рождеству его вернули остриженного и в казенном полушубке. В семье осталось предание, что за него просил Тихон Задонский, к кот. обратилась за помощью жена моего предка. Что-то здесь не связывается, т.к. началу царствования Павла 1 Тихон Задонский уже умер. Но то, что человека забрали, а через некоторое время вернули, это уже не может быть неправдой. О герое этого происшествия известно только имя и отчество. Фамилия его старшего сына была Донецкий, но, возможно, он получил ее уже в духовном училище (по преданию Тихон Задонский велел привести к нему мальчика для учения, когда вернулся отец). Каким образом можно разобраться в этой истории. 2. Мой прадед вспоминал, что иногда с Кавказа приходили письма от брата Михаила, кот. он никогда не видел. Прадед родился в 1850 году. Кем мог быть старший сын Задонского дьякона, чтобы оказаться на Кавказе? Очень надеюсь на подсказки. --- Ищу Донецких и Зубовых из Воронежа, Мростов и Талмудов из Одессы | | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 743
| Наверх ##
3 ноября 2017 15:35 3 ноября 2017 15:36 Единственное, что приходит на ум - тупо перебирать все клировые ведомости по Елецкому уезду (если они сохранились за интересующий Вас период) и выписывать оттуда причетников, подходящих по имени, отчеству и наличию соответствующего сына. (Кстати, этот Донецкий потом вполне мог служить или на том же приходе, где отец, или где-то рядом...) И да, еще могут помочь документы Елецкого (или какое там было ближайшим?) духовного училища - опять же, если они сохранились. --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7620 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4236 | Наверх ##
3 ноября 2017 19:32 natalia188, иногда в фондах консистории можно отыскать что-то типа списков духовенства и их детей, подлежащих по разбору в воинскую службу. Еще иногда можно найти списки в фондах воинских присутствий (не знаю только, какие у вас годы). Я разбор 1833 года в таких списках находила. На Кавказе сын диакона мог оказаться, в общем-то, кем угодно, начиная от полкового священника, заканчивая служащим, вышедшим из духовного звания, каким-нибудь чиновником. Еще мог лекарем. Все зависит от его образования. | | |
|