Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
Sinterson Москва Сообщений: 515 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 342 | Наверх ##
25 октября 2017 20:54 Вопрос. В каких архивных документах первой четверти 20 века могут попадаться фотографии священников? --- Интересует духовенство Новгородской губернии: Новая Русса, Черенчицы, Ляховичи, Левоча, Строилово, Молвотицы | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9572 | Наверх ##
25 октября 2017 22:50 Sinterson В следственных делах. Как система, больше, пожалуй, нигде. | | |
Bacteriologist Сообщений: 358 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 144
| Наверх ##
29 октября 2017 15:53 Добрый день. Я продолжаю исследовать свою ветку, представители которой были священнослужители. Некоторые затруднения в исследованиях стали появляться, когда я стал читать документы ранее 1850 года. Я работаю с двумя сёлами: с. Сидоровском Звенигородского уезда и с. Воздвиженском Дмитровского уезда. Пока я в ЦИАМе заказываю метрические книги, самая ранняя метрическая книга по Воздвиженскому, которую я заказал на текущий момент, за 1788 год. Но нужно узнать ещё о перемещениях священников, о судьбах членов их семей. Понятное дело, что мне нужно заказать уже ревизские сказки. Где их можно найти в ЦИАМе? Насколько я понял, фонд 51 не подходит (сословие же неподатное). Что по священникам есть в РГАДА? | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9572 | Наверх ##
29 октября 2017 16:33 29 октября 2017 16:39 Bacteriologist
Был бы жив Саша Былов (ABY, царство ему небесное), он бы сейчас Вас завалил ссылками. Он-то по Дмитровскому уезду знал всё.
Первое. Клировые ведомости и ревизки СЦС по Московской губернии - в основном в оп. 744 ф. 203. Что-то есть в оп. 746.
Второе. Фонд 51 (оп. 8 и немножко оп. 18) "подходит", ещё как, священноцерковнослужителей там вагон, это неподатное сословие тоже переписывали будь здоров - прежде всего, для использования в т.н. "разборах духовенства", с точки зрения рекрутской повинности и возможностей пополнения контингента гражданской службы. Но это общая проблема Москвы - почти все сказки 4-й, 5-й и, в какой-то степени (те, что успели поступить "в центр"), 6-й ревизии сгорели в пожаре 1812 года.
Отсюда общее решение общей проблемы - исповедные ведомости. Первая страница по каждой церкви - её причт и вообще все прихожане, принадлежавшие к духовному сословию (заштатные, больные, вдовы и сироты и т.д.). Очень удобно.
Помимо консисторского фонда (203) , фондов духовных правлений и уездных церквей, для XVIII века по Дмитрову (Клину, части Рузы и Звенигорода) есть богатейший фонд Переславской консистории, к которой относилась эта территория, так что обязательно посмотрите ф. 206 и 207.
Разумеется, что-то есть в РГАДА (например, моё любимое "Ведомость о детях СЦС Дмитровского уезда, 1769" - ф. 280, оп. 5, д. 806) и даже в РГИА в Петербурге (в фонде Синода, ф. 796).
Ну, и на закуску - кое-что есть в Ярославле, где также лежит часть фонда Переславской консистории; есть и списки священников, и исповедки, и даже некоторые метрики (например, "Ведомости о священниках и дьяконах Дмитрова и Дмитровского уезда за 1754", ф. 1200, оп. 2, д. 73; "Ведомости о священноцерковнослужителях епархии, бывших у исповеди" за 1786, ф. 1200, оп. 2, д.д. 922, 923 и др.).
Удачи! | | |
Bacteriologist Сообщений: 358 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 144
| Наверх ##
29 октября 2017 20:56 29 октября 2017 20:57 ИнокКент, о спасибо Вам огромное! Теперь дело пойдет быстрее! | | |
ВадимЗ Сообщений: 579 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 907
| Наверх ##
1 ноября 2017 10:59 ИнокКент написал: [q] Это вдовым СВЯЩЕННОслужителям нельзя было жениться второй раз. Точнее, можно, но при условии сложения сана (у меня в работе таких двое - "ныне дьячок; в стихарь не посвящён, а за овдовением имеет по двоежёнству из Духовной Консистории указ", стандартная формулировка в клировой...).[/q]
В смысле сложения сана? С какой формулировкой и в какой форме происходило? Вопрос чисто практический, предок в 1755-м - священник, в 1782-м - дьячок с женой, которая никак не могла быть согласно указанному возрасту быть его женой в 1755-м. В смысле, что примерно могло быть в указе из Духовной консистории? | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9572 | Наверх ##
1 ноября 2017 23:14 2 ноября 2017 20:34 ВадимЗ Уж простите, по обоим своим персонажам собственно консисторских указов не нашёл (70-е годы XVIII века). Только записи цитированного содержания в позднейших клировых ведомостях и ревизиях. Как я понимаю, у овдовевшего священника было три основных пути: пострижение в монахи, исходатайствование епитрахильной грамоты, позволявшей служить во вдовстве (обычно давалась на 2-3 года, потом надо было просить новую), или сложение сана и дальнейшая служба, как правило, дьячком. А это статус, позволявший (опять же, естественно, с разрешения епархиального архиерея) повторный брак. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9572 | Наверх ##
1 ноября 2017 23:17 Bacteriologist Кстати, покопайте здесь, на форуме, старые посты ABY (свет угасшей звезды...). Найдёте массу интересного, по Дмитровскому уезду - совершенно точно. Может, свечку за него поставите... | | |
gegrby73 Дальний Восток Сообщений: 2273 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2685 | Наверх ##
2 ноября 2017 9:39 2 ноября 2017 10:00 ВадимЗИнокКент написал: [q] исходатайствование епитрахильной грамоты, позволявшей служить во вдовстве[/q]
позволю маленькое дополнение. У меня сложилось мнение, что как правило епитрахильную грамоту давали для обустройства детей: сыновей-на службу, девок-замуж....а сам в монастырь. --- Краеведение и генеалогия Вилейского уезда. Крестьяне http://vilejski-uezd.by/.
Генеалогия священноцерковнослужителей Тобольской епархии.
Генеалогия крестьян Ялуторовского уезда Тобольской губернии.
Мастеровые Добрянского металлургического завода.
Казаки ОКВ. Уйский станичный юрт. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9572 | Наверх ##
2 ноября 2017 11:16 gegrby73 написал: [q] [/q]
У меня такого мнения не сложилось. Один мой персонаж-иерей благополучно дослужил вдовцом до кончины (хотя и вынужден был возобновлять епитрахильную грамоту каждые два года - я их нашёл четыре); второй прослужил десять лет и уступил своё место сыну "по слабости глазами", никакого "монастыря". И, похоже, ещё пять-шесть человек, мелькавших рядом с ними по тому же поводу - испрашивания епитрахильных или орарных (мне попадались два дьякона) грамот, - также остались "на свободе". Более того! У меня священноцерковнослужителей - две полноценные линии, около 60 персон непосредственно в древе, из них 29 священников и 10 дьяконов, и, вероятно, уже более 500 персонажей "рядом" (братья, зятья, свояки и т.п.). Так вот, из всего этого массива, начиная с 1750-х, в монахи "по вдовству" постриглись всего двое! Правда, это ровно столько же, сколько достоверно служили во вдовстве (тоже двое) и сколько сложили сан, женились и дослуживали дьячками (опять двое)... Хотя, разумеется, упомянутые Вами соображения наверняка тоже принимались во внимание. | | |
|