Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
gegrby73 Дальний Восток Сообщений: 2274 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2684 | Наверх ##
24 апреля 2017 8:51 24 апреля 2017 8:58 Alina Beletskay написал: [q] если говорить о крестных родителях: крестный отец священник Стандровский Дмитрий Феофилактович, [/q]
Вот и смотрите жен с отчествами Дмитриевна и Феофилактовна. Нашли. Значит проверяем род Стандровских. Хотя может и наоборот это девица из рода Никольских вышла за муж за Стандроских. Alina Beletskay написал: [q] кем может быть крестный отец по родству к крестнику и может ли он вообще родственником не являться?[/q]
Все Вами перечисленное имеет право быть. Восприемники одного ребенка не могут быть мужем и женой. Alina Beletskay написал: [q] И второй - если Никольская Надежда Ивановна священническая жена, значит она жена брата Никольского Павла Ивановича - фамилию всегда писали по мужу?[/q]
Точно можно сказать, что на момент свершения таинства она жена священника Никольского и все. Фамилию всегда должны были писать по мужу. Alina Beletskay написал: [q] Территориально братья могли жить далеко друг от друга , а для крещения выбирались те из них кто жил ближе или разницы не было?[/q]
Могли вообще заочно записать. Такие случаи встречались. [q] Кого вообще было принято в крестные родители звать?[/q]
Тех на кого можно положится, что в случае смерти родителей они - крестные - возьмут на себя бремя воспитания ребенка. И конечно уважаемых в обществе людей звали. А вообще все по разному - и несовершеннолетних собственных детей (т.е. родных братья или сестру) в восприемники к младшим детям определяли. Все могло быть. Добавлю к вышесказанному ИнокКент - если речь идет о конце 19 века, то можно задействовать еще один доступный источник - территориальные "Епархиальные ведомости". Проверить списки обучавшихся девиц. --- Краеведение и генеалогия Вилейского уезда. Крестьяне http://vilejski-uezd.by/.
Генеалогия священноцерковнослужителей Тобольской епархии.
Генеалогия крестьян Ялуторовского уезда Тобольской губернии.
Мастеровые Добрянского металлургического завода.
Казаки ОКВ. Уйский станичный юрт. | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7568 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4189 | Наверх ##
24 апреля 2017 9:43 gegrby73 написал: [q] Тех на кого можно положится, что в случае смерти родителей они - крестные - возьмут на себя бремя воспитания ребенка. И конечно уважаемых в обществе людей звали. А вообще все по разному - и несовершеннолетних собственных детей (т.е. родных братья или сестру) в восприемники к младшим детям определяли. Все могло быть.[/q]
Я бы добавила, что почти в каждой семье были свои предпочтения по этому вопросу, и, изучив несколько крещений в одной семье, можно с достаточной уверенностью делать предположения о крестных. Одни предпочитали брать родственников, причем к первым нескольким детям звали бабушек и дедушек. Другие звали всевозможных дядь-теть. Третьи всегда старались, чтобы один крестный был со стороны отца. а другой - со стороны матери. Четвертые вообще звали почти всегда не родню, а друзей семьи. | | |
elena_krd Сообщений: 6591 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11334 | Наверх ##
24 апреля 2017 10:25 gegrby73 написал: [q] Восприемники одного ребенка не могут быть мужем и женой.[/q]
Не совсем так, Олег. Вот тут см.: https://forum.vgd.ru/post/42/79060/p2248879.htm#pp2248879https://forum.vgd.ru/post/42/79060/p2248880.htm#pp2248880Это, скажем так, теоретические выкладки. А вот тут были и практические наблюдения: прикамья написал: [q] elena_krd написал:
[q] Да. Это церковью запрещено однозначно. Вот почитайте хотя бы это
"...родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно..." [/q]
А вот и нет!!! В моей практике встречалось подобное. Сейчас приведу полную выписку из МК у моих предков. Пермская губерния, Соликамский уезд, Александровский завод. 1828 год. Рождение-1 апреля, 6 числа - крещение НЕ УКАЗАНО, кто родился!!! Родители-Александровского завода ремесленник Прохор Васильев Верещагин и жена его Ефимья Кириллова. Восприёмники- того же завода Ремесленник Лука Игнатьев Зайцов и жена Катерина Кириллова. Эти Лука и Катерина Зайцовы поженились год назад и спустя через месяц после того, как стали крёстными, т.е. в мае 1828 года стали сами родителями - у них родилась дочь Александра. Ежу понятно, по идее священник должен был знать, что эти Зайцовы- муж и жена, но почему так поступил? Сие не известно. Я даже проштудировала всю МК того года и прошлых лет- может, у других в восприёмниках - нет-нет, и оказывались супруги. Нет! Только у моих предков подобный казус оказался. Самое смешное, что история повторяется.  У моего брата крёстные - муж и жена. Они были женаты уже лет пять. Дело происходило в 1989 году. Только после крещения и мои родители и крёстные узнали, что нельзя в воспрёмников брать супругов. Но было уже поздно. Ещё прикол, что батюшка им ничего не сказал, хотя было видно невооружёнными глазами, ибо и мои родители тоже стали в тот день крёстными у сына крёстных их сына. Вам понятно? https://forum.vgd.ru/post/651/3868/p1454645.htm#pp1454645
[/q]
Скажем так. Не приветствовалось. Но и отрицать начисто такую вероятность я бы сегодня уже не стала. --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krd Сообщений: 6591 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11334 | Наверх ##
24 апреля 2017 10:38 А территориально. У меня разное встречалось. Из Варшавы под Гомель (в Добруш) приезжал поп-родственник, дабы венчальную службу отслужить. Отпуск брал с этой целью на 5 дней, отгулял фактически лишь 3 из них. В воспреемники на крестины в Москву дедушка-поп из-под Могилева ездил. Родственник-протоиерей ездил из Гомеля в Липно (Польша) (тамошняя мамочка новорожденной и его жена были сестрами). Встречались и посторонние - просто сослуживцы (как правило у проходящих военную службу). Вариантов - может быть море. --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | Лайк (1) |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 16979 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8567 | Наверх ##
24 апреля 2017 10:44 gegrby73 написал: [q] Фамилию всегда должны были писать по мужу.[/q]
Должны были. Но... в метриках за один и тот же год читаю: восприемницы (буквально на соседних страницах) казачья жена Стефанида Леонтьева Тимофеева и казачья жена Стефанида Леонтьева Ряпосова. Населенный пункт небольшой, казачья жена Стефанида Леонтьева одна - в девичестве Ряпосова, в замужестве - Тимофеева. Т.е. писарь по старой памяти записал в одном случае восприемницу под девичьей фамилией. (Человеческий фактор..) --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2508 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9464 | Наверх ##
24 апреля 2017 13:13 gegrby73 Спасибо за дополнение. Мог бы согласиться с Вами безоговорочно, но увы - во всех моих случаях "Епархиальные ведомости" не помогали. Почему-то в ЕВ у девиц, обучавшихся в епархиальных женских училищах, да и у семинаристов, не принято было писать отчество. А вот именные списки воспитанниц ЕЖУ в конце XIX века (в поисках подходящего имени-отчества и указания на отца) - 100 % хороший источник. Это будет п. 5.
И 6) Поиск и отслеживание в качестве кандидатов в тести сослуживцев свёкра, в т.ч. по прежним "местам работы", и его бывших однокашников по семинарии и ДУ. Всё-таки в тогдашних реалиях браки устраивались родителями...
Вот и получилось совместными усилиями вполне универсальное "Краткое руководство". Я столько набил шишек на раскрутке женских линий по СЦС, столько раз сам пролез во все эти дырки, и неоднократно, что давно собирался его составить... | | |
Alina Beletskay Новичок
Сообщений: 9 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
24 апреля 2017 14:12 Спасибо всем большое, я все по пунктам записала. Надеюсь что теперь начнёт получаться! У меня родились следующие вопросы. 1. Если священник -родной брат берет отпуск и едет венчать своего родного брата - военного врача (причём на территорию военных действий), где он совершает таинство венчания (знаю, что в этом городе есть военная церковь)? Может ли священник повенчать молодых у них дома и записать в венчальную книгу (метрическую книгу) своей церкви? Или например в книгу церкви своего родственника священника? 2. Отец священник может сам венчать сына? 3. Если отец священник церкви при женском монастыре где будут проходить обряды венчания его детей и крещение его детей и внуков? 4. Может ли сын священника, воспитанный в православных традициях, но живущий далеко от родителей (родители в Тамбовской губернии, сын в СПб или в Казани) венчаться как раз по своему месту жительства у незнакомого священника? Родители жены польские графы и счастливы не были этому браку, в результате всего жена умерла в родах оставив маленькую дочку, вот и где и кто её крестил я тоже ума не приложу. Вопросы рождаются как снежный ком)))) | | |
gegrby73 Дальний Восток Сообщений: 2274 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2684 | Наверх ##
24 апреля 2017 14:52 24 апреля 2017 14:53 ИнокКент написал: [q] И 6) Поиск и отслеживание в качестве кандидатов в тести сослуживцев свёкра, в т.ч. по прежним "местам работы", и его бывших однокашников по семинарии и ДУ. Всё-таки в тогдашних реалиях браки устраивались родителями...[/q]
У меня один такой брак случился, но то что они - родители молодых - были однокашниками по семинарии, я узнал только начав изучать, уже после открытия, новую линию --- Краеведение и генеалогия Вилейского уезда. Крестьяне http://vilejski-uezd.by/.
Генеалогия священноцерковнослужителей Тобольской епархии.
Генеалогия крестьян Ялуторовского уезда Тобольской губернии.
Мастеровые Добрянского металлургического завода.
Казаки ОКВ. Уйский станичный юрт. | | |
elena_krd Сообщений: 6591 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11334 | Наверх ##
24 апреля 2017 15:15 26 апреля 2017 16:58 У меня днями тоже симпатичный брак стрясся. Жених традиционно учился с братьями суженой, а к папаше ее по окончании обучения попал в сослуживцы. Загогулина там в том, что это, естественно, поповичи, но мальчишки обучались в гимназии (1828 год выпуска), а "работать" жених "распределился" в народное училище. Фамилия невесты прояснилась давно из формуляра мужа, но ввиду распространенности при, казалось бы, специфическом звучании - даже не полагала, где ее семью искать - не перебирать же всю РИ. А тут все случайно как-то враз сошлось в одну точку. Упустила упомянуть существенное: не известны были сословие и отчество невесты при довольно сильной распространенности фамилии. --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
AnnaK-va Сообщений: 230 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 286 | Наверх ##
28 апреля 2017 19:51 Два года искала подтверждения, что в роду был священник, отец Александр, а нашла 5 поколений! Прямо как "Не было ни гроша, да вдруг алтын!" А теперь хочу проникнуть дальше," в глубь веков" Самый ранний, Антип Тыжнов, 1714 г.р., до 1763г. был священником в Покровской церкви села Юксеевского Красноярского Заказа. В Ревизии 1782года его уже нет, только его сыновья. В Тобольском архиве более ранних Ревизий по Красноярскому духовному правлению не нашла. Где можно узнать о семье, родителях, месте рождения Антипа Тыжнова? Подскажите, пожалуйста! И еще вопрос. Не нашла в интернете, что такое Заказ? Красноярский, Томский, Енисейский и пр.? Объединение по территориальному признаку, закрепленное за духовным правлением? | | |
|