Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
Ira Санкт-Петербург Сообщений: 362 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 126
| Наверх ##
19 апреля 2017 13:22 ИнокКент, большое спасибо! --- Ira | | |
Alina Beletskay Новичок
Сообщений: 9 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
23 апреля 2017 14:39 Здравствуйте! Если я не по адресу, отправте пожалуйста в нужную тему. Я ищу своих предков мвященнослужителей рода Никольский: самый старший Никольский Харитон в 1827-1838 годах служил священником церкви Николаевская села Слабодки Лебедянский округи Тамбовской губернии. У него был сын Никольский Иван Харитонович, 1812 г.р., был священником церкви Богоявленская села Ярлуково Липецкого уезда Тамбовской губернии, в 1829-1834 учился на высшем отделении Лебедянского Духовного уездного училища. Умер до 1 сентября 1856 г. Его сын Никольский Павел Иванович 1847 г.р. родился в селе Ярлуково Липецкого уезда, в 1856-1868 г. Получал образование в Липецком Духовном училище и в Тамбовской Духовной семинарии. 10 августа 1869 рукоположен во священника Христорождественской церкви села Усердно Моршанского уезда Тамбовской губернии. С 1892 по 1904 был настоятелем Троицкой церкви села Куровщины Кирсановского уезда Тамбовской губернии, 1904-1912 был священником церкви Кирсановского Оржевского Боголюбского женского монпстыря. Женат был на Елене Ивановне 1951 г.р. Имел 8 сыновей: Владимира, Ивана, Михаила, Димитрия, Матвея, Илию, Вячеслава, Алекса. Вячеслав 1912-1919 г. был также священником в Оржевском Боголюбском женском монастыре. Больше сведений у меня нет. все эти сведения из Тамбовского государственного архива. Но найти женскую линию мне не удаётся, сведений о венчании и о смерти также найти не получается. Подскажите пожалуйста как осуществить поиск дальше. Может быть у кого нибудь есть клировые ведомости по церквям Тамбовской Епархии. Вообщем буду очень благодарна любой подсказке. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2508 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9464 | Наверх ##
23 апреля 2017 16:54 12 июня 2017 10:52 Alina Beletskay Четыре достаточно типовых варианта поиска женских линий по священнослужителям: 1) Клировые ведомости церквей. Тёщи, свояченицы и т.п. иногда упоминаются в числе "заштатных и сиротствующих" при зяте. 2) Метрики соответствующей церкви, рождение у нужной Вам пары детей - в среднем, каждые два года. Нужные фигуранты мелькают, в основном, среди восприемников, но бывали случаи, когда, допустим, отец или старший брат жены участвовали в таинстве крещения внуков-племянников в чужой (зятя) церкви. 3) Просмотр клировых ведомостей и ревизских сказок СЦС по уезду (если близко к границе, то и по соседнему) восьми-десятилетней давности, поиск у кого-то из соседей дочери подходящего (плюс-минус - как правило, естественно, плюс - три-пять лет от нужного) возраста и совпадающего имени-отчества; затем просмотр метрик уже по приходу её отца за нужные годы в поисках венчания. 4) Проработка однокашников жениха по семинарии или духовному училищу, кандидатов в шурины - на предмет "подходящего отчества", совпадающего с отчеством Вашей фигурантки, и затем отработка семей их отцов. По моему, уже немалому, опыту, в 90-95 процентах случаев один из этих способов срабатывает. Хотя, конечно, их трудоёмкость и энергозатратность на каждом шаге вырастает примерно на порядок. Всё остальное - уже экзотика. Ещё более трудозатратная. Если по п. 4 однокашники самого жениха не дают результата - имеет смысл аналогичным образом проработать старших братьев, а там, глядишь, и отца. Бывало, и неоднократно, что старые друзья женили детей, даже служа очень далеко друг от друга... Есть и "нулевой вариант", ultima ratio. Покойный Саша Былов (ABY, земля ему пухом), например, был способен просмотреть за 2-3 нужных года все (!) метрички по всем смежным уездам, а если было надо - то и по всей губернии... К сожалению, только первые два вида поиска могут быть реализованы "дистанционно", путём направления запросов в архив. Для всего остального, увы, приходится ехать самому. Удачи! | | |
Эта тема была выделена из темы "Бирилович(Барилович)" (23 апреля 2017 18:26)
|
Alina Beletskay Новичок
Сообщений: 9 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
24 апреля 2017 5:59 ИнокКент спасибо большое за подробную инструкцию! Вот как раз если говорить о крестных родителях: у моего прадеда Никольского Матвея Павловича (1880 г.р.) с.Усердино Моршанского уезда Тамбовской губернии крестный отец священник села Матчерки Моршанского уездаТамбовской губернии Стандровский Дмитрий Феофилактович, а крестная мать Никольская Надежда Ивановна священничейская жена (так и написано в метрике о рождении. Вот вопрос: кем может быть крестный отец по родству к крестнику и может ли он вообще родственником не являться? И второй - если Никольская Надежда Ивановна священническая жена, значит она жена брата Никольского Павла Ивановича - фамилию всегда писали по мужу? Территориально братья могли жить далеко друг от друга , а для крещения выбирались те из них кто жил ближе или разницы не было? Кого вообще было принято в крестные родители звать? | | |
gegrby73 Дальний Восток Сообщений: 2274 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2684 | Наверх ##
24 апреля 2017 8:51 24 апреля 2017 8:58 Alina Beletskay написал: [q] если говорить о крестных родителях: крестный отец священник Стандровский Дмитрий Феофилактович, [/q]
Вот и смотрите жен с отчествами Дмитриевна и Феофилактовна. Нашли. Значит проверяем род Стандровских. Хотя может и наоборот это девица из рода Никольских вышла за муж за Стандроских. Alina Beletskay написал: [q] кем может быть крестный отец по родству к крестнику и может ли он вообще родственником не являться?[/q]
Все Вами перечисленное имеет право быть. Восприемники одного ребенка не могут быть мужем и женой. Alina Beletskay написал: [q] И второй - если Никольская Надежда Ивановна священническая жена, значит она жена брата Никольского Павла Ивановича - фамилию всегда писали по мужу?[/q]
Точно можно сказать, что на момент свершения таинства она жена священника Никольского и все. Фамилию всегда должны были писать по мужу. Alina Beletskay написал: [q] Территориально братья могли жить далеко друг от друга , а для крещения выбирались те из них кто жил ближе или разницы не было?[/q]
Могли вообще заочно записать. Такие случаи встречались. [q] Кого вообще было принято в крестные родители звать?[/q]
Тех на кого можно положится, что в случае смерти родителей они - крестные - возьмут на себя бремя воспитания ребенка. И конечно уважаемых в обществе людей звали. А вообще все по разному - и несовершеннолетних собственных детей (т.е. родных братья или сестру) в восприемники к младшим детям определяли. Все могло быть. Добавлю к вышесказанному ИнокКент - если речь идет о конце 19 века, то можно задействовать еще один доступный источник - территориальные "Епархиальные ведомости". Проверить списки обучавшихся девиц. --- Краеведение и генеалогия Вилейского уезда. Крестьяне http://vilejski-uezd.by/.
Генеалогия священноцерковнослужителей Тобольской епархии.
Генеалогия крестьян Ялуторовского уезда Тобольской губернии.
Мастеровые Добрянского металлургического завода.
Казаки ОКВ. Уйский станичный юрт. | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7568 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4189 | Наверх ##
24 апреля 2017 9:43 gegrby73 написал: [q] Тех на кого можно положится, что в случае смерти родителей они - крестные - возьмут на себя бремя воспитания ребенка. И конечно уважаемых в обществе людей звали. А вообще все по разному - и несовершеннолетних собственных детей (т.е. родных братья или сестру) в восприемники к младшим детям определяли. Все могло быть.[/q]
Я бы добавила, что почти в каждой семье были свои предпочтения по этому вопросу, и, изучив несколько крещений в одной семье, можно с достаточной уверенностью делать предположения о крестных. Одни предпочитали брать родственников, причем к первым нескольким детям звали бабушек и дедушек. Другие звали всевозможных дядь-теть. Третьи всегда старались, чтобы один крестный был со стороны отца. а другой - со стороны матери. Четвертые вообще звали почти всегда не родню, а друзей семьи. | | |
elena_krd Сообщений: 6591 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11334 | Наверх ##
24 апреля 2017 10:25 gegrby73 написал: [q] Восприемники одного ребенка не могут быть мужем и женой.[/q]
Не совсем так, Олег. Вот тут см.: https://forum.vgd.ru/post/42/79060/p2248879.htm#pp2248879https://forum.vgd.ru/post/42/79060/p2248880.htm#pp2248880Это, скажем так, теоретические выкладки. А вот тут были и практические наблюдения: прикамья написал: [q] elena_krd написал:
[q] Да. Это церковью запрещено однозначно. Вот почитайте хотя бы это
"...родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно..." [/q]
А вот и нет!!! В моей практике встречалось подобное. Сейчас приведу полную выписку из МК у моих предков. Пермская губерния, Соликамский уезд, Александровский завод. 1828 год. Рождение-1 апреля, 6 числа - крещение НЕ УКАЗАНО, кто родился!!! Родители-Александровского завода ремесленник Прохор Васильев Верещагин и жена его Ефимья Кириллова. Восприёмники- того же завода Ремесленник Лука Игнатьев Зайцов и жена Катерина Кириллова. Эти Лука и Катерина Зайцовы поженились год назад и спустя через месяц после того, как стали крёстными, т.е. в мае 1828 года стали сами родителями - у них родилась дочь Александра. Ежу понятно, по идее священник должен был знать, что эти Зайцовы- муж и жена, но почему так поступил? Сие не известно. Я даже проштудировала всю МК того года и прошлых лет- может, у других в восприёмниках - нет-нет, и оказывались супруги. Нет! Только у моих предков подобный казус оказался. Самое смешное, что история повторяется.  У моего брата крёстные - муж и жена. Они были женаты уже лет пять. Дело происходило в 1989 году. Только после крещения и мои родители и крёстные узнали, что нельзя в воспрёмников брать супругов. Но было уже поздно. Ещё прикол, что батюшка им ничего не сказал, хотя было видно невооружёнными глазами, ибо и мои родители тоже стали в тот день крёстными у сына крёстных их сына. Вам понятно? https://forum.vgd.ru/post/651/3868/p1454645.htm#pp1454645
[/q]
Скажем так. Не приветствовалось. Но и отрицать начисто такую вероятность я бы сегодня уже не стала. --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krd Сообщений: 6591 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11334 | Наверх ##
24 апреля 2017 10:38 А территориально. У меня разное встречалось. Из Варшавы под Гомель (в Добруш) приезжал поп-родственник, дабы венчальную службу отслужить. Отпуск брал с этой целью на 5 дней, отгулял фактически лишь 3 из них. В воспреемники на крестины в Москву дедушка-поп из-под Могилева ездил. Родственник-протоиерей ездил из Гомеля в Липно (Польша) (тамошняя мамочка новорожденной и его жена были сестрами). Встречались и посторонние - просто сослуживцы (как правило у проходящих военную службу). Вариантов - может быть море. --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | Лайк (1) |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 16981 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8568 | Наверх ##
24 апреля 2017 10:44 gegrby73 написал: [q] Фамилию всегда должны были писать по мужу.[/q]
Должны были. Но... в метриках за один и тот же год читаю: восприемницы (буквально на соседних страницах) казачья жена Стефанида Леонтьева Тимофеева и казачья жена Стефанида Леонтьева Ряпосова. Населенный пункт небольшой, казачья жена Стефанида Леонтьева одна - в девичестве Ряпосова, в замужестве - Тимофеева. Т.е. писарь по старой памяти записал в одном случае восприемницу под девичьей фамилией. (Человеческий фактор..) --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
|