Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
Florovsky Москва Сообщений: 1354 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2034 | Наверх ##
18 апреля 2017 18:26 19 апреля 2017 7:19 ИнокКент написал: [q] у меня вообще сложилось впечатление, что, начиная с какого-то момента, практику наследования мест фактически прикрыли.[/q]
Действительно, пытались прикрыть в 1867 году. Из Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета (ПСЗ РИ, Собрание 2, Т. 42, № 44610 от 22 мая 1867 года) «О общих средствах призрения для всего служащего при церквах духовенства»: «… Государственный Совет признал нужным: 1) допускаемое, … в видах призрения престарелых Священно-церковно-служителей или оставшихся после них семейств, определение на их места их детей или родственников, отменить, и затем, при распределении ваканций, открывающихся по смерти или увольнении от службы Священно-церковно-служителей, между состоящими в ведении епархиальных начальств кандидатами, не считать родства с умершими или уволенными за штат, обстоятельством, дающим, преимущественное пред другими лицами право на занятие ваканций; 2) зачисление Священно-церковно-служительских мест за дочерью или родственницами занимавших сии места лиц, с правом определения на те ваканции тех кандидатов, которые вступят в брак с такими девицами, на дальнейшее время больше не допускать; 3) обязательства со стороны лиц, поступающих на Священно-церковно-служительские места, касательно выдачи предместникам своим, или их семействам, известной части доходов, или пособия в содержании, где таковые могут быть, не признавать действительными …». Тем не менее, в моей родословной есть примеры уже после 1867 года, когда, женившись на дочери священно- или церковнослужителя, зять получал в приданное место тестя. Чтобы не быть голословным: - в 1881-м году Константин Николаевич Самсониевский, женившись на Лидии Васильевне Фаворской, получил место ее отца, умершего священника церкви села Федоровский посад. - в 1890-м году Николай Павлович Фроловский, женившись на Ольге Алексеевне Скородумовой, получил место ее отца, священника церкви села Орлино, вышедшего в 1890 году за штат. - в 1891 году Евдокия Павловна Фроловская, выйдя замуж за Александра Николаевича Разумовского, принесла ему в приданное место псаломщика Морского Николо-Богоявленского собора, где служил дьяконом ее отец, вышедший в 1891 году за штат. - в 1895 году Мария Ивановна Иродионова, выйдя замуж за Николая Константиновича Лебедева, принесла ему в приданное место священника Шижнемской Крестовоздвиженской церкви, где служил ее отец, умерший за месяц до свадьбы. - в 1897-м году Евгений Александрович Флоровский, женившись на Любови Яковлевне Заболотской, получил место второго священника Салминской Николаевской церкви, где настоятелем был ее отец – Яков Васильевич Заболотский. Первые четыре примера - СПб епархия, последний - Финляндская. --- Ищу информацию о Флоровских (Фроловских), Самсониевских (Самсоньевских). Районы проживания: СПб; СПб. губ.; Архангельск; Олонецкая губ. (Моша); Выборгская губ. (Кююрёля). Родословная таблица: https://disk.yandex.ru/i/6n7TdiVjRNHBpw] | | |
elena_krd Сообщений: 6591 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11335 | Наверх ##
18 апреля 2017 21:59 Ira
Каков вопрос, таков ответ...
Очень хотелось бы зацитировать Дугласа Адамса целиком, да в рамках этого форума не рискну, пожалуй, ограничусь оконцовкой - 42!
Удачи Вам в Вашем поиске! --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
Ira Санкт-Петербург Сообщений: 362 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 126
| Наверх ##
19 апреля 2017 1:01 Konstantin Ivanov, спасибо. --- Ira | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2508 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9464 | Наверх ##
19 апреля 2017 8:07 Ira Духовные учебные заведения обычно каждый год составляли "Ведомость об учителях и учениках". Об учителях там - практически классический групповой формулярный список. И посылали "наверх". Поэтому, если в фонде училища их нет (или фонда училища нет), нужно прошерстить последовательно - фонд Тверской семинарии, фонд курирующей семинарию Академии (если не вру, для Тверской - СПб) и, как уже писала Елена, фонд Учебного комитета при Святейшем Синоде. По разным училищам других епархий мне такие материалы попадались во всех трёх местах. Удачи!
G_Spasskaya Опять-таки могу соврать, поскольку только из личных соображений. Ну да, если что, Константин подскажет. Дьячки мне встречались двух сортов - стихарные и указные. И из "анализа материала" получается, что после специальной процедуры посвящения в стихарь человек становился "профессиональным церковнослужителем" и мог служить (точнее, прислуживать - служили священнослужители), в принципе, где угодно. И это правило. А указ давался консисторией мирянину, привлечённому к служению, но не посвящённому. Или тому, кому посвящение в стихарь не было нужно, поскольку уже было, например, когда-то "перекрыто" рукоположением: запрещённым священникам и дьяконам, занимавшим дьячковские вакансии, или, например, вдовцам-священнослужителям, женившимся повторно и сложившим сан "по двоежёнству". | | |
Nikolay_Ch Москва, Россия Сообщений: 984 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 382 | Наверх ##
19 апреля 2017 10:16 ИнокКент написал: [q] Духовные учебные заведения обычно каждый год составляли "Ведомость об учителях и учениках". Об учителях там - практически классический групповой формулярный список. И посылали "наверх". Поэтому, если в фонде училища их нет (или фонда училища нет), нужно прошерстить последовательно - фонд Тверской семинарии, фонд курирующей семинарию Академии (если не вру, для Тверской - СПб) и, как уже писала Елена, фонд Учебного комитета при Святейшем Синоде.
[/q]
А если это был не учитель, а сверхштатный священник? У меня "трудный" случай: вольнослушатель, который одновременно был сверхштатным священником при семинарской церкви, рукоположен он был сразу после окончания семинарии, но, скорее всего до это вел службы диаконом там же. Прошерстил фонд 802 РГИА за нужные годы, потенциально дела есть, но хотелось уточнить. И еще, подскажите, пожалуйста, кто "курировал" Могилевскую семинарию? --- Чапкины (Орл.+Тул. губ.), Орловы (Мог. губ.), Тиуновы (Смол. губ.), Эренсы(Орл. губ.), Мочаловы (Арх. губ.)
Закроевы, Озорнины, Ковалевы, Беликовы, Селедкины, Абрамовы, Корнеевы, Леоновы, Макаренковы, Черезовы | | |
Ira Санкт-Петербург Сообщений: 362 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 126
| Наверх ##
19 апреля 2017 13:22 ИнокКент, большое спасибо! --- Ira | | |
Alina Beletskay Новичок
Сообщений: 9 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
23 апреля 2017 14:39 Здравствуйте! Если я не по адресу, отправте пожалуйста в нужную тему. Я ищу своих предков мвященнослужителей рода Никольский: самый старший Никольский Харитон в 1827-1838 годах служил священником церкви Николаевская села Слабодки Лебедянский округи Тамбовской губернии. У него был сын Никольский Иван Харитонович, 1812 г.р., был священником церкви Богоявленская села Ярлуково Липецкого уезда Тамбовской губернии, в 1829-1834 учился на высшем отделении Лебедянского Духовного уездного училища. Умер до 1 сентября 1856 г. Его сын Никольский Павел Иванович 1847 г.р. родился в селе Ярлуково Липецкого уезда, в 1856-1868 г. Получал образование в Липецком Духовном училище и в Тамбовской Духовной семинарии. 10 августа 1869 рукоположен во священника Христорождественской церкви села Усердно Моршанского уезда Тамбовской губернии. С 1892 по 1904 был настоятелем Троицкой церкви села Куровщины Кирсановского уезда Тамбовской губернии, 1904-1912 был священником церкви Кирсановского Оржевского Боголюбского женского монпстыря. Женат был на Елене Ивановне 1951 г.р. Имел 8 сыновей: Владимира, Ивана, Михаила, Димитрия, Матвея, Илию, Вячеслава, Алекса. Вячеслав 1912-1919 г. был также священником в Оржевском Боголюбском женском монастыре. Больше сведений у меня нет. все эти сведения из Тамбовского государственного архива. Но найти женскую линию мне не удаётся, сведений о венчании и о смерти также найти не получается. Подскажите пожалуйста как осуществить поиск дальше. Может быть у кого нибудь есть клировые ведомости по церквям Тамбовской Епархии. Вообщем буду очень благодарна любой подсказке. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2508 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9464 | Наверх ##
23 апреля 2017 16:54 12 июня 2017 10:52 Alina Beletskay Четыре достаточно типовых варианта поиска женских линий по священнослужителям: 1) Клировые ведомости церквей. Тёщи, свояченицы и т.п. иногда упоминаются в числе "заштатных и сиротствующих" при зяте. 2) Метрики соответствующей церкви, рождение у нужной Вам пары детей - в среднем, каждые два года. Нужные фигуранты мелькают, в основном, среди восприемников, но бывали случаи, когда, допустим, отец или старший брат жены участвовали в таинстве крещения внуков-племянников в чужой (зятя) церкви. 3) Просмотр клировых ведомостей и ревизских сказок СЦС по уезду (если близко к границе, то и по соседнему) восьми-десятилетней давности, поиск у кого-то из соседей дочери подходящего (плюс-минус - как правило, естественно, плюс - три-пять лет от нужного) возраста и совпадающего имени-отчества; затем просмотр метрик уже по приходу её отца за нужные годы в поисках венчания. 4) Проработка однокашников жениха по семинарии или духовному училищу, кандидатов в шурины - на предмет "подходящего отчества", совпадающего с отчеством Вашей фигурантки, и затем отработка семей их отцов. По моему, уже немалому, опыту, в 90-95 процентах случаев один из этих способов срабатывает. Хотя, конечно, их трудоёмкость и энергозатратность на каждом шаге вырастает примерно на порядок. Всё остальное - уже экзотика. Ещё более трудозатратная. Если по п. 4 однокашники самого жениха не дают результата - имеет смысл аналогичным образом проработать старших братьев, а там, глядишь, и отца. Бывало, и неоднократно, что старые друзья женили детей, даже служа очень далеко друг от друга... Есть и "нулевой вариант", ultima ratio. Покойный Саша Былов (ABY, земля ему пухом), например, был способен просмотреть за 2-3 нужных года все (!) метрички по всем смежным уездам, а если было надо - то и по всей губернии... К сожалению, только первые два вида поиска могут быть реализованы "дистанционно", путём направления запросов в архив. Для всего остального, увы, приходится ехать самому. Удачи! | | |
Эта тема была выделена из темы "Бирилович(Барилович)" (23 апреля 2017 18:26)
|
Alina Beletskay Новичок
Сообщений: 9 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
24 апреля 2017 5:59 ИнокКент спасибо большое за подробную инструкцию! Вот как раз если говорить о крестных родителях: у моего прадеда Никольского Матвея Павловича (1880 г.р.) с.Усердино Моршанского уезда Тамбовской губернии крестный отец священник села Матчерки Моршанского уездаТамбовской губернии Стандровский Дмитрий Феофилактович, а крестная мать Никольская Надежда Ивановна священничейская жена (так и написано в метрике о рождении. Вот вопрос: кем может быть крестный отец по родству к крестнику и может ли он вообще родственником не являться? И второй - если Никольская Надежда Ивановна священническая жена, значит она жена брата Никольского Павла Ивановича - фамилию всегда писали по мужу? Территориально братья могли жить далеко друг от друга , а для крещения выбирались те из них кто жил ближе или разницы не было? Кого вообще было принято в крестные родители звать? | | |
|