На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...
Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна!
Дело в том, что и пономарю, и жёнам священника и дьячка Исидор - родной младший брат...
[/q]
История конечно интересная, но чисто теоретический вопрос - а пономарь так и остался пономарём, или позже всё же стал священником? Всё же старший брат архиерея. Хотя могли быть ограничения, могли ли одноглазого посвятить в священники? По крайней мере, в раннем христианстве какие то ограничения были по этому поводу.
а пономарь так и остался пономарём, или позже всё же стал священником?
[/q]
Он и пономарём-то стал только к 50 годам, до этого его к служению не подпускали. Как писал о нём Исидор: "горбатый, кривой, способный быть только батраком"...
--- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
В случае с приходскими священниками на общечеловеческие неизбежные конфликты (не сошлись характерами и пр.), накладывается еще и особенность приходской жизни - это нестерпимая тоска и бесперспективность. Сиди себе 40 лет в приходе на 150 дворов с деревянным храмом, которые последний раз ремонтировали в 1777 году. Что тут делать? Либо пить, либо выяснять отношения и плести интриги. a_003.gif
[/q]
Мной описанная история случилась в уездном городе - так что не такая уж бесперспективность. Причина изначально была финансовая. Дьячок возмутился, что то ли тарелочный, то ли кружечный сбор (не помню уж) священник забирает себе полностью, а не делит в некоторой пропорции с остальными (как было на его прежнем месте). Сначала его поддержали, а потом пономарь, видимо, понимая, что его доля все равно - мелочь, решил держаться стороны священника. Ну и поехало...
webbrave написал:
[q]
Я в клировых столько курьезных разборок насмотрелся - книгу в пору писать.
[/q]
У меня абсолютный лидер всех разборок - это история про пчёл. Я где-то рассказывала её. Пока никакие другие истории её не обогнали ))) Поискала - не нашла. Значит, не рассказывала. Дело было так...
В Тульской губернии многие держали пчёл. В том приходе, где это случилось, ульи были у всех членов причта. И вот пчёлы диакона - сообразительные - решили, что самое лучшее место для сбора меда (или еще не меда, а пыльцы, что они там собирают) - ульи священника и пономаря. Священник и пономарь - тоже сообразительные - поняв, что диаконские пчелы воруют их мёд, пришли с претензиями. Дескать, "уйми свою пчелу" (так в деле). На этом месте я не смогла сдержаться, представив, как два взрослых человека требуют от третьего на полном серьезе заняться воспитанием насекомых - и начала смеяться прямо в читальном зале. Честно старалась сдерживаться. но смех все равно прорывался Потому что обиженные товарищи на том не успокоились и стали писать жалобы в консисторию, чтобы повлияли на диакона и чтобы он все-таки унял свою пчелу!!! Они провели расследование, чтобы убедиться в принадлежности пчел. Они посыпали их мукой и проверяли, куда прилетают. Здесь я снова представила "картинку в полном размере": два солидных священнослужителя в рясах носятся по деревне с мукой, посыпают пчел в одном месте - и спешат в другое, проверить результаты. Интересно, их покусали при расследовании? Диакон объяснял, что требуют от него невыполнимого, ибо как пчелами управлять-то? Когда они уже основательно достали консисторию своими жалобами и ответами, там приняли решение диакона оштрафовать и взыскать в пользу пострадавших пропорционально числу пограбленных ульев. После чего нашлось решение проблемы: ульи расставили на более удаленные расстояния, и грабежи прекратились. А за понесенные убытки диакон все-таки остальным заплатил.
ИнокКент Снова убеждаюсь, как много неслучайного в том, что на первый взгляд кажется простым, без подоплек.
Чем глубже копаешь, тем больше видишь логики. Даже подозрительно...
[/q]
А то! Я тут буквально недавно только понял логику перемещения предков от прихода к приходу. Казалось бы хаотичное передвижение в довольно большом радиусе в 100 с лишним километров, а оказалось нет - все обусловлено родственными связями, сплошные семейственность и непотизм. Но чтобы добраться до этого сокровенного знания пришлось перелопатить множество документов, иногда имеющих к "моим" косвенное отношение.
Священник Федор Иванович Ерофеев в 1796 году получил приход в с. Королевка, в котором до него священником был родной дядя по отцу (хотя и с другой фамилией и умерший за несколько лет до того, что сильно "упростило" поиск), его сын Федор Федорович в 1807 году получил приход в с. Виноград, где ранее был священником его родной дед по матери Лука Кислицкий, а потом его дядя Стефан Кохановский (т.е. муж тети (сестры матери) Федора Федоровича), которого с прихода прогнали за многочисленные нарушения, но тот все равно смог его "завешать" молодому племяннику. Сын Федора Федоровича Александр в 1838 году получил приход в Бараньем-Поле, где был похоронен его прадед Лука Кислицкий, а в 1842 уже от отца получил приход в с. Виноград (и это было единственный сразу очевидный случай наследования). По боковым веткам потомков Федора Ивановича (пять сыновей - все священники, и три дочери - замужем за священниками) тоже все сложилось в стройную систему только после тщательного изучения клировых, исповедок и дел о назначении на приход - но ни одного "случайного" назначения так и не нашел - либо приход по жене получали, либо по брату, либо по дяде, либо по деду. Если случайно и оказывались где-то в чужих краях, то при первой же возможности после смерти родни старались заполучить "домашний" приход обратно в семью.
--- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.;
а пономарь так и остался пономарём, или позже всё же стал священником?
[/q]
Он и пономарём-то стал только к 50 годам, до этого его к служению не подпускали. Как писал о нём Исидор: "горбатый, кривой, способный быть только батраком"...
Вот интересно, у нашего священника в Клировой написано, что "между причтом родства нет". А в Вашем случае что писалось?
[/q]
В зависимости от ситуации. В ранних клировых (конец 18 - начало 19 века) родство (как и жен и дочерей) вообще не указывали, хотя в делах о назначении на приход в этот же период обязательно оговаривалось, что священник "ни с кем не в родстве из причта" или, наоборот, писалось кем он кому приходится. В более поздних, развернутых клировых с 1820х примерно если были родственники, то это указывалось, иногда даже для довольно дальних типа "двоюродный дядя". Еще иногда эту графу не заполняли или заполняли неверно - могли двух сестер замужем за дьячком и священником в одном и том же приходе не указать, например. Или забыть, что пономарь женат на дочери приходского священника. Скорее всего по невнимательности.
--- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.;
У меня есть чудесный приход, где весь причт родственники: папа - заштатный пономарь, старший сын - священник, младший сын - пономарь, дочка - жена дьячка. Там вот, в клировой за 1825 год у священника запись про родственников вообще отсутствует. Дьячек - зять пономаря. Пономарь - брат священника и шурин дьячка. У заштатного пономаря в графе родство ничего не указано, но записано, что на проживании у сына - пономаря. Ну а по дальности родства - другой чудесный приход, где согласно клировой, священник, дьячек и пономарь - между собой все троюродные братья. Так я неожиданно обрела двух новых родственников, только как мы связаны - пока не могу понять.
Добрый вечер! Одни из моих предков-священников -- Вересовичи (Белгородская и Харьковская епархии). В РС 1782 г. указан престарелый отец священника, уволенный из Киевской епархии "по старости и слабости на вечное проживание к сыну" священник Григорий Вересович (86 лет). Нашла своего Григория Вересовича в с. Лесники (тер. Киевского полка, затем Киевский уезд). А сегодня, просматривая описи ЦГИАК ф.59 Киевская губернская канцелярия, нашла: Дело о принятии русского подданства священником церкви м. Ковшоватого Вересовичем Григорием. 13 декабря 1748г. На тот момент, это была территория Польши (затем, Таращанский уезд). МК по м. Ковшеватая сохранились, к сожалению, только с 1752 года. Уважаемые знатоки, может кто-то вел поиски своих священнослужителей на тех территориях? Подскажите, существуют ли ревизии или списки православных священнослужителей и их детей ранее 1748 г. и где их искать?