На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...
Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна!
>> Ответ на сообщение пользователя valeria_s от 5 марта 2023 14:42
Епархиальное Начальство принимало решение о наказании провинившегося исходя из " характеристики" личности преступника и его положения в обществе. .......за нетрезвость и вражду местному священнику и бесчиниево время Богослужения........прадедушка жены Рукавишников Евфимий Антипин был присужден на послушание и труды в Оренбургский Богодуховский монастырь на три месяца с обязательством изучить православный катехизис. Служил он псаломщиком. Но.....жена у него Таисия Адриановна,дочь умершего диакона Адриана Соколова. И поэтому ,чтобы не позорить имя святое его брата (брата Адриана )и многочисленных родственников Епархиальное начальство не опубликовала сей факт в Оребургских Епархиальных Ведомостях. А провинившегося направили во вновь открывшийся приход в с.Вилкино,в Челябинской уезд.Где по штату не полагалось никакого казённого жалованья. В Вилкино ( рожать детей,кому ума недоставало?...), и похоронили Гавриила в 9месяцев ,и родили Иоанна- деда моей жены.
Но на этом рано было ставить точку.Девианты ,мы на то и девианты. Это как же нужно было " достать " своих сослуживцев ,чтобы в графе " От чего умер" написали посмертно в назидание:- От излишнего употребления алкоголя ".В возрасте 32 лет.
Жизнь такова,какова она есть.И больше - ни какова.
Разбиралась я как-то в одном конфликтном деле. Конфликтовали - и нешуточно - дьячок со священником. Так вот дьячок в очередной своей жалобе в консисторию писал, что а как какая проверка приедет, священник с ней находит общий язык. А в другой он писал, что священник ему открытым текстом говорит, мол, зря ты на меня жалуешься, у меня связи и не тебе со мной тягаться, так что лучше сиди тихо.
Так что, видимо, органы смотрели сквозь пальцы и причины им для этого "обеспечивали".
2Olenia написал:
[q]
Это как же нужно было " достать " своих сослуживцев ,чтобы в графе " От чего умер" написали посмертно в назидание:- От излишнего употребления алкоголя ".В возрасте 32 лет.
[/q]
Почему - в назидание? Какое назидание, если человек уже умер? А если другим в назидание - так метрические книги обычно напоказ не выставляются и никто их без особой надобности не читает. Просто написали, как было.
Разбиралась я как-то в одном конфликтном деле. Конфликтовали - и нешуточно - дьячок со священником. Так вот дьячок в очередной своей жалобе в консисторию писал, что а как какая проверка приедет, священник с ней находит общий язык.
[/q]
Это все очень знакомо. В случае с приходскими священниками на общечеловеческие неизбежные конфликты (не сошлись характерами и пр.), накладывается еще и особенность приходской жизни - это нестерпимая тоска и бесперспективность. Сиди себе 40 лет в приходе на 150 дворов с деревянным храмом, которые последний раз ремонтировали в 1777 году. Что тут делать? Либо пить, либо выяснять отношения и плести интриги.
Я в клировых столько курьезных разборок насмотрелся - книгу в пору писать. Из недавнего понравилось про священника в 1790е, который зачем-то (видимо от скуки опять же) решил полностью перестроить крепкую еще церковь, хотя прихожане были против. Все-таки продавил - церковь старую разобрали, построили новую, но видимо торопились и получилось очень коряво, фундамент не выдержал и она просто обвалилась, при этом еще засыпав соседнюю часовню. В результате приход остался без церкви на несколько лет, а священника сместили.
--- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.;
Мне однажды встретился замечательный эпизод. Молодой, недавно назначенный дьякон подал жалобу о ссоре и непочтительности причётников к священнику. Детали умиляют: Священник прогнал «пьяного дьячка», своего свояка, с крестьянского двора и не пустил его служить на венчании, дьячок обругал его «скверными словами». Одноглазый пономарь, шурин им обоим, приходившийся старшим братом и попадье, и дьячихе, вступился за младшего зятя, обозвав старшего «седой крысой», а тот рявкнул: «Выйди и ты, кривой чёрт!» Казалось бы всё ясно - начинающий дьякон встрял, не подумав, в обычные семейные разборки. Но вот скажите мне, почему он подал жалобу именно 5 июля 1837 года? То есть именно в тот самый день, когда Исидор, епископ Дмитровский (будущий митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский), получил назначение на самостоятельную кафедру в Полоцк и оставил пост викария Московской епархии?! Дело в том, что и пономарю, и жёнам священника и дьячка Исидор - родной младший брат...
--- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Дело в том, что и пономарю, и жёнам священника и дьячка Исидор - родной младший брат...
[/q]
История конечно интересная, но чисто теоретический вопрос - а пономарь так и остался пономарём, или позже всё же стал священником? Всё же старший брат архиерея. Хотя могли быть ограничения, могли ли одноглазого посвятить в священники? По крайней мере, в раннем христианстве какие то ограничения были по этому поводу.
а пономарь так и остался пономарём, или позже всё же стал священником?
[/q]
Он и пономарём-то стал только к 50 годам, до этого его к служению не подпускали. Как писал о нём Исидор: "горбатый, кривой, способный быть только батраком"...
--- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
В случае с приходскими священниками на общечеловеческие неизбежные конфликты (не сошлись характерами и пр.), накладывается еще и особенность приходской жизни - это нестерпимая тоска и бесперспективность. Сиди себе 40 лет в приходе на 150 дворов с деревянным храмом, которые последний раз ремонтировали в 1777 году. Что тут делать? Либо пить, либо выяснять отношения и плести интриги. a_003.gif
[/q]
Мной описанная история случилась в уездном городе - так что не такая уж бесперспективность. Причина изначально была финансовая. Дьячок возмутился, что то ли тарелочный, то ли кружечный сбор (не помню уж) священник забирает себе полностью, а не делит в некоторой пропорции с остальными (как было на его прежнем месте). Сначала его поддержали, а потом пономарь, видимо, понимая, что его доля все равно - мелочь, решил держаться стороны священника. Ну и поехало...
webbrave написал:
[q]
Я в клировых столько курьезных разборок насмотрелся - книгу в пору писать.
[/q]
У меня абсолютный лидер всех разборок - это история про пчёл. Я где-то рассказывала её. Пока никакие другие истории её не обогнали ))) Поискала - не нашла. Значит, не рассказывала. Дело было так...
В Тульской губернии многие держали пчёл. В том приходе, где это случилось, ульи были у всех членов причта. И вот пчёлы диакона - сообразительные - решили, что самое лучшее место для сбора меда (или еще не меда, а пыльцы, что они там собирают) - ульи священника и пономаря. Священник и пономарь - тоже сообразительные - поняв, что диаконские пчелы воруют их мёд, пришли с претензиями. Дескать, "уйми свою пчелу" (так в деле). На этом месте я не смогла сдержаться, представив, как два взрослых человека требуют от третьего на полном серьезе заняться воспитанием насекомых - и начала смеяться прямо в читальном зале. Честно старалась сдерживаться. но смех все равно прорывался Потому что обиженные товарищи на том не успокоились и стали писать жалобы в консисторию, чтобы повлияли на диакона и чтобы он все-таки унял свою пчелу!!! Они провели расследование, чтобы убедиться в принадлежности пчел. Они посыпали их мукой и проверяли, куда прилетают. Здесь я снова представила "картинку в полном размере": два солидных священнослужителя в рясах носятся по деревне с мукой, посыпают пчел в одном месте - и спешат в другое, проверить результаты. Интересно, их покусали при расследовании? Диакон объяснял, что требуют от него невыполнимого, ибо как пчелами управлять-то? Когда они уже основательно достали консисторию своими жалобами и ответами, там приняли решение диакона оштрафовать и взыскать в пользу пострадавших пропорционально числу пограбленных ульев. После чего нашлось решение проблемы: ульи расставили на более удаленные расстояния, и грабежи прекратились. А за понесенные убытки диакон все-таки остальным заплатил.
ИнокКент Снова убеждаюсь, как много неслучайного в том, что на первый взгляд кажется простым, без подоплек.
Чем глубже копаешь, тем больше видишь логики. Даже подозрительно...
[/q]
А то! Я тут буквально недавно только понял логику перемещения предков от прихода к приходу. Казалось бы хаотичное передвижение в довольно большом радиусе в 100 с лишним километров, а оказалось нет - все обусловлено родственными связями, сплошные семейственность и непотизм. Но чтобы добраться до этого сокровенного знания пришлось перелопатить множество документов, иногда имеющих к "моим" косвенное отношение.
Священник Федор Иванович Ерофеев в 1796 году получил приход в с. Королевка, в котором до него священником был родной дядя по отцу (хотя и с другой фамилией и умерший за несколько лет до того, что сильно "упростило" поиск), его сын Федор Федорович в 1807 году получил приход в с. Виноград, где ранее был священником его родной дед по матери Лука Кислицкий, а потом его дядя Стефан Кохановский (т.е. муж тети (сестры матери) Федора Федоровича), которого с прихода прогнали за многочисленные нарушения, но тот все равно смог его "завешать" молодому племяннику. Сын Федора Федоровича Александр в 1838 году получил приход в Бараньем-Поле, где был похоронен его прадед Лука Кислицкий, а в 1842 уже от отца получил приход в с. Виноград (и это было единственный сразу очевидный случай наследования). По боковым веткам потомков Федора Ивановича (пять сыновей - все священники, и три дочери - замужем за священниками) тоже все сложилось в стройную систему только после тщательного изучения клировых, исповедок и дел о назначении на приход - но ни одного "случайного" назначения так и не нашел - либо приход по жене получали, либо по брату, либо по дяде, либо по деду. Если случайно и оказывались где-то в чужих краях, то при первой же возможности после смерти родни старались заполучить "домашний" приход обратно в семью.
--- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.;
а пономарь так и остался пономарём, или позже всё же стал священником?
[/q]
Он и пономарём-то стал только к 50 годам, до этого его к служению не подпускали. Как писал о нём Исидор: "горбатый, кривой, способный быть только батраком"...