Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9558 | Наверх ##
13 февраля 2023 9:32 pavel_lebedyan написал: [q] Меня смущает, что ни в Тамбове, ни в Липецке, где, по логике, они должны быть стопроцентно, их нет.[/q]
Вот как раз ни в Тамбове, ни в Липецке им совершенно нечего делать! Вы упускаете из виду логику формирования архивных фондов. Поскольку Крутицкая епархия была упразднена в 1788, а потом в 1800 Павел I устроил масштабную реформу церковного деления России, приведя границы епархий в соответствие губернскому делению страны, одновременно проявились две тенденции. 1. Если епархия "сохранилась" (как, скажем, Московская), то "старый" консисторский архив передавали ей, и дальше он только наращивался. Но Тамбовская епархия "молодая", а Липецкой губернии - и, соответственно, епархии - не было вообще. 2. Если "старая" епархия упразднялась (как, например, Коломенская, Крутицкая, Переславская и т.п.), то её архив тогда же обрабатывался, описывался (кстати, как правило, очень качественно) и закладывался на хранение. И теперь где-то, как говаривала моя покойная матушка, "лежит и хихикает". Место хранения "из логики" понять бывает затруднительно - в частности, архив Коломенской епархии поделён между Москвой и Тулой, Переславской - между Москвой, Ярославлем и даже немножко Тверью. Удачи Вам! Я сам заинтересован в церковной документации по Лебедянскому уезду - пра(6)дед в конце 1730-х служил управителем синодальной вотчины в Куймани. Но пока не дошли руки. Поэтому теперь буду надеяться на Вас... --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9558 | Наверх ##
13 февраля 2023 9:36 13 февраля 2023 9:53 avust У меня был такой случай. Вдова родила через 2,5 года после смерти мужа-священника Двенадцать прихожан написали кляузу, а благочинный немедленно довёл её до правящего иерея. Дело (в 1803) ограничилось епитимьёй. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | |
webbrave Сообщений: 6348 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3441 | Наверх ##
13 февраля 2023 10:06 13 февраля 2023 11:19 avust написал: [q] Полагалась ли вдовам какая-то кара за это (вроде исключения из духовного сословия или лишения пенсии)? Или на это просто закрывали глаза? [/q]
Вот и посмотрите по клировым этого прихода и нам расскажите.  Понятно, что сильно зависело от отношений внутри прихода и с благочинным и другим вышестоящим начальством. Если приход не напоминал банку с пауками (буквально вчера как раз изучал один случай с доносами друг на друга в 1897 году, который закончился одновременным отлучением от прихода священника, увольнением от духовного звания псаломщика и переводом в другой приход пономаря), а вдова не была просвирней, то вполне могли на тормозах спустить без особых последствий. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
pavel_lebedyan Начинающий
Лебедянь Сообщений: 33 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 80 | Наверх ##
13 февраля 2023 10:23 >> Ответ на сообщение пользователя ИнокКент от 13 февраля 2023 9:32 ИнокКент, спасибо! Да, вот эту логику я и пытаюсь понять, но пока логики как таковой нет  Значит, надо смотреть ЦИАМ? А в РГИА что-то может быть подобное? В РГИА вот есть Ф. 796. О. 50. Д 394 - О разборе церковнослужителей с детьми. Но что в этом деле, чёрт его знает. И вообще где искать разборы священнослужителей той же местности после 1750-х гг.? Ой, как много вопросов... | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9558 | Наверх ##
13 февраля 2023 16:02 13 февраля 2023 16:05 pavel_lebedyan написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя ИнокКент от 13 февраля 2023 9:32
ИнокКент, спасибо! Да, вот эту логику я и пытаюсь понять, но пока логики как таковой нет Значит, надо смотреть ЦИАМ? А в РГИА что-то может быть подобное? В РГИА вот есть Ф. 796. О. 50. Д 394 - О разборе церковнослужителей с детьми. Но что в этом деле, чёрт его знает. И вообще где искать разборы священнослужителей той же местности после 1750-х гг.? Ой, как много вопросов...[/q]
Почему же только чёрт?! Я тоже знаю, я с этими делами многократно работал. И нас таких на форуме десятки. В материалах разборов обычно указаны священноцерковнослужители и их дети мужеска пола - кандидаты а) в СЦС, б) в Университет или Медико-хирургическую академию (грамотные, особенно если уже учатся и знают латынь), в) в рекруты (необучаемые или хулиганьё) или 4) в светское звание (неспособные к церковной службе). Достаточно информативный источник. Несколько даже не томов, а комплектов томов по разборам СЦС "живут" в Питере, в РГИА в фонде Святейшего Синода. Несколько более ранних - в РГАДА в фонде Правительствующего Сената (в основном, в одной описи - не то 109, не то 119, простите, на память не вспомню). Там собраны материалы по всей России, вплоть до Сибири. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (3) |
pavel_lebedyan Начинающий
Лебедянь Сообщений: 33 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 80 | Наверх ##
13 февраля 2023 16:20 Примерное содержание-то разборов я знаю... А вот есть ли в них нужные населённы пункты (мои, в частности - современная Липецкая область) - вот главный вопрос. И если да, то в каких конкретных описях их искать - может, кто-то даст наводку? | | |
avust Сообщений: 854 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 664 | Наверх ##
14 февраля 2023 3:08 webbrave, ИнокКент, спасибо, буду искать клировые, если что интересного обнаружится, то обязательно напишу. | | Лайк (1) |
valeria_s Петрозаводск Сообщений: 251 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 175
| Наверх ##
14 февраля 2023 14:16 Добрый день! У меня ситуация пока не тупиковая, скорее наоборот - "витязь на распутье". Я запуталась в именах, родственных отношениях и сословиях и теперь не знаю по какому пути из двух двигаться (скорее всего проверять буду оба, но хотелось бы с приоритетным направлением определиться). Ситуация такая. Имеется у меня родной пра(4)дед Алексей Лукин. Согласно клировым ведомостям, он пономарский сын, в 1792 сам стал пономарем в Волостнонаволоцком приходе Олонецкого уезда Олонецкой же губернии. В марте 1809 он был назначен священником в соседний Хевронский приход (уезд тот же). Судя по всему, Алексей женился в 1808 году, но запись о бракосочетании не нашла ни в том, ни в другом приходе. Но зато есть запись о рождении его старшей дочери в Хевронском приходе в марте 1809 (то есть он с интервалом где-то в две недели стал и отцом и священником). Предыдущий священник Хевронского прихода с дивным именем Феофилакт Васильев все в том же марте 1809 выбыл за штат "за старостью" (на момент ухода - 73 года). Тут вроде все ясно и понятно. Первая сохранившаяся клировая по приходу датирована 1817 годом. Стала ее изучать. Имеем: священник Алексей Лукин, у него жена Стефанида Гавриилова и три дочери (1809, 1811 и 1814 года рождения, записи о рождении нашла). за штатом - священник Феофилакт Васильев (81 год), находится на проживании у зятя своего священника Алексея Лукина. Вопрос не основной, но сильно интересующий - кем тогда Стефанида Гавриилова приходится Феофилакту Васильеву? В графе про родство с причтом ни у нее, ни у мужа ничего не написано. (дополнительная информация - жену Феофилакта звали Параскева Мокеева и она умерла в 1810 году "за престарелостью"). Следующая сохранившаяся клировая датирована только 1825 годом, но сам Феофилакт умер в 1821. Так что больше про его родство ничего выяснить не удастся. Вопрос основной: где искать отца Стефаниды - Гавриила и предположительное место бракосочетания Алексея и Стефаниды (и что связывает Феофилакта и Гавриила)? Я почему-то была уверена, что будущие священники берут жен из духовного сословия и приготовилась искать по ревизиям священников некоего Гавриила (в идеале - Васильева  ). Но нашла метрику о рождении у Алексея старшего сына и засомневалась. Короткое отступление: у всех трех дочек Алексея восприемницей была крестьянская жена из деревни в том же Хевронском приходе - Екатерина Гавриилова. Жена же Алексея - Стефанида Гавриилова, дважды (в 1810 и в 1812) была восприемницей у дочерей крестьянина Василия Поликарпова из этой же деревни. Самое логичное предположение: Екатерина Гавриилова - жена Василия Поликарпова и сестра Стефаниды Гаврииловой. Но в октябре 1816 у Алексея и Стефаниды рождается наконец-то сын Филип. И восприемником у него указан "Подпорожской волости крестьянин Гавриил Петров". Деревня не указана, но Подпорожская волость - это совершенно другой, хоть и соседний, уезд (Лодейнопольский). Ну и собственно мое "распутье": пытаться найти некоего абстрактного Гавриила в духовенстве по всему уезду (или даже двух) или сосредоточиться на вполне конкретном крестьянине Гаврииле Петрове из соседней волости? Может ли он быть дедом новорожденного Филипа? Я просто не вижу никаких других причин, почему священник зовет в крестные крестьянина из соседнего уезда, когда у него под боком свойственник есть. Но тогда опять - что связывает заштатного священника Феофилакта Васильева и крестьянина Гавриила Петрова? | | |
webbrave Сообщений: 6348 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3441 | Наверх ##
14 февраля 2023 17:02 valeria_s написал: [q] Вопрос не основной, но сильно интересующий - кем тогда Стефанида Гавриилова приходится Феофилакту Васильеву? [/q]
Судя по разнице в возрасте и другому отчеству - почти наверняка внучкой. valeria_s написал: [q] Вопрос основной: где искать отца Стефаниды - Гавриила и предположительное место бракосочетания Алексея и Стефаниды (и что связывает Феофилакта и Гавриила)?[/q]
В приходе Феофилакта по логике должно быть. Там 1807-1808 гг. полностью сохранились? Если нет, то смотреть все соседние приходы за эти годы - скорее всего это будет одно дело с Хевронским приходом и смотреть только браки много времени не займет. Не исключено, что где-то прячется священник или дьячок Гавриил Феофилактович, хотя думаю скорее всего он просто на момент первой сохранившейся клировой был уже мертв и его дочь жила с дедом. valeria_s написал: [q] у всех трех дочек Алексея восприемницей была крестьянская жена из деревни в том же Хевронском приходе - Екатерина Гавриилова. Жена же Алексея - Стефанида Гавриилова, дважды (в 1810 и в 1812) была восприемницей у дочерей крестьянина Василия Поликарпова из этой же деревни. Самое логичное предположение: Екатерина Гавриилова - жена Василия Поликарпова и сестра Стефаниды Гаврииловой.[/q]
Возможный вариант, но со 100% уверенностью доказать будет очень сложно. В принципе вторые-третьи-четвертые дочери священников, особенно в удаленных приходах, нередко выходили замуж за крестьян. Так что старшая (?) Стефанида могла найти себе мужа из духовного сословия, а ее сестра Екатерина вышла замуж за крестьянина. А потом крестили детей друг друга. valeria_s написал: [q] Ну и собственно мое "распутье": пытаться найти некоего абстрактного Гавриила в духовенстве по всему уезду (или даже двух) или сосредоточиться на вполне конкретном крестьянине Гаврииле Петрове из соседней волости? Может ли он быть дедом новорожденного Филипа?[/q]
Я бы искал брак в диапазоне 1807-1808 гг по уезду. Сохранность позволяет? Искать Гавриила имеет смысл только в том случае, если сохранились исповедки и метрики за конец 18-го - самое начало 19 века. Иначе вы никогда не докажете, что это отец вашей Стефаниды. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (1) |
valeria_s Петрозаводск Сообщений: 251 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 175
| Наверх ##
14 февраля 2023 21:20 webbrave, спасибо за версию. Как-то я про внучку не подумала. Меня заклинило на варианте племянница. По крайней мере разницу в именах объясняет. А возраст можно списать на "погрешность". Я даже уже версию стала придумывать, что сестра Фефилакта (если таковая вообще есть) вышла замуж за крестьянина, а он потом любимую племянницу обратно в духовное сословие вернул. Но как-то это очень заморочно звучит. Исповедок пока не могу найти, скорее всего не сохранились. А вот метрические по уезду есть с 1794-1797 годов практически без пропусков. Так что рождение не найти, но брак по уезду можно поискать. И есть ревизия по священникам 1811 года. Думаю с нее и попробовать начать. Если Гавриил не умер до предыдущей ревизии - то как-то он ведь должен засветиться - хоть в действующих, хоть в заштатных. Скорее всего он где-то в другом приходе. В Хевронском дьяческо-пономарские должности другое семейство заняло: дедушка - заштатный пономарь, папа - действующий дьячек, старший сын - пономарь, а когда папа ушел на пенсию, его место занял младший сын. Возможно и у нас папа Гавриил свой приход оставил сыну, а дочку отправил за пожилым дедушкой присматривать. А замуж как раз в папином приходе и вышла. Тогда изучаю ревизию и ищу всех Гавриилов, всех Гаврииловичей и всех Феофилактовичей и проверяю в первую очередь их приходы. | | Лайк (1) |
|