Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7579 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4207 | Наверх ##
14 декабря 2022 23:09 ozerskaya написал: [q] А вот три дочери уже в 1859 году так и числятся: Умершего священника Михаила Магеровского жена Анна Василиева -71 дети ея Татияна - 51 Ксения -42 Улияна - 37[/q]
Бывали случаи, когда и вдовы священников находили мужей своим дочерям, так чтобы они заняли место умершего священника. Жаль, что мы в таких случаях ничего не знаем о этих людях, какими они были вообще? У меня есть пример начала 19 века, когда место умершего священника его сыновья не заняли: один при этой же церкви остался дьячком, второй пономарем. Я думаю, что они просто по каким-то своим личным качествам не подходили на место священника. Как минимум, священник должен уметь внятно и связно говорить, чтобы читать проповеди. А потом сын этого дьячка там же остался дьячком, а сын пономаря - стал священником в церкви неподалеку, т.е. ему качества деда передались. Дочерям, конечно, не настолько важны личные качества - и поэтому про них вообще почти невозможно такое найти. Однако, Марию выдали замуж (вероятно), а более старшую Татьяну - нет. Почему? А ответ вряд ли найдется, увы... (((( --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7579 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4207 | Наверх ##
14 декабря 2022 23:18 webbrave написал: [q] Что же они 11 лет делали тогда? a_003.gif Это же на Храм Христа Спасителя. Небольшая деревенская церковь. [/q]
Вот именно. Это на Храм Христа Спасителя всем миром деньги собирали. А тут - небольшой деревенский приход. Небогатый. Где взять столько денег? У меня есть такой случай: помещица владелица села составила завещание, повелев своим сыновьям выстроить в селе новую церковь. Распоряжения оставила самые четкие: в течение 8 лет со дня ее смерти с доходов на имение построить церковь в честь Архангела Михаила, а после того, в течение 10 или 15 лет обустроить там два придела, в честь святителя Николая и великомученицы Варвары. Завещание явили в суде в 1862 году. Построили церковь к 1869-му. Освятили - в 1880-м. Так что, вероятно, там было чем заниматься, после непосредственно постройки. --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | Лайк (3) |
Intellectual70 лейб-гвардеец
Россия Сообщений: 973 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 873 | Наверх ##
16 декабря 2022 13:35 Intellectual70 написал: [q] Intellectual70 написал:
[q] Доброе утро, форумчане!
Нужны свежие идеи.
Место действия - Саратовская губерния (в настоящее время, территории находятся в Саратовской и Пензенской областях) Искомое - брак дочери священника с государственным крестьянином. Следует отметить, что дочь священника является выпускницей СЕЖУ. Год её рождения - 1870 Год бракосочетания (предполагаемый) - 1888 Год рождения первенца - 1889. Родители - законные муж и жена Что было исследовано (по обращениям в различные архивы): 1) метрическая книга церкви за 1888 г. в будущем месте рождения первенца. В последующем - семья живёт здесь постоянно; 2) метрическая книга церкви по месту служения отца невесты за 1888 год; 3) метрическая книга церкви за 1888 год, где служение осуществляли однофамильцы жениха (располагалась в пределах 20 км от места служения отца невесты); 4) метрическая книга церкви за 1888 год по месту жительства родителей жениха.
По всем обращениям в архивы (Саратовской и Пензенской областей) получены отрицательные ответы.
[/q]
Обновление. Исследованы по 1885 год включительно: 1) Метрические книги церкви по месту служения отца невесты; 2) Метрические книги церкви, где служение осуществляли однофамильцы жениха (располагалась в пределах 20 км от места служения отца невесты). Бракосочетание не обнаружено.
P.S. Все пути теперь ведут на территорию Саратовской губернии и Саратовской области. Есть ли желающие протянуть руку дружеской помощи при посещении государственного архива Саратовской области?[/q]
Обновление. Исследованы также МК церкви, где пересеклись носители двух данных фамилий (т. е., 5-ое место поиска), а, соответственно, остаётся только 2 церкви Саратовской губернии (области) и их МК за 2 года. Да здравствуют фонды ГАСО! --- Честь и Слава
Потомок Саратовской ветви князей Енгалычевых
| | |
annafilippova Санкт-Петербург Сообщений: 176 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 125 | Наверх ##
16 декабря 2022 18:29 >> Ответ на сообщение пользователя G_Spasskaya от 14 декабря 2022 23:18 У меня тоже в семейной истории есть что-то подобное. Только я не настолько четко знаю. Однако исследователь края пишет, что церковь в селе нашем была построена на средства двоюродной сестры моего прямого предка. К сожалению, более подробно я не знаю, а исследователя этого недавно не стало, не успела я с ним пообщаться. Но приятно, что церковь недавно восстановили. Теперь мечтаю побывать. --- Филипповы (Могилевский)
Матросовы (Весьегонский),
Авраамовы, Булгаковы, Беккер, Черемисиновы (Старооскольский, Рыльский),
Сум, Нейман, Lebzien, Сомрековы (Петербург)
Головановы (Козельский) | | |
annafilippova Санкт-Петербург Сообщений: 176 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 125 | Наверх ##
16 декабря 2022 18:32 >> Ответ на сообщение пользователя G_Spasskaya от 14 декабря 2022 23:18 Кстати, в этой же статье написано было, что " В 1892 г. в храм был назначен диакон Владимир Александрович Спасский, дедушка чемпиона мира по шахматам Бориса Спасского". Увидела фамилию, это не ваш родственник? Кстати, мне эту ссылку кто-то прислал здесь на форуме. --- Филипповы (Могилевский)
Матросовы (Весьегонский),
Авраамовы, Булгаковы, Беккер, Черемисиновы (Старооскольский, Рыльский),
Сум, Нейман, Lebzien, Сомрековы (Петербург)
Головановы (Козельский) | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7579 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4207 | Наверх ##
16 декабря 2022 22:28 annafilippova написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя G_Spasskaya от 14 декабря 2022 23:18
Кстати, в этой же статье написано было, что " В 1892 г. в храм был назначен диакон Владимир Александрович Спасский, дедушка чемпиона мира по шахматам Бориса Спасского". Увидела фамилию, это не ваш родственник? Кстати, мне эту ссылку кто-то прислал здесь на форуме.[/q]
Увы, нет. Спасский - это очень распространенная священническая фамилия, в каждой епархии, да в каждом уезде были свои Спасские и Спасопреображенские церкви, в которых в свое время появились представители этой фамилии. А еще у евреев эта фамилия распространена - у них она географического происхождения (также как Житомирский, Бердичевский и пр.) --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | Лайк (1) |
avust Сообщений: 854 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 662 | Наверх ##
17 декабря 2022 8:03 17 декабря 2022 8:04 Здравствуйте! В клировой у моего предка указано, что он служил в селе N дьячком. Смотрю МК села за те годы, ни одной подписи моего предка, зато есть подписи другого дьячка (хотя по штату был положен всего один дьячок). Уже даже начал думать, что то ли село не то смотрю, то ли в клировых ошибка.
Однако потом встретил запись о рождении сына у моего предка, где он указан именно как дьячек этого самого села. Как так, при церкви служил, но метрические книги не подписывал? Кстати, у дьякона и священника той церкви похоже та же ситуация, попадаются в восприемниках, но их подписей в книгах нет, расписывались другие священник с дьяконом.
На всякий случай, речь идет об Оренбургской епархии в 1830х годах. Церковь в селе была одна единственная. Клировые по селу за 1830е годы не сохранились. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2518 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9519 | Наверх ##
17 декабря 2022 8:42 >> Ответ на сообщение пользователя avust от 17 декабря 2022 8:03 Если "у дьякона и священника той церкви та же ситуация", то самое простое объяснение - церковь была двуприходная, и метрики одного из приходов не сохранились. Практика была разная. Скажем, в Калязине причт Николаевского собора вёл единую метрическую книгу и четыре (!) разных исповедных ведомости, а в Покровской церкви г. Меленки Владимирской губернии, наоборот, была единая исповедка, но три отдельных метрических книги. Вот и у Вас, очевидно, велись две тетради с метрическими записями, но сохранилась только одна... --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (7) |
Klim2018 Сообщений: 29656 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31522 | Наверх ##
17 декабря 2022 9:29 annafilippova написал: [q] В 1892 г. в храм был назначен диакон Владимир Александрович Спасский, дедушка чемпиона мира по шахматам Бориса Спасского".[/q] Протоиерей Владимир Спасский из Тима уже неоднократно привлекал к себе внимание курских историков и журналистов. Интересовались им и как деятельным пастырем, и как дедушкой десятого чемпиона мира по шахматам Бориса Спасского, и как членом IV Государственной Думы, и как жертвой политических репрессий. Об отце Владимире писали Ю. В. Донченко, Л. Н. Штукина, В.Г. Карнасевич и другие авторы. Наиболее подробно жизненный путь этого священника проследил А.А. Шумков, составивший генеалогическое древо рода Спасских и посвятивший ему ряд публикаций. Большую работу по сохранению памяти о своем земляке проводят сотрудники Тимского краеведческого музея. Настоящий очерк – попытка свести все сведения о жизни протоиерея Владимира Спасского в одно целое. Основные тексты документов из Российского Государственного исторического архива и Государственного архива Курской области здесь цитируются по публикациям исследователей, которые ввели их в научный оборот. Ценным источником информации о судьбе священника является следственное дело 1930 года, хранящееся в архиве УФСБ по Курской области. Знакомство с материалами этого дела позволило нам прояснить многие лакуны в биографии отца Владимира. Но появились новые вопросы. Поэтому данный очерк не следует считать окончательным вариантом жизнеописания знаменитого тимского пастыря. Член Государственной Думы Протоиерей Владимир Александрович Спасский родился 20 мая 1869 года в семье священника Димитриевской церкви села Гриневка Щигровского уезда Курской губернии. В 1892 году он окончил Курскую Духовную семинарию (по первому разряду) и был рукоположен в сан диакона к Знаменскому храму [Здание храма уцелело, но находится в аварийном состоянии] села Знаменка Старооскольского уезда (ныне Горшеченского р-на Курской обл.). ... https://ru.rodovid.org/wk/%D0%...%8C:925869. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
avust Сообщений: 854 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 662 | Наверх ##
17 декабря 2022 18:46 ИнокКент написал: [q] Если "у дьякона и священника той церкви та же ситуация", то самое простое объяснение - церковь была двуприходная, и метрики одного из приходов не сохранились.[/q]
Спасибо за ответ! А какие еще возможны объяснения? Версия про двуприходную церковь меня немного смущает. Церковь была построена в 1832 году, а метрические книги, о которых идет речь, за 1832-1835 годы. Неужели в новую и единственную в селе церковь надо было сразу два штата назначить? Переизбытка СЦС в тех краях (Бугурусланский уезд) как будто тоже не было, частенько встречаются праздные места. Еще в клировых 1840х годов ничего про два прихода не сказано, по штату один священник, дьякон, дьячек и пономарь. Да и приход небольшой, меньше 1000 человек прихожан, казалось бы, зачем там второй штат. | | |
|