Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
pavel_lebedyan Начинающий
Лебедянь Сообщений: 33 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 80 | Наверх ##
13 декабря 2022 12:52 Вопрос с фамилиями очень интересный, хотя меня сейчас интересует более ранний период. Вот, например, в нач. XVIII в. в храме служат два священника - Карп Иванов и Кондратий Иванов. Разница в возрасте - примерно 10 лет (Карп - старший). Но внуки одного в сер. XVIII века пишут себя под фамилией "Верёвкин", а внуки другого - под фамилией "Климонтов". Как понять, Карп и Кондратий - родные братья или нет? С учётом того, что потомки обоих в течение всего XVIII века служили в этом же храме на разных должностях, в том числе чередовались друг с другом в наследовании церковного "престола". А до Карпа и Кондратия во 2-й пол. XVII века в храме служил поп Иван - и Кондратий (который младший) пишет, что в наследство от отца, этого самого попа Ивана, ему достались церковные бобыли (правда, к тому времени все или разбежались, или поумирали). А у Карпа тоже есть церковные бобыли, но он их понакупил у "соседей" по приходам. То есть это люди, которые явно достались ему не от попа Ивана... | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2516 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9515 | Наверх ##
13 декабря 2022 12:56 160562 Разумеется, мог. Если "офамиливали" бесфамильных, могли придумать всё что угодно. Но очень многие фамилии давали и "от противного". Скажем, в классе шестеро Успенских (у меня такое было), различать по номерам двух-трёх ещё можно, но шестерых - это перебор, и отроков начинают переименовывать. И если один из них скажет, что, мол, отец у него Успенский, а дед и прадед звались какими-нибудь Брюхоногими, ему с удовольствием "вернут" родовую фамилию - лишь бы была благозвучна. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (2) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2516 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9515 | Наверх ##
13 декабря 2022 13:02 pavel_lebedyan написал: [q] Как понять, Карп и Кондратий - родные братья или нет?[/q]
Вопрос первый - в позднейших метрических книгах нет ли венчаний их потомков? Раз семьи долго жили при одной церкви. Если, скажем, сын одного женился на внучке другого - они почти наверняка не братья. Вопрос второй - не сохранились ли материалы разборов духовенства? Там часто писали о родственных связях. Вопрос третий - нет ли дел о назначении на должность, если не их самих (всё-таки начало XVIII века), то детей или внуков? Там тоже часто писали, кому из причта родственник. Удачи! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (1) |
pavel_lebedyan Начинающий
Лебедянь Сообщений: 33 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 80 | Наверх ##
13 декабря 2022 13:27 ИнокКент написал: [q] pavel_lebedyan написал:
[q] Как понять, Карп и Кондратий - родные братья или нет?
[/q]
Вопрос первый - в позднейших метрических книгах нет ли венчаний их потомков? Раз семьи долго жили при одной церкви. Если, скажем, сын одного женился на внучке другого - они почти наверняка не братья. Вопрос второй - не сохранились ли материалы разборов духовенства? Там часто писали о родственных связях. Вопрос третий - нет ли дел о назначении на должность, если не их самих (всё-таки начало XVIII века), то детей или внуков? Там тоже часто писали, кому из причта родственник. Удачи![/q] ИнокКент, на все три вопроса однозначный ответ нет. Несмотря на то, что церковь Лебедяни (Покровская), по которой, в принципе, за этот период можно найти неплохую информацию, конкретно по Покровской информация практически нулевая. Но меня обнадёживает, что родственных (брачных) пересечений между ними в течение следующих почти сто лет не наблюдается. Я узнавал о духовных разборах по этой церкви - как говорят, ничего нет. Более того - нигде не могу найти клировые ведомости нач. XIX века по этой церкви - клировых тоже нет. Да что говорить, сама церковь-то не сохранилась... | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2516 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9515 | Наверх ##
13 декабря 2022 14:32 pavel_lebedyan написал: [q] ИнокКент, на все три вопроса однозначный ответ нет.[/q]
В РГАДА фонд Сената тоже отсмотрели? --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | |
pavel_lebedyan Начинающий
Лебедянь Сообщений: 33 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 80 | Наверх ##
13 декабря 2022 15:19 ИнокКент написал: [q] pavel_lebedyan написал:
[q] ИнокКент, на все три вопроса однозначный ответ нет.
[/q]
В РГАДА фонд Сената тоже отсмотрели?[/q]
Да - ничего не нашёл | | |
webbrave Сообщений: 6303 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3399 | Наверх ##
13 декабря 2022 22:54 13 декабря 2022 22:54 Вопрос знатокам, может кто сталкивался.
Киевская епархия, Васильковский уезд. Церковь, согласно клировым ведомостям, полностью сгорела в 1825 году. Новую построили только в 1836 году, а освятили ее еще позднее - в 1843 году (!).При этом все это время велись клировые от имени сгоревшего прихода (так и писалось - сгоревшей Троицкой церкви, причем даже после строительства новой в 1836 году и все 7 лет пока она стояла неосвященной), бесперебойно велись метрики и исповедки, т.е. приход сохранился, как отдельная административная единица, священник и весь причт остались на месте.
Сразу несколько вопросов:
- известно, что сохранившиеся ценности перенесли в соседний приход. А как с таинствами и богослужениями? Их могли вести у соседей "на правах погорельцев"? Приход был 150 дворов, более 1 200 прихожан. Как это обычно происходило в таких случаях? Тем более, что длилось это много лет, вероятно было какое-то долгосрочное решение проблемы.
- почему такой огромный срок между строительством и освящением? Чего могли ждать так долго? --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
arina-R | Наверх ##
13 декабря 2022 23:21 webbrave написал: [q] вероятно было какое-то долгосрочное решение проблемы[/q]
Вероятно, было временное сооружение, освященное малым чином, где и проводились службы. webbrave написал: [q] между строительством и освящением? Чего могли ждать так долго[/q]
Приезда архиерея. Допустим, благословение на строительство давал один, а освятить не успел. Почил или перевели. Приехал новый, пока суть да дело... | | Лайк (2) |
webbrave Сообщений: 6303 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3399 | Наверх ##
13 декабря 2022 23:37 13 декабря 2022 23:38 arina-R написал: [q] Вероятно, было временное сооружение, освященное малым чином, где и проводились службы.[/q]
Логично. В клировых про это ни слова, хотя они довольно подробные и сохранились почти полностью за этот период. arina-R написал: [q] Приезда архиерея. Допустим, благословение на строительство давал один, а освятить не успел. Почил или перевели. Приехал новый, пока суть да дело...[/q]
Похоже. Освящал храм архимандрит Евсевий, бывший ректор Киевской Духовной Семинарии. https://drevo-info.ru/articles/11742.htmlБольшой человек. Такого и 7 лет можно ждать. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (1) |
Luba1963 Москва Сообщений: 227 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 1903 | Наверх ##
14 декабря 2022 2:26 webbrave написал: [q] почему такой огромный срок между строительством и освящением? Чего могли ждать так долго?[/q]
Если судить по Переяславско-Бориспольской епархии, то большой срок между постройкой и освящением храма - нередкий случай. Вновь построенная церковь должна была быть полностью благоустроена, нужно было приобрести всё необходимое для богослужений. Средства на это в небогатых приходах собирались годами. Получение антиминса требовало дополнительных согласований. Кроме того, приходской священник сам не мог освятить свой храм. Освящению предшествовали длительные бюрократические процедуры. Посылалось доношение из прихода в местное духовное правление, оттуда, после проверки наличия в храме всего необходимого, в епархию посылался запрос на выдачу благословительной грамоты на освящение. У меня имеется подборка документов об освящении походной Покровской церкви 1-го Компанейского охочекомонного полка, в котором служил полковым священником мой пра(6)дед Марк Зеленский. Всего-то два года с небольшим потребовалось для того, чтобы освятить новую походную церковь-палатку. В доношении епископу Переяславскому и Бориспольскому Гервасию от февраля 1764 года полковой иерей подробно расписывает, как старая «от давних годов купленная палатка от бываемых дождов, стуж и ненастий в обветшалость пришла и ко употреблению на церковь неспособна, так и иконостас старый обветшал», и «на место тех от командирей того полку на церковь купленно новую добрую палатку и иконостас другой нов устроен», и просит о выдаче на освящение новой палатки архипастырского благословения. Резолюция епископа: «Во Имя Господне палатку и иконостас новые освятить благословляем». Следующее доношение полкового священника епископу Гервасию датировано январём 1765 года. В нем иерей Марк излагает, как в прошлом 1764 году явился он в силу определения епископа к криловскому протопопу Симеону Петрову, который «хотя и намеревал было зараз показанную палатку и иконостас освящать, однак тогда ещё мало что оная палатка ко освящению неприуготовлена была...», «когда же совершенно оная палатка приуготовлена была, то между тем уже показанный протопоп умре» и «по таковым причинам» он вновь на освящение той же палатки архипастырского благословения просит. Далее следует доношение от апреля 1766 года, поданное епископу Гервасию правителем Елисаветградского духовного правления иереем Василием Логовиком, который свидетельствует, что в старой полковой Покровской церкви, «которая вовсе обветшала», «по священнодействию подлежащие потребности... все в наличности имеются», и просит на освящение новосооружённой полковой церкви архипастырское благословение выдать. Документ подкрепляется прошением полковника Кодинца «означенную церковь освятить, яко без священнодействия в оной в христианских потребностях воинским служителям всекрайнейшая нужда состоит». Наконец, о радость! Июня 23 дня 1766 года «показанная полковая церковь в слободу Аджамку прислана и по чину православной восточной церкви освящена». --- Кульчак(Москва), Зеленский,Чубов,Ержковский,Гвоздевич,Павловский, Сагайдак, Прудкой(Полтавск. г.), Сучков(Пичаево Тамбовск. г.), Бобиков,Стрельцов,Сычов(Моршанск), Бучев,Попов(Богородицк. у. Тульск. г.; д.Тарасовка Моск. о.), Разин, Головинкин(Пушкинск. р-н Моск. о.), Забудкин,Исупов(Алма-Ата) | | Лайк (2) |
|