Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2528 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9587 | Наверх ##
21 октября 2022 14:34 valeria_s, webbrave Коллеги! У меня священноцерковнослужителей - ровно четверть древа, более 130 только прямых предков, с "боковиками" - свыше полутора тысяч в двенадцати епархиях: Московская (плюс Коломенская, Крутицкая, Переславская), Тверская, Казанская, Симбирская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Смоленская, Черниговская, Херсонская, Таврическая, Кишинёвская. На глубину около 300 лет - два венчания далёких свойственников (без нарушения канонов). И ни одного (ни одного!) брака хотя бы с подозрением на нарушение. Так что едва ли это сможет "войти в норму"... --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (5) |
webbrave Сообщений: 6371 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3467 | Наверх ##
21 октября 2022 14:57 ИнокКент написал: [q] valeria_s, webbrave Коллеги! У меня священноцерковнослужителей - ровно четверть древа, более 130 только прямых предков, с "боковиками" - свыше полутора тысяч в двенадцати епархиях: Московская (плюс Коломенская, Крутицкая, Переславская), Тверская, Казанская, Симбирская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Смоленская, Черниговская, Херсонская, Таврическая, Кишинёвская. На глубину около 300 лет - два венчания далёких свойственников (без нарушения канонов). И ни одного (ни одного!) брака хотя бы с подозрением на нарушение. Так что едва ли это сможет "войти в норму"...[/q]
Впечатляет. С другой стороны сами же пишите, что аж 12 епархий. То есть длинная скамейка запасных была. В моем случае наоборот такое впечатление, что поколение из поколения целенаправленно женились на соседях в рамках двух-трёх уездов Киевской губернии. Ни одного брака на чужаке нет за 200 лет. Каста настоящая. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
valeria_s Петрозаводск Сообщений: 251 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 177
| Наверх ##
21 октября 2022 15:27 ИнокКент речь не сколько про браки, сколько о том, что в различных родах обязательно какое-то пересечение в родне найдется. Вот сейчас изучаю клировую по приходу где мой очередной трижды прадедушка был дьячком. В графе про родство написано - "священниковой жены племянник". Может дело как раз в том, что мои наоборот все мало того что в одной епархии (причем явно не самой большой), так еще и практически в одном уезде все сосредоточены, с отдельными переходами в соседние уезды. Вероятность родства больше. ("Королевство маловато"). | | |
valeria_s Петрозаводск Сообщений: 251 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 177
| Наверх ##
21 октября 2022 15:53 webbrave, аналогичная ситуация. У меня из всех найденных родственников предков пока только трое ушли "на сторону" в соседние губернии в 1820-30-е годы и вот с ними и их потомками вообще никаких пересечений не наблюдается. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2528 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9587 | Наверх ##
21 октября 2022 15:56 21 октября 2022 15:59 valeria_s, webbrave Я как раз вёл речь о браках. Так-то все церковники очень часто повязаны теми или иными завязками. Я уж молчу, что помимо кровного родства было же ещё и духовное - они всё время крестили детей друг друга, и здесь тоже сразу появлялись серьёзные ограничения на последующие браки...
Мои тоже женились практически всегда в пределах сословия. Во всех епархиях, кроме Казанской, случаи венчания женихов духовного звания с купеческими, мещанскими, а до известного синодского указа - и с крестьянскими дочерями можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. А вот в Казани (можете сами посмотреть метрики у мормонов) тенденция почему-то совершенно противоположная - в начале XIX века по году, который меня интересовал, из более чем двадцати городских браков действительных церковнослужителей или выпускников семинарии только два - "на своих", все остальные - от мещанок до княжны...
Основных "источников" для поиска невесты, как правило, два (или три, как считать). Либо соседки - в своём или смежных приходах. Либо сёстры однокашников по училищу или семинарии, atque дочери бывших сослуживцев или однокашников отца, в крайнем случае кого-то другого из близких родственников. А это уже бредень, раскинутый минимум на несколько уездов.
P.S. Я вот сейчас подумал: возможно, распространившаяся во второй половине XIX века практика периодических переводов священноцерковнослужителей не просто в другой приход, но, как правило, в другой уезд, и обычно не соседний, были связана - хотя бы отчасти - именно с потребностью выйти за пределы близкородственного круга, "расширить ареал" поиска женихов? У меня в Симбирской епархии один дьячок-псаломщик-дьякон-священник, кстати, с шестью дочерьми, за четверть века сменил 18 мест службы! Нужно проверить, коррелирует ли вероятность перевода с количеством дочерей на выданье. Математики, вам слово... --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (6) |
annafilippova Санкт-Петербург Сообщений: 176 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 125 | Наверх ##
23 октября 2022 15:20 Я как-то писала о своих священниках Клевенских конца 18 века. В одном из дел, полученных из архива, есть уточнение. В селе Надейка Рыльского уезда Курской губернии в 1775 г родился один из сыновей священника Якова. Церковь та не сохранилась, но заново было построено здание в конце 19 века. --- Филипповы (Могилевский)
Матросовы (Весьегонский),
Авраамовы, Булгаковы, Беккер, Черемисиновы (Старооскольский, Рыльский),
Сум, Нейман, Lebzien, Сомрековы (Петербург)
Головановы (Козельский) | | |
bobzver https://vysokovskaya.cerkov.ru/ Сообщений: 2251 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1179
| Наверх ##
27 октября 2022 15:01 Уважаемые коллеги о каком депутатстве идет речь? встречал неоднократно в случае СЦС, забывал выяснить
318. ф. 160, оп. 14-3, д. 2160 (1820) Об отрешении Благочинного священника Алексея Иванова от благочиннической должности (10 л) л. 1 -1об Старицкое духовное правление характеризует [Алексея Иванова] в поведении только порядочном, а не честным и добрым; до нас же неоднократно доходили словесные жалобы на нетрезвую его жизнь, а при том по личному моему испытанию оказался он неблагонадежным к верному отправлению благочиннической должности, по сим обстоятельствам предлагается заменить его надежнейшим для чего и представить двух кандидатов. 16 сентября 1820 + сведения о недоработках Алексея + биографическая справка 39 лет В 1802 – назначен в село Нестеровское Старицкого уезда 1810 – переведен в село Лотошино 1811 – назначен депутатом 1813 – уволен из депутатов, назначен благочинным Далее дело посвящено выбору одного из двух кандидатов --- https://rutube.ru/video/ff2317cc5de488ec931feaed6fd50c16/
https://vysokovskaya.cerkov.ru/
помочь храму - перевод по QR коду в банковском приложении на счет религиозной организации
| | |
webbrave Сообщений: 6371 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3467 | Наверх ##
27 октября 2022 15:46 bobzver написал: [q] о каком депутатстве идет речь?[/q]
Епархиальных съездов духовенства --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (1) |
Natalia Prokofieva Великий Новгород Сообщений: 897 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 397
| Наверх ##
2 ноября 2022 17:16 Atkara-EV написал: [q] Вы все чрезвычайно усложняете. Для начала стоит посмотреть всего одно дело. Известен монастырь, куда постригся предок - это Владимирский Рождественский монастырь. Вы же сами писали, что имеется список монахов за нужный год. Известен возраст предка.[/q]
Я столько тут вопросов позадавала на тему, как узнать имя в постриге бывшего священника. Советов было - спасибо всем -много. Прислушалась! Хочу поделиться, что удалось узнать о моем предке, священнике Суздаля, по сведениям из РС 1811 года в 1798 году "выбывшем в монашество Владимирского архиерейского дома". Посмотрела все-таки для начала имеющееся в ГАВО оцифрованное дело за 1802 год- ведомость о монашествующих Владимирской губернии, как Вы рекомендовали, чтобы не усложнять поиск имени в монашестве. Ну, хотя бы попробовать "угадать" монашеское имя по первой букве. Рождественского монастыря, который был при архиерейском доме , в деле не оказалось, но вот архиеерйский дом -да, есть! Только , к сожалению, по всем монастырям в ведомостях есть подробнейшие сведения о монашествующих, бельцах и послушниках, с указанием имени до пострига. Аа по архиеерйскому дому только список из 8 человек: эконом, казначей, духовник, 2 иеромонаха, иеродьякон и послушник. А о них-ничего, только монашеские имена. Atkara-EV написал: [q] На 90% монашеское имя начинается на ту же букву, что и мирское. Ну сколько будет в монастыре подходящих людей?
[/q]
Вот только ни одного на букву "Д". Мирское имя нашего священника -Дмитрий. То есть этот короткий путь посмотреть дело результата не дал . Зато нашла в РГИА в фонде Синода за 1799 год дело (аж, глазам своим не поверила) "По донесению преосвященного Викттора, Епископа Владимирского, о пострижении находящегося в архиеерейском доме КАЗНАЧЕЯ вдового священника Дмитрия Никитина в монашество". Заказала, посмотрела! НО оказалось что это просто с декабря 1799 по май 1800 переписка Владимирского епископа с Синодам по вопросу пострига... Есь рапорт из архиеерейского дома, что Указ Синода с разрешением на посриг о том, что "надлежайшее исполнение указа учинено быть имеет". Указ от 30 апреля, рапорт -от 13 мая. И все! Самого какого-нибудь документа о постриге с именем нет. Единственное, как мне кажется, полезная из этого дела информация, что Дм..Ник. - казначей архиерейского дома в 1800 году. Но ведь он еще не принял постриг. Тогда как? А вот он ли казначей в ведомости архиерейского дома за 1802 год, непонятно. Там имя казначея - Мисаил. И я опять с вопросом к знатокам темы. Мог ли казначеем быть находящийся в монастыре священник до пострига? И что еще можно и как поискать, чтобы все-таки попытаться узнать, с каким именем принял постриг мой предок? Я посмотрела в РГИА описи фонда Стнода за 1800-1801 годы. Думала, вдруг встретится , например, рапорт Владимирского епископа об исполнении Указа Синода. Но, увы.. Кстати, в этом фонде 796 много документов по разным епархиям с "доношениям" епископов о пострижении в монашество. Может, кому эта информация и пригодится здесь. --- Шиповские, Альбицкие и Вознесенские(Суздаль и уезд), Симбирцевы(Ст-Петербург, Ульяновск), Блиновы (Ярославская губ., Новгород),Шарецкие(Новгород, Шарья,Менюша,КОМИ, Мурманск), Осиновские и Сретенские (Медведь), Коковашины (Ст. -Пет.), Фейфер (Чудово, Тверь),
ПустЪ/ Пустовы (Чудово, М. Вишера, Но | | Лайк (1) |
corian55 Екатеринбург Сообщений: 4161 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11221 | Наверх ##
2 ноября 2022 18:01 Natalia Prokofieva написал: [q] Единственное, как мне кажется, полезная из этого дела информация, что Дм..Ник. - казначей архиерейского дома в 1800 году. Но ведь он еще не принял постриг. Тогда как?[/q]
Точного ответа не знаю, но... В свое время нашел дело о пострижении в 1750 году в монашество вдового дьякона Якова Кондакова, Это мой пра(6 раз)дед. И тоже был разочарован. Там не было указано имя, как его наименовали в монашестве! А было буквально следующее: По желанию и по прошению онаго вдового диакона Иакова Кандакова постричь в монашество наименовав его < > и записать имя ево с надлежащим по форме обстоятельством в табель, в какой монастырь определен он будет в послушание по собственному нашему разсмотрению. И о пострижении ево с протчими обыкновенно в Святейший Правительствующий Синод репортовать. К постригу первый во искус [?] Сильвестр Митрополит Сентября 4 1750 И был в том деле еще Указ: Указ наш архиерейский Тобольского Знаменского монастыря честному архимандриту Порфирию Сего 1750 году сентября 4 дня по разсмотрению нашему, а по поданному города Сургута соборной Троицкой церкви вдового диакона Иакова Кандакова прошению о пострижении по желанию ево в монашество, определено отослать ево Кандакова для содержания во искусе в Тобольской Знаменской монастырь к Вам честному архимандриту Порфирию при указе которой при сем и послан, котораго по принятии содержать Вам в послушаниях по разсмотрению Вашему неисходно и по искушении ево постричь в монашество, а как он при подстрижении ево преимянован будет, о том, также и о протчем, что потребно ко внесению о монашествующих в табель, репортовать нам с обстоятельством писменно. И честному архимандриту Порфирию учинить по сему нашему указу.Возможно, ваш Дмитрий Никитин тоже содержался "во искусе", будучи казначеем. --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него. | | Лайк (1) |
|